Препараты для гиперактивных детей: Препараты для лечения СДВГ

Синдром дефицита внимания/гиперактивности

Представлены современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Подчеркивается необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

 

Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

 

Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».

 

В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация — DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), — согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания/гиперактивности». В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1).

 

Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивности страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н. Заводенко и соавт. [1] частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

 

Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

 

— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

 

— синдром дефицита внимания без гиперактивности;

 

— синдром гиперактивности без дефицита внимания.

 

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

 

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

 

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения [2]. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются». В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.

 

Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен — гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина [3]. S. Faraone, J. Biederman [3] обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.

 

Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери [2]. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

 

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина [3]. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов — серотонина и норадреналина.

 

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей [4]. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе — лишь у 5% [4].

 

Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:

 

— наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

 

— раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

 

— некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

 

— симптомы не являются проявлением других заболеваний;

 

— нарушение обучения и социальных функций.

 

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания/гиперактивности». Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

 

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

 

— не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

 

— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

 

— не слушает то, что ему говорят;

 

— не в состоянии следовать инструкциям;

 

— не может организовать игру или деятельность;

 

— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

 

— часто теряет вещи;

 

— часто и легко отвлекается;

 

— бывает забывчив.

 

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

 

— совершает суетливые движения руками и ногами;

 

— часто вскакивает со своего места;

 

— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

 

— не может играть в «тихие» игры;

 

— всегда находится в движении;

 

— очень много говорит.

 

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

 

— отвечает на вопрос, не выслушав его;

 

— не может дождаться своей очереди;

 

— вмешивается в разговоры и игры других.

 

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

 

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов [5], у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы [6]. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

 

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения [7].

 

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто — с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) [8].

 

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

 

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального [9]. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

 

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов — антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

 

Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро — в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет — в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

 

Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных [1]. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.

 

Наибольший эффект в лечении СДВГ достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии [10].

 

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного [11]. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

 

Российский вестник перинатологии и педиатрии, N3-2000, с.39-42

 

Литература

1. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский мед журн 1998; 19-23.

 

2. Weinstein С.S., Apfel R.J., Weinstein S.R. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry 1998; 61: 1: 12-19.

 

3. Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44: 10: 951-958.

 

4. Amen D.G., Carmichael B.D. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9: 2: 81-86.

 

5. Willens Т.Е., Biedermann J., Mick E. et al. Attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in associacion with early onset substance use disorder. J Nerv Ment Dis 1997; 185: 8: 475-482.

 

6. Di Scale С., Lescohier I., Barthel M., Li G. Ingures to children with ADHD. Pediatrics 1998; 102: 6: 1415-1421.

 

7. Purvis K.L., Tannock R. Language abilities in children with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities, and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25: 2: 133-144.

 

8. Pliska S.R. Comorbidity of ADHD with psychiatric disordes: an overwiev. J Clin Psychiatry 1998; 59: 7: 50-58.

 

9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.

 

10. Frankel F., Myatt R., Cantwell D.P. Parent-assisted transfer of childrens social skills training; effect on children with and without ADHD. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997; 36: 8: 1056-1064.

 

11. Biederman J., Mick E., Faraone S.V. Normalized functioning in youths with persistent attention-deficit/hyperactivity disorder. J Pediatr 1998; 133: 4: 11: 544-551.

причины, симптомы, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Невнимательных, неусидчивых, чрезмерно подвижных детей часто называют гиперактивными. Важно понять, когда причиной “недостойного” поведения являются особенности темперамента ребенка, возрастные кризисы или результат воспитания, а когда серьезный диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Как правило, диагноз ставится неврологом после жалоб родителей или педагогов, назначается медико-коррекционное лечение. В таком случае оно может продлится годы и требовать постоянного возобновления, как часто происходит в традиционной медицине.

Остеопатические практики смотрят на СДВГ с другой позиции, определяя и ликвидируя источник заболевания безвозвратно. Происходит это за счет восстановления положения костей черепа и снятия преград для полноценного питания головного мозга.

Симптомы СДВГ у ребенка

СДВГ относят к невролого-поведенческим нарушениям. В последней версии Международного классификатора болезней расстройство прописано отдельным диагнозом под номером 6А05 с подпунктами в зависимости от преобладания тех или иных проявлений.

Признаки СДВГ дают о себе знать уже в раннем детстве. Однако диагноз обычно не ставится детям ранее 3-х лет, поскольку у малышей эти признаки вполне естественны.

У школьников и дошкольников синдром отмечается следующими особенностями:

  • Сложности с направлением и удержанием внимания на задачах, объекте, информации;
  • Расторможенность, бессмысленные действия, хаотичные движения руками, потребность что-то схватить, ерзанье и желание встать со стула;
  • Забывчивость, рассеянность;
  • Задержка психо-социального, интеллектуального развития;
  • Импульсивность и эмоциональность, порой агрессивность.

Эти расстройства в детском возрасте приводят к проблемам с адаптацией в дошкольном учреждении, в школе — к плохой успеваемости и постоянным нарушениям дисциплины. Школьникам, страдающим данным синдромом, тяжело высиживать урок, запоминать информацию, выполнять задания, требующие вдумчивости и усидчивости. В коллективе дети с СДВГ демонстрируют нарушения правил поведения: берут чужие вещи, проходят без очереди, перебивают преподавателей, бывают плаксивы и капризны.

У страдающих СДВГ может преобладать дефицит внимания (чаще у девочек) или гиперактивность (склонны мальчики). В основном симптомы носят смешанный характер.

Раннее детство, а особенно младенчество — лучшее время для остеопатического лечения. Не обязательно дожидаться постановки диагноза СДВГ, чтобы посетить специалиста с тревожащей симптоматикой. Чем младше дети, тем больше шансов устранить нарушения в работе мозга навсегда и с меньшими временными затратами. Не стоит рассчитывать на самопроизвольное восстановление.

СДВГ — проблема не только детей. В подростковом возрасте синдром усугубляется изменением гормонального фона, неравномерным ускорением роста частей тела. Сюда же добавляется социализация, самопознание, новые эмоции и большая умственная нагрузка. Пубертат и без того считается одним из самых непростых жизненных периодов, а осложненный гиперактивностью и рассеянностью, он часто толкает юношей и девушек в пучину депрессии и необдуманных поступков.

У взрослых нарушения сохраняются, но могут проявляться менее явно. Зрелое мышление позволяет придерживаться социально желаемых норм поведения, сдерживать импульсивность и эмоции. Часть детей перерастают синдром, но более половины взрослых, не получив вовремя адекватного лечения, живут с нарушением внимания и другими сопутствующими проблемами:

  • Сложности с планированием, мотивацией, целеполаганием, принятием решений;
  • Инфантильность, безответственность;
  • Склонность к депрессиям, пагубным привычкам;
  • Неумение строить долгосрочные отношения, аффективность поведения и конфликтность в общении;
  • Навязчивые мысли.

Иногда СДВГ дает о себе знать впервые в период взросления после вполне благополучного детства. Гиперактивность выражена уже не так ярко.

Почти всегда страдают различные сферы жизни, человек “витает в облаках”, не способен должным образом воспринимать и обрабатывать информацию, генерировать новые идеи. Во время работы он постоянно отвлекается, но и отдыхать полноценно не умеет, ему свойственно непроизвольное переключение внимания на незначительные детали.

СДВГ у взрослых редко выявляют. Искусственное подавление эмоций и чувство вины за неудачи приводят к разладу с собой и неврозам, к низкой самооценке (это может идти уже с детства). Примерно 20% больных ведут асоциальный образ жизни.

История изучения СДВГ

Гиперактивность относительно недавно была признана заболеванием, но и сейчас не утихают споры о существовании такого диагноза. Долгое время симптомы считались просто особенностями личности. В середине XIX века немецкий психоневролог впервые обратил внимание на проблему гиперактивности детей, описав в своих работах очень активного мальчика, известного как “непоседа Фил”.

Впоследствии зарубежными учеными активно изучалась данная патология наряду с другими аномалиями среди детей и подростков, мешающими учебе и социализации.

Постепенно неврологи разных стран сошлись во мнении, что СДВГ — это минимальная мозговая дисфункция, а вовсе не проблема воспитания детей. С 1947 года заболевание официально признано медицинскими экспертами, выделено не менее 100 проявлений, которые регулярно наблюдают родители, педагоги и врачи у детей с таким диагнозом.

В 1970-х годах проблемой “сложных” детей занялись отечественные неврологи и педиатры. Появились международные стандарты критериев и диагностики.

Причины гиперактивности и расстройства внимания

В основе заболевания лежат физиологические предпосылки:

  • генетические аспекты, наследственность. Нередко выясняется, что родители, чаще матери пациентов, имели или имеют подобные симптомы, склонны к стрессу и повышенной тревожности;
  • Осложненная беременность, хронические или острые болезни матери, лекарственные препараты, алкоголь, курение;
  • Внутриутробное инфицирование плода, перинатальная гипоксия;
  • Неблагополучные роды: асфиксия, долгий безводный период, применение акушерских пособий;
  • Тяжелые инфекционные болезни во младенчестве, сопровождающиеся повышением температуры тела ребенка, черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

На формировании СДВГ могут сказаться и другие факторы при вынашивании: экологическое неблагополучие, чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки у матери, неполноценное питание, стрессы.

В основе СДВГ лежит нехватка биоактивных элементов-нейромедиаторов — дофамина и норадреналина в сочетании с поражением ЦНС, к чему способен привести любой из факторов, описанных выше. Мозговые структуры повреждаются в результате травмы, гипоксии или химического, токсического отравления.

По результатам МРТ-исследования, в котором принимали участие свыше 3 тыс. человек в различном возрасте, было установлено, что мозг страдающих (половина из выборки) хоть и незначительно, но меньше в размерах, чем у здоровых. Данные опубликованы в специализированном британском журнале The Lancet Psychiatry. Ряд других аппаратных исследований также выявляли различия в структуре головного мозга, что подтверждает физиологическую природу СДВГ.

Могут усилить проявление симптомов следующие факторы: напряженная атмосфера в семье, нехватка внимания со стороны родителей, завышенные требования и наказания, недостаток сна и отдыха, отсутствие режима дня, длительное пребывание перед экраном или дисплеем.

Наследственность влияет на СДВГ не только через генетику. Родители, находящиеся во власти синдрома, скорее всего воспитывают детей соответствующе. Неготовность быть родителем, вспыльчивость, неорганизованность — все это усиливает расстройство и расшатывает и без того слабую психику ребенка.

Развитие СДВГ у детей провоцирует комплекс факторов, какой-то может стать решающим, например, родовая травма. Устранением источника проблем на раннем этапе можно предотвратить или облегчить проявление симптомов в будущем и избежать длительного лечения.

Диагностика СДВГ

Согласно международной статистике, нарушение наблюдается в среднем у 5-7% детей, и это только подтвержденные диагнозы.

Далеко не каждый слишком активный ребенок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Есть дети шумные, любознательные, общительные с взрывным холерическим темпераментом. Малыши первых лет жизни просто физически не способны контролировать себя, а у детей школьного возраста через эти проявления могут формироваться упорство, целеустремленность и лидерские качества. Дети же с СДВГ активничают бесцельно, их жизнь наполнена бессмысленной суетой.

Опытный взгляд легко отличит патологическую гиперактивность от здоровой детской активности.

Еще одно объяснение невозможности диагностировать СДВГ у 2-3-летнего ребенка — это отсутствие наблюдения его в различных условиях. Если по словам родителей, он “стоит на ушах, и ему ничего не интересно”, необходимо получить комментарии от третьих лиц — педагогов в детском саду, школе. Если на протяжении нескольких месяцев симптомы сохраняются в разных ситуациях, наступает этап диагностических процедур.

По международным классификаторам, официально синдром принято диагностировать не ранее 6-7 лет. В последнее время возраст снизился до 5.

В первую очередь исключаются органические или психические нарушения с похожими проявлениями, воздействие алкоголя, наркотических и лекарственных средств, осознанное демонстрирование девиантного поведения. Учитывается внутрисемейная обстановка, образ жизни ребенка, сопутствующие заболевания. Нередко после изменения одного фактора состояние нормализуется и диагноз меняется. Либо выявляются другие заболевания.

Обследование осуществляется на основании международных документов, среди которых общий классификатор болезней и диагностическое руководство по психическим расстройствам. Критерии диагностики различаются, из-за чего в России процент детей с СДВГ, по официальным данным, ниже, чем, например, в США.

Ребенку может быть поставлен диагноз СДВГ, если на протяжении шести месяцев хотя бы в двух различных условиях пребывания устойчиво демонстрируются соответствующие симптомы.

Опросник по классификатору МКБ-10 состоит из пунктов по группам симптомов: гиперактивности, дефицита внимания, импульсивности. Необходимо совпадение не менее 3, 6 и 1 пунктов по каждой группе соответственно. Специальных диагностических средств — лабораторных, генетических или аппаратных — для постановки диагноза не существует, он ставится только по результатам оценки симптомов, наблюдения, тестирования.

Если нарушения выходят за рамки гиперактивности, рассеянности, сопровождаются болезненными состояниями, приступообразными истериками, это повод заподозрить серьезные заболевания (эпилепсия, опухоли), связанные с функционированием и структурой мозга, и пройти комплексное обследование. 

Несмотря на то, что проводит диагностику и лечение врач-невролог, иногда требуется консультация у психоневролога, психиатра, психолога, эндокринолога, окулиста и др. Существуют заболевания, симптоматически напоминающие СДВГ: аутизм или РАС, шизофрения.

Специалисты могут предложить свои тесты для дифференциации синдрома гиперактивности и дефицита внимания, направить на вспомогательные обследования:

  • анализ крови на определение отравления свинцом;
  • анализ на выявление дисфункций щитовидки;
  • ЭЭГ, считывающий электроимпульсы мозга. У детей с СДВГ повышены бета- и тета-ритмы (что, впрочем, обнаруживается и при других нервных расстройствах, а также в состоянии повышенной тревоги у здоровых людей). Вполне достаточно 10-минутной сессии;
  • МРТ для оценки нейронной функции мозга при решении задания и выявления органической аномалии.

Лечение у доктора остеопатии способно устранить симптомы, а главное, первоисточник задолго до постановки диагноза. Традиционная неврология предлагает дожидаться осознанного возраста, потом длительно наблюдать, в результате теряется драгоценное время. Остеопату не нужны диагнозы, поэтому с появлением первых тревожных “звоночков” следует его посетить, особенно если имели место осложнения в перинатальном, родовом и раннем постнатальном периодах.

Ошибки в диагностике могут иметь печальные последствия: ребенка с истинным СДВГ “упускают”, не замечая его проблем; усугубляют расстройство жесткими методами воспитания; пытаются решать проблемы с учебой или социализацией, не устраняя первоисточник.

В то же время за гиперактивность или невнимательность нередко выдают себя другие неврологические и поведенческие нарушения. Списав симптомы на СДВГ, существует опасность пропустить иное заболевание или лечить от несуществующего диагноза. Возможно, достаточно снизить нагрузку, улучшить внутрисемейную атмосферу, наладить питание и сон.

Лечение СДВГ носит комплексный характер.

Невролог в традиционной клинике назначает ребенку лечение, включающее три составляющих: медикаменты, групповая или личная терапия с психологом-дефектологом для коррекции поведения и формирования недостающих навыков, создание благоприятных условий. Рекомендуются расслабляющие техники: массаж, плаванье.

Задача препаратов — подавлять возбудимость, активизировать мозговую деятельность. Эффект достигается не всегда либо он временный. Как правило, есть масса побочек, в том числе привыкание. Сильнодействующие препараты, особенно для детей, назначаются с большой осторожностью, необходимо постоянное наблюдение у врача и контроль дозы. Средства с более мягким спектром действия заметного результата не приносят.

Дети с СДВГ изредка ощущают улучшение, это дает лишь временную передышку им и окружающим, но любое внешнее обстоятельство, жизненные перемены, неурядицы или самая обычная инфекционная болезнь могут перечеркнуть достигнутые результаты.

Считается, что СДВГ не лечится. Классическая медицина и психология направлены на купирование симптомов, принятие ситуации, приспособляемость и, в конечном счете, на постоянную потребность лечиться. Множество детей и взрослых годами стоят на учете у специалиста, который не может предложить им ничего существенного.

Суть диагностики и лечения СДВГ в остеопатии

Принципиально иной подход к лечению гиперактивности и расстройства внимания предлагает остеопатия.

Эта наука строится на базе восстановительной терапии, когда вместо подавления отдельных симптомов проводится работа по восстановлению организма в целом.

В идеале показать ребенка остеопату рекомендуется сразу после рождения даже при благополучных родах (а многие считаются таковыми только за счет отсутствия явных травм). Недоношенность, затяжные или быстротечные роды, медикаментозная стимуляция и акушерские пособия создают повышенный риск для развития СДВГ в будущем. Такие дети с рождения могут проявлять чрезмерное беспокойство, у них сложности с приемом пищи, набором веса и сном, частые срыгивания. К сожалению, эти явления считаются нормой, особенно если малыш приобретает стандартный набор навыков в положенные сроки.

Зачастую хватает нескольких сеансов, чтобы полностью устранить проблему в первые месяцы жизни, исключив развитие СДВГ. Дело в том, что, согласно понятию саморегуляции, организм способен самостоятельно нейтрализовать негативные последствия травмирующих факторов (гипоксия, инфицирование). У маленьких детей еще хорошо развиты компенсаторные свойства. Но для этого организм необходимо привести в соответствующее состояние, на что и направлена остеопатическая деятельность.

В более взрослом возрасте лечение СДВГ затягивается из-за накопившихся пороков, в устранении которых наряду с остеопатическим лечением придется задействовать и традиционные методы. Имеет смысл подключить психологическую коррекцию и в самом крайнем случае фармакологические препараты уже после того, как остеопат устранит первопричину.

В основе остеопатического лечения лежит подтвержденная теория о подвижности костей черепа. Даже микроскопические смещения частей черепной коробки или шейных, крестцовых отделов могут привести к сдавливанию мозга и кровеносных сосудов. В остеопатии организм — единое целое, поэтому травмированные крестец или шея (нередкие случаи в родах, в том числе и через кесарево сечение) оказывают влияние на мозговые структуры, провоцируя СДВГ и другие дисфункции.

Остеопатия лечит, возвращая части организма на предназначенное им природой место, восстанавливает их правильное взаимодействие. Врач-остеопат в совершенстве владеет знаниями о строении тела, расположении органов, костной структуры. Едва прикасаясь к телу, он определяет смещения структур, изменения в тонусе, буквально чувствует энергию жизнедеятельности организма.

Уже после 1-2 сеансов родители видят положительные изменения. Ребенок, годами изводящий себя и окружающих своей гиперактивностью, вдруг становится уравновешенным и усидчивым.

Повышается концентрация внимания, ребенку удается себя контролировать и формировать цели.

Взрослые ощущают непривычную легкость и энергичность.

Виды остеопатической помощи при СДВГ

Краниосакральная остеопатия

Структурная остеопатия

Висцеральная остеопатия

1. Краниосакральная остеопатия

Для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения у детей остеопаты применяют техники краниосакрального направления. Согласно ему, череп человека подвижен и “дышит” за счет эластичных швов, соединяющих закостенелые части. В норме частота составляет 6-10 “вдохов” и “выдохов” в минуту. Движение спинномозговой жидкости от желудочков мозга через позвоночный столб к крестцу происходит в соответствии с этим ритмом, а его сбои приводят к различным болезням, в том числе и нервной системы.

Чтобы прочувствовать эти движения, определить форму и температуру головы, врач прикладывает ладони к голове пациента и ненадолго застывает, затем меняет положение рук.

Со стороны кажется, что ничего не происходит. Самому пациенту процедура не доставляет никакого дискомфорта.

Как и последующее лечение, при котором остеопат правит черепные, шейные, тазовые кости, “прислушиваясь” к течению энергии между ними.

Можно подумать, что речь идет о работе на энергетическом уровне, но нет, все вполне физиологично. Остеопат стремится к тому, чтобы колебания черепа и крестца происходили синхронно, устраняя смещения и препятствия на пути движения ликвора.

Для лечения детей с СДВГ краниосакральный метод наиболее оптимален и его достаточно. Взрослые, страдающие этим синдромом, нуждаются в дополнительной корректировке, поскольку мозговые дисфункции с годами разрушают работу всего организма. На это часто не обращают внимания при отсутствии конкретных жалоб.

2. Структуральная остеопатия

Сфера деятельности — костные и мышечные структуры, связки, суставы. Любой элемент системы так или иначе связан с позвоночником и черепом. Перекосы, ассиметричный тонус, растяжения, старые травмы и ушибы (как пример, травмирование копчика) усиливают симптомы СДВГ.

Данное направление успешно устраняет сопутствующие СДВГ недуги: нарушение сна, головные боли, хроническую усталость.

3. Висцеральная остеопатия

Основывается на знаниях о расположении и функционировании внутренних органов. Обострение симптомов нередко связано с их дисфункцией и смещением, при котором они могут пережимать кровеносные сосуды и сдавливать друг друга. Врач работает с системами, непосредственно влияющими на мозговую деятельность. Вот лишь несколько примеров.

  • Эндокринная система. Вырабатывает гормоны — вещества, стимулирующие мозг;
  • Пищеварительная. В частности, печень — помогает при выводе токсинов;
  • Дыхательная — поставляет мозгу кислород.

Высвобождая кровоток, снимая зажимы, специалист посредством висцеральных методик восстанавливает нормальный функционал внутренних органов и систем.

Лечение расстройства в Центре остеопатии

Все наши врачи имеют большой опыт в восстановительной медицине. В клинике ведут прием детский невролог, неонатолог, реабилитолог, хирург, прошедшие обучение в школах остеопатии.

Предварительная беседа с пациентом или родителями пациента с гиперактивностью и другими расстройствами позволяет быстрее и точнее установить причины заболевания.

При работе с СДВГ врач изучает весь анамнез: хронические состояния родителей, протекание беременности и родов, применяемые препараты, результаты анализов и обследований, если пациент уже где-то наблюдался. При подозрении на патологии остеопат направляет на диагностику.

Сеанс для самых маленьких детей длится в среднем 25 минут, следующие назначаются с перерывом в неделю-две. Это время необходимо для перестройки организма, привыкания его к правильному здоровому состоянию. На каждой встрече врач оценивает происходящие изменения.

Подросшие дети и взрослые для полного устранения синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения проводят в кабинете около часа. Они нуждаются в более длительном курсе с перерывами в несколько недель. Несмотря на положительные сдвиги, следует продолжать курс во избежание рецидива.

Рекомендации для самопомощи

Остеопатическая клиника, как и традиционная, придерживается определенного мнения.

Лечебные процедуры могут не дать должного результата, если не обеспечить больному СДВГ должной обстановки и не уделять его потребностям внимания, особенно что касается детей. Синдром тяжелее поддается устранению у людей чувствительных и инертных. За годы болезни они привыкли демонстрировать импульсивность и определенные поведенческие стереотипы. Задача близких — сохранять спокойствие, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Важными составляющими благополучной терапии синдрома являются

  • Питание, богатое витаминами и минеральными веществами;
  • Сон в достаточном объеме;
  • Эмоциональная разгрузка;
  • Прогулки, отдых на природе, умеренные тренировки.

Необходимо исключить тяжелую пищу, однообразие, гаджеты (у взрослых с синдромом — хотя бы уменьшить до необходимого минимума).

ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Несмотря на абсолютную безопасность и универсальность остеопатии, существует ряд тяжелых состояний, когда требуется медикаментозное или оперативное вмешательство: онкология, острые воспаления, инсульты, болезни сердца и т.д. Остеопатические приемы могут носить только поддерживающий характер в стадии улучшения, ремиссии.

Лекарства сами по себе не помогают детям с СДВГ учиться | FIU News

На протяжении десятилетий большинство врачей, родителей и учителей считали, что стимулирующие лекарства помогают детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) учиться. Тем не менее, в первом исследовании такого рода исследователи из Центра помощи детям и семьям ПФР обнаружили, что лекарства не оказывают заметного влияния на то, как много детей с СДВГ учатся в классе.

 

Приблизительно 10 процентов детей в США имеют диагноз СДВГ и более 90% из них прописывают стимулирующие препараты в качестве основной формы лечения в школе, потому что большинство врачей считают, что лекарства улучшат успеваемость.
 
«Врачи и педагоги придерживаются мнения, что лекарства помогают детям с СДВГ учиться, потому что они выполняют больше сидячей работы и тратят больше времени на задачу, когда принимают лекарства», — сказал Уильям Э. Пелхэм-младший, старший автор исследования и директор исследовательского центра. Центр для детей и семьи. «К сожалению, мы обнаружили, что лекарства никак не повлияли на изучение фактического содержания учебной программы».
 
Исследователи обследовали 173 ребенка в возрасте от 7 до 12 лет с СДВГ, участвовавших в Летней лечебной программе центра, комплексной восьминедельной программе летнего лагеря для детей с СДВГ и связанными с ними поведенческими, эмоциональными и обучающими проблемами.
 
Дети завершили два последовательных этапа ежедневных 25-минутных занятий по словарному запасу и предметным областям естественных и социальных наук. Инструктаж, предоставляемый каждому ученику в течение трехнедельных этапов, соответствовал их определенному классу. Сертифицированные учителя и помощники преподавали материал группам из 10-14 детей в классе.

Каждый ребенок был рандомизирован для лечения стимулирующими препаратами с замедленным высвобождением во время первой или второй фазы обучения, а во время другой фазы — плацебо.

Вопреки ожиданиям, исследователи обнаружили, что дети усвоили одинаковый объем естественных наук, социальных наук и словарного запаса независимо от того, принимали ли они лекарство или плацебо.

Хотя лекарства не улучшали обучение, исследование показало, что лекарства помогают детям выполнять больше сидячих работ и улучшают поведение в классе, как и ожидалось. Принимая лекарства, дети решали на 37 процентов больше арифметических задач в минуту и ​​совершали на 53 процента меньше нарушений правил в классе в час.

Кроме того, в соответствии с предыдущими исследованиями, исследователи обнаружили, что лекарства немного помогли улучшить результаты тестов, если лекарства принимались в день теста, но недостаточно для повышения оценок большинства детей. Например, лекарства помогли детям увеличить в среднем 1,7 процентных пункта из 100 на тестах по естественным наукам и обществознанию.

Улучшение успеваемости важно для детей с СДВГ, потому что по сравнению со своими сверстниками дети с СДВГ чаще отвлекаются от занятий в классе, получают более низкие оценки и получают более низкие баллы на тестах. Они также с большей вероятностью получат специальные образовательные услуги, останутся на одном уровне и бросят учебу до окончания школы. Плохая успеваемость является одним из самых изнурительных нарушений, связанных с СДВГ, часто приводящим к долгосрочным профессиональным и финансовым трудностям, характерным для СДВГ во взрослом возрасте.

Предыдущее исследование , проведенное Пелхэмом, пионером в области исследований и лечения СДВГ, показало, что поведенческая терапия — если ее использовать в первую очередь — дешевле и эффективнее при лечении детей с СДВГ, чем лекарства. Стимуляторы наиболее эффективны в качестве дополнительного варианта лечения второй линии для тех, кто в них нуждается, и в более низких дозах, чем обычно назначают. Кроме того, Общество развития и поведенческой педиатрии (SDBP) опубликовало новые клинические рекомендации, в которых настоятельно рекомендуется поведенческое вмешательство в качестве лечения первой линии для детей с СДВГ.

«Наше исследование снова и снова показывает, что поведенческое вмешательство лучше всего подходит для детей с СДВГ, потому что они, их учителя и их родители приобретают навыки и стратегии, которые помогут им добиться успеха в школе, дома и в долгосрочных отношениях. — сказал Пелхэм. «Лекарства для наших детей не решают проблему — они лишь временно снимают симптомы. Вместо этого семьи должны в первую очередь сосредоточиться на поведенческих вмешательствах и добавлять лекарства только в случае необходимости».

Поведенческие и академические вмешательства, которые значительно улучшают функциональные нарушения в долгосрочной перспективе для молодежи с СДВГ, включают обучение родителей и инструменты управления в классе, такие как ежедневный табель успеваемости, а также школьные услуги, ориентированные на академическую успеваемость, такие как планы 504 [компенсации, предоставляемые в соответствии с  Раздел 504 Закона о реабилитации  от 1973 года] и индивидуальные планы специального образования (IEP).
 
Исследователи отмечают, что исследование проводилось в контролируемой среде, похожей на летнюю школу, и результаты могут отличаться в условиях обычного класса. Они хотели бы воспроизвести это исследование в естественной среде классной комнаты, используя учебные программы в течение учебного года, чтобы дополнительно оценить влияние лекарств на обучение.

Это исследование было опубликовано в Journal of Consulting and Clinical Psychology и финансировалось Национальным институтом психического здоровья.

Стимуляторы, ингибиторы обратного захвата норадреналина, селективные, атипичные антидепрессанты, трициклические антидепрессанты, агонисты альфа2-рецепторов центрального действия

  1. Moffitt TE, Houts R, Asherson P, Belsky DW, Corcoran DL, Hammerle M, et al. Является ли СДВГ у взрослых нарушением развития нервной системы в детском возрасте? Данные долгосрочного когортного исследования продолжительностью четыре десятилетия. Am J Психиатрия . 2015 22 мая. appiajp201514101266. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  2. Розак ​​Дж. ПЭТ-сканы показывают действие метилфенидата на мозг. Новости психиатрии . 21 сентября 2001 г. 36, 18:

  3. Коойстра Л., Ван дер Меере Дж. Дж., Эдвардс Дж. Д., Каплан Б. Дж., Кроуфорд С., Гудиер Б. Г. Предварительные данные фМРТ о влиянии частоты событий у взрослых с СДВГ. J Нейронный Трансм . 2010 Feb 16. [QxMD MEDLINE Link].

  4. Черкасова М.В., Хехтман Л. Нейровизуализация при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: за пределами лобно-полосатой сети. Can J Психиатрия . 2009 Октябрь 54 (10): 651-64. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  5. Ян П., Ву МТ, Зунг С.С., Ко CW. Исследование методом коротковолновой протонной магнитно-резонансной спектроскопии у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Психиатрия рез. . 2010 Feb 10. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  6. Собел Л.Дж., Бансал Р., Майя Т.В., Санчес Дж., Маццоне Л., Дуркин К. и др. Морфология поверхности базальных ганглиев и эффекты стимулирующих препаратов у молодых людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Am J Психиатрия . 2010 авг. 167(8):977-86. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  7. Шоу П., Гиллиам М., Ливерпуль М. и др. Корковое развитие у типично развивающихся детей с симптомами гиперактивности и импульсивности: поддержка пространственного взгляда на синдром дефицита внимания и гиперактивности. Am J Психиатрия . 2011 фев. 168(2):143-51. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  8. Волков Н.Д., Ван Г.Дж., Ньюкорн Дж., Теланг Ф., Соланто М.В., Фаулер Дж.С. и др. Пониженная активность дофамина у хвостатых и предварительные доказательства вовлечения лимбической системы у взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Главный врач общей психиатрии . 2007 авг. 64 (8): 932-40. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  9. Морейн-Замир С., Хоммерсен П., Джонстон С., Кингстон А. Новые показатели эффективности реакции и торможения у детей с СДВГ.

    J Ненормальная детская психология . 2008 г., 9 мая. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  10. Якобсон Л.А., Крочетти Д., Дирликов Б., Слифер К., Денкла М.Б., Мостофский С.Х. и др. Аномальное развитие мозга наблюдается у дошкольников с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. J Int Neuropsychol Soc . 2018 26 марта. 1-9. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  11. Нарад. Вторичный синдром дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков в возрасте от 5 до 10 лет после черепно-мозговой травмы. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  12. Информационный бюллетень Cotinine. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Доступно на https://www.cdc.gov/biomonitoring/Cotinine_FactSheet.html. 7 апреля 2017 г.; Доступ: 22 апреля 2019 г.

  13. Сурандер А., Саксдорф М., Чудал Р., Сурсель Х. М., Хинкка-Юли-Саломяки С., Гилленберг Д. и др. Пренатальные уровни котинина и СДВГ среди потомства. Педиатрия . 143 марта 2019 г. (3): [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  14. Маджар Н., Шлосберг Д., Левентер-Робертс М., Акрив А., Гилай А., Хошен М. и др. Приверженность к метилфенидату в детстве как предиктор использования антидепрессантов в подростковом возрасте. Европейская детская подростковая психиатрия . 4 марта 2019 г. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  15. Даниэльсон М.Л., Битско Р.Х., Гандур Р.М., Холбрук Дж.Р., Коган М.Д., Блумберг С.Дж. Распространенность диагноза СДВГ по сообщениям родителей и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г.

    J Clin Child Adolesc Psychol . 2018 март-апрель. 47 (2): 199-212. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  16. Виссер С.Н., Дэниелсон М.Л., Битско Р.Х., Холбрук Дж. Р., Коган М.Д., Гандур Р.М. и др. Тенденции в отчете родителей о диагностированном медицинским работником и леченном синдроме дефицита внимания/гиперактивности: США, 2003–2011 гг. J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 2014 53 января (1):34-46.e2. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  17. Акинбами Л.Дж., Лю Х, Пастор П.Н., Рубен К.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в возрасте 5-17 лет в США, 1998-2009 гг. Сводка данных NCHS . 2011 1-8 августа. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  18. Goodman DW, Thase ME. Распознавание СДВГ у взрослых с сопутствующими расстройствами настроения: последствия для выявления и лечения.

    Постград Мед . 2009 сен. 121(5):20-30. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  19. Cuffe SP, Visser SN, Holbrook JR, Danielson ML, Geryk LL, Wolraich ML, et al. СДВГ и психиатрическая коморбидность: функциональные результаты в школьной выборке детей. Дж Аттен Расстройство . 2015 ноября. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  20. Семиз У.Б., Басоглу С., Онер О., Мунир К.М., Атес А., Алгуль А. и др. Влияние диагностической коморбидности и размерных симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у мужчин с антисоциальным расстройством личности. Aust N Z J Психиатрия . 2008 май. 42(5):405-13. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  21. Упадхьяя Х.П., Карпентер М.Дж. Связана ли тяжесть симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) с употреблением табака? Ам Джей Наркоман . 2008 май-июнь. 17(3):195-8. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  22. Рейерсен А.М., Тодд Р.Д. Сосуществование СДВГ и расстройств аутистического спектра: феноменология и лечение. Эксперт преподобный Нейротер . 8 апреля 2008 г. (4): 657-69. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  23. webmd.com»> Halmoy A, Halleland H, Dramsdahl M, Bergsholm P, Fasmer OB, Haavik J. Биполярные симптомы при синдроме дефицита внимания/гиперактивности у взрослых: перекрестное исследование 510 пациентов с клинически диагностированным диагнозом и 417 популяционных контролей. Дж. Клин Психиатрия

    . 2010 янв. 71(1):48-57. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  24. Аркос-Бургос М., Джейн М., Акоста М.Т., Шивели С., Станеску Х., Уоллис Д. и др. Распространенный вариант гена латрофилина 3, LPHN3, придает предрасположенность к СДВГ и предсказывает эффективность стимулирующих препаратов. Мол Психиатрия . 2010 Feb 16. [QxMD MEDLINE Link].

  25. Копецкова М., Паклт И., Петрасек Дж., Пацлтова Д., Маликова М., Загатова В. Некоторые полиморфизмы СДВГ (в генах DAT1, DRD2, DRD3, DBH, 5-HTT) в исследовании случай-контроль 100 человек в возрасте 6-10 лет . Нейро Эндокринол Lett . 2008 г. 29 апреля (2): 246-51. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  26. Фараоне С.В., Мик Э. Молекулярная генетика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

    Психиатр Clin North Am . 2010 33 марта (1): 159-180. [Ссылка QxMD MEDLINE]. [Полный текст].

  27. Беллгроув М.А., О’Коннелл Р.Г., Вэнс А. Генетика когнитивных нарушений при СДВГ: ключи к новым методам лечения. Эксперт преподобный Нейротер . 2008 г. 8 апреля (4): 553-61. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  28. Падрон А., Галан И., Гарсия-Эскинас Э., Фернандес Э., Балльбе М., Родригес-Арталехо Ф. Воздействие пассивного курения в доме и психическое здоровье детей: популяционное исследование. Управление ТАБ . 2015 марта 25. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  29. Мартель М.М., Николас М., Джерниган К., Фридеричи К. , Нигг Дж.Т. Личностное опосредование генетических эффектов при синдроме дефицита внимания/гиперактивности.

    J Ненормальный детский психолог . 2010 Feb 10. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  30. Sibley MH, Rohde LA, Swanson JM, Hechtman LT, Molina BSG, Mitchell JT, et al. СДВГ с поздним началом пересматривается с помощью комплексных повторных оценок в возрасте от 10 до 25 лет. Am J Психиатрия . 20 октября 2017 г. appiajp201717030298. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  31. Hoogman M, Bralten J, Hibar DP, Mennes M, Zwiers MP, et al. Различия в объеме подкоркового мозга у участников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых: поперечный мегаанализ. Ланцет Психиатрия . 2017 Feb 16. [QxMD MEDLINE Link].

  32. Устун Б., Адлер Л.А., Рудин С., Фараоне С.В., Спенсер Т.Дж., Берглунд П. и др. Шкала самооценки синдрома дефицита внимания/гиперактивности Всемирной организации здравоохранения для скрининга взрослых по DSM-5.

    ДЖАМА Психиатрия . 5 апреля 2017 г. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  33. Черемиссин О.В., Салазар Ж.О. Фармакотерапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности у взрослых: обзор доказательной практики и направления на будущее. Экспертное заключение фармацевта . 2008 май. 9(8):1299-310. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  34. Моран Л.В., Онгур Д., Хсу Дж., Кастро В.М., Перлис Р.Х., Шнеевейс С. Психоз с метилфенидатом или амфетамином у пациентов с СДВГ. N Английский J Med . 2019 21 марта. 380 (12): 1128-1138. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  35. Волков Н.Д., Суонсон Дж.М. Влияет ли лечение СДВГ в детстве стимулирующими препаратами на злоупотребление психоактивными веществами во взрослом возрасте? Am J Психиатрия . 2008 май. 165(5):553-5. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  36. webmd.com»> Mannuzza S, Klein RG, Truong NL, Moulton JL 3rd, Roizen ER, Howell KH, et al. Возраст начала лечения метилфенидатом у детей с СДВГ и последующей злоупотреблением психоактивными веществами: проспективное наблюдение во взрослом возрасте. Am J Психиатрия . 2008 май. 165(5):604-9. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  37. Семруд-Кликман М., Плишка С., Лиотти М. Исполнительные функции у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности: комбинированный тип с приемом стимуляторов и без них в анамнезе. Нейропсихология . 2008 май. 22(3):329-40. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  38. Cheng W, Frei O, van der Meer D, Wang Y, O’Connell KS, Chu Y, et al. Генетическая связь между шизофренией и площадью поверхности и толщиной коры головного мозга. ДЖАМА Психиатрия . 2021 23 июня. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  39. Blader JC, Schooler NR, Jensen PS, Pliszka SR, Kafantaris V. Дополнительное лечение дивалпроексом по сравнению с плацебо для детей с СДВГ и агрессией, рефрактерной к монотерапии стимуляторами. Am J Психиатрия . 2009 г., декабрь 166 (12): 1392-401. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  40. Solanto MV, Marks DJ, Wasserstein J, Mitchell K, Abikoff H, Alvir JM, et al. Эффективность метакогнитивной терапии при СДВГ у взрослых. Am J Психиатрия . 2010 авг. 167(8):958-968. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  41. Пелхэм В.Е. младший, Фабиано Г.А. Научно обоснованные психосоциальные методы лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Clin Child Adolesc Psychol . 2008 г., 37 января (1): 184–214. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  42. Young S, Myanthi Amarasinghe J. Обзор практикующего врача: Нефармакологические методы лечения СДВГ: пожизненный подход. J Детская психологическая психиатрия . 2009 г.4 ноября. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  43. Sonuga-Barke EJ, Brandeis D, Cortese S, et al. Нефармакологические вмешательства при СДВГ: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых испытаний диетических и психологических методов лечения. Am J Психиатрия . 2013 1 марта. 170(3):275-89. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  44. McGough JJ, Sturm A, Cowen J, Tung K, Salgari GC, Leuchter AF, et al. Двойное слепое экспериментальное исследование с ложным контролем стимуляции тройничного нерва при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 2019 58 апреля (4): 403-411.e3. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  45. Сильва А.П., Прадо С.О., Скардовелли Т.А., Боски С.Р., Кампос Л.С., Фрер А.Ф. Измерение влияния физических упражнений на концентрацию людей с СДВГ. PLoS One . 2015 24 марта. 10 (3): e0122119. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  46. [рекомендации] Wolraich M, Hagan J, Allan C, et al. Клиническое практическое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков. Педиатрия . Октябрь 2019 г. 144(4):

  47. Адлер Л.Д., Ниренберг А.А. Обзор соблюдения режима лечения у детей и взрослых с СДВГ. Постград Мед . 2010 янв. 122(1):184-91. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  48. Hosenbocus S, Chahal R. Обзор препаратов длительного действия для лечения СДВГ в Канаде. J Can Acad Детская подростковая психиатрия . 2009 18 ноября (4): 331-9. [Ссылка QxMD MEDLINE]. [Полный текст].

  49. Buitelaar J, Medori R. Лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности без контроля симптомов у детей и подростков: обзор потенциальных преимуществ стимуляторов длительного действия. Европейская детская подростковая психиатрия . 2009 г., 13 октября. [Ссылка QxMD MEDLINE]. [Полный текст].

  50. Cassels, C. FDA разрешает принимать Dyanavel XR один раз в день при СДВГ у детей. Медицинские новости Medscape. Доступно на http://www.medscape.com/viewarticle/852988. 21 октября 2015 г.; Доступ: 27 октября 2015 г.

  51. Пфайзер. Pfizer получает одобрение FDA США на новые жевательные таблетки пролонгированного действия QuilliChew ER™ (метилфенидата гидрохлорид) CII. 7 декабря 2015 г. Доступно по адресу http://www.pfizer.com/news/press-release/press-release-detail/pfizer_receives_u_s_fda_approval_of_new_quillichew_er_methylphenidate_hydrochloride_extended_release_chewable_tablets_cii?linkId=19.384409.

  52. Cotempla XR-ODT (таблетки для перорального распада с пролонгированным высвобождением метилфенидата) [вкладыш]. Гранд-Прери, Техас: Neos Therapeutics, Inc., июнь 2017 г. Доступно на [Полный текст].

  53. Плишка С.Р., Виленс Т.Е., Бостром С., Арнольд В.К., Маррафино А., Катлер А.Дж. и др. Эффективность и безопасность HLD200, метилфенидата с отсроченным и пролонгированным высвобождением, у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. J Детский подростковый психофармакол . 2017 авг. 27 (6): 474-482. [Ссылка QxMD MEDLINE]. [Полный текст].

  54. Чанг З., Лихтенштейн П., Д’Онофрио Б.М., Шёландер А., Ларссон Х. Серьезные транспортные происшествия у взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности и влияние лекарств: популяционное исследование. JAMA Психиатрия . 2014 г., 29 января. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  55. Habel LA, Cooper WO, Sox CM, et al. Лекарства от СДВГ и риск серьезных сердечно-сосудистых событий у молодых людей и взрослых среднего возраста. ЯМА . 2011, 28 декабря. 306(24):2673-83. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  56. Mydayis (смешанные соли одного продукта амфетамина) капсула с пролонгированным высвобождением [вкладыш]. Лексингтон, Массачусетс: Shire LLC. Июнь 2017 г. Доступно на [Полный текст].

  57. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. FDA предупреждает о редком риске длительной эрекции у мужчин, принимающих препараты метилфенидата для лечения СДВГ, и одобрило изменение этикетки. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Доступно на http://www.fda.gov/Drugs/DrugSafety/ucm375796.хтм. Доступ: 16 января 2014 г.

  58. Webb JR, Valasek MA, North CS. Распространенность употребления стимуляторов в выборке американских студентов-медиков. Энн Клин Психиатрия . 2013 25 февраля (1): 27-32. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  59. Лихтенштейн П., Халднер Л., Зеттерквист Дж. и др. Лекарство от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и преступности. N Английский J Med . 2012 22 ноября. 367(21):2006-14. [Ссылка QxMD MEDLINE]. [Полный текст].

  60. Biederman J1, Fried R1, DiSalvo M1, Storch B1, Pulli A1, Woodworth KY1 и др. Доказательства низкой приверженности стимулирующим препаратам среди детей и подростков с СДВГ: исследование электронных медицинских карт. Психиатрическая серв. 2019 . [Ссылка QxMD MEDLINE].

  61. Кляйн Р.Г., Маннуцца С., Олазагасти М.А. и др. Клинические и функциональные результаты детского синдрома дефицита внимания/гиперактивности 33 года спустя. Главный врач общей психиатрии . 2012 15 окт. 1-9. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  62. webmd.com»> Chronis-Tuscano A, Molina BS, Pelham WE, Applegate B, Dahlke A, Overmyer M, et al. Очень ранние предикторы подростковой депрессии и суицидальных попыток у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Главный врач общей психиатрии . 2010 Октябрь 67 (10): 1044-51. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  63. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV-TR). 4-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2000. 78-85.

  64. Faraone SV, Perlis RH, Doyle AE, et al. Молекулярная генетика синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Биол Психиатрия . 2005 1 июня. 57 (11): 1313-23. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  65. Фараоне С.В., сержант Дж., Гиллберг С., Бидерман Дж. Распространенность СДВГ во всем мире: это американское заболевание? Всемирная психиатрия . 2003 июнь 2(2):104-113. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  66. Каплан Х.И., Садок Б.Дж., Гребб Д.А. Краткий обзор психиатрии Каплана и Садока . 7-е изд. Балтимор, Мэриленд: Williams & Wilkins; 1994. 1063-8.

  67. Ругино Т.А., Самсок Т.Ц. Модафинил у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Педиатр Нейрол . 2003 г. 29 августа (2): 136-42. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  68. Шиллингтон А.М., Рид М.Б., Ланге Дж.Е., Клэпп Дж.Д., Генри С. Студенты колледжа, злоупотребляющие риталином в Юго-Западной Калифорнии: защитные факторы и факторы риска. Дж Наркотик Исс . 2006. 36:4:999-1014.

  69. Спенсер Т., Бидерман Дж., Виленс Т. Нестимулирующее лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности у взрослых. Психиатрическая клиника North Am . 2004 г. 27 июня (2): 373-83. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  70. Уайт Б.П., Беккер-Близ К.А., Грейс-Бишоп К. Использование, неправильное использование и злоупотребление стимулирующими препаратами в выборке студентов и аспирантов. J Am Coll Health . 2006 март-апрель. 54(5):261-8. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  71. Christensen J1, Pedersen Lh3, Sun Y1, 2, 3, Dreier JW3 и др. Ассоциация пренатального воздействия вальпроата и других противоэпилептических препаратов с риском синдрома дефицита внимания/гиперактивности у потомства. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  72. Sourander A1, 2, 3, Sucksdorff M4, 5, Chudal R4 и др. Пренатальные уровни котинина и СДВГ среди потомства. Педиатрия . [Ссылка QxMD MEDLINE].

  73. Моран LV1, Онгур D1, Хсу J1, Кастро VM1, Перлис Rh2, Шнеевайс S1.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts