«Детям об экологии: полезные советы» – в рамках Месячника охраны природы 15 сентября
С 15 сентября по 15 октября проходит Международный месячник охраны природы с целью привлечения внимания людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развитие навыков хозяйственного отношения к окружающему миру и повышению уровня экологической культуры и грамотности.
Экологическое образование населения играет ключевую роль в истории развития всего человечества. Поэтому так важно прививать бережное отношение к окружающей среде с малых лет. Но прежде чем рассказать детям об экологии, поговорите с ними о природе. Объясните, что люди — это тоже часть природы. В природе нет ненужных или лишних, здесь важно все: от гигантского Солнца на небе, до маленького муравья в траве. А экология — это наука, которая изучает законы природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.
Начните вместе с ребенком экологизацию вашей повседневной деятельности.
- Экономим бумагу. Не выбрасывайте листы, если ребенок изрисовал их только с одной стороны. Используйте и оборотную сторону тоже. Макулатуру можно сдать на вторичную переработку в специальных пунктах приема. Одна тонна макулатуры позволяет сохранить 25 деревьев, благодаря которым мы дышим чистым воздухом.
- Экономим электроэнергию. Выходя из комнаты, приучайте ребенка выключать свет, а также бытовую технику: телевизор, музыкальный центр, например.
- Экономим воду, ведь ее запасы на нашей планете не безграничны. Выключайте воду, пока чистите зубы, намыливаете голову. Это позволит экономить более 500 л воды в месяц.
Отправляясь на загородную или лесную помните простые правила:
- Не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
- Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, ведь они тоже нужны природе.
- Не разоряйте в лесу муравейники. А почему? Потому что муравьи — санитары леса.
- Не ломайте здоровые ветки на деревьях.
- Не оставляйте мусор на природе.
Помогая природе, мы помогаем и себе!
Красная книга России для начальной школы
Книга рассчитана на учеников начальной школы, которые только начинают изучать окружающий мир живой природы. Самые разные животныепопавшие в Красную книгу нашей страны, нуждаются в опеке, защите со стороны человека, поэтому знать о них необходимо каждому. Ведь некоторых животных, гнездящихся, нерестящихся или выводящих детёнышей на территории России, ещё можно спасти, если охранять их местообитания и заботиться о сохранении их потомства.
Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет
В пособии представлена система экологического воспитания детей средней группы детского сада: конспекты занятий, наблюдения, прогулки, экскурсии, игры.
Методику рекомендуется использовать в комплекте с экологической тетрадью, содержащей занимательные задания, выполняя которые, дети легко усвоят учебный материал.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Мой первый гербарий. Цветы и листья
Один из самых увлекательных способов изучения растений – составление гербария. Эта книжка расскажет тебе, как правильно собирать и засушивать цветы и листья. Ты найдёшь здесь изображения и описания некоторых самых распространённых в России деревьев, цветов и кустарников, по которым ты сможешь отыскать эти растения для своего гербария.
Книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
История мусора. От древних отходов до переработки пластика
Отправляйтесь в путешествие во времени… по истории мусора! От афинской свалки и римской Большой Клоаки, через зловоние и чумную заразу Средневековья, до смога первой промышленной революции и гор пластиковых отходов в наше время…
Узнайте, как человечество заботилось о планете ещё во времена мамонтов, что делали с мусором раньше и почему сегодня важно перерабатывать отходы правильно. Ведь мусор планете не к лицу!
Маленькая книга зеленой жизни
«Маленькая книга зеленой жизни» расскажет о том, какой вред люди наносят окружающей среде: от методов ведения сельского хозяйства до консьюмеризма. Ужасающие факты, неочевидные теории и проверенные советы, которые позволят внести вклад в развитие нашей планеты. Книга поможет сделать каждый аспект жизни более дружественным к природе.
Ася и пластиковый мир
Книга «Ася и пластиковый мир» расскажет о важности экологических проблем и необходимости (даже обязательности) их решения:
- Поможет обрести уверенность в себе – даже ребенок поймет, что ему по силам сохранить окружающую среду;
- Объяснит, как решать на разных уровнях (в том числе на уровне отдельного человека или семьи) проблемы с использованием пластика;
- Вдохновит читателей личным примером и энтузиазмом на экоподвиги.
Источник: ЕTum.
ru , ЛитресЭкология для детей. 15 способов, как рассказать детям об экологии.
Добрый день, дорогие читатели. Сегодня я поделюсь с вами темой экологии для детей. Я расскажу наш собственный опыт, как можно естественным образом рассказывать детям об экологии.
На мой взгляд, экологичный образ жизни – это когда человек старается вступить в добрый диалог с миром и природой вокруг. И старается устроить свою повседневную жизнь, не вступая в противостояние с природой и нашей планетой, насколько это возможно.
Экология для детей – это важная тема настоящего и будущего.
Экология для детей. Практические рецепты.1. Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак.
Это творческое занятие для детей и взрослых. Тем самым, мы сразу делаем два дела: утилизируем пластик корректным образом, даем ему вторую жизнь, и кормим птиц, что любят делать все дети! 🙂
Экология для детей – делаем кормушки для птиц
2. Сортировка мусора.
Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек. Дети быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге, остатки еды к еде и так далее. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.
3. Утилизировать отходы
Моя мечта и цель на будущее, чтобы от от нашей семьи не оставалось мусора, то есть максимально утилизировать свои отходы. Как можно это сделать? Способов очень много! Например: использованную бумагу сжигать и пеплом удобрять свой участок, или делать из старой бумаги новую. Пластик использовать многократно, ведь с одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. Пищевые отходы использовать в компост.
И, конечно, рассказывать об этом детям, для чего мы это делаем, почему важно не оставлять после себя мусора. Детям нужно знать, куда попадает мусор, если его не сортировать и выносить кашу из отходов в мусорный контейнер.
Если сами родители сортируют и утилизируют мусор, который производят, то ребенок будет понимать, почему нужно это делать.
Конечно, многие сейчас скажут мне: «Наташа, ну вы живете в своем доме, вам легко это реализовывать. А нам что делать, мы живем в квартирах, куда мы должны пищевые отходы закапывать? И где бумагу сжигать?»
Друзья, я обязательно напишу в отдельной статье, как можно справиться в квартире с сортировкой и переработкой своего собственного мусора. Но сейчас я хочу сказать, все возможно, если есть желание. И трудности существуют только в нашем сознании. Используйте стратегию «шаг за шагом», ведь можно начать с того, что уже получается, и делать это! Для начала, можно сортировать отходы на органические и нет, это уже огромный шаг.
4.Собирать макулатуру и сдавать.
Это хорошее решение для жителей многоэтажных домов. Вам сложно использованную бумагу сжигать, но есть более корректный способ. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из использованной бумаги сделают новую бумагу.
А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. Самое главное рассказать малышам, для чего мы это делаем. Еще есть отличный вариант творческих занятий: перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях, а то есть варим новую бумагу из старой.
5.Купить многоразовую сумку для магазина.
Купить классную тряпичную сумку с веселым рисунком для походов в магазин. А еще лучше, самим нарисовать рисунок на простой холщовой сумке акриловыми красками. Ярослава у нас знает, что в магазин мы ходим с такой красивой сумкой, у нее есть своя маленькая эко-сумочка с жирафом. На Бали эко-сумки и корзинки продаются на каждом шагу. Да и в Москве, еще десять лет назад, мы проводили экологические мастер-классы, где рисовали на холщовых сумках, чтобы у людей было больше мотивации ходить в магазин без привычного пластика.
6. Многоразовая бутылка для воды.
Для воды, которую вы берете на прогулку, можно использовать алюминиевую или стеклянную бутылку, которую можно использовать много раз. Не покупайте все время новые пластиковые бутылки с водой. Деткам нравится иметь свою собственную бутылочку с водой. Я рассказала дочке, что мы покупаем такую бутылку, чтобы не множить пластиковые. И она согласилась со мной: “Да, мама, и мы будем вкусную водичку пить, которую папа из родника привозит. А не магазинную”. 🙂
7. Собирать мусор.
Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты. И если им предложить пойти гулять и, заодно, собирать мусор, они согласятся.
Наш дом находится среди рисовых полей где, несмотря на внешнюю красоту, много мусора в каналах субак. Гуляя по полям, на закате, мы берем с собой сумку, куда собираем мусор. Это происходит в процессе прогулки, естественным образом.
Мы много ездим с нашей дочкой по острову – на водопады, вулканы, пляжи, другие красивые места. И везде встречаем много пластика и оберток. Что мы делаем? Собираем этот мусор, по мере возможности. И дочка всегда участвует в сборах мусора.
Я рассказала дочке о том, что все происходящее вокруг нас является частью нас самих и нашего мира. И если этот пластик здесь валяется и мы его увидели, это тоже часть нашего мира. Вместо того, чтобы думать, кто это намусорил, лучше помочь нашей планете и отнести пластик хотя бы до мусорного ведра, а если есть возможность, то утилизировать. У нас есть выбор, убрать пластик или оставить его тут. Что мы выбираем?
Недавно, приехав на красивый пляж, мы обнаружили огромное количество разбитого стекла. Наша дочка сразу побежала собирать стекло «чтобы никто не наколол ножки», как объяснила она. И я, хотя и беспокоилась, чтобы дочка сама была осторожна с острым стеклом, но в душе очень радовалась за мою маленькую защитницу земли.
8.Проводить уроки экологии для детей.
Как делаем это мы? Приглашаем школьников к себе домой и проводим для них уроки экологии, где рассказываем о сортировке и утилизации мусора. После чего ходим собирать мусор вместе. И наша дочка тоже участвует в уроках, внимательно слушает информацию вместе с остальными детьми, вовлекается дискуссии. И конечно, собирает мусор со всей большой компанией, понимая, что делает что-то важное. 🙂
Для совсем маленьких деток можно проводить импровизированные уроки, например, в виде кукольного спектакля. Где цветочки просят их полить, очистить от чьей-то брошенной обертки. Где главный герой убирает планету и делает это весело, задорно, попутно объясняя, что в чему.))
9.Сажать деревья и не только!
Посадить дерево около своего дома или развести цветник, это отличный пример для наших детей, с помощью которого мы, взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями.
Наша дочка уже весь огородик засадила семечками, из которых выросли растения. Деревце манго, салака, папайи и, даже, кукуруза, которые выросли у нас в огороде, это дело рук нашей дочки. Ей нравится осознавать сам процесс. Вот она съела яблочко, достала косточки, потом выкопала ямку, посадила, полила. И через какое-то время вырос росточек, который потом превратился в деревце.
Экология для детей. Сажаем семена.
Как можно сделать это в городских условиях? Очень просто. Вы кушаете фрукты или овощи и рассказываете ребенку, как растет растение из этой косточки. Достаете косточку, моете, сушите. Естественно, все это делаете вместе с ребенком. А потом проращиваете косточку на балконе или подоконнике. Малыш наблюдает первые росточки. После чего пересаживаете росточек в лес. Не волнуйтесь, если что-то не получится, главное, пробовать делать это.
10. Проращивать проростки.
Это удивительное чудо, наблюдать, как из разбухшей фасолинки выглядывают зеленые росточки. Это отличное интерактивное обучение для малыша, где на практике малыш видит, как растут растения. Проростки можно выращивать дома даже зимой. А тем более, что они полезны и их можно использовать для приготовления пищи. Что можно проращивать? Чечевицу, нут, маш, овес, пшеницу и другое. Информации по этой теме много.
Мы с Ярославой часто проращиваем семена лотоса в нашем домашнем прудике. Лотос так удивительно проращивается. Прямо в воде лопается косточка и из нее появляется крошечный росточек, который начинает потихоньку расти. А семечко лотоса просто плавает в воде. Ярослава каждый день бегает к пруду и смотрит, не проросло ли оно?
Экология для детей. Смотрим, как растут растения.
11.Играть в экологичные игры.
Конечно, это тоже тема отдельной статьи. В двух словах скажу так, не стоит закидывать ребенка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно шить самим, ведь это сакральная игрушка для девочек. Если мама сошьет куклу сама, то игрушка станет одухотворенной и будет защищать дочку. 🙂
Пирамидки можно сделать из деревянных брусочков. И так во всем. Вместо магазинного пластилина можно лепить из соленого теста, красить его пищевыми красителями. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли.
Отличное тесто для лепки, разноцветное и вкусное.
Экология для детей. Аппликации из соленого теста
12. Общаться с живой природой
Здороваться с землей и солнышком по утрам, рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает. Обнимать деревья. Передавать привет ветру. 🙂 Ярослава, просыпаясь, бежит в садик и говорит: «Здравствуй, земля», обращается к дому «доброе утро, домик».
Я рекомендую, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.
- Мое общение с природой. Солнце, вода, земля и мудрые деревья.
13.Создавать семейные традиции.
У каждой семьи могут быть свои собственные, регулярно совершаемые, большие и маленькие семейные традиции. У малыша, таким образом, формируются семейные ценности. А у семьи накапливается свой семейный устав.
Я жарю блинчики, а Ярослава уже знает и говорит: «Мамочка, первый блин для предков, а второй я отнесу домовенку». Вот такие у нас есть необычные традиции.
Я считаю, что ценность семьи необходимо растить и хранить, а также всячески подсказывать малышу, как это важно. Для этого нужно уважительно относится к членам семьи, чтобы малыш чувствовал, как родители уважают и любят друг друга. Маленького человечка нужно питать семейными ценностями, как цветочек водой. Семейные ужины, поездки в какие-то волшебные места, общение с природой. Всегда делайте какие-то личные, только семейные соединения. Именно такие моменты остаются глубоко в памяти ребенка, и так чудесно, когда в сознании накапливаются ценности семьи, дома, взаимной радости и любви.
Также я советую рассказывать ребенку про его предков, чем они занимались, какие достоинства у них были. Рисуйте вместе родовое дерево и желайте своим предкам всего самого доброго.
14. Придумать свой небольшой ритуал перед едой.
Пусть у кого-то это будет молитва, у кого-то момент тишины и благодарности земле за ее дары, а кто-то другой придумает что-то свое, доброе и красивое.
Мы можем поделиться своей песенкой, которую мы поем перед едой, взявшись за руки: «Спасибо солнце, спасибо земле, за то, что есть еда на столе. И пусть у каждого на Земле, будет еда на столе»
15. Кормить любых живых существ.
Конечно, почти все дети любят кормить .. рыбок, птичек, белок, собак и других живых существ. И это отличная традиция. Умение помочь и поделиться чем-то важным – это волшебное состояние любого человека. И для маленького человечка большой радостью является покормить птиц в парке, рыбок в пруду, налить молоко для бездомной собаки. Все это воспитывает в наших малышах любовь и заботу.
Экология для детей – кормим животных
15. С недавнего времени мы используем дома эфирные масла для экологичного подхода к жизни, где стараемся заменить химию в нашем доме и жизни на натуральные средства: утром стакан воды с лимоном, моем пол с капелькой мяты, обрызгиваем дом водой с лавандой, если поцарапались, упали – тоже лаванда. И так далее. У Ярославы прививается с детства знание языка растений, как они помогают нам. Больше повседневных рецептов с эфирными маслами я написала в статье: Эфирные масла Дотерры.
Дорогие читатели, на сегодня я завершу свой список, как можно рассказать ребенку об экологии. Конечно, он может пополняться. Напишите в комментариях, как вы рассказываете детям об экологии, есть ли в вашей семье свои экологические традиции? Очень буду рада услышать ваши истории.
До новых встреч, друзья, шлю лучики! 🙂
С любовью и благодарностью, автор блога Жизнь с мечтой – Наталия Любимова и дочка Ярослава.
- Волонтеры и волонтерство. Как можно делиться своим теплом?
Читать ещё!
экологическое право — Студенты | Britannica Kids
Введение
Экологическое право представляет собой широкий набор правил, касающихся обращения человека с природными объектами. мир. Он включает в себя законы и постановления, созданные местными, национальными и международные правительства и организации. Экологическое право возникло как часть более широкой области общественного здравоохранения. Однако в конце 20 века он получил развитие. в видную независимую область, защищающую как окружающую среду, так и здоровье человека.
Историческое развитие
На протяжении всей истории национальные правительства принимали законы для защиты здоровья человека от загрязнения окружающей среды. Около 80 г. н.э. сенат Рима принял закон о защите снабжения города чистой водой для питья и купания. В 1300-х годах Англия запретила как сжигание угля в Лондоне, так и сброс отходов в водные пути. В 1681 году Уильям Пенн, лидер квакеров английской колонии Пенсильвания, приказал сохранять один акр леса на каждые пять акров, расчищенных для заселения. В 1700-х годах Бенджамин Франклин возглавил усилия по сокращению сброса отходов. В 1800-х годах, во время промышленной революции, британское правительство приняло законы, направленные на снижение вредного воздействия сжигания угля и химического производства на здоровье населения и окружающую среду.
До 20 века было мало международных договоров по охране окружающей среды. Достигнутые соглашения касались в основном пограничных вод, судоходства и прав на рыболовство на общих водных путях. В основном они игнорировали загрязнение и другие экологические проблемы. В начале 20 века ряд стран подписали соглашения по защите животных, имевших экономическую ценность. В 1902 году, например, 12 европейских правительств подписали Конвенцию о защите птиц, полезных для сельского хозяйства. В 1911 США, Япония, Россия и Великобритания подписали Конвенцию о сохранении и защите морских котиков. В 1930-х годах Бельгия, Египет, Италия, Португалия, Южная Африка, Судан и Соединенное Королевство приняли Конвенцию об охране фауны и флоры в их естественном состоянии. Это соглашение обязывало подписавшие его страны сохранять естественную растительную и животную жизнь Африки путем создания национальных парков и заповедников.
Фото Белого дома/Президентская библиотека и музей Никсона/NARAНачиная с 1960-х годов защита окружающей среды стала важным движением на Западе. В Соединенных Штатах движение получило толчок после публикации в 1962 году книги биолога Рэйчел Карсон «Безмолвная весна ». В книге исследуется опасность пестицидов, но она также повышает осведомленность об опасности загрязнения в целом. В последующие десятилетия правительство США приняло большое количество законов об охране окружающей среды. К ним относятся акты об утилизации отходов, загрязнении воздуха и воды и защите исчезающих видов. Правительство также создало Агентство по охране окружающей среды (EPA), чтобы обеспечить соблюдение новых законов.
В Японии загрязнение окружающей среды стало серьезной проблемой после Второй мировой войны. По мере того, как страна восстанавливала предприятия, разрушенные во время войны, в окружающую среду выбрасывалось много вредных химических веществ. В некоторых местах химические вещества попали в пищевую цепь человека. Например, в городе Минамата многие люди отравились ртутью после употребления зараженной рыбы. К началу 1960-х годов японское правительство начало рассматривать всеобъемлющую политику контроля за загрязнением окружающей среды. В 1967 Япония приняла первый в мире такой закон — Основной закон о контроле за загрязнением окружающей среды. Только в конце 20 века Минамата была объявлена свободной от ртути.
Тридцать четыре страны в 1971 году приняли Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, особенно в качестве среды обитания водоплавающих птиц. Она была широко известна как Рамсарская конвенция по городу в Иране, в котором она была подписана. Соглашение вступило в силу в 1975 году и в настоящее время насчитывает более 160 сторон. Он требовал, чтобы все страны обозначили как минимум одну охраняемую водно-болотную зону. Он также признал важную роль водно-болотных угодий в поддержании здоровой окружающей среды.
Организация Объединенных Наций (ООН) провела свою первую конференцию по вопросам окружающей среды в Стокгольме, Швеция, в 1972 году. Конференция привела к созданию Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), которая стала главной международной экологической организацией в мире. Хотя ЮНЕП наблюдает за многими соглашениями, у нее мало полномочий наказывать страны, нарушающие эти соглашения. Тем не менее, на конференции был заключен ряд важных договоров. Среди них Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения сбросами отходов или других материалов (1972) и Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).
До Стокгольмской конференции европейские страны обычно не спешили принимать законы об охране окружающей среды. В октябре 1972 года, всего через несколько месяцев после конференции ООН, лидеры Европейского сообщества (ЕС) заявили, что цель экономического роста должна быть сбалансирована с необходимостью защиты окружающей среды. В следующем году Европейская комиссия, исполнительная власть ЕС, разработала свою первую Программу действий по охране окружающей среды.
© waupee/stock.adobe.comС этого времени европейские страны являются лидерами в области охраны окружающей среды. создание политики. В Германии, например, общественное отношение к защита окружающей среды резко изменилась в начале 1980-х годов. Поворотным моментом стал открытие, что многие немецкие леса были уничтожены кислотными дождями. Партия зеленых, политическая партия, выступающая за защиту окружающей среды, получила места в национальный парламент Германии впервые в 1983 году. С тех пор партия работала на более строгие экологические законы. с 19С 98 по 2005 год партия входила в состав коалиции, сформировавшей Национальное правительство Германии. Он взял на себя ведущую роль в развитии обширной экологической политики. Наряду с Германией Нидерланды и Дания также зарекомендовали себя как лидеры в экологическое право.
Во многих случаях ущерб от загрязнения окружающей среды затрагивает более чем одну страну. В 1980-е годы этот факт привел к переговорам по нескольким международным природоохранным соглашениям. Особое значение имела авария 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в Украине. Радиоактивный материал, выброшенный в результате аварии, распространился по большей части Европы. загрязняя пищу и воду во многих странах. В результате Чернобыльской катастрофы, были быстро приняты международные соглашения для обеспечения уведомления и помощи в случае ядерная авария. В следующем десятилетии Конвенция о ядерной Безопасность (1994) требовал от подписавших стран поддерживать высокий уровень безопасности на своих атомная электростанция.
Часто имеются противоречивые научные данные о воздействии деятельности человека на окружающую среду. Научная неопределенность иногда усложняла создание экологических норм, особенно на международном уровне. По этой причине такие правила обычно разрабатываются так, чтобы быть достаточно гибкими, чтобы допускать изменения в научном понимании и технологии. Одним из примеров является Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Это соглашение было принято в 1992 и в итоге подписали почти 200 стран. Он был предназначен для сокращения выбросов парниковых газов, которые, как считается, вызывают глобальное потепление. Однако она не ставила четких целей для достижения этой цели.
В 1995 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) пришла к выводу, что «совокупность данных свидетельствует о заметном влиянии человека на глобальный климат». МГЭИК была создана ЮНЕП и Всемирной метеорологической организацией для изучения глобального потепления. Экологи назвали отчет доказательством реальности глобального потепления. Однако некоторые критики упрекнули отчет в том, что он опирается на недостаточные данные и преувеличивает воздействие глобального потепления на окружающую среду.
Кацуми Касахара/AP ImagesДва года спустя в Киото, Япония, представители более 150 стран приняли Киотский протокол. Это соглашение требовало от развитых стран сокращения выбросов парниковых газов на определенные суммы. Протокол позволил странам покупать и продавать права на выбросы через системы торговли квотами на выбросы. Например, развитая страна, которая не смогла удержать свои выбросы ниже целевого показателя, может купить кредит у страны, которая достигла своего целевого показателя. Некоторые страны решительно выступили против протокола. Соединенные Штаты отказались ратифицировать (одобрить) договор, поскольку он не требовал от развивающихся стран сокращения выбросов.
Мосааб Эльшами/AP ImagesНа конференции в Париже, Франция, в 2015 году представители почти 200 стран был подписан договор, заменивший Киотский протокол. Парижское соглашение требовало сокращения выбросов даже в странах, не соблюдающих Киотский протокол, включая США, Китай, и Индия. Он вступил в силу в 2016 году.
Уровни экологического права
CoolcaesarЭкологическое право лишь частично содержится в международных соглашениях. Большинство законов и нормативных актов, касающихся вопросов окружающей среды, создаются на уровне страны, штата или местного уровня. Законы принимаются законодательными органами, а постановления исходят от агентств, уполномоченных правительствами. В Соединенных Штатах национальные законы об охране окружающей среды принимаются Конгрессом. Конгресс также уполномочивает Агентство по охране окружающей среды издавать правила, основанные на этих законах.
Многие страны включили право на качество окружающей среды в свои конституции. Например, с 1994 года в конституции Германии есть пункт, гласящий, что правительство должно защищать «для будущих поколений естественные основы жизни». Точно так же китайская конституция провозглашает, что государство «обеспечивает рациональное использование природных ресурсов и защищает редких животных и растения». Другим примером является конституция Южной Африки, которая признает право на «окружающую среду, которая не наносит вреда здоровью или благополучию; и защищать окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений».
Значительная часть экологического права фигурирует в решениях международных, национальных и местных судов. Одно из таких решений на национальном уровне в Соединенных Штатах было принято по делу Scenic Hudson Preservation Conference против Федеральной энергетической комиссии (1965). Федеральная энергетическая комиссия выдала лицензию на строительство гидроэлектростанции, которая нанесла бы ущерб окружающей среде. Федеральный апелляционный суд аннулировал лицензию. Дело показало, что решения федеральных органов могут быть успешно обжалованы в судах. Важные решения на местном уровне включали Национальное общество Одюбона против Верховного суда (1976). В этом случае Верховный суд Калифорнии сильно ограничил возможности города Лос-Анджелеса отводить воду, которая в противном случае могла бы заполнить озеро Моно в восточной пустыне Калифорнии.
Последние тенденции и перспективы
Изображения APЭффективных экологических соглашений трудно достичь на международном уровне. Они требуют сотрудничества правительств, у которых могут быть серьезные разногласия по поводу того, как проводить политику в области охраны окружающей среды. Кроме того, некоторые страны неохотно подписывают договоры об охране окружающей среды, поскольку действия, требуемые договорами, могут привести к экономическим проблемам. Это было особенно серьезным препятствием для развивающихся стран. С 19В 70-е годы все большее число экологических договоров пытались облегчить бремя развивающихся стран. Например, договор может предоставить финансовую поддержку, чтобы помочь развивающимся странам выполнить свои обязательства.
Самой большой проблемой для эффективности природоохранных договоров является их соблюдение, то есть заставить страны выполнять то, что они обещали. Договор может попытаться принудить его к соблюдению, включив санкции для стран, не выполняющих свои обязательства. Однако такой подход часто не работает. Одна из причин заключается в том, что другие страны в договоре могут не желать или не иметь возможности налагать санкции. Трудно установить другие методы принуждения к соблюдению. Многие страны не желают соглашаться с правилами, установленными иностранными или международными организациями. Таким образом, в большинстве соглашений каждая страна самостоятельно контролирует соблюдение. Как правило, страна определяет соответствие таким образом, который лучше всего отвечает ее национальным интересам. Несмотря на эту трудность, международные природоохранные соглашения, вероятно, будут приобретать все большее значение по мере того, как экологические проблемы обостряются.
Многие области международного экологического права остаются недостаточно развитыми. Международные соглашения помогли сделать некоторые экологические законы более или менее согласованными в разных странах. Однако законы, регулирующие определенные виды деятельности, могут сильно различаться от места к месту. Отсутствие последовательности в законе означает, что деятельность, которая является законной в одной стране, может привести к незаконному ущербу окружающей среде в соседних странах.
Права детей и окружающая среда
Доклад Совета по правам человека о правах детей и окружающей среде (2018 г.)
(A/HRC/37/58)
Предыстория доклада
В своей резолюции 28/11 Управление по правам человека Совет признал постоянную необходимость уточнения некоторых аспектов обязательств в области прав человека, касающихся окружающей среды. Совет просил Специального докладчика продолжить изучение этих обязательств в консультации с правительствами, правозащитными механизмами, организациями гражданского общества и другими сторонами.
Нет группы, более уязвимой для вредного воздействия окружающей среды, чем дети. Загрязнение воздуха, загрязнение воды и воздействие токсичных веществ вместе с другими видами экологического вреда ежегодно вызывают 1,5 миллиона смертей детей в возрасте до 5 лет и способствуют заболеваемости, инвалидности и ранней смертности на протяжении всей их жизни. Кроме того, изменение климата и утрата биоразнообразия грозят долгосрочными последствиями, которые на долгие годы нарушат жизнь детей. Что еще хуже, дети часто не могут осуществлять свои права, в том числе права на информацию, участие и доступ к эффективным средствам правовой защиты.
Специальный докладчик представил доклад о правах детей и окружающей среде на 37-й сессии Совета.
Выводы отчета
В докладе (A/HRC/37/58) указывается, что государства должны делать больше для уважения, защиты и реализации прав детей в отношении вреда окружающей среде. В нем изложены конкретные рекомендации, основанные на работе других специальных докладчиков, Комитета по правам ребенка, УВКПЧ, ЮНИСЕФ, ВОЗ и многих других, которые представили устные и письменные сообщения во время подготовки доклада.
Что касается прав детей на образование и процессуальные права, государства должны, среди прочего:
- Обеспечить, чтобы образовательные программы расширяли понимание детьми экологических проблем и укрепляли их способность реагировать на экологические проблемы;
- Обеспечить оценку воздействия предлагаемых мер на права детей до их принятия или утверждения;
- Собирать информацию об источниках экологического вреда для детей и делать эту информацию общедоступной и доступной;
- Способствовать участию детей в процессах принятия решений, касающихся окружающей среды, и защищать их от репрессий за их участие или иное выражение их мнений по экологическим вопросам;
- И устранить барьеры, с которыми дети сталкиваются при доступе к правосудию за экологический ущерб, чтобы в полной мере пользоваться своими правами человека.
Государства также несут повышенные обязательства по защите детей от вреда окружающей среде, в том числе путем обеспечения того, чтобы их наилучшие интересы учитывались в первую очередь при принятии всех решений, которые могут нанести им вред окружающей среде. В частности, государствам следует принять и внедрить экологические стандарты, согласующиеся с передовыми научными данными и соответствующими международными стандартами в области охраны труда и техники безопасности. Государства никогда не должны принимать регрессивные меры. Им следует принимать меры предосторожности для защиты от вреда окружающей среде, особенно когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба.
Прочтите версию отчета о правах детей и окружающей среде для детей, доступную на всех 6 языках ООН
Арабский | китайский | Английский | французский | Русский | Испанский
Подготовка доклада
В рамках подготовки доклада Специальный докладчик провел совещание экспертов и консультации с общественностью с 20 по 22 июня 2017 года.
Специальный докладчик рассмотрел заявления и доклады международных организаций, правозащитные механизмы, ученые и другие источники.
Кроме того, он разослал государствам и другим заинтересованным сторонам вопросник (на английском | французском | испанском языках), на который было получено более 40 ответов. Заявки на анкету доступны онлайн.
Презентация Совета по правам человека
Во время заседания Совета он сделал заявление, и его интерактивный диалог с государствами и другими заинтересованными сторонами транслировался в Интернете.
Глобальная инициатива по защите экологических прав детей (CERI): продвижение права детей на здоровую и устойчивую окружающую среду
Специальный докладчик в сотрудничестве с партнерами организовала последующую деятельность по докладу о правах детей и окружающей среде, направленную на дальнейшее продвижение права детей на здоровую и устойчивую окружающую среду.
Эта инициатива основана на последних разработках и международных концепциях, таких как Цели устойчивого развития. Его целью является содействие признанию и реализации права детей на здоровую и устойчивую окружающую среду:
- расширение прав и возможностей детей и молодежи в связи с их правами в отношении окружающей среды
- повышение осведомленности и наращивание потенциала среди лиц, принимающих решения на национальном, региональном и глобальном уровнях, о взаимосвязи прав детей и окружающей среды, включая обязательства государства в этом отношении
- объединение ключевых заинтересованных сторон и содействие диалогу и более тесному сотрудничеству в отношении реализации права детей на здоровую окружающую среду
- Формирование и обеспечение международного признания глобального свода руководящих принципов экологических прав детей, а также информирование при установлении стандартов и разработке политики на глобальном, региональном и национальном уровнях.
В рамках этой инициативы Специальный докладчик организует серию из региональных консультаций , чтобы собрать вместе детей, молодежь и экспертов для обсуждения конкретных экологических проблем, с которыми сталкиваются дети в регионе, и реальных решений для решения этих проблем.