Основные этапы развития ребенка от 0 до 3 месяцев
Вы уже видели первую настоящую улыбку своего ребенка? Это важный переломный момент и для вас, и для малыша. Даже если раньше у вас были какие-то сомнения, при виде этой первой неуверенной улыбки вы вдруг поймете, что все бессонные ночи и суматошные дни первых недель имели смысл, и сделаете все возможное, чтобы ваш малыш улыбался все чаще. А ребенок неожиданно обнаружит, что с помощью простого движения губ он может с вами «разговаривать», потому что благодаря своим улыбкам он получает еще больше внимания и чувствует себя еще лучше. Его растущая социализация служит еще одним подтверждением того, что ему нравится этот новый опыт, и он его ценит. Расширение кругозора благодаря подобным впечатлениям не только доставляет радость вам обоим, но и имеет большое значение для общего развития ребенка.
Конечно, как и взрослые, младенцы предпочитают одних людей другим. И любимцами ребенка, естественно, будут его родители. Затем, в возрасте примерно трех или четырех месяцев, младенцы начинают интересоваться другими детьми. Если у ребенка есть братья или сестры, вы заметите, что, как только они начинают с ним разговаривать, он расплывается в улыбке. По мере взросления интерес к детям будет только расти.
Бабушек и дедушек или знакомую няню ребенок поначалу может встретить нерешительной улыбкой, но, поиграв с ними какое-то время, малыш начнет гулить и «говорить» на языке телодвижений. Хотя пока это проявляется не очень явно, ребенок, несомненно, все сильнее привязывается к самым близким для него людям.
По мере взросления ребенка способы вашего с ним общения будут меняться в соответствии с его потребностями и желаниями. Общаясь с ребенком изо дня в день, вы заметите, что в его потребностях можно выделить три общих уровня:
- В случае острой потребности он даст вам об этом знать особым, характерным только для него образом, возможно, с помощью крика, плача или отчаянных телодвижений. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы настолько быстро, что в большинстве случаев сможете удовлетворять потребности ребенка практически до того, как он сам поймет, что ему нужно.
- Если ребенок спокойно спит или развлекает сам себя, вы можете быть уверены, что в данный момент все его потребности удовлетворены. Во время самостоятельных игр ребенка у вас есть отличная возможность понаблюдать (издалека) за тем, как у него формируются важные новые навыки, такие как способность играть самому, доставать предметы, следить за ними или манипулировать руками.
- Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности ребенка удовлетворены, а он все равно капризничает или ведет себя беспокойно. Об этом могут свидетельствовать хныканье, возбужденные движения или приступы бесцельной активности, сменяющиеся мгновеньями спокойствия. Возможно, ребенок сам не будет знать, чего хочет, а помочь его успокоить может одна из перечисленных ниже мер: иногда может сработать игра, разговор, пение, качание или хождение с ребенком на руках, а в других случаях наилучшего результата вы сможете добиться, просто изменив положение ребенка или позволив ему дать выход беспокойству.
Со временем его нервная система также станет более зрелой, в результате чего он сможет лучше справляться с повседневными неприятностями самостоятельно. Лучше контролируя свое тело, ребенок сможет совершать больше действий, чтобы развлечь и успокоить самого себя, и будет меньше расстраиваться. Периоды, когда малыша будет особенно сложно удовлетворить, вероятно, не исчезнут полностью на протяжении еще нескольких лет, но по мере увеличения его активности отвлекать его станет проще.
В первые месяцы жизни не бойтесь испортить ребенка, уделяя ему слишком много внимания. Чем быстрее и последовательнее вы будете успокаивать ребенка в первые шесть месяцев, тем менее требовательным он, вероятно, будет, когда станет старше. Помогая ему в приобретении ощущения безопасности сейчас, вы закладываете основу для формирования у него чувства уверенности и доверия, которые помогут ему постепенно отделиться от вас и стать сильной, независимой личностью.
Чувства ребенка: как развивать эмоциональный интеллект
• устанавливаем близкие доверительные отношения;
• формируем у ребенка чувство базового доверия к миру;
• создаем атмосферу безопасности;
• учим дарить и принимать любовь и поддержку;
• развиваем способность чувствовать, осознавать и управлять своими эмоциями и распознавать эмоции окружающих;
• помогаем в осознании своих и чужих границ поведения;
• оказываем поддержку в развитии и проявлении талантов ребенка.
Что такое эмоции и какие они бывают
Эмоции – это врожденные физиологические сценарии, запущенные нашим организмом, чтобы преодолевать препятствия (злость), избегать угрозы (страх), укреплять отношения (любовь), мотивировать к действию и наградить за достижения (радость).
Эмоции влияют на разные сферы жизни: здоровье, творчество, обучение. Развивая эмоциональный интеллект ребенка, мы формируем личность и улучшаем качество его жизни, ведь он учится принимать себя и других в любом состоянии.Мир эмоций очень богат. В нашем языке есть десятки слов, обозначающие разнообразные оттенки эмоций. Детям от 0 до 3 лет можно рассказать про основные: любовь, радость, злость, страх, печаль, удивление.
Любовь – сильное желание быть рядом с другим человеком, делиться с ним нежностью, наслаждаться его близостью.
Радость – чувство внутреннего удовлетворения, удовольствия, веселого настроения.
Злость – реакция на возникновение трудностей и помех в удовлетворении своих потребностей.
Страх – реакция на возможное причинение вреда, помогает спрятаться или убежать от угрозы.
Печаль
Удивление – самая короткая эмоция, возникает внезапно. Помогает осмотреться в новой и необычной ситуации.
Эмоциональное развитие детей от 0 до 3 лет
1-2 недели – демонстрирует дискомфорт и кричит, без слез.
1,5 месяца – появление ответной улыбки.
2-3 месяца – активно улыбается в процессе общения, получает удовольствие от взаимодействия; волнуется, если лицо родителя ничего не выражает.
4 месяца – умеет отличать выражение радости от грусти. На радостном лице взгляд задерживает дольше, чем на грустном; в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого.
5 месяцев – выражает радость при взаимодействии с музыкальной игрушкой, испытывает грусть и гнев.
Различает мимику и жесты окружающих.6 месяцев – проявляет любовь и стремление к контакту с объектом привязанности, тянет руки, наклоняется вперед, пытается обнять.
7 месяцев – демонстрирует страх перед незнакомцами, масками, громкими звуками, движущимися механическими игрушками. Различает выражения радости, грусти, гнева и страха.
9 месяцев – способен к совместной игре, проявляет интерес к объекту внимания взрослого.
10 месяцев – использует социальную привязку, способен самостоятельно успокоить себя при плаче: хватая себя за ручку или ножку, притрагиваясь к волосам, посасывая палец.
12 месяцев – плачет, оставаясь на несколько минут с незнакомцем, демонстрирует грусть и гнев, когда родитель уходит, может топать ножками и колотить кулачками от злости, проявлять страх и настороженность по отношению к незнакомым людям, демонстрировать радость, когда родитель возвращается, тянуться к маме или папе и приветствовать их.
14 месяцев – появляется сопереживание, утешение.
18 месяцев – участвует в подражательных играх.
20 месяцев – активно пользуется жестами. Остро реагирует на отсутствие значимого взрослого.
2 года – начинает говорить об эмоциях, наделяет эмоциями игрушки, умеет правильно указывать на изображения радостных, грустных, рассерженных и испуганных лиц. Применяет к себе и другим слова, обозначающие эмоции.
3 года – начинает называть вероятные причины и последствия эмоций радости, грусти, гнева и страха.
Что поможет развить эмоциональный интеллект
1. Телесный и зрительный контакт
Носите ребенка на руках, обнимайте, укачивайте, делайте массаж, пойте колыбельные, целуйте как можно чаще – это формирует доверительные отношения между вами и малышом, помогает ему успокоиться и снять тревогу.
2. Общение с другими людьми
Взаимодействие ребенка с разными людьми, разговоры и улыбка дают понять малышу, что мир доброжелателен и открыт для него, и знакомят его с разными способами выражения чувств.
3. Разговаривайте с ребенком
Будьте доброжелательны, ловите настроение ребенка, подстраивайтесь под него, рассказывайте о своих чувствах, обсуждайте события дня, советуйтесь с ним, позволяйте быть собой, поощряйте проявление эмоций. Создайте атмосферу в которой ребенку будет легко делиться своими переживаниями и впечатлениями.
4. Читайте книги
Они познакомят малыша с разными персонажами и их чувствами, обстоятельствами, которые на них влияют, покажут разные модели поведения и способы проявлять свои эмоции.
5. Играйте вместе
Исследуйте мир эмоций в процессе игры с помощью карточек с лицами, рассказывая об их эмоциях, и кукол-рукавичек, проигрывая разные ситуации и т.д.
Помните, что не бывает плохих эмоций – они возникают только тогда, когда ситуация для нас является важной. Расценивайте отрицательные эмоции малыша как возможность для сближения. Уважая эмоции ребенка, принимая их, выслушивая и сопереживая, мы учим его управлять своими чувствами.
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.© Юлия Кузьмина, 2020Вам также будет интересно
- Nutriclub — здоровое питание и развитие ребенка
- 0-12 месяцев
- Здоровье и развитие ребенка от рождения до года
- Чувства ребенка: как развивать эмоциональный интеллект
Когнитивное развитие в раннем детстве: возраст от 0 до 3 лет
Мы часто слышим термин «развитие ребенка», но вы можете подумать, что именно он охватывает? Развитие ребенка относится к расширению физических, когнитивных, психологических и социально-эмоциональных навыков, которые ведут к повышению компетентности, самостоятельности и независимости ребенка. От зачатия до рождения и в раннем детстве важно обеспечить защиту детей и стимулировать их рост во всех сферах развития.
5 областей развития для детей младшего возраста
Существует 5 областей развития или определенных областей знаний и деятельности в развитии детей. Это:
Когнитивное развитие-
- Когнитивное развитие — это способность учиться, думать и решать проблемы.
Социально-эмоциональное развитие –
- Социально-эмоциональное развитие — это способность взаимодействовать, успокаивать себя, общаться и активно взаимодействовать с другими.
Развитие речи/языка –
- Развитие речи и языка — это способность понимать и использовать язык.
Физическое развитие –
- Развитие мелкой моторики — это способность использовать более мелкие мышцы, такие как руки и пальцы.
- Развитие крупной моторики — это способность использовать крупные мышцы, включая широкий диапазон движений ног и рук, сидение, подтягивание и т. д.
Все сферы детского развития и обучения взаимосвязаны! Мы внимательно рассмотрим каждую область, как они естественным образом выражаются в поведении и как опекуны могут поощрять такое поведение с помощью конкретной обратной связи. Эта серия, созданная и написанная Лорен Оливас, студенткой магистратуры CSUSB по развитию детей, расскажет об этапах первых трех лет обучения. Оставайтесь с нами, пока мы рассказываем о навыках, за которыми нужно следить, и о том, как определить возможности для участия.
Мы начнем с когнитивного развития в раннем детстве, то есть способности учиться, думать и решать проблемы. Как эти навыки начинают проявляться у младенцев и детей ясельного возраста и какие мероприятия и возможности мы можем создать для их поддержки?
Когнитивное развитие младенцев и младенцев
В возрасте 2 месяцев развиваются навыки обучения и решения проблем. Существует широкий спектр вех когнитивного развития, над которыми дети должны работать в первые годы своей жизни. К ним относятся:
- Внимание к лицам
- Слежение за объектами глазами
- Распознавание людей на расстоянии
- Положить вещи в рот
- Передача игрушек из одной руки в другую
- Поиск вещей, которые можно спрятать, и участие в прятки
- Отвечать на ласку и узнавать знакомых людей на расстоянии
Занятия по развитию когнитивных способностей для малышей:
- Разговаривайте, читайте, пойте и играйте вместе каждый день — время кормления, одевания и купания отлично подходит для этого.
- Посмотрите вместе картинки и книжки с картинками.
- Держите игрушку или погремушку над их головой и поощряйте их тянуться к ней.
- Обратите внимание на их разные крики, чтобы узнать, чего хочет ваш ребенок.
- Играть в прятки.
- Играйте в прятки с игрушками и соответствующими возрасту предметами.
- Позвольте ребенку безопасно тянуться к игрушкам, пинать ножки и исследовать окружающее пространство.
- Укажите на то, что вас окружает, и расскажите об этом.
- Если ваш ребенок уронил что-то на пол, поднимите это и верните ему, чтобы выяснить причину и следствие.
- Установите распорядок дня и постоянно соблюдайте его.
- Опишите поведение, которое вы хотите, а не то, которое вам не нравится. Например, скажите малышу «ноги на пол» вместо «не лезь».
Когнитивное развитие у малышей
После того, как ваш ребенок перейдет в детский возраст (после одного года), он должен быть в состоянии участвовать в решении более сложных задач и когнитивных задач, таких как:
- Писать самостоятельно
- Участие в уходе за куклой или мягкой игрушкой
- Участие в простой притворной игре
- Называние предметов в книжке с картинками («собака» или «ребенок»)
- Поиск объектов, скрытых под несколькими слоями
- Завершение предложений или рифм в знакомых книгах
Занятия по развитию когнитивных способностей для малышей:
- Расскажите своему ребенку о своих повседневных делах и о том, чем вы занимаетесь.
- Решайте головоломки вместе.
- Поощряйте ребенка помогать с выполнением простых домашних дел.
- Задавайте много простых вопросов.
- Хвалите и поощряйте поведение, которого вы хотите больше, а не ругайте или наказывайте за поведение, которое вам не нравится.
- Играйте с кубиками и сортируйте фигуры.
- Потренируйтесь в идентификации, попросите ребенка назвать части своего тела или то, что он видит из окна машины.
- Поощряйте ролевые игры.
- Играйте в прятки с предметами вокруг вашего дома.
(Содержимое предоставлено Лорен Оливас, кандидатом в магистратуру по развитию детей, наставником высшего образования в организации Quality Counts California)
Другие важные ресурсы:
- Ресурсы для повышения качества дома.
- Что такое «Улица Сезам» в сообществах и как она поддерживает развитие семей и детей?
- Посмотрите вебинар «Эмоциональное благополучие детей в непредсказуемые времена» от доктора Юджина Вонга о детской тревоге и о том, как эффективно поддерживать беспокойного ребенка.
Наконец, если у вас есть вопросы, касающиеся развития или поведения вашего ребенка, ознакомьтесь с информацией о проверке развития в Help Me Grow Inland Empire.
Вехи развития от 0 до 3 месяцев | Отслеживайте детские вехи
ресурсов по возрастам:
Вехи
Вехи — это поведенческие или физические контрольные точки в развитии детей по мере их взросления. Все наши этапы развития подтверждены выводами Американской академии педиатрии. Это основные навыки, которыми должны овладеть все дети.
Способности
Способности — это дополнительные навыки, которые должен развивать ваш ребенок. Это важные навыки, которые учитывают общее поведение вашего ребенка, чтобы оценить его прогресс.
Не забудьте сделать поправку на недоношенность. Если у вашего ребенка отсутствуют какие-либо вехи, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.
Отсутствие одной или двух способностей не должно вызывать тревогу, так как каждый ребенок развивается по-своему. Однако, если им не хватает нескольких способностей, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.
Перейти к теме
- Мотор
- Сенсорный
- Коммуникация
- Кормление
- Игровые и социальные навыки
- Координация
- Ежедневные занятия
- Самовыражение
Ключевые этапы
- Лежа на животе, отжимания на руках
- Лежа на животе, поднимает и держит голову вверх
- Способен перемещать кулаки из закрытого положения в открытое
- Способность подносить руки ко рту
- Отрывает ноги и руки от поверхности при возбуждении
- Тяжелая подъемная головка
- Скованность ног с небольшим движением или без движения
- Сжимает руки в кулаки и не двигает руками
- Отталкивается головой назад, лежа на спине
Ребенок в возрасте от 0 до 3 месяцев.
Вехи моторики, на которые следует обращать вниманиеВ видеоролике, посвященном моторике в возрасте 0-3 месяцев, показаны примеры моторных вех, которые ребенок должен достичь к 3-месячному возрасту.
Посмотреть больше видео
Основные вехи
- Лежа на спине пытается дотянуться до игрушки, которую держат над грудью
- Лежа на спине, визуально отслеживает движение игрушки из стороны в сторону
- Лежа на спине, держит голову по центру, чтобы смотреть на циферблаты или игрушки
- Умеет успокаивать покачиванием, прикосновением и нежными звуками
- Любит разнообразные движения
- Не следит за объектом глазами
- Часто сопротивляется удерживанию
- Кулаки большую часть времени остаются сжатыми
- Не любит разные виды движения
Ребенок в возрасте от 0 до 3 месяцев: сенсорные вехи, на которые следует обратить внимание
В видеоролике, посвященном сенсорным вехам в возрасте 0–3 месяцев, показаны примеры сенсорных вех, которые ребенок должен достичь к 3 месяцам.
Посмотреть больше видео
Основные вехи
- Молчит или улыбается в ответ на звук или голос
- Поворачивает голову на звук или голос
- Проявляет интерес к лицам
- Устанавливает зрительный контакт
- Плачет по-разному для разных потребностей (например, голодный или усталый)
- воркует и улыбается
- Не плачет, когда голоден или чувствует себя некомфортно
- Не замечает громких звуков и не реагирует на них
- Не смотрит в глаза и не улыбается опекуну
Ребенок в возрасте от 0 до 3 месяцев. Вехи общения, на которые следует обратить внимание
В видеоролике о сенсорных вехах в возрасте от 0 до 3 месяцев показаны примеры сенсорных вех, которые ребенок должен достичь к 3 месяцам.
Посмотреть больше видео
Основные вехи
- Защелки на соске или бутылочке
- Язык движется вперед и назад, чтобы сосать
- Напитки 2 унции.