Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста» | Материал:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ
«Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста»
Подготовила:
воспитатель
Громова Юлия
Геннадьевна
г.о. Электрогорск
2020
Духовно-нравственное воспитание лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.
На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок — это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?
Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
-С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.
— Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.
— Знакомить детей с основами труда.
В работе по духовно — нравственному развитию можно выделить несколько направлений:
- Духовно — образовательное направление: занятия, беседы.
- Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.
- Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.
- Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.
В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Посредством событий в сказке можно помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, я предлагаю детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использую разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа, обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое.
Так же духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Поэтому после рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него целостным, полным смысла.
Для педагогов сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Начиная с раннего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Стать так сказать ее соавтором. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или помочь сбежать от злодеев.
Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.
Беседа побуждает детей думать и говорить. Вопросы позволяют ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В эстетических беседах с детьми, закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. В детском саду — с помощью воспитателя — ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжается развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых, появляются действия с предметами-заменителями. Во время занятий и игр, таких как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для медвежонка», «Угощение для кукол», «Оденем куклу на прогулку» в малышах развиваются позитивные эмоции и воспитываются гуманные чувства. Ведь забота об игрушках, как о носителях человеческих качеств учит детей быть добрыми, чуткими, вежливыми.
Поэтому, и на таких занятиях, и в играх обязательно нужно употреблять важные вежливые слова приветствия и благодарности. Хотя эти слова и не могут иметь в раннем возрасте большого значения при общении с другими детьми, позже они сыграют важную роль в общении со взрослыми, а со временем станут необходимы малышам для игр с другими детьми, чтобы попросить о чем-то или договориться об очередности в игре. Если вежливые слова являются привычными для взрослых, скоро и малыши научатся их употреблять, ведь дети легко обучаются хорошим манерам, если видят их дома и в детском саду.
Важнейшим фактором в духовно-нравственном воспитании детей является познание окружающей среды, знакомство с природой и животным миром, с которыми малыши знакомятся не только на занятиях, но и во время прогулок и игровой деятельности. Николай Иванович Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания окружающего мира». Но чтобы нам прийти к конечному результату, необходимо дать ребенку первые азы: показать малышу как прекрасен и интересен окружающий мир, научить его заботиться о нём.
Ведь развитые в детстве желания не обижать собак и кошек, бережно относиться к растениям, убирать за собой игрушки, заботиться о своих близких, уважать труд других людей смогут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.
Использование русских народных игр в работе позволяет решать сразу несколько познавательных и духовно-нравственных задач: развивает память, внимание, смекалку, речь ребенка, заставляет его прикоснуться к народным истокам и ценностям. Именно в русских народных играх собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, растений, а также эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём её многообразии. Назову несколько из них: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Ручеек», «Кошки-мышки». Ну и, конечно, всеми любимый — «Каравай». Русские народные игры не должны быть забыты, ведь они выполняют своё самое главное предназначение – дарят детям радость и веселье, учат играть вместе, а значит впоследствии и дружить.
Русские народные праздники способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.
Любой ребенок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, наклеивать и строить, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, чем он интересуется. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач духовно-нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ. Во время таких занятий как «Построим дорожки для зверей», « Домик для куклы», «Нарисуем цветок для мамочки», «Вот какие у нас цыплята», «Колобок покатился по лесной дорожке», «Праздничная ёлочка», «Вкусное угощение для бабушки» у детей проявляется и закрепляется определенное отношение к окружающей действительности.
Творческий процесс — это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности, открывают при этом свою душу, испытывая ту радость, которую доставляет им созидание.
Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Воспитание и развитие у дошкольника духовно-нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры я использую следующие методы:
-групповые родительские собрания;
-консультации;
-дни открытых дверей;
-папки-передвижки.
Но нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, поэтому невозможно недооценить важность семьи в нравственном воспитании. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком. Задача родителей помочь своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.
Литература:
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. — 2010.
Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. – М, : Просвещение. – 2010.
Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста | Статья (младшая группа) на тему:
Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста
«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В.А.Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.
В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.
На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок — это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?
Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.
Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
— С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.
— Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.
— Знакомить детей с основами труда.
В работе по духовно — нравственному развитию можно выделить несколько направлений:
Духовно — образовательное направление: занятия, беседы.
Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.
Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.
Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.
В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.
Нравственное развитие в раннем детстве
Нравственность — это наша способность узнавать разницу между правильным и неправильным и понимать, как делать правильный выбор. Как и в случае с другими аспектами развития, мораль не формируется независимо от предыдущих областей, которые мы обсуждали. Опыт детей дома, окружающая их среда и их физические, когнитивные, эмоциональные и социальные навыки влияют на их развивающееся чувство правильного и неправильного.
В возрасте от 2 до 5 лет многие дети начинают демонстрировать поведение и убеждения, основанные на морали. Например, Таша может увидеть, как Хуан берет блоки из рук Тайлера и говорит: «Хуан! У тебя будут проблемы!» В этот момент многие маленькие дети также начинают проявлять основанную на сочувствии вину, когда нарушают правила. Например, если Хуан из приведенного выше примера увидит, что Тайлер плачет из-за того, что его кубики украли, Хуан может начать немного расстраиваться из-за того, что задел чувства Тайлера. Однако в детстве Хуан чувствовал себя плохо только в том случае, если его наказывали за то, что он брал кубики, а не огорчал кого-то другого.
Согласно Пиаже, дети в возрасте от 5 до 10 лет видят мир через призму гетерономной морали. Другими словами, дети думают, что у авторитетных лиц, таких как родители и учителя, есть правила, которым молодые люди должны следовать абсолютно. Правила рассматриваются как реальные, неизменные руководящие принципы, а не развивающиеся, подлежащие обсуждению или ситуативные. По мере того, как они становятся старше, у них развивается более абстрактное мышление и они становятся менее сосредоточенными на себе, дети становятся способными формировать более гибкие правила и избирательно применять их ради достижения общих целей и желания сотрудничать.
Психолог развития Лоуренс Кольберг, опираясь на работу Пиаже, создал свою теорию стадий морального понимания. Согласно Кольбергу, маленькие дети в этом возрасте строят свою мораль на установке на наказание и послушание. Как и Пиаже, Кольберг считал, что маленькие дети ведут себя нравственно, потому что боятся власти и стараются избежать наказания. Другими словами, маленькие дети следуют правилам, потому что не хотят попасть в беду. Слишком много ожидать, что дети дошкольного возраста будут автоматически «поступать правильно». Однако большинство маленьких детей могут понять разницу между «хорошим» и «плохим» поведением, и это понимание обеспечивает основу для более сложного морального мышления в будущем. Нажмите сюда, для получения дополнительной информации.Изучите свои возможности сегодня
Современные исследования предоставили нам дополнительную информацию о том, как маленькие дети понимают мораль. Дети в возрасте от 5 до 6 лет обычно думают с точки зрения справедливости распределения или идеи о том, что материальные блага или «вещи» должны делиться справедливо. Другими словами, каждый должен получить свою «справедливую долю». Например, Салли может подумать, что будет справедливо, если каждый ребенок получит ровно 2 печенья и одинаковое количество молока в своем стакане. Другие факторы, такие как потребность или усилие, не учитываются. Салли не подумала бы, что Сюзи нужно взять дополнительное печенье, потому что ее обед упал на пол. К 6 или 7 годам дети начинают учитывать, что люди заработали или ради чего работали, когда думают о справедливом распределении. Дети также могут рассуждать, что некоторые люди должны получать больше, потому что они больше работали. Например, Джейн начинает понимать, что Джилл должна заработать больший приз, потому что она продала больше печенья девочек-скаутов.
Приложение Myndfulness
Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше
Скачать сейчас бесплатно
Узнать больше >
Моральный мозг в раннем детстве и роль родителей в нравственном развитии
1
21
2 Нравиться
Понравилось Габриэль Ахерн
Природа
Нейронные вычисления в сторонних вмешательствах детей модулируются моральными ценностями их родителей — npj Science of Learning
npj Наука обучения — Нейронные вычисления в сторонних вмешательствах детей модулируются моральными ценностями их родителей
Что происходит в головах очень маленьких детей, когда они принимают моральные решения? Традиционно считалось, что большая часть того, что кажется моральным принятием решений маленькими детьми, является просто результатом подражания, подражания своим родителям или другим образцам для подражания.
Мы не согласны. Наше исследование, опубликованное в журнале «Нейронные вычисления в сторонних вмешательствах детей, модулируется моральными ценностями их родителей», опубликованном npj Science of Learning , основано на литературе, которая показала, что маленькие дети очень способны мыслить и действовать нравственно. Более того, есть свидетельства того, что они осознают, что вмешательство перед лицом предполагаемой моральной несправедливости может быть дорогостоящим, поэтому это не импульсивное поведение.
Нас особенно интересовала роль родителей (или основных опекунов) в нравственном развитии маленьких детей. Наша гипотеза заключалась в том, что родители действительно играют роль, но не как образцы для подражания, которым дети просто подражают; мы постулировали, что это было более тонко, чем это, и это то, что мы обнаружили.Это исследование было проведено при поддержке трех дошкольных учреждений, 47 детей и их семей в Сиднее, Австралия. Данные поступили из трех независимых источников: 1) исследование электроэнцефалограммы ЭЭГ/ВП, в ходе которого измерялись нейронные реакции детей на предполагаемые нарушения моральных норм при просмотре мультяшных изображений на экране, 2) поведение детей, записанное на видео, когда они участвовали в эксперименте с трансгрессией, и 3) анкета для родителей. В эксперименте с живой трансгрессией ребенок оказался перед дилеммой, когда он стал свидетелем того, как взрослый намеренно повредил «библиотечную книгу» (общественное достояние). Вмешается ли ребенок?