Сдвг у детей симптомы: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

СДВГ у дошкольников: причины, симптомы, лечение

Гиперактивность у дошкольников в наше время не является редкостью. Психологи уверяют, что примерно 20 % детей в стране неуёмно энергичны, испытывают сложности с дисциплиной и координацией, трудно обучаемы. Как распознать синдром дефицита внимания и активности у детей дошкольного возраста и нужно ли бороться с беспокойным и экспрессивным поведением, и если «да», то как именно?

Дмитрий Майоров

Pixabay

Многие психические расстройства начинают развиваться в раннем детском возрасте, но диагностировать их можно лишь после того, как ребёнку исполнится 5 лет. Диагноз СДВГ чаще всего, определяется в младшем дошкольном возрасте, хотя симптомы расстройства могут проявляться раньше.

Содержание статьи

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так.

Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей.

Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.

Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство.

Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя.

Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Что такое СДВГ?

СДВГ — это неврологическое расстройство поведения и развития, которое диагностируется в детском возрасте, но зачастую остается активным и при взрослении.

  • Дети с таким синдромом испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому им нелегко дается усвоение занятий в детском саду (а впоследствии – и школьных предметов).
  • Из-за невнимательности ребенок ошибается, не усваивает объяснения воспитателя.
  • Гиперактивные ученики чрезмерно энергичны, совершают множество ненужных движений вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении задания.

Бывает, что педагоги ошибочно объясняют такое поведение недостаточным воспитанием, и причисляют воспитанников с СДВГ к непослушным и неконтролируемым.

Но причины такого поведения не в родительском невнимании к малышу, а в особенностях работы его отделов головного мозга.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников?

Сегодня ученые не называют точную причину развития СДВГ, но большая часть исследований выдвигает гипотезу, что на возникновение расстройства могут влиять патологические изменения в гене, отвечающем за выработку дофамина, и активность соответствующих рецепторов.

Существует версия, что синдром может развиться в результате комплексного влияния социальных, психологических и биологических факторов.

Развитие расстройства у детей возможно с большой долей вероятности, если:

  • у родителей малыша тоже был диагностирован СДВГ;
  • мать в период беременности перенесла инфекционное заболевание;
  • у ребенка и матери конфликт резус-показателей крови;
  • мать во время беременности злоупотребляла алкогольными напитками, курила, принимала лекарственные или наркотические препараты;
  • роды были сложными или преждевременными, была проведена стимуляция;
  • малыш в раннем возрасте перенес тяжелое инфекционное заболевание, пневмонию, болезнь почек;
  • у ребенка есть диагноз «черепно-мозговая травма»;
  • малыш растет в экологически плохой среде.

Причиной СДВГ в первые годы жизни могут стать биологические факторы, позже преобладает риск социальных и психологических обстоятельств.

Неблагополучные отношения в семье, частые ссоры, недостаток родительского внимания или чрезмерная забота и контроль не вызовут расстройство дефицита внимания, но ощутимо усилят его симптомы.

Типология СДВГ у детей

Синдром классифицируется по трем типам течения:

  • Невнимательный, при котором преобладает дефицит внимания. Малыши (чаще – девочки) с таким типом расстройства рассеяны и замкнуты, отличаются развитой фантазией.
  • Гиперактивный, для которого характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная моторная возбудимость (чаще диагностируется у мальчиков).
  • И самый распространенный тип – смешанный, который сочетает симптомы первых двух типов (нарушенное внимание и повышенная активность).

Симптомы СДВГ у детей дошкольного возраста

Обычно у дошкольников симптомы СДВГ проявляются в комплексе, поэтому в этом возрасте расстройство диагностируется легче.

Родителей и воспитателей должно насторожить, если ребенок:

  • забывчив, с легкостью отвлекается от занятий, как будто не слушает объяснения воспитателя;
  • постоянно двигается, совершает бесцельные действия;
  • импульсивен, нетерпелив, часто перебивает других детей, не может дослушать рассказ воспитателя до конца;
  • избегает однообразных и рутинных дел;
  • испытывает явные проблемы с концентрацией внимания, то есть может при чтении пропускать строчки, не доводить начатое дело до конца, часто теряет/забывает вещи и игрушки;
  • более 10 минут не может заниматься одним делом;
  • имеет сложности с самоорганизацией;
  • может на занятии вставать со своего места, хаотично двигать руками и ногами, прыгать, дергаться;
  • разговаривает бегло и громко, «проглатывая» окончания слов и предложений;
  • сопровождает речь активной жестикуляцией и мимикой;
  • страдает частыми перепадами в настроении;
  • игнорирует принятые нормы поведения;
  • агрессивен и вспыльчив, не принимает правила игры, может ударить другого ребенка, легко обижается;
  • не умеет ждать, истерически плачет, если не получает желаемое в данный конкретный момент;
  • не чувствует страха перед опасностью, поэтому часто подвержен травмам.

Необходимо понимать, что такое поведение может встречаться и у здоровых малышей и являться признаками взросления или сложного характера.

Чтобы говорить о наличии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нужна консультация специалистов.

Кто и как диагностирует СДВГ у детей дошкольного возраста?

Диагностику СДВГ проводят несколько специалистов: психоневролог, педиатр, нейропсихолог, логопед-дефектолог.

Помимо медицинского осмотра, за ребенком наблюдают и просят родителей подключиться к этому. Для дошкольников проводят устные психологические тесты, а опрос на наличие симптомов заполняют родители.

Диагноз СДВГ ставится при:

  1. Наличии ярко выраженных симптомов, которые не проходят в течение полугода.
  2. Постоянно и всюду проявляющихся признаках расстройства (и в детском саду, и на игровой площадке, и во время прогулки, и дома).

При постановке диагноза важно не перепутать СДВГ с другими заболеваниями, которые также могут влиять на поведение и развитие.

Как лечат СДВГ у детей?

Коррекция СДВГ осуществляется в комплексе – лекарственная терапия, физиотерапия, психотерапия.

В самых сложных случаях назначается медикаментозное лечение. Но, в основном, до этого не доходит, серьезные лекарства не рекомендуются детям в столь юном возрасте.

Если психоневролог или педиатр все-таки назначает психокоррекционный препарат, принимать его следует только под контролем врача, а родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в поведении и настроении ребенка.

Физиотерапия поможет улучшить мозговое кровообращение, нормализовать сосудистый тонус, стабилизировать психоэмоциональный фон, уменьшить возбудимость.

Консультации у детского психолога проходят в игровой форме и помогают вовлечь малыша в коллектив, правильно реагировать на окружающий мир и ситуации.

При помощи эффективных психологических методов специалист научит ребенка лучше понимать собственные эмоции, контролировать импульсивность и поведение, снизит уровень тревожности и разовьет внимание и усидчивость.

Советы родителям малыша с диагностированным СДВГ

В первую очередь, маме и папе активного ребенка рекомендуется:

  1. Организовать для сына или дочки понятный режим дня, в котором нужно грамотно распределить время, отведенное на дела и отдых; важно, чтобы правила соблюдал не только малыш, но и вся семья.
  2. Пересмотреть рацион питания для исключения продуктов, которые провоцируют возбуждение (сахар, сладкая газировка).
  3. Набраться терпения (нужно понимать, что в расстройстве не виноваты ни вы, ни ваш ребенок).
  4. Стараться избегать на прогулках людных мест, чтобы лишний раз не волновать ребенка.
  5. Не допускать переутомления малыша при занятиях (отдых должен предоставляться каждые 20 минут).
  6. Быть готовыми к тому, что в начальной школе вам придется делать домашние задания вместе с вашим чадом, следить, чтобы он не отвлекался и доделал задачу до конца.
  7. Хвалить своего «гиперактивиста» даже за незначительные достижения и победы.

Помните, что роль родителей в лечении СДВГ – самая значительная. Без участия и поддержки со стороны самых близких людей, ребенок может не справиться с недугом.

youtube

Нажми и смотри

СДВГ. Диагностика. Прогноз. Лечение. — Клиника Мельниковой Е. А.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Распространенность 4-9% среди школьников, мальчики преобладают в 4-5 раз, первые симптомы проявляются до 8 лет. Симптоматика наблюдается не менее 6 месяцев. У 60% больных выявляются нарушения экспрессивной речи, которые в значительной степени снижают школьную успеваемость.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

СДВГ разделен на 3 типа:

  • С преобладанием невнимательности.
  • С преобладанием гиперактивности и импульсивности.
  • Смешанный тип (равномерная выраженность нарушения внимания и гиперактивности).


Обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх). Не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными расстрой¬ствами или психопатиями. Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Симптомы СДВГ

Невнимательность/отвлекаемость

  • Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.
  • Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или вовремя­ игр.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Не может до конца закончить поставленную задачу.
  • Слушает, но кажется, что не слышит.
  • Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
  • Плохо организован.
  • Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, кни¬ги, рабочие инструменты, игрушки).
  • Забывчив.

 

Из перечисленных признаков хотя бы 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев.

Импульсивность:

  • На вопросы отвечает не задумываясь, не дослушав вопрос до конца.
  • Мешает другим, пристаёт к окружающим.
  • С трудом дожидается своей очереди в игре.
  • Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Гиперактивность:

  • Не может играть тихо, спокойно.
  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле вертится.
  • Часто встает в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  • Не может спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

  • Всегда нацелен на движение, моторный ребенок.

  • Болтлив.

Прогноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Сохраняются симптомы у 50-80% подростков, присоединяются нарушения поведения, невыполнение требований взрослых, безрассудность, трудности организации труда, 23% не заканчивают школу. У 25% взрослых нарушения поведения, конфликтность, сложности с работой, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 50% больных молодого возраста сохраняются трудности с концентрацией внимания и торможением импульсивности.

При обращении в наш медицинский центр «Клиника Мельниковой Е.А.» с диагнозом — синдром СДВГ у детей школьного и дошкольного возраста наблюдалась высокая положительная динамика. Используя новейшие методики лечения и реабилитации, наши специалисты ориентируются на индивидуальные особенности каждого пациента.

Убедитесь в эффективности применяемых нами методик лично — записывайтесь на лечение прямо сейчас! Или заполните форму на предварительный расчет —  мы вышлем Вам ориентировочный план лечения и его стоимость.  

Симптомы СДВГ у детей — Eleanor Health

поделитесь статьей

Если вы когда-либо были рядом с маленькими детьми, вы должны знать, что многие из них энергичны, рассеяны и беспокойны почти по своей природе. Как мы можем определить, когда такое поведение типично для наших детей, а когда оно может быть признаком чего-то вроде СДВГ?

Согласно исследованиям, около 9,4% детей имеют диагноз детского СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Это 388 тысяч детей в возрасте 2-5 лет, 2,4 миллиона детей в возрасте 6-11 лет и 3,3 миллиона детей в возрасте 12-17 лет. Проще говоря, есть много детей, страдающих этим расстройством.

Хотя СДВГ встречается довольно часто, справиться с этим расстройством непросто. У детей с СДВГ могут возникнуть проблемы с тем, чтобы справиться со своими симптомами и понять, почему они ведут себя не так, как их сверстники. Чтобы понять, как лечить СДВГ у детей, в первую очередь необходимо уметь идентифицировать признаки.

Что такое СДВГ?

СДВГ, или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», представляет собой расстройство развития нервной системы, обычно диагностируемое в детстве и часто сохраняющееся во взрослом возрасте. Он классифицируется по такому поведению, как невнимательность, импульсивность и чрезмерная активность. В то время как почти у всех детей есть такие модели поведения, дети с СДВГ проявляют их гораздо чаще и с трудом меняют их.

Дети с невыявленным СДВГ могут столкнуться с множеством проблем в различных условиях. У них часто возникают проблемы дома из-за того, что они забывают делать работу по дому или не могут успокоиться перед сном. Будучи учащимися, они могут быть помечены как «проблемные дети» за нарушение урока или невыполнение заданий. У них могут даже возникнуть проблемы с заведением друзей из-за их склонности перебивать других или слишком много говорить. Это может привести к проблемам с самооценкой и общему ощущению неполноценности по сравнению со сверстниками без СДВГ.

Хотя многие ошибочно полагают, что большинство детей просто «перерастают» СДВГ, правда состоит в том, что 50-86% случаев СДВГ сохраняются и сохраняются во взрослом возрасте. СДВГ обычно проявляется тремя различными способами: 

  • Преимущественно невнимательное представление (ранее «СДВГ»): у человека возникают проблемы с концентрацией внимания на деталях и выполнением задач. Их разум может казаться рассеянным, и они часто не могут сосредоточиться в течение длительных периодов времени.
  • Преимущественно гиперактивное состояние: человек испытывает постоянную гиперактивность и/или импульсивность. Им может казаться, что они не могут контролировать свои импульсы ерзать, бегать или прерывать других. Их умы склонны чувствовать, что их мысли бегут со скоростью мили в минуту, не замедляясь в поле зрения.
  • Комбинированное проявление: У человека проявляются симптомы как невнимательности, так и гиперактивности.

Симптомы СДВГ у детей

Диагноз СДВГ у детей должны ставить только квалифицированные специалисты в области психического здоровья. Тем не менее, вам не помешает узнать об общих симптомах СДВГ, чтобы вы могли заметить любое необычное поведение вашего ребенка. Раннее выявление СДВГ может очень помочь в быстром лечении вашего ребенка. Кроме того, раннее выявление и диагностика могут обеспечить вашему ребенку академические приспособления (например, дополнительное время на экзаменах), что может существенно изменить его способность учиться и достигать результатов.

Хотя симптомы различаются у разных людей, вот несколько наиболее распространенных симптомов СДВГ, присутствующих у детей: 

  1. Короткая продолжительность концентрации внимания : Ребенок легко отвлекается от текущей задачи и часто переключает свое внимание на несколько разных задач. вовремя.
  2. Ошибки по невнимательности : ребенку не хватает внимания к деталям, и он часто делает ошибки в задачах, где он должен следовать инструкциям, например, домашняя работа.
  3. Возиться : Ребенок не может долго сидеть на месте, особенно в тишине. Они могут играть руками, поворачиваться на стуле, подпрыгивать ногой или часто вставать со стула.
  4. Действия, не думая : Ребенок говорит не думая (часто «без фильтра»), принимает решения по прихоти и/или не может дождаться своей очереди (перебивая, прерывая очередь и т. д.)
  5. Забывчивость : Ребенок забывает о повседневных делах, таких как домашние дела, упаковка рюкзака в школу, выполнение домашних заданий или чистка зубов.

 

 

Варианты лечения СДВГ для детей

Описанные выше симптомы похожи на вашего ребенка? Не беспокойтесь, потому что существует множество планов лечения, которые помогут вашему ребенку справиться с СДВГ. Даже если симптомы не исчезнут полностью, они, вероятно, значительно улучшатся и станут легко управляемыми со временем и осторожностью.

Поведенческая терапия : Этот тип терапии требует участия как ребенка, так и его родителей и, возможно, учителей ребенка. Поведенческая терапия стремится превратить неадекватное поведение, такое как невнимательность и гиперактивность, в более адаптивное поведение, такое как сосредоточенность и регулирование энергии. Для этого поведенческие терапевты вознаграждают адаптивное поведение детей с СДВГ и учат их тому, как неадаптивное поведение отвлекает. Они учат родителей и даже учителей делать то же самое до тех пор, пока поведение ребенка не изменится.

Лекарства : Стимулирующие препараты, такие как Adderall или Concerta, очень эффективны при лечении симптомов СДВГ у детей. В среднем у 70-80% детей с СДВГ симптомы уменьшаются вскоре после начала приема лекарств. Использование лекарств в сочетании с терапией часто является наиболее рекомендуемой программой лечения специалистами по СДВГ.

Когнитивно-поведенческая терапия : СДВГ может вызвать низкую самооценку и негативные модели мышления у детей, особенно если они испытывают трудности в школе или с социальными связями из-за своего расстройства. Затем это может привести к другим психическим расстройствам, таким как тревога и депрессия. Когнитивно-поведенческая терапия, или КПТ, направлена ​​на изменение негативных моделей мышления на более позитивные, повышение уверенности и самооценки.

Коучинг по СДВГ : Эта форма лечения больше подходит для детей старшего возраста, страдающих от СДВГ, таких как подростки. Тренеры по СДВГ — это профессионалы, которые действуют как «лайф-коуч», специализирующиеся на СДВГ. Они помогают взрослым, подросткам и даже детям лучше справляться со своими обязанностями и повышать собственную мотивацию.

 

Элеонора Здоровье здесь, чтобы помочь вам обрести уверенность и импульс к будущему, которого вы хотите. Мы предоставляем услуги по лечению взрослых с алкогольными, опиоидными и другими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. В настоящее время мы находимся в Луизиане, Массачусетсе, Северной Каролине, Нью-Джерси, Огайо, Техасе и Вашингтоне.

Это СДВГ или типичное поведение малыша? Десять ранних признаков риска СДВГ у детей дошкольного возраста

теги: Отделение нейропсихологии Research Trends

Маленькие дети часто имеют проблемы с вниманием или концентрацией внимания, но когда эти проблемы становятся достаточно серьезными, чтобы их беспокоили родители и учителя? По оценкам Центров по контролю за заболеваниями, у 1 из 11 детей школьного возраста диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но исследования показывают, что тревожные признаки часто появляются еще до того, как начинаются школьные занятия. Целых 40 процентов детей имеют серьезные проблемы с вниманием к четырем годам, а СДВГ в настоящее время является наиболее распространенным психическим расстройством, диагностируемым в дошкольном возрасте.

Доктор Марк Махоун, директор отделения нейропсихологии в Институте Кеннеди Кригер в Балтиморе, штат Мэриленд, призывает родителей особенно внимательно следить за поведением своих маленьких детей.

«Исследования показывают, что дети с СДВГ имеют аномальное развитие мозга, а это означает, что СДВГ имеет биологическую основу, которая часто делает его пожизненным состоянием», — говорит доктор Махоун. «Мы хотим выявить СДВГ как можно раньше, потому что он оказывает огромное влияние на обучение и академическое развитие. Дети, симптомы которых проявляются в раннем детстве, подвергаются наибольшему риску неуспеваемости и второгодничества».

Доктор Махоун и его коллеги из Kennedy Krieger одними из первых использовали нейровизуализацию для изучения мозга детей дошкольного возраста с симптомами СДВГ. Недавно они обнаружили, что дети с СДВГ имеют меньшее хвостатое ядро ​​— небольшую структуру в мозгу, связанную с когнитивным и двигательным контролем, — чем их типичные сверстники. Выявив биологические маркеры СДВГ, они надеются, что вмешательство можно будет начать раньше, чтобы улучшить результаты обучения.

У детей дошкольного возраста (3–4 года) доктор Махоуни рекомендует родителям обращать внимание на следующие признаки, связанные с диагнозом СДВГ, когда дети достигают школьного возраста: чем одна-две минуты

  • Теряет интерес и начинает заниматься чем-то другим через некоторое время после занятия
  • Гораздо больше говорит и шумит больше, чем другие дети того же возраста
  • Залезает на предметы, когда этого не делают
  • Не умеет прыгать на одной ноге к 4 годам
  • Почти всегда беспокойный — хочет постоянно брыкаться, покачивать ногами или вертеться в своем кресле. Настаивает на том, что он/она «должны» встать после того, как просидел в сидячем положении более нескольких минут
  • Попадает в опасные ситуации из-за бесстрашия
  • Слишком быстро разогревается к незнакомцам
  • Часто агрессивен с товарищами по играм; был исключен из дошкольного/детского сада за агрессию
  • Получил травму (например, получил швы) из-за слишком быстрого движения или бега по указанию не делать этого
  • «Если родители наблюдают эти симптомы и беспокоятся о развитии своего ребенка, им следует проконсультироваться со своим педиатром или другим специалистом по развитию», — говорит доктор Махоун. «Существуют безопасные и эффективные методы лечения, которые могут помочь справиться с симптомами, улучшить навыки преодоления трудностей и изменить негативное поведение, чтобы улучшить академические и социальные успехи».

    Об Институте Кеннеди Кригера

    Получивший международное признание за улучшение жизни детей и подростков с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга, Институт Кеннеди Кригера в Балтиморе, штат Мэриленд, ежегодно обслуживает более 18 000 человек через стационарные и амбулаторные клиники, службы на дому, общественные службы и школы. программы на основе. Кеннеди Кригер предоставляет широкий спектр услуг для детей с нарушениями развития от легкой до тяжелой степени, и является домом для группы исследователей, которые вносят свой вклад в понимание того, как развиваются расстройства, одновременно разрабатывая новые вмешательства и раннюю диагностику. Для получения дополнительной информации об Институте Кеннеди Кригер посетите сайт www.kennedykrieger.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts