Методика воспитания детей: Методы воспитания детей

Содержание

8 методик воспитания детей. Обзор

Научно-обоснованные методики

Методика Марии Монтессори

 

Кто такая

Мария Монтессори — в определенном смысле женщина-революционер. Ее отец не хотел, чтобы она получала образование, но несмотря на это она блестяще окончила школу и получила 2 высших образования.
Она окончила медицинский факультет Римского университета, где стала первой девушкой-врачом и позже поступила на факультет философии.

Первые идеи по методике воспитания появились, когда Мария подрабатывала в больнице при университете. Там она столкнулась с особыми детьми и стала разрабатывать идею по развитию таких детей в специально оборудованной среде. Позже она переработала свою методику под обычных детей.

Как воспитывать

Методика воспитания по Марии Монтессори основана на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям.

Система четкая и разработана до мельчайших деталей. Состоит из трех основных частей: ребенок, среда, воспитатель. Важен именно такой порядок. Задача воспитателя лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной среде обучения.

Среда — это специальные Монтессори-классы. Просторное помещение разбито на 6 зон.

  1. Практическая жизнь — здесь собраны всякие бытовые предметы для развития мелкой и крупной моторики и получения простых навыков заботы о себе.
  2. Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
  3. Математическая — предметы для обучения счету и простым вычислениям.
  4. Языковая — чтение и письмо.
  5. Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
  6. Гимнастика — физическое развитие.

В системе Монтессори дети делятся на три возрастные группы:

  1. от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию основных навыков
  2. от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя
  3. от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, строит логические цепочки, увязывает факты, выстраивает общую картину мира.

Темп освоения материала, переход из класса в класс определяется только возможностями ребенка. Усвоил материал за полгода — хорошо, за 2 года — тоже хорошо.

Монтессори-школы сейчас распространены, их можно найти в любом более менее крупном городе мира. Например, самая большая Монтессори-школа находится в Индии.

Что почитать

  • 60 занятий по методике Марии Монтессори. Автор Мари-Элен Пляс
  • Методика раннего развития Марии Монтессори. Автор: Виктория Дмитриева
  • Помоги мне это сделать самому. Автор Мария Монтессори

Недостатки

Недостаток методики — дороговизна. Обусловлено это высокой стоимостью подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специальных дидактических материалов.
Не предусмотрено подвижных и сюжетно-ролевых игр, упор делается на развитие мелкой моторики, логики и аналитического мышления.

Монтессори-школы конечно дорогие, но применять эту методику можно и в домашних условиях. Реально оборудовать такую комнату и дома. Потратиться все равно придется, но зато один раз. Вот, посмотрите эту видео-инструкцию, как организовать монтессори-класс в домашних условиях, если вдруг этого видео недостаточно, то смотрите все, что будут рядом в выдаче и найдете подходящий вариант.

Методика А. Н. Макаренко

Кто такой

ЮНЕСКО включил Макаренко в список из 4 педагогов (Монтессори, Дьюи, Кершенштейнер), которые определили способ педагогического мышления в 20 веке.
Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников и малолетних преступников полноценных членов общества.

Как воспитывать

Не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика, но это особо не помешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.

Методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.

  1. Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа не подготовительный этап.
  2. Детей должен объединять коллектив. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
  3. У коллектива должны формироваться традиции большие и маленькие, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.
  4. Дети принимают решения и отвечают за них. По Макаренко жизнь и досуг группы определяет сама группа. В каждой группе голосованием выбирается старший. Старший группы занимает свой пост всего полгода и только один раз.
  5. Дети должны трудиться. Макаренко считал, что труд — это необходимая часть воспитания, но труд должен быть обоснованным. Ребенок должен знать, ради чего он работает, что даст ему эта работа или кому она поможет.
  6. Педагог, родитель и воспитатель должны быть искренними по отношению к детям. Нельзя использовать шантаж как инструмент управления. То есть, в любой конфликтной ситуации припоминать ребенку его прошлые ошибки нельзя.
  7. Дисциплина — это не метод воспитания, а его результат. Макаренко говорил так: «Наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли».

Что почитать

  • Педагогическая поэма. Автор А. С. Макаренко
  • Книга для родителей. Автор А. С. Макаренко

Недостатки

В основном критикуют за то, что Макаренко выделял трудовую дисциплину, как одну из главных составляющих воспитания, но нельзя забывать когда и для кого была разработана методика.

Методика Рудольфа Штайнера

Кто такой

Рудольф Штайнер — доктор философии, педагог, лектор, основоположник антропософии. Это религиозно-мистическое учение, цель — открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека.
Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе». На антропософии основывается методика воспитания Штайнера, которая более известна, как Вальдорфская школа.

Как воспитывать

Не нужно много требовать. Задача родителей и школы вырастить гармоничную разностороннюю личность, а не вундеркинда. Знания, которые получает ребенок напрямую зависят от его возраста.

  • Учитель в школе и родители дома, должны быть для ребенка авторитетом и примером для подражания.
  • Каждый день ребенок должен получать новый практический опыт из той или иной сферы жизни.
  • Нужно воспитывать в ребенке самостоятельность.

Чтобы лучше понимать, что из себя представляет методика Штайнера, лучше всего ознакомиться с принципами преподавания Вальдорфской школы.

Методика преподавания основывается на принципе «неопережения» развития, но при этом ребенку предоставлены все возможности для развития в удобном для него темпе.
Обучение начинается с 7 лет, длится 11-12 лет. На первые 2-3 года академические предметы откладываются на второй план.

День учеников разделен на три части: духовный (преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

Эвритмия — это особая фишка вальдорфской школы. В течение дня дети несколько раз по 20 минут активно двигаются, топают, хлопают, читают стихи и поют песни.

Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении. Например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье.

Еще одна особенность — изучение материала эпохами. То есть, в течение 3-4 недель дети изучают определенную тему например, эпоха родной литературы, и то, как она отражается в разных сферах человеческой деятельности. Это не значит что остальные предметы вообще не ведутся, просто больше уроков уделяется именно литературе.

Кроме того, учебный материал даётся с учётом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи. В 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). Дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

В вальдорфской школе нет оценок и учеников не оставляют на второй год. В конце каждого года учитель пишет подробный отчет для родителей и для ученика.

Что почитать

  • Принципы Вальдорфской педагогики. Автор Рудольф Штайнер

Недостатки

Критикуют методику Рудольфа Штайнера за то, что она целиком основывается на антропософии. Дело в том, что это учение — ответвление от теософии.
Теософия — это спорное религиозно-оккультное учение. Критики обвиняют вальдорфскую школу в том, что детям помимо академических предметов преподают и основы этого учения.
Еще обвиняют в том, что детям создают «тепличные» условия и потом им сложно социализироваться.

Но несмотря на это, есть наглядные доказательства состоятельности такого способа воспитания — люди. Например, Дженнифер Энистон и Сандра Буллок воспитывались по такой методике и посещали вальдорфскую школу, а еще Фердинанд Александр Порше и Нобелевский лауреат Томас Кристиан Зюдхоф.

Методика Глена Домана

Кто такой

Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, разработал методики по восстановлению для детей с поражениями нервной системы. Позже разработал методики раннего физического и интеллектуального развития для здоровых детей.

Как воспитывать

Мозг активно развивается в период с 0 до 6 лет, поэтому Гленн Доман предлагает начинать обучение уже с 6 месяцев. Процесс начинается с физического развития — как можно раньше научить малыша ползать. Как только ребенок осваивает предложенный ему навык, нужно переходить к следующему.

Хороший пример, чтобы понять суть методики.
Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам узнать, что это за собака.
У вас есть 6 вариантов ответа.

  1. Сказать: «Отстань мне некогда».
  2. Сказать: «Это гав-гав».
  3. Сказать: «Это собака».
  4. Сказать: «Это собака породы Сенбернар».
  5. Показать ребенку картинки с собаками.
  6. Показать картинки и сказать: «Смотри малыш, на всех этих картинках изображены собаки здесь есть разные собаки — пудель, лабрадор, немецкая овчарка, доберман, колли и т. д.».

Из этих шести вариантов правильный только один — № 6. Доман утверждает, что если вы даете ребенку ответ № 6, то предоставляете ему больше информации, которая поможет ему сделать самостоятельные выводы. Например, он поймет, что собаки бывают разной породы, у всех есть лапы и хвост, они отличаются по размеру и окрасу и т.д. Так за каких-нибудь 30 секунд ваш ребенок узнает больше чем при любом другом ответе на этот вопрос.

Методика обучения основана на специальных карточках — карточках Домана. Это такие белые крупные карточки со словами, изображениями и знаками. Карточки делятся по тематике. Их нужно показывать ребенку несколько раз в течение дня.

По этой ссылке можно купить набор с карточками Домана на дисках или же просто карточки на разные темы, но по отдельности.

Что почитать

  • Как приумножить интеллект вашего ребенка. Автор Глен Доман.

Недостатки

Главный недостаток — сосредоточенность только на обучении. Не остается времени на творчество, сухое заучивание фактов лишает ребенка возможности развивать любознательность. Его дело — воспринимать информацию, с ней не нужно ничего дальше делать. Подача материала ведется исключительно через карточки — это делает процесс скучным и исключает другие формы обучения.

 

Научно не обоснованные теории

Методика Сесиль Лупан

Кто такая

Сесиль Лупан не педагог, она была актрисой, но через какое-то время решила посвятить себя материнству. В своей методике она объединила теории Марии Монтессори и Глена Домана.
Нельзя сказать, что получилось что-то революционное, то о чем говорит Сесиль Лупан известно, наверное, каждой маме, но все-таки.

Как воспитывать

Главный принцип — обучение должно приносить радость и малышу и родителям. Воспитание строится не по принципу «внимание-опека», а по принципу «внимание-интерес».

По мнению Сесиль Лупан не нужно стремиться сделать эффективной каждую минуту занятий. Нужно наблюдать за тем, что в данный момент интересует ребенка и помогать ему знакомиться с этим предметом. Новые знания не должны быть просто набором фактов, нужно учить ребенка анализировать и рассуждать. То есть не просто говорить: это яблоко, это стол, это дерево, а еще и объяснять сопутствующие факты о предмете. Виды занятий и упражнений распределены в зависимости от возраста ребенка.

Что почитать

  • Поверь в своё дитя. Автор Сесиль Лупан.

Недостатки

Очевидность многих вещей о которых написано, методика разработана на основе личного опыта не подкреплена научным знанием. С другой стороны личный опыт тоже имеет ценность в вопросе выбора методики воспитания, поэтому ознакомиться точно не помешает.

Сама Сесиль Лупан говорит о том, что не следует в точности повторять все советы, потому что дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Главное помнить, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь».

Методика Жан Ледлоф

Кто такая

Жан Ледлоф — американская писательница, которая в 1970 годах отправилась в экспедицию по поиску алмазов в Венесуэле, заработала на этом всего 1000 долларов, а потом еще 4 раза возвращалась туда, но по другой причине. Возвращалась она, чтобы наблюдать за жизнью индейцев племени Екуана, в частности за тем, как здесь воспитывают детей. Позже она обобщила все свои наблюдения и написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым».

Как воспитывать

Методика основывается на одном принципе: в маму уже заложено, как правильно воспитывать ребенка. Не нужно перекладывать эту ответственность на книги, врачей и т.д. Самое главное — прислушиваться к интуиции и ребенку. Вот некоторые советы от Жан Ледлофф.

  • В воспитании очень важен «ручной период», то есть пока ребенок не начал ползать, он проводит у мамы на руках столько времени, сколько захочет.
  • Важно, чтобы ребенок участвовал в повседневных делах мамы — это облегчает процесс социализации.
  • Кормление по требованию.
  • Не надо сильно опекать малыша. Он должен узнавать новое, получать опыт и не бояться делать это, а излишняя опека его ограничивает.
  • Нельзя оценивать ребенка, только его конкретные поступки.
  • Функция матери прийти на помощь, дать совет, утешить если нужно, но не контролировать каждый шаг.

Что почитать

  • Как вырастить ребенка счастливым. Автор: Жан Ледлофф.

Недостатки

Критикуют эту методику за то, что не все принципы и советы, которые основаны на наблюдении за жизнью индейцев можно применить в жизни обычного человека.

Методика Масару Ибуки

Кто такой

Масару Ибука — сооснователь компании Sony, который разработал собственную методику воспитания и развития ребенка и описал ее в книге «После трех уже поздно». Мы рассказывали о ней в подборке книг о развитии ребенка.

Как воспитывать

Масару Ибука считает, что первые три года жизни человеческий мозг активно развивается и именно в этот период следует закладывать фундамент для гармоничного развития в будущем.

Но это не значит, что нужно успеть за это время впихнуть в ребенка все знания, какие только можно. Так сделать просто не получится, мозг ребенка как губка впитывает знания до определенного момента, и если уже перебор, то включается механизм блокировки.

Программа развития должна выстраиваться индивидуально для каждого ребенка. При этом следует помнить, что для детского ума не существует четких понятий о том, какие задачи сложные, а какие легкие. Поэтому ребенку можно смело предлагать задачи разного уровня сложности.

Нужно серьезно относится к подбору учебных материалов. В качестве наглядных пособий лучше всего брать не специально созданные для детей игрушки и обучающие материалы, а пользоваться творениями мирового культурного наследия. Ребенок с ранних лет должен знакомиться с творчеством великих художников, музыкантов и поэтов.

Игрушек у ребенка не должно быть слишком много. Это рассеивает внимание и не дает сосредоточиться, препятствует развитию фантазии.

В системе Масару Ибуки важное место занимает изучение иностранных языков и музыки. Ибука считает, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания.

Физическое развитие тоже не на последнем месте, нужно учить кататься на коньках, велосипеде, самокате, прыгать на скакалке, плавать, бегать и т.д. У ребенка должен быть режим и лучше всего создать для него какие-то условные ориентиры. Например, ложимся спать после вечернего мультфильма.

Что почитать

  • Масару Ибука написал только одну книгу, вы ее найдете в нашей статье с подборкой книг по развитию ребенка, а тут оставим ссылку на короткую версию этой книги для пап, мало ли пригодится.

Недостатки

Методику Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает телесные наказания, а именно шлепки. Сам он объясняет так: «Шлепки приемлемы до 2 лет, так как с 2 до 3 лет у ребенка начинает формироваться чувство собственного достоинства, с этого момента применять телесные наказания нельзя».

Методика Бориса и Елены Никитиных

Кто такие

Обычные советские родители. Разработали и испытали методику на своих семерых детях. Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, но для своего времени они были новаторами.

Как воспитывать

Начинать нужно как можно раньше, примерно с полутора лет, основная задача — развивать самостоятельность.
Много внимания уделено спорту. По Никитиным в доме должны быть созданы условия для физической активности, которая бы вписывалась в ежедневную рутину. Принуждать ребенка заниматься чем-либо нельзя.
Важная часть физической активности — это закаливание. Дети должны быть в легкой одежде, ходить босиком дома и по снегу, средняя температура в доме 20 градусов.

Никаких специальных расписаний и тренировок не должно быть. Ребенок сам волен выбирать чем ему заняться. Родители должны активно участвовать и интересоваться тем, чем занят ребенок. Детям можно и нужно разрешать играть со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и т.д.

Никитины разработали сборник специальных задач и головоломок. У каждой задачи есть несколько уровней сложности, поэтому она подойдет даже самым маленьким. Занятия по этим сборникам тоже важная часть методики. Никитины советуют не помогать ребенку в решении, всегда давать несколько попыток, если решить не получается, то переходить к задачам попроще.

Для занятий с детьми от 1,5 до 5 лет важно использовать игровые материалы: кубики кирпичики, карточки, флажки и т.д. Это помогает ребенку осознавать результат своей работы.

Не стоит ограничиваться только предложенными упражнениями, можно и нужно придумывать новые, подстраиваться под особенности ребенка.

Что почитать

  • Мы, наши дети и внуки. Авторы: Борис Никитин, Елена Никитина

Книга доступна в электронной версии и можно заказать печатную. Все подробности смотрите тут.

Недостатки

В целом с методикой Никитиных все в порядке, критикуют только за систему закаливания. Хоть они и назвали ее универсальной, но не всем детям она подходит и применять закаливание лучше только после консультации с врачом.

 

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Бенджамин Спок — известный педиатр, автор книги «Ребенок и уход за ним». Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания.
И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать.
Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий.
Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть.
Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр.
Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков.
Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток.
Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек.
Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Современные методики воспитания детей — «Виртуальная Академия»

  • Главная→
  • Новости→
  • Современные методики воспитания детей

Целью современных методик воспитания детей является развитие личности ребенка. Сегодня в педагогике и психологии особенно популярными являются следующие методики: вальдорфская методика, методики Глена Домана, Леонида Береславского, Марии Монтессори. 

Вальдорфскую методику часто применяют в дошкольных образовательных учреждениях. Ее главный принцип заключается в том, что ребенка следует учить не словами, а собственными действиями. Дети до 7 лет обучаются, подражая взрослым (родителям, воспитателям и даже посторонним людям). В этот период дошкольники получают свои первые навыки. Если родители воспитывают своего ребенка по вальдорфской методике, они должны подавать ему правильный пример для подражания. В детских садах воспитатели предоставляют дошкольникам право выбора, предлагая им два варианта: играть со сверстниками или помогать воспитателям (рукодельничать, шить кукол и т.д.). Сторонники этой методики раннего развития  выступают против умственных перегрузок детей до 7 лет. 

Глен Доман, американский врач и педагог, считает, что мозг маленького ребенка изначально готов к обучению. Его развитие зависит лишь от интенсивной работы, а значит с малышом нужно регулярно заниматься. По мнению Глена Домана, наиболее эффективным является обучение ребенка до 7 лет, поскольку в этот период происходит рост мозга. По мнению педагога, маленькие дети быстро запоминают информацию, и небольшая скорость занятий им только вредит. Доман рекомендует не проверять знания малыша в конце занятия и заканчивать его до того, как ребенку оно надоест. 

Методика Леонида Береславского имеет много общего с методикой Глена Домана. По мнению профессора, доктора философии, члена Международной Ассоциации педагогов при ООН, Леонида Береславского, начинать заниматься с детьми нужно как можно раньше.

Профессор рекомендует развивать мелкую моторику пальцев, внимание, зрительную память, учить различать основные цвета и понятие признака предмета, начиная с 1,5 лет. С трех лет можно развивать логику, расширять пространственные представления, изучать геометрические фигуры. 

Итальянский педагог Мария Монтессори считает, что, прежде всего, нужно научить ребенка писать. По ее мнению, детям намного проще написать свою мысль, чем разбираться в написанных мыслях других людей. Также эта современная методика воспитания детей направлена на развитие трудовых навыков, уважения к другим.

Интересная статья? Поделитесь ей с другими:

  • 10.01.2022

    Рекомендованный режим дня для школьника

  • 07.09.2020

    Английский язык — методика Верещагина

  • 12.02.2020

    Где учится дочь Ивана Урганта?

  • 25. 12.2019

    Сколько лет учатся в школе Германии

  • 15.12.2019

    Статистика количества детей в семье в России

  • 31.01.2022

    Как выбрать репетитора для дистанционного обучения

  • 24.01.2022

    Где получить достойное музыкальное образование в Москве

  • 17.01.2022

    Почему школьники списывают

  • 10.01.2022

    Какие преимущества дают школьникам олимпиады

  • 03.01.2022

    Куда поступать после окончания медицинского колледжа

  • 27. 08.2021

    Вычисление количества дней для посева

  • 27.08.2021

    Разность между наибольшей и наименьшей температурой

  • 27.08.2021

    Вычисление периода времени для посева

  • 27.08.2021

    Задача на процентное соотношение

  • 27.08.2021

    Определение количества выпавших осадков

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Условиями использования.

Горячая линия 8 (800) 100-52-31

Сравнение популярных методик воспитания детей, или Как вырастить гения

Идеи для дома /  Семья и дети

Есть одна легенда о том, что родители новорожденного малыша хотели знать, когда им надо начинать воспитывать своего ребенка. Они обратились за советом к мудрецу. «Когда родился ваш малыш?», — спросил мудрец. «Три дня назад», — ответили родители. «Вы опоздали ровно на три дня», — ответил старец.

Современные родители не отстают в своем желании воспитать своего ребенка как можно лучше. Сегодня существует много методик воспитания детей, только надо выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.

Методика Монтессори. Ребенок должен решать сам

Сегодня чрезвычайной популярности набирает методика Марии Монтессори. Это итальянский педагог и психолог. Девизом ее системы воспитания детей можно назвать то, что педагог не должен делать за ребенка то, что малыш может делать сам.

В мире уже давно существуют детские сады и школы, которые работают по этой системе. Самые известные люди, которых воспитывали по Монтессори, — Джордж Клуни, Билл Клинтон, Билл Гейтс.

Что же сделало этих людей такими успешными? Кажется, сработал основной принцип педагогической системы Монтессори — ребенок сам определяет свои интересы и занимается тем, что действительно хочет делать.

Можно выделить основные принципы этой методики.

1. Определяем интересы ребенка

Для этого рекомендуют разделить игровую комнату на зоны, и малыш сам должен решить, чем ему интересно заниматься: рисовать, конструировать, прыгать на скакалке.

Но этот способ нельзя воспринимать буквально, ведь интересы ребенка разные и порой меняются каждый день.

2. Забыть о запретах

Но надо понимать, разницу между тотальными запретами на все и вседозволенностью. Психологи рекомендуют определить четкий круг запретов, которые ребенок может запомнить, особенно на то, что опасно для жизни малыша.

3. Не ругать

Тут надо понимать разницу между пояснением и криком. Нужно объяснять ребенку следствия его поступка, чтобы он сам понял, что поступил плохо, а не просто говорить «нельзя».

4. Не хвалить

Наверное, этот пункт трудно выполнить почти всем родителям. Но тут имеется в виду, что не надо захваливать свое чадо, чтобы ребенок не делал того, что нравится родителям, а поступал так, как хочет делать сам.

5. Не критиковать

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми и поддавать сомнению его даже незначительные достижения.

6. Не стимулировать

Родители или педагог не должны подталкивать ребенка заниматься тем, что нравиться взрослым. Можно предложить игрушку, но не надо подстрекать малыша с ней играть.

7. Не читать сказок

Ребенок должен жить в реальном мире. Но это правило также нелегко выполнить. Ведь, читая сказки, мы развиваем фантазию у ребенка, учим доброте и взаимопомощи.

У этой системы есть плюсы и минусы. Главный минус в том, что дети, которые занимаются по системе Монтессори или ходят в такой садик, трудно адаптируются в школе. Они часто не понимают правил дисциплины и не готовы учить то, что им неинтересно.

Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие

Эта методика считается альтернативой системы Монтессори. Главная цель — гармоничное развитие ребенка.

Основные моменты этой методики:

1. Ребенок должен развиваться в своем темпе

В то же время родители должны предоставить для этого все доступные средства.

2. Игрушки должны быть из натуральных материалов, куклы без лиц — это развивает фантазию у детей

3. Воспитатель — пример для подражания у ребенка

4. Учебный материал поделен на части: духовную, душевную, практическую

В духовной части уделяют внимание активному мышлению, в душевной — музыке, в практической — рисованию, лепке.

5. Воспитываем человеческие ценности на исторических примерах

Популярные методы обращения в рыцарскую эпоху. Дети переодеваются в средневековые костюмы, разыгрывают сценки.

Методика Глена Домана. Как воспитать гения

Доктор Глен Доман — нейрохирург. Он работал с детьми-инвалидами, в которых была поражена нервная система. Доктор изобрел свою методику, которая оказалась очень действенной для развития памяти у детей. В результате больные дети через некоторое время догоняли здоровых в своем развитии.

Что же придумал Глен Доман? Он попробовал показывать детям карточки с рисунками и называть, что там изображено. Такой урок должен длиться несколько секунд, а всего уроков в день может быть и до пятидесяти.

Также большое значение его методика воспитания уделяет физическому развитию детей. Он уверен, что для новорожденного надо максимально много времени проводить на полу или специальном приспособлении.  Детей нужно вертеть и крутить разными способами, учить преодолевать препятствия.

Самые важные принципы методики Домана:

1. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов воспитать его эрудитом

2. Хвалите ребенка за его достижения

3. Не учите детей без их интереса

4. Регулярные занятия — залог успеха

5. Не проверяйте знаний у малыша

6. Каждый ребенок может вырасти гением, надо лишь постараться.

7. Маленькие дети воспринимают и запоминают огромное количество информации. После 6 лет способности памяти не такие большие.

Система воспитания Никитиных. Минимум опеки — максимум любви

Эту систему открыли для себя и миру педагоги-новаторы Никитины, испытав на собственных детях. Все методы приходили со временем и опытом. Вот основные правила воспитания, которые вывели для себя Никитины.

1. Закаляйте ребенка

Холод — главный враг болезней. Но закалять ребенка надо постепенно.

2. Не надо заставлять ребенка есть

И речь идет не только о перекорме. Если какой-то ребенок Никитиных отказывался от еды, его не кормили вообще. Но до следующего «планового» приема пищи никаких перекусов.

3. Движение — жизнь

Огромное значение в семье уделялось физическому развитию. Дети лазали по турникам, канатам, лестницам. При этом никто не указывал, как именно надо заниматься ребенку — все по собственному желанию.

4. «Нет» лишней опеке

Согласно методике воспитания Никитиных, не надо излишне опекать детей — они многое могут сами. Когда их дети начинали ползать и ходить, родители практически не страховали малышей. И ребята учились группироваться, правильно падать и поддерживать баланс тела. Если малыша страховать, он перестает полагаться на свои силы.

5. «Да» взрослым игрушкам

Если ребенку интересно играть не куклой, а ложкой, тапочками, феном — пожалуйста, лишь бы не было опасности для жизни. Но надо четко выделить, какие взрослые вещи можно брать, а какие — нет.

6. Собственный пример — стимул для детей

По мнению отца семейства, если что-то делать с любовью и интересом, дети искренне заинтересуются делами родителей.

7 . Развивайте ребенка с помощью настольных игр, головоломок, ребусов, загадок

Очень важно, чтобы вся семья принимала участие в домашних играх, это развивает не только мышление, но и формирует командный дух.

Но у этой системы есть вторая сторона медали, которую увидели сами Никитины. Их дети были эрудированы не по годам. В школе они не привыкли напрягаться, а когда запас их знаний иссяк, они просто не умели учиться. Несмотря на физическое развитие, они не стали чемпионами в спорте.

Горе от ума

Выбирая методы воспитания для своего малыша, надо помнить, что они должны быть полезны для вашего ребенка и подходить именно ему.

Задумайтесь, так ли нужно делать из своего ребенка гения? Принесет ли это ему счастье? Или просто вы пытаетесь удовлетворить свои амбиции, заставляя детей делать то, что им не нужно.

Стоит помнить правило, которое все эти педагоги открыли для себя: не бегите вперед поезда с обучением, воспитывайте малыша с любовью и искренним интересом — и тогда результаты действительно вас удивят.

Обсудить статью

  • Воспитание ребенка

Что такое воспитание детей? Определение и лучшие практики

Нас поддерживают мамы. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, я, как партнер Amazon, могу получать комиссию.

Воспитание детей на языке непрофессионалов — это понимание того, как воспитывать своих детей. Это включает в себя выяснение того, должны ли вы быть либеральным, консервативным, вседозволяющим, авторитетным, карающим или некарающим родителем по отношению к своему ребенку. Да; все это в значительной степени способствует будущему вашего ребенка.

Если вы родитель и ищете лучшие методы и методы воспитания детей, вы находитесь в нужном месте. Читать дальше!

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Определение воспитания детей
  • 2 Различные типы стилей воспитания
    • 2,1 Индульгентный родитель
    • 2,2. 3 Лучшие практики воспитания детей
      • 3.1 Участвуйте в жизни вашего ребенка
      • 3.2 Не будьте слишком любвеобильны
      • 3.3 Все ваши действия имеют значение
      • 3.4 Объясняйте ребенку правила и решения
      • 3.5 Избегайте строгих правил и решений
      • 3.6014 Проводите время вместе 3.7 Будьте ясны
      • 3.8 Будьте терпеливы
      • 3.9 Уважайте своего ребенка
    • 4 Заключительные мысли

    Определение воспитания детей

    . Что значит воспитание детей? Ну, говоря простым языком, это процесс, в ходе которого родители решают, на чем сосредоточиться и воспитывать своих детей.

    Воспитание детей во многом связано с используемым родительским стилем. То, как вы общаетесь и общаетесь со своими детьми, играет важную роль в достижении конечных результатов. В жизни человека нет такого важного этапа, как этап детства.

    Детская стадия человека включает в себя обучение, рост и развитие. Будете ли вы мыть руки перед едой или читать молитву перед сном, все это определяет этап детства. Поэтому мы не можем больше акцентировать внимание на том, насколько важно учитывать то, как вы, как родитель, решаете воспитывать своего ребенка.

    Различные типы стилей воспитания

    По мнению исследователей-психологов, существует множество стилей воспитания, включая четыре основных. Стили воспитания отличаются друг от друга эмоционально пренебрежительным или отзывчивым родителем, а также несколькими или многими правилами, которые создает родитель. Мы включили полезную инфографику от Mom Junction, а также описание различных стилей воспитания.

    Посмотреть в галерее

    Снисходительное воспитание

    Как следует из названия, снисходительные родители заботятся о своих детях. Они предпринимают многочисленные попытки управлять поведением своих детей. Однако обычно они избегают конфронтации, но позволяют детям принимать большинство решений самостоятельно. Кроме того, они чутко реагируют на потребности своих детей.

    Согласно исследованиям, дети, воспитанные снисходительными родителями, обычно имеют более низкие оценки и больше поведенческих проблем, но имеют очень высокую самооценку.

    Авторитарное воспитание

    Авторитарные родители очень строгие, непреклонные и непреклонные. Такие родители пытаются контролировать каждый аспект жизни своего ребенка. Родители не позволяют детям делать собственный выбор. Авторитарные родители требуют послушания без вопросов. Более того, они могут применять к своим детям жесткие дисциплинарные меры, исправляя их, что делает их нечувствительными к эмоциям ребенка.

    Авторитарные родители устанавливают правила без объяснения причин и налагают суровые последствия, когда правила нарушаются. Дети, воспитанные авторитарными родителями, вырастают с трудностями в самовыражении и без определенного направления.

    Дети растут с трудностями в общении и формировании доверительных и прочных отношений с другими людьми. Они недоброжелательны по отношению к своим сверстникам, а также с трудом выполняют задания.

    Авторитетное воспитание

    Авторитетные родители твердые, добрые и любящие. Они устанавливают правила и ожидают, что их дети будут соблюдать эти правила. Родители не слишком строгие и не слишком снисходительные, устанавливая отличный баланс между этими двумя факторами.

    Авторитетные родители балансируют между очень высокими ожиданиями и слишком низкими. В отличие от авторитарных родителей, эти родители позволяют своим детям принимать решения в их возрастных группах. Кроме того, они поощряют своих детей брать на себя больше обязанностей по мере их взросления.

    Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и заботятся о них, но стараются не подстраиваться под каждую из их потребностей. Они создают правила и руководящие принципы и объясняют своим детям соответствующие причины, лежащие в основе правил.

    В случае нарушения детьми каких-либо правил наступают естественные последствия без реального вреда для детей. Дети, воспитанные авторитарными родителями, вырастают самостоятельными, социально компетентными, проявляют высокое чувство ответственности.

    Разница между авторитетным и авторитарным стилями воспитания заключается в общении, теплоте и стилях дисциплины. В то время как авторитарные родители сильны, авторитарные родители разумны. Более того, авторитарные родители передают любовь и теплоту, чего не хватает авторитарным родителям.

    Снисходительное воспитание

    Снисходительные родители чрезмерно заботятся о своих детях, дарят им много любви и тепла, не устанавливая ограничений. Они снисходительны и не хотят навязывать свою волю своим детям. Как правило, нет никаких правил и определенно никаких последствий после этого.

    Родители могут заставить своих детей избегать логических или естественных последствий, чтобы спасти их от несчастья, обиды или предполагаемого вреда.

    Родители обычно любящие и добрые, но могут быть расстроены, когда ребенок становится непокорным. Несмотря на разочарование, они не предпримут никаких действий, опасаясь причинить своим детям физический или эмоциональный вред.

    Дети, воспитанные снисходительными родителями, становятся эгоцентричными и теряют самообладание. Обычно они импульсивны и разочарованы, пытаясь действовать в соответствии с ожиданиями общества. Им может быть трудно адаптироваться к взрослой жизни, поскольку им не хватает опыта формирования своих желаний в соответствии с ожиданиями других.

    Невовлеченное воспитание

    Название этого стиля воспитания говорит само за себя об этих родителях. Они не создают правил для детей и обычно мало реагируют на их потребности. В основном дети предоставлены сами себе. Дети таких родителей вырастают с массой жизненных проблем. Обычно они эмоционально неполноценны, не владеют собой, а их успеваемость ниже среднего.

    Нам доступно множество стилей воспитания, но выбрать бывает непросто. Существует так много переменных, и всегда нужно учитывать, как наш выбор влияет на наших детей. Следующее видео представляет собой Ted Talk о современных тенденциях в воспитании детей с социологической точки зрения и с точки зрения детей. Это может помочь вам принять решение о том, какой стиль лучше всего подходит для вас.

    Лучшие методы воспитания детей

    Лучшие методы и методы воспитания детей

    Теперь, когда вы знаете различные типы стилей воспитания, какой из них вы выберете? Что ж, это решение вам известно лучше всего. Мы не можем помочь вам с этим решением, но мы можем предоставить вам некоторые из лучших методов воспитания детей, которым нужно следовать.

    Практика воспитания детей в значительной степени способствует общему развитию вашего ребенка впоследствии. Практики являются гарантией будущего успеха вашего маленького ангела. Вот некоторые из практик, которым нужно следовать.

    Примите участие в жизни вашего ребенка

    Один из самых эффективных советов по воспитанию детей — это участие в жизни вашего ребенка. Это секрет и основа успешного воспитания детей, и ничего больше. Одна вещь, которую нужно знать, однако, заключается в том, что это непросто и потребует много самоотверженности и тяжелой работы.

    Принимать участие в жизни вашего ребенка означает всегда ставить приоритеты детей на первое место. Это означает, что вам придется многим пожертвовать ради своего ребенка. В большинстве случаев вы будете вынуждены изменить свой график только для того, чтобы приспособиться к ним. Вы должны быть рядом с ребенком, как физически, так и эмоционально.

    Не поймите нас неправильно — мы не имеем в виду, что вы исправляете или делаете домашнее задание за ребенка. Это большое нет-нет, так как это обязанность учителей. Вместо этого ежедневно необходимо удовлетворять потребности детей и следить за их успеваемостью в школе.

    Не будь слишком любвеобильным

    Время от времени можно баловать своих детей, но будьте осторожны, не переусердствуйте. Мы понимаем, что у вас может быть один ребенок, и мы хотим показать им, как сильно вы их любите. Что ж, это нормально, и в этом нет ничего плохого. Только то, что вы должны знать, когда устанавливать границы.

    Когда дело доходит до этого, мы должны отдать должное африканскому родителю; они знают, когда любить своих детей, а когда их исправлять или наказывать — тонкое искусство, которым овладели немногие родители.

    Воздержание от чрезмерной любви к своим детям значительно снижает их ожидания. Кроме того, это научит их реальности жизни эффективным и действенным образом.

    Все ваши действия имеют значение

    Все ваши действия как родителя имеют значение — не забывайте об этом. При этом вы должны знать, что каждое ваше действие оказывает влияние на вашего ребенка. Ваш ребенок постоянно смотрит на вас и подражает вашим действиям. То, что вы делаете, оказывает огромное влияние и меняет их жизнь.

    Вы должны проверить, чего вы хотите добиться от каждого из ваших действий. После этого оцените, принесут ли ваши действия ожидаемые результаты. Если это так, продолжайте, но если нет, то разумно искать альтернативу.

    Объясните ребенку правила и решения

    Многие не согласятся, но это одна из областей, в которой многие родители ошибаются в воспитании детей. У родителей есть ожидания от своих детей, и это нормально. Однако некоторые родители недостаточно объясняют это своим детям, что совершенно неправильно.

    Вы должны сесть со своим ребенком и провести четкую беседу и понимание ваших правил и решений. Объяснение этого вашему ребенку имеет большое значение для того, чтобы заставить его понять важность таких решений и последствия, которые их ждут, если они собьются с пути.

    Избегайте сурового наказания

    Бить ребенка в Ирландии незаконно, и вы можете быть наказаны за это по закону. Мы считаем, что это одна из лучших практик, которую вы можете использовать. Независимо от характера проступка, который совершил ваш ребенок, бить его — не лучший способ. Прежде чем возражать против этого акта, прочтите дальше.

    Исследования показывают, что дети, которых шлепают, шлепают или бьют, более уязвимы для драки с другими детьми. Кроме того, они, скорее всего, станут хулиганами в будущем. У них развивается и агрессивное поведение при взаимодействии с другими людьми. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок стал таким, не так ли?

    Существует множество доказательств того, что порка вызывает у ребенка агрессию. У детей, которых шлепают или бьют, вырастают проблемы в отношениях с другими людьми, как видно из авторитарного типа воспитания ранее.

    Есть и другие способы исправления вашего ребенка. Например, сесть, установить правила и их соответствующие последствия — это один из способов.

    Ешьте вместе

    Семья, которая остается вместе, ест вместе. Поговорка обычно не звучит так, но совместный прием пищи — один из верных способов наладить тесную связь с вашими детьми. Возможно, будет сложно съесть все вместе, но вы можете выбрать один, предпочтительно ужин.

    Сядьте вместе со своим ребенком и обсудите с ним дневные занятия. Знайте, чем занимается ваш ребенок. Это позволит вам выяснить некоторые трудности и проблемы, через которые проходит ваш ребенок, и найти возможные решения для них.

    Будьте ясны

    Детям может быть трудно понять всю информацию, которую вы им сообщаете, особенно если вы не объясняете ее ясно и точно. Не торопитесь, чтобы объяснить вещи вашему ребенку. Помогите им понять информацию, которую вы им сообщаете.

    Если возможно, разбери все легко, самым простым способом. Если этого не сделать, ребенок может многое неправильно понять.

    Будьте терпеливы

    Терпение — это добродетель, которой обладают немногие. Тем не менее, постарайтесь быть терпеливыми всегда и с вашим ребенком. Вы можете легко выйти из себя с ребенком, особенно если вы заняты. Это связано с тем, что у вас может быть мало времени для выполнения дел, и если вы не сможете их выполнить, вы можете потерять все.

    Темпераментность отпугивает вашего ребенка, и он с меньшей вероятностью выступит и объяснит вам свои опасения. Сохраняйте прохладу и порядок. Кроме того, не будьте нетерпеливы со своим ребенком, если он не достигает того, чего вы от него ожидаете, например, в учебе.

    Вместо этого мотивируйте их работать усерднее и даже приложите все усилия, чтобы помочь им в их поисках.

    Уважайте своего ребенка

    Наконец, уважайте своего ребенка. Это ответит взаимностью, и они также будут уважать вас — это двусторонний трафик. Не налагайте на ребенка ненужных ограничений и дайте ему надлежащую свободу. Посоветуйте им правильное от неправильного.

    Заключительные мысли

    Вот и все, что вам нужно знать о воспитании детей. Мы были уверены, что останемся верны нашему курсу и предоставим вам всю необходимую информацию ясным и простым языком. В этой статье есть все, что вам нужно.

    Воспитывать детей нелегко, но и не сложно. Наши методы воспитания детей являются лучшими для подражания, и они обеспечат успешное будущее для вашего ребенка. Секрет заключается в том, чтобы выделить время для вашего ребенка и создать теплые и любящие отношения между вами двумя. Удачи!

    Эверлин Кариуки

    Профессиональный писатель, помешанный на детях и получающий огромное удовольствие, когда пишет о них. Взрослые – это отсталые дети.

    Авторитарный, авторитетный, разрешающий и неинвожденный