Психологические особенности детей 6 лет: Психологические особенности детей 5-6 лет — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Содержание

Психологические особенности детей 5 — 6 лет

Пять лет является очень важным возрастом потому что, в психике ребенка появляются принципиально новые образования в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Отмечается произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда можно понять, каким будет человек в будущем.

После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы.

Обычно ребёнок просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Он может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам.

Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений.

На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими.

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.

Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.

Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей.

Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Врач-педиатр УЗ «Кореличская ЦРБ» Александр Можейко

Психологические особенности детей 5 6 лет: как формируется личность ребенка

Выделяя психологические особенности детей 5-6 лет, нужно обратить внимание в первую очередь на их повышенный интерес к межличностным отношениям. Дети уже не слушают взрослого, полностью полагаясь на его мнение. В 5-6 лет оценки взрослых анализируются и, что самое важное, проходят сравнение с оценками собственными.

На основании такого анализа дети четко разделяют понятия о том, какими они являются на самом деле, и о том, какими их хотят видеть взрослые.

То, по какому сценарию будет протекать нравственное развитие старшего дошкольника, во многом зависит от роли взрослого в процессе. Общаясь со взрослыми, дети не только знакомятся с нормами и правилами поведения, но и получают возможность их осмыслить, а затем и интерпретировать.

Каждый дошкольник нуждается в том, чтобы у него сформировали привычку вести себя в соответствии с нормами общества. Для этого взрослые могут инсценировать проблемные ситуации реальной жизни, подключая к ним детей.

Очень важно в ходе принятия решения и поиска выхода из ситуации говорить с ребенком о нравственной стороне дела, давать свою оценку поступкам и интересоваться у самого ребенка его оценкой поведения участников, в том числе и в отношении его собственных действий. Таким образом можно будет способствовать развитию у дошкольника адекватной самооценки уже в этом возрасте.

К 5-6 годам у детей уже имеется достаточный объем знаний, который пополняется с каждым днем. Им важно делиться этими знаниями с другими детьми, и это желание является основным толчком для развития познавательной мотивации в ходе общения.

Чем шире кругозор дошкольника, тем большей популярностью, как правило, он будет пользоваться среди сверстников.

В 5-6 лет дети способны сохранять в сознании цепь связанных между собой событий. Они различают такие понятия, как «прошлое», «настоящее» и «будущее», копят знания об изменениях внешнего мира, алгоритмах создания чего-либо, рецептах приготовления и пр. Именно поэтому так важно уделять внимание созданию комфортных условий для развития познавательной активности ребенка, давая понятные и в то же время развернутые ответы на его вопросы, активно беседуя на интересующие его темы.

Содержание

  1. Система первичной гендерной идентичности
  2. Игровая деятельность старших дошкольников
  3. Я — Личность!
  4. Как развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника?
  5. Как строятся отношения со взрослыми?
  6. Общение между детьми старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни у детей начинает формироваться система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети уже имеют четкие представления о том, к какому полу они принадлежат, на основе анализа ряда признаков.

Старшие дошкольники анализируют собственные поступки, принимая во внимание половую принадлежность, ищут правильные, на их взгляд, решения и выходы из ситуаций, соблюдают правила поведения с детьми другого пола, подмечают мужские и женские качества в поведении окружающих их взрослых людей.

В этот же период для детей огромное значение имеют образы мужчин и женщин, получивших социальное одобрение: таковыми могут быть литературные герои, роли которых они готовы исполнять с большим удовольствием в театрализованных постановках и во время игр.

Выбор в качестве объектов симпатий сверстников противоположного пола обусловлен целым рядом их признаков. Так, например, выбирая девочек, мальчики обращают внимание на красоту, нежность, чувственность, тогда как девочки отдают предпочтение дружбе с мальчиками, которые производят впечатление сильных, смелых, благородных.

На шестом-седьмом годах жизни дети уже понимают, что такое внешняя красота, проводят параллели и связи между профессиями и полом людей, их выбирающих.

В этот же период старшие дошкольники на основе представлений о гендерной принадлежности проводят связи между собственной гендерной ролью и проявлением свойств мужчины или женщины. Они обращают внимание на:

  1. прическу;
  2. одежду;
  3. правила поведения;
  4. реакции на ситуации и пр.

В конце шестого года жизни дети чувствуют удовлетворение от осознания собственной гендерной принадлежности, четко осознавая связанные с этим преимущества.

Игровая деятельность старших дошкольников

Детская игра на шестом году жизни заметно изменяется. Старшие дошкольники, объединяясь в игровой деятельности, уже умеют и успешно применяют практику совместного обсуждения правил игры.

Более того, для детей этого возраста свойственно вести контроль над действиями друг друга, указывая на то, каким в их представлении видится поведение того или иного персонажа игры. На этой почве во время игр у старших дошкольников неизбежно возникают конфликты, в ходе которых дети спорят о поведении друг друга, несоответствующем ранее установленным правилам.

Во время распределения ролей можно увидеть, как дети принимают совместные решения, согласуют действия, распределяют обязанности. Также примечательным является совершенствование игрового пространства и разнообразие игровых действий.

За пределами игры общение детей старшего дошкольного возраста все менее похоже на ситуативное. Они с энтузиазмом рассказывают сверстникам о своих впечатлениях от увиденного, услышанного, проявляют заинтересованность, слушая друг друга, сопереживают и поддерживают.

Я — Личность!

На шестом году жизни дети четко понимают, что являются личностями — самостоятельными субъектами поведения и деятельности. Дошкольники оценивают моральные понятия, дают им определения, способны отличать положительный смысл слова «экономный» от отрицательного «жадный», например. Они способны совершенно осознанно сделать выбор в пользу чего-то менее для них приятного ради человека, который им дорог, причем по собственной инициативе.

В этом возрасте дети отличаются устойчивыми эмоциями и социально-нравственными чувствами.

Произвольная регуляция поведения основана на правилах и нормах поведения, но не только. На шестом году жизни мотивационная сфера получает толчок для развития за счет познавательных и социальных мотивов. Ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, и в связи с этим корректирует деятельность, оценивая собственные действия, получая радость от хороших поступков и испытывая чувство неловкости и вины во время нарушения правил.

Как развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника?

В период окончания дошкольного возраста эмоциональная сфера заметно изменяется. Дети в этом возрасте познают все больше новых, глубоких и необычных эмоций, которые наполняют их жизнь. С другой стороны, они учатся быть сдержанными и не готовы проявлять все эмоции в присутствии других людей.

Наряду с этим дошкольники учатся настраиваться на эмоциональную волну окружающих людей, даже если их нет рядом, для демонстрации эмоциональных переживаний. Примерно к концу шестого года жизни дети умеют предвидеть последствия поступков на основе заложенных ранее эмоциональных представлений. Эта способность оказывает влияние на результативность произвольной регуляции поведения. На практике это выглядит следующим образом:

  • дети могут вести себя хорошо, даже если им ради этого приходится себе отказывать в чем-то приятном;
  • ребенок может заниматься неинтересным для него делом ради результата, который принесет ему пользу.

Эти изменения в эмоциональной сфере старшего дошкольника позволяют говорить об трансформации его поведения, линия которого выстраивается с учетом потребностей окружающих.

Как строятся отношения со взрослыми?

Общение со взрослыми становится все более разносторонним и богатым. Старший дошкольник все так же требует к себе доброжелательного отношения, настроен на сотрудничество со взрослым, радуется его позитивной оценке, испытывает по отношению к нему чувство трепетного уважения.

Детям интересно узнать как можно больше о жизни взрослых, поэтому они с удовольствием слушают разговоры взрослых, ввязываются в диалоги, интересуются их прошлым, настоящим и будущим. Но самое интересное, что интерес у старших дошкольников проявляется по отношению не только к близким взрослым, но и к совершенно незнакомым людям.

Общение со взрослыми в период с 5 до 7 лет у детей носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, дети стараются быть равными взрослым, ищут свободы в общении, стараются наладить взаимодействие. С другой – они по-прежнему находятся в зависимости от их авторитета и выстраивают линию поведения таким образом, чтоб заслужить одобрение и похвалу.

Общение между детьми старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни дети придают особое значение общению со сверстниками. Их связи становятся боле избирательными, а дружба уже имеет большое значение. Доверяя друг другу, дети делятся впечатлениями о людях и событиях, интересуются жизнью друзей, получают удовольствие просто от общения. В этом возрасте дети способны слушать друга не перебивая, вникать в рассказ, переживая его эмоции.

Несмотря на активное сотрудничество, у детей достаточно часто проявляются конкурентные отношения, в которых они ставят первоочередной целью привлечь к себе внимание других детей. Двигаясь к цели, большинство детей стараются избегать негативной манеры поведения, придавая соперничеству конструктивный характер.

вех для 6-летних | Kaiser Permanente

Skip Navigation

Обзор

Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть продвинуты в одной области, например, в языке. Но они могут отставать в другой области, такой как сенсорное и моторное развитие.

Вехи обычно сгруппированы по пяти основным направлениям: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.

Физический рост и развитие

Большинство детей в возрасте 6 лет:

  • Выросли примерно на 2,5 дюйма (6 см) с момента их последнего дня рождения.
  • С момента своего последнего дня рождения набрали около 7 фунтов (3 кг).
  • Развиваются первые моляры.
  • Начинают выпадать молочные зубы.

Посетите веб-сайт www.cdc.gov/growthcharts, чтобы увидеть высокие и низкие процентили для нормального веса и роста.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Большинство детей в возрасте 6 лет:

  • Могу сказать вам свой возраст.
  • Может считать до 10 и понимать его значение. Например, они могут насчитать 10 конфет.
  • Учимся хорошо выражать себя словами.
  • Начать понимать причинно-следственные связи. Примерно в этом возрасте «волшебное мышление», типичное для дошкольников, быстро угасает.
  • Учимся писать.
  • Начните понимать концепцию времени.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей в возрасте 6 лет:

  • Все еще имеют страхи, типичные для дошкольного возраста, такие как боязнь монстров, похитителей и крупных животных.
  • Хочет, чтобы родители поиграли с ними. Родители — их главный источник общения и привязанности. Однако начинается постепенный сдвиг. Они начнут больше удовлетворять эти потребности с друзьями и другими людьми, которыми они восхищаются, например с учителями.
  • Играйте способами, которые включают в себя много фантазии и воображения.
  • Часто любят быть «большими детьми» и чувствуют, что заботятся о младшем ребенке.
  • Обычно любят играть с друзьями одного пола. Мальчики чаще всего играют с другими мальчиками, девочки — с другими девочками.
  • Начните понимать чувства других при поддержке родителей и других опекунов. Но больше всего они сосредоточены на себе.
  • Развиваем чувство юмора. Им могут нравиться простые шутки, забавные книги и стишки.

Развитие речи

Большинство детей в возрасте 6 лет:

  • Способны описать любимую телепередачу, фильм, рассказ или другое занятие.
  • Большую часть времени говорите с правильной грамматикой.
  • Может написать свое имя по буквам и написать некоторые буквы и цифры.
  • Прочитайте несколько простых слов.

Сенсорное и моторное развитие

Большинство детей в возрасте 6 лет:

  • Могут управлять своими основными мышцами. У них обычно хороший баланс, они любят бегать, прыгать, прыгать и пробовать другие формы физической игры.
  • Может поймать мяч.
  • Пропустить с легкостью.
  • Нарисуйте человека, используя не менее 8 частей. Они также могут копировать различные формы и любят создавать дизайны.
  • Может написать свои имена.
  • Оденьтесь сами. Но им все еще может понадобиться помощь со сложными пуговицами или шнурками.

Кредиты

  • К началу страницы
  • Следующий раздел:

    Дополнительная информация

Развитие ребенка (6) — от двух до трех лет

Действия для этой страницы

Резюме

Читать полный информационный бюллетень
  • Самое главное помнить, что ваш двух- или трехлетний ребенок еще ребенок.
  • Вспышки гнева обычны для этой возрастной группы.
  • Они могут играть с другими детьми в течение короткого времени, но еще не способны по-настоящему делиться.
  • К двум годам многие дети называют множество вещей, и к концу этого года большинство из них говорят короткие предложения.

Малыши в возрасте от двух до трех лет начинают говорить предложениями, а иногда и громко и отчетливо. Нас могут обмануть, думая, что наши малыши более взрослые, чем они есть на самом деле. Самое важное, что нужно помнить, это то, что ваш двух- или трехлетний ребенок все еще ребенок.

Ваш двухлетний ребенок учится отношениям и иногда может представить, что чувствуют другие люди (эмпатия). Они знают, чего хотят, и могут показаться властными. «Нет» может быть одним из их любимых слов. Другие характеристики включают в себя:

  • Вспышки гнева распространены в этой возрастной группе.
  • Они могут играть с другими детьми в течение короткого времени, но еще не способны по-настоящему делиться.
  • Им трудно ждать или делать выбор.
  • Они не могут понять причину или контролировать свои импульсы.
  • Они любят копировать взрослых как внешне, так и по действиям.

Развитие понимания

Будьте осторожны со взрослыми разговорами с малышом. Их понимание слов выходит за рамки их понимания мира, поэтому некоторые темы могут их волновать. Познакомьте их с миром в кусочках, с которыми они могут справиться. Характеристики включают:

  • Двухлетний ребенок все еще думает, что его родители могут читать его мысли.
  • Двухлетние дети с трудом отличают реальность от фантазии.
  • Им нравится воображаемая игра.
  • Обычно они могут делать какие-то каракули, много линий, точек и кружочков, но еще не рисунок.

Физические навыки

Ваш ребенок намного увереннее в своих физических способностях, но не знает, когда остановиться. Они часто проверяют пределы. Они не могут обезопасить себя, поэтому вы должны установить для них ограничения и обеспечить их соблюдение. Вы можете помочь им развить свои навыки, предоставляя им (безопасные) возможности играть под вашим присмотром. Характеристики включают в себя:

  • За это время они научатся подниматься и спускаться по лестнице, пинать мяч и прыгать со ступеньки.
  • Они могут помочь раздеться и даже одеться обратно.

Развитие речи

Язык вашего малыша развивается очень быстро. Часто их предложения не имеют для вас смысла, но очевидно, что чем успешнее ваш малыш доносит свое сообщение, тем больше он захочет общаться. Характеристики включают в себя:

  • К двум годам многие дети называют множество вещей, и к концу этого года большинство из них говорят короткие предложения.
  • К трем годам большинство детей могут выполнять сложные инструкции.
  • Они все еще иногда путают «ты» и «я».
  • Большинство детей этого возраста не смогут четко произнести все слова.

Туалет

Обычно в этом году ваш ребенок показывает вам, что готов пользоваться туалетом. Тем не менее, некоторые малыши по-прежнему предпочитают свои подгузники или могут захотеть вернуться к подгузникам, если в семье появился новый ребенок. Предложения включают:

  • Позвольте им задавать собственный темп и побуждайте их брать на себя ответственность.
  • Если ваш ребенок плохо ходит на горшок или в туалет, остановитесь на некоторое время и повторите попытку, когда он подрастет.
  • Тревога или раздражительность затрудняют поход в туалет. Обратитесь к врачу, если между вами и вашим ребенком возникла напряженность по поводу посещения туалета.

Предлагаемые занятия

Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:

  • По возможности уделяйте им индивидуальное внимание.
  • Прочтите им вслух и расскажите о картинках.
  • Поговорите со своим ребенком и задайте вопросы о том, что он делает. Проявите к ним настоящий интерес.
  • Предоставьте игрушки для складывания, предметы для разборки, кубики, простые лобзики, машинки, животных, кукол и т. д.
  • Развлекайтесь на оборудовании для игровых площадок, например, на горках, песочницах и скользких площадках.
  • Поощряйте их попытки исследовать мир, но внимательно следите за вопросами безопасности.

Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш малыш не делает всего, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что он работает в какой-то другой области обучения и развития. Однако, если ваш малыш сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что оно идет вспять, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения. Признаки, которые могут свидетельствовать о проблемах в развитии, включают:

  • Частые истерики
  • Не играет со взрослыми или детьми старшего возраста
  • Не играет в игры воображения
  • В основном «в своем собственном мире», а не взаимодействует с другими
  • Не может нормально бегать безопасно подниматься по лестнице или вставать на низкую мебель
  • Не умеет ловко лазить
  • Гораздо активнее или менее активен, чем другие дети того же возраста
  • Большую часть времени еще не может самостоятельно есть
  • Не использует слова, чтобы сообщить другим, чего они хотят
  • Не говорит достаточно ясно, чтобы основной опекун иногда понимал, чего они хотят.

Где можно получить помощь

  • Ваш врач
  • Медицинская сестра матери и ребенка
  • Служба охраны материнства и детства, Виктория (круглосуточно) Тел. 132 229

О чем следует помнить

  • Самое главное помнить, что ваш двух- или трехлетний ребенок еще ребенок.
  • В этой возрастной группе распространены приступы гнева.
  • Они могут играть с другими детьми в течение короткого времени, но еще не способны по-настоящему делиться.
  • К двум годам многие дети называют множество вещей, и к концу этого года большинство из них говорят короткие предложения.

  • Боулер, П. и Линке, П., 1996 г., Ваш ребенок от одного до десяти лет, Австралийский совет по исследованиям в области образования, Мельбурн.
  • Миллер, К., 1985, Возраст и стадии — описания развития и деятельности, от рождения до восьми лет, Telshare Publishing Co.

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Оставить отзыв об этой странице

Была ли эта страница полезной?

Дополнительная информация

Заявление об отказе от ответственности

Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts