«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Главная » «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Подготовили: воспитатели Белокудрина Н.Н., Евсюкова А.В.
Дата: 26.03.2020г.
 
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни чада и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Нравственный аспект.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим. Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Развивающий аспект
Тот искренний, жгучий интерес, который вызывает сказочное произведение у ребенка, объясняет развивающее значение сказки. Сказочное произведение развивает важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- внимание;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры. Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Познание мира
Важнейшее значение сказки еще и в том, что она позволяет ребенку видеть мир в его целостности. Проживая сказочный сюжет, он учиться сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками. Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же сказочную историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира. Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Психологи рекомендуют использовать сказку для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Малыш будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это – бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.
Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет малышу применить на практике элементарные правила безопасности.
Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Встречи героев».
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры».
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки».
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр».
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка».
Цели игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Роль сказки в воспитании детей
Детство – самая замечательна пора в жизни каждого человека, но, в то же время и самая сложная, так как именно в детстве формируется характер, усваиваются основы морали, приобретается воспитание. С самых древних времён вопрос воспитания детей был основным в любом обществе. Не так просто объяснить ребёнку правила жизни, ценность культурных традиций, и для того чтоб сделать это в наиболее подходящей для ребёнка форме, и были придуманы сказки.
Сказки – это не выдуманные истории для развлечения детей, они несут в себе глубокий смысл. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки.
В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.
Действие народной сказки развертывается на фоне родной природы. Ребенок видит и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, речка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают преодолеть препятствия. Картины природы помогают усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Кроме сказок, народом создано большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Разнообразные по содержанию, они уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так, в песенке «Сорока-ворона» каши не получает тот, кто не работал: дров не пилил, воду не носил.
Песенки забавляют ребёнка, сопровождают его игры, развивают чувство юмора, учат его мыслить. С первых месяцев жизни ребенок прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напевает ему мать, вкладывая в нее много теплоты и ласки. Веселые песенки, потешки связаны с движением и отличаются бодрым ритмом. Очень близки детям песенки о животных.
В народных песенках имеется большое разнообразие ритмов в зависимости от содержания – это или речитативная считалка, или плясовая потешка, или спокойная колыбельная песня. Первые музыкальные восприятия ребенок получает именно от напевов своих песенок.
Сказка создает благоприятные условия для возникновения у детей сопереживания герою, у некоторых из них одно прослушивание художественного текста еще не вызывает соответствующих эмоциональных переживаний. Чтобы лучше понять и более глубоко прочувствовать смысл сказки, детям необходимо воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме. Хорошей почвой в данном случае является насыщенность сказки диалогами, динамизм действия, характерные роли-маски.
Таким образом, сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. К сожалению, современные произведения утеряли свой главный смысл – смысл поучения и воспитания, именно поэтому детям до сих пор полезнее читать русские народные сказки, ведь именно на них воспитывались многие поколения, наши бабушки, матери, мы. Именно древнее народное творчество заложило в нас моральную основу. Благодаря им мы научились видеть грань между добром и злом, испытывать чувства сострадания, поняли важность таких качеств, как уважение, прощение. И потому на этих сказках нам легче всего воспитывать и своих детей.
Многие до сих пор задаются вопросом – почему нашим детям следует читать и смотреть именно русские народные сказки? – тому есть несколько причин. Но в первую очередь это связанно с культурной принадлежностью, сказки каждой страны несут в себе основы морали, культуры и традиций каждого отдельного народа, а детям лучше знакомиться с культурой страны, в которой они живут. Ещё одной причиной тому, что нашим детям полезнее читать русские сказки, является и то, что русские сказки легче для восприятия, что очень важно для ребёнка.
Пугливому и робкому ребёнку полезно почитать сказку «О трусливом зайце», жадному, эгоистичному — «О рыбаке и рыбке», «Три жадных медвежонка», капризной девочке — «Принцесса на горошине» и т.д. Если у вашего ребёнка эмоциональные проблемы (он тревожен, агрессивен или капризен), попробуйте сами сочинить для него сказку, где герои и их приключения будут помогать решать ребёнку его проблему (страх, неуверенность, одиночество, грубость и т.
Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, только родителям надо помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.
Произведения устного народного творчества – большое искусство слова. Четкая, стройная композиция, увлекательная фантазия волшебной сказки, яркие образы героев, выразительный и предельно лаконичный язык, ритмичность, законченность сюжета короткой песенки делают эти произведения высокохудожественными по форме. Они всегда будут пользоваться большой любовью детей.
Перейти в раздел «Народные сказки»
Блог : Значение сказок для детей
Вернуться к блогу
Значение сказок для детей
Сказки — это, как правило, рассказы для детей, в которых фигурируют причудливые и чудесные персонажи, такие как эльфы, гоблины-волшебники и феи. Термин «фея» относится не только к феям, но и к фантастической и волшебной обстановке в истории. Сказки, чаще всего традиционные и передаваемые устно из поколения в поколение. Эти истории больше, чем просто счастливый конец. Они изображают настоящие моральные уроки через персонажей. Эти истории увлекательны и помогают повысить силу воображения и творчества ребенка.
Сказки помогают детям понять окружающий мир. Они узнают, что такое добродетель и что такое пороки. Эксперты дошкольного образования говорят, что сказки важны, потому что они позволяют детям испытать вещи в уме, прежде чем они испытают их в реальном мире. В этих историях может случиться что угодно, но в конце истории есть решение. Дети узнают, что у многих проблем, с которыми вы можете столкнуться в реальной жизни, должно быть решение. Сказки учат детей быть оптимистами.
По словам воспитателей дошкольного учреждения Chino Hills, CA , сказки учат детей, как справляться с основными человеческими конфликтами, желаниями и отношениями здоровым образом. Регулярное прослушивание этих историй помогает детям приобрести навык здраво решать жизненные проблемы, улучшает качество жизни, учит быть счастливым даже в тяжелой ситуации, любить людей.
Некоторые родители сомневаются в силе сказок. Они думают, что сказки делают детей непрактичными. Обращаясь к этим родителям, детские психологи вместе с экспертами по уходу за детьми на семинаре в начальной школе в Чино-Хиллз, штат Калифорния, говорят, что сказка — прекрасная вещь и приносит неисчислимую пользу детям.
- Сам великий ученый Альберт Эйнштейн делал упор на сказки. Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были более умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок».
- Метод рассказывания играет важную роль в раннем развитии грамотности детей. Дети узнают новые слова из сказок, и это обогащает их словарный запас.
- Регулярная привычка рассказывать истории и слушать их перед сном укрепляет связь между родителями и детьми. В качестве сказок на ночь детские психологи предпочитают сказки для маленьких детей.
- Когда ваши дети слушают сказки, они узнают о различных жизненных проблемах и их положительном решении. Не бывает таких сказок, которые заканчиваются без решения проблемы. Они учат нас, что у каждой проблемы есть свое решение, и вы должны найти это решение. Сказки помогают улучшить навыки решения проблем детей.
- В сегодняшнем напряженном мире, где дети проходят через жесткую конкуренцию, сказки необходимы в терапевтических целях. Из большей части рассказа дети узнают, что каждый человек может пройти через обратную ситуацию. Но героически столкнуться с этим — величайшее испытание. Мир прекрасное место, и вы должны найти свое счастье. Это развивает у детей устойчивость.
Польза сказок
Сказки — это самые важные истории для детства. Эти истории больше, чем просто долго и счастливо, они показывают настоящие моральные уроки через характеры и добродетель, показанные в историях. Они не только очаровывают воображение юных умов, но и повышают их творческие способности и навыки рассуждения. Ребенок многому учится, просто слушая эти удивительные истории. Это также создает особую связь между родителями и детьми, когда родители читают сказки своим детям.
Сказки могут привести детей в страну фантазий, но по мере их взросления нравственные истины этих сказок остаются в их сердцах и умах.
Не все родители верят в важность сказок для детей. Но исследования показывают, что сказки приносят значительные положительные результаты в развитии юного ума.
Сказки также забавны и могут принести много пользы вашим детям; вот некоторые из них:
1. Раннее развитие грамотности
«Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок». ― Альберт Эйнштейн
Рассказывание историй играет важную роль в развитии ранней грамотности. Он действует как важный строительный блок грамотности. Детское воображение еще более расширяется при прослушивании сказок. Вы можете привлечь детей к обсуждению того, как страна фантазий или удивительные миры из этих историй могут отличаться или совпадать с нашим реальным миром. Благодаря такому взаимодействию с вашими детьми это поможет им легко выражать свои идеи.
Исследования также показывают, что регулярное рассказывание историй может помочь расширить словарный запас ребенка.
2. Навыки позитивного решения проблем
Дети учатся у героев рассказов, и это помогает им связать ситуацию со своей жизнью. Истории показывают детям, как сохранять позитивный настрой среди любых тревог, сражений и проблем в жизни. Это также учит их навыкам критического мышления.
3. Повышение устойчивости детей
Современный мир можно рассматривать как пугающее место. Многие семьи и особенно дети могут испытывать огромный стресс. В такой ситуации дети должны знать, что плохие вещи случаются со всеми. Сказки могут помочь им развить эмоциональную устойчивость, помогая им связать истории с проблемами реальной жизни, где большую часть времени герой побеждает. Эти истории показывают им, что все мы сталкиваемся с жизненными трудностями и что они всегда должны быть готовы и верить, что могут добиться успеха в жизни.