Причины гиперактивности у детей дошкольного возраста: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.



В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой сферы детей с СДВГ в условиях ДОУ и организации комплексной коррекции данного синдрома, предлагаются рекомендации педагогам и родителям. Убеждаемся, что разработка и применение комплексной коррекции при СДВГ должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер.

Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания, импульсивность, активность, двигательная расторможенность.

Актуальность проблемы: статья посвящена проблеме гиперактивности и в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается.При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ.

«Гипер…» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «a tivus» и означает «действенный, деятельный».

«Школа причиняла мне настоящие страдания. Некоторые учителя искренне старались мне помочь, другие решали оставить меня таким, как есть, требуя мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее поведение на уроках. Все мое детство я слышал от них одно и то же: «Саша, угомонись» или «Помни, Саша, ты делаешь хуже только себе». Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать себе хуже, но не знал, как угомониться» — из воспоминаний гиперактивного ребенка.

С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети.

Никто не может совладать с ними: ни родители, ни воспитатели, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассеянны, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет адаптацию таких детей в социуме.

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число таких детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20 % детей в садах проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся повышенной активностью и расторможенностью. Поскольку эти дети невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Воспитатель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребёнок не обратит на него внимание. Поэтому, начиная с детского сада, надо уделять им особое внимание, не только со стороны родителей, но и работникам детских садов, участвующих в воспитании таких детей.

Как же можно помочь гиперактивному ребенку?

Наиболее ярко данные показатели проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение — переход к учебной деятельности как к ведущей. Уже начиная с подготовительной к школе группы детского сада, значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и следования им. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. Потому как ярко выраженные симптомы — неусидчивость, малая работоспособность, неумение контролировать всплеск возникших эмоций, берут верх над ребенком.

Применительно к проблеме детей с СДВГ представляется, что причиной такого поведения является его неосознанность! Без осознания своих действий дети не могут управлять и контролировать их. А это значит, что импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников с синдромом двигательной расторможенности и, гипердинамическим синдромом и дефицитом внимания правильней всего объяснить тем, что дети не замечают и не осознают, что они делают! К сожалению, нередко и взрослые-родители и педагоги тоже не понимают и не знают, что делать с ними. Гиперактивные крайне «малоудобны», обременительны для воспитателей, учителей и даже родителей. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальное или даже психопатоподобное лицо: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют именно такие дети.

Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов, нарушающих работу нервной системы, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга: загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания; прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов; воздействие алкоголя, наркотиков, никотина; инфекции, перенесенные матерью во время беременности; конфликт по резус-фактору — иммунологическая несовместимость; угроза выкидыша; асфиксия плода; осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.

Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39–40 градусов; прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие; бронхиальная астма и пневмония; тяжелые заболевания почек; сердечная недостаточность; порок сердца.

Генетические факторы. Согласно этой теории, 80 % случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.

Неврологи считают, что все эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

Классификация СДВГ. Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. Синдром гиперактивности без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания без гиперактивности.
  3. Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространённый вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложнённую формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

Невозможно представить все методы и способы, используемые родителями и воспитателями при коррекции поведения детей с СДВГ. Приведу лишь несколько рекомендации по снижению гиперактивности:

‒ Поступки гиперактивного ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивные указаний, следует избегать слов «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ», строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом (шуткой). Повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать.

‒ В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.

‒ Важно родителям сохранять спокойствие. Например, отец, вечно недовольный начальником, станет плохим примером для гиперактивного сына, а уставшая мать, срывающаяся на своих домочадцах, не успокоит своим видом гиперактивную дочь.

‒ Ребенку, как и всем членам семьи необходим четкий режим дня и место для занятий. Как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

‒ Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т. е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание — только не физическое! — за плохое поведение. Разумнее, чтобы ребенок спокойно посидел в течение определенного времени (5–10 минут) в специальном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Необходимо чтобы вслед за понесенным наказанием ребенок получал необходимое эмоциональное подкрепления, знаки приятия и поощрения.

‒ Гиперактивный ребенок должен всегда находиться перед глазами педагога.

‒ Необходимо проводить занятия с включением нескольких физкультминуток, использовать на занятиях элемент игры или соревнования.

‒ Предоставляйте ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.

‒ Направляйте энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы).

‒ Ставить реальные цели. Не ожидайте чуда. Не надейтесь на быстрый эффект. Если ребенку плохо дается чтение, то ожидать, что он один прочитает предлагаемую вами книгу, нелогично. А вот если вместе с вами он будет читать по одной странице день, можно со временем ожидать положительного результата. Все мы нуждаемся в успехе — и не только для формирования, но и для поддержания своего самосознания.

‒ Поддержите ребенка. Верьте в его способности. Поддержите его честными, но не преувеличенными высказываниями: «Я знаю, у тебя это получится. Я горжусь (довольна) тобой. Мы верим в тебя». И всегда старайтесь с помощью жестов ободрить ребенка, показав ему, что вы действительно верите в него. Не скупитесь на доброе слово, похвалу даже за незначительные поступки.

‒ Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны. Ищите у него «остров компетенции». Каждый ребенок что-то умеет делать хорошо. Дайте ему возможность проявить свои способности.

‒ Обязательно нужно четко обозначить правила поведения и границы, переступать через которые запрещено. Не должно быть «тепличных условий» и вседозволенности, которая расшатывает и крепкую нервную систему, а детскую слабую калечит еще сильнее. Следовать правилам нужно и родителям, если говорить одно, а делать другое, то лечебного эффекта не будет. Еще сложнее с чувством противоречия, которым с рождения обладают такие дети: если заявлять, что правила есть только для детей, а взрослые им следовать не станут, то проблемы усугубятся. Устанавливать нужно реальные правила, которые возможно выполнить.

‒ Не водить в места скопления народа, где слишком шумно и многолюдно. Гораздо лучше сходить в будний день в зоопарк или музей, чем в кино или цирк. Совершенно исключено посещение крупных магазинов и торговых центров.

‒ Если гиперактивный ребенок разыгрался и не может успокоиться, то родителям рекомендуется не кричать, а обнять его, взять на руки или посадить на колени, предложить воды. Для детей с этим заболеванием очень важен физический контакт и поощрение.

‒ Очень сложно направить кипучую энергию гиперактивного ребенка в нужное русло. Подумайте, как лучше это сделать.

‒ Помогите детям научиться дружить. Известно, что дети с СДВГ с трудом заводят дружбу и имеют сложности с ее поддержанием. При этом они общительны и легко идут на контакты. Но некоторые черты их поведения раздражают других детей

‒ Необходимо снизить возможность отвлекаться. Устраните визуальные раздражители, шум.

‒ Во время учебы старайтесь поддерживать визуальный контакт. Это способ усиления концентрации внимания.

Особенности синдрома: для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей в некоторой степени неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш: креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой-его просто невозможно удержать на месте.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публику.

Закончить свою статью мне хочется высказыванием древнегреческого писателя сатирика Лукиана: «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой,- мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим».

Вывод:

Уровень современной жизни требует от нас быстрой адаптации к изменениям в ней. В то же время проблема детей с дефицитом внимания и гиперактивности заявляет о себе все отчетливее. Нам нужно постоянно следовать ритму жизни, чтобы быстро адаптироваться в создающихся ситуациях и решать основные проблемы обучения. Есть мнение, что нет такой проблемы у детей, которую не могли бы решить взрослые. Главное, чтобы у взрослых было желание ею заняться. К сожалению, в наше время нам действительно приходится встречаться с трудностями детей-СДВГ. В своей работе я рассмотрела проблемы синдрома дефицита внимания: какое это заболевание, и какие трудности у детей возникают в дошкольном учреждении и в школе. Я предлагаю, не отгораживаться от их проблем, не обвинять родителей в плохом воспитании своих чад, и не «клеить» на них ярлык «трудный», а попробовать помочь им. Ведь это наши дети, внуки и потомки в целом. Да это сложно, это непривычно, и требует от окружающих много сил и терпения, но ведь от этого будет зависеть развитие нашего общества. И кто знает, может сегодняшние дети-индиго действительно предназначены для будущего нашего мира и цивилизации…

Литература:

  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития /Альтхерр П., Берг Л. , Вельфль А., Пассольт М. — М: Издательский центр «Академия», 2004–160 с.
  2. Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей /Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. — Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1993 — № 3. — 95–101 с.
  3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. /Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. — М., Медпрактика, 2002. — 128 с
  4. Досани С. Способы преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. /Досани С. — СПб., Центрполиграф, 2010. — 224 с.
  5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь /Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. — СПб., Речь, 2007. 186 с.
  6. Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок-это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему. / Горячева Л., Кругляк Л. СПБ., Весь 2016–179–180 с, 209–210 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дефицит внимания, проблема, родитель, детский сад, комплексная коррекция, особая актуальность, проблема детей, проблема синдрома дефицита внимания, синдром дефицита внимания.

Гиперактивность и причины ее возникновения у детей дошкольного возраста

План

Глоссарий.

I. Информационная часть.

  1. Понятие “гиперактивности”. (Слайд 2.)
  2. Критерии и причины возникновения гиперактивности. (Слайд 3–10.)
  3. Психолого-педагогические рекомендации. (Слайд 11.)

II. Практическая часть.

  1. Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля. (Слайд 12.)
  2. Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности. (Слайд13.)
  3. Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания. (Слайд 14.)

III. Приложение.

  1. Основные “темы” выступления.
  2. Игры и упражнения для гиперактивных детей.
  3. Презентация на диске.

Глоссарий.

Агрессивность (от лат. aggressio – нападение) – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов).

Активность личности – способность человека действовать относительно независимо от ситуации, сознательно ставить перед собой цели и достигать их, производя значимые изменения в окружающем мире и в самом себе.

Внимание (англ. attention) – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Возбуждение – основное свойство нервной ткани, ее способность отвечать на раздражение (сигнал).

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Гиперакимвность – (англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью.

Гиперакимвный ребенок – (Г. Вейс считает наиболее характерными следующие нарушения при гиперактивности: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку). При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме.

Движение – моторный, двигательный компонент любого действия.

Дошкольный возраст – период детства с 3 до 6-7 лет, т.е. от раннего до младшего школьного возраста.

Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей.

Импульсивность (англ. impulsivity; от лат. impulsio – толчок; в переносном смысле – побуждение, повод) – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Координация движений – согласованность движений отдельных мышечных групп, обеспечивающих ловкость.

Новорожденность – период развития от рождения до достижения 4-6 месяцев, в течение которого происходит первичное приспособление ребенка к жизни вне утробы матери.

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

Произвольность – способность человека подчинять собственное поведение собственной цели или принимаемому чужому требованию.

Самоконтроль – сознательное регулирование личностью своего поведения, собственных действий, психических состояний в соответствии с определенным эталоном.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Уравновешенность – одно из основных свойств нервной системы, выражающее соотношение между нервными процессами возбуждения и торможения.

Понятие “гиперактивности”.

 Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами, по достижении возраста 8 лет, по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком в течении 6 месяцев.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными постоянными движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для гиперактивных детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая – по норме – продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаружатся нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность гиперактивных детей по сравнению с другими выше (даже во сне). Так же гиперактивные дети страдают дефицитом внимания. Это проявляется в трудностях его удерживания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Для них характерна непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей. К тому же они старательно избегают задания, требующих длительных умственных усилий. Гиперактивный ребенок часто действует, не подумав, перебивая других, может без разрешения встать и выйти их группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчинятся правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняется настроение).

Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гиперактивных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.

Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики показал два всплеска проявления активности. Первый отмечается в 5–7 лет и приходится на период подготовке к школе, второй в возрасте 12–15 лет (период полового созревания).

Причины возникновения гиперактивности.

Причины возникновения гиперактивности окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов служат:

  • Недостаточное питание матери
  • Отравление свинцом
  • Внутриматочные дефекты
  • Наркотическое или алкогольное отравление
  • Кислородная недостаточность
  • Недоношенность плода

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками. Характерные проявления гиперактивного фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно часто среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет значительную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:
– обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
– соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
– соответствующая медикаментозная поддержка;
– разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, активными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится, с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшает его.

Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по снижению гиперактивности.

  1. Поступки гиперактивного ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивные указаний, следует избегать слов “НЕТ”, “НЕЛЬЗЯ”, строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом (шуткой). Повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать.
  2. В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.
  3. Ребенку, как и всем членам семьи необходим четкий режим дня и место для занятий. Как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  4. Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание – только не физическое! – за плохое поведение.
    Разумнее, чтобы ребенок спокойно поседел в течение определенного времени (5-10 минут) в специальном месте, но не лишался прогулки или еды.
    Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Необходимо чтобы вслед за понесенным наказанием ребенок получал необходимое эмоциональное подкрепления, знаки приятия и поощрения.
  5. Гипеактивный ребенок должен, всегда находится перед глазами педагога.
  6. Необходимо проводить занятии с включением нескольких физкультминуток, использовать на занятиях элемент игры или соревнования.
  7. Предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
  8. Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы).
  9. Избегать завышенных или заниженных требований.
  10. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны.

Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля:

“Черепаха”.
“Кричалки-шепталки-молчалки”.
“Говори”.
“Царевна Несмеяна”.

Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности:

“Крик в пустыни”.
“Два барана”.
“Рубка дров”.

Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания:

“Кто летает?”.
“Чужие колени”.
“Сантики-фантики-лимпопо”.
“Считалочки-бормоталочки”.

Литература.

  1. Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011 г.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ре. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005 г.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Речь, 2010 г.
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 6-е. Рн/Д: Феникс, 2008 г.
  5. Психологический словарь.2-е изд./Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007 г.
  6. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет/ авт. сост. Е.В. Шитова. – В.: Учитель, 2009 г.

Дошкольники и СДВГ — Институт детского разума

Хотя СДВГ чаще всего диагностируют у детей школьного возраста, его можно диагностировать и у детей в возрасте трех лет.

Конечно, мы ожидаем, что все дошкольники будут активными — больше склонны бегать, чем сидеть на месте. И мы ожидаем, что они будут импульсивными — склонными делать что-то, не думая о последствиях. Но некоторые дети чрезвычайно активны — родители обычно описывают их как «прыгающих от стен» — и они настолько импульсивны, что ими чрезвычайно трудно управлять.

У этих детей может быть СДВГ, и ранняя диагностика и лечение могут помочь им обуздать импульсивное поведение, которое создает проблемы для них и их семей. Они могут лучше ладить с другими детьми и иметь возможность участвовать в мероприятиях, соответствующих их возрасту. Но важно знать, что рекомендуемое лечение первой линии для дошкольников с СДВГ отличается от того, что рекомендуется для детей старшего возраста.

Эксперты по СДВГ и Американская академия педиатрии согласны с тем, что поведенческая терапия является предпочтительным методом лечения дошкольников с СДВГ, и что стимулирующие препараты следует рассматривать только в том случае, если поведенческая терапия недоступна или не работает. Это также может быть рассмотрено, если ребенку или семье угрожает серьезный вред.

Как диагностируется СДВГ у дошкольников?

Как правило, гиперактивное и импульсивное поведение приводит к диагнозу СДВГ у дошкольников. Возможно, их выгнали из дошкольного учреждения или запретили играть. Их родители постоянно беспокоятся, что они выбегут на улицу или причинят себе вред другим импульсивным образом.

По оценкам, от 2 до 6 процентов детей дошкольного возраста имеют это расстройство — гораздо меньший процент, чем дети школьного возраста. Мальчики в два раза чаще, чем девочки, диагностируются.

Марк Штейн, доктор философии, директор программы СДВГ и связанных с ним расстройств (клиника PEARL) в детской больнице Сиэтла, объясняет, что проблемы с поведением обычно являются причиной того, что родители приводят дошкольников для обследования. Он отмечает, что один из контрольных вопросов, который он использует при сборе истории ребенка, звучит так: «Какой процент времени, когда вы даете ребенку команду, он слушается вас в течение пяти секунд?» По его словам, к четырем годам он должен составлять от 75 до 80 процентов. «У моих пациентов это около 10 процентов».

Но д-р Штейн, который также является профессором психиатрии и поведенческих наук в Вашингтонском университете, подчеркивает, что диагностировать СДВГ в этом возрасте следует с большой осторожностью, поскольку все дети дошкольного возраста проявляют некоторую гиперактивность, импульсивность и невнимательность, ключевые симптомы СДВГ.

Наблюдения за поведением ребенка в кабинете врача недостаточно для постановки диагноза, поскольку в этой среде симптомы могут отсутствовать. Педиатрам рекомендуется собирать скрининговые анкеты, заполняемые не только родителем, но и хотя бы еще одним взрослым, который проводит время с ребенком. Симптомы должны присутствовать более чем в одном месте — например, дома, в детском саду или детском саду, у родственников или друзей семьи.

Как отмечает доктор Штейн, труднее оценивать детей, которые еще не находятся в структурированной среде, такой как дошкольное учреждение, где их поведение легче наблюдать и сравнивать с поведением других детей.

Эндрю Адесман, доктор медицинских наук, педиатр, который является заведующим отделением педиатрии развития и поведения в Детском медицинском центре Коэна в Нью-Йорке, добавляет, что для детей, которых держат дома, если родители недовольны их поведением и подозревают СДВГ, отправляют их в детский сад или детский сад может быть хорошим способом получить некоторую проверку, а также некоторую передышку. «Родители лучше всех знают своего ребенка, но у них нет подготовки, опыта и взглядов на то, что типично для определенного возраста», — объясняет он.

Доктор Штейн отмечает, что задача диагноста — исключить другие состояния, похожие на СДВГ. «Есть медицинские имитации, такие как гипотиреоз, проблемы со сном и эффекты лекарств. И есть психические мимики, такие как аутизм, депрессия или тревога».

Поведенческая терапия СДВГ

Обучение родителей методам управления поведением является рекомендуемым методом лечения дошкольников с СДВГ. С помощью этих программ родители учатся тому, как более эффективно формировать поведение маленьких детей, и дети обычно демонстрируют заметное улучшение своей способности подчиняться указаниям и сдерживать свою импульсивность.

Почему обучение родителей, а не терапия непосредственно ребенку? Доктор Адесман объясняет, что детей часто направляют на игровую терапию, но это не очень полезное вмешательство при СДВГ. «В худшем случае это похоже на дорогое свидание. В лучшем случае это вмешательство с благими намерениями, для которого нет никаких доказательств». Семьи должны заниматься обучением родителей методам управления поведением.

«Интуитивно можно подумать, что если у ребенка есть проблема, терапия должна быть сосредоточена на ребенке. Реальность такова, что, хотя проблемы возникают у ребенка, мы хотим изменить окружающую среду, чтобы настроить ребенка на успех. И это обычно включает в себя работу с родителями и учителями», — объясняет он. «Если у ребенка аллергия — проблема в ребенке, а решение — в работе с окружением. Вы можете избавиться от ковра или штор или найти новый дом для кошки. Мы можем сделать что-то с окружающей средой, чтобы помочь детям вести себя лучше».

Эти программы учат родителей тому, как использовать похвалу или положительное подкрепление для поощрения желаемого поведения. А родителей учат приводить к последовательным последствиям, когда дети не подчиняются. В результате дети учатся модулировать свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям, и семейный конфликт может быть уменьшен, иногда резко.

Программы, доказавшие свою эффективность, включают:

  • Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT)
  • Тренинг для родителей (PMT)
  • Программа позитивного воспитания (Triple P)
  • Невероятные годы

Д-р Штейн отмечает, что дошкольные годы являются «золотым пятном» для обучения родителей, когда данные показывают, что оно может иметь самый эффект. «Я всегда говорю родителям, знаете, сейчас идеальное время. Вы же не хотите иметь дело с непослушным 15- или 16-летним подростком».

Доктор Штейн также рекомендует родителям детей дошкольного возраста с СДВГ обучать их в структурированных школьных условиях. Когда у детей проблемы с поведением, родители часто забирают их из дошкольного учреждения, но им действительно нужно больше в .

Если дети не могут вести себя достаточно хорошо для обычного дошкольного учреждения, существуют специальные дошкольные учреждения для детей с поведенческими проблемами. «Идея состоит в том, чтобы не убегать от структуры, а получать более интенсивные услуги. Родителям нужна передышка, а детям нужно научиться социализироваться».

Доктор Адесман добавляет, что особенно важно, чтобы эти дети имели некоторый опыт удовлетворения ожиданий в структурированной обстановке, прежде чем они пойдут в детский сад.

Когда следует принимать лекарства?

Как правило, стимулирующие препараты следует рассматривать только для дошкольников, которым не помогла поведенческая терапия или чье поведение настолько серьезно, что опасно или серьезно влияет на их жизнь и жизнь их семей.

Одна из причин попробовать сначала поведенческую терапию заключается в том, что, хотя стимуляторы очень эффективны для большинства детей школьного возраста — уровень ответа составляет более 70 процентов — доктор Адесман отмечает, что у дошкольников уровень ответа падает до 50 процентов.

Д-р Адесман предлагает этот список, основанный на рекомендациях AAP, ситуаций, в которых лекарство может быть подходящим выбором:

  • Поведенческая терапия не увенчалась успехом
  • Значительный риск травмы ребенка
  • Значительный риск травмы другим детям или опекунам
  • Исключение из дошкольного учреждения или детского сада
  • Угроза изгнания из дошкольного учреждения или детского сада
  • Сильный семейный анамнез СДВГ
  • Возможное поражение центральной нервной системы, такое как недоношенность, внутриутробное воздействие алкоголя или кокаина или отравление свинцом
  • Симптомы СДВГ мешают другой необходимой терапии, такой как речевая/языковая, OT, PT
  • Родитель или опекун на грани «психического срыва» из-за поведения ребенка
  • Брак на грани развода или раздельного проживания из-за поведение ребенка

Назначение препаратов дошкольникам может сбить с толку, поскольку существует несоответствие между тем, что одобрено FDA, и тем, что рекомендовано AAP.

Из двух типов стимулирующих препаратов — на основе метилфенидата и на основе амфетамина — FDA одобрило только препараты короткого действия на основе амфетамина (декседрин и аддералл) для детей 3–5 лет. С другой стороны, AAP, основываясь на результатах Дошкольного исследования лечения СДВГ (PATS), в котором использовался мептилфенидат, рекомендует лекарства на основе метилфенидата для детей 4-5 лет.

Разумным подходом, добавляет доктор Адесман, было бы сначала использовать метилфенедат, а если он не работает, попробовать препараты на основе амфетамина.

С чем все согласны, так это с тем, что если лекарство используется, то оно должно быть в крайне низкой дозе. И хорошая новость заключается в том, что существуют новые лекарственные формы для дошкольников, которые не только не требуют проглатывания таблетки, но и могут доставлять очень малые дозы — «жидкости, которые можно титровать, или пластырь, который можно разрезать пополам, » он объяснил.

Обучение поведению дошкольников

Но д-р Адесман подчеркивает, что медикаментозное лечение следует рассматривать только в том случае, если обучение родителей недостаточно эффективно или если ситуация экстремальная.

«У детей нет СДВГ, потому что их родители неэффективны. Но они определенно могут быть частью решения», — сказал он.

И одна из лучших вещей в обучении родителей заключается в том, что оно помогает детям независимо от того, есть ли у них диагноз СДВГ или нет, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы попробовать его, если у детей есть проблемы с поведением. «Если есть поведенческие проблемы, с диагнозом СДВГ или без него, родители должны пройти обучение», — сказал он. «Это поможет ребенку, поможет родителям, а также поможет другим детям в семье».

Причины СДВГ: что мы знаем сегодня

Авторизоваться | регистр

 

Проблемы со здоровьем

Проблемы со здоровьем

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое состояние, симптомы которого также зависят от окружения ребенка.

СДВГ в настоящее время является одним из наиболее распространенных и наиболее изученных заболеваний детского возраста.

Современные исследования показали, что СДВГ может быть вызван рядом причин: 

  • Анатомия и функции мозга. Более низкий уровень активности в частях мозга, которые контролируют внимание и уровень активности, может быть связан с СДВГ. См. СДВГ и мозг с сайта Understood.org.

  • Гены и наследственность . СДВГ часто передается по наследству. У ребенка с СДВГ есть 1 из 4 шансов родителя с СДВГ. Также вероятно, что у другого близкого члена семьи, например, брата или сестры, также будет СДВГ. Иногда СДВГ диагностируют у родителей. при этом он диагностируется у ребенка. См. Наследственные психические расстройства .

  • Серьезные травмы головы в некоторых случаях могут вызвать СДВГ.

  • Недоношенность увеличивает риск развития СДВГ.

  • Пренатальные воздействия , такие как алкоголь или никотин от курения, повышают риск развития СДВГ.

  • В очень редких случаях  токсины в окружающей среде могут привести к СДВГ. Например, свинец в организме может повлиять на развитие и поведение ребенка.

Почему так много детей страдают СДВГ?


Увеличилось число детей, получающих лечение от СДВГ. Неясно, больше ли детей имеют СДВГ или больше детей получают диагноз СДВГ. Кроме того, больше детей с СДВГ получают лечение в течение более длительного периода.

Благодаря большей осведомленности и лучшим способам диагностики и лечения этого расстройства помощь оказывается большему количеству детей.


Также может быть так, что успеваемость в школе стала более важной из-за более высоких технических требований на многих работах, а СДВГ часто мешает работе школы.

Дополнительная информация:

  • Понимание СДВГ: информация для родителей

  • Что вызывает СДВГ? (Understood.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts