Православное воспитание детей: Православное воспитание детей — Азбука воспитания

Читать книгу «Православное воспитание детей» онлайн полностью📖 — Николая Пестова — MyBook.

© Издательство «Сатисъ», 1999

Предисловие

…вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Евр. 2, 13).

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева (Пс. 126, 3).

Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира.

Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью – супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность – все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию.

Некоторые могут думать, что вдвоем легче идти по пути ко спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному» (Еккл. 4, 9). H о так бывает не всегда, и в жизни довольно часто можно видеть случаи, о которых говорит Господь: «Враги человеку – домашние его» (Мф.

10, 36).

Есть и еще одна особенность жизни в миру, которая для христианина делает ее более трудной, чем жизнь в монастыре. О последней повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает путь иноков. Духовный опыт мирян, отраженный в литературе, значительно беднее.

Конечно, Священное Писание и, прежде всего, Евангелие, содержит всю полноту истины, необходимой для спасения мирян. Но истины Евангельские и правильное приложение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через предание и разъяснение их св. отцами. К сожалению, приложение Евангельских истин к разрешению вопросов о духовном воспитании детей освещено сравнительно слабо в духовной литературе.

Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее образование. Третьи – прилагают особые усилия, чтобы развить в детях природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых.

У родителей-христиан не то должно быть первой и основной целью воспитания. Они прежде всего и более всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37–40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов прп. Серафима).

Если достигнут родители этого, то все остальное – и образование, и развитие дарований, и здоровье – все приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33).

Прп. Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей? К этой цели следует подойти путем систематического подбора материала по этому вопросу, взятого из текста Священного Писания, творений отцов Церкви, жизнеописаний святых и подвижников благочестия и опыта благочестивых педагогов и мирян.

При решении всякой задачи следует, как говорят мудрецы, искать идеального решения. «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», – советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться, по мере сил и фактических возможностей.

В самом важном для родителей деле – деле духовного воспитания детей, следует также бояться той «теплохладности», которая неугодна Господу (Откр. 3, 15). И хотя бы в этом отношении указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут расходиться с современными взглядами – не будем отвергать эти указания и этот опыт.

Не будем повторять слова тех, которые некогда говорили, слушая Христа: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого апостола: «Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

Связь детей и родителей

Глава 1


Спасение души родителей более всего зависит от детей

Спасется через чадородие (1 Тим. 2, 15).

Есть краткая формулировка о пути ко спасению, данная прп. Антонием Великим: «От ближнего зависит жизнь и смерть» (нашей души).

Но в степени служения ближним есть своя очередность. И для родителей, очевидно, на первом месте из ближних стоят дети и забота об их воспитании. Иначе говоря, нет у родителей более высокой задачи, как воспитать детей так, чтобы они стали истинными христианами и могли всю свою жизнь посвятить Господу и ревностно послужить Ему на тех путях, куда Он их поставит. Господь ищет на земле душ человеческих, до конца преданных и верных Ему, и великая благодать будет изливаться на тех родителей, которые сумеют так воспитать своих детей. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех». И далее: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6, 4).

Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. Еще в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей.

За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3, 13).

При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» (1 Цар. 2, 24).

Но, очевидно, от Илия требовалось более, чем одни кроткие слова. От него требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. Так об этом говорит св. Иоанн Златоуст:[1]

«Так как Илий не все сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя и против сыновей, и, щадя неблаго временно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старца…

Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом.

Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна все завалила и все подвиги его закрыла – какое же наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара…»

Это небрежение к детям, которое мы не замечаем, Златоуст поясняет такими словами: «Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего; а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя».

В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).

При суждении о пригодности к должности епископа, ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть… хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 2, 4). По заповедям ап. Павла на родителях лежит и материальная забота о детях (2 Кор. 12, 14), и духовная.

Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто… детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1, 6). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме» (Тит. 2, 4–5).

Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Также вдовам, имеющим детей или внучат, aп. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием (1 Тим. 5,4).

Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад. Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины – как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид (Пс. 126, 3). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжело грешат перед Господом.

Одна вдова приходила к прп. Серафиму и жаловалась, и роптала на свою долю – на тяжесть воспитания трех маленьких детей. Через неделю после этого двое из ее детей умерли. В горе снова она идет к Преподобному и к ужасу своему слышит, что сама была виноватой в смерти детей. «Клятвою детей своих ты много оскорбила их», – говорит ей Преподобный и велит примириться с ними в душе и каяться в своем великом грехе пред Богом.

И если дети отнимаются у родителей смертью, пусть спрашивают родители свою совесть – не оскорбляли ли они детей и не прогневали ли Бога тем, что тяготились детьми, роптали на них явно или тайно, не хотели посвятить им всего своего сердца.

Оправданием пренебрежения своими обязанностями в отношении детей не могут служить для родителей другие благоугодные дела, даже такие, как уход в иночество. В этом случае не может иметь приложения завет Спасителя: «Кто оставит… детей… ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19,29).

Оставление детей, очевидно, возможно лишь в том случае, когда дети взрослые или находятся на надежном попечении. Оставление же детей на произвол судьбы – без материального обеспечения и надлежащего воспитания – не может быть угодно Господу.

В истории Старого Афона был такой случай. Приехал туда один русский помещик, вдовец, но имевший еще несовершеннолетних детей. Под влиянием Афона загорелась духом душа его, и он просил разрешения бросить мир, постричь его в иноки. Но не благословили старцы афонские его ревности и указали ему на его первый долг в жизни – воспитание еще несовершеннолетних детей, и отправили его обратно в Россию.

Правда, бывают иногда и исключения из этого общего правила. Первая старица Дивеевская, блаженная Пелагея Ивановна, начиная юродствовать, оставила семью – мужа и двух еще малолетних детей. Но это она сделала по благословению преподобного Серафима. И такие случаи являются очень редкими исключениями из общего правила, совершаются по особому Промыслу Божию и с благословения духоносных старцев.

Не много спросится на будущем суде с матери, если только она с любовью и самоотвержением несла крест чадородия и воспитания детей.

Монахиня, заведующая Шамородинским детским приютом, жаловалась старцу Амвросию Оптинскому, что «Таньки и Машки» не оставляют ей времени, чтобы раскрыть духовную книгу. Старец успокоил ее и сказал, что именно забота о «Таньках и Машках» спасительна для ее души, и на Суд она явится не одна, а вместе с ними.

Между родителями и детьми имеется та же зависимость, что между духовными отцами и их духовными детьми. А про эту зависимость ап. Павел говорил так:

«Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1 Фес. 2, 19).

На Страшном Суде для родителей не будет возможности предстать пред Господом одинокими. И как Каин услышал вопрос: «Где твой брат?», так и они будут спрошены: «Где дети ваши?» Счастье и спасение их в том, если, представ пред Господом, они могли бы сказать спокойно и за себя, и за детей: «Се Аз и дети, которых (Ты) дал мне…» (Ис.  8, 18; Евр. 2, 13).

Приложение к главе 1-й

Влияние поведения детей на загробную участь родителей свидетельствуется следующим рассказом одного священника (Дьяченко, «Духовный мир», с. 109–111).

Сын благочестивых родителей, поступив в закрытое учебное заведение, под влиянием товарищей-безбожников потерял веру. Выйдя из заведения, он стал вести беспутную жизнь. По смерти родителей он поехал на родину и пошел посетить могилы родителей.

Но при приближении к ним дважды терял сознание. При третьей попытке подойти к могилам его разбил паралич. Но он не понимал Промысла Божия над ним. Тогда, лежа в параличе, он в забытьи видит свою покойную мать, которая говорит ему: «Твои беззакония и твоя распутная жизнь, полная неверия и безбожия, дошли до Господа. Ты не только погубил себя, но даже запятнал и нас, и это черное пятно на моей одежде – твои тяжкие грехи.

Господь хотел поразить тебя, но отец твой и я молились перед престолом Всевышнего о тебе, и Он захотел обратить тебя к Себе… Он знал, что одна могила наша для тебя дорога здесь, и поэтому он не допустил тебя к ней, поражая сверхъестественною болезнью, дабы ты признал над собою высшую силу, тобою отвергаемую, но ты не обратился.

Поэтому Господь послал меня к тебе… это последнее средство для твоего исправления…» И в доказательство истинности своего явления мать оставила ему его крест, выброшенный им ранее. Через явление матери сын был спасен – выздоровел и телесно, и духовно.

Из рассказа видно, что это стоило усиленных загробных молитв родителей, и, несмотря на их веру и благочестие, их одежда была очернена грехами их сына.

Однако родителей следует предостеречь и от глубокого смущения и отчаяния при неправедной жизни их взрослых детей. Об этом так пишет старец Амвросий Оптинский одной матери, скорбящей о неверии сына: «Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смириться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна являетесь причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда; всякий человек одарен свободною волею, и сам за себя более и должен будет отвечать перед Богом».

Православное воспитание детей в семье: традиции, проблемы, особенности

Содержание

  1. Воспитание в православии
  2. Христианская семья
  3. Православие детям
  4. Проблемы православия
  5. Традиции православного воспитания детей в семье

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

 

Топ-10 лучших ресурсов для православных родителей

Я всегда относился к тому типу людей, которые проводят свои исследования. Вы знаете, человек, который хочет подробно рассмотреть все варианты, прежде чем принять решение? Человек, который хочет знать тему изнутри? Это я! И когда дело доходит до моей веры и моих детей, я такой же.

За эти годы я МНОГО прочитала и исследовала о воспитании детей в православной вере. Некоторые ресурсы были фантастическими, другие не очень. Итак, сегодня я хочу поделиться с вами 10 моими любимыми книгами в надежде, что вы найдете их полезными в своем родительском путешествии.

Во-первых, несколько быстрых заметок:

  • Лучший доступный вам ресурс — это ваш жрец.  Ваш священник лично знает вас и вашу семью, вашу духовную жизнь, ваши повседневные трудности и радости. По любому вопросу о воспитании, который у вас возникнет, ваш священник будет лучшим источником мудрости и ободрения.
  • В дополнение к вашему священнику, Священное Писание и Священное Предание предоставят вам богатую духовную информацию, когда вы воспитываете своих детей в вере.
  • 1. Детская Библия написана и одобрена Православной Церковью с иллюстрациями, похожими на иконы. Многие детские Библии, которые я видел и даже использовал со своими детьми, могут иметь легкий протестантский уклон в пересказе историй. Кроме того, Иисус, изображенный на этих иллюстрациях, обычно выглядит на ничего  не похоже на иконы Христа, которые дети видят дома и в церкви, что может создать некоторую отчужденность. Каждый вечер после вечерней молитвы мы читаем по одной истории из книги для чтения Библии для детей, и это одно из самых ярких событий дня.

    2. Руководство для детей по литургии

    Есть несколько замечательных книг для детей, которые проводят их через Божественную литургию. Детям помладше я рекомендую «Руководство для детей по Божественной литургии» от издательства Ancient Faith Publishing. В нем есть отличные иллюстрации, которые помогают детям следовать и отмечать ключевые части Божественной литургии. Зная, что произойдет и на что следует обратить внимание, младшие дети смогут более полно участвовать. (Ознакомьтесь с дополнительными советами по привлечению детей в церковь.)

    3.  Чертежи Маленькой церкви Элиссы Бьелетич и Калеба Шумейкеров

    Я был очень взволнован, получив предварительный экземпляр этой книги (ждите обзор позже на этой неделе!). Чертежи Маленькой церкви — это практическое руководство для православных семей, которое помогает им интегрировать веру и церковную жизнь в свой дом. Он фокусируется на трех основных элементах веры: молитве, посте и милостыне. Я нашел много полезных советов и идей, которые я могу сразу применить в нашей маленькой церкви. Фантастический ресурс для православных христиан!

    4. Подкаст Raising Saints Radio Ancient Faith Radio

    Я люблю слушать подкасты, пока занимаюсь домашними делами или еду на работу. Один из моих любимых — Raising Saints Элиссы Белетич. Каждый эпизод фокусируется на элементе веры и практических способах помочь вашему ребенку понять его. Элисса также является директором большой церковной школьной программы, поэтому многие из ее примеров и советов можно использовать и в классе.

    5. Книга св. Иоанна Златоуста о браке и семейной жизни

    Если вам интересно узнать больше о православном взгляде на брак, св. подробно об этом в «О браке и семейной жизни». Если вы ищете книгу о браке для совместного чтения в этом году, я очень рекомендую ее! Кроме того, его советы по воспитанию детей имеют прямое применение в жизни современного мира.

    6.  Небо встречается с землей: Празднование Пасхи и Двенадцати праздников Иоанн Космас Скинас

    Я люблю эту прекрасную книгу, в которой объясняется каждый из двенадцати великих праздников Церкви. Благодаря иконам, гимнам, Священным Писаниям и цитатам отцов, а также объяснениям преданий, ваша семья будет пользоваться этим ресурсом долгие годы. Мой старший сын особенно любит объяснения иконографии праздника. Мы оба столькому научились и можем еще больше ценить праздничные иконы.

    7.  Следуя Священному Пути: Воспитание благочестивых детей Элизабет Уайт

    Наш священник попросил каждую семью в нашей церкви прочитать книгу Элизабет Уайт в рамках подготовки к ежемесячным дискуссиям о вере и воспитании детей. Уайт была учителем Монтессори и руководителем программы воскресной школы своей церкви. Она привносит основанный на открытиях подход в стиле Монтессори к теме воспитания детей, который мне показался весьма интригующим.

    8. Программа Let Us Attend Radio Ancient Faith Radio

    Каждую неделю радио Ancient Faith выпускает подкаст о предстоящем воскресном чтении Евангелия. Есть две версии: одна, в которой история пересказана более простыми словами для детей младшего возраста, и одна, прочитанная для детей старшего возраста. Также в конце подкаста есть вопросы для обсуждения. Мы стараемся хотя бы два раза прослушать Евангелие перед тем, как посетить Божественную литургию в воскресенье. Это помогает нашим детям внимательнее слушать в воскресенье и лучше понимать проповедь.

    9. Аскетическая жизнь матерей, Аннализа Бойд

    Материнство приносит в жизнь женщины новые радости и испытания. Аннализа Бойд создала красивый молитвенник, в котором собраны молитвы для матерей во множестве ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Если ваша душа нуждается в духовном освежении, средстве, которое поможет вам молиться, или даже просто воодушевлении знать, что вы не одиноки, эта книга для вас.

    10. Православный Молитвенник

    Наконец, в каждой православной семье нужен молитвенник в углу иконы, который поможет вести вечерние и утренние молитвы. В нашей семье используется эта версия из Свято-Троицкого монастыря. Маленький и компактный, но вмещающий 400 страниц молитв, мы используем его ежедневно.

    Если вы хотите больше вдохновения, воспитывая своих детей в православной вере, подписывайтесь на мою страницу в Facebook. Каждый день я делюсь своими постами и советами, а также советами людей намного мудрее меня. Присоединяйтесь к сообществу и обсуждению! Вы также можете подписаться на меня в Pinterest, где я публикую множество ресурсов для православных родителей.

    Какие ваши любимые православные ресурсы?

    «Бог больше, чем наши сердца»

    «Бог больше, чем наши сердца» семинариста Св. Владимира Д. Силуана Пархерта был выбран победителем 5-го Ежегодного конкурса эссе на получение стипендии Святого Матьяша. Анонимные доноры, которые ежегодно спонсируют конкурс, просили участников подумать о потенциальных проблемах, возникающих из-за современных тенденций воспитания в отношении «дружеских» отношений со своими детьми, в отличие от более традиционных отношений «авторитетной фигуры». Респондентам было предложено обсудить последствия обоих стилей воспитания и подумать, какой совет они могли бы дать, если бы их попросили дать совет по этому вопросу в будущем, в свете наставления святого апостола и евангелиста Иоанна знать, что «Бог больше чем наши сердца» в 1 Ин. 3:18–20.

    Какова наша конечная цель в отношении наших детей? Хотим ли мы, чтобы они, став взрослыми, стали трудолюбивыми и продуктивными членами общества? Или еще лучше, хотим ли мы, чтобы они были святыми? И если мы желаем святости для наших детей, как и все родители-христиане, как нам способствовать и способствовать росту христианской добродетели? Все обсуждения воспитания должны начинаться с этих фундаментальных вопросов. Только имея в виду конечную цель, мы можем должным образом начать обсуждение вопросов христианского воспитания.

    Никто не станет спорить с тем, что ограничения необходимы в повседневной жизни. У большинства взрослых есть обязанности, и поэтому они идут на жертвы ради более высоких целей, помимо сиюминутных желаний. Для православного христианина аскетизм – практика самоотречения – это то, как мы достигаем очищения от страстей и общения со Христом. По словам эксперта по ортодоксальному воспитанию д-ра Филиппа Мамалакиса, «[мы] почитаем наших детей как иконы Христа, уважая их как личностей, поскольку мы устанавливаем для них ограничений ». Если мы хотим, чтобы наши дети были святыми, то ограничения не обязательны; они необходимы для приобретения добродетели.

    Некоторая свобода и снисхождение также необходимы детям, степень которых во многом будет зависеть от зрелости. Детям необходимо практиковать добродетель как акт свободной воли. Если мы, как родители, чрезмерно ограничиваем своих детей, то мы лишаем их возможности поступать великодушно, доброжелательно, с любовью и т. д. Добродетель нужно воспитывать, а не принуждать.

    Именно здесь мы подходим к сути важного пастырского вопроса: насколько мы должны ценить любовь или дружбу наших детей? Важно помнить, что дети даны нам не для самореализации. Даже если мы заботимся о мирном домашнем хозяйстве в соответствии с наставлением св. Павла (Рим. 12:18), мы не должны ожидать, что наши дети всегда будут дружить с нами; требовать этого — нарциссизм с нашей стороны.

    Даже с учетом того, что хорошие родители устанавливают границы, подают пример добродетели и уважают свободную волю, когда наши дети отворачиваются от нас, возникает настоящая боль. Родители могут найти утешение в 1 Иоанна 3:20: «Ибо, если сердце наше осуждает нас, то Бог больше сердца нашего и знает все». Другими словами, если мы испытываем боль из-за того, что наши дети отвергли нас, Бог больше, чем наша боль, и Он понимает наши намерения. Дети разобьют нам сердца, бунтуя и действуя вопреки Евангелию и нашим желаниям. Христос знает нашу боль и знает отвержение. Он знает, как больно отдавать Свою жизнь в жертву только для того, чтобы быть преданным и брошенным. Если мы присоединимся к нашему Спасителю, то мы, как родители, сможем укрепиться, установив ограничения, показав добродетель, почитая свободу и, прежде всего, молясь за наших детей. Господи, дай нам силы!

    Д.Н. Силуан является семинаристом первого курса программы Магистр богословия (M.Div.) в Свято-Владимирской семинарии, окончание которого планируется в мае 2025 года. В июле 2020 года он был рукоположен во диакона. после завершения программы OCA Diaconal Vocations Program.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts