Поощрение и наказание детей: Меры поощрения и наказания в современных семьях — МКОУ СОШ №14 г.Слободского

Статья на тему: «Поощрение и наказание. За или против» | Статья:

Эссе на тему: «Поощрение и наказание. За или против»

Поощрение и наказание – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Ты молодец, справился с трудной задачей», «Мне нравится твоя сила воли», «Я очень довольна твоими успехами», все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам детей: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. Надо помнить, что чем больше взрослые используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями, но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно указал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Я считаю, что надо:

— чаще хвалить ребенка, чем осуждать; подбадривать, а не подмечать неудачи; вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить уже ничего невозможно;

— чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые;

— не надо самим создавать опасные прецеденты, надо быть последовательными – запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми;

— воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием;

— не ущемлять достоинство и самолюбие ребенка;

— если есть сомнения, наказывать или нет, — не наказывайте!

Надо помнить, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

— нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

— проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

— упрямство – свидетельство желания быть независимым;

— агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

— суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Таким образом, процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Очень много зависит и от возраста, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка – одному малышу будет достаточно легкого неодобрения или сердитого взгляда со стороны взрослого, другому требуются подробные объяснения, что и почему нельзя, третий воспринимает метафоричные воспитательные сказки, четвертый понимает только физическое ограничение. Но главным методом воспитания, я считаю, — это убеждение. А для этого надо разговаривать со своим ребенком, общаться с ним, искать примеры положительного подтверждения своих мыслей, быть тактичными, убеждая его. Только в таком случае, наши мысли станут его мыслями, наши стремления станут его стремлениями.

Поощрение и наказание ребенка: методы в детском лагере

Главная/Обучающий материал/Поощрение и наказание ребенка

Каждый вожатый сталкивается с проблемой непослушания и плохого поведения детей. Будучи ограниченным в мерах воздействия на них, вожатый должен выбирать наиболее эффективные и мягкие методы воспитания. К таким элементам воспитания относятся поощрение воспитанника за послушание и уступчивость, и наказание за непослушание и плохое поведение. Но эти методы надо использовать очень осторожно и грамотно, не причиняя вреда ребенку.

Поощрение – это метод, поддерживающий и усиливающий положительные эмоции и побуждения. Основное значение метода в том, что воспитанники испытывает чувство радости и гордости.

Поощрение зачастую может привести к манипулированию вожатым со стороны детей, которые могут начать требовать поощрения и ставить условия («я буду участвовать в мероприятии, если не буду ложиться в тихий час»).

Вожатый должен понимать, когда следует остановиться в вопросах поощрения.

  • Детей следует хвалить за хорошие поступки и за послушание, но необходимо соизмерять похвалу с честностью.
  • Не следует хвалить слишком часто, ребенок просто перестанет верить.
  • Следует избегать сомнительной похвалы в адрес ребенка («наконец-то ты смог сделать»)

Наказание – воздействие с целью недопущения нежелательных поступков и осуждения отдельных действий.

Наказания бывают разные, но вожатый ни в коем случае не должен:

  • кричать на детей
  • лишать еды и сна
  • применять меры физического наказания
  • обзывать или унижать ребенка
  • наказывать в открытом, общественном месте

В наказание, как элемент воспитания, входят следующие методы воздействия:

  • Изменение тона общения. В таком случае вожатый не должен разговаривать холодно и неприязненно, просто надо стать немного строже, не допускать возражений, можно дать понять, что вожатый обижен на ребенка.
  • Отвлечение. Можно ребенку предлагать вещи и действия менее привлекательнее того, что хочет он.
  • Можно хвалить других детей, но к месту и очень тактично.
  • Возможно сделать в отряде место «необдуманных и плохих поступков», и многое другое.

Необходимо дать понять ребенку, почему и из-за каких действий он наказан и как можно было повести себя. Очень важно, чтобы ребенок понял полную ответственность за свои поступки.

Наказание и поощрение ребенка – очень действенные элементы воспитания, но необходимо быть весьма аккуратным и осторожным в выборе метода. Поощрение стимулирует верный путь поведения, а наказание тормозит проявления недисциплинированности и непослушания. Взаимосвязь этих элементов воспитания помогают ребенку осознать хорошие и нежелательные черты характера, ведут к его самоконтролю.

Если вы не знаете, как правильно поступить при необходимости наказания и поощрения детей, рекомендуем вам обратиться к более опытным коллегам за советам.

При использовании материалов сайта, активная ссылка обязательна.

явожатый.рф © 2015-2023

Поощрение | Positive Discipline

Недавно кто-то разместил обсуждение о друге, который чувствует себя обескураженным из-за сына, который постоянно попадает в неприятности в школе, использующей систему цветных карточек. Каждый раз, когда он «плохо себя ведет», он получает цветную карточку, и его родители должны наказывать его дома.

Мне пришлось ответить на это обсуждение, потому что у меня есть близкий друг, который переживает то же самое. Конечно, вы можете догадаться, что я думаю о цветных картах — очень нефункциональная система. Затем учителя поощряют родителей вести себя неблагополучно дома, добавляя еще больше наказаний. Прежде чем я продолжу, я скажу, что в школе ребенка моего друга есть много хороших вещей, включая учителя. Школа и этот учитель просто верят в бихевиоризм — что наказание и поощрение — лучший способ мотивировать «хорошее» поведение — что сильно отличается от основы позитивной дисциплины в адлерианской психологии. Итак, я поделюсь с вами советом, который я дал моему другу.

Не добавляйте наказание дома. Продолжайте побуждать его сосредоточиться на решениях. Моих друзей беспокоило то, что его решение должно было быть отправлено в его комнату на 5 минут, и она не думала, что это было достаточно серьезно.

В этом месте я должен отвлечься и отредактировать. Мне так интересно, что родители и учителя готовы наказывать снова и снова, даже если это не срабатывает, но перестают использовать инструмент позитивной дисциплины после одной или двух попыток, потому что кажется, что он не работает. -сразу.

Я сказал своему другу принять его предложение и отправить его в свою комнату на 5 минут (очень отличается от наказания, когда это его идея). Когда он выйдет, избегайте обескураживающих лекций. Используйте поощрение. Просто скажите: «Надеюсь, это сработает». Если это не сработает — а это не сработает, потому что он всего лишь дошкольник и получает цветные карточки за такие вещи, как общение (общение с друзьями), — что соответствует уровню развития ребенка в детском саду. (Арррррррррр!).

Празднуйте каждый раз, когда он получает цветную карту. Это дает ему еще одну возможность попрактиковаться в работе над решениями. Каждый раз, когда он это делает, подбадривайте его и просто говорите: «Круто. Надеюсь, это сработает». Никаких выговоров, когда это не так — просто еще одна возможность попрактиковаться в решении проблем — снова, и снова, и снова.

Теперь давайте отправимся во времени через пять лет. Сделайте несколько предположений о том, что ребенок может думать, чувствовать и принимать решения о себе после многих возможностей и поощрения экспериментировать с решениями, когда он попадает в беду. Затем сделайте несколько предположений о том, что тот же самый ребенок может думать, чувствовать и принимать решения после наказания в школе и дома каждый раз, когда он попадает в беду.

Очень важно учитывать долгосрочные результаты того, что мы делаем. В последнее время я использую аналогию того, что требуется ребенку, чтобы научиться говорить: годы примера — сначала, чтобы произнести слово, затем больше слушания примеров и поощрения к изучению предложений, и еще годы, чтобы продолжать развивать и совершенствовать язык. Почему мы ожидаем немедленных результатов для других видов обучения. Почему мы ожидаем, что социальное (поведенческое) обучение будет немедленным? И насколько хорошо дети научились бы говорить, если бы их унижали и наказывали каждый раз, когда они ошибались.

Дети учатся тому, чем живут. Если мы хотим, чтобы наши дети росли добрыми, твердыми и уважительными, нам лучше позаботиться о том, чтобы они жили именно так. Помните, что поощрение является основой позитивной дисциплины. Как неоднократно повторял Рудольф Дрейкурс: «Ребенку нужно поощрение, как растению нужна вода. Это необходимо для здорового роста и развития. — это отрывок из MP3 книги «Повышение самооценки с помощью позитивной дисциплины».0021  

Обескураженный ребенок

 

Мотивация, наказание и вознаграждение | Больше хороших дней – Блог для родителей

Наши дети всегда учатся у нас. Они учатся, наблюдая, как мы моделируем различные навыки, они учатся, взаимодействуя с нами во время игры, и учатся, когда мы активно «учим» их. Есть много вещей, которые мы учим небрежно, и не слишком беспокоимся о точных сроках, когда наш ребенок уловит идею. Например, прикрывать рот, когда чихаешь, говорить «пожалуйста» или ставить тарелку в раковину. Однако есть и другие вещи, которые мы можем считать ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНЫМИ или которые, по нашему мнению, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ВОЗРАСТЕ, и это те вещи, которые мы склонны придавать особое значение обучению нашего ребенка. Приучение к горшку и чтение подпадают под эту категорию для многих родителей. Что происходит, когда есть что-то, что мы действительно хотят, чтобы наши дети учились?

Первое, о чем я прошу вас подумать: подходит ли этот навык для развития? Можем ли мы обычно ожидать, что ребенок этого возраста выучит эту вещь? Как только вы узнаете, что это уместно, вы можете подумать об обучении этому.

Мотивация

В жизни вашего ребенка будет много раз, когда вы хотите, чтобы он делал что-то, чего он не хочет делать, или есть навык, которому вы хотите, чтобы он научился, потому что он будет ценным в долгосрочной перспективе, но они не особенно заинтересованы в обучении в данный момент времени. Как вы можете помочь им найти собственную внутреннюю мотивацию? Приучение к горшку — одна из наших первых возможностей изучить эту проблему, поэтому мы будем использовать ее в качестве примера.

Во-первых, подумайте о своих мотивах . Почему вы хотите, чтобы ваш ребенок научился этому новому навыку? Вот несколько распространенных причин и несколько примеров из процесса приучения к горшку.

  • Внешние требования: это давление со стороны дошкольного учреждения или детского сада, которое требует этого к определенному возрасту?
  • Давление сверстников: Это потому, что другие семьи делают это, и вы чувствуете давление сверстников, чтобы не отставать? Средства массовой информации и социальные сети также могут создавать давление в отношении того, что «должен» делать наш ребенок.
  • Что вы делаете или не хотите делать сами: Вам просто надоело менять подгузники? Или надоело платить за подгузники? Или мыть их?
  • Что вы хотите для своего ребенка: Вы хотите поощрять своего ребенка к независимости во всех областях?

Чем яснее и сильнее ваша мотивация, тем больше времени и энергии вы готовы посвятить процессу. Некоторые родители на самом деле обнаруживают, что они , а не на самом деле мотивированы обучать навыкам. Например, рутина с подгузниками может соответствовать расписанию и обязательствам их семьи. Какое-то время это нормально, но в какой-то момент (может быть, в три года для приучения к горшку?) пришло время помочь вашему ребенку двигаться вперед.

Тогда спросите себя: Каковы мотивы вашего ребенка ? Попробуйте взглянуть на вещи с точки зрения вашего ребенка и понять, почему он может быть не так заинтересован в изучении нового навыка, как вы в его обучении.

В нашем примере приучения к горшку: почему ребенок может предпочесть продолжать пользоваться подгузниками? Некоторые идеи: они привыкли испражняться в подгузнике – это удобно и привычно.

Они могут немного регрессировать и не чувствовать себя достаточно смелыми, чтобы быть «большим ребенком». Им может не нравиться прерывать игровое время походами на горшок. Они могут бояться горшка. Они могут быть мятежными малышами, бросающими вызов своим родителям «просто потому что». У них может быть желание полностью контролировать свое тело. У них также мог быть запор в какой-то момент, и они обнаружили, что им больно опорожнять кишечник, и они боялись повторения этого опыта.

Затем спросите: Что может побудить вашего ребенка пользоваться горшком ? Некоторые варианты: наказание или вознаграждение…

Наказание?

Наказание лучше не применять. Наказание определенно может работать в краткосрочной перспективе, поскольку ребенок, которого наказывают за какое-то действие (например, испражнение в подгузнике), вполне может изо всех сил стараться избежать этого наказания в будущем (например, используя горшок). Но это также может пристыдить их и повредить их самооценке. И это также означает, что они делают что-то только для того, чтобы избежать наказания, а не по какой-либо положительной причине.

С другой стороны, логические последствия уместны, если они выполняются без стыда. Например, помощь с уборкой после несчастного случая, связанного с приучением к горшку, позволяет им увидеть последствия. Или, забрав большое детское нижнее белье со словами: «Похоже, ты еще не готов к этому… давай на время вернемся к подгузникам», помогает им увидеть, в чем заключается цель и какова награда за ее достижение.

Награды

Многие люди используют таблица стикеров или другая система вознаграждения, когда они хотят формировать поведение. Общая идея такова: поговорите со своим ребенком о том, что вы хотите, чтобы он сделал, скажите ему, что когда он это сделает, он получит награду. Затем вовлеките их в настройку системы: выберите вознаграждение, или сделайте график, и т. д. В качестве вознаграждения лучше всего выбрать что-то дешевое и легкодоступное, например, наклейку. (Не конфеты.) Для малыша награда должна быть немедленной, чтобы он понял: «Когда я делаю это действие, я получаю эту награду». Дети постарше могут со временем добиваться большего вознаграждения: «Если я сделаю всю работу по дому на этой неделе, мы вместе посмотрим фильм в пятницу вечером».

Убедитесь, что им понятно, над чем вы работаете, поведение , и будьте последовательны в своих ответах. Например: «Если вы сядете на горшок, вы получите наклейку независимо от того, пописали вы туда или нет» может быть хорошим первым уровнем. Позже, когда они освоят этот шаг, вы спросите их больше: им нужно на самом деле пописать или покакать, чтобы получить наклейку. Вы также можете поставить перед собой общую цель, к которой нужно стремиться, например: «После того, как вы покакаете в горшок 10 раз, вы заполните таблицу, а затем получите новую игрушку». Важно думать об этих вознаграждениях как о краткосрочном подкреплении, а не о постоянной системе! Со временем вы полностью откажетесь от наклеек. Поощрения могут быть очень эффективным инструментом для малышей. Тем не менее, вы не хотите злоупотреблять наградами! И вы хотите убедиться, что основное внимание уделяется достижению цели ради самой цели, а не просто тому, чтобы сделать что-то, чтобы получить вознаграждение.

Ожидания

Если вы регулярно говорите: «Если ты сделаешь это [плохой поступок], то я накажу тебя [негативным последствием]», ребенок может почувствовать, что ты ожидаешь от него плохих поступков, и ты с нетерпением ждешь этого. наказывая его. Вместо этого попробуйте: «Когда вы делаете это хорошее дело, вы получаете это [положительное последствие]». Убедитесь, что ваш тон голоса подразумевает, что вы уверены, что они поступят правильно, потому что именно этого вы от них ожидаете.

Похвала

Когда ваш ребенок делает что-то впервые, обязательно похвалите его. Если это ОГРОМНОЕ достижение, похвалите его по-настоящему. Но, честно говоря, если это небольшое достижение, похвала может быть просто тихим наблюдением за тем, что они его достигли. По мере того, как они начинают повторять навык снова и снова, на пути к мастерству, мы можем угаснуть в своей похвале. Глупо и немного стыдно, когда тебя хвалят за то, что ты освоил (как ты знаешь, если твой ребенок сказал тебе что-то вроде: «Ты написал в горшок! Молодец, мама!»). Хвалите его за то, что он сделал, и работа, которая потребовалась для этого.

Подробнее о похвале читайте здесь.

Недостатки поощрения и похвалы

Критики поощрения говорят, что это краткосрочное решение для достижения согласия с родительскими требованиями, а не долгосрочный путь к привитию поведения, качеств и ценностей, которых вы хотите, чтобы ваш ребенок достиг. И исследования показали, что дети, воспитанные на серии наград, могут стать более эгоцентричными, материалистичными, наркоманами наград, которые ищут следующую дозу от родителей, которые могут утомиться, придумывая новые награды.

Исследования также показали, что похвала может иметь неприятные последствия. Если мы постоянно хвалим нашего ребенка за то, что он «умный», «красивый» или «сильный», то он может бояться рисковать, не желая делать что-то, в чем у него может не получиться… боясь, что тогда мы поймем, что он в конце концов, не такой умный, сильный или красивый – и, следовательно, непривлекательный. Кроме того, когда ребенка энергично хвалят за каждую мелочь, которую он делает, он может не знать, искренняя ли похвала.

Эксперты рекомендуют, когда вы хотите, чтобы ваш ребенок освоил новый навык, думали о том, чему вы на самом деле пытаетесь научить, и сосредоточивались на этом. Работайте с ребенком, чтобы найти их мотивация для изучения этого нового навыка. По мере того, как они предпринимают попытки, хвалите их за усилия и приверженность делу, а также давайте конкретные рекомендации о том, как они могут стать лучше. Акцент делается больше на процессе, чем на продукте, больше на работе, которую они делают, чем на их «таланте». Когда они достигают поставленной цели, то совершенно уместно отмечать это чем-то (наклейками? M&M’s? специальной игрушкой?), если акцент делается на ценности самого достижения, а не на том, что они сделали все, что им нужно. делать только для того, чтобы получить награду.

Источники внутренней мотивации, вознаграждения и похвалы

  • Опасность карточек с наклейками для детей! Growparenting.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts