Обучение буквам детей: как научить ребенка алфавиту на домашних занятиях

Как правильно ☀ обучать буквам алфавита ☀ детей 4-5 лет

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?

Дети лучше обучаются в игровой форме

К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита, когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности. В первом случае еще рано, во втором — уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв — это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию. Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать.

Буквы русского алфавита

Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.

Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.

Карточки для запоминания букв

Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

Мягкие игрушки для изучения алфавита

Правила обучения

  1. Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
  2. Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
  3. Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
  4. Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
  5. Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!

    Совместное обучение в игровой форме очень эффективно

  6. Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
  7. Конечно, нужен индивидуальный подход.
  8. Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.

Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.

Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!

 

Учим буквы в игровой форме

Рано или поздно наступает время, когда родителям необходимо подумать о том, как научить ребенка буквам и чтению. Родители части задаются вопросом, с чего лучше начать этот процесс.

Следует заметить, что на сегодняшний день существует множество методик, помогающих провести обучение буквам в игровой форме, но адекватный и быстрый результат можно получить, только если их комбинировать и адаптировать под каждого конкретного ребенка, что обусловлено уникальностью и неповторимостью каждого малыша и его индивидуальной реакцией на любой процесс обучения.

Учить буквы для самых маленьких и складывать их в слоги достаточно сложно, поскольку это всегда связано с большими усилиями и тренировкой памяти.

Основная цель всех методик, направленных на то, как научить ребенка буквам, — не только эффективное обучение, но и максимальное облегчение процесса.

 

 

Учим буквы и звуки, используя разные методики

 

На настоящее время существует шесть методик обучения буквам.

 

  1. Фонетическая методика основана на запоминании алфавита (сначала ребенок запоминает буквы и соответствующие им звуки, потом складывает буквы в слоги, постепенно увеличивая количество слогов в слове, потом слова в словосочетания, словосочетания в предложения, предложения в тексты). Эта методика активно и очень успешно применялась в СССР.
  2. Лингвистическая методика учит читать ребенка уже знакомые ему слова, так как к школе он уже имеет довольно богатый словарный запас.
  3. Методика целых слов учит детей распознавать слова визуально. При этом им не объясняется значение слогов и отдельных букв и принцип их соединения.
  4. Методика whole language основана на том, что при чтении занимательной истории ребенок читает знакомые слова, но рано или поздно сталкивается с незнакомым словом и должен догадаться с помощью иллюстраций или контекста о значении незнакомого слова. При этом он не должен произносить значение этого слова вслух.
  5. Согласно методике Зайцева согласные и гласные составляют между собой в паре склады, а склады – слова. Автор методики разработал специальные кубики с изображением складов. Они отличались по звуку, размеру и цвету. Ребенок складывает слова с помощью этих кубиков. Таким способом автор методики предлагает свой вариант, как научить ребенка буквам.
  6. В основе методики Мура лежит интерактивная среда, где есть специальная машина. На ее клавиатуре есть алфавит. При нажатии на клавишу с буквой, машина вслух произносит соответствующий этой букве звук. Так ребенок учит буквы и соответствующие им звуки. После этого на специальном экране ребенок видит слоги. Их он набирает на машине и произносит вслух. Потом на экране показываются слова из слогов – от простых к более сложным. Ребенок печатает их на экране и произносит вслух.

 

 

Оптимальный возраст для начала обучения

 

Нельзя дать точный ответ на вопрос, когда лучше начинать учить ребенка буквам, так как к этой проблеме надо походить индивидуально с учетом уровня развития конкретного ребенка. В общем, согласно мнению психологов, это надо делать не ранее 4 лет. Но авторы методик раннего развития (Доман, Зайцев, Лупан) предлагают методики, как научить ребенка буквам с 2 лет. Но в этом возрасте уж точно нельзя думать о том, как заставить ребенка учить буквы.

Оптимально начинать обучение, когда ребенок сам проявляет интерес к буквам. Нужно как можно раньше начинать читать детям сказки. В процессе обучения главное – это поддержание постоянного интереса и регулярное закрепление пройденного материала.

 

 

Обучение ребенка буквам

 

Для начала достаточно выделить 10-15 минут в день, чтобы учить буквы в игровой форме. Начинать лучше с гласных, так как они легче произносятся и их меньше чем согласных. Лучше сразу учить звук, обозначающий букву, а не то, как она произносится в алфавите. В будущем это позволит избежать проблем при чтении по слогам.

После того, как ребенок выучит весь алфавит, можно начинать слоговое чтение. Обучение идет с одного слога, так как легче учить буквы с помощью коротких слов. При этом желательно сразу объяснять ребенку, что обозначает прочтенное короткое слово или показывать ему соответствующий предмет. Сначала составляются короткие слова длиной не более трех букв, постепенно добавляя по одной букве.

Большую помощь ребенку при изучении букв может оказать различный наглядный материал. Можно использовать кубики с буквами на гранях, карточки с изображением слов и обозначаемых ими предметов, магнитную азбуку, букварь, лото, алфавитную ленту. Одновременно можно писать изучаемые буквы на доске или листке бумаги, чтобы сразу обучать ребенка написанию букв.

Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу обучения, обязательно нужно проводить обучение буквам в игровой форме. Так, можно заменить ручку и бумагу на доску и соль (высыпать солью изучаемые буквы). Также можно лепить буквы из пластилина или теста, складывать их из спичек, пуговиц, крупы. Такие интересные занятия помогут не только выучить буквы, но и параллельно развить мелкую моторику пальчиков ребенка.

Во время занятий нужно, прежде всего, сделать обучение ребенка буквам максимально ярким, веселым и комфортным и никогда не принуждать малыша, и тогда результаты приятно поразят всех участников образовательного процесса.

 

Автор статьи: Алена

Помогите своему ребенку выучить звуки алфавита!

Поиск по сайту

Поиск по сайту

Купить сейчас

Советы преподавателям

15 декабря 2020 г.

0

4 минуты


Знание алфавита – один из первых строительных блоков образования, момент, когда дети начинают изучать буквы алфавита. В качестве ступеньки к языку изучение алфавита является одним из первых способов, с помощью которых мы развиваем навыки, необходимые для чтения и письма. На самом деле, исследования показывают, что способность называть буквы алфавита в дошкольном и детском саду является хорошо зарекомендовавшим себя предиктором навыков грамотности детей в более позднем возрасте. Правильное знание алфавита означает, что ребенок может различать 26 букв алфавита, а также может озвучивать звуки этих букв. Существует много разных подходов к обучению алфавиту, и, поскольку все дети разные, следует рассмотреть несколько методов обучения, чтобы убедиться, что все учащиеся находятся на одном пути к овладению звуками букв.

Советы по обучению звукам букв

Многие факторы играют роль в стремлении ребенка к изучению алфавита. При обучении звукам букв важно учитывать, что у учащихся разные стили обучения. Лучше всего использовать комбинацию визуальных, тактильных и слуховых стратегий для наиболее эффективного воздействия на учащихся. Использование всех возможных подходов и начало в темпе, соответствующем возрастной группе, является ключом к тому, чтобы убедиться, что ребенок выучил алфавит.

Дошкольное учреждение против детского сада

Определение отправной точки ребенка имеет решающее значение для правильного понимания того, с чего начать в отношении звуков букв, изучаемых ребенком. В Pre-K учащиеся начинают формировать фонематическую осведомленность, и эти навыки могут быстро развиваться. Установив базовый уровень учащегося, вы сможете помочь ему добиться большего роста в течение его дошкольного и детского сада.

Начните с их имени

Использование всех преимуществ осмысленной грамотности в дошкольном образовании — отличный способ связать уроки с учеником в интимной и веселой форме. Если начать с обучения имени ребенка, это гарантирует, что у него будет личная связь с буквами алфавита, а обучение звукам букв его имени поможет ему запомнить определенные буквы, а также затронуть правильный порядок букв. Начните с их имени, а затем перейдите к другим личным модным словечкам, таким как их любимая еда, цвет и так далее.

Сначала заглавные буквы

При обучении звукам букв дети обычно сначала учат заглавные буквы, поэтому им гораздо легче распознавать заглавные буквы, чем строчные. При использовании визуальных материалов для обучения звукам букв начните с изучения заглавных букв алфавита, а затем переходите к использованию строчных букв. Это позволяет им иметь основу для звуков букв, а затем сосредоточиться на чтении букв в целом.

Использовать визуальные подсказки

Визуальные подсказки — огромная помощь в поисках правильного обучения буквам и звукам алфавита. Сочетание словесных и визуальных инструкций для оказания помощи ребенку позволяет им запоминать буквы и вспоминать их позже. Рассмотрите возможность использования физически привлекательных алфавитных ресурсов, чтобы помочь детям визуально помочь в изучении букв и звуков. Вот несколько замечательных инструментов, которые мы предлагаем:  

Буквы или звуки букв?

Каждый ученик уникален! Некоторым детям будет легче определить букву, в то время как другим будет легче выучить звук до соответствующее письмо. Обратите внимание на то, в каком направлении склоняется ребенок, и учитывайте его индивидуальные потребности. Но в первую очередь убедитесь, что вы тратите достаточно времени на установление буквенно-звукового соответствия при обучении буквам и звукам.

Перепутайте стандартный алфавитный порядок

Отличный способ убедиться, что учащийся правильно идентифицирует и воспроизводит звуки букв алфавита, состоит в том, чтобы изменить алфавитный порядок. Это позволяет учителю увидеть, правильно ли учащийся усвоил алфавит или, возможно, в значительной степени полагался на образовательные инструменты, такие как песни и игры, чтобы распознавать буквы. Карточки A-B-C Touch & Flip – отличный инструмент для изменения порядка, чтобы каждая буква выделялась по-своему, и чтобы ребенок мог уверенно преуспеть в освоении алфавита.

Сделайте звуки букв веселыми

Одна из лучших частей обучения звукам букв алфавита — это наблюдение за моментом, когда он, наконец, щелкает для ребенка. Обучение звукам букв должно быть веселым занятием для ребенка. Эта позитивность способствует пониманию и способствует дальнейшему развитию этих навыков. Попробуйте играть в игры, петь запоминающиеся песенки с алфавитом или даже давать художественные задания на основе алфавита, чтобы сделать изучение алфавита увлекательным занятием.

Учимся без слез Знаем звуки букв!

Как только ребенок уверенно освоит звуки букв и алфавит, он сделает первый шаг к грамотности, расширению словарного запаса, развитию речи и многому другому. Благодаря сочетанию обогащающих материалов для изучения алфавита и достаточной последовательной практике любой ребенок будет на пути к уверенному знанию алфавита.

Learning Without Tears стремится помочь семьям, педагогам и детям подготовиться к обучению с помощью инновационных учебных материалов и профессиональных ресурсов. Мы хотим, чтобы каждый ребенок был настроен на успех на каждом этапе своего учебного пути, предлагая увлекательные и полезные материалы для учащихся K-5. Независимо от того, учится ли ребенок в традиционном классе или дома, «Обучение без слез» предоставляет доступ к проверенным учебным программам, отраслевым знаниям и обогащающим продуктам, которые помогают сделать преподавание и изучение алфавита увлекательным занятием.

Источник: Piasta, Petscher & Justic, 2012

Связанные теги

Домашнее соединение

Дома 13 августа 2021 г.

0 4 мин

Спросите у экспертов, Советы преподавателям, Мультисенсорное обучение, Готовность, Домашняя связь

Почему развитие грамотности важно для детей?

17 июня 2021 г.

0 4 мин

Спросите у экспертов, Советы преподавателям, Мультисенсорное обучение, Готовность, Домашняя связь

Называние букв — не прямой путь к грамотности: вот почему

15 апреля 2021 г.

4 2 минуты

Нет комментариев

Оставайтесь на связи и сэкономьте 10%

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте последние обновления, советы по работе в классе и бесплатные загрузки.

Комментарии

Советы по обучению буквам и звукам букв

Добро пожаловать в часть 1 обучения алфавиту! Я получаю несколько электронных писем в неделю, в которых спрашивают совета, как учить буквам и/или звукам букв детей от Pre-K до 1-го класса.

Итак, сегодня я поделюсь несколькими идеями для обучения детей этого возраста. Если у вас есть ребенок младшего возраста (маленький возраст), в этом посте я поделюсь дополнительными советами по обучению малышей алфавиту.

Обратите внимание, что я собираюсь исследовать некоторые горячие темы, касающиеся букв и звуков букв. Вы можете полностью согласиться или не согласиться с моими советами по обучению. В конце концов, вы должны найти то, что лучше всего подходит для вашего ребенка, и придерживаться его.
*Этот пост содержит партнерские ссылки.

Буквы ИЛИ звуки букв?

Так что это? Должны ли мы учить буквы или звуки букв? Существует широко используемый подход обучения, при котором вначале обучают звукам букв, а затем названиям букв. Считается, что звуки букв более полезны и полезны для тех, кто еще не начал читать, чем названия букв, и поэтому их следует учить в первую очередь. Как вы, наверное, догадались из названия моего поста, я не согласен. И прежде чем я зайду слишком далеко, пожалуйста, послушайте, как я скажу следующее: если обучение вашего ребенка звуку буквы сперва работает, ДЕЙСТВУЙТЕ!

После прочтения исследований по чтению (таких как Эри, Инверницци, Каннингем, Калкинс и Макбрайд-Чанг) я считаю, что И буквы, и звуки букв очень полезны для обучения детей чтению и письму .

Только три из многих причин, по которым я верю в это (я, наверное, утомил бы вас всеми своими доводами):

1-  звуков), которые они издают. Например, буква D имеет звук /d/ в начале, а буква F имеет звук /f/ в конце. W , Y и H  являются единственными тремя исключениями.
2- Названия букв отлично подходят для обозначения букв, так как многие звуки букв труднее произносить по отдельности.  Например, звук b в отдельности больше похож на /buh/, что может затруднить его смешивание с другими звуками букв для начинающих читателей .
3-  Звуки букв более абстрактны и не так последовательны, как названия букв. Возьмем, к примеру, A в Target . По моему опыту, кажется более последовательным сказать: «О, я вижу букву A в Target», чем «Я вижу /a/ (короткий звук) в Target… но это не делает звук /a/ . Он издает звук /р/». Хм?

Независимо от того, что вы думаете о буквах и названиях букв, «исследования показали, что дети, которые знают названия букв, легче усваивают ассоциации букв и звуков, чем дети, не знающие буквенных названий». ( Слова по-своему для PreK-K , 2014)

 

Прописные или строчные буквы?

Опять же, вы услышите, как я скажу ОБА! Дети нуждаются в обучении как прописным, так и строчным буквам. Хотя строчные буквы более распространены при чтении и письме, необходимы и те, и другие. Если вы обучаете маленьких детей , я предлагаю начать с прописных букв. Почему?

Две причины:

1- Прописные буквы легче визуально различить, чем строчные (возьмем, к примеру, прописные B и D по сравнению со строчными b и d)
2 Начинающим писателям проще использовать прописные буквы (например, E вместо e). Я снова и снова замечал, что маленькие дети предпочитают прописные, даже когда им говорят строчными буквами.

Но, пожалуйста, послушайте меня: хотя я могу начинать обучение с прописных букв при работе с маленькими детьми , я считаю важным знакомить маленьких детей со всеми видами букв, даже с разными шрифтами. Показывая и рассказывая о типах букв, которые вы найдете во время совместного чтения, также известное как понимание печатного текста, это ОТЛИЧНЫЙ способ интегрировать это в то, что вы уже делаете (как для детей младшего, так и для старшего возраста).

 

Путаница с буквами

Хотя некоторые могут учить буквы в алфавитном порядке, я считаю, что есть более подходящий для развития способ, чем начинать с и и заканчивать z . Мне нравится вводить буквы и звуки букв в другом порядке, что помогает свести к минимуму путаницу.

Визуальное сходство

Некоторые буквы очень похожи (например, b, d, p, и q или W , В , И ). И дети часто их путают, даже дети постарше. Я призываю вас разделить эти буквы и учить их в разное время, чтобы минимизировать путаницу.

Точка артикуляции

Хотя это может показаться фантастическим, это просто способ сказать, что некоторые буквы, хотя и выглядят очень по-разному, имеют звуки, которые произносятся одной и той же частью рта. Возьмем, к примеру, г и к . Оба звука гортанные (издаются в задней части глотки). Если вы произносите звук /g/ без голоса, вы получаете звук /k/. Другие звуки букв, чтобы не учить вместе: t и d , f и v , или b и p .

Задержка речи

У некоторых детей (у меня двое детей) возникают трудности с произношением определенных буквенных звуков. Эти буквы могут включать f, j, l, r, s, v, y, или z . Хотя я не являюсь экспертом в этой области, я знаю, что задержки речи могут задерживать изучение букв, правописание и чтение. Двумя моими любимыми ресурсами для помощи детям с проблемами артикуляции были Кэти из Playing with Words 365 и Reading with Lively Letters от TLC.

Письмо недели?

Письмо недели имеет плохую репутацию. Иногда я даже выступал против этого. Мои мысли все еще смешаны на эту тему. И я поделюсь почему.

  • Письмо недели может быть эффективным способом сделать ваше обучение фонетике осмысленным, игривым и систематическим. Многие дети нуждаются в систематических занятиях фонетикой, особенно дети, которые с трудом понимают буквы и звуки, НО…

  • Письмо недели не должно ограничивать ваше обучение фонетике только этой буквой, особенно когда ваш ребенок находится в позднем дошкольном возрасте и в детском саду. Если мы сосредоточимся только на одном письме в неделю, потребуется 26 недель, чтобы пройти их все… слишком много времени для детей, чтобы иметь возможность брать буквы и использовать их для осмысленного правописания, чтения и письма.
    Дети должны целенаправленно знакомиться с буквами (всеми) каждый день.
    Буквы нужно указывать и использовать во время чтения, когда вы играете с буквенными блоками, когда вы пишете их имя на их рисунках. Важны буквы (все буквы), а не только буква недели.
  • Если вам нужно что-то систематическое в Pre-K и K-классах, я предлагаю начать с двух-трех писем в неделю. Выбирайте буквы, которые отличаются визуально и фонетически, как мы обсуждали выше, например T и F . Рассортируйте их по звукам. Сортируйте игрушки, названия которых начинаются с этих звуков. Мы можем проходить буквы гораздо быстрее (если ребенок готов), если мы сосредоточимся на более чем одной букве в неделю.
  • Иногда дети уже знают несколько букв и их звуков. Если вы думаете, что это относится к вашему ребенку, нет необходимости тратить целую неделю на буквы, которые он уже знает. Чтобы узнать, что ваш ребенок знает/не знает, вытащите головоломку с буквами и оцените его, как я показываю в этом посте {прилагается бесплатная распечатанная оценочная таблица}. Как только вы поймете, что знает или не знает ваш ребенок, у вас появится более четкое представление о том, какие буквы учить.

Порядок букв

В каком порядке мы должны учить буквы? Первое место я всегда начинаю с имени ребенка . Имя ребенка несет в себе большое значение и чувство идентичности. После этого

учу буквы НЕ ПО ПОРЯДКУ . Порядок, в котором я их преподаю, зависит от возраста ребенка. Большинство детей могут петь песенку «Азбука» к 2–3 годам. Они уже знают порядок. Обучая буквы не по порядку, вы гарантируете, что дети узнают их вне контекста этой песни. Когда мы спрашиваем детей: «Что это за буква?», мы хотим, чтобы дети, которым не нужно петь азбуку, поняли это (я видел, как многие дети делают это, даже в детском саду).

С Reading the Alphabet , я решил выбрать буквы, которые отличаются визуально и фонетически, но которые легче писать первыми. Я также решил добавить обучение гласным на раннем этапе, чтобы дети могли начать составлять слова из букв, как вы видите в Уроке 7 (Семейство AT). Хотя каждую неделю мы показываем одну букву, вы увидите, что каждую неделю мы изучали больше, чем эту букву, иногда сортируя несколько букв и звуков одновременно. Но независимо от того, какой порядок вы выберете, вы должны выбрать комбинации букв для обучения, которые сведут к минимуму путаницу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts