«Роль сказки в жизни детей-дошкольников»
«Роль сказки в жизни детей-дошкольников»
(консультация для родителей)
«Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение — оно окажется и веселым, и интересным, и полезным для них.
Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.
Она — универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.
РОЛЬ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Иванова Ирина Михайловна
Седько Вера Васильевна
Иванова Елена Михайловна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №27»
Красноярский край, г. Ачинск
Рекламное сообщениеРОЛЬ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
из опыта работы
Описание работы: материал может быть полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, библиотекарям, учителям – логопедам для размещения в родительском уголке или для проведения беседы на родительском собрании.
Сказка – литературное произведение, в котором рассказывается о чем-то волшебном, необыкновенном. Самые удивительные события обычны в сказке. Сложно переоценить роль сказки в воспитании детей.
Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов.
При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова, уточняется значение известных ранее.
Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни.
Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли.
Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. В сказке всегда есть четкая граница между Добром и Злом, положительные герои всегда являются носителями самых лучших черт характера, а отрицательные – самых худших.
Слушая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела.
В сказках любого народа обычно ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. В русских сказках это: трудолюбие, верность в бою и в беде, преданность Родине, смекалка. Не зря считается, что по сказкам можно понять взгляды народа и его философию. Воплощение в сказках положительных черт в главных героях сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Поэтому каждый малыш обязательно должен познакомиться со сказками своего народа.
Ни один ребенок не любит наставлений. А сказка и не учит напрямую, хотя за ее развлекательной формой всегда заложено какое – то поучительное содержание. Как сказал А.С. Пушкин «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Урок этот дается не в виде нотаций и поучений, а яркими и убедительными образами, которые позволяют ребенку на конкретных примерах увидеть действенные способы поведения в той или иной ситуации. При этом детям ничто не навязывается насильно, и все новое, что они узнают, воспринимается как результат собственных усилий.
Сказки показывают, что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.
Положительным сказочным героям в сложных жизненных ситуациях, как правило, приходят на помощь другие люди, животные или сама природа. Но помощники появляются только в крайнем случае, когда главный герой не может справиться в одиночку. Эта особенность важна для формирования самостоятельности.
Сказки воспитывают чувства, эмоциональное восприятие мира, отзывчивость, сердечность. Благодаря этому у ребенка формируется способность сопереживать, без которой человек не человек.
Велика роль сказок и в семейном воспитании. Через сказку формируется образ семейных отношений, устоев, почитание родителей и благодарность им.
В дошкольном возрасте происходит принятие ребенком гендерной роли, формируются представления о модели поведения женщин и мужчин в обществе, в семье. Здесь на помощь родителям и воспитателям тоже приходят образы из сказки. Для девочек это красная девица, для мальчиков – добрый молодец.
С помощью сказок можно помочь ребенку преодолеть его страхи: боязнь темноты, боязнь определенных животных, боязнь выступать перед публикой и т.д. Дети часто испытывают страх перед неизвестным и опасным. Самостоятельно справиться с этим ребенку не так-то просто. Поэтому в психологии существует метод сказкотерапия, с помощью которого детям помогают преодолевать различные страхи. Педагог акцентирует внимание ребенка на приобретении знаний, нужных для преодоления той или иной проблемы, помогает сформировать необходимые для этого навыки.
Сказки близки детям по мироощущению, ведь у ребенка эмоционально – чувственное восприятие мира, ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка действует, прежде всего, на чувства, на сердце, а потом на разум.
Мудрость многих поколений отражена в сказках, но зачастую она представлена в иносказательной форме, в виде символов, непонятных сознанию. Секрет сказок заключается в том, что малыш воспринимает услышанное одновременно и сознанием, и подсознанием. Ребенок сознательно сопереживает главному герою, а подсознание в это время впитывает глубокие истины. Таким образом, сказки являются особым способом познания мира, неисчерпаемым источником народной мудрости.
Цель обобщения опыта – систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя в группе, направленной на достижение положительных результатов в работе педагога ДОУ.
Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.
Представленный опыт по применению в работе современных подходов в проведении разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к устному народному творчеству, увлечь в игру, эффективно развивать его речь.
Значение сказок для дошкольного развития
- Дом
- Библиотека
- Филиал
- Значение сказок для дошкольного развития
Ответвление
Ресурсы отдела
Связанные ресурсы
От эмоционального и морального интеллекта до словарного запаса и культурной восприимчивости — эти истории преподают детям ценные уроки.
Для развлечений и не только
Богатые, творческие рассказы для детей в виде волшебных событий и мест, чудесных заданий или воображаемых существ предлагают гораздо больше, чем развлечение и долго и счастливо. Исследования показали, что сказки также приносят важную пользу для развития юных умов.
Fairy Tales Do More
- Пробудите воображение и предложите моральные уроки. Дети учатся на ошибках персонажей этих историй, что помогает им развивать навыки критического мышления. Сказки также моделируют поведение детей и создают контекст, в котором дети могут оценивать свои эмоции и принимать решения.
- Помощь в эмоциональной устойчивости , помогая детям связать истории с реальной жизнью. Сказки показывают, что люди сталкиваются с невзгодами, но, если они верят в себя, они могут преодолеть препятствия. Истории могут помочь детям противостоять реальным страхам и тревогам в фантастической обстановке.
- Познакомьте детей с различными культурами , так как они часто происходят в разных частях мира. Выбор сказок со всего мира помогает детям оценить обычаи и системы ценностей других.
- Улучшить словарный запас , продемонстрировать структуру рассказов и, самое главное, привить любовь к чтению .
Чтобы найти подходящие по возрасту сказки для дошкольников, начните со списка ниже и найдите больше на сайте research.fairfaxcounty.gov/early-literacy.
Сказки и народные сказки для дошкольников
- «Новое платье императора» Маркуса Седжвика
- Два мошенника продают тщеславному императору костюм-невидимку. Иллюстрировано изображением животных.
- Златовласка и всего один медведь Ли Ходжкинсон
- Маленький Медвежонок, совсем взрослый, теряется в шумном оживленном городе, где он случайно сталкивается с кем-то с золотыми волосами, который точно помнит, как он любит кашу.
- Гензель и Гретель Бетан Вуллвин
- По сюжету сказки Гензель и Гретель обыскивают пряничный домик доброй ведьмы Уиллоу и разрушают ее заклинаниями, доводя бедную ведьму до отчаяния.
- Маленькая шапочка Роха от Сьюзен Миддлтон Эля
- Рифмованная версия классической сказки, в которой маленькая девочка спасает свою бабушку от волка. Включает глоссарий испанских слов.
- Двенадцать танцующих принцесс Рэйчел Айседора
- Пересказ, действие которого происходит в Африке, истории о двенадцати принцессах, которые тайно танцуют всю ночь напролет, и о том, как их секрет в конце концов раскрывается.
Важность сказок для дошкольного развития
Любите ли вы сказки в своем доме или предпочитаете избегать этих часто неполиткорректных историй со своими детьми?
О, может быть, вас устраивают диснеевские версии, но вы уверены, что оригиналы приведут к мрачному будущему (каламбур) ночных ужасов для вашей маленькой сони.
Булавка
Каким бы ни было ваше мнение, вы можете быть удивлены, узнав, насколько важны сказки для развития дошкольника!
Некоторые из этих идей будут иметь полный смысл, но другие могут вас шокировать, даже несмотря на то, что положительное влияние сказок на детей было доказано психологами, которые подробно изучали эту тему.
Как вы увидите, частое знакомство со сказками принесет пользу вашему ребенку в творческом, интеллектуальном, эмоциональном и моральном плане:
Творческое развитие
- PinImagination : Кажется, глупо упоминать об этом, но сказки повышают детское воображение, как соль, придает вкус гигантской кастрюле гамбо. Эти фантастические сказки являются примерами повествования во всей красе, а простые, но загадочные сюжетные линии не только интересны, но и являются одним из лучших инструментов для обучения детей истории!
- Разнообразие : Несмотря на то, что мы думаем об этих сказках как об отдельной категории, вы найдете истории, которые являются вдумчивыми, романтическими или даже ориентированными на действия, а это значит, что каждый найдет что-то для себя!
- Культура : Действие этих сказок происходит в разных уголках мира, и во время чтения дети знакомятся с разными культурами.
- Связь поколений : Как детские стишки ( см. Невероятные преимущества детских стишков для вашего ребенка) , сказки могут преодолеть разрыв между поколениями между вашими детьми и их бабушками и дедушками, предоставляя им общие истории, к которым они могут относиться.
- Драматическое влияние : Сказки — лучший материал для ролевых игр, спектаклей или детских кукольных представлений!
Когнитивное расширение
- Культурная грамотность : Как упоминалось выше, сказки — одни из лучших примеров повествования. Знакомство с ними поможет вашему дошкольнику экстраполировать общие темы на все, что он читает!
- Критическое мышление : Много возможностей для практики навыков критического мышления. Поскольку язык этих рассказов несложный, подросткам часто легче понять основные моменты и стратегии, которые так часто используются в литературе.
- Словарь : Здесь вы не найдете ничего из этого упрощенного языка «Дика и Джейн». Эти сказки не стесняются использовать точный и часто образный язык, предоставляя широкие возможности для экспоненциального расширения словарного запаса вашего ребенка.
Булавка
Эмоциональное и психологическое развитие
- Решение проблем : Сказки часто полны не примерами для подражания для наших детей ( подумайте о первых двух братьях-свиньях!) персонажи делают неверный выбор, и наши дети узнают, как лучше справляться с жизненными проблемами.
- Эмоциональная устойчивость : Сказки дают детям возможность увидеть, что плохие вещи случаются со всеми, но в безопасном ( фантастический) Это особенно полезно, поскольку дети еще не умеют мыслить абстрактно, и такое отстранение от реального мира в область фантазий снижает для них фактор страха.
- Эмоциональная обработка : Поскольку персонажи сказок представляют и воплощают так много глубоких чувств, которые испытывают дети, дети лучше понимают и обрабатывают их. Дети могут справляться с жесткими эмоциями, свободно проецируя свои жестокие чувства на злых персонажей, а также обращаясь к главным героям ( , которые часто также являются детьми, демонстрирующими мужество и торжество над злыми взрослыми
- Психологическая устойчивость : Сказки по-своему разговаривают с детьми на каждом этапе их развития. Дети инстинктивно понимают, что эти истории не совсем верны и представляют собой внутренний конфликт, который способствует более устойчивой психике. Классический счастливый конец экзистенциальной проблемы истории тоже не помешает!
Штифт
Нравственное воспитание
- Отсутствие Серого : Эти истории просты; они черно-белые; они противопоставляют добро злу и учат детей тому, что правильно, а что нет (от 90 100 до 90 101) таким образом, что это очень легко увидеть. Дети слышат эти сказки, узнают главного героя и хотят быть героем, а не злодеем.
- Отблески Евангелия : Сказки преподают уроки ( любовь, честь, жертва, надежда, мужество, стойкость и справедливость) и, подобно притчам об Иисусе, позволяют детям лучше понять эти понятия через историю.
Когда-то вы, возможно, дважды подумали о том, чтобы проводить много времени за чтением сказок со своим дошкольником, но, надеюсь, теперь, когда вы увидели все преимущества, которые могут дать эти сказки, вы будете регулярно интегрировать их в свои дней.
Булавка
И прежде чем однажды утром вы проснетесь избитым и в синяках после ночи, проведенной на груде матрасов высотой в милю, прислушайтесь к этим сказочным советам экспертов:
- Проведите время, читая одни и те же истории снова и снова. Дети будут получать все больше и больше от этих сказок с течением времени.
- Несмотря на то, что есть несколько восхитительных иллюстрированных книг сказок, не бойтесь читать и версии без иллюстраций. Эти истории такие яркие; ваш ребенок, скорее всего, нарисует в уме гораздо более богатую картину, соответствующую тексту, чем все, что можно увидеть на странице.
- Вариации — это хорошо, но лучше всего оригинальные версии этих историй. Если вы находите оригинал слишком ужасным, подумайте о том, чтобы подождать, пока ваш ребенок подрастет, чтобы прочитать эту конкретную сказку.
- Не выбирай эти сказки на ночь. Даже если вы откажетесь от, возможно, ужасного оригинала в пользу укрощенной версии, проблемы, затронутые в этих историях, могут стать причиной того, что у вашего малыша будет беспокойный сон. Сохраните эти сказки для дневного времени!
Наконец, запрыгивайте на мою шею в лесу, чтобы прочитать мой пост «Сказочные сказки». Вы найдете отличный список текстовых сравнений, сборников рассказов и общих супервыборов для вашей библиотеки сказок, которые, несомненно, приведут к вашему собственному счастливому концу!
Быстро! Прежде чем вы уйдете, какая сказка является вашей любимой на все времена? Я хотел бы услышать!
Беттельхайм, Бруно.