Приемы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Методика нравственного воспитания | Статья:

Содержание

Формы и методы нравственного воспитания детей ? дошкольного и школьного возраста

Основной опыт, приобретаемый ребенком еще до школы, состоит в усвоении общественных моральных норм.

Формы и методы нравственного воспитания, к которым прибегают воспитатели, направлены на формирование:

  1. Основы гуманных отношений между сверстниками и старшими, выработки понятий о правилах общежития, желания заботиться о близких.
  2. Коллективистских взаимоотношений, любви к Отечеству, уважения к представителям разных национальностей.
  3. Привычки к труду, желания применить себя в определенном виде деятельности.

Основные звенья системы нравственного воспитания

Развитие нравственных чувств у дошкольников происходит во время общения со взрослыми. Тесное взаимодействие с близкими, воспитателями учат чувству привязанности, вырабатывают желание поступать так, чтобы не огорчать родных. Огорчение взрослых неправильным поступком, одобрение положительного поведения становятся основным рычагом воспитания.

Дошкольники, видя реакцию взрослых, сами получают удовлетворение от хороших поступков, переживают, видя неудовольствие. Сочувствие, отзывчивость, умение радоваться за других, чувство собственного достоинства, справедливости зарождаются в раннем возрасте.

Нравственность воспитывается ежедневными ситуациями. Взрослые, находящиеся рядом дома или в группе детского сада, многосторонне воздействуют на ребенка: учат самостоятельно себя обслуживать, бережно относиться к вещам, быть аккуратными. Особое значение имеет культура взаимоотношений членов семьи и коллектива, умение выслушать, возразить, проявить такт, быть внимательным.

?

Взрослым важно не только направлять детей поощрением или осуждением их поступков, но выражать уверенность, что плохие поступки случайны, не будут повторяться в будущем. Осуждается при этом только поступок, но не сам ребенок.

Формы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственные знания в воспитании детей не менее важны, чем овладение какими-то навыками, конкретными учебными предметами. В раннем возрасте важно развивать не только коллективизм, но и личностные качества. Следование по этому пути формирует собственную значимость, укрепляет самооценку.

Наблюдая за детьми, воспитатели прослеживают динамику изменений, проводят необходимую коррекцию. Самой хорошей формой работы с младшими воспитанниками признается игра, творчество, пример старших, обучение через труд, знакомство с литературными произведениями.

У дошкольников применяются такие основные направления воспитания:

  • развитие личностных качеств;
  • выработка поведения по отношению к другим людям;
  • упрочнение базовых духовных ценностей;
  • привитие понятий об этикете;
  • взращивание патриотических чувств.

Воспитание нравственности у маленьких детей проходит максимально эффективно, если авторитет учителя, родителей на высоте. Воспитанники детсадовского возраста, первых лет обучения в школе подсознательно перенимают поведение взрослого окружения. Процесс обучения должен мягко стимулировать восхождение к новым победам, а не порицать или унижать достоинство ребенка.



Методы нравственного воспитания школьников

Никакой метод не является универсальным. В работе возникают ситуации, требующие сочетания способов педагогического влияния, которые учитывают особенности возраста, индивидуальности, уровень воспитанности отдельных детей, всего класса в целом.

Младшим школьникам необходимы конкретные указания, рекомендации, как поступить в том или ином случае. Воспитатель старается задействовать опыт, уже имеющийся у детей, стимулирует самостоятельность, хвалит за проявление инициативы. По отношению к подросткам старшие становятся более требовательными, учитывают возросшую самостоятельность, вовлекают детей к оценке последствий своего поведения.

Действенность нравственного воспитания целиком зависит от компетентности и профессионализма педагога. Воспитание не достигнет цели, если, провозглашая высокие принципы, учитель придерживается иных правил жизни, его слова расходятся с делами. Требования от уважаемого педагога подростки воспринимают как целесообразные. Иначе, даже подчиняясь выдвинутым правилам под нажимом, дети будут оказывать внутреннее сопротивление диктуемым нормам, воспитательный процесс приобретет противоположный знак.

Формы работы

Во время обучения происходит одновременное ознакомление с нравственными установками. Один из источников их накопления – экскурсии на производство, на природу. У ребят воспитывается бережное отношение к природному и трудовому достоянию.

Чтобы расширить разрозненные жизненные наблюдения воспитанников, со школьниками проводятся беседы. Они обычно строятся на примерах из жизни, обсуждении событий и героев из художественной литературы, кинофильмов, затрагивают этические темы. Чтение, последующий разбор прочитанного помогает понять различия между нравственными и безнравственными поступками. В доступной для детей форме поднимаются вопросы гуманности и справедливости, честности, товарищества, патриотизма.

Еще одно из действенных средств воспитания нравственности – собственная практика подростков: игры, учебные и трудовые занятия, художественная деятельность. Упомянутые виды действий необходимы для воспитания нравственного поведения. Окружающая ребенка доброжелательная и гуманная атмосфера делает воспитательный механизм более активным.

Углубляет и расширяет нравственный опыт школьников приобщение их к искусству. Музыка, театр, живопись знакомят детей с нравственными ситуациями, с которыми в повседневной жизни они могут не столкнуться. Искусство помогает накапливать опыт сопереживания, дает прочувствовать то, что в силу ограниченности детского опыта недоступно. Нравственные уроки из художественных произведений дают возможность самому открыть истину, делают эмоционально богаче.

Классификация методов

Средства, которые используются в воспитании, зависят от возраста, уровня воспитанников, задачи, которую перед собой ставит педагог. Условно методы воздействия бывают трёх групп:

  1. Те, что формируют нравственное поведение (учитель руководит, дает упражнения, наставляет).
  2. Формирующие нравственное сознание (с воспитанниками беседуют, их убеждают, разъясняют сложное для понимания).
  3. Методы, которые затрагивают чувства и отношения (личный пример или поощрение).

Какой бы метод ни выбрал воспитатель, он будет эффективен лишь при соблюдении условий:

  • не унижать ребенка, не наступать на его права;
  • применение метода должно быть осуществимо, иметь логическое завершение;
  • условия для него готовят заблаговременно;
  • недопустимы однотипность, шаблонность;
  • от педагога требуется такт, ребенку нельзя чувствовать себя объектом воспитания;
  • выбирая метод, ориентируются на степень сложности того качества, которое предстоит сформировать;
  • мудрость учителя в предвидении, как может повлиять его воздействие на конкретного воспитанника;
  • нравственное воспитание опирается не только на сознание, во главе должны идти практические методы;
  • ждать моментального результата не стоит, он также может не совпадать с планируемым, поэтому методы используются комплексно, меняются в зависимости от воспитательных задач, индивидуальности ученика.

Дисциплина и культура поведения

В любой деятельности важно наличие дисциплины, особенно это относится к коллективу. Для ребенка дисциплинированность – это проявление уважения к правилам общества, где он существует, к людям, с которыми он живет или общается в саду, школе. Педагоги стремятся к тому, чтобы способы правильного поведения становились осознанными, проявлялись не только под наблюдением, но и в ситуациях, когда таковое отсутствует. В итоге ребенок сам должен прийти к пониманию того, что можно и чего нельзя, несмотря на наличие желания сделать что-либо против правил.

В детском саду малышей учат уважать старших и чужой труд, сочувствовать товарищу. От старших школьников требуется более сознательное отношение к поручению, умение взаимодействовать с коллективом, договариваться, самостоятельно помогать воспитателю, однокласснику.

?

Поведение ребенка говорит о культуре родителей. Доброжелательные отношения между членами семьи становятся калькой, которая переносится на взаимоотношения со сверстниками.

Соблюдение режимных моментов формирует привычку к дисциплине. Процесс одевания, умывания развивает культуру поведения в коллективе. Дети учатся вежливо обращаться с просьбой пройти или посторониться, предлагают помощь товарищу.

Проблемы с дисциплиной возникают при неправильной организации обстановки. Разнообразные материалы, мебель, оборудование для игры и обучения – вся обстановка должна быть удобной и соответствовать объединению детей. Важно сохранять атмосферу доброжелательности, это способствует формированию дисциплины, навыков культуры поведения.

Единство общественных институтов и семьи в нравственном воспитании

Для достижения успеха важно, чтобы семья, детский сад, школа действовали в едином направлении. Отсутствие консенсуса между ними приводит к раздвоению личности воспитуемого, т.к. ему приходится приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых.

Родителям не только необходимо иметь представление о программе и методике нравственного воспитания, но и адекватно оценивать уровень морального развития своих чад, видеть их положительные, отрицательные качества, осознавать причины и пути исправления негативных сторон личности.

Работа педагога с родителями заключается в педагогическом просвещении, изучении педагогической семейной системы, выявлении трудностей и промахов родителей. Учителя оказывают необходимую поддержку, дают советы и рекомендации, акцентируют внимание родителей на роли личного примера и семейных традиций.

Каждая семья должна прийти к пониманию необходимости требовательной любви, уважения к детям. Похвалы и наказания нужно использовать с соблюдением разумной меры. В кругу семьи полезны семейные чтения, совместное прослушивание любимой музыки, организация игр и развлечений не только для своих чад, но и их друзей.

Необходимость нравственного воспитания осознают не только воспитатели. Родители также заинтересованы, чтобы их дети стали достойными гражданами страны.

Публикации по ключевому слову «духовно-нравственное воспитание»


Педагогика

Дата публикации: 03.02.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Рогоза Елена Ивановна , воспитатель
Перепелица Наталья Владимировна , воспитатель
МБДОУ «Варваровский Д/С», Белгородская обл

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

В статье отмечается, что перед обществом в настоящее время необычайно остро стоит вопрос о проблеме духовно-нравственного воспитания. Авторы полагают, что на духовно-нравственное воспитание дошкольников, в первую очередь, оказывает семья, родители являются первыми педагогами.

Дата публикации: 12.01.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Соснина Татьяна Александровна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №4», Нижегородская обл

«Волонтерство как средство развития активной гражданской позиции и формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы по привлечению детей старшего дошкольного возраста к волонтерскому движению и формированию при этом их активной гражданской позиции и духовно-нравственных качеств.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 09.01.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Лабутина Светлана Геннадьевна , учитель
МБОУ «Выездновская СШ», Нижегородская обл

«Реализация программы внеурочной деятельности «Поэтическая мастерская» в условиях реализации ФГОС НОО»

В статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности «Поэтическая мастерская» в начальной школе. Описаны методы, формы и приёмы работы по данной программе, ожидаемые результаты.

Общая психология и психология личности

Дата публикации: 26.12.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Михайлова Анжелика Игоревна , педагог-психолог
Федорова Ирина Валерьевна , и. о. заведующей
МБДОУ «Д/С №76», Чувашская Республика — Чувашия

«Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания»

В статье рассматриваются способы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Авторы полагают, что развитие и возрождение традиций должно стать общей для родителей и педагогов, поскольку традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Педагогика

Дата публикации: 21.11.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Олимжонова Карина Улугбековна , студентка
Ливак Наталия Степановна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева», Красноярский край

«Образовательное пространство для духовно-нравственного воспитания подростков и молодежи»

В статье описываются современные условия рынка труда, которые актуализированы переходом к компетентностному подходу и подготовкой специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В образовательной среде также происходит переход к ФГОС++, который связан, прежде всего, с введением новых требований к формированию у будущих специалистов универсальных компетенций. В связи с этим, автор считает, что будущим специалистам необходимо уметь владеть навыками социального проектирования, организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности.

В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе учащихся начальной школы в системе современного российского образования, усвоение нравственных норм и правил.

Дата публикации: 20.06.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Сафина Резида Нургаяновна , канд. пед. наук , доцент
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Татарстан Респ

«Развитие методической компетентности педагога, направленной на формирование ценностных ориентаций обучающихся в поликультурной образовательной среде»

Данная статья раскрывает возможности дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации в совершенствовании методической компетентности педагога, готового и способного осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей для построения воспитывающей поликультурной образовательной среды.

Современные педагогические технологии

Дата публикации: 31. 10.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Балагуш Оксана Александровна , педагог дополнительного образования
МБУ ДО Дом творчества, Хакасия Респ

«Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств»

В статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников, методы и приёмы работы, направленные на повышение уровня духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста средствами интеграции искусств.

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Дата публикации: 31.10.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Сорокина Марина Ивановна , воспитатель
Халеева Алла Васильевна , воспитатель
Аброскина Анна Алексеевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №61 «Семицветик», Белгородская обл

«Элементы краеведческой деятельности в ДОО – залог успешного духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника»

Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Краеведение, о котором идет речь в статье, на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника.

Теория и методика общего образования

Дата публикации: 17.10.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Файзрахманова Розалия Рашитовна , учитель
ГАОУ «Полилингвальный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию» г. Казани, Татарстан Респ
Сиразетдинова Айслу Фаратовна , учитель
МБОУ «Гимназия №152», Татарстан Респ

«Инновационные технологии в формировании духовно-нравственных ценностей»

В статье описаны инновационные технологии, используемые в воспитательной работе во внеурочное время. Авторы рассматривают инновационные технологии.

Теория и методика дополнительного образования детей

Дата публикации: 17.10.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Михелева Маргарита Игоревна , педагог-организатор
ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», Тульская обл

«Опыт проведения стилизованного бала в Тульском суворовском военном училище»

В статье предлагается ознакомиться с опытом проведения стилизованного бала в Тульском суворовском военном училище. Особое внимание уделяется возможности интеграции этой формы мероприятия во внеурочные занятия на протяжении всего учебного года, а также влиянию на духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание.

Педагогика

Дата публикации: 18.04.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)

Вансович Надежда Ивановна , воспитатель
Овсянникова Татьяна Васильевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №7 «Лесная поляна», Белгородская обл

«Родители – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В статье затрагивается тема духовно-нравственного воспитания дошкольников, приведен пример мероприятий, проводимых в детском саду совместно с родителями воспитанников.

Дошкольная педагогика

Дата публикации: 04.04.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Сорокина Марина Ивановна , воспитатель
Халеева Алла Васильевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №61 «Семицветик», Белгородская обл

«Современные подходы к модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОО посредством создания интерактивных коворинг-зон»

В статье приводится конкретный пример создания интерактивных коворинг-зон, как один из инновационных способов, трансформации развивающей предметно-пространственной среды ДОО, который помогает приобщить дошкольников к народной культуре своего народа и формированию духовно-нравственных качеств ребенка.

Педагогика

Дата публикации: 15.02.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Копанева Марина Геннадьевна , педагог дополнительного образования
Сенченко Екатерина Владимировна , педагог дополнительного образования
МБУДО «Дом детского творчества», Белгородская обл

«Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся на основе религиозной традиции России»

В статье раскрываются особенности формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся творческих объединений МБУ ДО «ДДТ».

Общая педагогика, история педагогики и образования

Дата публикации: 24.12.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Попова Анна Александровна , воспитатель
Максимовская Алла Викторовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №72 «Мозаика», Белгородская обл

«Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников как психолого-педагогическая проблема»

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Авторами отмечена важность развития подрастающего поколения на освоении народных культур.

Теория и методика дошкольного образования

Дата публикации: 28.12.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Федорченко Любовь Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №60», Белгородская обл

«Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством привлечения педагогического ресурса семьи в педагогический процесс»

В статье раскрывается необходимость привлечения потенциала семьи в процесс духовно-нравственного воспитания у дошкольников перед поступлением в школу.

Педагогика

Дата публикации: 20.12.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Павленко Наталья Прокофьевна , старший методист
МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества», Белгородская обл

«Формирование личности дошкольника через духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования»

В статье раскрывается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников как важнейшего направления воспитания, определяющего влияние на все другие направления.

Дошкольная педагогика

Дата публикации: 14.12.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Малкина Елена Владимировна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №532», Свердловская обл

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. У детей искажены представления о справедливости, доброте, отваге, патриотизме. Использование театрализованного творчества – это путь, который позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к подлости, жестокости, трусости, помогает расширять и углублять знания об окружающем мире.

Теория и методика дошкольного образования

Дата публикации: 30.11.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Разинкова Ольга Владимировна , воспитатель
Упатова Лилия Валентиновна , воспитатель
Семко Елена Леонидовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №37 «Соловушка», Белгородская обл

«Использование мультемедийных игр в ознакомлении с родным краем»

Предлагаемый материал демонстрирует возможности использования мультимедийных игр в образовательных учреждениях с детьми дошкольного возраста. Эти игры позволяют наглядно, в игровой форме знакомить детей с малой Родиной.

Педагогика

Дата публикации: 22.07.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Скобликова Альфия Айбековна , воспитатель
Стрыжакова Алина Игоревна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №7 «Семицветик», Белгородская обл

«Семья и духовно-нравственное воспитание»

В статье раскрыта проблема современности – духовно-нравственное воспитание молодёжи. Роль семьи играет главную роль в формирование духовно нравственных основ подрастающего поколения.

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Дата публикации: 29.10.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Горбачёва Татьяна Михайловна , воспитатель
Никитишина Наталья Анатольевна , воспитатель
Чернобаева Светлана Александровна , учитель-логопед
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок», Белгородская обл

«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством ознакомления с национальными героями России»

В статье отражена последовательность, обеспечивающая педагогам постепенную подготовку воспитанников к восприятию словесного материала по ознакомлению с истоками прошлого. Педагоги излагают, как с помощью народного наследия формируется образ заступника Русской земли.

Общая педагогика

Дата публикации: 05.08.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Алтайгулова Лидия Джумашевна , учитель
Алибаева Фарида Шамгуновна , учитель
МБОУ «СОШ №18 им. 28-й Армии», Астраханская обл

«Патриотическое воспитание с элементами краеведения»

Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал пробуждает у детей благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след. Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Дошкольная педагогика

Дата публикации: 10.08.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Ложникова Галина Петровна , педагог дополнительного образования
МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества», Белгородская обл

«Влияние музыки на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматриваются этапы и факторы духовно- нравственного развития детей. Раскрываются особенности влияния музыки на духовно-нравственное развитие ребенка приводятся примеры позитивного и негативного влияния музыки на организм человека.

Общая педагогика

Дата публикации: 13.04.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)

Миляхова Юлия Герасимовна , учитель
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского», Ямало-Ненецкий АО

«Использование воспитательного потенциала национальной литературы в формировании духовно-нравственных качеств личности младших школьников»

В статье рассматривается роль национальной литературы как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. В заключение автор приходит к выводу, что содержание учебных пособий на хантыйском языке по «Литературному чтению» для начальной школы имеет большие возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников

Общая педагогика, история педагогики и образования

Дата публикации: 09. 12.2020 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Шеина Галина Егоровна , учитель
МБОУ «СШ №33 им. П.Н. Шубина», Липецкая обл

«Образование без души опустошает душу»

В статье рассматривается одна из ключевых проблем духовно-нравственного воспитания. Уделяется большое внимание личности педагога с точки зрения влияния на обучающихся в процессе воспитания посредством личного опыта. Привлекаются мнения отечественных педагогов и психологов по проблеме духовности личности педагога.


Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: основы, средства, методики

В данной статье пойдет речь о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Мы обсудим эту тему, а также поговорим о ключевых инструментах и ​​техниках.

Что это?

Для начала отметим, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это широкое понятие, включающее в себя весь комплекс воспитательных методов, прививающих ребенку нравственные ценности. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой уровень образования, включается в определенную социальную среду, начинает взаимодействовать с окружающими и развивать самодисциплину. Поэтому важно и нравственное воспитание детей дошкольного возраста, о чем мы тоже говорим, потому что как раз в этот период происходят существенные изменения личности.

Содержание нравственного воспитания

С древних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущих поколений. Не скроем, что каждое старое поколение говорит о падении нравов молодежи. Регулярно разрабатываются новые рекомендации, целью которых является повышение уровня нравственности.

Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое собственно и формирует определенный набор необходимых качеств. Для примера возьмем времена коммунизма, когда большинство отличников были рабочими. Были наглые люди, готовые в любой момент помочь и выполнить команду. В каком-то смысле личность угнетенных, а коллективисты ценят больше всего. Когда я вышел из капиталистических отношений на первый план, ключевыми стали такие человеческие качества, как умение искать нестандартные решения, творческий подход, инициатива, находчивость. Естественно, все это сказывалось на воспитании детей.

Рекомендуем

Происхождение славян. Влияние разных культур

славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что славянское происхождение ч…

Зачем нужно нравственное воспитание детей дошкольного возраста?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначен. Большинство исследователей до сих пор сходятся во мнении, что воспитать в ребенке такие качества невозможно, можно только пытаться их привить. Сказать точно, что это зависит от индивидуального восприятия каждого ребенка, достаточно сложно. Скорее всего, это идет от семьи. Если ребенок растет в спокойной спокойной обстановке, «разбудить» эти качества у него будет легче. Логично, что ребенок, живущий в атмосфере насилия и постоянного стресса, будет хуже поддаваться попыткам воспитателя. Многие психологи говорят, что проблема кроется в несоответствии образования, которое ребенок получает дома, и в педагогическом. Это противоречие может в конечном итоге привести к внутреннему конфликту.

Например, тот случай, когда родители пытаются воспитать в ребенке чувство собственности и агрессии, а воспитатели – привить такие качества, как доброта, дружелюбие и великодушие. Из-за этого ребенок может испытывать некоторые трудности в формировании собственного мнения о данной ситуации. Вот почему очень важно учить маленьких детей высшим ценностям, таким как доброта, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами в данный момент руководствуются его родители. Благодаря этому ребенок поймет, что есть какой-то идеал, и сможет составить собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания дошкольников

Первое, что нужно понять – это то, что обучение должно быть комплексным. Однако в современном мире мы все чаще наблюдаем ситуацию, когда ребенок, переходя от одного учителя к другому, впитывает в себя совершенно противоположные ценности. В этом случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет носить хаотичный характер. На данный момент цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в всестороннем развитии качеств коллективистской и индивидуальной личности.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, благодаря которой ребенок учится открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Так формируется самооценка и значимость.

Однако для достижения максимальных результатов методы нравственного воспитания дошкольников следует выбирать обдуманно и обдуманно.

Подходы

Существует несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через игру, труд, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. При этом любой подход к нравственному воспитанию имеет воздействие на несколько сложных форм. Вот они:

  • Патриотические чувства;
  • Коэффициент мощности;
  • Личность;
  • Отношения в команде;
  • Негласные правила этикета.

Если преподаватели хоть немного поработают в каждом из этих направлений, они создадут прекрасную базу. Если бы вся система образования действовала по одной схеме, то навыки и знания, подкрепляя друг друга, образовывали бы прочный комплекс качеств.

Проблема

Проблема нравственного воспитания дошкольников заключается в том, что ребенок колеблется между двумя авторитетами. С одной стороны – учителя, с другой – родители. Но у этого вопроса есть и положительная сторона. Дошкольные учреждения и родители, действуя сообща, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформированность личности ребенка может сильно сбивать с толку. Таким образом, не будем забывать, что дети подсознательно копируют поведение и реакции человека, которого я считаю своим наставником.

Пик такого поведения приходится на первые школьные годы. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выставлялись на всеобщее обозрение, то в современном мире такие проблемы обсуждаются за закрытыми дверями. Более того, ученые доказали, что образование и обучение построены на критике, которая может оказаться неэффективной.

На данный момент публичное оглашение любых проблем трактуется как наказание. Сегодня родители могут пожаловаться учителю, если их не устраивают его методы работы. Обратите внимание, что в большинстве случаев это вмешательство является недостаточным. Но при нравственно-патриотическом воспитании дошкольников большое значение имеет авторитет воспитателя. Но учителя становятся менее активными. Они сохраняют нейтралитет, стараясь не обидеть малыша, но так ничему и не учат.

Цель

Целью нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются:

  • Формирование различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • Воспитание гуманного отношения к природе и другим людям;
  • Формирование патриотических чувств и гордости за свою страну;
  • Воспитание толерантного отношения к лицам другой национальности;
  • Формирование коммуникативных навыков для продуктивной работы в коллективе;
  • Формирование адекватной самооценки.

Инструменты

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств или приемов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится ярко воспринимать мир и чувствовать его. Кроме того, произведение дает возможность выразить собственные чувства и эмоции словами, музыкой или образами. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя так, как ему заблагорассудится.

Во-вторых, это общение с природой, что является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала отметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любые человеческие силы. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Так малыш понимает, что многие процессы естественны и их не должно быть стыдно.

В-третьих, активность, проявляющаяся в играх, работе или творчестве. Ребенок научится выражать себя и подавать себя определенным образом, понимать других детей и практиковать основные принципы общения. Кроме того, этот малыш учится общаться.

Оборудован Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников. Как говорится, в корзине гнилые яблоки и здоровые скоро начнут портиться. Средства нравственного воспитания дошкольников будут малоэффективны, если в коллективе не будет правильной атмосферы. Переоценить значение окружающей среды невозможно, так как современные ученые доказали, что она играет огромную роль. Учтите, что даже если человек особо ни к чему не стремится, при изменении среды общения он заметно меняется в лучшую сторону, приобретает цели и желания.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста специалисты прибегают к трем основным методам.

Это контакт для взаимодействия, построенного на уважении и доверии. При таком общении даже при конфликте интересов начинается не конфликт, а обсуждение проблемы. Второй метод относится к мягкому доверительному воздействию. Он заключается в том, что педагог с некоторым авторитетом может воздействовать на рассуждения ребенка и корректировать их при необходимости. Третий метод – формирование положительного отношения к соревнованиям и соревнованиям. Собственно, конечно, имеется в виду обращение с конкуренцией. Очень важно развить правильный смысл этого термина. К сожалению, у многих он имеет негативную окраску и ассоциируется с подлостью, хитростью и нечестными поступками по отношению к тому человеку.

Программа нравственного воспитания дошкольников предполагает развитие гармоничного отношения к себе, окружающим и природе. Нельзя развивать нравственность человека только в одном из этих направлений, иначе он будет испытывать сильные внутренние конфликты, и со временем будет склоняться к определенной стороне.

Реализация

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста базируется на некоторых основных понятиях.

В образовательном учреждении нужно дать ребенку понять, что его любят. Очень важно, чтобы воспитатель мог проявить свою ласку и нежность, ведь тогда дети узнают эти проявления во всем их многообразии, наблюдая за действиями родителей и воспитателей.

Не менее важно осуждать недоброжелательность и агрессию, но не заставлять ребенка подавлять свои настоящие эмоции. Секрет в том, чтобы научить его правильно и адекватно выражать как положительные, так и отрицательные эмоции.

В основе нравственного воспитания детей дошкольного возраста лежат потребности создавать ситуации успеха и учить детей реагировать на них. Очень важно, чтобы малыш научился принимать похвалу и критику. В этом возрасте большое значение имеет наличие взрослого, которому бы подражали. Часто в детстве бессознательное создает кумиров, которые во взрослой жизни могут влиять на неуправляемые действия и мысли человека.

Социально-нравственное воспитание дошкольников во многом опирается не только на общение с другими людьми, но и на решение логических задач. Благодаря им ребенок учится понимать себя и смотреть на свои действия и интерпретировать действия других. Конкретная цель, стоящая перед наставниками – развивать умение понимать свои эмоции и других людей.

Социальная часть воспитания заключается в том, что все этапы развития ребенка проходили со сверстниками. Ему нужно видеть их и их успехи, сопереживать, поддерживать, чувствовать здоровую конкуренцию.

Базовое образование детей дошкольного возраста основано на наблюдениях воспитателя. Необходимо анализировать поведение ребенка за определенный период, отмечать положительные и отрицательные тенденции и информировать родителей. Очень важно сделать это в правильной форме.

Проблема духовности

Часто упускается важная часть нравственного воспитания, а именно – духовная составляющая. Забудут об этом и родители, и воспитатели. А ведь духовность основана на нравственности. Ребенка можно научить, что хорошо, а что плохо, а можно развить это внутреннее состояние, когда он сам будет понимать, что правильно, а что нет.

В детских садах религиозной направленности очень часто у детей появляется чувство гордости за свою страну. Некоторые родители сами учат детей религиозной вере. Не сказать, что ученые это поддерживают, но в некоторых случаях это действительно очень полезно. Однако в большинстве случаев дети теряются в сложных перипетиях религиозных течений. Если вы этому научились, то это нужно делать очень правильно. Не стоит давать несформированному человеку какие-то специализированные книги, потому что они легко собьют его с пути. Гораздо лучше картинками и сказками рассказывать на эту тему.

Гражданский уклон

Во многих детских образовательных учреждениях делается упор на гражданственность. Более того, многие педагоги считают такие чувства синонимом нравственности. В детских садах стран, в которых существует острое классовое неравенство, воспитатели часто пытаются научить малышей безусловной любви к своему государству. Пока полезного в этом нравственном воспитании мало. Неразумно прививать безоглядную любовь, гораздо лучше учить ребенка сказкам и помогать ему со временем формировать собственное отношение. Однако уважение к авторитету нужно воспитывать.

Эстетика

Важной частью воспитания детей является развитие чувства прекрасного. Сформировать его просто так не получится, так как ребенок должен иметь какую-то базу от семьи. Она закладывается в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за родителями. Если они любят гулять, ходить в театры, слушать хорошую музыку, разбираться в искусстве, то ребенок, не понимая себя, все это впитывает. Такому малышу будет гораздо проще вызвать чувство прекрасного. Очень важно научить ребенка видеть что-то хорошее во всем, что его окружает. Посмотрим правде в глаза, не все взрослые обладают им.

Благодаря таким основам, заложенным в детстве, вырастают талантливые дети, которые изменят мир и оставят свои имена в веках.

Экологическая составляющая

В настоящий момент экология очень тесно переплетена с образованием, так как очень важно воспитывать поколение, которое будет гуманно и разумно относиться к благам земли. Современных людей завела такая ситуация, и экологический вопрос волнует многих. Все понимают последствия экологической катастрофы, но в первую очередь это все же стоит денег.

Перед современным обучением и воспитанием детей стоит серьезная задача по воспитанию у детей чувства ответственности за свой край и окружающую среду. Без этого аспекта невозможно представить комплексное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Ребенок, который проводит время среди экологически сознательных людей, никогда не будет охотником, никогда не станет выбрасывать мусор на улицу и т. д. Он с самых ранних лет научится бережно относиться к своему пространству и отдавать его пониманию своим потомкам.

Резюмируя статью, скажем, что дети – будущее мира. То есть от того, каким будет следующее поколение, зависит, будет ли будущее нашей планеты. Воспитание нравственных чувств у ребенка дошкольного возраста – посильная и благая цель, к которой стремятся все воспитатели.

AR: https://tostpost. com/ar/education/18764-moral-education-of-preschool-children-basics-tools-techniques.html

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/adukacyya/35840-maral-nae-vyhavanne-dzyacey-dashkol-naga-zrostu-asnovy-srodk-metady.html

Германия: https://tostpost.com/de/bildung/35499-moralische-erziehung-von-kindern-im-vorschulalter-grundlagen-tools-met.html

ES: https://tostpost.com/es/la-educaci-n/35312-la-educaci-n-moral-de-los-ni-os-en-edad-preescolar-fundamentos-herrami.html

ПРИВЕТ: https://tostpost.com/hi/education/20436-moral-education-of-preschool-children-basics-tools-techniques.html

JA: https://tostpost.com/ja/education/18443-moral-education-of-preschool-children-basics-tools-techniques.html

КК: https://tostpost.com/kk/b-l-m/36145-adamgersh-l-k-t-rbie-mektepke-dey-ng-zhasta-y-balalar-neg-zder-raldary.html

PT: https://tostpost.com/pt/educa-o/37104-a-educa-o-moral-de-crian-as-em-idade-pr—escolar-conceitos-b-sicos-fer. html

TR: https://tostpost.com/tr/e-itim/32589-ahlaki-e-itim-okul-ncesi-ocuklar-temelleri-ara-lar-y-ntemleri.html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/osv-ta/36398-moral-ne-vihovannya-d-tey-doshk-l-nogo-v-ku-osnovi-zasobi-metodi.html

ZH: https://tostpost.com/zh/education/9322-moral-education-of-preschool-children-basics-tools-techniques.html

Обучение различию между правильным и неправильным – Primrose Schools

Логотип Primrose School

Для поиска введите и нажмите Enter

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ?

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать советы и ресурсы по электронной почте.

Зарегистрироваться


Ребекка Парлакян

Пришло время перекусить, и несколько 3-летних детей сидят за столом. У каждого ребенка по два крекера, но один из детей взял третий. Несколько других детей замечают это, и хором «это несправедливо!» заполняет комнату. Соседний сверстник забирает лишний крекер и кладет его в корзину с закусками. Откуда берется это чувство справедливости и того, что правильно, а что нет, и каковы наилучшие методы обучения детей тому, что правильно, а что нет?

Что говорят исследования

Понимание морали начинает формироваться на первом году жизни. Представьте, что ваш ребенок смотрит кукольный спектакль, а круглая марионетка усердно работает, пытаясь взобраться на холм. Вскоре появляется квадрат и дает кругу полезный толчок вверх по склону. Затем на сцену выходит треугольник и толкает круг вниз по склону.

После того, как группа младенцев в возрасте от 6 до 10 месяцев посмотрела это представление в Центре познания младенцев Йельского университета, каждому из них были предложены квадратная кукла-помощник и озорная треугольная кукла на подносе. Младенцы в подавляющем большинстве тянулись к полезной марионетке, демонстрируя свое предпочтение «хорошему парню» и подтверждая, что даже у младенцев есть предпочтения, основанные на том, как люди относятся друг к другу.

Хотя младенцы могут не иметь возможности объяснить нам, почему те или иные поступки являются хорошими или плохими, кажется, что они рождаются с определенными «моральными устоями», которые позволяют им развивать более зрелое и нюансированное чувство правильного и неправильного по мере взросления.

Что могут сделать родители?

Ранний опыт и отношения помогают детям узнать, что хорошо, а что плохо, и помогают им развить совесть. Вот несколько простых способов научить детей отличать правильное от неправильного:

  • Постройте крепкие и любящие отношения со своим ребенком . Заботливые отношения, в которых маленькие дети чувствуют себя любимыми, понятыми и заботливыми, обеспечивают основу для хороших черт характера и уверенности в себе.
  • Будьте честны и скромны в своих ошибках . Важно смоделировать, как восстанавливать отношения и извиняться: «Прости, я накричал на тебя за то, что ты хлопнула дверью. Я знаю, что тебе плохо, когда я кричу, и я постараюсь не кричать в будущем».
  • Помогите детям развить эмпатию.
    Эмпатия — это способность наблюдать за чувствами другого человека и реагировать на них с заботой и заботой. Вы можете помочь детям развить эмпатию и сострадание, помогая им расшифровывать и обозначать, как другие могут чувствовать себя в различных ситуациях: «Молли выглядит сердитой; может быть, это потому, что Ханна разрушила свою блочную башню». Затем вы можете предложить детям подумать о том, что они могут сделать, чтобы помочь другим чувствовать себя лучше: «Хотели бы вы снова помочь Молли построить свою башню?»
  • Указывайте на различия в мыслях и чувствах других людей . Способность понимать и уважать то, что у других людей другие мысли и чувства, является основой важной концепции под названием «теория разума», которая имеет решающее значение для развития эмпатии. Вовлекайте ребенка в разговоры, в которых исследуются мысли и чувства других людей: «Бен любит кататься на колесе обозрения, но мне не нравится кататься на колесе обозрения.
    Что вам нравится?»
  • Расскажите о своих собственных решениях с точки зрения правильного и неправильного. Обсудите с ребенком повседневные ситуации, демонстрирующие нравственное поведение: «Кассир забыл проверить бумажные полотенца на дне нашей тележки. Мы могли бы уйти из магазина, не заплатив за них, но я не думаю, что это правильно. Поэтому я напомнил кассиру отсканировать их».
  • Помогите детям понять свои чувства . Молодым часто нужна помощь, чтобы разобраться в своих чувствах. Чувства не бывают правильными или неправильными, но то, как мы реагируем на наши чувства, может быть полезным или не очень полезным: «Тейлор, я вижу, как ты зол на то, что Чарли сел на твой поезд. Но бить нехорошо. Бить больно. Если вы действительно злитесь на Чарли, вы можете сказать: «Я злюсь! Я хочу вернуть свой поезд!»
  • Установите возрастные рекомендации . Для детей важно соблюдать правила, основанные на доброте и уважении. Когда дети нарушают правила, взрослые должны спокойно описать случившееся и установить предел: «Ты ударил своего друга, а он плачет. Нельзя бить людей руками». Поощряйте вашего ребенка просто проявлять доброту или нежно прикасаться к ребенку, которого он обидел.
  • Будьте терпеливы . Как и все навыки, характер, мораль и эмпатия развиваются со временем. В то время как дети проявляют сочувствие к другим, начиная с очень раннего возраста, они еще не в состоянии последовательно проявлять уважение и принимать моральные решения, даже в дошкольном возрасте.

Воспитание характера и обучение детей правильному и неправильному — это процесс, который начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни вашего ребенка. Дополнительные полезные ресурсы о воспитании положительных черт характера можно найти на сайте «От нуля до трех» или в дополнительных материалах «Указания для родителей».

Найдите ближайшую к вам школу Primrose

Вдохните любовь к учебе на всю жизнь.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts