Лечение СДВГ у детей | Семейный доктор
- Главная >
- О клинике >
- Публикации >
- Неврологические проблемы у детей, мешающие ребенку учиться (СДВГ, рассеянность)
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности, другими словами, ребенок страдает рассеянным вниманием и находится в постоянном движении.
Распространенность этого диагноза среди детского школьного возраста 3-7% (в некоторых странах достигает до 14%), синдром входит в группу нейропсихиатрических расстройств. Мальчики страдают этим расстройством в 9 раза чаще чем девочки.
Для педагогов это очень «неудобные» дети, так как учитель постоянно отвлекается на такого ребенка, чтобы сделать замечание. В итоге страдают все, так как частые прерывания мешают подаче и усвоению материала.
Но больше всех страдает сам ребенок с диагнозом СДВГ. Ведь за счет своей невнимательности он не до конца слушает, не точно понимает задание, выполняет его по-своему, часто неверно, что приводит к низкой оценке.
У таких детей чаще всего интеллект соответствует возрасту, однако они страдают дисграфией (делают частые ошибки), дисорфорграфией, лексико-грамматическими нарушениями, дискалькулией (испытывают проблемы с арифметикой).
Родители таких детей обращаются к неврологу с различными жалобами. Одни приходят с развернутой характеристикой от педагога и психолога, где описывается его девиантное поведение, а так же проблемы в учебе. Другие рассказывают, что ребенок очень раним, плаксив и раздражителен, а после осмотра и тестирования такого ребенка, ставится диагноз СДВГ.
СДВГ симптомы
Родители часто злятся на своё чадо, но делать этого категорически нельзя! Почему? Я постараюсь вам объяснить с точки зрения нейронауки.
1. У детей этой группы отмечается гипофункция лобных долей головного мозга (лобные доли отвечают за мотивацию, планирование, цели, целенаправленное поведение, а также обладают тормозными функциями).
2. Обнаружено, что у таких детей нарушено соотношение нейротрасмиттеров ЦНС (допамина, серотонина, норадреналина), а также N-ацетиласпартата, глутамат/глутамина и др.
3. При проведении ЭЭГ часто регистрируются косвенные признаки нарушений при СДВГ: больше медленных волн и меньше бета-волн по сравнению с нормой, реакция активации часто не выражена.
То есть понятно, что ребенок в этом не виноват, он наделен таким головным мозгом и ему приходится жить с такой управляющей ЦНС и от того, что мы раздражаемся, кричим, унижаем и наказываем его, мы не поможем, а только усугубим проблему.
СДВГ лечение
Ну, во-первых, нужно обратиться к специалисту, который установит верный диагноз. Ведь может оказаться, что у вашего чада совсем не СДВГ.
Во-вторых, выполнять рекомендации, которые вам даст невролог или детский психиатр. Таким детям обязательна медикаментозная терапия, с ней и поведенческая и когнитивная адаптация проходит намного эффективнее. Пока школьник получает медикаментозное лечение, у него улучшаются все показатели, одновременно с этим ребенок взрослеет и его собственные функции созревают. Параллельно с этим родители должны серьёзно озаботиться психологией воспитания таких детей, посещать семейного психолога, читать литературу о воспитании детей с СДВГ.
В-третьих, такие ребятишки обязательно должны посещать какую-нибудь секцию, им необходимы физические нагрузки. Желательно не групповые виды спорта, а индивидуальные.
И обязательно любите этих чудесных и энергичных мальчиков и девочек, и они отблагодарят мир своей неповторимостью, яркостью, искрометностью, неиссякаемой энергией, множеством неординарных идей. Верьте в них, поддерживайте, доверяйте им и ваша жизнь будет наполнена счастьем!
Информацию для Вас подготовила:
Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием Детском корпусе на Усачева.
Возврат к списку публикаций
Врачи
О врачеЗапись
Разина Елена Евгеньевна
врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники
Детский корпус на Усачева
Услуги
- Боли в спине – причины и лечение
- Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – причины и лечение
- Вызов детского врача-невролога на дом
- Вызов невролога на дом
- Головные боли в затылке – причины и лечение
- Головокружение и потеря координации – причины и лечение у взрослых
- Головокружение у пожилых людей – причины и лечение
- Дорсопатия (лечение болей в спине)
- Задержка речевого развития (ЗРР)
- Калькулятор риска нарушения дыхания во сне
- Консультация детского невролога
- Консультация невролога
- Лечение болезни Альцгеймера
- Лечение болезни Паркинсона
- Лечение депрессии
- Лечение и восстановления после инсульта
- Лечение межпозвонковой грыжи поясничного и шейного отдела
- Лечение мигрени (головной боли)
- Лечение нарушений сна
- Лечение невралгии
- Лечение неврозов
- Лечение нервных тиков
- Лечение остеохондроза
- Лечение панических атак
- Лечение психовегетативных расстройств (ПВР)
- Лечение рассеянного склероза
- Лечение шейного остеохондроза
- Люмбалгия (лечение болей в пояснице)
- Нарушение мозгового кровообращения – причины и лечение
- Невриты
- Невроз и невротические реакции у детей
- Нейрофизиологическое тестирование
- Онемение верхних конечностей (рук) – причины и лечение
- Онемение конечностей – причины и лечение
- Онемение нижних конечностей (ног) – причины и лечение
- Остеохондроз грудного отдела позвоночника
- Остеохондроз поясничного отдела позвоночника
- Паравертебральная блокада
- Постоянные головные боли – причины и лечение
- Прием невролога-сомнолога
- Рентгенография черепа
- Торакалгия (лечение болей в грудном отделе)
- Цефалголог
- Энцефалопатия
- Эпилепсия
Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения
Подтверждаю Подробнее
СДВГ
Гипоксия плода
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.
Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.
Разновидности СДВГ
Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т. д.
Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.
В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.
Возможные причины гиперактивности ребенка
Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.
Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.
К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.
К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.
Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.
Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Заболевания, при которых развивается СДВГ
К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.
Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.д.
Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.
К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка
Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.
Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.
Диагностика и обследования при СДВГ
Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.
К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:
- электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.
2 840 руб Записаться
Нейросонография
Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого …
2 690 руб Записаться
КТ головного мозга и черепа
Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.
4 590 руб Записаться
МРТ головного мозга
Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.
5 140 руб Записаться
Что делать при СДВГ
В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.
Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.
Избыточная активность ребенка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.
Лечение СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.
Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.
Источники:
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Рекомендации
Желудочно-кишечное кровотечение
480 29 Сентября
Кишечные колики
4380 28 Сентября
Экзантема
4403 12 Сентября
Показать еще
Энцефалит
Желтуха
Аутизм
Церебральный паралич
Гипоксия плода
Менингит
Глухота
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Гипоксия плода
Родовая травма
Аденоиды
Рахит
Неправильный прикус
Прикус – это особенности положения зубных рядов при смыкании челюстей. В норме прикус обеспечивает контакт всех зубов верхней и нижней челюстей, что дает возможность осуществлять полноценное откусывание и жевание пищи.
Подробнее
Инсульт
Энцефалит
Черепно-мозговая травма
Гипоксия плода
Заикание
Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Невус
Меланома
Изменение родинки
Родинки: причины появления, при каких заболеваниях возникают изменения, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Герпес
Невралгия
Боль в области лица (лицевые боли)
Боль в лице относится к категории болевых синдромов, диагностика которых наиболее трудна. Лицевые боли могут иметь в своей основе заболевания различных органов или систем или возникать из-за поражения нервных волокон (в первую очередь черепных нервов).
Подробнее
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос или выберите врача, или услугу из списка.
Врач не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите врача из списка
Медицинский офис не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите медицинский офис из списка
Терапевт Травмотолог-ортопед Эндокринолог Уролог Гинеколог Врач ультразвуковой диагностики Врач-кардиолог Врач-педиатр
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос
Спасибо!
Вы успешно записались на прием
Подробную информацию отправили на вашу электронную почту
Подпишитесь на наши рассылки
Введите e-mail
Даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
| Синдром дефицита внимания и гиперактивности: лечение у детей СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) – поведенческое и эмоционально-волевое расстройство, в результате которого ребенок испытывает сложности концентрации внимания, усидчивости, удержания одной или нескольких инструкций, часто «пропускает всё мимо ушей», неуспешен при освоении школьной программы. Такие дети не могут долго усидеть на одном месте, нетерпеливы, импульсивны, порой, капризны, их действия часто хаотичны и бесцельны.
Нередко родители и воспитатели путают данные симптомы неврологического заболевания с характерологическими особенностями личности ребенка. Поэтому дети надолго остаются без должного внимания специалистов, что чревато развитием различных неблагоприятных проявлений.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто плохо учатся, в будущем подвержены антисоциальным изменениям (склонны к алкогольной, наркотической зависимости). У таких детей увеличивается риск возникновения головных болей, неврозов, тиков. Часто развиваются заболевания сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, нарушения сна и другие неблагоприятные факторы.
Главная опасность данного нарушения таится в том, что внешние проявления и симптомы заключаются в том, что ребенок производит впечатление очень активного и энергичного, переполненного энергией. Родители решают, что малышу не хватает мест, где он может выплеснуть всю свою энергию, и начинаю водить ребенка на все возможные спортивные кружки и секции. Так образом ребенок психологически и эмоционально начинает истощаться. Помните, гиперактивному ребенку из спортивных секций показано только плавание!!! Внешняя активность – обманчива, таким образом ребенок лишь самостимулируется, пытаясь сконцентрироваться и удержать инструкцию.
Высококвалифицированные специалисты нейрологопедического центра «Выше радуги» успешно занимаются лечением СДВГ в Москве.
Причины развития СДВГ у детей
Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:
1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.
Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.
Виды
Выделяют 3 вида синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
- С преобладанием гиперактивности. Чаще встречается у мальчиков. Они не могут оставаться на одном месте, имеют «полевое» поведение, нетерпеливы и беспокойны.
- С преобладанием дефицита внимания. Чаще наблюдается у девочек. Им тяжело сосредоточиться на одном виде деятельности, внимание распыляется на внешние раздражители.
- Смешанный вид, когда гиперактивность и дефицит внимания выражены в равной степени.
Лечение СДВГ в Москве в центре «Выше радуги» корректирует любой вид поведенческих нарушений.
Ранние признаки СДВГ
Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:
- Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
- Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
- При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
- «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.
До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.
Основные симптомы СДВГ
К основным признакам патологии относятся:
- Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
- Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
- Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.
Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.
Нервная система ребенка с СДВГ не способна адекватно воспринимать поступающие извне раздражители, и такое поведение является попыткой защититься от внешних факторов окружающей среды. Нервная система малыша часто истощена, нейродинамика очень низкая. Малыш быстро утомляется особенно от интеллектуальной деятельности, которая требует планирования и длительной концентрации внимания. Ребенок подсознательно стремится убежать от такой деятельности, со стороны кажется, что малыш берется за всё и быстро бросает, не доделав до конца.
Лечение СДВГ в нейрологопедическом центре «Выше радуги»
Нейропсихологи нашего центра имеют огромный опыт безмедикаментозного лечения СДВГ у детей с 3 до 18 лет. При правильно выстроенной коррекционной программе, ваш ребенок сможет развиваться согласно возрасту, откроет в себе новые таланты, вырастит самодостаточной и гармоничной личностью.
Специалисты составляют индивидуальную программу нейропсихологической коррекции и поведенческой терапии для каждого ребенка в отдельности. Психолог работает и с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания.
Революционные методики развития особых возможностей головного мозга, наряду с инновационным оборудованием, гарантируют положительный результат лечения СДВГ у детей. В нашем центре работают лучшие специалисты, прошедшие жесткий отбор и стажировку в США, Германии и Франции. В программу нейропсихологической коррекции интегрируется сенсорная интеграция, кинезиологические упражнения, занятия в спелеотерапевтической пещере, сенсорной комнате, в нейродинамическом парке, нейролабиринте, на нейродроме, в нейросетке. Нейропсихологи нашего центра создают программу коррекции с подключением нейроакустических и ритмотерапевтических методик.
Родители должны помнить, что чем раньше начинается индивидуальная коррекционная работа, тем быстрее и устойчивее будут результаты, а к нейропсихологическим проблемам не присоединятся психологические сложности и неуверенность в себе. Но важно, чтобы работа строилась не по шаблонам, а по строго индивидуальной программе, составленной для конкретного ребенка на основании грамотного диагностического обследования, включающего в себя аппаратное обследование ВПФ.
Контактные телефоны
8 (903) 520-03-54
Ваш вопрос
[recaptcha id:capt]
НАШ АДРЕС
МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483
Лицензия
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это длительная проблема, которая приводит к плохой концентрации и контролю импульсов. Это может повлиять на обучение ребенка и социальные взаимодействия, а также может оказать большое влияние на функционирование семьи.
По оценкам, каждый 20-й ребенок в Австралии страдает СДВГ. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Точные причины СДВГ неизвестны, но, как правило, он передается по наследству, поэтому определенную роль играют гены. СДВГ не вызван плохим воспитанием.
При хорошей поддержке дома и в школе и, в некоторых случаях, медикаментозном лечении ребенок с СДВГ может жить успешной жизнью.
Признаки и симптомы СДВГ
К основным признакам и симптомам СДВГ относятся:
- невнимательность – трудности с концентрацией внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой без завершения
- импульсивность – действовать без раздумий, болтать поверх других, легко терять контроль над эмоциями, склонность к несчастным случаям
- повышенная активность – постоянное суетливость и беспокойство.
У некоторых детей есть СДВГ, но без гиперактивности. У этих детей проблемы с концентрацией внимания и концентрацией внимания, они могут быть забывчивыми и легко отвлекаться. Иногда для описания этого состояния используется термин «невнимательный СДВГ».
Важно помнить, что все маленькие дети имеют ограниченную продолжительность концентрации внимания и иногда делают что-то, не думая, но лишь у некоторых есть СДВГ. Однако, если у вашего ребенка есть симптомы СДВГ, которые вызывают проблемы у вашего ребенка, вам следует обследовать ребенка на СДВГ и связанные с ним проблемы.
Когда обращаться к врачу
Диагноз СДВГ должен быть поставлен обученным и опытным медицинским работником. Если вы беспокоитесь о своем ребенке, сначала обратитесь к своему терапевту. Они могут организовать направление к педиатру или детскому психологу, которые смогут оценить вашего ребенка.
Важно убедиться, что симптомы не вызваны чем-то другим, что может потребовать другого лечения. Теста на СДВГ не существует — оценка проводится с использованием широкого спектра информации, предоставленной как семьей, так и школой вашего ребенка. Другие медицинские работники, такие как логопед, также может принять участие в оценке вашего ребенка.
Большинство детей с СДВГ также имеют другие сопутствующие проблемы, такие как трудности в обучении, проблемы со сном или тревожность. Их необходимо оценивать и контролировать вместе с СДВГ.
Лечение СДВГ
Вы можете помочь своему ребенку справиться с симптомами СДВГ, используя стратегии позитивного воспитания, а также ряд стратегий дома и в классе. К ним относятся соблюдение распорядка, развитие социальных навыков и планирование среды обучения вашего ребенка. Иногда консультации для вашего нужен ребенок или семья. Смотрите наш информационный бюллетень СДВГ — способы помочь детям в школе и дома.
Если после применения этих стратегий симптомы вашего ребенка все еще оказывают большое влияние на его жизнь, ваш врач может порекомендовать лекарства.
Стимулирующие препараты
Наиболее эффективным методом лечения симптомов СДВГ являются стимулирующие препараты, которые являются стандартным средством лечения детей с СДВГ с 1970-х годов. Около одного-двух процентов детей в Австралии прописывают стимулирующие препараты.
Стимуляторы воздействуют на участки мозга, участвующие в управлении вниманием и возбуждением (настороженность и бодрствование). Эти лекарства значительно улучшают концентрацию, контроль импульсов и гиперактивность примерно у 80 % детей с СДВГ.
Двумя наиболее распространенными стимуляторами, используемыми в Австралии, являются метилфенидат и дексамфетамин. Оба имеют схожие действия и побочные эффекты. Стимуляторы могут быть короткого действия или длительного действия. Формы короткого действия обычно действуют от трех до четырех часов, в то время как формы длительного действия могут длиться от шести до 12 часов.
В Австралии стимулирующие препараты регулируются и могут назначаться только педиатрами, детскими психиатрами или неврологами (и в некоторых случаях врачами общей практики).
Стимулирующие препараты, вероятно, являются наиболее изученными из всех препаратов, назначаемых детям. Они не вызывают привыкания в дозах, используемых для лечения СДВГ. Некоторые дети принимают их только в школьные дни и не испытывают эффекта отмены по выходным.
Также доступны нестимулирующие препараты, например, атомоксетин (Strattera), клонидин и гуанфацин (Intuniv). Эти лекарства могут быть полезны для некоторых детей с СДВГ, например, для тех, кто испытывает побочные эффекты от стимуляторов.
Побочные эффекты стимуляторов
Наиболее частым побочным эффектом стимуляторов является снижение аппетита (особенно во время обеда), что иногда может влиять на увеличение веса. Менее распространенные побочные эффекты включают:
- боли в животе
- головные боли и головокружение
- трудности с засыпанием
- ребенок становится раздражительным, замкнутым или очень эмоциональным.
У некоторых детей вообще не будет побочных эффектов. Если побочные эффекты действительно возникают, с ними часто можно справиться, изменив дозу или время приема лекарства. Если возникают более серьезные побочные эффекты, прием стимуляторов можно немедленно прекратить без необходимости медленного снижения дозы. доза. Эффектов отмены нет.
Возможно, что стимуляторы могут оказывать незначительное влияние на рост (рост) некоторых детей, поэтому это необходимо контролировать вместе с их весом.
Стимулирующие препараты могут вызвать незначительное повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Крайне маловероятно, что это вызовет какие-либо проблемы у детей с нормальным сердцем. Вашему ребенку могут потребоваться анализы перед началом приема стимулирующих препаратов, если у него есть известная аномалия сердца или кровеносных сосудов, или семейная история проблем с сердцем.
Последующее наблюдение
Дети, принимающие стимулирующие препараты, должны находиться под наблюдением своего лечащего врача. Это должно происходить регулярно на ранней стадии лечения и не реже одного раза в шесть месяцев, пока ребенок принимает стимуляторы. В частности, следует проверить рост, вес, частоту сердечных сокращений и артериальное давление.
Рыбий жир – что говорят исследования
Существует множество немедикаментозных методов лечения, которые могут быть полезны для некоторых детей с СДВГ, например рыбий жир. Исключительные диеты обычно не помогают, но важно правильное питание.
Ключевые моменты, которые следует помнить
- Дети с СДВГ невнимательны, импульсивны и иногда сверхактивны, но не у всех детей с такими симптомами есть СДВГ.
- Ни один тест не может диагностировать СДВГ – оценка врачом или психологом включает сбор информации от семей и школ.
- Стратегии позитивного воспитания, школьная поддержка и консультирование могут помочь большинству детей с СДВГ.
- Стимулирующие препараты являются наиболее эффективным средством для лечения симптомов СДВГ.
- У большинства детей с СДВГ есть и другие проблемы, требующие решения, такие как трудности в обучении, тревога и проблемы со сном.
Для получения дополнительной информации
- Информационный бюллетень Kids Health Info: СДВГ – способы помочь детям в школе и дома
- Доктор Марджи: Как вовремя распознать СДВГ и получить правильное лечение
- СДВГ Австралия
- Сеть «Воспитание детей»: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Общие вопросы, которые задают нашим врачам
Мой дошкольник очень гиперактивен и импульсивен. Можно мне его проверили на СДВГ?
Обычно детям должно быть не менее пяти лет, чтобы пройти обследование на СДВГ. У многих детей младшего возраста проявляются признаки СДВГ, но это нормальное поведение для их возраста. В некоторых случаях, особенно при наличии сильного семейного анамнеза СДВГ, ребенка можно обследовать в более раннем возрасте. Обсудите это с врачом вашего ребенка.
Если у моего ребенка нет СДВГ, что еще может быть причиной? ее поведение?
Может быть ряд причин невнимательности, импульсивности или гиперактивности детей, например, проблемы со здоровьем или эмоциональные проблемы, трудности в обучении или недостаток сна. Поговорите со своим лечащим врачом, если вы беспокоитесь.
Перерастет ли мой ребенок СДВГ?
У некоторых взрослых есть СДВГ, и у вашего ребенка могут быть симптомы СДВГ, когда он вырастет. Большинство детей лучше справляются со своими симптомами по мере взросления, и у многих людей симптомы исчезают к тому времени, когда они становятся взрослыми.
Действительно ли моему ребенку нужны лекарства? Это вызывает привыкание?
Если позитивные стратегии воспитания, школьная поддержка и консультирование не помогли, а симптомы вашего ребенка мешают его социальной, эмоциональной или школьной жизни, ваш врач может порекомендовать стимулирующие препараты. Доказано, что стимулирующие препараты лучший способ лечения симптомов СДВГ. Стимуляторы, назначаемые детям с СДВГ, считаются чрезвычайно безопасными, и они, вероятно, являются наиболее изученными из всех лекарств, назначаемых детям. В дозах, которые назначают детям для лечения СДВГ, стимуляторы не вызывают привыкания.
Разработано отделением общей медицины Королевской детской больницы и Центром общественного детского здоровья. Мы признательны за вклад потребителей RCH и опекунов.
Рассмотрено в феврале 2021 г.
Kids Health Info поддерживается Фондом Королевской детской больницы. Чтобы сделать пожертвование, посетите www.rchfoundation.org.au.
Облегчение СДВГ без лекарств
Из-за своего синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) 10-летний мальчик редко даже пытался отвечать на вопросы в рабочих листах по математике и словесности, которые его учительница четвертого класса задавала ученикам выполнить во время урока. Мало того, он часто беспокоил студентов, которые это делали.
Затем учительница внесла важное изменение в рабочие листы мальчика: она записала на них правильные ответы невидимыми маркерами, чтобы мальчик мог показать правильный ответ, закрашивая пустое место, как только закончит вопрос. Учитель также случайным образом вставлял звезды, которые он мог раскрыть, раскрашивая, и сказал ему, что он получит награду за сбор четырех звезд. Стратегия окупилась: вскоре мальчик стал отвечать на все вопросы и ответил правильно на 84 процента из них.
Немедленная обратная связь — это лишь один из многих простых и эффективных поведенческих подходов к улучшению внимания детей, говорит психолог Нэнси А. Ниф, доктор философии, которая описала эксперимент с невидимыми маркерами в главе о лечении СДВГ, в соавторстве с которой она выступила в «APA 2012». Справочник по анализу поведения». Поскольку СДВГ затрагивает примерно 7 процентов американских детей в возрасте от 3 до 17 лет, психологи разрабатывают поведенческие вмешательства, которые родители, учителя и другие лица могут использовать, чтобы помочь детям сосредоточиться и контролировать свои импульсы. Другие проводят исследования, которые показывают, что больше упражнений и более продолжительный сон могут помочь.
Это хорошая новость для детей, говорит Ниф, который считает, что родители, учителя и педиатры иногда слишком спешат прописывать лекарства от СДВГ.
«Особенно в случае со стимулирующими препаратами, которые являются наиболее распространенным средством лечения СДВГ, мы очень мало знаем о долгосрочных побочных эффектах», — говорит Ниф, профессор специального образования в Университете штата Огайо. .
И лекарства не решают проблемы, связанные с успеваемостью детей и отношениями с членами семьи, сверстниками и другими людьми. «Несмотря на то, что лекарства могут быть эффективными и очень полезными, это не панацея», — говорит Ниф.
Поведенческие вмешательства
Удивительно, но немедикаментозные подходы также вызывают споры, особенно среди медицинского сообщества.
«Если вы читаете профессиональные руководства для психиатров, а иногда и педиатров, то увидите, что лечение детей с СДВГ делается фармакологическим», — говорит Грегори А. Фабиано, доктор философии, адъюнкт-профессор психологического консультирования, школьной и педагогической психологии в Государственный университет Нью-Йорка в Буффало.
Этот уклон в сторону фармакологических подходов берет свое начало в крупном исследовании, проведенном Кооперативной группой мультимодального лечения СДВГ (MTA), опубликованном в 1999 в Архиве психиатрии . Исследование, в котором сравнивались медикаментозное лечение, интенсивное поведенческое лечение, комбинированный подход и стандартная общественная помощь, пришло к выводу, что медикаментозное лечение работает лучше всего. «Поле приняло этот результат и продолжило его», — говорит Фабиано.
Но с тех пор было опубликовано несколько статей об участниках первоначального исследования. «Они обнаружили, что некоторые из этих выводов могли бы быть сделаны, если бы вы просто посмотрели на непосредственные результаты лечения», — говорит он. «Если вы посмотрите, насколько хорошо они работают с течением времени, любые различия исчезнут».
В качестве примера он приводит статью 2007 года в Журнале Академии детской и подростковой психиатрии . Трехлетнее наблюдение за исследованием MTA показало, что, хотя медикаментозное лечение и комбинированный подход имели значительное преимущество при последующем наблюдении через 14 и 24 месяца, это преимущество со временем исчезло. Через 36 месяцев группы лечения существенно не отличались ни по одному показателю.
Собственная работа Фабиано, метаанализ, опубликованный в 2009 году в Clinical Psychology Review , обнаружили, что поведенческие методы лечения СДВГ очень эффективны. Фабиано и его соавторы изучили 174 исследования поведенческих методов лечения в 114 статьях. Эти виды лечения можно разделить на три широкие категории:
- Программы для родителей. Эти вмешательства сосредоточены на обучении родителей стратегиям, которые помогут их детям добиться успеха. Один из таких подходов состоит в том, чтобы застать детей в хорошем настроении. «Если вы думаете о типичном ребенке с СДВГ, его всегда замечают, когда он что-то портит», — говорит Фабиано. «Одна из вещей, которой мы пытаемся научить взрослых, — это также замечать их, когда они делают правильные вещи, а затем обозначать и комментировать это, чтобы привлечь внимание к хорошему поведению».
- Программы для учителей. Как и в примере с невидимым маркером, эти вмешательства предлагают учителям стратегии поведения в классе. Они включают в себя четкие, пошаговые инструкции для детей и объявление последствий невнимательности заранее. Еще один эффективный подход — управление непредвиденными обстоятельствами. С помощью этой стратегии дети получают ежедневные табели успеваемости, в которых указывается, насколько хорошо они достигли таких целей, как умение говорить по очереди или возвращать домашнее задание в класс. Когда они достигают этих целей, они получают награды.
- Лечебно-оздоровительные программы. В рамках этих программ дети с СДВГ взаимодействуют друг с другом в летних лагерях и подобных местах. Программы предлагают ремесла, спорт и традиционные занятия в лагере в дополнение к поведенческим вмешательствам. В отличие от обычного лечения СДВГ, эти вмешательства длятся весь день в течение нескольких недель. Программирование обычно включает в себя короткие занятия по обучению социальным навыкам, а также групповые игры с тренером, включающие стратегии управления в чрезвычайных ситуациях. Помимо изучения социальных навыков, участники также изучают спортивные навыки и навыки членства в команде.
«Многое из этого не является ракетостроением», — признает Фабиано. «Сложнее всего поддерживать эти вмешательства».
Но ключом является раннее вмешательство, говорит психолог Джордж Дж. ДюПоль, доктор философии, соавтор книги 2011 года «Маленькие дети с СДВГ: раннее выявление и вмешательство». Даже в рекомендациях по лечению Американской академии педиатров 2011 года говорится, что поведенческие стратегии должны быть первой линией лечения маленьких детей с СДВГ.
«Это учащиеся, которые поступают в детский сад и первый класс уже отстают в учебе и поведении и никогда не догоняют», — говорит ДюПол, заведующая кафедрой образования и социальных услуг в Педагогическом колледже Университета Лихай. «Раннее вмешательство в дошкольные годы дает возможность получить преимущество в попытках преодолеть разрыв между учащимися с проблемами внимания и их сверстниками».
В результате, по словам ДюПоля, поведенческие вмешательства следует начинать еще до того, как дети пойдут в школу. Он предлагает, чтобы родители могли познакомить дошкольников с занятиями по обучению грамоте и счету в раннем возрасте, чтобы дать им дополнительный старт, в котором они нуждаются. Психологи также могут научить семьи, как определить настоящую причину проблемного поведения детей с СДВГ и что с этим делать. Например, ребенок, который игнорирует указания, когда его просят убрать игрушки и прийти на ужин, может пытаться сообщить, что он хочет продолжать играть. Родители могут научиться перенаправлять такое поведение, обучая ребенка сообщать о своих желаниях устно, предупреждая его о предстоящих переходах и призывая к последствиям, когда он не следует указаниям — методы, которые также могут принести пользу детям, у которых нет СДВГ.
Психологи также могут научить других детей тому, как использовать такие методы, говорит ДюПоль. Например, воспитатель дошкольного образования, читающий дошкольникам сказку, может похвалить детей, которые не разговаривают с соседями. По словам ДюПоля, как только болтливый ребенок замечает эту похвалу и перестает говорить, учитель может «переключиться» на похвалу этого ребенка.
Изменение образа жизни
Здоровый образ жизни также может помочь детям с СДВГ, как и всем остальным, сохранять концентрацию. И в отличие от лекарств, это бесплатно.
Упражнения — это мощное вмешательство, говорит Мэтью Б. Понтифекс, доктор философии, доцент кафедры кинезиологии в Мичиганском государственном университете. Его исследования показывают, что даже несколько минут физической активности в день могут помочь детям с СДВГ игнорировать отвлекающие факторы, сосредоточиться на задачах и повысить успеваемость.
В исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Journal of Pediatrics , Понтифекс и его соавторы исследовали 40 детей младшего школьного возраста, половина из которых с СДВГ, в течение 20 минут бегали по беговой дорожке или спокойно читали. Независимо от того, был ли у них СДВГ или нет, дети лучше справлялись с тестами по математике и пониманию прочитанного после упражнений. Упражняющиеся с СДВГ лучше замедлялись и избегали повторения ошибок во время компьютерной игры.
Для психологов, говорит Понтифекс, выводы очевидны. «По крайней мере, физические упражнения могут быть основным фактором, который следует учитывать при лечении», — говорит он.
Есть и политические последствия, добавляет он. Школы вынуждены сокращать перемены и физкультуру, чтобы освободить место для предметов, которые помогут детям лучше сдавать стандартные тесты, объясняет он. «Это исследование дает некоторую эмпирическую основу для предположения о потенциальной пользе от возможности заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня», — говорит он.
Сон может быть еще одним бесплатным вмешательством, говорит психолог Реут Грубер, доктор философии, доцент кафедры психиатрии и директор лаборатории внимания, поведения и сна в Университете Макгилла. Ее исследование с типично развивающимися детьми без СДВГ показало, что даже всего лишь полчаса дополнительного сна могут уберечь детей от беспокойства в школе и улучшить их поведение. И наоборот, сокращение сна может привести к слезам, истерикам и разочарованию.
В статье, опубликованной в 2012 г. в Pediatrics , она и ее коллеги изучали влияние сна на 34 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Родителям половины детей сказали дать своим детям дополнительный час сна; остальным сказали сократить время сна на час. В то время как устройства, похожие на наручные часы, называемые актиграфами, которые носили дети, показали, что группа дополнительного сна в итоге спала в среднем всего на полчаса больше, этого небольшого увеличения было достаточно, чтобы получить заметные результаты. Согласно оценкам учителей, поведение улучшилось у детей, которые спали больше, и ухудшилось у тех, кто спал меньше.
Прошлые исследования показали, что дети с СДВГ склонны к гиповозбуждению, говорит Грубер. В отличие от взрослых, которые обычно замедляются, когда устают, дети с СДВГ или без него часто проявляют усталость, становясь гиперактивными.
«Снаружи они кажутся очень энергичными, но на самом деле все наоборот», — говорит Грубер. «Было высказано предположение, что одной из причин гиперактивности является то, что она помогает детям бодрствовать».
Ребекка А. Клэй, писательница из Вашингтона, округ Колумбия
Дошкольники и СДВГ — CHADD
Загрузить информационный бюллетень
Иногда дошкольники могут испытывать трудности с концентрацией внимания, выполнением указаний и ожиданием своей очереди. Такое поведение может быть обычным и соответствовать возрасту или указывать на необходимость оценки синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Как родитель, вы можете задаться вопросом, есть ли у вашего дошкольника СДВГ или он просто буйный и ведет себя типично для своего возраста. Этот информационный бюллетень расскажет вам больше о СДВГ у дошкольников и о том, что делать, если вы беспокоитесь о своем ребенке.
Могут ли дошкольники иметь или иметь диагноз СДВГ
Да. Детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ. Согласно Национальному исследованию здоровья детей 2010–2011 годов, приблизительно 194 000 дошкольников (в возрасте 2–5 лет) имели текущий диагноз СДВГ. Некоторые дети перерастают симптомы, а другие нет. Исследования показывают, что 3-летние дети с симптомами СДВГ гораздо чаще соответствуют диагностическим критериям СДВГ к 13 годам.
Как узнать, есть ли у моего дошкольника СДВГ
Дошкольники с СДВГ с большей вероятностью будут отстранены от школы или детского сада из-за их деструктивного поведения. У этих детей больше проблем с усвоением концепций в школе, и многие из них попадают в специальные учебные заведения в очень раннем возрасте по сравнению с детьми без СДВГ.
Как родитель, вы захотите узнать, в какой степени поведение вашего ребенка соответствует поведению, типичному для детей того же возраста. Спросите себя: «По сравнению с другими дошкольниками того же возраста, куда падает поведение моего ребенка». Разговор с учителями вашего дошкольника и/или воспитателями может помочь вам узнать, какое поведение является обычным для маленьких детей и не связано с расстройством, а что вызывает более серьезную озабоченность.
Что включает в себя обследование моего дошкольника на СДВГ
Чтобы поставить диагноз СДВГ, у ребенка должно быть определенное количество симптомов в течение как минимум 6 месяцев, которые проявляются более чем в одной сфере жизни. Например, если поведение вашего ребенка дома может выглядеть как СДВГ, но у него нет такого поведения вне дома, может быть другое объяснение. Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника СДВГ, вам следует поговорить со специалистом, обученным диагностике и лечению СДВГ, например, педиатром вашего ребенка, детским психиатром, психологом, клиническим социальным работником или другим квалифицированным специалистом по психическому здоровью. Также важно проверить вашего ребенка на наличие других заболеваний, таких как проблемы со зрением, слухом или сном, потому что иногда симптомы похожи на СДВГ.
Оценка дошкольников должна быть тщательной и соответствовать рекомендациям, изложенным Американской академией педиатрии (AAP) и Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP). В этих рекомендациях рекомендуется провести с вами подробный опрос, чтобы определить, как долго продолжаются симптомы, насколько они серьезны, как часто они возникают и в каких условиях. Вам и учителям вашего ребенка или воспитателям будет предложено заполнить анкеты с оценочными шкалами для оценки поведения вашего ребенка. Специалист по СДВГ проведет подробный обзор школьных и медицинских карт вашего дошкольника, поговорит с вашим ребенком и понаблюдает за ним напрямую, а также проверит наличие других заболеваний, которые могут быть у вашего ребенка наряду с СДВГ. Специалист может также предложить другие психологические тесты, чтобы помочь понять сильные и слабые стороны вашего дошкольника в навыках обучения и мышления, а также выявить трудности в обучении.
Каковы симптомы СДВГ у детей
Диагноз СДВГ ставится на основании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM 5). В руководстве перечислены три проявления СДВГ — невнимательный, гиперактивно-импульсивный и комбинированный, а также симптомы для каждого из них.
Невнимательный
- Не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности
- С трудом удерживает внимание
- Не слушает
- Пытается выполнить инструкции
- Проблемы с организацией
- Избегает или не любит задачи, требующие много размышлений
- Теряет вещи
- Легко отвлекается
- Забывчив в повседневной деятельности
Гиперактивный Импульсивный
- Непоседа руками или ногами или извивается на стуле
- С трудом удерживается на месте
- Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
- Трудно заниматься тихой деятельностью
- Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя так, как будто ими управляет мотор
- Чрезмерно болтает
- Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
- Сложность ожидания или очереди
- Прерывает или вторгается в других
Комбинированный, невнимательный и гиперактивно-импульсивный
- Имеет симптомы из обоих вышеперечисленных списков
Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому с возрастом дети могут иметь разные проявления.
Каковы причины СДВГ
Исследования еще не определили точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:
- мать курит сигареты или употребляет алкоголь во время беременности
- воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
- преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
- черепно-мозговая травма
Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.
Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут усугубить симптомы СДВГ у некоторых детей:
- слишком много смотреть телевизор
- есть сахар
- семейный стресс (бедность, семейная травма)
Почему важно лечить СДВГ у моего дошкольника в раннем возрасте
Дошкольники с СДВГ чаще испытывают трудности в детском саду или школе, включая проблемы в отношениях со сверстниками, учебе и повышенный риск травм. Ранняя диагностика важна, чтобы ваш ребенок мог получить необходимую помощь, чтобы свести к минимуму эти проблемы.
Даже для дошкольника, у которого могут быть некоторые симптомы, но нет СДВГ, в эти ранние годы происходит значительное развитие мозга. Это оптимальное время для того, чтобы дети научились позитивному поведению, а вы — для того, чтобы узнать, как эффективно помочь вашему ребенку учиться. Лучше решать проблемное поведение раньше, чем позже.
Как следует лечить СДВГ у дошкольников
Что касается лечения детей дошкольного и детсадовского возраста, AAP требует в первую очередь поведенческих методов лечения, а медикаментозного лечения только при необходимости. Поведенческая терапия от детских и подростковых терапевтов, специализирующихся на СДВГ, предоставит как родителям, так и детям методы обучения и закрепления позитивного поведения и навыков. Это поможет дошкольнику с СДВГ успешно функционировать дома и в школе.
Когда лекарства прописаны, AAP рекомендует детям в возрасте 4-5 лет начинать пробное лечение метилфенидатом, начиная с низкой дозы. Поскольку дети по-разному реагируют на лекарства, то, что может помочь одному ребенку, может не помочь другому. Медицинский работник может отрегулировать дозу, чтобы определить, помогает ли она, требуется ли другое лекарство или присутствуют ли какие-либо побочные эффекты. Лечение СДВГ является сложным, и важно постоянно наблюдать за детьми, чтобы убедиться, что лечение работает. Это включает в себя периодическое повторение оценок по оценочной шкале, чтобы убедиться, что лекарства и поведенческая терапия оказывают желаемый эффект. Кроме того, Рабочая группа дошкольной фармакологии AACAP рекомендует дошкольникам, принимающим лекарства от СДВГ, прекращать прием лекарств (под руководством лечащего врача) через 6 месяцев, чтобы переоценить симптомы и решить, следует ли продолжать прием лекарств.
Что такое поведенческое обучение родителей и чем оно может помочь мне и моему ребенку
Дети с СДВГ могут не обладать навыками и поведением, благодаря которым они получают положительное внимание. Часто они склонны плохо себя вести и попадают в ситуации, когда их наказывают чаще, чем других детей. Это может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к усилению проблемного поведения. Родители и опекуны (воспитатели детских садов, воспитатели дошкольных учреждений и другие лица, обеспечивающие уход) могут научиться управлять поведением дошкольников с СДВГ, узнав о расстройстве и пройдя обучение родителей использованию поведенческих методов.
Программы обучения родителей, проводимые обученными терапевтами, могут дать воспитателям инструменты и стратегии помощи детям с СДВГ. Обзор, проведенный Агентством исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ) в 2010 году, показал, что эффективные программы:
- помогают родителям развивать позитивные отношения со своим ребенком
- рассказать им о том, как развиваются дети
- помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины
Программы поведенческого обучения родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:
- Triple P (Программа позитивного воспитания)
- Программа «Невероятные годы для родителей»
- Терапия взаимодействия родителей и детей
Другие программы, ориентированные на те же элементы, также могут быть полезны.