Особенности развития детей 4 лет: Особенности развития детей в возрасте 4-5 года

Развитие ребенка в возрасте 4-5-6 лет. Возрастные особенности..

октября 2, 2018

Монтессори день рождения

Моему старшему сыну Дане в этом году исполнилось 4 года, и я недоумеваю когда он успел так вырасти и стать таким самостоятельным! Задает кучу вопросов (самый популярный: «а как это делают?»), многое умеет.

Прежде чем поговорить о подарках на этот возраст давайте вспомним что детям важно, их возрастные особенности. Подбирать подарки на возраст 4-6 лет сразу станет намного легче!

Ребенок в возрасте 4-6 лет. Какой он? Что для него важно?

Как говорила Мария Монтессори о возрасте c 3 до 7 лет — ребенок является «Строителем самого себя».

Это очень важный период. Напомню  график сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

На это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов – речевого, сенсорного, социального, двигательного, формирование элементов математических представлений. Грамотно выстроенная Монтессори среда дома поможет реализовать потенциал ребенка.

Монтессори полочки старшего сына

  • Это возраст почемучек, с них буквально сыпятся вопросы, они размышляют, вдумываются, ищут ответы. Дети любят ставить  несложные опыты и эксперименты, что-то исследовать.  Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
  • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому,  способен позаботиться о себе и все меньше нуждается в нашей опеке. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Помощь по дому

  • Активно развивается навык коммуникации. Завязывается настоящая дружба, появляются компании с общими играми,интересами и секретами. Игры становится сложнее, появляются сюжеты (игры в больницу, в магазин, в войну, в дочки-матери). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка.

Космический день рождения

  • Творчество. Активно идет развитие воображения. Ребенок живет в мире фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге,конструкторах  или в своей голове.  В следствие этого могут появится страхи.  Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром.

 

  • Ребенок хорошо двигается, становится ловким и быстрым, ему очень важно движение!! В этот период многие дети осваивают двухколесный велосипед, ролики, самокат, футбол, гимнастические упражнения и танцевальные движения.

Ребенок на двухколесном велосипеде

  • Появляется большой интерес к счету и буквам, многие в этом возрасте начинают читать и писать самостоятельно.
  • Активно развиваются органы чувств, дети начинают чувствовать и осознавать оттенки запахов, цвета, вкуса. В этот период очень важно сенсорное развитие.

Монтессори занятие

  • У ребенка появляется эмпатия, он расширяет палитру осознаваемых эмоций,  начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
  • Хорошо развитая мелкая моторика, позволяющая делать многие вещи. Вырезать из бумаги, готовить, вышивать, писать буквы.

Какие предложить развивающие игрушки и подарки в этом возрасте? Читайте в ЭТОМ ПОСТЕ.


Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)

Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)

Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость.

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма.

В поведении и деятельности детей пятого года жизни появляется ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, взрослые должны следовать правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей.

Желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.

Физические особенности развития

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. Поэтому в этом возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку.

В среднем дошкольном возрасте улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие.

Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.

Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.

Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, взрослым необходимо создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.

Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей.

На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Взрослые отдают предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача взрослых – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. 

Примечательной особенностью детей среднего возраста является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.

В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова взрослого сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

Творческие способности

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность.

Возрастные особенности детей 4–5 лет предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Взрослый развивает эстетические чувства детей. Много внимания уделяется развитию творческих способностей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Внимательное, заботливое отношение взрослого к ребенку, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.

На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее.

Развивается связная речь. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.

Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

Дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом).

Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер.

Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению.

Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослому: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение родителей к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Именно в этот период дети испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие и созревание эмоциональной сферы. Чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности, более глубоких и осмысленных чувств. Поддерживая их, взрослый специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.

Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми.

К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Задачей взрослого является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях.

Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Особенностью возраста является ранимость ребенка 4 – 5 лет.

Воспитание

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше.

Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания.

Главная функция взрослых сейчас – объяснить, как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.

На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведенияо чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей взрослому о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру взрослого, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

Семья – это главное

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы.

Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет.

Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника, и ролями взрослых в семье.

Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь.

Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным.

Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Вехи развития: от 3 до 4 лет

Каких вех развития должен достичь мой ребенок к трем-четырем годам?


С трехлетием вашего ребенка «ужасные двойки» официально заканчиваются и начинаются «волшебные годы» трех и четырех лет — время, когда в мире вашего ребенка будут доминировать фантазии и живое воображение. В течение следующих двух лет он созреет во многих областях.

Вот несколько вех, на которые стоит обратить внимание.

Вехи движения

  • Хмель и стойки на одной ноге до пяти секунд

  • поднимается наверх и внизу без поддержки

  • Наживает мяч вперед

  • Throw

  • Проворно двигается вперед и назад

Вехи в навыках рук и пальцев

  • Копирует квадратные фигуры

  • Привлечет человека с двумя -четырьмя частями тела

  • Использование ножниц

  • Притягивает круги и квадраты

  • начинает копировать некоторые заглавные буквы

Язык

19
  • . одинаковый» и «другой»

  • Усвоил некоторые основные правила грамматики

  • Говорит предложениями из пяти-шести слов

  • Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять

  • Рассказывает истории

  • Когнитивные вехи

    • Правильно называет некоторые цвета

    • Понимает концепцию подсчета и может знать несколько номеров

    • Подходы. Приближающихся с подходами A Single Speectes As Sound of A Single Speeks Arsage Arsages of A Single Spectes Ascipes As Spectes As Spectes.

      Начинает лучше чувствовать время

    • Выполняет команды, состоящие из трех частей

    • Вспоминает части истории

    • Понимает концепцию той же/различной

    • Внимает фэнтезийную игру

    Социальные и эмоциональные вехи

    • Заинтересованы в новых опытах

    • . Соблюдает с другими детьми

    • . Папа»

    • Все более изобретательный в фэнтезийной игре

    • Одевается и раздевается

    • Договаривается о разрешении конфликтов

    • Более независимый

    • Воображает, что многие незнакомые образы могут быть «чудовищами»

    • Рассматривает себя как целостную личность, включающую тело, разум и чувства

    • 6 90 90 фантазия и реальность

      Часы для развития здоровья

      Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

      • Невозможно выбросить мяч за рукой

      • Невозможно прыгнуть на место

      • Невозможно ездить на трехколесном велосипеде

      • Невозможно схватить рак между пальцами

      • . четыре блока

      • Все еще цепляется или плачет, когда его покидают родители

      • Не проявляет интереса к интерактивным играм

      • Игнорирует других детей

      • Не реагирует на людей вне семьи

      • Не участвует в фантазиях

      • Сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом

      • 3 контролировать себя, когда злится или расстроен

      • Не может скопировать круг

      • Не использует предложения из более чем трех слов

      • Не использует «я» и «ты» надлежащим образом

      Последнее обновление
      02. 11.2009
      Источник
      Уход за младенцем и ребенком раннего возраста: от рождения до 5 лет (Авторское право © Американская академия педиатрии, 2009 г.)

      Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

      Запись этапов развития — 5 лет: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

      URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002016.htm

      Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

      В этой статье описываются ожидаемые навыки и маркеры роста большинства 5-летних детей.

      Вехи физических и двигательных навыков для типичного 5-летнего ребенка включают:

      • Прибавляет от 4 до 5 фунтов в год (от 1,8 до 2,25 кг)
      • Прибавляет от 2 до 3 дюймов в год (от 5 до 7,5 сантиметров)
      • Зрение достигает 20/20
      • Первые взрослые зубы начинают прорезываться через десну ( у большинства детей первые зубы не появляются до 6 лет)
      • Улучшается координация (заставляя руки, ноги и тело работать вместе)
      • Прыгает, прыгает и подпрыгивает с хорошим балансом
      • Сохраняет равновесие, стоя на одном нога с закрытыми глазами
      • Демонстрирует более высокие навыки обращения с простыми инструментами и письменными принадлежностями
      • Может копировать треугольник
      • Может использовать нож для размазывания мягкой пищи

      Сенсорные и умственные вехи:

      • Имеет словарный запас более 2000 слов
      • 5 Говорит 90 предложения из 5 и более слов и со всеми частями речи
      • Может различать разные монеты
      • Может считать до 10
      • Знает номер телефона
      • Может правильно называть основные цвета и, возможно, многие другие цвета
      • Задает более глубокие вопросы, касающиеся смысла и цели
      • Может отвечать на вопросы «почему»
      • Более ответственен и говорит «извините», когда совершает ошибки
      • Демонстрирует менее агрессивное поведение
      • Перерастает ранние детские страхи другие точки зрения (но могут не понимать их)
      • Улучшил математические навыки
      • Задает вопросы другим, в том числе родителям
      • Сильно идентифицирует себя с родителем того же пола
      • Имеет группу друзей
      • Любит воображать и притворяться во время игры (например, изображает путешествие на Луну)

      Способы поощрения развития 5-летнего ребенка включают:

      • Совместное чтение
      • Предоставление ребенку достаточного пространства для физической активности
      • Обучение ребенка участию в спортивных состязаниях и играх и изучение их правил
      • Поощрение ребенка к играм с другими детьми, что способствует развитию социальных навыков
      • Творческая игра с ребенком
      • Ограничение времени и содержания просмотра телевизора и компьютера
      • Посещение местных достопримечательностей
      • Поощрение ребенка к выполнению мелких домашних дел, таких как помощь накрыть на стол или сбор игрушек после игры

      Нормальные вехи детского роста — 5 лет; Вехи роста детства – 5 лет; Вехи роста для детей – 5 лет; Ну ребенок — 5 лет

      Бамба В.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts