Развитие детей от 0 до 3: Развитие грудного ребенка по месяцам до года: календарь, нормы

Содержание

Основные этапы развития ребенка от 0 до 3 месяцев

Вы уже видели первую настоящую улыбку своего ребенка? Это важный переломный момент и для вас, и для малыша. Даже если раньше у вас были какие-то сомнения, при виде этой первой неуверенной улыбки вы вдруг поймете, что все бессонные ночи и суматошные дни первых недель имели смысл, и сделаете все возможное, чтобы ваш малыш улыбался все чаще. А ребенок неожиданно обнаружит, что с помощью простого движения губ он может с вами «разговаривать», потому что благодаря своим улыбкам он получает еще больше внимания и чувствует себя еще лучше. Его растущая социализация служит еще одним подтверждением того, что ему нравится этот новый опыт, и он его ценит. Расширение кругозора благодаря подобным впечатлениям не только доставляет радость вам обоим, но и имеет большое значение для общего развития ребенка.

Конечно, как и взрослые, младенцы предпочитают одних людей другим. И любимцами ребенка, естественно, будут его родители. Затем, в возрасте примерно трех или четырех месяцев, младенцы начинают интересоваться другими детьми. Если у ребенка есть братья или сестры, вы заметите, что, как только они начинают с ним разговаривать, он расплывается в улыбке. По мере взросления интерес к детям будет только расти.

Бабушек и дедушек или знакомую няню ребенок поначалу может встретить нерешительной улыбкой, но, поиграв с ними какое-то время, малыш начнет гулить и «говорить» на языке телодвижений. Хотя пока это проявляется не очень явно, ребенок, несомненно, все сильнее привязывается к самым близким для него людям.

По мере взросления ребенка способы вашего с ним общения будут меняться в соответствии с его потребностями и желаниями. Общаясь с ребенком изо дня в день, вы заметите, что в его потребностях можно выделить три общих уровня:

  • В случае острой потребности он даст вам об этом знать особым, характерным только для него образом, возможно, с помощью крика, плача или отчаянных телодвижений.
    Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы настолько быстро, что в большинстве случаев сможете удовлетворять потребности ребенка практически до того, как он сам поймет, что ему нужно.
  • Если ребенок спокойно спит или развлекает сам себя, вы можете быть уверены, что в данный момент все его потребности удовлетворены. Во время самостоятельных игр ребенка у вас есть отличная возможность понаблюдать (издалека) за тем, как у него формируются важные новые навыки, такие как способность играть самому, доставать предметы, следить за ними или манипулировать руками.
  • Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности ребенка удовлетворены, а он все равно капризничает или ведет себя беспокойно. Об этом могут свидетельствовать хныканье, возбужденные движения или приступы бесцельной активности, сменяющиеся мгновеньями спокойствия. Возможно, ребенок сам не будет знать, чего хочет, а помочь его успокоить может одна из перечисленных ниже мер: иногда может сработать игра, разговор, пение, качание или хождение с ребенком на руках, а в других случаях наилучшего результата вы сможете добиться, просто изменив положение ребенка или позволив ему дать выход беспокойству.
    Какими бы трудными ни были эти периоды, благодаря им вы много узнаете друг о друге. Вы поймете, какой вид укачивания нравится вашему малышу, какие смешные рожицы или голоса его больше всего забавляют и на что ему больше всего нравится смотреть. Ваш ребенок узнает, что ему нужно сделать, чтобы вы ему ответили, что вы пойдете на многое, чтобы доставить ему удовольствие, а также выяснит пределы вашего терпения.

Со временем его нервная система также станет более зрелой, в результате чего он сможет лучше справляться с повседневными неприятностями самостоятельно. Лучше контролируя свое тело, ребенок сможет совершать больше действий, чтобы развлечь и успокоить самого себя, и будет меньше расстраиваться. Периоды, когда малыша будет особенно сложно удовлетворить, вероятно, не исчезнут полностью на протяжении еще нескольких лет, но по мере увеличения его активности отвлекать его станет проще.

В первые месяцы жизни не бойтесь испортить ребенка, уделяя ему слишком много внимания. Чем быстрее и последовательнее вы будете успокаивать ребенка в первые шесть месяцев, тем менее требовательным он, вероятно, будет, когда станет старше. Помогая ему в приобретении ощущения безопасности сейчас, вы закладываете основу для формирования у него чувства уверенности и доверия, которые помогут ему постепенно отделиться от вас и стать сильной, независимой личностью.

Чувства ребенка: как развивать эмоциональный интеллект

Все родители хотят сделать своего ребенка счастливым. Развивая эмоциональный интеллект с пеленок, мы:

• устанавливаем близкие доверительные отношения;

• формируем у ребенка чувство базового доверия к миру;

• создаем атмосферу безопасности;

• учим дарить и принимать любовь и поддержку;

• развиваем способность чувствовать, осознавать и управлять своими эмоциями и распознавать эмоции окружающих;

• помогаем в осознании своих и чужих границ поведения;

• оказываем поддержку в развитии и проявлении талантов ребенка.

Что такое эмоции и какие они бывают

Эмоции – это врожденные физиологические сценарии, запущенные нашим организмом, чтобы преодолевать препятствия (злость), избегать угрозы (страх), укреплять отношения (любовь), мотивировать к действию и наградить за достижения (радость).

Эмоции влияют на разные сферы жизни: здоровье, творчество, обучение. Развивая эмоциональный интеллект ребенка, мы формируем личность и улучшаем качество его жизни, ведь он учится принимать себя и других в любом состоянии.

Мир эмоций очень богат. В нашем языке есть десятки слов, обозначающие разнообразные оттенки эмоций. Детям от 0 до 3 лет можно рассказать про основные: любовь, радость, злость, страх, печаль, удивление.

Любовь – сильное желание быть рядом с другим человеком, делиться с ним нежностью, наслаждаться его близостью.

Радость – чувство внутреннего удовлетворения, удовольствия, веселого настроения.

Злость – реакция на возникновение трудностей и помех в удовлетворении своих потребностей.

Страх – реакция на возможное причинение вреда, помогает спрятаться или убежать от угрозы.

Печаль

– самая длительная эмоция, возникает на утрату чего-то или кого-то ценного, что удовлетворяло наши потребности. Помогает осознать ценность потери и побуждает окружающих позаботиться о нас.

Удивление – самая короткая эмоция, возникает внезапно. Помогает осмотреться в новой и необычной ситуации.

Эмоциональное развитие детей от 0 до 3 лет

1-2 недели – демонстрирует дискомфорт и кричит, без слез.

1,5 месяца – появление ответной улыбки.

2-3 месяца – активно улыбается в процессе общения, получает удовольствие от взаимодействия; волнуется, если лицо родителя ничего не выражает.

4 месяца – умеет отличать выражение радости от грусти. На радостном лице взгляд задерживает дольше, чем на грустном; в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого.

5 месяцев – выражает радость при взаимодействии с музыкальной игрушкой, испытывает грусть и гнев.

Различает мимику и жесты окружающих.

6 месяцев – проявляет любовь и стремление к контакту с объектом привязанности, тянет руки, наклоняется вперед, пытается обнять.

7 месяцев – демонстрирует страх перед незнакомцами, масками, громкими звуками, движущимися механическими игрушками. Различает выражения радости, грусти, гнева и страха.

9 месяцев – способен к совместной игре, проявляет интерес к объекту внимания взрослого.

10 месяцев – использует социальную привязку, способен самостоятельно успокоить себя при плаче: хватая себя за ручку или ножку, притрагиваясь к волосам, посасывая палец.

12 месяцев – плачет, оставаясь на несколько минут с незнакомцем, демонстрирует грусть и гнев, когда родитель уходит, может топать ножками и колотить кулачками от злости, проявлять страх и настороженность по отношению к незнакомым людям, демонстрировать радость, когда родитель возвращается, тянуться к маме или папе и приветствовать их.

14 месяцев – появляется сопереживание, утешение.

18 месяцев – участвует в подражательных играх.

20 месяцев – активно пользуется жестами. Остро реагирует на отсутствие значимого взрослого.

2 года – начинает говорить об эмоциях, наделяет эмоциями игрушки, умеет правильно указывать на изображения радостных, грустных, рассерженных и испуганных лиц. Применяет к себе и другим слова, обозначающие эмоции.

3 года – начинает называть вероятные причины и последствия эмоций радости, грусти, гнева и страха.

Что поможет развить эмоциональный интеллект

1. Телесный и зрительный контакт

Носите ребенка на руках, обнимайте, укачивайте, делайте массаж, пойте колыбельные, целуйте как можно чаще – это формирует доверительные отношения между вами и малышом, помогает ему успокоиться и снять тревогу.

2. Общение с другими людьми

Взаимодействие ребенка с разными людьми, разговоры и улыбка дают понять малышу, что мир доброжелателен и открыт для него, и знакомят его с разными способами выражения чувств.

3. Разговаривайте с ребенком

Будьте доброжелательны, ловите настроение ребенка,  подстраивайтесь под него, рассказывайте о своих чувствах, обсуждайте события дня, советуйтесь с ним, позволяйте быть собой, поощряйте проявление эмоций. Создайте атмосферу в которой ребенку будет легко делиться своими переживаниями и впечатлениями.

4. Читайте книги

Они познакомят малыша с разными персонажами и их чувствами,  обстоятельствами, которые на них влияют, покажут разные модели поведения и способы проявлять свои эмоции.

5. Играйте вместе

Исследуйте мир эмоций в процессе игры с помощью карточек с лицами, рассказывая об их эмоциях, и кукол-рукавичек, проигрывая разные ситуации и т.д.

Помните, что не бывает плохих эмоций – они возникают только тогда, когда ситуация для нас является важной. Расценивайте отрицательные эмоции малыша как возможность для сближения. Уважая эмоции ребенка, принимая их, выслушивая и сопереживая, мы учим его управлять своими чувствами.

При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
© Юлия Кузьмина, 2020

Вам также будет интересно

  1. Nutriclub — здоровое питание и развитие ребенка
  2. 0-12 месяцев
  3. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года
  4. Чувства ребенка: как развивать эмоциональный интеллект

Когнитивное развитие в раннем детстве: возраст от 0 до 3 лет

Мы часто слышим термин «развитие ребенка», но вы можете подумать, что именно он охватывает? Развитие ребенка относится к расширению физических, когнитивных, психологических и социально-эмоциональных навыков, которые ведут к повышению компетентности, самостоятельности и независимости ребенка. От зачатия до рождения и в раннем детстве важно обеспечить защиту детей и стимулировать их рост во всех сферах развития.

5 областей развития для детей младшего возраста

Существует 5 областей развития или определенных областей знаний и деятельности в развитии детей. Это:

  • Когнитивное развитие-

    • Когнитивное развитие — это способность учиться, думать и решать проблемы.
  • Социально-эмоциональное развитие –

    • Социально-эмоциональное развитие — это способность взаимодействовать, успокаивать себя, общаться и активно взаимодействовать с другими.
  • Развитие речи/языка –

    • Развитие речи и языка — это способность понимать и использовать язык.
  • Физическое развитие –

    • Развитие мелкой моторики — это способность использовать более мелкие мышцы, такие как руки и пальцы.
    • Развитие крупной моторики — это способность использовать крупные мышцы, включая широкий диапазон движений ног и рук, сидение, подтягивание и т. д.

Все сферы детского развития и обучения взаимосвязаны! Мы внимательно рассмотрим каждую область, как они естественным образом выражаются в поведении и как опекуны могут поощрять такое поведение с помощью конкретной обратной связи. Эта серия, созданная и написанная Лорен Оливас, студенткой магистратуры CSUSB по развитию детей, расскажет об этапах первых трех лет обучения. Оставайтесь с нами, пока мы рассказываем о навыках, за которыми нужно следить, и о том, как определить возможности для участия.

Мы начнем с когнитивного развития в раннем детстве, то есть способности учиться, думать и решать проблемы. Как эти навыки начинают проявляться у младенцев и детей ясельного возраста и какие мероприятия и возможности мы можем создать для их поддержки?

Когнитивное развитие младенцев и младенцев

В возрасте 2 месяцев развиваются навыки обучения и решения проблем. Существует широкий спектр вех когнитивного развития, над которыми дети должны работать в первые годы своей жизни. К ним относятся:

  • Внимание к лицам
  • Слежение за объектами глазами
  • Распознавание людей на расстоянии
  • Положить вещи в рот
  • Передача игрушек из одной руки в другую
  • Поиск вещей, которые можно спрятать, и участие в прятки
  • Отвечать на ласку и узнавать знакомых людей на расстоянии

Занятия по развитию когнитивных способностей для малышей:

  • Разговаривайте, читайте, пойте и играйте вместе каждый день — время кормления, одевания и купания отлично подходит для этого.
  • Посмотрите вместе картинки и книжки с картинками.
  • Держите игрушку или погремушку над их головой и поощряйте их тянуться к ней.
  • Обратите внимание на их разные крики, чтобы узнать, чего хочет ваш ребенок.
  • Играть в прятки.
  • Играйте в прятки с игрушками и соответствующими возрасту предметами.
  • Позвольте ребенку безопасно тянуться к игрушкам, пинать ножки и исследовать окружающее пространство.
  • Укажите на то, что вас окружает, и расскажите об этом.
  • Если ваш ребенок уронил что-то на пол, поднимите это и верните ему, чтобы выяснить причину и следствие.
  • Установите распорядок дня и постоянно соблюдайте его.
  • Опишите поведение, которое вы хотите, а не то, которое вам не нравится. Например, скажите малышу «ноги на пол» вместо «не лезь».

Когнитивное развитие у малышей

После того, как ваш ребенок перейдет в детский возраст (после одного года), он должен быть в состоянии участвовать в решении более сложных задач и когнитивных задач, таких как:

  • Писать самостоятельно
  • Участие в уходе за куклой или мягкой игрушкой
  • Участие в простой притворной игре
  • Называние предметов в книжке с картинками («собака» или «ребенок»)
  • Поиск объектов, скрытых под несколькими слоями
  • Завершение предложений или рифм в знакомых книгах

Занятия по развитию когнитивных способностей для малышей:

  • Расскажите своему ребенку о своих повседневных делах и о том, чем вы занимаетесь.
  • Решайте головоломки вместе.
  • Поощряйте ребенка помогать с выполнением простых домашних дел.
  • Задавайте много простых вопросов.
  • Хвалите и поощряйте поведение, которого вы хотите больше, а не ругайте или наказывайте за поведение, которое вам не нравится.
  • Играйте с кубиками и сортируйте фигуры.
  • Потренируйтесь в идентификации, попросите ребенка назвать части своего тела или то, что он видит из окна машины.
  • Поощряйте ролевые игры.
  • Играйте в прятки с предметами вокруг вашего дома.

(Содержимое предоставлено Лорен Оливас, кандидатом в магистратуру по развитию детей, наставником высшего образования в организации Quality Counts California)

Другие важные ресурсы:

  • Ресурсы для повышения качества дома.
  • Что такое «Улица Сезам» в сообществах и как она поддерживает развитие семей и детей?
  • Посмотрите вебинар «Эмоциональное благополучие детей в непредсказуемые времена» от доктора Юджина Вонга о детской тревоге и о том, как эффективно поддерживать беспокойного ребенка.

 

Наконец, если у вас есть вопросы, касающиеся развития или поведения вашего ребенка, ознакомьтесь с информацией о проверке развития в Help Me Grow Inland Empire.

Вехи развития от 0 до 3 месяцев | Отслеживайте детские вехи

ресурсов по возрастам:

Вехи

Вехи — это поведенческие или физические контрольные точки в развитии детей по мере их взросления. Все наши этапы развития подтверждены выводами Американской академии педиатрии. Это основные навыки, которыми должны овладеть все дети.

Способности

Способности — это дополнительные навыки, которые должен развивать ваш ребенок. Это важные навыки, которые учитывают общее поведение вашего ребенка, чтобы оценить его прогресс.

Не забудьте сделать поправку на недоношенность. Если у вашего ребенка отсутствуют какие-либо вехи, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.

Отсутствие одной или двух способностей не должно вызывать тревогу, так как каждый ребенок развивается по-своему. Однако, если им не хватает нескольких способностей, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.

Перейти к теме

  • Мотор
  • Сенсорный
  • Коммуникация
  • Кормление
  • Игровые и социальные навыки
  • Координация
  • Ежедневные занятия
  • Самовыражение

Ключевые этапы

  • Лежа на животе, отжимания на руках
  • Лежа на животе, поднимает и держит голову вверх
  • Способен перемещать кулаки из закрытого положения в открытое
  • Способность подносить руки ко рту
  • Отрывает ноги и руки от поверхности при возбуждении
  • Тяжелая подъемная головка
  • Скованность ног с небольшим движением или без движения
  • Сжимает руки в кулаки и не двигает руками
  • Отталкивается головой назад, лежа на спине

Ребенок в возрасте от 0 до 3 месяцев.

Вехи моторики, на которые следует обращать внимание

В видеоролике, посвященном моторике в возрасте 0-3 месяцев, показаны примеры моторных вех, которые ребенок должен достичь к 3-месячному возрасту.

Посмотреть больше видео

Основные вехи

  • Лежа на спине пытается дотянуться до игрушки, которую держат над грудью
  • Лежа на спине, визуально отслеживает движение игрушки из стороны в сторону
  • Лежа на спине, держит голову по центру, чтобы смотреть на циферблаты или игрушки
  • Умеет успокаивать покачиванием, прикосновением и нежными звуками
  • Любит разнообразные движения
  • Не следит за объектом глазами
  • Часто сопротивляется удерживанию
  • Кулаки большую часть времени остаются сжатыми
  • Не любит разные виды движения

Ребенок в возрасте от 0 до 3 месяцев: сенсорные вехи, на которые следует обратить внимание

В видеоролике, посвященном сенсорным вехам в возрасте 0–3 месяцев, показаны примеры сенсорных вех, которые ребенок должен достичь к 3 месяцам.

Посмотреть больше видео

Основные вехи

  • Молчит или улыбается в ответ на звук или голос
  • Поворачивает голову на звук или голос
  • Проявляет интерес к лицам
  • Устанавливает зрительный контакт
  • Плачет по-разному для разных потребностей (например, голодный или усталый)
  • воркует и улыбается
  • Не плачет, когда голоден или чувствует себя некомфортно
  • Не замечает громких звуков и не реагирует на них
  • Не смотрит в глаза и не улыбается опекуну

Ребенок в возрасте от 0 до 3 месяцев. Вехи общения, на которые следует обратить внимание

В видеоролике о сенсорных вехах в возрасте от 0 до 3 месяцев показаны примеры сенсорных вех, которые ребенок должен достичь к 3 месяцам.

Посмотреть больше видео

Основные вехи

  • Защелки на соске или бутылочке
  • Язык движется вперед и назад, чтобы сосать
  • Напитки 2 унции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts