Сдвг у детей как лечить: СДВГ у детей — лечение, диагностика, симптомы

Содержание

что такое, типы, симптомы, лечение

«Напридумывают диагнозов! Надо просто с ним построже!» — вот что чаще всего слышат от посторонних людей родители ребенка с СДВГ. Таким детям трудно усидеть на одном месте, они излишне суетятся, говорят невпопад, бегают без остановки — ведут себя так, будто за спиной у них маленький мотор. Но дело не в плохом воспитании или вредном характере. Причина в реальном расстройстве поведения — синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и (или) гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство поведения, при котором у человека плохо развиты навыки самоконтроля. Детям с этим диагнозом сложно ждать, терпеть, сдерживать эмоции, следить за временем, планировать дела, «играть по правилам» социума и откладывать желаемое до достижения цели.

Малыш с СДВГ — не капризный, непослушный сорванец. Он знает правила поведения, но не может им следовать. Когда взрослые говорят такому ребенку «Возьми себя в руки», «Ну, постарайся уже наконец, не можешь ты, что ли?» — он действительно не может.

Ругать его за гиперактивность и рассеянность то же самое, что упрекать близорукого, когда он не видит десятую строчку на приеме у офтальмолога.

Дети с СДВГ часто выматывают родителей и учителей в школе. Но важно понимать, что они сами страдают от собственного недуга, устают от своих поведенческих трудностей. Им физически сложно себя контролировать, отсутствие лечения повышает уязвимость к развитию депрессии, психоза, ПТСР.

Статистика СДВГ

В РФ официально не ведут учет пациентов с СДВГ. Если ориентироваться на мировую практику, симптомами дефицита внимания и гиперактивности страдают в среднем 10% детей. В 2021-м году в России родилось 1,4 миллиона детей, а значит 140 тысяч из них могут страдать этим поведенческим расстройством.

Раньше считалось, что СДВГ — детская болезнь, которую ребенок перерастет с возрастом. Лишь 10 лет назад мировое сообщество признало существование этого расстройства у взрослых. Научно доказано, что только 30% детей справляются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Остальные 70% переносят симптомы во взрослую жизнь.

Больше всего люди с СДВГ страдают от того, что не могут достичь желаемых целей и реализовать свои таланты. Например, ребенок не старается на занятиях по фортепиано, хотя обожает музыку, делает уйму ошибок в диктанте, при этом отлично знает правила. Во взрослой жизни легко узнать бывших детей с СДВГ: они бросают вуз за вузом, раз в месяц меняют работу и часто не заканчивают дела, за которые берутся.

Типы СДВГ у детей

В классификации болезней выделяют три типа СДВГ у детей:

  1. Гиперактивно-импульсивный тип. Такие дети находятся в безостановочном движении, им сложно сдерживать свой речевой поток и эмоции.
  2. Невнимательный тип.
    Это рассеянные дети, которые постоянно отвлекаются на внешние раздражители, теряют вещи и не могут сосредоточиться на одном занятии.
  3. Смешанный тип. Наиболее распространенный, когда у ребенка одновременно проявляются симптомы гиперактивности и дефицита внимания.

Иногда расшифровку СДВГ воспринимают неверно. Термин «дефицит внимания» ошибочно понимают, как «ребенку не хватает интереса со стороны взрослых». На самом деле он означает, что человеку сложно подолгу концентрировать свое внимание.

Симптомы СДВГ: как распознать гиперактивность у ребенка

Термин СДВГ включает в себя две группы симптомов: гиперактивности / импульсивности и невнимательности. Рассмотрим, что входит в каждую из них.

Проявления гиперактивности у ребенка:

  • Находится в непрерывном движении: бегает, прыгает, пытается забраться куда-то, везде залезть. Причем активничает в местах, где это неуместно: в магазине, на приеме у врача.
  • Постоянно ерзает, вертится, не может усидеть на месте, даже если устал.
  • Беспокойно двигает головой, кистями рук, стопами.
  • Встает из-за парты посреди урока и не может оставаться на месте, когда нужно сидеть и ждать.
  • Не может подолгу играть или заниматься хобби.
  • Бывает чересчур болтливым.

Проявления импульсивности у ребенка:

  • Страдает перепадами настроения во время игр и занятий в школе: то спокоен, то импульсивен.
  • Выкрикивает ответы не задумываясь, не дослушав вопрос до конца.
  • Ему не хватает терпения дождаться своей очереди.
  • Цепляется к окружающим, вмешивается в чужие игры и беседы.

Проявления невнимательности у ребенка:

  • Из-за небрежности и рассеянности допускает много ошибок в школьных заданиях.
  • Не может концентрировать внимание в учебе, играх.
  • В разговоре создается впечатление, что он не слушает собеседника: ребенок не смотрит в лицо, а взгляд блуждает.
  • Не следует общепринятым правилам в детском саду, школе.
  • В разговоре и деятельности часто отвлекается на посторонние дела.
  • С постоянной периодичностью теряет и забывает вещи.

Если вы замечаете у ребенка треть перечисленных симптомов — это повод обратиться к врачу. Диагностировать СДВГ должны сразу несколько специалистов: невролог или невропатолог и нейропсихолог или детский психиатр. Для постановки диагноза врачам необходимо:

  • зафиксировать минимум 6 проявлений гиперактивности / импульсивности и 6 — дефицита внимания;
  • установить, что симптомы наблюдаются в течение 6 месяцев и в разных ситуациях: не только дома или в школе;
  • исключить другие расстройства психики.

Симптомы должны быть ярко выраженными, возникать часто и не соответствовать возрасту ребенка. Иначе каждому малышу, только вставшему на ноги и начавшему говорить, можно приписать СДВГ.

Различия СДВГ у мальчиков и девочек

Раньше считалось, что это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. В исследовании ситуации СДВГ в России профессоры педиатрического факультета РГМУ фиксируют расстройство поведения у 11% первых и только у 2,5% вторых.

Сегодня нейропсихологи утверждают, что гендерная статистика этого расстройства сильно искажена. Дело в том, что СДВГ проявляется у мальчиков и девочек по-разному. Яркие симптомы гиперактивности и импульсивности, по которым чаще всего ставят диагноз, редко встречаются у девочек. Для них характерен тип с проявлением дефицита внимания. В таких случаях симптомы СДВГ ошибочно принимают за особенности характера, а девочку считают мечтательной особой, витающей в облаках.

Гиперактивность у таких детей чаще уходит в сторону гиперчувствительности. Они излишне эмоциональны, могут менять тон в разговоре, убегать во время игры, резко реагировать на слова и события. В редких случаях, когда у девочки выражена гиперактивность, ее нарекают «сорванцом в юбке» и списывают энергичность на мальчишеский характер.

СДВГ: лечение

В лечении СДВГ могут использоваться различные группы препаратов, которые помогают ребенку преодолевать поведенческие сложности: стимулируют способность останавливаться, уменьшают раздражительность, борются со вспышками гнева и депрессией. Но медикаментозное лечение назначает только врач после того, как поставит диагноз и составит индивидуальную программу нейрокоррекции.

Некоторые нейропсихологи и детские психиатры просят родителей детей с СДВГ отказаться от таблеток, считая, что они лишь подавляют симптомы, а не борются с причиной. Так или иначе, современный подход предполагает заботу о двух гораздо более важных моментах, которые значительно упростят жизнь ребенку с этим расстройством.

Первое — информирование всех, кто окружает таких детей, о том, что такое СДВГ. Важно, чтобы взрослые понимали, что это болезнь, а не просто ребенок вредный и решил: не будет маму с папой слушаться. Большую часть импульсивных действий он совершает неосознанно.

Также следует информировать школу об особенностях ребенка и объяснять учителям, как помочь ему преодолевать трудности. Например:

  • Такому ученику лучше сидеть ближе к учителю, на первых партах. Это будет стимулировать его меньше отвлекаться.
  • Если учитель замечает, что ребенку сложно усидеть на месте, можно разрешать ему походить по классу во время урока, провести физкультминутку или попросить раздать тетради.
  • Так как дети с СДВГ быстро устают от рутины, необходимо снижать для такого ученика количество однотипных заданий.
  • Учитель не должен предъявлять требования к почерку и аккуратности, а смотреть только на содержание и оценивать правильность решения.

После 10–11 лет врачи советуют рассказать ребенку о его особенностях. Он должен понимать, что с ним происходит. Хорошо, если есть возможность посещать психотерапевта, желательно специалиста КПТ, который работает с поведением.

Второе — адаптация ребенка с СДВГ к жизни. Речь идет о том, чтобы создать комфортное окружение: такую среду и условия, в которых он будет чувствовать себя наравне с обычными детьми. Вот несколько советов для родителей, которые облегчат ребенку с СДВГ жизнь.

1. Соблюдайте режим дня

У ребенка с СДВГ весь мир в расфокусе. Четкое расписание может стать для него тем островком стабильности, которого ему не хватает. Распишите график ребенка по времени: когда он просыпается, когда делает домашку, когда играет в планшет.

2. Живите по таймеру

Дети с СДВГ те самые «счастливые, которые часов не наблюдают». Им не свойственно чувство времени. Поэтому для них сложно распределять свободные часы между делами и все успевать. Введите в жизнь ребенка правило, что каждое занятие он делает по таймеру: чистит зубы, завтракает и решает примеры по математике.

3. Уберите раздражители

Ребенка с СДВГ легко занять любой мелочью. Важно, чтобы во время занятий, игр и приема пищи его ничего не отвлекало. Убирайте со стола все лишние предметы, выключайте телевизор и ставьте телефон на беззвучный режим.

4. Разбивайте большие дела на маленькие задачи

Чтобы выполнить одно большое дело, нужно обладать высокими навыками самоконтроля и держать много информации в голове. Ребенку с СДВГ будет гораздо проще сделать несколько маленьких дел и при этом не растерять внимание.

5. Добавьте в жизнь ребенка спорт

Это должно быть занятие, которое не будет еще больше изнурять ребенка, а поможет ему снять нервное напряжение. С этим отлично справятся спокойные виды спорта: плавание, танцы, детская йога. Но лучше всего поинтересоваться у самого ребенка, чем он хочет заниматься.

Обратите внимание на советы специалистов, работающих с детьми с СДВГ. Если адаптировать окружение и образ жизни под особенности ребенка, и он сам, и вы забудете о диагнозе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не приговор. При верной тактике и настойчивости родителей ребенок сможет социализироваться, радовать вас высокими отметками и во взрослой жизни справляться с поведенческими сложностями.

причины, симптомы и лечение в клинике Семейный Доктор в Москве

Врачи

Врачи клиники

Нарушением внимания страдает более 10% дошкольников, 20% школьников. Патологию сопровождает гиперактивное поведение. Подобные состояния называют СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Мальчики страдают чаще девочек. На начальном этапе заболевание хорошо корректируется. Проблема в том, что родители не спешат обращаться к врачам, оправдывая нестандартное поведение особенностями характера.

СДВГ – это проблема?

Дефицит внимания у детей дошкольного и школьного возраста – большая проблема современности. Статистика говорит, что сейчас 4–15% детей страдают СДВГ, ежегодно их доля растёт. Это связано как с большей настороженностью со стороны родителей, так и непосредственным ростом патологии.

Синдром дефицита внимания приводит к нарушению социализации: не хотят дружить другие дети, воспитателям и учителям приходится тратить больше времени на работу с такими воспитанниками. СДВГ часто приводит к снижению школьной успеваемости. Без адекватного лечения больные дети, становясь взрослыми, сохраняют неспособность к долгой концентрации внимания, а значит им сложно работать на любой должности. Приходится делать выбор в пользу низкооплачиваемого неквалифицированного рабочего труда.

Причины

Патология может проявиться у детей любого возраста. Отмечают три пика: в 3 года, в первом классе, в препубертате. То есть, в то время, когда мозг испытывает значительные нагрузки.

Таблица 1. Причины СДВГ

Группа причин

Причины

Внутриутробные факторы

Обвитие пуповиной, неблагоприятные условия во время беременности: плохая экология, перенесённые инфекции, употребление алкоголя или наркотиков, курение, приём лекарств.

Перинатальные факторы

Асфиксия в родах, стремительный или затяжной родовой процесс, родовая травма.

Постнатальные факторы

Врождённый порок сердца, длительный фебрилитет, хронические заболевания, инфекции и лекарства, обладающие нейротоксическим действием.

 

Считается, что предрасположенность к СДВГ передаётся на генетическом уровне. Нарушения происходят в генах, ответственных за выработку дофамина и его передачу. Однако заболевание развивается не у всех детей, а только у тех, кто столкнулся с провоцирующими факторами.

Таблица 2. Факторы, провоцирующие СДВГ

Факторы

Описание

Психологические

Грубое обращение, эмоциональное давление, неспокойная обстановка в семье.

Соматические

Любые заболевания.

Органические

Повреждение структур головного мозга.

 

Перечисленные факторы приводят к астенизации организма, что проявляется быстрой истощаемостью, гипомнезией. В качестве компенсаторной реакции развивается гиперактивность.

Патология одинаково часто встречается среди всех рас, на всех континентах, частота развития мало коррелирует с социальным статусом родителей.

Симптомы синдрома дефицита внимания у детей

Проявления СДВГ отличаются в разных возрастных группах.

До 3 лет дети впадают в истерику при переутомлении. Они не могут переключиться на другой вид деятельности или заснуть при усталости, начинают кричать, плохо поддаются уговорам. Сон, как правило, прерывистый, меньше нормы. Младенцы постоянно пытаются освободиться от сдавливающей одежды: снимают подгузники, раздеваются. Характерно, что малыши с СДВГ в раннем детстве развиваются опережающими темпами: раньше начинают ползать, ходить. Малышей раздражают новые люди, громкая музыка, яркий свет. Они не способны долго заниматься одним делом. 

После 3 лет обращает внимание болтливость. Речь быстрая, сбивчивая. Часто меняется настроение, буквально каждую минуту: только что улыбался, а теперь рыдает. Эмоции проявляет бурно, но при этом не учитывает ситуацию. Интеллект высокий, но учится плохо, так как перескакивает с одного вида деятельности на другой, не может до конца довести ни одно начатое дело. Став постарше, целенаправленно избегает монотонной рутины. Характерна импульсивность, реагируя на событие, действует инстинктивно, порой вопреки самосохранению. Отношения со сверстниками в основном не складываются – им сложно общаться с непредсказуемым человеком.

В целом, СДВГ характеризуется тремя синдромами: гиперактивностью, нарушением внимания и импульсивностью.

Рисунок 1. Схема переднезаднего взаимодействия, отвечающего за концентрацию внимания


Дефицит внимания у детей: признаки

Дефицит внимания – основной симптом СДВГ. Здоровый ребёнок может сосредоточиться на том, что важно в конкретный момент. Например, на уроке он будет слушать учителя. При дефиците внимания его мысли будут перескакивать с одного на другое: на шум в окне, пятно солнца на стене, авторучку соседа, желание поесть. Мозг не может обеспечить длительное сосредоточение на чем-то одном.

Признаки детской гиперактивности

Такого все вокруг считают непослушным и капризным. Его поведение действительно не укладывается в общепринятые нормы. Виновата быстро истощаемая нервная система: при переутомлении малыш становится гиперактивным, а подросток способен на любые неадекватные поступки.

Признаки импульсивности

Дети кажутся нетерпеливыми, легкомысленными, беспечными и невнимательными. Такой ученик реагирует на просьбу быстрее, чем выслушает её. Но эта импульсивность обусловлена особенностями проведения нервных импульсов. Вести себя иначе у человека не получается.

Типы СДВГ

Синдром дефицита внимания делится на несколько типов в зависимости от преобладающего компонента.

Таблица 3. Типы СДВГ

Типы

Описание

Дефицит внимания без гиперактивности

Характерен для девочек возраста начальной школы. Они отличаются высоким интеллектом и большой рассеянностью: меняют при списывании знаки в арифметических примерах, витают в облаках, отвлекаются. Но ведут себя спокойно, тихо.

Гиперактивность без дефицита внимания

Это сверхподвижные дети, которые не могут и минуты усидеть на одном месте. Сидеть за партой для них – пытка. Интеллект обычно выше, чем у ровесников. Кажется, что всё им даётся чересчур легко.

Дефицит внимания с гиперактивностью

Постоянно отвлекаются, не могут ни на чем сосредоточиться, им нужно непрерывно двигаться, крутиться. Без лечения даже при сохранном интеллекте отстают в развитии от сверстников.

 

Каждый из этих типов расстройств требует медицинской помощи, в противном случае в пубертатном периоде могут возникнуть проблемы, решать которые придётся долго. Так, с синдромом дефицита внимания у детей школьного возраста справиться сложнее, чем у дошкольников.

Диагностика

  1. Беседа с детьми, которые умеют уже говорить и родителями. Выяснение проблем, первых симптомов заболевания, его развития. Определение особенностей характера.
  2. Наблюдение за маленькими детьми в игре, тестирование детей более старшего возраста.
  3. ЭЭГ для исследования электрической активности мозга.
  4. Консультации педиатра, невролога, эндокринолога и других врачей, чтобы исключить соматические болезни.
  5. Выполнение патопсихологических проб.

 Таблица 4. Патопсихологические пробы

Исследование

Методика

Что выявляет

С помощью таблицы Шульте

На листе бумаги особым образом написаны цифры, которые надо найти за минимальное время.

Внимание, умение сосредоточиться, скорость утомляемости.

Тест Бурдона

Даётся лист бумаги со строчками картинок, цифр или букв. Испытуемый должен за определенное время вычеркнуть названные ему фигуры.

Устойчивость внимания, умение концентрироваться.

Счёт по Крепелину

Подростку или взрослому предлагаются простые арифметические примеры, которые он должен решить за 30 секунд.

Работоспособность, умение переключать внимание, истощаемость, инертность.

Цветные таблицы Шульте

Цифры на красном и чёрном фоне. Исследуемый должен называть, к примеру, красные в порядке возрастания, чёрные – убывания.

Переключаемость внимания.

 

Критерии подтверждения диагноза

  1. Симптомы наблюдаются постоянно и не менее полугода.
  2. Начало в раннем возрасте, в дошкольном уже проявления были выражены.
  3. Симптомы возникают постоянно, везде, в любых местах.
  4. При сохранном интеллекте возникают сложности с обучением, есть проблемы с социальными контактами.
  5. Исключена другая патология: эндокринные, гематологические и другие расстройства.

Дефицит внимания у детей: лечение

Лечение зависит от возраста и выраженности симптомов. Если родители обратились за помощью при первых признаках болезни, терапия займёт меньше времени. При позднем обращении врач может назначить комплексную терапию.

  • Психотерапия. Для стабилизации поведения.
  • Метод биологической обратной связи – БОС-терапия. Стабилизирует биоэлектрическую активность головного мозга.
  • Лечебная физкультура.
  • Лазеротерапия, рефлексотерапия и другие методы физиотерапии.
  • Массаж воротниково-шейной зоны.
  • Медикаментозная терапия подключается в случае необходимости. Лекарства назначает врач, дозировка подбирается индивидуально.

Советы родителям детей с СДВГ

Самое главное: своевременно заподозрить патологию и обратиться к детскому врачу-неврологу, психологу, психотерапевту или психиатру. Чтобы маме было проще разобраться, пройдите небольшой опросник. Отвечайте «Да» или «Нет» на вопросы теста, расположенного ниже.

Тест на диагностику СДВГ

Ваш ребёнок:

  • Понимает формулировки элементарных заданий?
  • Читает, считает, пишет без проблем?
  • Легко запоминает стихи?
  • Может пересказать текст?
  • Слишком медлителен?
  • Чересчур активен?
  • Адекватно реагирует на замечания?
  • В большинстве случаев выполняет задание до конца?
  • Спокоен и миролюбив?
  • Может длительно заниматься одним делом?

Если на три и больше вопроса вы ответили «Нет» – нужно обратиться к врачу.

Советы по воспитанию детей с СДВГ

Исключите слова «Нет» и «Нельзя». Это не значит, что можно разрешать всё и отказаться от воспитания. Просто негативные методы неприменимы к таким детям, они не работают. Хорошо действует похвала. Поэтому нужно на неё и ориентироваться.

Формируйте у ребёнка адекватную самооценку. Проще всего это сделать, занимаясь с детским врачом-психотерапевтом. Помните: коррекция нарушения внимания у детей возможна. Главное – обратиться за помощью к специалисту.

Для получения консультации у детского психотерапевта обратитесь в клинику «Семейный доктор» по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом онлайн-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Популярные вопросы

Что будет если не лечить дефицит внимания?

Более половины детей, которым в детстве был установлен диагноз СДВГ, в подростковом возрасте употребляют алкоголь, курят, становятся правонарушителями. Избежать этого можно только активно занимаясь лечением заболевания, выполняя все рекомендации доктора.

В каком возрасте проходит гиперактивность у детей?

Если ребёнок не получал адекватную медицинскую помощь, то в 80% случаев все симптомы СДВГ сохраняются даже во взрослом состоянии. Только 2 из 10 больных детей имеют шанс победить болезнь самостоятельно.

Информация проверена и подтверждена детским врачом-психотерапевтом клиники «Семейный доктор»

Врачи-психотерапевты

О врачеЗапись

Махов Максим Алексеевич

врач-психиатр, психотерапевт

Клиника на Озерковской

О врачеЗапись

Преснякова Анна Владимировна

врач-психиатр, психотерапевт, к.м.н.

Клиника на Новослободской

оставить отзыв

Расстановка с дефицитом внимания гиперактивность (СДВГ): лечение детей

, написанные в результате редакционных участников WebMD

в этой статье

  • Препараты
  • Побочные эффекты
  • Меди. Не для всех
  • . может помочь вашему ребенку с СДВГ в школе, социальных ситуациях и дома. Правильный план может помочь со всеми тремя основными компонентами СДВГ: невнимательностью, импульсивностью и контролем гиперактивности. Цель лечения — помочь ребенку следовать правилам, концентрироваться и поддерживать хорошие отношения с родителями, учителями и сверстниками.

    Эти варианты лечения были проверены на безопасность, но нет двух одинаковых детей, и то, что работает для некоторых детей, может не сработать для вас.

    Вместе с врачом вы разработаете план, соответствующий конкретным потребностям вашего ребенка. Может потребоваться время, чтобы выяснить, что работает лучше всего. План может включать лекарства, поведенческую терапию или и то, и другое.

    Лекарства

    Основными лекарствами, используемыми для лечения СДВГ, являются стимуляторы и нестимуляторы. Иногда также используются антидепрессанты.

    Стимуляторы являются наиболее распространенным методом лечения детей и подростков. Обычно это тип лекарства, который врач может попробовать в первую очередь. Стимуляторы используются давно и хорошо проверены. Они помогают мозгу контролировать импульсы, поведение и внимание.

    Дети с определенными заболеваниями не должны принимать стимуляторы. Прежде чем прописывать какие-либо лекарства, убедитесь, что врач знает историю болезни вашего ребенка.

    К стимуляторам относятся:

    • Amphetamine (Adzenys XR-ODT)
    • Amphetamine/dextroamphetamine (Adderall, Adderall XR)
    • Dexmethylphenidate (Focalin, Focalin XR)
    • Dextroamphetamine (Dexedrine)
    • Lisdexamfetamine (Vyvanse)
    • Methylphenidate (Concerta, Daytrana, Metadate , Метилин, Риталин, Quillivant XR)
    • Сердексметилфенидат и дексметилфенидат (Азстарис)

    Если первое назначенное врачом лекарство не помогает, он может увеличить дозировку, предложить другое лекарство или предложить вашему ребенку примите другое лекарство вместе со стимулятором.

    Нестимуляторы не так хорошо проверены. Они действуют иначе, чем стимуляторы, но могут помочь с концентрацией и контролем импульсов. Для некоторых детей они могут быть лучшим вариантом, чем стимуляторы, но их часто используют вместе со стимуляторами.

    Эти нестимуляторы одобрены FDA для лечения СДВГ у детей и подростков:

    Антидепрессанты не одобрены для лечения СДВГ, но они могут помочь при невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Это вариант для детей, которые плохо себя чувствовали на одних стимуляторах. Прием антидепрессантов вместе со стимуляторами, по-видимому, хорошо работает для детей, у которых СДВГ сочетается с расстройством настроения, таким как депрессия или тревога.

    Существует несколько типов антидепрессантов.

    Трициклические антидепрессанты. Воздействуют на химические вещества в головном мозге.

    Examples of tricyclic antidepressants include:

    • Desipramine (Norpramin, Pertofrane)
    • Imipramine (Tofranil)
    • Nortriptyline (Aventyl, Pamelor)

    Bupropion (Wellbutrin ). Врач может прописать это, если вашему ребенку не помогают стимуляторы.

    Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Это наиболее часто назначаемые антидепрессанты людям с депрессией. Для лечения СДВГ были опробованы следующие препараты:

    • Эсциталопрам (Лексапро)
    • Сертралин (Золофт)

    Венлафаксин (Эффексор ). Этот препарат также влияет на химические вещества в головном мозге. Это помогает улучшить настроение и концентрацию у детей и подростков.

    Побочные эффекты

    Все эти лекарства могут вызывать побочные эффекты. Обычно они возникают, когда ребенок впервые начинает их принимать. Обычно они легкие и довольно быстро проходят. Прежде чем ваш ребенок начнет принимать какие-либо новые лекарства, поговорите со своим врачом о том, чего ожидать.

    Если вас беспокоят побочные эффекты, когда ваш ребенок принимает лекарство, позвоните врачу. Не вносите изменений в лечение, не поговорив с ними.

    Лекарства не для всех

    Лекарства не всегда помогают детям с СДВГ. На самом деле, в 20-30% случаев они вообще не работают. В других случаях улучшение незначительное или побочные эффекты слишком серьезны. Ваша медицинская бригада может помочь вам подобрать комбинацию лекарств и поведенческой терапии или только терапию, которая лучше всего подходит для вашего ребенка.

    Чтобы узнать, что работает, полезно сначала поговорить со своим врачом о целях лечения. Другая идея состоит в том, чтобы контролировать и отслеживать время и интенсивность симптомов вашего ребенка в журнале симптомов СДВГ. Затем вы и ваша медицинская бригада сможете просмотреть журнал, чтобы определить закономерности, которые могут помочь в разработке более эффективного лечения.

    Поведенческая терапия

    Этот тип терапии использует положительное подкрепление за хорошее поведение и отрицательное подкрепление за нежелательное поведение. Специалист по психическому здоровью — психолог, социальный работник или семейный терапевт — работает с вами и учителями вашего ребенка, чтобы разработать программу по улучшению поведения вашего ребенка.

    Поведенческая терапия часто используется вместе с лекарствами от СДВГ, но ее также можно использовать отдельно.

    Другие методы лечения

    FDA предлагает два метода лечения, основанные на технологиях, в качестве немедикаментозного лечения детей.

    Первое устройство называется Monarch eTNS System и одобрено для детей от 7 до 12 лет. Оно размером примерно с сотовый телефон и работает путем легкой стимуляции электродов, прикрепленных ко лбу. Эти слабые электрические импульсы взаимодействуют с частью мозга, которая, как считается, отвечает за СДВГ.

    Также одобрено игровое цифровое терапевтическое устройство EndeavorRx для педиатрических пациентов с СДВГ в возрасте от 8 до 12 лет. Используя подход, основанный на видеоиграх, устройство использовало как сенсорные стимулы, так и задачи на двигательные навыки, чтобы воздействовать на области мозга и помочь улучшить фокус и когнитивные функции.

    Кроме того, некоторые исследования показали, что добавки омега-3 могут помочь некоторым детям с СДВГ.

    Некоторым детям с СДВГ могут помочь изменения в диете, такие как отказ от глютена или определенных пищевых красителей и добавок. Поговорите с врачом вашего ребенка о наилучших вариантах для него.

    Что вам нужно знать

    Вы замечали, что вашему ребенку или подростку трудно концентрировать внимание? Часто ли они передвигаются в то время, когда не должны, действуют импульсивно или перебивают других? Если такие проблемы продолжаются и, кажется, влияют на повседневную жизнь вашего ребенка, у него может быть синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ).

    СДВГ может повлиять на социальные отношения и успеваемость детей и подростков в школе, но существуют эффективные методы лечения симптомов СДВГ. Узнайте о СДВГ, о том, как его диагностировать и как найти поддержку.

    Что такое СДВГ?

    СДВГ — это нарушение развития, связанное с постоянной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью. Симптомы СДВГ могут мешать повседневной деятельности и отношениям. СДВГ начинается в детстве и может продолжаться в подростковом возрасте и в зрелом возрасте.

    Каковы симптомы СДВГ?

    Люди с СДВГ постоянно испытывают следующие типы симптомов:

    • Невнимательность — трудности с концентрацией внимания
    • Гиперактивность — слишком много энергии или слишком много движения и разговоров
    • Импульсивность — действия без размышлений или трудности с самоконтролем

    У некоторых людей с СДВГ в основном наблюдаются симптомы невнимательности. Другие в основном имеют симптомы гиперактивности-импульсивности. У некоторых людей наблюдаются оба типа симптомов.

    Признаки невнимательности могут включать:

    • Невнимательность к деталям или допущение кажущихся небрежными ошибок в школьных заданиях или других занятиях
    • Трудно удерживать внимание во время игры и заданий, включая разговоры, тесты или длительные задания
    • Проблемы со слухом при непосредственном разговоре
    • Трудно следовать инструкциям или закончить школьную работу или работу по дому, или приступить к выполнению задач, но теряет фокус и легко отвлекается
    • Трудности с организацией задач и действий, таких как выполнение задач в последовательности, хранение материалов и вещей в порядке, управление временем и соблюдение сроков
    • Избегание задач, требующих постоянного умственного напряжения, таких как домашнее задание
    • Потеря вещей, необходимых для работы или деятельности, таких как школьные принадлежности, книги, очки и мобильные телефоны
    • Легко отвлекаться на посторонние мысли или стимулы
    • Забывчивость во время повседневных дел, таких как работа по дому, поручения и соблюдение встреч

    Признаки гиперактивности и импульсивности могут включать:

    • Нервничать и извиваться в сидячем положении
    • Вставать и двигаться, когда ожидается, что вы будете сидеть, например, в классе
    • Бегать, метаться или карабкаться в неподходящее время или, в подростковом возрасте, часто чувствовать беспокойство
    • Неспособность спокойно играть или заниматься хобби
    • Нахождение в постоянном движении или на ходу и/или действие, как если бы его приводил в движение двигатель
    • Чрезмерно болтать
    • Отвечать на вопросы до того, как они будут заданы полностью, или заканчивать предложения других людей
    • Трудно дождаться своей очереди, например, стоя в очереди
    • Прерывание или вторжение в других, например, в разговорах, играх или действиях

    Как диагностируется СДВГ у детей и подростков?

    Для постановки диагноза СДВГ симптомы должны присутствовать в возрасте до 12 лет. Детям в возрасте до 16 лет СДВГ ставят диагноз, если у них было по крайней мере шесть стойких симптомов невнимательности и/или шесть стойких симптомов гиперактивности-импульсивности, присутствующих в течение не менее 6 месяцев. Симптомы должны присутствовать в двух или более местах (например, дома или в школе, у друзей или родственников) и мешать качеству социального или школьного функционирования.

    Родители, которые подозревают, что у их ребенка может быть СДВГ, должны поговорить со своим лечащим врачом. Поставщики первичной медико-санитарной помощи иногда диагностируют и лечат СДВГ. Они также могут направить людей к специалисту в области психического здоровья, например к психиатру или клиническому психологу, который может провести тщательную оценку и поставить диагноз СДВГ. Стресс, нарушения сна, тревога, депрессия и другие физические состояния или болезни могут вызывать симптомы, сходные с симптомами СДВГ. Поэтому необходимо тщательное обследование для определения причины симптомов.

    Во время обследования поставщик медицинских услуг или специалист в области психического здоровья может:

    • Проверить психическое здоровье ребенка и историю болезни.
    • Попросите разрешения поговорить с членами семьи, учителями и другими взрослыми, которые хорошо знают ребенка и видят его в разных условиях, чтобы узнать о поведении ребенка и его опыте дома и в школе.
    • Используйте стандартные шкалы оценки поведения или контрольные списки симптомов СДВГ, чтобы определить, соответствует ли ребенок или подросток критериям диагноза СДВГ.
    • Проведите психологические тесты, проверяющие рабочую память, исполнительные функции (такие способности, как планирование и принятие решений), визуальные и пространственные навыки или навыки рассуждения. Такие тесты могут помочь выявить психологические или когнитивные сильные стороны и проблемы, а также выявить или исключить возможные трудности в обучении.

    Выглядит ли СДВГ одинаково у всех детей и подростков?

    Симптомы СДВГ могут меняться со временем по мере того, как ребенок растет и переходит в предподростковый и подростковый возраст. У маленьких детей с СДВГ гиперактивность и импульсивность являются наиболее распространенными симптомами. По мере увеличения академических и социальных требований симптомы невнимательности становятся более заметными и начинают мешать успеваемости и отношениям со сверстниками. В подростковом возрасте гиперактивность часто становится менее выраженной и может проявляться в виде беспокойства или беспокойства. Симптомы невнимательности и импульсивности обычно сохраняются и могут вызвать ухудшение академических, организационных и личных проблем. Подростки с СДВГ также более склонны к импульсивному, рискованному поведению, включая употребление психоактивных веществ и небезопасную сексуальную активность.

    Невнимательность, беспокойство и импульсивность сохраняются во взрослом возрасте у многих людей с СДВГ, но в некоторых случаях со временем они могут стать менее выраженными и менее разрушительными.

    Что вызывает СДВГ?

    Исследователи не уверены, что вызывает СДВГ, хотя многие исследования предполагают, что большую роль играют гены. Как и многие другие расстройства, СДВГ, вероятно, является результатом комбинации факторов. Помимо генетики, исследователи изучают возможные факторы окружающей среды, которые могут повысить риск развития СДВГ, и изучают, как травмы головного мозга, питание и социальная среда могут играть роль в развитии СДВГ.

    Какие существуют методы лечения СДВГ у детей и подростков?

    Хотя лекарства от СДВГ не существует, доступные в настоящее время методы лечения могут помочь уменьшить симптомы и улучшить функционирование. СДВГ обычно лечат лекарствами, образованием или обучением, терапией или комбинацией методов лечения.

    Лекарство

    Стимуляторы являются наиболее распространенным типом лекарств, используемых для лечения СДВГ. Исследования показывают, что эти лекарства могут быть очень эффективными. Как и все лекарства, они могут иметь побочные эффекты и требуют, чтобы лечащий врач следил за тем, как они реагируют на лекарство. Также доступны нестимулирующие препараты. Поставщики медицинских услуг могут иногда назначать антидепрессанты для лечения детей с СДВГ, хотя Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) не одобрило эти лекарства специально для лечения СДВГ. Иногда человек должен попробовать несколько разных лекарств или дозировок, прежде чем найти то, что ему подходит.

    Для получения общей информации о стимуляторах и других лекарствах, используемых для лечения психических расстройств, см. веб-страницу NIMH «Лекарства для душевного здоровья». На веб-сайте FDA есть последние одобрения лекарств, предупреждения и информационные руководства для пациентов.

    Психотерапия и психосоциальные вмешательства

    Было показано, что несколько психосоциальных вмешательств помогают детям и их семьям справиться с симптомами и улучшить повседневное функционирование.

    • Поведенческая терапия призван помочь человеку изменить свое поведение. Это может включать в себя практическую помощь, такую ​​как помощь в организации заданий или выполнении школьных заданий, обучение социальным навыкам или контроль за собственным поведением и получение похвалы или вознаграждения за желаемое действие.
    • Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку лучше осознавать проблемы с вниманием и концентрацией и работать над навыками для улучшения концентрации.
    • Семейная и супружеская терапия может помочь членам семьи научиться справляться с разрушительным поведением, поощрять изменения поведения и улучшать взаимодействие с детьми.

    Все виды терапии для детей и подростков с СДВГ требуют активной роли родителей. Психотерапия, включающая только индивидуальные сеансы лечения с ребенком (без участия родителей), неэффективна для управления симптомами и поведением СДВГ. Этот тип лечения, скорее всего, будет эффективен для лечения симптомов тревоги или депрессии, которые могут возникать вместе с СДВГ.

    Для получения общей информации о психотерапии, используемой для лечения психических расстройств, см. веб-страницу NIMH Psychotherapies.

    Обучение и поддержка родителей

    Специалисты по психическому здоровью могут рассказать родителям ребенка с СДВГ о расстройстве и о том, как оно влияет на семью. Они также могут помочь родителям и детям развить новые навыки, взгляды и способы общения друг с другом. Примеры включают обучение навыкам воспитания детей, методы управления стрессом для родителей и группы поддержки, которые помогают родителям и семьям общаться с другими людьми, у которых есть схожие проблемы.

    Школьные программы

    Детям и подросткам с СДВГ обычно помогают поведенческие вмешательства в классе и/или академические приспособления. Вмешательства могут включать планы управления поведением или обучение организационным или учебным навыкам. Приспособления могут включать преимущественное размещение в классе, снижение учебной нагрузки или увеличение времени на тестах и ​​экзаменах. Школа может предоставить приспособления в соответствии с так называемым планом 504 или, для детей, которые имеют право на услуги специального образования, через индивидуальный план обучения (IEP).

    Чтобы узнать больше об услугах специального образования и Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), посетите веб-сайт IDEA Министерства образования США.

    Дополнительные подходы к охране здоровья

    В отличие от специфической психотерапии и медикаментозного лечения, которые, как научно доказано, улучшают симптомы СДВГ, дополнительные подходы к лечению СДВГ, такие как натуральные продукты, не квалифицируются как научно обоснованные вмешательства. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Национального центра комплементарного и интегративного здоровья.

    Как мне найти помощь для моего ребенка?

    Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) предоставляет «Локатор услуг по лечению поведенческих заболеваний» — онлайн-инструмент для поиска служб психического здоровья и программ лечения в вашем штате. Для получения дополнительных ресурсов посетите веб-страницу NIMH «Помощь при психических заболеваниях» или см. информационный бюллетень NIMH «Дети и психическое здоровье».

    Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о причинении себе вреда, позвоните по номеру 9. 0029 Национальная линия помощи при предотвращении самоубийств , бесплатный номер 1-800-273-TALK (8255). Вы также можете отправить текстовое сообщение Crisis Text Line (ПРИВЕТ на номер 741741) или воспользоваться чатом Lifeline на веб-сайте Национальной линии спасения от самоубийств.

    Как я могу помочь своему ребенку дома?

    Терапия и лекарства являются наиболее эффективными методами лечения СДВГ. В дополнение к этим методам лечения другие стратегии могут помочь справиться с симптомами. Поощряйте ребенка:

    • Регулярно занимайтесь физическими упражнениями, особенно когда они кажутся гиперактивными или беспокойными.
    • Регулярно питайтесь здоровой пищей.
    • Высыпайтесь.
    • Придерживайтесь режима.
    • Используйте органайзеры для домашних заданий и блокнотов, чтобы записывать задания и напоминания.
    • Принимайте лекарства в соответствии с указаниями.

    Кроме того, вы можете помочь своему ребенку или подростку, будучи ясными и последовательными, предоставив правила, которые они могут понять и которым они будут следовать. Кроме того, имейте в виду, что дети с СДВГ часто получают и ожидают критики. Вы можете следить за хорошим поведением, хвалить его и вознаграждать за соблюдение правил.

    Что я должен знать об участии моего ребенка в клинических исследованиях?

    Клинические испытания — это научные исследования, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний. Хотя отдельные лица могут получить пользу от участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основная цель клинического испытания — получить новые научные знания, чтобы другие могли получить более качественную помощь в будущем.

    Исследователи из NIMH и по всей стране проводят множество исследований с пациентами и здоровыми добровольцами. Клинические испытания для детей разрабатываются с учетом того, что дети и взрослые по-разному физически и психически реагируют на лекарства и методы лечения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts