Профилактика девиантного поведения школьников | Статья (4 класс) на тему:
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.
При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов – формулировка гипотезы, объясняющей механизм возникновения девиантного поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.
Педагоги должны хорошо представлять себе возможные причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о необходимости включения в работу смежных специалистов.
Только при соблюдении этих условий может быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы.
Помимо проведения массовых общешкольных профилактических мероприятий – лекций и акций («День здоровья», «День борьбы с курением» и др.), желательно реализовывать профилактические программы, имеющие целью развитие личностных ресурсов школьников, повышение их социальной и психологической компетентности.
Можно выделить основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения среди школьников:
- Информирование;
- Программы формирования жизненных навыков и личностного роста;
- Обучение противостоянию негативным социальным влияниям;
- Организация «альтернативной деятельности»;
- Укрепление здоровья;
- Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений детско-подросткового возраста;
- Семейная профилактика девиантного поведения;
- Коррекционно-развивающие программы;
- Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей.
- Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт — лучшие помощники в работе с девиантными подростками.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
- современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А.Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
2. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н.Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.
3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.:Просвещение, 1989.
4. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.
5. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992.
6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад,Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.
7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М.,Российское педагогическое агенство. 1996
8. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990.
9. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.:Российское педагогическое агенство,1997.
Профилактика девиантного поведения | ГБОУ СОШ №562
В число ключевых проблем, стоящих перед современным обществом, входит вопрос о профилактике социальных девиаций среди несовершеннолетних. Особую тревогу вызывает количественный рост проявлений девиантного поведения у подрастающего поколения.
Под девиантным поведением подростков понимается совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, фобиями, зависимостями.
Профилактика девиантного поведения является одной из важнейших задач в современной школе. В нашей школе этому вопросу уделяется большое внимание. Можно выделить основные направления системы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних в школе:
- Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями.
- Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
- Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
- Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.).
- Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.
Полезная информация
Телефоны оказания помощи в трудной жизненной ситуации
Детский телефон доверия для подростков: 8-800-2000-122
Детский кризисный центр
Телефон доверия для детей и подростков
8(812) 371-61-10, 8(812) 371-61-13 (круглосуточно)
Экстренная психологическая помощь семьям
в трудных жизненных ситуациях
8(812) 344-08-06
Управление собственной безопасности 8(812) 451-02-02
Городской консультативно-диагностический
центр для детей «Ювента»
8(812) 251-00-33 (круглосуточно)
РОО Служба социально-юридической
помощи пострадавшим от насилия «Александра»
320-67-24
РОО «Институт недискриминационных гендерных отношений»
Кризисный центр
327-30-00
ОГИБДД
Телефон доверия 8(812) 335-43-80
Наркологический телефон доверия:
8(812) 714-42-10
Телефон доверия для взрослых, детей и подростков:
8(812) 476-71-04
Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся от социального педагога в pdf
Роль семьи в профилактике девиантного поведения у подростков в docx
Комендантский час для детей в docx
Молодёжный психологический центр «КВАРТИРА. ru»
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Нормативно-правовые документы
- Выписка из УК РФ
- ФЗ 120 от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020)
- «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге «(с изменениями на 27 февраля 2020 года) (редакция, действующая с 15 марта 2020 года)
- Изменения в Закон Санкт-Петербурга «Об ограничении на территории Санкт-Петербурга розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»
- Закон Санкт-Петербурга от 16.03.2018 N 126-25 «Об отдельных вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге»
Этиология и профилактика антисоциального поведения у детей и подростков
Ахенбах, Т. М., и Эдельброк, К. С. (1983). Таксономические проблемы детской психопатологии. В TH Ollendick & M. Hersen (Eds.), Справочник по детской психопатологии . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Google Scholar
Адлер, П. Т., и Лютечка, Л. (1973). Употребление наркотиков среди старшеклассников: закономерности и корреляты. Международный журнал зависимостей , 8 , 537–548.
Google Scholar
Акерс Р.Л. (1977). Девиантное поведение: подход к социальному обучению (2-е изд.). Белмонт, Калифорния: Wadsworth Press.
Google Scholar
Акерс, Р.Л., Крон, М.Д., Ланза-Кадуче, Л., и Радосевич, М. (1979). Социальное обучение и девиантное поведение: конкретная проверка общей теории. American Sociological Review , 44 (4), 636–655.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Альфаро, Дж. (1976). Отчет Специального комитета Ассамблеи штата Нью-Йорк по жестокому обращению с детьми. Защита детей , 2 (1).
Google Scholar
Ангальт, Х., и Кляйн, М. (1976). Злоупотребление наркотиками в младших классах средней школы. Американский журнал о злоупотреблении наркотиками и алкоголем , 3, 589–603.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Аронсон, Э. (1978). Класс пазлов . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Google Scholar
Баумринд, Д. (1983, октябрь). Почему подростки рискуют, а почему нет . Презентация в Национальном институте детского здоровья и развития человека, Вашингтон, округ Колумбия
Google Scholar
Блок, Дж. Х. (1971). Повышение квалификации: теория и практика . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт, Уинстон.
Google Scholar
Блок, JH (1974). Школы, общество и повышение квалификации . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Блум, Б. С. (1976). Человеческие качества и школьное обучение . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Google Scholar
Браукман, С.Дж., Киригин, К.А., и Вольф, М.М. (1980). Исследование группового домашнего лечения: перспективы социального обучения и социального контроля. В T. Hirschi & M. Gottfredson (Eds.), Понимание преступления . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Google Scholar
Брукс, Дж. С., Линкофф, И. Ф., и Уайтман, М. (1977). Сверстники, семья и личностные сферы в связи с поведением подростков, употребляющих наркотики. Психологический отчет , 41 , 1095–1102.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Браун, Ю. Э. (1984). Социальный класс, жестокое обращение с детьми и делинквентное поведение. Криминология , 22 (2), 259–278.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Каталано, РФ (1982). Относительное лишение вознаграждения и причинная причина правонарушений
Google Scholar
Чассин Л., Прессон С.С., Бензенберг М., Корти Э., Ольшайский Р.В. и Шерман С.Дж. (1981). Прогнозирование намерений подростков курить сигареты. Journal of Health and Social Behavior , 22 , 445–55.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Коэн, А.К., и Шорт, Дж.Ф., младший (1961). Подростковая преступность. В RK Merton & RA Nisbet (Eds. ), Современные социальные проблемы . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и Мир.
Google Scholar
Конгер, Р. О. (1976). Социальный контроль и модели социального обучения преступного поведения: синтез. Криминология , 15 , 117–126.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Конгер, Р. О. (1976). Социальный контроль и модели социального обучения преступного поведения: синтез. Криминология , 14 , 17–40.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Каммингс, К. (1983). Умение обучать . Снохомиш, Вашингтон: Издательство Снохомиш.
Google Scholar
Чиксентмихайи, М., и Ларсон, Р. (1978). Внутренние награды в школьной преступности. Преступность и правонарушения , 24 , 322–335.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
ДеВриз, Д. Л., и Ставин, Р.Е. (1978). Команды-игры-турнир: обзор исследования.
Google Scholar
Дейкин Е. В. (1971). Жизненное функционирование в семьях мальчиков-правонарушителей: модель оценки. Social Services Review , 46 (1), 90–91.
Google Scholar
Эллиотт Д.С. и Восс Х.Л. (1974). Просрочка и отсев . Лексингтон, Массачусетс: Хит.
Google Scholar
Эллиот, Д.С., Хейзинга, Д., и Агетон, С.С. (1982). Объяснение правонарушений и употребления наркотиков (Отчет № 21). Боулдер, Колорадо: Институт поведенческих исследований.
Google Scholar
Эммер, Э. Т., и Эвертсон, К. М. (1980). Эффективное управление в начале учебного года в младших классах (Отчет о НИОКР №6107). Остин, Техас: Техасский университет в Остине, Центр исследований и разработок педагогического образования.
Google Scholar
Фаррингтон, Д. П. (1979). Продольное исследование преступности и правонарушений. В Н. Моррис и М. Тонри (ред.), Преступность и правосудие: Ежегодный обзор исследования (Том 1, стр. 289–348). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Фаррингтон, Д. П. (1978). Семейный фон агрессивной молодежи. В L.A. Hensor, M. Berger, & D. Shaffer (Eds.), Агрессия и антиобщественное поведение в детском и подростковом возрасте . Оксфорд: Пергамон Пресс.
Google Scholar
Fraser, M.W., & Hawkins, J.D. (в печати). Подготовка родителей для предотвращения правонарушений: обзор. Услуги для детей и молодежи .
Google Scholar
Фриз, Д. Э. (1973). Школы и правонарушения: некоторые промежуточные процессы. Pacific Sociological Review , 16 , 426–448.
Google Scholar
Фридман А.С. (1983). Клиенты средней школы, злоупотребляющие наркотиками. В примечания клинических исследований , Отдел клинических исследований . Роквилл, Мэриленд: Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками.
Google Scholar
Галли, Н., и Стоун, Д. Б. (1975). Психологический статус студентов-наркоманов. Journal of Drug Education , 5 (4), 327–333.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гарбарино, Дж. (1981). Жестокое обращение с детьми и преступность среди несовершеннолетних: влияние социальной изоляции на развитие. В R. Hunner & Y. Walker (Eds.), Изучение взаимосвязи между жестоким обращением с детьми и преступностью . Монклер, Нью-Джерси: Алланхельд.
Google Scholar
Герстен, Дж. К., Лангнер, Т. С., Айзенберг, Дж. С., Симча-Фаган, Д. Дж., и Маккарти, Э. Д. (1976). Стабильность и изменение типов нарушений поведения детей и подростков. Журнал аномальной детской психологии , 4 , 111–127.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Годсиан М., Фогельман К., Ламберт Л. и Тиббенхэм А. (1980). Изменения в оценках поведения национальной выборки детей. Британский журнал социальной и клинической психологии , 19 , 247–256.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Гинзберг, И. Дж., и Гринли, Дж. Р. (1978). Конкурирующие теории употребления марихуаны: лонгитюдное исследование. Journal of Health and Social Behavior , 19 , 22–34.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Главин, Дж. П. (1972). Стойкость нарушений поведения у детей. Особые дети , 38 , 367–376.
ПабМед Google Scholar
Золото, М. (1978). Учебный опыт, самооценка и делинквентное поведение: теория альтернативной школы. Преступность и правонарушения , (3) , 290–308.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гольдштейн, Дж. В. (1975). Оценка межличностных детерминант употребления наркотиков подростками. В DJ Lettieri (ред.), Прогнозирование злоупотребления наркотиками подростками: обзор вопросов, методов и коррелятов . Роквилл, Мэриленд: Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками.
Google Scholar
Хаскелл, М. Р., и Яблонски, Л. (1974). Преступность и правонарушения (2-е изд.). Чикаго: Рэнд-МакНалли.
Google Scholar
Хокинс, Дж. Д. (1981). Обучение студенческой команды: Предотвращение скопления правонарушителей. Журнал первичной профилактики , 2 (1), 50–55.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хокинс, Дж. Д., Довек, Х., и Лишнер, Д. М. (неопубликовано). Изменение методов преподавания в обычных классах для уменьшения проблем с дисциплиной среди слабоуспевающих. Сиэтл: Вашингтонский университет, Центр исследований в области социального обеспечения.
Google Scholar
Хокинс, Дж. Д., и Лам, Т. (в печати). Педагогические практики, социальное развитие и правонарушения. В J. Burchard (Ed.), Профилактика делинквентного поведения . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Google Scholar
Хокинс, Дж. Д., и Вейс, Дж. Г. (1985). Модель социального развития: комплексный подход к профилактике правонарушений. Journal of Primary Prevention , 6 (2) 73–97.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хокинс, Дж. Д., Пастор, П. А., младший, Белл, М., и Моррисон, С. (1980). Типология причинно-ориентированных стратегий предотвращения правонарушений. (19810–341–233–1841) , Национальный институт ювенальной юстиции и предотвращения правонарушений, Управление ювенальной юстиции и предотвращения правонарушений. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
Google Scholar
Хокинс, Дж. Д., Лишнер, Д. М. и Каталано, Р. Ф., младший (1985, апрель). Детские предикторы и профилактика злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте. В C. L. Jones & R. J. Battjes (Eds.), Этиология злоупотребления наркотиками: последствия для профилактики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками, ADM 85–1385.
Google Scholar
Хинделанг, М. (1973). Причины правонарушений: Частичная репликация и расширение. Социальные проблемы , 20 , 471–487.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хирши, Т. (1969). Причины правонарушений . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
Google Scholar
Хоугланд, К., Эйлер, С., и Вача, Э. (1981). Обучение в классе для приобретения социальных навыков: пособие для учителя . Оркатт, Калифорния: Школьный округ Оркатт Юнион.
Google Scholar
Хуба, Г.Дж., Вингард, Дж.А., и Бентлер, П.М. (1979). Начало употребления наркотиков подростками и общение со сверстниками и взрослыми. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 47 , 265–276.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Дженсен, Г. Ф. (1972). Родители, сверстники и правонарушители: тест точки зрения дифференциальной ассоциации. Американский журнал социологии , 78 , 562–575.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Дженсен, Г. Ф. (1976). Раса, достижения и преступность: дальнейший взгляд на преступность в когорте рождения. Американский журнал социологии , 82 , 379–387.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Джессор, Р. (1976). Прогнозирование времени начала употребления марихуаны: исследование развития старшеклассников. Журнал консультирования и клинической психологии , 44 , 125–134.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Джессор, Р., и Джессор, С.Л. (1977). Проблемное поведение и психосоциальное развитие: лонгитюдное исследование молодежи . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Джессор, Р., и Джессор, С.Л. (1978). Проверка теории в лонгитюдных исследованиях употребления марихуаны: In D. Kandel (Ed.), Продольное исследование употребления наркотиков . Вашингтон, округ Колумбия: Полушарие.
Google Scholar
Джессор, Р., Чейз, Дж. А., и Донован, Дж. Э. (1980). Психосоциальные корреляты употребления марихуаны и проблемного употребления алкоголя в национальной выборке подростков. Американский журнал общественного здравоохранения , 70 , 604–613.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Джонсон, Д. В., и Джонсон, Р. В. (1980). Совместное обучение: сила положительной взаимозависимости целей. В В. М. Лайонсе (ред.), Структурирование опыта сотрудничества в классе: Справочник 1980 г. Миннеаполис, Миннесота: Сеть сотрудничества.
Google Scholar
Джонсон, Р. Э. (1979). Преступность несовершеннолетних и ее происхождение: комплексный теоретический подход. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Джонстон, Л. Д., Бахман, Дж. Г., и О’Мэлли, П. М. (1981). Употребление наркотиков студентами в Америке, 1975–1981 гг. Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками (DHHS. № (ADM) 82–1208). Роквилл, Мэриленд: Национальный институт по борьбе со злоупотреблением наркотиками.
Google Scholar
Кандел, Д. Б. (1982). Эпидемиологические и психосоциальные аспекты употребления наркотиков подростками. Журнал Американской академической клинической психиатрии , 21 , 328–347.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кандел Д.Б., Кесслер Р. и Маргулис Р. (1978). Предшествующие этапы приобщения подростков к употреблению наркотиков: анализ развития. В Д. Б. Кандел (ред.), Продольные исследования употребления наркотиков: эмпирические данные и методологические вопросы, Вашингтон, округ Колумбия: Hemisphere-Wiley.
Google Scholar
Каплан, Х. Б., Мартин, С. С., и Роббинс, К. (1982). Приложения общей теории девиантного поведения: самоуничижение и употребление наркотиков подростками. Journal of Health and Social Behavior , 23 , 274–294.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Келли, Д. Х., и Балч, Р. В. (1971). Социальное происхождение и неуспеваемость в школе: пересмотр теории Коэна о преступности рабочего класса. Pacific Sociological Review , 14 , 413–430.
Google Scholar
Ким, С. (1979). Оценка программы омбудсмена по первичной профилактике злоупотребления наркотиками среди студентов. Шарлотта, Северная Каролина: Charlotte Drug Education Center, Inc.
Google Scholar
Крон, М.Д., Мэсси, Дж.Л., Ланер, Р.М., и Скиннер, В.Ф. (1983, декабрь). Теория социальных связей и курение сигарет подростками: лонгитюдный анализ. Журнал здоровья и социального поведения , 24, 337–349.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Лангнер, Т.С., Герстен, Дж.К., Уиллс, Т.А., и Симча-Фаган, О. (1983). Относительная роль раннего окружения и раннего поведения как предикторов более позднего поведения ребенка. В DF Ricks & BS Dohrenwend (Eds.), Истоки психопатологии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Линден Р. и Хакли Дж. К. (1973). Аффективные связи и делинквентность. Pacific Sociology Review , 16 (1), 27–46.
Google Scholar
Лебер Р. и Дишон Т. (1983). Ранние предикторы мужской преступности: обзор. Психологический бюллетень , 93 , 68–99.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Мартин Д.Л. (1977). Ваша похвала может задушить обучение. Обучение , 5 (6), 42–51.
Google Scholar
Мид, А.С., и Марсден, М.Э. (1981). Интеграция классических теорий правонарушений. В AC Meade (Ed.), Молодежь и общество: исследования подростковых отклонений . Чикаго: Институт исследований несовершеннолетних.
Google Scholar
Мейер, Р.Ф., и Джонсон, В.Т. (1977). Сдерживание как социальный контроль: легальное и внелегальное производство соответствия. American Sociological Review , 42 (2), 292–304.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ноблит, Г. В. (1976). Подростковый опыт и правонарушения: школа против эффектов субкультуры. Молодежь и общество , 8, 27–44.
Google Scholar
Най, Ф.И. (1958). Семейные отношения и делинквентное поведение . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
О’Доннелл, Дж. А., и Клейтон, Р. Р. (1979). Детерминанты раннего употребления марихуаны. В GM Beschner & A.S. Friedman (Eds.), Злоупотребление наркотиками среди молодежи: проблемы, вопросы и лечение . Лексингтон, Массачусетс: Lexington Books.
Google Scholar
О’Доннелл, Дж. А., Восс, Х. Л., Клейтон, Р. Р., и Рум, Р. (1976). Молодые люди и наркотики: общенациональное исследование : Монография NIDA 5. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
Google Scholar
Оркатт, Дж. (1978). Нормативные определения состояния опьянения: проверка нескольких социологических теорий. Социальные проблемы , 4 , 385–396.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Паттерсон, Г. Р. (1982). Управление и разрушение семей. В подходе к социальному обучению A , Vol. 3: Принудительный семейный процесс . Юджин, Орегон: Издательство Castalia.
Google Scholar
Петерсон, П. (1972). Обзор исследований стратегий мастерского обучения . Неопубликованная рукопись. Стокгольм: Международная ассоциация оценки образовательных достижений.
Google Scholar
Пфаутс, Дж. Х., Шолплер, Дж. Х., и Хенли, Х. К., младший (1981). Девиантное поведение детей-жертв и свидетелей в агрессивных семьях. В J. Hunner & YE. Walker (Eds.), Исследование взаимосвязи между жестоким обращением с детьми и правонарушениями . Монклер, Нью-Джерси: Алланхельд, Осмун.
Google Scholar
Полк К. и Шафер В. Э. (1972). Школа и преступность . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Полк, К., Фриз, Д., и Ричмонд, Ф.Л. (1974). Социальный класс, школьный опыт и преступность. Криминология , 12 , 84–96.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Рид, Дж. (1975, апрель). Подход социального обучения к семейной терапии: данные о результатах и процессе . Документ представлен на Симпозиуме по модификации поведения: методология и психотерапия, Монтерей, Северная Каролина, Мексика.
Google Scholar
Робинс, Л. Н. (1966). Девиантные дети выросли: социологическое и психиатрическое исследование социопатической личности . Балтимор, Мэриленд: Williams & Wilkins.
Google Scholar
Робинс, Л. Н. (1978). Сильные детские предикторы антиобщественного поведения взрослых: повторения лонгитюдных исследований. Психологическая медицина , 8 , 611–622.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Робинс, Л. Н. (1979). Продольные методы в изучении нормального и патологического развития. Psychiatrie der Gegenwart, Vol. 1: Grundlagen and Methoden der Psychiatrie (2-е изд.). Гейдельберг: Springer-Verlag.
Google Scholar
Робинс, Л. Н. (1980). Естественная история злоупотребления наркотиками. В Оценка лечения наркоманов. Acta Psychologica Scandinavia, Приложение 284 , 62.
Google Scholar
Раттер М. и Гиллер Х. (1983). Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы . Нью-Йорк: Книги пингвинов.
Google Scholar
Раттер М., Моган Б., Мортимор П. и Оустон Дж. (1979). Пятнадцать тысяч часов: Средняя школа и их влияние на детей . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Седерстром, Дж. (1978). Структура семьи и преступность несовершеннолетних . Неопубликованная магистерская диссертация, Вашингтонский университет, Сиэтл.
Google Scholar
Сенна, Дж., Ратус, С.А., и Сигел, Л. (1974). Делинквентное поведение и академические инвестиции среди пригородной молодежи. Подростковый возраст , 9, 481–494.
ПабМед Google Scholar
Сибуя, Р. Р. (1974). Классификация потребителей наркотиков и лиц, не употребляющих наркотики, по выбранным социальным и личностным переменным. Journal of School Health , 44 , 442–444.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Шор, М.Ф. (1971). Психологические теории причин асоциального поведения. Преступность и правонарушения , 17 , 456–468.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Shure, М.Б., и Спивак, Г. (1979). Решение межличностных проблем у маленьких детей: когнитивный подход к профилактике. Журнал клинической и детской психологии , 8 , 89–94.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Саймон, В. (1974). Психологические потребности, успеваемость и употребление марихуаны. Журнал клинической психологии , 30 , 496–498.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Славин Р. Э. (1979). Использование студенческой команды для обучения . Балтимор, Мэриленд: Центр социальной организации школ Университета Джона Хопкинса.
Google Scholar
Славин Р. Э. (1980). Совместное обучение в командах: современное состояние. Педагог-психолог , 15 , 93–111.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Славин Р. Э. (1982). Совместные учебные группы: Студенческие команды. Что исследование говорит учителю. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования.
Google Scholar
Смарт, Р. Г., Грей, Г., и Беннетт, К. (1978). Предикторы пьянства и признаки пьянства у старшеклассников. International Journal of Addiction , 13 , 1079–1094.
Google Scholar
Смит, Г. М., и Фогг, С. П. (1978). Психологические предикторы раннего употребления, позднего употребления и неупотребления марихуаны среди школьников-подростков. В D. B. Kandel (Ed.), Продольные исследования употребления наркотиков: эмпирические данные и методологические вопросы . Вашингтон, округ Колумбия: Hemisphere-Wiley.
Google Scholar
Спивак Г., Рапшер Л., Коэн А. и Гросс Р. (1978). Ранние признаки высокого риска правонарушений и связанные с ними поведенческие трудности: первые девять лет лонгитюдного исследования . Национальный институт ювенальной юстиции и предотвращения правонарушений, Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений, Администрация помощи правоохранительным органам. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство юстиции США.
Google Scholar
Столлинг, Дж. (1980). Пересматривается выделенное академическое время обучения или выходит за рамки времени на задачу. Исследователь в области образования , 9 (11), 11–16.
Google Scholar
Стил, Б. (1976). Насилие в семье. В R. Helfer & CH Kempe (Eds.), Жестокое обращение с детьми и безнадзорность: семья и общество. Кембридж, Массачусетс: Баллинджер.
Google Scholar
Тимберлейк, Э. М. (1981). Жестокое обращение с детьми и внешняя агрессия: предотвращение преступного образа жизни. В RJ Hunner & YE Walker (Ed.), Исследование взаимосвязи между жестоким обращением с детьми и преступностью . Монклер, Нью-Джерси: Алланхельд, Осмун.
Google Scholar
Векслер, Х., и Тум, Д. (1973). Подростковое пьянство, употребление наркотиков и социальные корреляты. Ежеквартальный журнал исследований алкоголя , 34 , 1220–1227.
ПабМед Google Scholar
Вейс, Дж. Г., и Хокинс, Дж. Д. (1981). Профилактика правонарушений: подход к социальному развитию . Национальный институт ювенальной юстиции и предупреждения правонарушений, Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений, Администрация по оказанию помощи правоохранительным органам, Министерство юстиции США. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет, Центр права и правосудия.
Google Scholar
Вейс, Дж. Г., Холл, Дж. Д., Хенни, Дж. С., Седерстром, Дж., Уорсли, К., и Цейсс, К. (1980). Влияние сверстников и преступность: оценка теории и практики (Часть I и Часть II). Национальный институт ювенальной юстиции и предотвращения правонарушений, Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений, Администрация помощи правоохранительным органам. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство юстиции США.
Google Scholar
Вернер, Э. Э., и Смит, Р. С. (1977). Дети Кауаи достигают совершеннолетия . Гонолулу, Гавайи: Университетское издательство Гавайев.
Google Scholar
Уэст, Д. Дж., и Фаррингтон, Д. П. (1973). Кто становится правонарушителем? Лондон: Хайнеманн.
Google Scholar
Уилкинсон Р. (1974). Профилактика проблем с алкоголем: контроль над алкоголем и культурные влияния. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Winfree, L.T., Theis, H.E., & Griffiths, CT (1981). Употребление наркотиков в сельской Америке: межкультурное исследование дополнительных теорий социальных отклонений. Молодежь и общество , 12 (4), 465–489.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Вулфорд П. и Джаммона С. Т. (1969). Личностные и социальные переменные, связанные с началом курения сигарет. Journal of School Health , 39 , 544–552.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Скачать список литературы
Социологическое воображение как средство профилактики девиантного поведения подростков — 1700 слов
Девиантное поведение подростков по праву можно назвать одной из важнейших проблем ХХI века. Количество детей в возрасте от 13 до 18 лет, проявляющих аномальные модели поведения в разные периоды жизни, остается высоким на протяжении многих лет. Это можно объяснить особенностями подросткового возраста. Учитывая продолжающиеся процессы отделения от родительской семьи, подростки стремятся установить свои модели поведения. И наоборот, психика подростка остается незрелой, готовой перенять поведенческие модели групп сверстников или любых других ассоциаций, которые считаются достаточно авторитетными, чтобы принять их образцы для подражания.
Кроме того, для установления социальных норм обычно требуется много времени. Принимая во внимание обычный разрыв поколений между подростками и взрослыми, весьма вероятно, что подросткам обычные модели могут показаться устаревшими. Это явление может лежать в основе нежелания подростков придерживаться традиционных норм. Девиантное поведение подростков может принимать различные формы, в том числе антиобщественное поведение, акцентуации и более серьезные преступления, такие как магазинные кражи, грабежи, кражи, употребление наркотиков, нападение при отягчающих обстоятельствах или даже массовая стрельба. Некоторые из этих отклонений можно легко исправить, другие требуют серьезной работы со специалистами. Во всех случаях профилактика может быть наилучшей альтернативой, поскольку подростки молоды и могут легко поддаваться как хорошему, так и плохому влиянию.
Антиобщественное поведение обычно проявляется через нежелание придерживаться общепринятых норм, разрушение социальных институтов, стремление удовлетворить свои насущные потребности, игнорируя желания других. Акцентуация – это незначительное отклонение от ожидаемого поведения. В общении индивида с окружающими преобладает одна черта характера, преимущественно негативная. Например, можно неоднократно использовать оскорбительные или ругательные выражения в общении с учителями или родителями. При игнорировании в течение длительного периода такое поведение становится привычкой, которая вместе с некоторыми другими чертами характера однажды может привести к более серьезным неприятностям.
Подростки чаще всего начинают употреблять наркотики, когда попадают под влияние банд или наркоторговцев. Эти люди мастерски играют на потребности этой возрастной группы в признании и эксплуатируют желание подростков отличаться в своих целях. Психика подростков незрела, и они с большой вероятностью начнут употреблять наркотики из бунта против социальных норм. Здесь также играет роль обещание новых ощущений. Иногда подростки начинают принимать наркотики под влиянием сверстников, так как потребность в признании в этом возрасте перевешивает представления о добре и зле.
Подростки, занимающиеся воровством, как правило, дети из малообеспеченных семей. Они не готовы годами ждать, пока смогут честно зарабатывать на достойную жизнь и хотят удовлетворять свои потребности здесь и сейчас. Когда дети практически весь день предоставлены сами себе, причиной может быть и недостаточный родительский контроль. Криминальное прошлое одного или обоих родителей усугубляет эту проблему, поскольку дети могут идеализировать свою мать или отца и рассматривать эти преступления как захватывающие приключения.
Стрельба, обычно в школе, и любые другие насильственные действия, как правило, являются результатом глубоких психологических проблем или психических заболеваний, которые не были вовремя распознаны. Многие из этих подростков стали жертвами издевательств в школе, из-за чего они захотели отомстить своим одноклассникам и учителям. Часто у них есть список обид, причиненных другими людьми, которым они хотят отомстить. Стремление к известности — еще одна причина агрессивного поведения в школах.
Все вышеперечисленные факторы играют роль в формировании ненормальных моделей поведения. Поттер подробно изучил причины преступной деятельности среди подростков и молодежи. Согласно его выводам, некоторые факторы риска повышают вероятность того, что подростки совершат преступления. Эти факторы включают давление со стороны сверстников, недостаточный родительский контроль, низкий доход семьи и непростую семейную жизнь. Среди прочего, низкий уровень образования, прогулы, школьная дезорганизация и исключение из школы (Поттер 28-43). Таким образом, становится ясно, что образование играет жизненно важную роль в закреплении моделей поведения подростков.
Многие утверждают, что школа должна давать знания и способствовать развитию критического мышления, необходимого для определения своего места в обществе. Давно установлено, что люди, мыслящие критически, реже попадают под влияние банд или наркоторговцев, чем не мыслящие. Кроме того, они чаще выбирают профессии и образ жизни в соответствии со своими интересами. В то время как довольные люди обычно способствуют процветанию общества, неудовлетворенность и разочарование часто приводят к отклонениям и преступлениям.
Со временем было принято несколько подходов к решению проблемы девиантного поведения подростков. Применение дисциплинарного социального контроля, включающего в себя наблюдение, нормализацию и обследование, разработанное Фуко, остается одним из наиболее распространенных методов решения проблемы (Фуко 60). Фуко понимал слежку как средство, с помощью которого правительство могло видеть деятельность граждан, а нормализацию — как процесс установления определенных норм и ранжирования индивидуальной деятельности в зависимости от выполнения этих норм. Экзамен рассматривался как сочетание нормализации и наблюдения, с помощью которого правительство могло видеть работу человека. Фуко утверждал, что цель социального контроля состоит в том, чтобы сделать граждан послушными. (Фуко 60-68). Описанный метод предполагает исправление через наблюдение и наказание.
Еще два метода социального контроля включают использование санкций, позитивных или негативных, для изменения поведения человека, а также новые пенологические стратегии социального контроля, разработанные Фили и Саймоном. Новые пенологические стратегии предлагают разделить людей с девиантным поведением на группы в соответствии с уровнем угрозы, которую они могут представлять для общества. Правонарушители могут быть помещены под наблюдение или на испытательный срок в зависимости от уровня риска, который они представляют (Фили и Саймон 181-190). Эти методы также основаны на наблюдении и поощрении или наказании.
В то время как вышеописанные методы могут быть эффективными для некоторых групп, в других можно наблюдать повторение аномальных паттернов в течение длительного периода, несмотря на меры, принимаемые правительством или обществом. Проблема вышеперечисленных подходов в том, что они не учитывают стремление подростков отличаться от других и врожденный протест этого возрастного периода. Вместо того, чтобы во что бы то ни стало подводить подростков к нормам конформизма и подавлять их протестные настроения, использование социологического воображения позволяет им работать с этими чувствами и извлекать из них пользу.
Впервые понятие социологического воображения было введено американским социологом Ч. Райтом Миллсом в его книге «Социологическое воображение » . Миллс определяет его как «качество разума, которое помогает [людям] использовать информацию и развивать причину для достижения ясного обобщения того, что происходит в мире, и того, что может происходить внутри них самих» (8). Понятие теперь используется для обозначения взаимодействия личности и общества на всех уровнях; не является исключением и рассмотрение преступной деятельности отдельных лиц и их девиантного поведения в сообществе.
Применение социологического воображения к отклонениям подростков имеет много преимуществ по сравнению с дисциплинарным социальным контролем или санкциями. Понятие социологического воображения предполагает, что не только общество формирует нормы или ценности человека, но и этот процесс является взаимным (Mills 12). Таким образом, индивид может передать свои ценности обществу, конвенциональные нормы под этим влиянием могут начать меняться. Естественно, для изменения этих норм обычно требуется желание не одного человека, но они не являются устойчивыми. Социальные нормы постоянно меняются. Столкнувшись с таким подходом, подростки склонны задумываться о своем месте в обществе не только в контексте соответствия сложившимся моделям поведения, за нарушение которых последует наказание. Подростки больше думают о том, чтобы внести свой вклад в текущие социальные изменения или цели, изменив те или иные нормы.
В своей статье «Изучение культур, рефлексивность и творческий подрыв» Джеймс описывает эксперимент, который он провел в двух группах студентов бакалавриата. Студенты первой группы изучали социологическое воображение, а студенты второй — нет. После месяца обучения была проведена серия тестов, чтобы выяснить, обладают ли студенты высоким уровнем критического мышления. Результаты показали, что студенты первой группы имели гораздо более высокий уровень критического мышления и социальной осведомленности, чем студенты второй группы (Matthews et al. 39).-55). Таким образом, обучение социологическому воображению помогало учащимся воспринимать вещи с долей сомнения, что является прочной основой для выработки собственного мнения по различным предметам. Кроме того, есть вероятность, что если эти молодые люди решат внести свой вклад в изменение общепринятых норм, они сделают это на основе консенсуса и компромисса, а не на лжи и насилии.
В этой статье утверждается, что обучение подростков социологическому воображению улучшит их модели поведения и предотвратит многие случаи злоупотребления наркотиками, насилия, грабежей, незаконных покупок и других преступлений. Поскольку критическое мышление предполагает понимание социальных норм и места человека в обществе, оно также усилит желание подростков работать над изменением моделей социального взаимодействия, которые им не нравятся, вместо того, чтобы радикально их разрушать.
В основе этой гипотезы лежит тот факт, что социологическое воображение помогает строить собственные ожидания этой возрастной группы, позволяя им быть разными. Она удовлетворяет их потребность в зрелости, признавая их полноправными участниками системы социального взаимодействия. Включая подростков в изменяющуюся социальную среду и позволяя им обдумывать изменения, которые позже могут быть приняты обществом, социологическое воображение обращается к потребности подростков в признании, которая в противном случае может быть удовлетворена преступной деятельностью.
Методы исследования, использованные в данной работе для проверки данной гипотезы, представляют собой сравнительные методы и тематические исследования в сочетании с количественным анализом. Количество подростков, проявляющих девиантное поведение до и после изучения социологического воображения, будет измеряться и сравниваться в разных областях. Таким образом, будет видно, как меняются модели поведения за счет развития критического мышления и осознания своего положения в обществе. Я также попытаюсь проследить связь между изучением социологического воображения подростков и совершенствованием моделей их поведения, анализируя статистику и случаи, доступные для моего исследования.
Сбор статистических данных о ряде подростков, знакомых с социологическим воображением до того, как у них развились аномальные модели поведения, также принесет пользу моему исследованию. Сравнение этого числа с числом подростков, не знакомых с социологическим воображением, у которых позже развились аномальные модели поведения, поможет увидеть, может ли преподавание этой дисциплины быть полезным для профилактики девиаций среди подростков.
Фили, Малкольм М. и Джонатан Саймон. «Новая пенология: заметки о новой стратегии исправлений и ее последствиях». Преступность, неравенство и государство . Рутледж, 2020, стр. 181-190.
Фуко, Мишель. Власть: основные произведения Мишеля Фуко 1954–1984 гг. . Penguin UK, 2019.
Джеймс, Дэвид. «Обучение культурам, рефлексивности и творческой подрывной деятельности», Преподавание с использованием социологического воображения в высшем и дополнительном образовании: контексты, педагогика, размышления , под редакцией Мэтьюза и др.