Психология детей в 1 год: Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития

Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития

Тиунова Елена

Опубликовано: 07.04.2022

Время чтения: 5 мин

4467

Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.


Особенности развития ребенка в 1 год

По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.


Двигательная активность ребенка

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.


Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.


Особенности развития девочек в 1 год

Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.


Особенности развития мальчиков в 1 год

Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.


Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»


Информация проверена экспертом

Тиунова Елена

Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета

Об авторе

Поделиться во Вконтакте Телеграм

Содержание статьи

  • Особенности развития ребенка в 1 год
  • Физиологические изменения
  • Двигательная активность ребенка
  • Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
  • Особенности развития девочек в 1 год
  • Особенности развития мальчиков в 1 год
  • Как проверить уровень развития ребенка
  • Занятия для развития
  • Возможные отклонения в развитии

Может быть интересно

Ребенок в год: особенности развития

Первый день рождения ребенка – волнующий момент в жизни родителей. Это определённый рубеж, который не зря называют переходом из младенчества в детство. Ещё совсем недавно малыш только тем и занимался, что ел и спал, а сегодня он уже активно перемещается по комнате, делает свои первые шаги, произносит осознанные звуки.

Второй год приходится центром возрастного периода «от рождения до трёх лет» – периода «впитывающего сознания», того времени, когда мозг ребенка словно губка вбирает в себя огромное количество информации, а процесс познания происходит посредством пережитого сенсорного опыта. В это время мы, взрослые, еще не можем воздействовать на ребенка напрямую — не можем, например, научить чему-либо. Но в наших силах окружить малыша правильной, богатой информацией средой, демонстрировать положительный опыт и создавать такие условия, в которых малыш сможет гармонично развиваться. Для этого нам необходимо знать, какие изменения, физические и психологические, происходят с ребенком на втором году жизни.

Итак, перед нами годовалый малыш. Как правило, он уже умеет ходить, держась за руку или самостоятельно. Навык хождения развивается скачками – вы наверняка удивитесь, как быстро и незаметно ребенок будет обретать то или иное умение. Сначала он неуверенно отпустит вашу руку и сделает первые самостоятельные шаги, а через несколько дней побежит. К двум годам дети уже не только свободно ходят, но и бегают, поднимаются по лестнице, прыгают, карабкаются и переползают.

В возрасте от года до двух лет ребенок решает серьёзные задачи своего физического развития. В своих движениях он становится все свободнее и энергичнее. Ребенку постоянно требуется реализовывать физический потенциал, постоянно проверять новые возможности  своего тела и двигаться все больше и больше. «Просто не может сидеть на месте!» — часто восклицают родители, и это действительно так. Природа велит ребенку двигаться и развиваться, и он не желает терять ни минуты. Важно понимать это и помогать ребенку в развитии новых навыков. Первая помощь, конечно, заключается в отсутствии ограничений – не сидеть дома, а гулять чаще, позволять ребенку ходить в интересном ему направлении, не проходить мимо лестниц, не помогать, если ребенок в этом не нуждается.

Еще одним важным умением годовалого ребенка является способность и желание переносить предметы. Иногда нам может казаться, что малыш берёт на себя непосильную ношу и еле тащит стул или сумку, но не препятствуйте этому! Вряд ли ребенок возьмёт на себя то, что ему не под силу, а вот изрядно потрудившись и доставив стул до желаемого места, будет невероятно горд собой.

В этот период вам пригодятся всевозможные игрушки-каталки – на палочках, на веревочках, машины, тележки. При этом катать можно еще и стулья, пылесос, коляску на прогулке. Не лишним в этом возрасте будет установить в квартире детский спортивный комплекс. Также можно сооружать препятствия,  которые ребенок будет с удовольствием преодолевать – раскладывать подушки по комнате, использовать пустые коробки в качестве туннелей.

Чем старше становится ребенок, тем проворнее он достает игрушки с низких полок и шкафов, а ближе к двум годам самостоятельно расставляет предметы на них. Наверное, вы уже давно убрали повыше опасные и хрупкие предметы. Маленький исследователь готов заглянуть в каждый шкафчик, и день ото дня его исследовательский дух только усиливается.

Вам будет казаться, что самое любимое занятие ребенка – это разбрасывание вещей, раскидывание игрушек и опустошение полок. Всё верно. Примерно до полутора лет ребенком движет стремление к хаосу. Весь мир для него – пространство, состоящее из бесчисленного множества не связанных друг с другом вещей. И беспорядок, который ребенок способен произвести – это определённый вклад в окружающий его мир. К тому же, разбрасывать и разбирать на части – это то, что ребенку сейчас удается лучше всего. И он раз от раза совершенствует приобретённый навык.

Но период хаоса рано или поздно закончится и в возрасте от полутора лет начинается удивительный период в развитии ребенка, которое характеризуется чувством порядка. Дети этого возраста проявляют огромный интерес к уборке, расстановке предметов по местам. Для ребенка становится определенной игрой – вспомнить, где предмет стоял, и поставить все на место или взять совок и веник и, подражая маме, подмести сор с пола. Ваш малыш начинает проявлять самостоятельность и всё, что требуется от родителей – поддержать новые умения вашего ребенка.

Предоставьте маленькому помощнику возможность проявить себя. Конечно, вам придётся затрачивать больше времени на уборку, чем вы делали это обычно, но зато, сколько радости получит малыш, осознавая, что без его помощи просто невозможно обойтись. Чтобы ребенок всегда был при деле, делитесь с ним своей работой. Если моете посуду, то ставьте его рядом на стул или безопасную подставку и давайте возиться с безопасными приборами. Если моете полы, то и ему выделите небольшую тряпку. Зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки.

Малышей | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

В раннем детстве годовалые и двухлетние дети демонстрируют ряд новых навыков и личностных качеств и начинают самоутверждаться, делая первые попытки стать независимыми, даже если они остаются рядом со своими родителями или опекунами.

Также можно ожидать, что они будут закатывать истерики, когда эти заявки будут отклонены.

    На этой странице
    • Каковы основные этапы развития малыша?
    • Каковы признаки беспокойства по поводу развития в детском возрасте?
    • Как родители могут способствовать эмпатии у малышей?
    • Малыши могут поделиться?
    • Как малыши справляются с конфликтами?
    • Могут ли малыши помогать по дому?
    • Почему малыши пугаются?
    • Сколько слов нужно услышать детям?
    • Могут ли родители обнаружить дислексию у малыша?

    Каковы основные вехи развития малыша?

    В этот период большинство детей делают свои первые шаги, прежде чем подняться по лестнице и начать бегать. Они начинают сами раздеваться, есть из посуды и пить из чашек, бросать мяч (или что еще под руку), чертить прямые линии и круги.

    По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американской академии педиатрии, от годовалых и двухлетних детей также можно ожидать проявления большинства следующих социальных и когнитивных навыков, хотя каждый ребенок развивается по-разному и может достичь некоторых вехи раньше или позже, чем другие, и все еще считается, что они находятся в здоровом развитии:

    Социальное развитие

    • Раздача вещей другим в форме игры.
    • Бывают приступы гнева.
    • Проявить страх перед незнакомцами.
    • Проявите привязанность к знакомым людям.
    • Участвуйте в притворной игре, например, кормите куклу.
    • Цепляться за воспитателей в новых ситуациях.
    • Укажите, чтобы показать что-то другим.
    • Исследуйте в одиночку, но в присутствии родителей или опекунов.
    • Копировать другие.
    • Проявляйте волнение, находясь рядом с другими детьми.
    • Экспресс неповиновение, например, когда говорят не делать что-то.
    • Играйте в основном вместе с другими детьми, но начните вовлекать других в такие игры, как погоня.

    Когнитивное развитие и коммуникативные навыки

    • Указывайте пальцем, чтобы привлечь внимание и показать человеку, чего он хочет.
    • Произнесите несколько отдельных слов, включая «нет», и, в конце концов, сформируйте предложения из двух-четырех слов.
    • Понимать назначение обычных предметов, таких как телефоны, щетки и ложки.
    • Показать возможность указывать на определенные части тела.
    • Писать самостоятельно.
    • Выполнять одношаговые словесные просьбы без жестов («садись») и, в конце концов, двухшаговые команды.
    • Укажите на вещи или картинки, когда их называют, в том числе в книгах, и сами начните называть их.
    • Узнавать имена знакомых людей.
    • Повтор слов, подслушанных в разговоре.
    • Находите вещи, даже если они спрятаны под двумя или тремя крышками.
    • Начните сортировать формы и цвета.
    • Закончите знакомые предложения и рифмы.
    • Играйте в простые придуманные игры.
    • Стройте башни из 4 и более блоков.
    • Начните отдавать предпочтение доминирующей руке.

    Каковы признаки нарушения развития в раннем возрасте?

    Если ребенок в позднем ясельном возрасте неуверенно ходит, копирует других, выполняет простые инструкции или усваивает новые слова, ограничен менее чем 6 словами, не проявляет способности указывать на знакомые предметы и людей, не замечает, когда опекун уходит или возвращается, или теряет навыки, которые у него когда-то были, родитель или опекун должны назначить скрининг развития у своего педиатра.

    Как родители могут развивать эмпатию у малышей?

    Эмпатия включает в себя понимание того, что может чувствовать другой человек, а затем ощущение или воображение подобной эмоции. Исследования показывают, что дети явно проявляют эмпатию примерно к 18 месяцам, часто предпринимая действия, чтобы помочь взрослому, который, кажется, борется с задачей, или утешая родителя или опекуна, которые кажутся грустными или расстроенными. Для детей, которые могут быть очень чувствительными, принятие чужих эмоций может быть легким, даже если иногда это подавляющее; исследования показывают, что для других детей родители, которые открыто и часто говорят об эмоциях, могут помочь им развить более высокий уровень эмпатии — наряду, конечно же, с моделированием эмпатии дома.

    Могут ли малыши делиться?

    Да, даже если это сложнее, когда они устали или подавлены. Исследования показывают, что до двухлетнего возраста дети делятся своей едой с другими, даже с незнакомцами, и даже если они сами голодны. Психологи-эволюционисты считают, что «альтруистическая передача пищи» является ключевым поведением, которое отличает людей от других приматов, способствует сплочению группы и, в более широком смысле, успеху сообщества и вида.

    Как малыши справляются с конфликтами?

    Детский возраст уже давно известен как «ужасные двойки», потому что дети в этом возрасте часто с трудом справляются со своими эмоциями и поведением. Но это также этап, когда дети начинают играть друг с другом, и недавние исследования показали, что, вопреки их репутации, малыши уважают и одобряют честную игру. Наблюдая притворные сцены, в которых одна марионетка побеждала в конфликте, потому что другая марионетка уступала ей дорогу или иным образом уступала ей, малыши сообщали, что марионетка-победитель им понравилась больше. Но когда марионетка-победитель заканчивала конфликт, отталкивая другую марионетку с дороги, победитель не нравился малышам больше.

    Могут ли малыши помогать по дому?

    Они, конечно, могут попробовать, и если они проявят интерес, родители должны позволить им (в разумных пределах). Многочисленные исследования показывают, что практически все малыши, наблюдающие за тем, как родители или опекуны выполняют работу по дому, делают жесты, чтобы помочь или подражать им. Это желание помочь, как полагают исследователи, почти универсально, но многие родители по ошибке не позволяют этого, часто потому, что они считают, что малыш может пострадать, создать дополнительную работу для взрослого или просто замедлить процесс. И когда родители действительно просят малышей помочь, они часто вербуют их обещанием вознаграждения, подавляя их инстинкт вносить свою лепту только для того, чтобы быть полезными.

    Почему малыши пугаются?

    Страх не является врожденным у людей, считают многие исследователи (страх перед такими существами, как пауки и змеи, может быть исключением), а приобретается, как правило, в позднем младенчестве и раннем детском возрасте. Большинство детей в первую очередь боятся незнакомцев, незнакомых мест или отъезда родителей или опекунов. Некоторые страхи обусловлены — например, «нападение» агрессивной, чрезмерно восторженной или ласковой собаки. Другие страхи усваиваются на примере, например, наблюдение за испуганной реакцией родителей на кровь.

    Сколько слов нужно услышать детям?

    Исследования уже давно показали, что между детьми, которые в раннем возрасте слышат больше слов дома, и теми, кто этого не делает, возникают значительные различия в возможной успеваемости. Более поздние исследования показывают, что различия могут быть огромными: некоторые взрослые используют всего 400 слов за 90-минутный период с ребенком, в то время как другие используют до 9000. Но из этих исследований выявилось еще одно ключевое отличие: важность разнообразия слов, которые слышит ребенок. Дети, чьи родители или опекуны использовали более широкий набор слов, включая трудные слова и даже бессмысленные слова, позже, по-видимому, имели преимущество в учебе, даже если они не слышали самого большого количества слов.

    Может ли родитель обнаружить дислексию у малыша?

    Дислексия, сопровождающаяся трудностями с точным распознаванием слов, а также плохим декодированием и правописанием, встречается у 10-15 процентов детей. Эффективное вмешательство и обучение могут помочь детям с дислексией справляться и преуспевать в школе, но раннее выявление очень полезно, и многие признаки, как правило, проявляются в раннем возрасте. Родители должны знать о трудностях с навыками фонологической осведомленности — другими словами, если ребенок не может сопоставить названия букв с соответствующими им звуками или у него возникают проблемы со слиянием звуков в более крупные слова, распознаванием рифм или произнесением общих слов.

    Далее: Раннее детство

    Основные материалы для чтения

    Последние сообщения

    Первый год ребенка имеет значение | Psychology Today

    Автор: Карен Л. Шильц, доктор философии, с гостем Эйми Кетчум, OTR/L, CNMI

    «Джек сказал свое первое слово в 12 месяцев. Сейчас ему 21 месяц, и он говорит всего несколько слов. Кажется, что Джек отстает. Мои родители думают, что это происходит потому, что у нас есть няня, которая говорит по-испански. Моя мама думает, что с Джеком все будет в порядке. Однако его словарный запас действительно ограничен, и Джек на самом деле не отвечает на его имя, указания и даже вопросы. Что мне делать в этот момент? Должен ли я беспокоиться об этом?»

    «Здесь такая конкуренция. Все родители в школе моего ребенка хотят, чтобы их ребенок был №1. Моя дочь Изабелла еще не ходит, ей уже 15 месяцев. Это нормально?»

    «Я прочитал много книг о том, как ходить, прежде чем ползать, и в этих книгах есть упражнения, чтобы ребенок начал ходить раньше и, возможно, даже не ползал. Должен ли я делать эти упражнения со своим сыном Энтони? Каждому ли ребенку нужно ползать, прежде чем он начнет ходить? Просто кажется, что Энтони был бы дальше «впереди», если бы вместо этого просто научился ходить. Это правда?»

    «Можно ли «испортить» ребенка? Мой муж говорит мне не забирать так много Натали. Наталье четыре месяца. Я думаю, играть и читать ей полезно для нее. Я прав или балую ее?»

    Эти родители явно обеспокоены этим. Я уверен, что каждый родитель задается вопросом, «нормальный» ли его/ее ребенок и все ли они делают «правильно».

    Чтобы изучить эту тему, я недавно взял интервью у детского эрготерапевта Эйми Кетчум, основательницы Aimee’s Babies. Эйми много лет работала с младенцами, малышами и детьми школьного возраста, многие из которых имели излечимую задержку развития. Эти задержки впоследствии были связаны с пропущенными или недоразвитыми вехами в первый год жизни.

    У нас с Эми общая тема. Как детский нейропсихолог, я хочу информировать родителей о развитии, чтобы они могли распознавать как здоровое, так и нездоровое развитие. Поступая таким образом, родители могут быть защитниками своего ребенка и работать со своим педиатром, чтобы позаботиться о проблемах, прежде чем они перерастут в большую проблему.

    Эми соглашается! Когда я просматривала веб-сайт, блог и DVD Эйми о младенцах, мне было интересно узнать ее мысли о нормальном развитии и предупреждающих знаках, на которые родители должны обращать внимание по мере развития своего ребенка. Что особенно заставило меня задуматься, так это ее откровенное обсуждение популярных мифов, о которых мы все слышали, особенно когда ребенок развивается в течение первого года жизни.

    Карен Шильц, доктор философии. : Спасибо, Эйми, за то, что присоединилась к этому образовательному блогу. Во-первых, кто такой эрготерапевт?

    Эйми Кетчум, OTR/L, CNMI : Трудотерапия (ОТ) является родственной медицинской профессией. Мы работаем с людьми всех возрастов и диагнозов, от новорожденных до гериатрических, с физическими недостатками и психиатрическими нарушениями. Наша цель — использовать наши навыки терапевтов, чтобы помочь людям стать как можно более независимыми. Большая часть нашей терапии основана на деятельности. Там, где физиотерапевт использовал бы упражнения, мы практикуем реальную деятельность, такую ​​как одевание, удары по мячу, письмо карандашом или приготовление еды. Мы адаптируем деятельность и среду, чтобы помочь людям быть независимыми. Как педиатр OT, я помогаю детям быть независимыми в игре, школе, уходе за собой, занятиях, еде и общем движении.

    Карен: Мне понравился твой DVD, Вехи первого года. Ваш DVD был информативным, потому что он ответил на вопросы, которые обычно возникают у родителей относительно первого года жизни их ребенка. Какие ключевые моменты родители должны знать в течение первого года обучения?

    Эйми : Ключевые моменты, которые должны знать все родители в первый год жизни: дети должны достигать всех этапов развития последовательно, никогда не пропуская ни одной; развитие детей должно всегда идти вперед, никогда не регрессировать и не стоять на месте, а дети нуждаются в массе стимуляции. Мне всегда нравится указывать на то, что младенцы узнают так много новой информации в первый год жизни, что их мозг фактически удваивается в весе, когда они должным образом стимулируются.

    Карен: Я поднял вопрос, поднятый матерью Джека. Стоит ли ей беспокоиться в этот момент? И если да, то с кем должна поговорить мать Джека?

    Эйми : Ранняя речь очень разнообразна! Для 21-месячного ребенка вполне нормально произнести 50 или 150 слов, поэтому отсутствие произнесенных слов не является огромным тревожным сигналом. Что беспокоит в этом возрасте, так это отсутствие взаимодействия. К шести месяцам дети должны реагировать на свое имя и имитировать звуки, а к 12 месяцам они должны отвечать на вопросы хотя бы жестами. Похоже, Джеку было бы полезно раннее вмешательство в оценку речи. Если его двигательные навыки отстают, ему также может потребоваться оценка физиотерапии (ФТ) и ОТ, а если его социальные навыки действительно регрессировали, ему может потребоваться оценка у невролога. Отсутствие социального взаимодействия по всем направлениям может быть ранним признаком расстройства аутистического спектра.

    Карен : родители Изабеллы и Энтони явно обеспокоены моторными навыками. Целесообразно ли ребенку пропускать такой этап развития, как ползание? Это вообще возможно? Не могли бы вы объяснить нам, почему каждая веха основывается на предыдущей, и как это влияет на последующую разработку?

    Эйми : Изабелле и Энтони определенно не следует пропускать этап ползания. Это жизненно важно для раннего развития. Поскольку каждая веха развития основывается на предыдущей, ни одна веха не должна быть пропущена, но сканирование действительно важно. Пять или шесть месяцев, в течение которых младенцы ползают, — единственный период в нашей жизни, когда мы проводим продолжительное время на четвереньках. Когда дети переносят вес через плечевой и тазобедренный пояс, они помогают укрепить эти стабилизирующие мышцы и суставы, а также все мышцы туловища. Младенцы не могут развивать мелкую моторику без силы кора и контроля. Помимо укрепления, ползание имеет важную сенсорную составляющую. Соприкосновение рук и ног с полом и ковром помогает детям развивать сенсорное восприятие и общее осознание тела, что позже поможет в развитии навыков координации.

    Самое интересное в ползании, на мой взгляд, это то, что оно также способствует развитию зрения и навыков чтения в дальнейшем! Не только потому, что младенцы находятся близко к полу и ко всем своим игрушкам, но и потому, что взаимное движение левой, правой, левой, правой руки и ноги помогает укрепить мозолистое тело, часть мозга, которая соединяет левое и правое полушария. Чтение требует совместной работы обоих полушарий мозга, поэтому повторяющиеся движения ползания подготавливают мозг к зрению и навыкам чтения.

    Некоторые дети предпочитают тянуться, чтобы встать, и кататься по мебели, а не ползать. Моя младшая дочь была одной из таких малышек. Я просто продолжал поднимать ее и класть на середину пола, заставляя ее ползти.

    Карен : Отец Натали думает, что его жена балует Натали, потому что она проводит с ней так много времени. Можно ли по-настоящему избаловать ребенка?

    Эйми: Четырехмесячного ребенка невозможно испортить. Любое внимание, которое вы им уделяете, будет просто стимулировать их мозг и способствовать формированию этих важных связей.

    Карен : Понятно, что знание — сила в воспитании ребенка. Вы описываете, что родитель должен ожидать от стадии новорожденности до 12 месяцев на вашем DVD. Мне нравится, что вы также даете всем предупреждающие знаки, когда что-то идет не так на этих этапах разработки. Вы также предлагаете полезные упражнения, которые важны при общении с ребенком. Не могли бы вы описать некоторые упражнения для улучшения развития ребенка в возрасте 10-12 месяцев?

    Эйми : В возрасте 10-12 месяцев большинство детей находятся в движении. Обычно они ползают и начинают подтягиваться, чтобы встать. Одно из моих любимых упражнений для этого возраста — балансирование на надувном мяче. Все, что вам нужно, это небольшой пляжный мяч из долларового магазина. Положите ребенка на пляжный мяч на спину или живот и держите его за талию, пока вы качаете его вперед, назад и из стороны в сторону. Вы также можете посадить ребенка на мяч и мягко покачивать его вперед, назад и из стороны в сторону в положении сидя, поддерживая его своим телом на мяче. Младенцы любят это занятие, и оно имеет так много преимуществ для развития. Это помогает создать поддержку и силу туловища и шеи, а также помогает с навыками баланса. Это также помогает с осознанием тела и пониманием положения в пространстве.

    Карен : Спасибо, Эйми, за то, что уделила время ответам на эти важные вопросы. Не могли бы вы рассказать нам о своем опыте в области трудотерапии и о ваших учебных материалах?

    Эйми : Спасибо, Карен! Я получил степень бакалавра трудотерапии в Университете Мизерикордия 17 лет назад и с тех пор работаю в основном в педиатрии. Я также проделал некоторую работу в области реабилитации, нейрохирургии, ампутации, психиатрии, гериатрии и травм головного мозга. После того, как у меня появились собственные дети, я узнала истинную ценность детского массажа и получила сертификат по первому детскому массажу. Я также получил сертификат инструктора по йоге со специальной сертификацией для обучения йоге детей с особыми потребностями. Работая в отделении интенсивной терапии новорожденных, я узнал, что родители детей с особыми потребностями нуждаются в большой поддержке и обучении, и я решил объединить все свои увлечения, чтобы создать программу для оказания этой поддержки. Я начала выпускать DVD, видео и приложения, чтобы обучать ребенка массажу, выполнять упражнения для раннего развития и знакомиться с основными вехами. Я называю свой бизнес Aimee’s Babies, потому что моя миссия — дать всем детям во всем мире лучший старт!

    Карен : Очевидно, вы указываете, что ребенок должен прогрессировать, а не регрессировать в течение первого года жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts