Роль сказки в развитии и воспитании детей: Сказки и их роль в воспитании детей. Сказкотерапия — Комкова Светлана Евгеньевна — Методическая копилка

«Роль сказки в жизни детей-дошкольников»

«Роль сказки в жизни детей-дошкольников»

(консультация для родителей)

«Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение — оно окажется и веселым, и интересным, и полезным для них.

Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.

Она — универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Как правило, сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Они очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла.

Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории.

Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи- обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.


Роль сказки в жизни ребёнка

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей».

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Сказка — как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. » Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как «добро» и «зло» — очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка — одно из доступных средств, для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок — это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки — и это несомненно будет лучшим «тренажером» в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой, помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам, у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой, после каждой прочитанной сказки, надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

Уважаемые родители! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите с вашими детьми, о чем вы прочитали!

Думаю, что этот материал вам пригодиться и поможет!

Воспитатель: Зубкова Н.В.

Чему дети могут научиться из сказок | Обучение и развитие

Традиционные истории могут помочь маленьким детям развить жизненно важные жизненные навыки в безопасной среде, говорит Тереза ​​Хипи…

Исследование идей о том, что правильно и что неправильно, является одним из многих уроков, которыми мы помогаем детям, когда они растут . Мы помогаем им понять, что существуют ожидаемые правила и ожидания в отношении нашего поведения, а также подумать о причине и следствии.

Маленькие дети эгоцентричны, потому что это часть их когнитивного развития — они учатся сопереживать и думать о других посредством взаимодействия.

Они обнаруживают, что их действия имеют последствия и могут влиять на чувства других людей, а также на их собственные эмоции.

Обмен историями может быть очень действенным и безопасным способом помочь детям обдумать и разобраться в сложных моральных вопросах, подобных этим.

Жили-были…

Благодаря своей любимой структуре и языку сказки особенно полезны для педагогов при решении подобных вопросов.

Они начинаются с традиционных вступлений, таких как «Жили-были…», чтобы дети знали, что они переносятся из реальности в мир безопасных историй, где универсальные темы, такие как противостояние добра и зла, можно творчески исследовать и связывать с миром. вокруг них.

Истории знакомы большинству детей – когда я посещаю школы, библиотеки или детские сады, дети, которых я встречаю, обычно знакомы с основными сюжетными линиями самых популярных сказок.

Вы знаете, как внезапно может оживиться группа детей младше пяти лет, когда вы спросите: «Кто слышал о Златовласке?» Как только вы привлекли внимание детей, вы можете развивать их понимание определенных тем — например, идея о том, что действия человека могут навредить окружающим.

В сказочном контексте даже самый застенчивый ребенок может начать обсуждать персонажей, сюжет и события этой истории.

Серия книжек-картинок My Very Little для детей младшего возраста основана на любимых сказках, но главный герой представлен дошкольником в современной обстановке. Это означает, что все истории имеют поворот.

Этот поворот важен, потому что он подчеркивает способность сказок не только создавать основу языка сказок, но и служить трамплином для собственного письма детей.

Например, «Очень Красная Шапочка» основана на ребенке, который собирается ночевать у бабушки, когда она сталкивается с волком, который в конечном итоге присматривает за ней.

Напряжение создается за счет использования языка и структуры оригинальной сказки, но здесь волк, а не Красная Шапочка, заканчивает тем, что замечает: «Какой у тебя большой рот!» Затем достаточно просто попросить детей представить свою собственную «Очень маленькую» версию другого сказочного персонажа.

Долго и счастливо

Сказки могут вызывать негативную реакцию в прессе, и эти критические замечания заслуживают расследования. Отчасти это связано с диснеефикацией историй и тем фактом, что многие из них имеют дело со старомодными идеями.

Но вместо того, чтобы запрещать сказки, которые, как мы знаем, так важны для детской читательской диеты и литературного наследия, мы можем создать диалог, который прямо бросит вызов некоторым проблемам.

Наряду с оригинальными историями мы можем читать феминистские пересказы. Можно поделиться разными версиями сказки, например, одной из сотен глобальных вариаций Золушки. И мы должны решить проблему разнообразия детских книг, обеспечив, чтобы сказочные персонажи представляли всех читателей.

В современном обществе так много неопределенности и негатива, что важно, чтобы дети были адекватно подготовлены к тому, чтобы справляться с эмоциональным давлением, которое это может вызвать.

Практикам и учителям может быть сложно узнать, как лучше всего подойти к определенным темам, но, как показало их долголетие, сказки часто являются ответом.

В царстве сказки дети могут испытывать широкий спектр эмоций — от страха и печали до облегчения и волнения — зная, что сказка обычно заканчивается «долго и счастливо» для героев и героинь.

Без сказок у детей не будет многих важных навыков чтения и письма.

Давайте не будем забывать цитату, которую часто приписывают Альберту Эйнштейну: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок».


Тереза ​​Хипи — отмеченная наградами детская писательница. Чтобы узнать больше, посетите ее веб-сайт — teresaheapy. co.uk.

  • Тема: Грамотность

5 причин, почему сказки важны для вашего ребенка

От Мальчика, Который Кричал Волк до Муравейника и Кузнечика, все эти сказки составляли неотъемлемую часть детства каждого. Вряд ли вы найдете человека, который в жизни не слышал ни одной сказки.

Истории — неотъемлемая часть любого детства. Это могут быть истории о Золушке, Панчатантре или даже о том и другом. Такие истории передаются по наследству из-за вечных жизненных уроков, которые они преподносят в самой простой, но впечатляющей форме.

Хотя люди могут относиться к рассказыванию историй как к любой другой форме отдыха, эти истории также оставляют свое волшебство в реальной жизни. Несмотря на то, что сказки могут быть разными, их объединяет общий мотив — оставить положительное, неизгладимое впечатление на детские умы.

Их способность затрагивать несколько аспектов, имеющих решающее значение для развития ребенка, таких как те, что указаны ниже, делает сказки важными.

5 причин, почему сказки важны для вашего ребенка

1. Привитие ценностей и нравственное развитие

Каким бы ни был архетип, сказки в конечном итоге преподносят увлекательные уроки без особых отклонений от реального мира.

Борьба между добром и злом, то, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, повседневные личные трудности и эмоциональные дилеммы — все это предназначено для того, чтобы вооружить детей ситуациями, с которыми они столкнутся в реальном мире.

Истории построены таким образом, что в конечном итоге они показывают важность доброты, терпения, единства, и этот список можно продолжить. Они всегда делают акцент на совершении добрых дел и на том, как они всегда побеждают зло.

Эти истории укрепляют мысль о том, что всегда есть здоровые способы решения всевозможных проблем.

2.

Сенсорное и когнитивное развитие

В книге Бруно Беттельгейма «Использование чар» говорится, что дети, которые слушают сказки, как правило, лучше концентрируются и слушают, дольше концентрируют внимание, лучше запоминают, обогащают словарный запас и имеют лучшее владение языком.

Сказки проникают в детское сознание гораздо глубже, чем можно себе представить. Сказки легко понять, и дети лучше понимают культуру и общество вокруг них.

Детей намеренно знакомят с многочисленными эмоциями, такими как счастье, гнев, горе, ревность, отвращение и т. д., чтобы они осознали различные чувства, как положительные, так и отрицательные.

3. Способствует равенству

Сказки очень хорошо иллюстрируют важность уважения ко всем существам, ценят физическое разнообразие и ставят всех на один пьедестал, чего нет в реальном мире.

Например, с гномами и животными часто обращаются хуже, тогда как в таких историях, как «Белоснежка и семь гномов», они показаны как жизненно важные компоненты всей истории.

Точно так же идея представления животных в качестве некоторых главных персонажей и наделения их голосами и эмоциями, аналогичными человеческим, обычно предназначена для того, чтобы научить детей относиться к ним одинаково и сопереживать всем существам.

4. Способствует творчеству и развитию воображения

Сказки действительно сеют семена воображения, которое пробуждает способности к творческому мышлению. Любопытство, являясь побочным продуктом историй, порождает у детей множество вопросов и предположений.

Даже Альберт Эйнштейн подчеркивал творческие преимущества рассказывания историй.

Если хотите, чтобы дети были умными, читайте им сказки; если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок.

– Альберт Эйнштейн

Это в значительной степени подводит итог важности рассказывания историй. Они являются проверенным способом улучшить навыки решения проблем и критического мышления у детей.

Рекомендуемое чтение: Сказки Ложь

5.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts