Общение дошкольника со сверстниками — Психологос
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети — сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их — важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
Как общаются малыши
Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.
Особенности общения дошкольников со сверстниками
- Яркая эмоциональная насыщенность
- Нестандартность и нерегламентированность
- Преобладание инициативных действий над ответными
Первое, что бросается в глаза, — это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий.
Что же дает дошкольникам такое странное общение?
Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.
В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» — тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.
Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.
В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается прежде всего в радости и даже восторге, с которыми малыш подражает движениям и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду. «Мы с тобой одной крови», — как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.
Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.
Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек — лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.
В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.
Первая из них — эмоционально-практическая (второй — четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них. См. →
Особенности общения дошкольников
18.05.2020У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый — это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать — содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.
Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм.
А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.
- Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.
- Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
- Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.
- Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.
Эмоционально-практическая форма общения (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения — локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.
Ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни). После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.
Внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни). У детей этого возраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер.
Ключевые слова: Дошкольники, Общение
Источник: Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
Материалы по теме |
---|
Развитие общения детей дошкольного возраста Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Развитие общения дошкольников со взрослыми Урунтаева Г. А., Детская психология |
Особенности развития общения в дошкольном возрасте Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника |
Развитие общения дошкольников со сверстниками Урунтаева Г.А., Детская психология |
Особенности общения дошкольников со сверстниками Смирнова Е.О., Детская психология |
Коммуникативные девиации: Аутистическое Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010 |
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Типы общения ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К…. |
Отношения со сверстниками в раннем детстве
Социальные навыки
Когда дети играют или общаются со сверстниками, они учатся социальному поведению.
FatCamera / Getty Images
Мишель Балани
Когда дети играют или взаимодействуют со сверстниками, они узнают больше о социальном поведении, в том числе о том, как выражать себя, как по очереди, и как применять эмпатию при общении с другими. Когда дети способны контролировать свои эмоции, они могут принимать более правильные решения и проявлять больше суждений, чем ребенок с плохой регуляцией эмоций. Научите ребенка думать об эмоциях и покажите ему, как контролировать свои чувства при столкновении с проблемой, чтобы помочь ему лучше взаимодействовать с другими. Предоставив тактику, которую они могут использовать, когда они расстроены, например, считая до 10 или делая глубокие вдохи, вы можете помочь им лучше вести переговоры во время их взаимодействия с другими. Это все еще новые навыки для маленьких детей. Самое главное — помочь ребенку понять, что произошло в трудной ситуации, и как попытаться справиться с ней лучше в следующий раз. Часто это означает обращение за помощью к взрослому, а не переговоры со сверстником, когда он расстроен.
То, как ваш ребенок общается с другими, играет важную роль в его взаимодействии со сверстниками и отношениях. Поговорите со своим ребенком о важности правильных навыков общения и дайте ему советы о том, как вести беседу с другими. Объясните, что важно слушать других, когда они говорят, а не говорить одновременно с другими людьми в разговоре. Практикуйтесь в разговорах с ребенком и побуждайте его или ее разговаривать с другими и задавать им вопросы о себе, так как это хороший способ растопить лед и завести новых друзей. Обучая своего ребенка искусству разговора, вы поможете ему научиться знакомиться с новыми людьми и вести увлекательные беседы со своими новыми друзьями, когда он достигнет возраста начальной школы.
Учительница из Нью-Йорка Энн Моррисон говорит, что отношения со сверстниками в это время постоянно меняются; в этом возрасте нормально, что у вашего ребенка еще нет «лучшего друга» или, по крайней мере, кого-то, кого он будет постоянно называть своим лучшим другом. С другой стороны, когда дети, особенно девочки, начинают ориентироваться в своих предпочтениях в отношении дружбы, им часто трудно понять, что вы можете дружить с несколькими детьми одновременно. Это может вызвать огромную драму и обиду, когда дело доходит до выбора партнеров, что может навредить детям, которых не выбрали, или разочаровать друга, который не хочет постоянно играть с одним и тем же ребенком. Моррисон добавляет, что, по ее опыту, многие дети проходят стадию «ты мне не друг» примерно в четыре года. Возможно, вам будет тяжело слышать, как это происходит с вашим ребенком, но важно помнить, что это нормальное с точки зрения развития поведение, связанное с налаживанием дружеских отношений. Если ваш ребенок слышит это часто и расстраивается из-за этого, говорит Моррисон, сообщите об этом учителю вашего ребенка, или, если это свидание, попробуйте поговорить об этом с родителем другого ребенка.
Ресурсы Parent Toolkit были разработаны NBC News Learn с помощью экспертов в данной области, в том числе Энн Моррисон, воспитателя дошкольного образования Французского лицея Нью-Йорка; Морис Элиас, директор лаборатории социально-эмоционального развития и развития характера Рутгерса; Дженнифер Миллер, автор книги «Уверенные родители, уверенные дети»; и Мишель Борба, писатель и педагог-психолог.
Мишель Балани
Изучение важности взаимодействия со сверстниками для детейIvyPrep
Некоторые дети без проблем общаются с другими детьми. Это самые маленькие, которые подходят к другим детям и говорят: «Играть?» Они улыбаются взрослым и призывают своих друзей петь с ними веселые песенки. Другие дети могут быть немного менее заинтересованы в том, чтобы завести новых друзей. Но в любом случае общение со сверстниками очень важно для роста и развития ваших детей. Точно так же, как вы можете получать удовольствие от общения с другими родителями, ваши дети должны получать удовольствие от общения с другими детьми. Давайте потратим немного времени, чтобы выяснить, что делает отношения со сверстниками такими важными.
Даже в младенчестве малыши учатся у окружающих их людей. В младенчестве ваши дети развивают навыки распознавания голоса и общения. Они находят новые способы выражения своих потребностей и эмоций, даже без использования языка. Как и большинство из нас, младенцы реагируют на других людей своего возраста и учатся у них. Младенцы часто общаются друг с другом, демонстрируя признаки взаимодействия со сверстниками. Это отлично подходит для развития детей, потому что позволяет им получать опыт обучения от людей, с которыми они могут себя идентифицировать.
Когда дети становятся старше, они становятся малышами. Они лучше передвигаются, возможно, ходят и бегают.
Вероятно, вы часто видите маленьких детей, играющих вместе. Как родитель, ваш ребенок может бежать к вам после разногласий с другим ребенком. Это обычное дело. На самом деле это показывает, что ваши дети извлекают хороший урок из общения со сверстниками. Вы можете спросить: «Как это может быть признаком здорового взаимодействия?» Ну, тот факт, что дети бегут к взрослым, когда между сверстниками возникает спор, показывает, что дети заинтересованы в поиске решения. Это показывает, что они хотят решать проблемы со своими коллегами, а не игнорировать проблемы. Итак, в следующий раз, когда ваш малыш расстроится из-за разговора с другим ребенком, помните, что это просто означает, что ваш ребенок больше узнает о взаимодействии со сверстниками. Даже будучи взрослым, вы знаете, что разногласия между сверстниками все еще случаются. Но когда ваши дети в этом юном возрасте, они учатся решать эти проблемы со своими сверстниками.
Ваши дети дошкольного возраста продолжают учиться обращаться с другими детьми. Они растут в своем понимании общения. Взаимодействие со сверстниками может помочь вашим детям добиться успехов в учебе. Иногда веселее учиться с другими детьми! Маленькие дети также могут больше развиваться в области физической активности, словарного запаса и поиска информации. Они могут расти во всех этих областях, просто находясь рядом с другими детьми их возраста. Взаимодействие со сверстниками действительно может улучшить скорость развития ваших детей несколькими способами.