Отношения между родителями и детьми: тип семьи
Отношения между родителями и детьми не носят вневременного характера. Право применительно к ним выступает в качестве фотоаппарата, который фиксирует существующее состояние отношений. А время идёт — и правовая картина начинает устаревать. Приходит время делать новое фото, и если с ним запаздывают, правоприменение начинает страдать. Люди не хотят мириться с тем, что к ним применяются правила, не соответствующие состоянию фактических отношений здесь и сейчас. Начинаются конфликты, которые порой перерастают в трагедии. Тогда законодатель начинает шевелиться, да и то если его отношение к возникшей проблеме непредвзято, когда нет желания поддержать определённую идеологию или сохранить регулирование, изменение которого дорого обойдётся государству. Отношения между родителями и детьми — как раз та сфера отношений, которая чужда непредвзятости. Причём по обоим мотивам.
С одной стороны, государству нужна высокая рождаемость, чтобы можно было хотя бы повторить цивилизационный цикл, не говоря уже о том, чтобы подняться на более высокий уровень. Иначе возникает риск не только снижения темпов развития, но и утраты экономической мощи или даже части территории. И нужны не любые рождения, а такие, которые качественно способны поддержать нужный цивилизационный уровень. В то же время родители не хотят рожать и, главное, воспитывать много детей. Воспитание детей на высоком уровне обходится очень дорого, а родители тоже хотят нормально жить. И если им не хватает денег, они делают выбор не в пользу детей. Поэтому у государства есть два пути: платить за детей много (в любых формах) или платить меньше, но оказывать на людей идеологическое давление. Чем более свободным становится общество, тем слабее идеологическое воздействие на людей (опять-таки, в любых формах: от религии и морали до лишения бездетных каких-либо благ или преимуществ). Россия в этом смысле остаётся обществом с довольно мощным идеологическим давлением на людей, которое, справедливости ради, постепенно слабеет.
С другой стороны, государство не готово обеспечивать высокую рождаемость любой ценой. У него нет желания выделять много денег на эти цели (об этом красноречиво говорит наша система пособий на детей, не считая выплат материнского капитала как одной из экстраординарных мер). При этом на протяжении последних 70 лет нежелание государства платить компенсировалось перераспределением бремени содержания детей на их родителей и других членов семьи, причём без учёта того, какой тип семьи преобладает в обществе. Более того, государство сознательно игнорировало господствующий тип семьи, чтобы пользоваться архаичным регулированием, рассчитанным на старые типы, основанные на более высокой степени солидарности членов семьи в решении вопросов материального обеспечения друг друга. Образно говоря, на фактически сложившийся тип семьи как бы накладывалось старое юридическое фото, сделанное в прошлые времена. Тут, конечно, сыграла свою роль и архаичная идеология, которой симпатизировало государство, но главным был, несомненно, его материальный интерес. Этакое особое понимание социального государства, которое свои обязанности перекладывает на частных лиц.
Но вернёмся к типу семьи. К октябрю 1917 г. Россия подошла с малой семьей (родители и несовершеннолетние дети) в городах и большой семьей (несколько поколений родственников, ведущих совместное хозяйство) в сельской местности. А потом начались активные социальные перемещения людей. Коллективизация была нашим аналогом «огораживания», которое на Западе произошло за сотни лет до этого). Огромное количество сельских жителей переместилось в города, где давно преобладала малая семья, и свои менталитетом большой семьи сильно замедлила процесс формирования единого типа семьи. Люди помнили, как они жили раньше и кто из родственников о них заботился, не желая их бросать. С нравственной точки зрения такое поведение заслуживало одобрения, но в результате малая семья стала господствовать повсеместно лишь в конце 60-х — начале 70-х годов. На неё и было настроено наше семейное законодательство. Идея состояла в том, что муж и жена совместно проживают и ведут общее хозяйство, а также должны содержать своих несовершеннолетних детей, а последние потом — своих нетрудоспособных и нуждающихся родителей. Остальные алиментные обязательства имели субсидиарный характер.
Вот такое правовое фото до сих пор используется нашим семейным законодательством, хотя наш тип семьи изменился. С начала 90-х стала преобладать так называемая гостевая семья, когда в любой момент совместное проживание и ведение общего хозяйства может быть прекращено, а потому на него нельзя делать ставку. Достаточно посмотреть на долю разводов. Жесткий режим совместной собственности перестал работать: современные рыночные механизмы позволяют и без всякого брачного договора так организовать имущественные отношения, чтобы общего имущества не было вовсе. В равной мере рыночные механизмы позволяют скрывать от обложения алиментами подавляющее большинство доходов. Поэтому в гостевой семье в качестве общего правила не должно сохраняться ни совместное проживание, ни ведение общего хозяйства, ни режим совместной собственности. Проживание, хозяйство и собственность должны быть раздельными, что не препятствует супругам заключить договоры об ином. Именно договоры, и желательно в строгой (скажем, нотариальной) форме, чтобы не порождать необоснованных ожиданий. Мне кажется, что степень имущественной самостоятельности супругов уже сейчас достигла нужного уровня для подобного правового регулирования.
Что касается отношений между родителями и детьми, то современный уровень медицины практически позволяет избежать случайного зачатия детей. Причём избегать зачатия могут оба супруга, независимо друг от друга. Значит, фактически рождение и воспитание детей может быть переведено на договорную основу, что предполагает существенное расширение правового регулирования имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей супругов. Договором могут и должны разрешаться многие вопросы, которые ранее считались «сознательно выведенными» из сферы права, например, кто следит за ребёнком, гуляет с ним, сопровождает его пребывание и обучение в школе и дошкольном учреждении, занимается личным обучением и т.д. Разумеется, договор о рождении и воспитании детей предполагает и решение вопроса об алиментах на детей с учётом того, с кем проживает ребёнок и кто о нём заботится. Заключение таких договоров должно предполагать усреднённую имущественную оценку вкладов родителей в воспитание детей, которую ещё предстоит выработать. Но, боюсь, иной альтернативы нет, ведь сейчас эти отношения вообще выведены за рамки права, тогда как они постоянно порождают конфликты между супругами, формируют у них ощущение несправедливости происходящего в семье.
Договор о рождении и воспитании детей, вне всякого сомнения, означает слом старой матрицы семейного права. Но без него привести правовое регулирование в соответствие с преобладающим типом семьи вряд ли получится. Я понимаю, какие он вызовет возражения. Мол де, право будет вмешиваться в «святая святых» — личные отношения между супругами. Однако степень социального воздействия на эти отношения так возросла, что оставлять их без вмешательства юриспруденции — значит сохранять зону хаоса, в котором рождаются чудовища. Право хотя бы даст усреднённый вариант регулирования, без излишеств. И то хорошо…
Какими должны быть правильные отношения родителей и детей
На что влияют? Отношения родителей и детей – крайне важный фактор в формировании ребенка, его личностном развитии. Кроме того, от климата в семье напрямую зависит успеваемость ученика в школе, эмоциональный комфорт в обществе одноклассников.
Какими должны быть? Воспитание – задача родителей, педагог может лишь направить и подсказать. Следует аккуратно доносить до мам и пап, что необходимо стремиться к пониманию и взаимоуважению с малышом с самого малого возраста. Если в семье все гармонично, то будущий взрослый развивается, у него формируются правильная система ценностей и позитивный взгляд на мир, людей и жизнь в целом.
Оглавление:
- Важность отношений родителей и детей
- Роль родителей и учителей в формировании личности ребенка
- Родительские стили воспитания и социально-психологические типы личности детей
- Влияние отношений родителей и детей на учебную деятельность
- Роль педагогов и психологов в формировании гармоничных отношений родителей и детей
Важность отношений родителей и детей
Согласно мнению психологов ребенок вырастет счастливым и спокойным лишь в той семье, где родители не скандалят и не ссорятся. Если дома царит негативная обстановка, он станет подавленным и несчастным, появится желание занимать в семье доминирующую позицию. Психологи советуют родителям не ссориться при детях и приложить максимум усилий, чтобы установить контакт с младшим поколением.
Для каждого ребенка общение с родителями играет важную роль. Дети должны понимать, что их мнение ценно для мамы и папы, а это значит, что они могут делиться своими мыслями, эмоциями и желаниями.
Отношения родителей и детей в семье должны быть гармоничными, а уровень этой гармонии напрямую зависит от старшего поколения.
Очевидно, что для каждого человека семья занимает важнейшее место в жизни, ведь посредством ее происходит реализация детских потребностей. В их числе:
- Потребность в человеческих связях. Имея их, индивид осознает, что он принадлежит к определенной группе.
- Потребность в самоутверждении. Человек понимает свою ценность и значимость в глазах других.
- Потребность в привязанности. Находясь с рядом близкими людьми, индивид ощущает взаимное тепло и поддержку.
- Потребность самосознания. В рамках этой потребности происходит формирование собственной уникальности и индивидуальности.
- Потребность в ориентации. Поведение родных людей становится для человека примером для подражания.
Отношения родителей и детей сегодня – это опыт, который люди накапливают еще с древних времен и выкристаллизовывают его. Полученные навыки они применяют в воспитании младшего поколения.
Эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние на каждую сферу его жизни.
Проведенные исследования в части взаимоотношений в обществе установили, что неблагополучие в семье, ближайшем окружении и внутреннем мире ребенка оказывает влияние на его поведение в социуме.
Если ребенок неуравновешен в эмоциональном плане, легко возбудим, а также имеет аффективные реакции, такие как гнев, плач, перерастающий в истерику, демонстрация своей обиды на других, у него возникают трудности в общении со сверстниками и старшими.
Все вышеперечисленные признаки могут сопровождаться соматическими изменениями, негативным восприятием окружающего мира, упрямым поведением, конфликтностью, нежеланием уступать другим, отчуждением и неуверенностью в себе, которую ребенок пытается скрыть от других.
При таком положении вещей ребенок остро воспринимает действительность, его чувствительность болезненна, он часто испытывает страх, бывает мнительным. Все это нередко становится причиной недовольства родителей и педагогов. В результате между взрослыми и детьми растет напряжение, в отношениях они раздражительны.
Родители или учителя обращаются к психологу с жалобами на детей. Специалисты выделяют следующие причины этого:
- Взрослые часто не понимают либо осознанно игнорируют возрастные нормы, а также необходимость создания условий, в которых ребенок будет полноценно развиваться.
- Нередко взрослые имеют свои личные проблемы, которые усугубляют ситуацию в отношениях с детьми.
- Взрослые предъявляют к детям завышенные требования, которые не соответствуют возрастным способностям, считают, что ребенок должен сам управлять своим поведением и психическими процессами.
Роль родителей и учителей в формировании личности ребенка
Многие родители считают, что в воспитании детей нет ничего сложного, им кажется, что все предельно ясно. На самом же деле здесь имеется такая закономерность: чем меньше у человека познаний в части воспитательного процесса и чем меньше практический опыт, тем проще кажется ему это занятие.
Но все единогласно уверены: воспитание детей требует огромного терпения. Увы, большое количество людей склонны считать, что терпение, врожденная способность и навыки – этого более чем достаточно, чтобы вырастить из ребенка достойного и счастливого человека. А вот необходимость иметь специальные знания многими игнорируется.
Перед педагогикой стоит важная задача – воспитать и развить личность, сделать из ребенка гражданина страны и мира, который осознает свое место в социуме и понимает, как нужно себя вести. Только такой индивид может самоутвердиться, сохранить и упрочнить ценности, которыми должна обладать каждая личность.
Таким образом, задача педагогов заключается в развитии индивидуальности учеников.
Индивидуальность – уникальность психики каждого индивида, который осуществляет свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Стоит отметить, что каждый человек многогранен. В нем сочетается животное начало, которое подразумевает под собой особенности его организма, а также человеческие качества, из которых и строится индивидуальность личности. Последнее демонстрирует отличие человека от животного и социального мира.
Индивидуальность – это качество, приобретенное индивидом в процессе воспитания и самовоспитания, оно не является врожденным. Человек становится индивидуальностью в тот момент, когда он понимает свою уникальность, а также уникальность своей жизни.
Считается, что путь во взрослую жизнь начинается в тот момент, когда ребенок впервые переступает школьный порог. Важно, чтобы преподаватели и родители были готовы к возможным трудностям, понимали, что в жизни ребенка будут происходить перемены, связанные с новыми этапами развития. Взрослые должны подстраиваться под младшее поколение и тоже меняться. Лишь в таком случае подход к воспитанию будет правильным.
Каждый родитель должен понимать, какие черты характерны для того или иного этапа становления индивидуальности. Многие из них универсальны и присущи абсолютно всем детям, независимо от их характера и темперамента, сложившихся обстоятельств и условий воспитания.
Всем известно, что обстановка в семье играет важнейшую роль в развитии личности и индивидуальности ребенка. Родители, увы, слишком много сил тратят на работу, чтобы позволить себе обеспечить детей всем необходимым, а оставшееся время посвящают выполнению домашних обязанностей.
Конечно, это хорошее качество, но дети от него сильно страдают, так как не получают от старшего поколения необходимого внимания. Так как многие родители не знают, как правильно воспитывать детей, выполнение этой обязанности по большей мере ложится на плечи школьных учителей.
Тем не менее, семья оказывает на детей наибольшее влияние. Когда ребенок растет в любви, чувствует поддержку со стороны родителей, он реже болеет, у него не возникает трудностей в общении со сверстниками. В противоположной ситуации все складывается наоборот. Дети часто имеют хронически заболевания, не знают, как вести себя в обществе, в них зарождается множество комплексов.
Маленькие дети воспринимают семью как свой собственный мир. Там он живет, развивается, приобретает умение любить и ненавидеть, радоваться и сопереживать. Именно в стенах дома происходят первые интересные открытия. Маленький ребенок – это полноценный член взаимоотношений в семье, где родители могут оказывать на него не только положительное, но и негативное влияние. От этого зависит, каким он вырастет, доброжелательным, отрытым и общительным, или тревожным, озлобленным и лицемерным.
Все дети без исключения ждут от старших членов семьи защиты, любви, ласки и понимания. Родителей они воспринимают как пример для подражания. Именно в семье зарождается его человеческое «я», происходит становление индивидуальной личности.
В современных гуманитарных науках широкое распространение получил термин «детоцентризм». Он означает признание ребенка и любви со стороны родителей как высокую нравственную ценность. С точки зрения детоцентризма все интересы старших членов семьи концентрируются на удовлетворении потребностей ребенка.
В связи с этим родители стремятся повысить качество жизни и социальный уровень, так они выполняют свой родительский дом. В социуме общепринятым является мнение о том, что интересы младшего поколения являются в семье приоритетными.
Но на практике не всегда все так. Нередко родители не хотят считаться с интересами своих детей.
В зависимости от отношений родителей и детей семьи делятся на 2 вида.
- Благополучная семья. Между всеми членами такой ячейки общества тесная эмоциональная и межличностная связь, которая гарантирует каждому из них психологическое благополучие. Они легко справляются со стрессом, верят в свое будущее, чувствуют свою правоту.
- Неблагополучная семья. Для такой семьи характерно отсутствие блага для ребенка. Здесь в качестве примера можно привести как полные, так и неполные семьи, с высоким и низким уровнем достатка. Главный показатель неблагополучия – это отсутствие любви к детям, игнорирование их потребностей, защиты интересов и прав ребенка в отношениях между родителями и детьми.
Поведение ребенка – это основной критерий, который позволяет составить портрет семьи максимально полно.
Родительские стили воспитания и социально-психологические типы личности детейСемейное воспитание имеет свои стили, которые влияют на социально-психологический тип развития личности ребенка.
Сочувствующий стиль
Родители ребенка постоянно заняты, поэтому он вынужден самостоятельно заниматься собственным развитием. Старшее поколение не считает нужным поощрять или наказывать его за какие-либо действия. Любовь в семье есть, но младшего не балуют. Родители поддерживают ребенка, делят с ним жизненные тяготы. Они прилагают усилия, чтобы оградить его от перегрузок, как эмоциональных, так и физических.
В таких отношениях ребенок может взять пример нравственного поведения с родителей, учиться на чужих ошибках. Родители не упрекают подолгу, они не читают длинных нотаций. Как правило, чтобы ребенок понял их мнение, ему достаточно одного лишь взгляда на старших, об их эмоциях можно судить по выражению лица.
Родительские стили воспитанияТакие родители считают, что рассудочные действия должны оцениваться гораздо выше, нежели эмоции.
- Интровертный тип личности ребенка
Эти дети чутки, внимательны, всегда говорят правду. Они вежливы в общении, спокойны и скромны, часто бывают стеснительными, простодушными. С ними легко найти общий язык. Они умеют проявлять терпение, осознают свою ответственность, могут критиковать самих себя, не боятся физических нагрузок.
Попустительский стиль
Ребенок, по мнению родителей, вправе делать то, что ему хочется. При этом они проявляют полное безразличие к его потребностям. Если появится возможность удовлетворить их за счет других людей, то против они не будут. Обучение нормам и правилам носит ситуационный характер. Родители могут поощрять и наказывать ребенка, абсолютно не зная в этом меры.
Их выражение эмоций и чувств по отношению к ребенку непоследовательно. Старшему поколению неважно, как дети ведут себя дома, главное, чтобы он соблюдал нормы приличия в социальной среде. Как правило, дети, родители которых придерживаются попустительского стиля, выбирают мыслительную деятельность, которая дает возможность получать удовольствие.
- Конформный тип
Такие дети части вырастают нечестными, они любят хвастаться, не умеют быть чуткими по отношению к другим, во всем ищут личную выгоду, в собственных интересах готовы даже наябедничать, раскрыть чужие секреты, оклеветать. Они часто жадные, предъявляют много требований к другим, но сами при этом не считают нужным соответствовать чужим ожиданиям. Внешне индивиды бывают вежливы, они не осуждают чужие безнравственные поступки. Ко многим вещам имеют недобросовестный подход.
Состязательный стиль
Родители усердно ищут в своем ребенке скрытые таланты, особенный потенциал, который выделяет их на фоне сверстников. Если он действительно имеет какие-то особенности, взрослые восторгаются им, поощряют комплиментами и материальными благами. Они воспитывают в детях силу воли, убеждают, что за свое счастье нужно бороться и ни за что не отдавать другим то, что завоевали.
Такие родители не считают приоритетными нормы поведения в обществе, придерживаются мнения, что они нужны лишь для того, чтобы чувствовать себя комфортно среди людей, а если есть возможность, то еще и чтобы занять выгодную для себя позицию. Они учат ребенка демонстрировать свои способности, искать момент, когда это лучше всего сделать, не обращаться к глубоким размышлениям.
Попустительский стиль- Доминирующий тип
Дети уверены в себе, высокомерны и эгоистичны. Им не интересно мнение окружающих. В приоритете защита собственных позиций и двигательная активность.
Рассудительный стиль
Родители считают, что дети методом проб и ошибок, набивая себе шишки, сами приобретут необходимый жизненный опыт. Они терпеливы, когда у ребенка появляются вопросы, отвечают на них, поясняют свою позицию. Родители склонны думать, что для активизации ребенка внешние стимулы не являются необходимыми.
Обстановка в семье спокойная. Родители осознают ценность личности ребенка и контролируют, чтобы его достоинство никогда не принижалось. Старшие члены семьи вместе с детьми анализируют буквально все их шаги, объясняют, что такое плохо, а что хорошо. Дают советы, как еще можно было поступить в той или иной ситуации.
- Сенситивный тип
В такой семье вырастает чувствительный, добросовестный ребенок, который с охотой идет на контакт с окружающими. Он сообразителен и любознателен. Идеальную картинку портят такие качества, как тревожность, желание доминировать, частая напряженность, любовь к риску.
Предупредительный стиль
Родители не дают ребенку возможности самостоятельных действий, из-за чего у последнего формируется пассивный образ жизни. Все развлечения детей в таких семьях инициируются исключительно старшим поколением. Это можно объяснить тем, что родители боятся за своего ребенка, таким образом они пытаются оградить его от невзгод.
В семье, где воспитательному процессу соответствует предупредительный стиль, ребенка дошкольного возраста никогда не наказывают. Если он капризничает, родители нередко чувствуют свою вину в этом. Безмерная любовь провоцирует в семье гиперопеку. Детям можно все, родители потакают его капризам, прощают любую шалость.
- Инфантильный тип
Дети вырастают несамостоятельными, у них возникают сложности с принятием решений, они всегда нуждаются в помощи посторонних. Эти индивиды равнодушны как к посторонним, так и близким, они не любят принимать участие в решении семейных проблем. Часто нуждаются в помощи, любые ответственные действия требуют тщательного контроля.
Контролирующий стиль
Родители дают ребенку лишь некоторую свободу действий. У них имеется свое представление о том, как нужно поступить в той или иной ситуации, поэтому деятельность детей строго контролируется. Старшие могут применять наказание, если младшие ведут себя не так, как нужно. Они повышают тон, могут даже кричать на детей, поставить в угол, ударить ремнем или отказать ребенку в удовлетворении его потребностей.
Тяжесть наказания зависит от того, насколько часто совершается один и тот же проступок. Ласка к детям проявляется крайне редко. Отношения родителей и детей регулируются выполнением последними высоким требований. В какой-то мере ребенок здесь играет роль мишени.
- Тревожный тип
В таких семьях дети растут импульсивными и вспыльчивыми, им сложно дается налаживание контактов с окружающими людьми, тяжело доверять. Они нетерпеливы, добросовестны, не уверены в себе. Активные борцы за справедливость всегда защищают своих друзей и родных. Им важно чувствовать себя в защищенности, имеют высокие требования к другим, тяжело реагируют на критику, редко проявляют инициативу.
Гармоничный стиль
Гармоничных стиль – это комплекс, включающий в себя только положительные элементы из каждых вышеприведенных стилей.
То, как родители относятся к своему ребенку, насколько они удовлетворяют его психические потребности, влияет на тип его поведения в течение всей жизни. Именно поэтому вывод о том, что роль родителей в жизни человека огромна, очевиден. Ребенок воспринимает старшее поколение как образец для подражания. Таким образом, мама и папа должны четко осознавать, что они сами формируют личность своего ребенка, от них зависит, какие ценности он будет считать наиболее важными.
Этот подход к воспитанию следует считать сознательным. В процессе родители должны контролировать свое поведение, быть внимательными при организации семейной жизни. Тогда условия воспитания детей будут максимально благоприятными, они будут развиваться всесторонне и гармонично.
Влияние отношений родителей и детей на учебную деятельность
Для каждого возраста ребенка характерны свои особенности, в рамках того или иного периода могут случаться кризисы, которые нередко приводят к конфликтам.
Когда ребенок приходит учиться в школу, меняются его социальная среда и направление деятельности. Появляется новый авторитет – это первый учитель, который предъявляет к своему ученику требования.
В начальных классах ребенок уже начинает произвольно регулировать свое поведение, он может понимать, что в общении значит взгляд собеседника, воспринимает и обращает внимание на мнение окружающих. Начинается формирование устойчивых особенностей личного реагирования, ценности и мотивы иерархично выстраиваются. Формируются особенности характера, из-за которых в будущем, возможно, возникнут проблемы.
Большая часть трудностей, которые возникают у ученика начальных классов, имеют взаимосвязь с социальной ситуацией развития. Отсутствие гармонии в семье провоцирует формирование у ребенка стойкого эмоционального дискомфорта, что неблагоприятно влияет на процесс обучения и общение с одноклассниками. Проблемы в школе становятся причиной еще большего непонимания с родителями.
Практика показывает, что большая часть конфликтов актуальна именно для возраста младшей школы, в результате чего ребенок становится агрессивным и у него нередко формируются асоциальные привычки. Самое опасное здесь заключается в том, что приобретенные в детстве привычки во многом определяют поведение индивида в будущем, что может негативно сказаться на его взаимоотношениях с членами нового коллектива.
Когда эмоциональное состояние родителей часто напряженное, у детей развиваются такие же реакции. Младшее поколение перенимает привычки взрослых, считая их образцом поведения. Из-за этого члены семьи ощущают взаимную неудовлетворенность, что может вылиться в серьезный конфликт.
Очевидно, что родители должны создать такие условия воспитания, которые будут способствовать нормальному эмоциональному развитию ребенка.
Роль педагогов и психологов в формировании гармоничных отношений родителей и детей
Одна из обязанностей практического школьного психолога – это взаимодействие с родителями учеников образовательного учреждения. К таким специалистам нередко обращаются, если с детьми возникают проблемы. Когда ребенок развивается и становится самостоятельным и взрослым, отношения родителей и детей меняются, у них возникают недопонимание и множество противоречий.
Все это может привести к серьезным конфликтам. Особенно такая ситуация актуальна для подросткового возраста, в это время младшее поколение в своем поведении может выходить за пределы допустимого. Психологи склонны считать, что такие манипуляции со стороны подростков преследуют цель спровоцировать у взрослых негативную реакцию на свои действия.
Общение психолога с родителями может иметь следующие формы:
- Беседа. Психолог ставит перед собой цель установить контакт с родителями ученика.
- Телефонный звонок. Некоторые вопросы можно прояснить посредством телефона.
- Опросники и анкеты. Эти инструменты дают возможность изучить стороны воспитательных воздействий старшего поколения на своих детей, определить, какие отношения царят в семье.
- Личное присутствие родителей на занятиях. Это даст возможность родителям понять личности одноклассников, педагогов и особенности класса в целом.
- Родительские собрания. Это мероприятие ставит перед собой цель повысить педагогическую культуру взрослых, замотивировать их принимать участие в жизни класса и школы.
- Досуг. Во время совместного досуга между детьми и взрослыми формируется особенный эмоциональный контакт. Проведение досуговых мероприятий развивает культуру детей и родителей, а также инициативность последних.
- Совместное творчество – это прекрасный способ сплотить родительский коллектив в организации групповой деятельности.
- Индивидуальное консультирование. К этому методу психологи прибегают, если нужно решить конкретную проблему у ребенка.
- Посещение детей на дому. Это мероприятие позволит узнать, в каких условиях растет и развивается ребенок, прояснить атмосферу в семье.
- Благодарственные письма. Таким способом можно поощрить родителей за инициативу и простимулировать их проявлять ее дальше.
- Разработка памяток. Педагоги и психологи оказывают помощь родителям в воспитательном процессе, когда дают полезные рекомендации.
Работа практического психолога-педагога в школе имеет 3 направления:
- Психологическое просвещение.
- Психодиагностика.
- Психологическое консультирование.
Первое направление подразумевает личное присутствие психолога на родительских собраниях. Специалист рассказывает родителям учеников об особенностях психологического развития детей, методах, которые следует применять в процессе воспитания.
Психолог может выполнить психодиагностику по желанию родителей. По итогам диагностирования специалист проводит консультацию.
Психологическое консультирование имеет свой предмет, цели и задачи. Это говорит о том, что для направления характерна достаточно ярко выраженная специфика. В рамках консультирования психолог сопровождает родителей с психологической точки зрения в те периоды, когда отношения с ребенком вызывают трудности. Направление отвечает за:
- Формирование продуктивного отношения к ребенку подросткового возраста.
- Принятие и понимание поведения ребенка.
- Возникновение у родителей желания сделать отношения более доверительными и открытыми.
- Восстановление утраченной связи родитель-ребенок.
- Осознание собственной ответственности за климат в семье и друг за друга.
Отношения родителей и детей включают в себя мотивационно-смысловые, поведенческие, когнитивные и аффективные элементы. В зависимости от занимаемых каждым из участников позиций они классифицируются на следующие виды:
- Если взаимоотношения носят гармоничный характер, у ребенка появляется положительный интерес. Он доверяет старшим родственникам, испытывает удовольствие, когда они проводят время вместе, ощущает, что семья – это сплоченный коллектив. Ребенок осознает, что может обратиться к родителям с любой проблемой.
- Конфликтные взаимоотношения характеризуются недостатком в позитивном эмоциональном контакте между родителями и детьми. Состояние ребенка напряженное. Он не испытывает доверия и удовольствия от общения с взрослыми, не может эффективно воздействовать на них.
- Дистантное взаимодействие характеризуется нехваткой у ребенка эмоциональной поддержки. Родители часто отвергают его, поэтому он не ощущает своей значимости в семье. В фрустрирующих ситуациях ребенок обычно подавлен, его «друг» любимая игрушка, посредством которой он удовлетворяет свою потребность в общении.
- Доминантное взаимодействие говорит о том, что в семье родители – диктаторы, а ребенок покоряется им. При таких отношениях ребенок растет неуверенным себе, он не чувствует стабильности в семье, она разобщена. Младшие члены семьи зависимы от старших. Имеет место быть депривация аффилиативных потребностей, ребенок ищет поддержки и контроля со стороны родителей.
- При доминантном взаимодействии, где в роли диктатора выступает ребенок, он уверен в себе, знает, что взрослые его всегда поддержат, нуждается в кооперации. Если он чем-то не доволен, выражение эмоций будет резким и агрессивным.
Для того чтобы понять, какой характер взаимодействия характерен для отношений родителей и детей, стоит проанализировать позиции обеих сторон. Со стороны родителей нужно изучить, как они принимают ребенка с эмоциональной точки зрения, относятся к дисциплине, какие методы воспитания выбирают. Со стороны ребенка изучается, как он переживает отношения в семье, какие тактики взаимодействия с взрослыми выбирает.
Важно: на педагога и школьного психолога ложиться обязанность по выявлению проблем в семье ученика, содействие в их решении. Важную роль здесь играет еще и классный руководитель, который на протяжении всего периода имеет непосредственную связь с законными представителями ребенка.
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Что нужно знать о привязанности родителей и детей
Артикул
Узнайте о важности связи с ребенком и о том, как это сделать.
ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ/UN0590867/Уиллок
Дети расцветают, когда чувствуют себя в безопасности, любят и заботятся. Многим родителям очень легко установить тесную связь со своим ребенком. Для многих других, кто не чувствовал себя любимым, защищенным или ценным в детстве, это может быть гораздо более сложной задачей. Хорошая новость заключается в том, что родительским навыкам можно научиться. Читайте дальше, чтобы узнать, почему общение с вашим малышом имеет решающее значение для его развития и благополучия, и несколько простых способов, которыми вы можете заниматься каждый день.
Почему так важно строить отношения с вашим ребенком
Предоставление вашему ребенку любви и привязанности является предпосылкой для здорового развития его мозга, его уверенности в себе, способности развиваться и даже его способности формировать отношения по ходу дела. через жизнь.
Вы буквально не можете дать младенцам «слишком много» любви. Нет такой вещи, как испортить их, удерживая их слишком долго или уделяя им слишком много внимания. Реагируя на их сигналы о кормлении и комфорте, дети чувствуют себя в безопасности. Когда младенцев обычно оставляют одних, они думают, что их бросили, и поэтому становятся более прилипчивыми и неуверенными, когда их родители возвращаются.
Когда вы замечаете потребности вашего ребенка и реагируете на них с любовью, это помогает вашему малышу чувствовать себя непринужденно. Ощущение безопасности, увиденного, успокоения и защищенности повышает нейропластичность, способность мозга меняться и адаптироваться. Когда мир ребенка дома полон любви, он лучше подготовлен к решению проблем большого мира. Положительная ранняя связь закладывает основу для того, чтобы дети выросли счастливыми и независимыми взрослыми. Любящие, безопасные отношения помогают развивать устойчивость, нашу способность справляться с трудностями и восстанавливаться после неудач.
Как наладить контакт с ребенком
Временами воспитание может быть трудным, и идеальных родителей не существует. Но если вы можете создать для своего ребенка любящую и заботливую среду, в которой он будет расти, и вы постоянно и надежно присутствуете в его жизни, то вы поможете ему добиться отличного старта в жизни. Вот несколько способов, которые помогут вам установить прочную связь с ребенком с момента знакомства.
- Обратите внимание, что они делают. Когда ваш младенец или ребенок младшего возраста плачет, жестикулирует или бормочет, отвечайте соответствующим образом объятиями, зрительным контактом или словами. Это не только учит вашего ребенка тому, что вы обращаете на него внимание, но и помогает создать нейронные связи в мозгу вашего малыша, которые поддерживают развитие коммуникативных и социальных навыков.
- Играйте вместе. Играя с ребенком, вы показываете ему, что его ценят и с ним весело. Уделяйте им все свое внимание, когда вы вместе играете в игры, и вам нравится смотреть на мир глазами вашего ребенка. Когда вы наслаждаетесь веселыми моментами и смеетесь вместе, ваше тело вырабатывает эндорфины («гормоны хорошего самочувствия»), которые способствуют хорошему самочувствию как у вас, так и у вашего ребенка.
> Узнайте больше о том, как игра укрепляет психическое здоровье
> 5 занятий для развития связи с ребенком - Держите их близко. Объятия и телесный контакт с ребенком помогают сблизиться во многих отношениях. Ваш ребенок почувствует утешение от вашего сердцебиения и даже узнает ваш запах. Когда ваш ребенок немного подрастет, объятия помогут ему научиться регулировать свои эмоции и справляться со стрессом. Это связано с тем, что, когда ребенка обнимают, его мозг вырабатывает окситоцин — химическое вещество «хорошего самочувствия» — и успокаивает выброс кортизола, химического вещества «стресс».
- Поговорите. Интерес к тому, что говорит ваш маленький ребенок, показывает ему, что вам небезразличны его мысли и чувства. Это может начаться даже с первого дня. Разговаривая и тихо напевая своему новорожденному, он дает ему понять, что вы рядом и уделяете ему внимание. Когда они издают воркующие звуки, отвечайте словами, чтобы помочь им выучить ход разговора.
> Узнайте больше о детском лепете - Отвечайте на их нужды. Смена подгузника или подгузника, кормление вашего ребенка и помощь ему в засыпании убеждают его в том, что его потребности будут удовлетворены, что он в безопасности и о нем заботятся. Забота о своем ребенке и удовлетворение его потребностей также являются прекрасным напоминанием о вашей способности поддерживать своего ребенка.
Прежде всего, наслаждайтесь общением со своим ребенком, максимально используйте время вместе и знайте, что ваша любовь и присутствие имеют большое значение для развития вашего ребенка.
Испытываете трудности в общении с ребенком?
Если вы недавно стали родителем и у вас возникли трудности с общением с ребенком, обратитесь к своему лечащему врачу, так как это может быть признаком послеродовой депрессии. Это очень распространенная проблема, которая затрагивает многих молодых родителей. Чтобы узнать больше, прочитайте «Что такое послеродовая депрессия?». Вы не одиноки, и с вашей помощью все станет лучше.
Как родители и взрослые дети могут спасти свои отношения
Источник: Pexels: Robert Stokoe
Отношения между родителями и взрослыми детьми должны отражать не только связь родителей и детей, но и статус каждого взрослого. Некоторые отношения между родителями и взрослыми детьми страдают из-за того, что родители и их дети никогда не останавливаются, чтобы убедиться, что отношения развивались так, чтобы отражать их взрослую жизнь, вместо этого полагаясь на динамику, которая закрепилась, когда дети были маленькими. Когда это происходит, доброжелательность ослабевает, и все чувствуют себя неудовлетворенными.
Идея сделать сознательный шаг назад, чтобы оценить здоровье отношений, может не прийти в голову взрослым детям и их родителям. Многим из моих взрослых клиентов терапии идея о том, что они имеют право голоса в отношениях со своими родителями, кажется революционной. Они приспосабливаются к желаниям своих родителей, не замечая, как они себя чувствуют в этих отношениях и работают ли они на них тоже.
Точно так же родителям может не прийти в голову проверить у взрослых детей здоровье их отношений, если только они действительно не развалятся. Немного преднамеренности может иметь большое значение.
Сделать скрытое явным
Взрослые дети и родители могут построить более здоровые отношения, задавая себе такие вопросы, как:
- Похоже ли это на взрослые отношения?
- Какие части этих отношений могут нуждаться в пересмотре?
- Какие разговоры я люблю вести с моим родителем/ребенком?
- Какие разговоры и действия вызывают у меня дискомфорт?
- Когда я действительно чувствую близость с моим родителем/ребенком?
- Когда я чувствую себя далеким от родителей/ребенка?
- Если бы я мог прямо сейчас что-то изменить в своих отношениях с родителем/ребенком, это было бы. ..
Создание новых терминов
Ответы на эти вопросы могут пролить свет на лучшие и самые сложные аспекты динамики отношений между родителями и детьми. После того, как каждый человек заметил, что работает, а что нет, перед семьями ставится задача открыто и честно сообщить друг другу о своих потребностях и обсудить новые условия отношений. Запросы на изменение могут звучать так:
- «Папа, мне очень нравится, когда ты спрашиваешь меня, как дела, и рассказываешь мне о моей работе».
- «Мама, я больше не хочу говорить о своих свиданиях. Пожалуйста, не спрашивайте снова».
- «Алекс, мне нравится ходить с тобой на бейсбол, и я понимаю, что мы давно этого не делали».
- «Дорогой, такое ощущение, что ты никогда не спрашиваешь меня, как у меня дела. Я бы хотел, чтобы вы связывались со мной, когда мы разговариваем по телефону».
- «Я чувствую, что мы не часто разговариваем. Я знаю, что мы все заняты, но можем ли мы поговорить о том, как сделать так, чтобы это случалось чаще?»
Как вести трудные разговоры
Такие разговоры могут быть неудобными, но они могут быть очень эффективными.