Сдвг симптомы у детей: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

Симптомы СДВГ у детей школьного возраста и подростков

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство поведения, характеризующееся пониженным вниманием и повышенной активностью ребенка.

У школьников встречаются несколько разновидностей этого синдрома. СДВГ в каждом случае затрагивает области мозга, которые отвечают за способность способность концентрироваться и удерживать внимание на предмете, и возбуждения — дети неусидчивы, импульсивны, вспыльчивы вплоть до агрессии. Ребенок или подросток не может долго усидеть на одном месте, рассеян, склонен совершать необдуманные действия, не осознавая их последствия. Его настроение часто меняется, он то взвинчен, весел, говорит без умолку, то наоборот, мрачен и молчалив.

Как отличить СДВГ от педагогических проблем и особенностей характера? Мы можем говорить о медицинских проблемах, когда перечисленные особенности проявляются ярко и стабильно, независимо от ситуации, и мешают ребенку жить полноценной жизнью, учиться, строить отношения с окружающими, когда под влиянием импульсов он не может контролировать свое поведение. Чаще всего проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности заметны с раннего детства, с возрастом они становятся частью характера и формируют определенный тип личности.

На что следует обратить внимание родителям?

Подвижный и активный малыш-дошкольник не всегда вызывает тревогу у родителей, особенно если он не посещает детский сад. В школе появляются четкие требования к поведению ребенка, возрастает умственная и психологическая нагрузка. Поэтому в период школьного обучения многие дети начинают более ярко проявлять признаки имеющихся расстройств нервной системы.

Детям с СДВГ сложно сидеть на уроке, они устают и начинают отвлекаться уже через 10 минут, когда от них требуется сидеть смирно и слушать намного дольше. Конечно, такие перегрузки вызывают сильный стресс. Ребенок то витает в облаках, пытаясь снизить нагрузку, то проявляет чрезмерную активность, крутится, смеется, отвлекает на себя внимание учителя и класса. У детей с СДВГ часто бывают нервные тики, заикание. Их движениям не хватает ловкости из-за проблем с крупной и мелкой моторикой. Это сказывается на навыках письма.

В среднем у детей с СДВГ интеллект близок к норме, но они допускают досадные ошибки из-за рассеянности, утомления. Они остро реагируют на критику, вспыльчивы и эмоциональны.

Школьники с СДВГ часто имеют проблемы с самоорганизацией, могут опаздывать на уроки, теряют и забывают вещи, несвоевременно выполняют задания. Из-за этого они кажутся инфантильными и не самостоятельными, родителям приходится постоянно контролировать их, что закрепляет подобное впечатление.

На поведение детей разного возраста синдром дефицита внимания и гиперактивности влияет по-разному. Для детей помладше заметна чрезмерная активность, старшие дети больше страдают от проблем с вниманием и импульсивностью.

Признаки СДВГ у детей 7-11 лет

  • неспособность выполнить требования школьной программы;
  • плохая концентрация внимания, неусидчивость;
  • забывчивость, частые опоздания;
  • трудности в выполнении указаний учителя;
  • проблемы в освоении письма, счета, чтения; конфликты в детском коллективе и семье;
  • нарушение дисциплины, личных границ окружающих.  

Такие черты личности делают ребенка «белой вороной» или «шутом» в классе, в семье его часто критикуют и сравнивают с другими детьми. На этом этапе у ребенка с СДВГ формируется заниженная самооценка, он часто попадает в неприятности и испытывает заметный психологический дискомфорт не только вне дома, но и в семье.

Симптомы СДВГ у подростков 12-15 лет

  • беспокойство и суетливость;
  • подростку трудно проявлять самостоятельность, организованность, доводить дела до конца;
  • плохая успеваемость в учебе;
  • поведенческие проблемы: склонность к необдуманным поступкам, риску, нарушение норм поведения и общественного порядка;
  • неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, излишняя чувствительность к критике.

У подростков с СДВГ повышен риск вовлечения в употребление алкоголя, запрещенных веществ, ранние половые связи. Последствиями такого поведения становится формирование зависимостей, венерические заболевания, подростковые беременности. Школьники с СДВГ часто попадают в плохие компании и преступные группировки. Ведомость, импульсивность, безрассудство влекут за собой опасность получить травму, попасть в неприятности, нарушить закон. После 14-15 лет СДВГ самостоятельно регрессирует, но последствия наблюдаются и во взрослом возрасте.

Как можно помочь ребенку?

Прежде всего важно понять, что ваш ребенок имеет нарушение здоровья. Что он не виноват в своих особенностях, а наоборот, нуждается в помощи.

Нельзя ругать ребенка за ошибки и перепады настроения. Важно научить его справляться со сложностями, правильно организовать его режим дня, занятий и отдыха, чтобы было проще выдерживать школьную нагрузку.

Следует понимать, что важно не заглушать симптомы СДВГ медикаментами, а решить саму проблему. Хорошую эффективность при коррекции СДВГ показывает психотерапия. Ребенка учат отслеживать свое состояние, обучают техникам самовосстановления, самоорганизации. Важно помочь школьнику поддерживать свою самооценку, избегать риска депрессии и переутомления.

Кроме того, следует разобраться в причинах возникновения СДВГ. Очень часто его проявления связаны с травмой ребенка, полученной при родах. Например, в результате повреждения шейно-воротниковой зоны нарушается кровоснабжение головного мозга. В результате одни его зоны получают избыточное питание, а другие — недостаточное.

Лечение родовой травмы может существенно снизить проявления СДВГ и помочь ребенку лучше учиться, быть более уравновешенным, избавиться от переутомления и головных болей.

Внимание и любовь близких, планомерная помощь помогают школьнику с СДВГ избежать социальных последствий его состояния и вырасти здоровой и полноценной личностью.

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей? — Майская районная больница

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений, вместо того чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети обычно имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки ,им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми. На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга. Часто ли встречается СДВГ? По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста. Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей? Особенности поведения при СДВГ делятся на три категории  Симптомы невнимательности Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций.  Симптомы гиперактивности Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.  Симптомы импульсивности Очень часто на занятиях в классе, дети с СДВГ выкрикивают ответы до того , как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они что-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры. КАК ВЫЯВЛЯЮТ СДВГ? Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ? СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказывается на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения. В зависимости от основных нарушений поведения, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип. Какие заболевания могут сопровождать СДВГ? У некоторых детей выявляются помимо СДВГ другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают: Расстройство развития, учебных навыков, которые приводят к тому , что успеваемость ребенка значительно ниже, чем сверстников. Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебым и даже буйным поведением. Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным. Тики могут также сопутствовать СДВГ. Проявления тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СДВГ? Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:  СДВГ имеет тенденцию предаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.  Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.  Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве, также создают предрасположенность к развитию СДВГ. В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ- это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения. ПРОХОДИТ ЛИ СДВГ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ? Симптомы гиперактивности и импульсивностиу взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляется отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемости , как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут страдать также зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией. Я ОЧЕНЬ УСТАЮ ОТ ТОГО, КАК ВЕДЕТ СЕБЯ РЕБЕНОК. ЭТО МОЯ ВИНА? Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. ОНО часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что ВЫ плохо его воспитали. СДВГ- это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т.е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни. ЧЕМ Я МОГУ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН СТРАДАЕТ СДВГ? Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка. Поговорите с учителями вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку. КАК ЛЕЧИТЬ СДВГ? Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции. У МОЕГО РЕБЕНКА ДИАГНОЗ СДВГ. ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ? Не все люди понимают, что СДВГ — это заболевание, и некоторые видят в этом диагнозе необоснованный «ярлык». Временами родителям трудно принять то, что их ребенок болен, и они бывают возмущены этим диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ — это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее. Если Вы обеспокоены наличием этого диагноза и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы — это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка. Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ? 1. Вырабатывайте позитивное отношение. Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать поведение или говорить ребенку, что он Не должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: « Не бросай свою одежду на пол»,- попробуйте сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите вашему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: « Я не смогу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: « Я смогу сделать это!» 2. Не скупитесь на похвалу. Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: « Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или « Я горжусь тобой». Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: « Не переживай , это можно починить». 3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован. 4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня  Обедайте и ужинайте в одно и то же время  Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать  Ведите список важных дел  Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее. Домашние правила не должны подлежать обсуждению. Однако всегда следует поощрять ребенка за самостоятельность, когда он этого заслуживает. 5.Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, — о том, что случилось в школе, или что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не однозначный ответ ( Да или Нет). Вместо вопроса «как прошел день?» и ответа «прекрасно», попробуйте спросить: « Какой сегодня урок был самым лучшим? Что тебе в нем больше всего понравилось?» Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте , когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны. Время семейного обеда имеет очень важное значение, он должен происходить в кругу семьи, а не перед телевизором. 6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку надо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.  Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности « выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.  Удостоверьтесь, что Ваш ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.  Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.  При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.  Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться. 7. Правильно реагируйте на плохое поведение  Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.  Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»)  Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.  Не вступайте в споры с ребенком.  Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз. Ясные правила и определенный распорядок дня дома облегчает принятие ребенком норм поведения. 8. Отдыхайте сами. Иногда вам нужен отдых и время для себя. Пригласите кого- нибудь посидеть с ребенком на пару часов или отправьте ребенка в гости к заслуживающему доверия другу. 9. Если Вы чувствуете , что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Симптомы у детей, оценка, лечение

СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных детских расстройств, которым страдают от 5 до 11 процентов американских детей. СДВГ у детей может проявляться такими симптомами, как невнимательность, импульсивность, гиперактивность, ерзание, чрезмерная болтливость, проблемы с ожиданием очереди и трудности в следовании направлению.

Общие симптомы?

Ваш ребенок — червячок. Она не может усидеть на месте и постоянно ерзает. Означает ли это, что у нее синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ)?

Ваш ребенок забывает сдать домашнее задание и обычно записывает только половину своих заданий. Являются ли эти сбои рабочей памяти типичными симптомами СДВГ у детей?

Ваш ученик портит урок, выпаливая ответы, отклоняясь от темы или вставая со своего места каждый день. Следует ли ему пройти обследование на наличие симптомов СДВГ?

Или это просто типичное детское и подростковое поведение, с которым ваш ребенок со временем перерастает?

Только квалифицированный медицинский работник может оценить и диагностировать симптомы СДВГ у детей. Тем не менее, для родителей и педагогов очень важно знать предупреждающие знаки, потому что раннее выявление, лечение СДВГ и школьные условия могут иметь огромное значение для ребенка с СДВГ.

Симптомы СДВГ у детей

Хотя симптомы могут различаться в зависимости от типа диагностированного СДВГ, некоторые общие симптомы СДВГ у детей:

  • Поведение, сосредоточенное на себе
  • Проблемы с ожиданием очереди
  • Эмоциональное потрясение
  • ерзать
  • Проблемы с тихой игрой
  • Проблемы с завершением задач
  • Отсутствие фокуса
  • Забывчивость

[Самопроверка: может ли у вашего ребенка быть СДВГ?]

СДВГ у детей: гиперактивность против.

Симптомы невнимательности

Стереотипный пациент с СДВГ – 9-летний мальчик, который любит прыгать с опасной высоты и ненавидит сосредотачиваться на учебе. На самом деле под это описание подходит лишь небольшая часть людей с СДВГ. Детей с гиперактивными симптомами СДВГ трудно игнорировать — именно они вскакивают со стула или клоунадут за спиной учителя, и они первыми проходят обследование и ставят диагноз СДВГ.

Тем временем ученики с невнимательным СДВГ тихо смотрят в окно на птицу, пока их работа не закончена. По данным Национального института психического здоровья (NIMH), симптомы невнимательности гораздо реже распознаются родителями, учителями и медицинскими работниками. 1 В результате люди с невнимательным СДВГ редко получают необходимое лечение. Это приводит к разочарованию в учебе, апатии и чрезмерному стыду, которые могут длиться всю жизнь.

СДВГ у детей: симптомы, тестирование и диагностика

СДВГ — это генетическое заболевание мозга, а не просто дефицит управляющих функций. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам ( DSM-V ) перечислены девять симптомов, указывающих на преимущественно невнимательный СДВГ, и девять симптомов, указывающих на преимущественно гиперактивно-импульсивный СДВГ. Диагноз СДВГ может быть поставлен ребенку только в том случае, если у него или нее проявляются по крайней мере шесть симптомов из одного из приведенных ниже списков и если симптомы были заметны в течение как минимум шести месяцев в двух или более условиях, например дома и в школе. Более того, симптомы должны мешать функционированию или развитию ребенка, и по крайней мере некоторые из них должны были проявиться до 12 лет.0049 2 . Подросткам старшего возраста может потребоваться продемонстрировать только пять из этих симптомов в различных условиях.

Симптомы преимущественно невнимательного типа (СДВ)

У человека с этим невнимательным СДВГ (ранее называвшимся СДВ) будут проявляться шесть из следующих девяти симптомов: на работе или во время другой деятельности (например, не замечает или упускает детали, выполняет неаккуратную работу).

  • Часто с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или игровой деятельности (например, с трудом сохраняет концентрацию во время лекций, разговоров или продолжительного чтения).
  • Часто кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую (например, разум кажется где-то в другом месте, даже при отсутствии каких-либо явных отвлечений).
  • Часто не выполняет инструкции и не может закончить школьную работу, домашние дела или обязанности на рабочем месте (например, приступает к делу, но быстро теряет концентрацию и легко отвлекается).
  • Часто испытывает трудности с организацией задач и действий (например, с трудом справляется с последовательными задачами, поддерживает порядок в материалах и вещах, организует работу, управляет временем и соблюдает сроки).
  • Часто избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие постоянного умственного напряжения (например, школьные или домашние задания; для подростков старшего возраста и взрослых это может включать подготовку отчетов, заполнение форм, просмотр длинных документов).
  • Часто теряет вещи, необходимые для занятий или деятельности (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны).
  • Часто легко отвлекается на посторонние раздражители (для подростков старшего возраста и взрослых это могут быть посторонние мысли).
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных делах (например, выполняет работу по дому, выполняет поручения; для подростков старшего возраста и взрослых это может включать ответ на звонки, оплату счетов, посещение встреч).
  • [Самопроверка: симптомы невнимательного СДВГ у детей]

    Симптомы преимущественно гиперактивно-импульсивного типа

    Человек с этим гиперактивным/импульсивным СДВГ будет проявлять шесть из этих девяти симптомов:

    • Частое беспокойство s с или краны руки или ноги или ерзают в кресле.
    • Часто покидает место в ситуациях, когда предполагается оставаться на месте (например, покидает свое место в классе, на рабочем месте или в других ситуациях, требующих оставаться на месте).
    • Часто бегает или карабкается в ситуациях, когда это неуместно. (Примечание: у подростков или взрослых это может проявляться чувством беспокойства.)
    • Часто не может спокойно играть или заниматься досугом.
    • Часто находится «в движении», ведет себя так, как будто его «приводит в движение двигатель» (например, не может оставаться неподвижным — например, в ресторанах или на собраниях — в течение длительного времени без значительного дискомфорта; другие могут сказать, что пациент беспокоен) , суетливый, или трудно не отставать).
    • Часто много болтает.
    • Часто выпаливает ответ до завершения вопроса (например, заканчивает предложения людей).
    • Часто с трудом дожидается своей очереди (например, в очереди, во время разговора).
    • Часто прерывает других или вмешивается в их дела (например, вмешивается в разговоры, игры или занятия; может начать пользоваться чужими вещами без разрешения или получения разрешения; подростки и взрослые могут вмешиваться в то, что делают другие)». 5

    [Самопроверка: симптомы гиперактивного импульсивного СДВГ у детей]

    Симптомы комбинированного типа

    Чтобы иметь комбинированный тип СДВГ, человек должен соответствовать рекомендациям как СДВГ преимущественно невнимательный, так и СДВГ преимущественно гиперактивно-импульсивный – то есть они должны проявлять шесть из девяти симптомов, перечисленных для каждого подтипа.

    СДВГ у детей: как ставится диагноз

    Ни один тест на СДВГ не может сам по себе диагностировать симптомы СДВГ. СДВГ — это сложное состояние с тремя различными подтипами (как подробно описано выше), симптомами, которые проявляются в зависимости от спектра тяжести, и перекрывающимися сопутствующими состояниями (неспособность к обучению, оппозиционно-вызывающее расстройство и т. д.), которые часто усложняют диагностику и лечение.

    Обследование на СДВГ может начаться с обычного визита к педиатру, но, скорее всего, этим оно не закончится. Как правило, большинство врачей общей практики не обучены идиосинкразии СДВГ и сопутствующим ему состояниям или не оснащены для проведения необходимой углубленной оценки.

    Любая достойная оценка СДВГ начинается с критического анализа многих аспектов повседневной жизни пациента, таких как обучение, память, когнитивные функции, исполнительные функции, рассуждения, социальные функции, вербальное и невербальное общение. В тех случаях, когда подозреваются трудности с обучением, оценка может включать тест на интеллект (IQ) и оценку навыков математики, чтения и письма. Однако для диагностики СДВГ не требуется полного нейропсихологического тестирования. Образовательное тестирование обычно проводится через несколько месяцев после успешного лечения любого диагностированного СДВГ 9.0049 7 .

    Эта информация собирается в ходе клинического опроса, а также тщательного изучения истории болезни ребенка и семьи, различных рейтинговых шкал родителей и/или учителей. Углубленная оценка дает более полное представление о сильных и слабых сторонах и помогает выявить сопутствующие состояния, такие как трудности с обучением, депрессия, тревожное расстройство или расстройство аутистического спектра.

    При тщательном и эффективном проведении формальная оценка должна предлагать терапию, лечение и образовательные стратегии для удовлетворения конкретных потребностей, которые она выявляет или подтверждает.

    Диагнозы продолжают расти

    Диагнозы СДВГ взлетели почти на 50 процентов с 2003 года, в результате чего общее число американских детей с СДВГ достигло почти 6 миллионов, согласно статистике Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) за 2015 год. 3

    CDC сообщает, что к 2011 году у 11 процентов всех детей в США в возрасте от 4 до 17 лет был диагностирован СДВГ. У мальчиков почти в три раза больше шансов получить диагноз СДВГ (13,2 процента), чем у девочек (5,6 процента). ), 4 , хотя самый большой всплеск роста числа диагнозов СДВГ в настоящее время приходится на девочек и женщин.

    Варианты лечения СДВГ у детей

    Стимуляторы для лечения СДВГ у детей

    Стимуляторы — наиболее рекомендуемая форма лечения СДВГ по одной простой причине: исследования показывают, что они наиболее эффективны. По данным Американской академии педиатрии (AAP), у 80 процентов детей, принимающих стимулирующие препараты отдельно или в сочетании с поведенческой терапией, повышается концентрация внимания и снижается импульсивность. 6 Более того, большинство детей, принимающих лекарства, сообщают о повышении самооценки, уменьшении разрушительного поведения и улучшении отношений с родителями, братьями, сестрами и учителями.

    Клинические рекомендации по СДВГ, разработанные Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP), рекомендуют медикаментозное лечение в качестве первой линии лечения СДВГ у детей школьного возраста со ссылкой на официальный обзор 78 исследований по лечению СДВГ. СДВГ, который «последовательно подтверждал превосходство стимуляторов над немедикаментозным лечением». 7

    Даже широко цитируемое совместное групповое исследование Multi-Modal MTA, которое пришло к выводу, что медикаментозное лечение в сочетании с поведенческой терапией является оптимальным методом лечения СДВГ у детей, признало, что «фармакологическое вмешательство при СДВГ более эффективно, чем поведенческое лечение». один.» 8

    Нестимулирующие препараты для лечения СДВГ у детей

    Нестимулирующие препараты — это жизнеспособная альтернатива для детей, которые не переносят или не испытывают желаемого эффекта стимулирующих препаратов. Эти лекарства нацелены на нейротрансмиттеры, но не конкретно на дофамин, как это делают стимуляторы. Хотя нестимуляторы не несут таких же побочных эффектов, как стимуляторы, у них есть свои возможные побочные эффекты.

    Strattera, Intuniv, Kapvay — это нестимулирующие препараты, специально рекомендованные для лечения СДВГ. Классификация также включает лекарства, часто назначаемые не по прямому назначению при СДВГ, например, трициклические антидепрессанты и Веллбутрин.

    Терапия СДВГ у детей

    В то время как лекарства работают на неврологическом уровне, регулируя работу мозга, поведенческая терапия решает конкретные проблемы поведения, структурируя время дома, устанавливая предсказуемость и рутину и повышая позитивное внимание. Поведенческая терапия основывается на простой предпосылке: родители и другие взрослые в жизни ребенка устанавливают четкие ожидания в отношении поведения своего ребенка — они хвалят и вознаграждают положительное поведение и препятствуют отрицательному поведению. Поведенческая терапия требует участия родителей и учителей.

    Диета и питание при СДВГ у детей

    Неправильное питание и пищевые привычки не вызывают СДВГ. Тем не менее, родители детей с СДВГ обнаруживают, что, хотя цельные продукты не могут быть панацеей от всех болезней, изменения диеты могут иметь большое значение для некоторых детей с СДВГ.

    Исследования показывают, что диета и питание влияют на познание, внимание, сон и настроение. Согласно Harvard Health Blog, исследования показывают, что люди, придерживающиеся «чистой» или «полноценной» диеты с высоким содержанием овощей, фруктов, необработанных зерен и нежирного мяса, с большей вероятностью будут иметь лучшее эмоциональное здоровье и на 25-35% испытывать депрессию. 9

    Исследования, проведенные нейробиологом из Массачусетского технологического института Ричардом Вуртманом, доктором философии, и другими, показали, что белок активирует нейротрансмиттеры, вызывающие бдительность, а углеводы вызывают сонливость. Эти результаты подтверждают распространенное мнение о том, что люди с СДВГ чувствуют себя лучше после богатого белком завтрака и обеда.

    Для оптимальной работы мозга дети должны есть больше необработанных продуктов, сложных углеводов, белков, овощей и фруктов. Это означает, что следует избегать искусственных красителей и ароматизаторов, химических консервантов и продуктов с чрезмерной обработкой — все это усугубляет симптомы СДВГ у некоторых людей.

    Натуральные добавки и витамины для детей с СДВГ

    Это правда, что не все едят правильные продукты для достижения полезного уровня определенных питательных веществ, особенно привередливые дети. Но также верно и то, что наш организм не всегда производит необходимые нам питательные вещества, поэтому мы должны получать некоторые из них из пищевых добавок. Есть много витаминов, трав и добавок, которые могут уменьшить симптомы СДВГ или устранить побочные эффекты лекарств у некоторых людей: омега-3, цинк, железо, магний, витамин С, валериана, мелатонин, гинкго и женьшень.

    Однако «полностью натуральный» не является синонимом «безопасного». Многие травы и добавки имеют побочные эффекты, могут вызывать или усугублять проблемы со здоровьем или мешать приему лекарств, отпускаемых по рецепту. Поговорите с врачом вашего ребенка, прежде чем начинать принимать какие-либо добавки. Когда ваш врач спросит, принимает ли ваш ребенок какие-либо лекарства, обязательно расскажите ему обо всех витаминах и добавках, которые он принимает ежедневно.

    Упражнения при СДВГ у детей

    «Думайте о физических упражнениях как о лекарстве, — говорит Джон Рети, доктор медицинских наук, адъюнкт-профессор клинической психиатрии Гарвардской медицинской школы и автор книги 9.0055 Искра: революционно новая наука об упражнениях и мозге . «Упражнения включают систему внимания, так называемые исполнительные функции — последовательность, рабочую память, расстановку приоритетов, торможение и поддержание внимания. На практическом уровне это делает детей менее импульсивными, что делает их более подготовленными к обучению».

    Упражнения заставляют мозг выделять несколько важных химических веществ. Эндорфины, например, — гормоноподобные соединения, которые регулируют настроение, удовольствие и боль. Тот же всплеск активности также повышает уровень дофамина, норадреналина и серотонина в мозгу. Эти химические вещества мозга влияют на концентрацию и внимание, которых не хватает у детей с СДВГ. «Когда вы повышаете уровень дофамина, вы увеличиваете способность системы внимания быть регулярной и последовательной, что имеет много хороших эффектов», — объясняет Рейти, например, снижает тягу к новым раздражителям и повышает бдительность.

    Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Journal of Abnormal Psychology , показало, что 30 минут физических упражнений перед школой могут помочь детям с СДВГ сосредоточиться и управлять настроением. Это может даже снизить потребность в стимулирующих препаратах, используемых для лечения симптомов. 10

    Тренировка мозга при СДВГ у детей

    Дети с СДВГ не всегда могут удерживать информацию, потому что их внимание захватывают. Улучшение объема рабочей памяти с помощью тренировки мозга позволяет человеку обращать внимание, сопротивляться отвлекающим факторам, лучше управлять эмоциями и учиться.

    «Рабочая память — это способность удерживать информацию в уме в течение нескольких секунд, манипулировать ею и использовать ее в своем мышлении», — говорит Ари Такман, психолог, клинический психолог из Уэст-Честера, штат Пенсильвания. «Это центральное место для концентрации, решения проблем и контроля импульсов».

    Терапия для тренировки мозга, такая как нейробиоуправление и Cogmed, дает серьезные обещания: повышенное внимание и рабочая память без лекарств. Однако научное сообщество не убеждено и настаивает на необходимости более тщательных исследований. 11

    Еще одна форма тренировки мозга с некоторыми обнадеживающими, но безрезультатными исследованиями, нейробиоуправление использует упражнения для мозга, чтобы уменьшить импульсивность и повысить внимательность. Мозг излучает разные типы волн в зависимости от того, находимся ли мы в сосредоточенном состоянии или мечтаем. Цель нейробиоуправления — научить человека создавать паттерны мозговых волн, отражающие фокус. Результат: некоторые симптомы СДВГ, а именно импульсивность и отвлекаемость, уменьшаются.

    Внимательность и медитация при СДВГ у детей

    Для многих детей с СДВГ есть две постоянные ежедневные проблемы: внимание и поддержание саморегуляции. Поэтому само собой разумеется, что какая-то тренировка внимания, которая также оттачивает самоконтроль, была бы бесценной — и невероятно мощной. Действительно, исследование, проведенное в 2005 году в Университете штата Аризона, показало, что дети, которые участвовали в упражнениях на осознанность, имели более низкую тревожность при тестах и ​​симптомы СДВГ, а также больше внимания, чем дети, которые не участвовали в упражнениях. 12

    «Исследования показывают, что любой может улучшить внимание, практикуя осознанность — когнитивную фитнес-тренировку, направленную на формирование осознания нашей жизни в режиме реального времени и сочувствия, а не на автопилоте, отвлекая внимание», — объясняет Марк Бертин, доктор медицинских наук, в своей книге. Внимательное воспитание при СДВГ: руководство по воспитанию спокойствия, снижению стресса и помощи детям в благополучии . «Как это работает с мозгом СДВГ? СДВГ характеризуется трудностями с исполнительной функцией, а не только с вниманием, а осознанность — это путь к развитию взаимосвязанных когнитивных навыков, многие из которых связаны с исполнительной функцией, а не только с вниманием».

    Просмотреть источники статьи

    1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Национальный институт психического здоровья (2008 г.). https://education.ucsb.edu/sites/default/files/hosford_clinic/docs/adhd_booklet.pdf
    2 Association, American Psychiatric, ed. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5. Washington: American Psychiatric, 2014.

    3 «Данные и статистика». Центры по контролю и профилактике заболеваний. Эд. Центры по контролю и профилактике заболеваний США. Центры по контролю и профилактике заболеваний, 14 февраля 2017 г. Интернет. 15 марта 2017.
    4 Виссер, Сюзанна Н., Мелисса Л. Дэниелсон, Ребекка Х. Битско, Джозеф Р. Холбрук, Майкл Д. Коган, Рим М. Гандур, Рут Перу и Стивен Дж. Блумберг. «Тенденции в отчете родителей о диагностированном и леченном медицинским работником синдроме дефицита внимания/гиперактивности: США, 2003–2011». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 53.1 (2014): n. стр. Веб.
    5 Ассоциация, Американская психиатрическая, изд. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5. Вашингтон: Американская психиатрическая, 2014.
    6
    Клинические рекомендации: Лечение ребенка школьного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Американская академия педиатрии (октябрь 2001 г.). https://pediatrics.aappublications.org/content/108/4/1033

    7 Плишка, Стивен. «Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с синдромом дефицита внимания / гиперактивности». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 46.7 (2007): 894-921. Веб.
    8 Кооперативная группа MTA. 14-месячное рандомизированное клиническое исследование стратегий лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Арх генерал психиатрия. https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/article-abstract/205525
    9 Доктор медицины, Ева Селхуб. «Пищевая психиатрия: ваш мозг о еде». Гарвардский блог о здоровье. Гарвардский университет, 17 ноября 2015 г. Интернет. 14 марта 2017 г.
    10 Хоза, Бетси, Алан Л. Смит, Эрин К. Шулберг, Кейт С. Линнеа, Трэвис Э. Дорш, Джордан А. Блазо, Кейтлин М. Алердинг и Джордж П. Маккейб. «Рандомизированное исследование влияния аэробной физической активности на симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей младшего возраста». Журнал аномальной детской психологии 43. 4 (2014): 655-67. Веб.
    11 Гелад, Кэтлин, Тиме В. П. Янссен, Марлин Бинк, Роза Ван Моурик, Афанасиос Марас и Яап Остерлан. «Поведенческие эффекты нейробиоуправления по сравнению со стимуляторами и физической активностью при синдроме дефицита внимания/гиперактивности». Журнал клинической психиатрии (2016): н. стр. Веб.
    12 Доктор Мария Наполи, Пол Рок Креч и Линн С. Холли. «Тренинг внимательности для учащихся начальной школы». Журнал прикладной школьной психологии (2005).

    • Фейсбук
    • Твиттер
    • Инстаграм
    • Пинтерест

    Предыдущая статья Следующая статья

    18 Ранние признаки СДВГ у детей

    Каждый ребенок временами бывает невнимательным или гиперактивным. Когда они демонстрируют привычку к такому поведению, родители играют большую роль в достижении положительных изменений.

    Опубликовано по Клиника Айовы , пятница, 29 мая 2020 г.


    По сравнению со своими родителями большинство детей кажутся гиперактивными. Они всегда в пути. Их легко отвлечь. И у них бесконечное количество энергии.

    Когда родители беспокоятся о том, что у их детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), они, как правило, сосредотачиваются на этой гиперактивности. Но больше внимания следует уделить последнему слову в условии: беспорядок.

    СДВГ — это хроническое заболевание. Более 60 процентов детей, у которых он есть, переносят его во взрослую жизнь. Ранняя диагностика может помочь вашему ребенку получить лечение, в котором он нуждается, и дать вам инструменты, которые помогут ему справиться со своим состоянием.

    Симптомы СДВГ — это обычное поведение, наблюдаемое у всех детей.

    СДВГ сложный. Вы не можете просто отметить несколько симптомов из списка и поставить диагноз. В тот или иной момент каждый ребенок демонстрирует симптомы СДВГ. Вы можете увидеть это и подумать, что что-то не так. Но в целом они демонстрируют нормальное поведение для ребенка их возраста.

    Эти виды поведения описаны в Диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации, пятое издание (DSM-5) и делятся на две группы: невнимательность и гиперактивность/импульсивность. В каждой категории есть девять симптомов, связанных с СДВГ.

    Признаки невнимательности

    Внимание — половина проблемы при СДВГ. Будь то вы или учитель, дома или в школе, детям с СДВГ может быть трудно концентрировать внимание. И это мешает их способности слушать, учиться и даже думать. У вашего ребенка могут возникнуть проблемы:

    1. Внимание к деталям или ошибки по невнимательности
    2. Сосредоточение внимания на задачах или игре
    3. Слушание, когда вы или учитель говорите с ними напрямую
    4. Выполнение инструкций, домашних заданий или работы по дому
    5. Организация задач или действий
    6. Выполнение задач, требующих умственных усилий в течение длительного периода времени и выражающих свою неприязнь или полное избегание этих вещей
    7. Следить за своими вещами, такими как школьные принадлежности, очки или телефон
    8. Запоминание вещей в повседневной деятельности
    9. Избегание отвлекающих факторов

    Признаки гиперактивности и импульсивности

    Возбудимый ребенок с высокой энергией, который действует по каждому своему импульсу, может попасть в группу гиперактивности и импульсивности расстройства. Такое поведение может быть более разрушительным, особенно в школе. Ваш ребенок может:

    1. Нерзать, извиваться и постоянно постукивать руками или ногами
    2. Вставайте со своих мест в школе, церкви или других ситуациях, когда они должны оставаться на своих местах
    3. Бегать и карабкаться в неподходящих местах или ситуациях
    4. Быть не в состоянии спокойно играть или участвовать в досуге
    5. Иметь высокий мотор и всегда быть в пути
    6. Чрезмерно болтать
    7. Выпалить ответы до завершения вопросов
    8. Не могут дождаться своей очереди
    9. Прерывание разговоров и игр

    Вы можете посмотреть на эти списки и подумать: «Да, это мой ребенок». Несмотря на то, что в неправильных условиях многие из этих поведенческих реакций могут быть деструктивными и даже смущающими, они могут быть совершенно нормальными для возраста вашего ребенка. Например, многие родители начинают беспокоиться о СДВГ у своих малышей. Но эти симптомы являются нормальными для детей на этом этапе развития.

    Однако признаки могут проявиться довольно рано. СДВГ можно диагностировать уже в возрасте четырех лет. Чтобы поставить диагноз в возрасте от четырех до 16 лет, у ребенка должно быть шесть или более симптомов в течение более шести месяцев, при этом большинство признаков появляются до 12 лет. и дома, и вызвать проблемы в этих настройках.

    Хотите узнать, нормально ли ведет себя ваш ребенок?

    Ваш первый звонок должен быть к вашему педиатру, чтобы вы могли понять, когда нормальное состояние становится разрушительным.

    Назначить встречу