«Будут вас кусать, бить и обижать». Зачем детям сказки о жестокости: мнение психолога
Все мы выросли на сказках, которые, если вдуматься, довольно жестоки: Колобок съеден, теремок сломан, а рифмы Корнея Чуковского пугают даже родителей. В редакцию «Мела» пришел вопрос от читателя: не опасно ли читать детям такие сказки? Поговорили об этом с психологом Марией Гололобовой — и немного успокоились.
Во многих сказках есть печальные моменты — например, Колобка съедают. Волк охотился за козлятами. Или в детском стишке есть строки про курочку и петуха, но ведь в жизни курица — это еда. Когда ребенок спросит, почему мы едим курочек, зачем волк съел козлят или почему съели Колобка, как на это отвечать правильно?
Вопрос читателя «Мела»
— Кажется, сказки рассказывали всем детям, всегда. Почему не возникает довольно очевидного вопроса: не вредно ли им такое слушать?
— Еще до недавнего времени, примерно до XIX века, сказки были произведениями не только для детей, но и для взрослых. Их в том числе рассказывали в салонах. В древности сказки тоже были для всех: они были таким способом объяснить мир. Для детей это была особая форма обучения, и никто не боялся, что сказки будут как-то травмировать детей.
Народные сказки пришли из фольклора. «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» — эти истории живут уже много-много сотен лет. Они так или иначе рассказывают детям о смерти: что жизнь начинается, идет и заканчивается, что люди и животные умирают, но чья-то смерть не разрушает других героев. Все, конечно, переживают, но она не разрушает весь мир. Мир существует дальше («Мел» писал о том, как советский фольклорист Владимир Пропп анализировал волшебные сказки с точки зрения их обрядовых корней. — Прим. ред.).
Например, в оригинальном «Теремке» все заканчивается плохо: когда медведь раздавил теремок, никто из животных не успел из него выбежать. А начинается сказка фразой «Лежит в поле лошадиная голова» — именно туда все и заселяются, а вовсе не в бревенчатый дом. В сказке «Петушок и бобовое зернышко», где курочка обежала всех, чтобы найти маслице для петушка, который подавился зерном, изначально курочка прибегает к уже умершему петушку: он ее не дождался.
Иллюстрация Георгия Нарбута к сказке «Теремок». 1910 год. Фото: Wikimedia Commons / Public domainНадо иметь в виду, что жизнь была другой. В основном люди жили в деревнях, близко к земле, и своими глазами видели много рождений и смертей — как животных, так и людей. Медицина была не сильно развита, поэтому смерти было очень много. Она была рядом и не пугала, а воспринималась нормативно.
Кроме того, многие сказочные сюжеты довольно логичны. Например, сказочный Колобок — это хлеб, еда, которая пустилась в бега. То, что ее в итоге кто-то съел, — вполне нормально. Просто должен был съесть ее дед, а в итоге съела лиса.
— И все же: могут ли сказки вызывать у детей негативные эмоции?
— Это зависит от того, о какой сказке идет речь: о народной или об авторской. За многие столетия существования и передачи из уст в уста народные сказки сильно трансформировались. Многие негативные моменты, какие-то травмирующие детали из них ушли. Сейчас в большинстве сказок вместо драматичного финала хеппи-энд: в «Теремке» все выжили, курочка спасла петушка.
Авторские сказки отличаются от народных. Автор сказки передает не только суть истории, но и свои переживания по этому поводу. Эти переживания могут быть разными, но все они сохраняются, поскольку передаются в письменном виде. Поэтому в таких сказках могут быть перегибы. Что-то может быть страшнее, несправедливее, более жестоко или непонятно, чем мы привыкли видеть в сказках. Например, исследователи сказок Андерсена говорят, что в его сказках отражены все неврозы северных людей.
— Какой вообще может быть спектр эмоций, которые вызывают у детей сказки?
— Я считаю, что, читая сказки, ребенок испытывает все базовые эмоции одновременно. Они будут различаться только по силе проявления. Когда ребенок слушает сказку, он, скорее всего, испытывает интерес. После сказки он может получить удовольствие, он может злиться на героя, который всех обижает, или испытывать нежность к главному герою. Спектр чувств очень большой. Об эмоциях мы можем спросить самого ребенка. Страшно ли ему? Я могу спросить у вас: вас пугала в детстве сказка про Колобка?
— Не помню такого.
— Скорее всего, дети ответят, что им было грустно за Колобка, но еще у них будет много переживаний за других героев. Переживания эти очень-очень разные, но они абсолютно не травмирующие. И если спросить взрослых: «Как вы относились к сказкам „Колобок“, „Теремок“, „Курочка Ряба“?» — они скажут: «Все детство их слушали. А сейчас, когда стали взрослыми, думаем: „Что за бред?“» А в детстве все было хорошо и вопросов не возникало.
Если же какая-то эмоция из сказок даже во взрослом возрасте отзывается в человеке горем, травмой, то можно уже выйти на тему, которая волнует его сейчас. Что у него происходит в коллективе, с окружающими его людьми? Как он относится к справедливости, несправедливости?
— Возможно ли, что вопрос читателя связан с тем, что волнует его лично в связи со сказочными сюжетами?
— Я думаю, это вряд ли что-то личное. Это, скорее всего, вопрос как родителя. «Какой я родитель, если я читаю ребенку такие ужасные сказки, где много агрессии?» Но это не так, сказки не полны агрессии. Похоже, у того, кто спрашивает, просто очень высокие требования к себе. Чтобы их выполнить, приходится прибегать к гуманизации: все хорошо, все выжили, мир справедлив.
— Были ли у вас в практике такие истории, когда кто-то приходил, напуганный сказкой, и приходилось это расхлебывать?
— Взрослые были, да. Когда мне говорят: «Боже, какая страшная сказка» — я спрашиваю, что именно пугает. В этом смысле сказка может только помочь тому, кто ее слушает, «наступить» на его больную мозоль. Сказка актуализирует опыт, который с ним был.
Терапевтические сказки позволяют пережить сложную ситуацию и детям. Например, есть множество прекрасных сказок, которые объясняют приемному ребенку, откуда он появился в приемной семье. Тогда в подростковом возрасте ему будет легче это услышать обычными словами — не в сказке, а когда мы с ним будем об этом говорить. Психолог может смотреть, к какой сказке ребенок чаще обращается, просит ее перечитать. Может быть, он все время присоединяется к переживаниям какого-то героя.
Например, в сказке «Колобок» ребенок будет очень сильно переживать за зайца: «Бедный заяц, ничего ему не досталось, а ведь он такой хороший, он ведь не хищник, он серенький, пушистенький, а его так обидели». После таких фраз можно предположить, что что-то с ребенком происходит, что он из всей сказки видит только трагедию зайца, хотя так не предполагалось («Мел» подробно рассказывал, что такое сказкотерапия и как она помогает взрослым и детям. — Прим. ред.).
Иллюстрация Константина Кузнецова к сказке «Колобок». Фото: Wikimedia Commons / Public domain— Как понять, что сказка станет для ребенка терапией, а не тяжелым переживанием, от которого он не сможет оправиться? Где эта грань?
— Если ребенок с ранних лет слушает сказку ушами, через аудиальный канал, то его психика вряд ли позволит ему напугаться сильнее, чем он смог бы перенести. Например, он в жизни никогда не видел отрубленную голову. Тогда он не сможет представить ее так, чтобы ему было запредельно страшно. А вот если он увидит все это своими глазами, то картинка может напугать его гораздо сильнее, чем собственное воображение. Он и правда может не справиться с этой информацией. Поэтому важно сказки читать, рассказывать, а не показывать картинки.
— Нужно ли смягчать, гуманизировать сказки?
— Сейчас все больше родителей реагируют на жестокость в сказках так: «Детям рассказывать такие страшные ужасы не стоит». Но на самом деле логичнее их рассказать в сказке: это лучше, чем если мы будем рассказывать ребенку, например, о смерти напрямую (чем полезны для детей сюжеты о смерти и страшные истории в целом, можно почитать здесь. — Прим. ред.).
Если родители пытаются максимально уберечь совсем маленьких детей от всех жестоких историй, то оказывается, что дети в уже довольно взрослом возрасте, в 6–7 лет, не умеют переживать смерть. Если они сталкиваются со смертью, для них это что-то внезапное, то, чего никогда не было, — это может их больно ранить. Когда ребенок с детства понимает, что всякое бывает, он будет воспринимать утрату легче.
Мне кажется, гуманизировать сказки не стоит. Зачем? Сказки и так сейчас сильно гуманизированы. Так ребенок просто не получает реальной картины мира.
В сказках важно поддерживать реальную картину мира: волк может съесть зайца, а обратная ситуация невозможна. Но заяц может что-то подстроить, чтобы волк свалился в яму.
И тем не менее в жизни бывает так, что мы делаем все, что можем, но несчастье все равно случается, как в оригинальной истории про петушка и бобовое зернышко. Я считаю важным рассказывать об этом детям. Если мы ему скажем: «Ты все можешь, ты сильный, и ты со всем справишься», но что-то пойдет не так, то ребенка может настичь разочарование, чувство вины и даже депрессия.
— Нужно обсуждать сказки с детьми? Например, говорить, что в жизни есть вещи, на которые мы не можем повлиять.
— Говорить об этом с детьми можно, но важно понимать, что в сказке никогда не бывает одного смысла: их там множество. Когда дети просят прочитать одну и ту же сказку по 15 раз, они просто находят там разный смысл, это вызывает у них интерес. А если сюда вмешается родитель, он может отбить интерес словами: «В этой сказке смысл только такой».
— Что делать, если сам родитель сильно переживает из-за жестокости в сказках?
— Когда ребенку читают сказку, важно, чтобы голос родителя не дрожал, чтобы он сам не пускал слезу. Если история невыносима для самого родителя, лучше рассказать ребенку другую сказку или придумать свою собственную.
В родительской сказке правил нет. То, что мама или папа может сказать словами, они смогут рассказать и в сказке — все, что они ценят и уважают. Через сказочные истории можно передавать ребенку собственное видение мира в более доступной форме.
— Так ли вообще необходимы сказки? Есть же рассказы, стихи. Может ли ребенок прожить без сказок?
— Дети очень похожи на древних людей. Им кажется, что у кошки есть душа и она вообще живая, она может разговаривать. Курочка на улице тоже может что-то сказать. И сказками это очень легко поддерживать. И тогда сказки не вызывают сопротивления. Ребенок в них отдыхает, потому что там нет сложных человеческих конструкций. В сказке может быть все совсем не так, как в реальной жизни. Со сказками детям легче.
Иллюстрация к сказке «Колобок». Фото: Wikimedia Commons / Public domain— К слову, о душе животных. В вопросе читателя была часть о том, как мы можем рассказывать сказки про курочек — а потом их есть.
— Это вопрос времени: когда писалась сказка? Тогда вообще не было такой идеи, что можно жить без мяса. Тот факт, что люди сначала живут с каким-то животным, а потом его съедают, сейчас может восприниматься немного по-другому, потому что животных в жизни городского жителя стало намного меньше. Мы содержим в квартирах одного-двух питомцев и правда их любим, они у нас не для еды. Но это началось недавно. Миллионы лет люди жили рядом с животными для того, чтобы за их счет выжить.
Если кому-то из современных родителей это претит по каким-то внутренним убеждениям, то сказки могут быть про растения или про поедание животным животного: в дикой природе это происходит.
— И последний вопрос: имеет ли значение, когда именно рассказывать сказки?
— Строгих правил нет. Единственное: рассказывание сказок должно быть приятно и ребенку, и родителю. Если процесс всем нравится, можно заниматься этим хоть с утра до ночи. Если родителю это сложно, его это раздражает, лучше это дело или делегировать кому-то еще из взрослых, или обратиться к аудиокнигам.
В подготовке материала принимала участие стажерка «Мела» Анна Богачева. Фото на обложке: Wikimedia Commons / Public domain; oksanka007 / Shutterstock / Fotodom
Читать онлайн «Просветленные рассказывают сказки. 9 уроков, чтобы избавиться от долгов и иллюзий и найти себя», Олег Гор – Литрес
© Гор О., текст, 2019
© Каратаев С., иллюстрации, 2019
© ООО «Издательство «Эксмо», 2019
Книги для самопознания
Просветленные не ходят на работу. Как превратить рутину в драйв и жить без долгов и иллюзий
Просветленные не ходят на работу ‒ они занимаются куда более интересными вещами. Бизнесмен Олег Гор с юмором рассказывает о своей жизни в буддийском монастыре в Таиланде, о суровых, но захватывающих ученических сессиях с мудрым монахом. Книга содержит подробные описания техник, учащих контролировать ум, тело и эмоции, проживать свободную жизнь – без долгов и иллюзий.
Просветленные не берут кредитов
Вторая книга от автора «Просветленные не ходят на работу». Бизнесмену Олегу Гору уже не нужны кредиты: он сумел прожить без денег и документов целых два месяца и преобразил свою жизнь, освободившись от неуверенности, стресса, тревог и гнева. Более того, он уверен, что это под силу каждому из нас, нужно лишь желание и немного терпения.
Просветленные видят в темноте. Как превратить поражение в победу
Все мы время от времени оказываемся в ситуации, когда любое предприятие заканчивается неудачей, а судьба постоянно ставит подножки. Именно это произошло с автором книги Олегом Гором: в одночасье он потерял бизнес, жилье, друзей и стал объектом пристального внимания тайских бандитов – и пришел к необходимости переосмыслить свою жизнь. А пройти через череду новых испытаний и извлечь из них полезный жизненный урок ему вновь помогает его духовный учитель, брат Пон.
Там, где страшно
Пема Чодрон – буддийская монахиня американского происхождения. Ее бестселлер посвящен взаимодействию со страхом: «Гибкость и открытость придают нам сил, а попытки убежать от неопределенности делают нас слабыми и причиняют боль. Однако важно понимать, что открытость возникает не из подавления своих страхов, а из близкого знакомства с ними. Поэтому очень важно изучить, как мы пытаемся избежать того, что пугает нас».
Предисловие. Сказки Пустоты
О сказках Пустоты я узнал в тот день, когда примерил одеяние послушника в буддийском монастыре.
Как все произошло, как я встретился с братом Поном и очутился в обители Тхам Пу, спрятанной в джунглях Северного Таиланда, – подробно описано в книге «Просветленные не ходят на работу». Но «Просветленные рассказывают сказки» предназначены для всех, их может читать кто угодно, даже тот, кто впервые видит имя Олег Гор на обложке.
Внутри на самом деле есть сказки, не просто занимательные, а еще и полезные. Плюс к ним прилагается некоторое количество практических методик для тех, кто хочет изменить жизнь в лучшую сторону, обрести истинную свободу и избавиться от проблем, которые мы так охотно вешаем на себя сами.
Но сначала вернемся в тот день, когда я узнал о сказках Пустоты…
* * *
Я с унынием смотрел на сандалии и антаравасаку из двух кусков ткани и пояса: ладно – обувь, но как использовать набор деталей, чтобы получилось удобное и симпатичное одеяние! Брат Пон изучал меня, наклонив голову к плечу, и в его черных глазах плясали искры веселья.
– Давай покажу… – он легко вскочил и жестом велел мне встать.
– А может, не надо? – не в первый уже раз буркнул я.
Я прожил в Таиланде не один год, привык к шортам и майке, и мне вовсе не хотелось расставаться с привычным «костюмом» ради того, чтобы превратиться в неудачное подобие служителя Будды.
– Из Пустоты можно извлечь много всего, – сказал брат Пон, крепкий, неопределенного возраста монах со странной прической: тем, кто ушел от мира, в буддизме положено брить голову, он же таскал настоящую гриву из черных косичек, какой не устыдился бы и ямайский растаман.
Термин «Пустота» он употреблял не первый раз, но я не понимал, о чем он говорит, принимал за фигуру речи и пропускал мимо ушей.
– …в том числе и сказки, которые рассказывали за тысячи лет до этого момента и тысячи километров от места, где мы находимся, – продолжил брат Пон, аккуратно раскладывая части антаравасаки на земле. – Итак, жил в одном монастыре пожилой монах. Отличался он, несмотря на возраст, крепким здоровьем, ясным умом, даром речи и приятным обликом, всеми благими качествами, которыми только может судьба наделить человека…
Я заслушался, и раздражение, вызванное насильственной сменой одежды, понемногу стало гаснуть. – Он участвовал во всех службах, приходил на помощь любому, кто просил, был первым в толковании философских вопросов и при этом никогда не превозносил себя. Любили его все – и братья, и миряне окрестных деревень. Вот только имелась у него одна странность… – брат Пон сделал паузу, и я нетерпеливо заерзал, ожидая продолжения.
Но сначала мне пришлось выслушать инструкцию – как сворачивать куски ткани, как подпоясываться. Затем я рискнул проделать это на практике, но в результате получился не послушник, а пугало, при виде которого умерли бы от смеха макаки из ближайшей чащи.
– …имелась у него одна странность, – повторил брат Пон. – А именно присказка. Пожилой монах любил повторять «И ведь одна лепешка всему виной! Одна лепешка!» Многим хотелось узнать, что он имеет в виду, но благородный восьмеричный путь обязывает к сдержанности, а уж мирянам и вовсе не положено расспрашивать носителей оранжевых одежд о пустых делах, так что никто не отваживался. Но однажды перед самым сезоном дождей, когда в небе начали громоздиться облака, а ветер задул с юго-запада, в монастырь явился послушник, молодой, со слегка косящими глазами…
Новая пауза, и новая попытка справиться с непокорным одеянием, совершенно не похожим на то, что мне приходилось носить ранее, и в Европе, и здесь, в Азии.
С братом Поном я общался всего ничего, но понял – он своего добивается всегда.
– Так много лучше, – заявил он, изучив меня от обутых в сандалии ног до мрачной физиономии: я-то ощущал себя совсем некомфортно и понимал, что мне до элегантности моего собеседника так же далеко, как до спутников Юпитера. – Так вот этот послушник… Однажды вечером, когда все дела оказались сделаны, обладатель косящих глаз не утерпел и обратился к пожилому монаху. «Почтеннейший, – сказал он, – позволь задать вопрос». «Конечно, – отозвался тот. – Слушаю тебя». И послушник, облизав пересохшие губы, произнес: «Что вы имеете в виду, когда говорите „И ведь одна лепешка всему виной! Одна лепешка!“?» И все, кто в этот момент находились рядом, затаили дыхание и замерли. Монах же улыбнулся и заявил: «Ты думаешь, ответ на этот вопрос поможет тебе в деле спасения?» Послушник же не смог вымолвить ни слова и только истово кивнул.
Тут брат Пон опять прервался, мне пришлось раздеться и одеться снова, и получилось у меня несколько быстрее: я перестал путаться в деталях одеяния и запомнил, как располагать пояс, чтобы он держал конструкцию.
– «Тогда я отвечу тебе, – сказал монах. – Дело было восемь жизней тому назад. Много воплощений я искупал тяжкую карму и только поднялся до человеческой участи. Родился в семье вора и сам стал вором, нищим, злобным, жадным и уродливым». Слушавшие это братья дружно вздохнули, ибо трудно было представить такое, – тут брат Пон покачал головой и поцокал языком, я же снова поерзал от нетерпения: чего он тянет? – «Очень любил я тогда поесть, и особенно – рисовые лепешки из тонкой муки, вот только доставались они мне редко. Однажды мне улыбнулась удача – я стащил такую лепешку. Удрал от стражников и спрятался в тени, в переулке, надеясь поскорее сожрать ее, набить утробу. Но тут я увидел голодного старика, просившего милостыню на углу, и что-то шевельнулось во мне, и вместо того, чтобы съесть лепешку самому, я взял и отдал ее». Монахи разразились одобрительными возгласами, а послушник растерянно нахмурился. «Только благодаря этому дару я в этой жизни получил крепкое здоровое тело и ясный ум, смог понять пустоту и тлен этого мира и ушел от него, – добавил просветленный монах. – Всего одна лепешка. Одна!»
Брат Пон замолчал, испытующе глядя на меня.
– Это все? – спросил я, понимая, что больше не нервничаю по поводу нелепой одежды и непривычной обуви.
– Нет, – отозвался он. – Монах сказал, что видит прошлое того, кто вопросил его. Послушник обрадовался, полагая, что узнает великие тайны… Просветленный же прищурился и заявил: «Глаза твои косы́ потому, что даже три жизни назад ты отличался неумеренным любопытством и развлекался тем, что подглядывал в окна к соседям». Теперь все. – А мораль?
– Она на поверхности, – брат Пон улыбнулся широко-широко. – Не бойся отдавать. Лепешка ли, привычная одежда…
Тут я покраснел.
– …со всем нужно расставаться легко, если к тому есть внешнее или внутреннее побуждение, – закончил монах. – И кроме того, нам неведомы последствия свершений. Своих, чужих, чьих угодно. Вот нацепил ты антаравасаку и не знаешь, к чему это приведет, что́ благодаря твоему новому одеянию случится с тобой даже через неделю. Нечего говорить о годе или нескольких столетиях!
Я поскреб в затылке – тут он был прав.
– Ну что, осталась еще не обритая голова, – сказал брат Пон, и я понял, что испытания этого дня не закончились.
* * *
Словосочетание «сказки Пустоты» брат Пон больше не использовал, и только спустя годы, уже в России, я понял, что они образуют единое повествование, еще один слой учения, полученного мной от неправильного монаха. Если воспринимать их осознанно, они сами по себе способны вызывать благоприятные изменения в сознании у слушателя, а уж если сопровождать практикой, то эффект окажется сильнее и глубже.
Глава 1
Отверженное «я»
– Дровосек бы лучше справился с этим делом, – пробормотал я, вытирая пот со лба.
Ворчал я на самом деле больше по привычке.
Да, я только что выкорчевал дерево в джунглях, на что ушел не один час, устал, как ездовая собака, заработал мозоли на ладонях и боль в мышцах. Солнце обожгло кожу на недавно обритой голове, а комары всласть попировали на открытых частях моего тела.
Но злости и раздражения – обычных спутников подобного состояния – я не испытывал, ощущал скорее чувство выполненного долга, как в детстве на даче родителей. Да, я не любил ковыряться на грядках, но уж если приезжал и брался за работу, то потом созерцал ее результат с удовольствием.
– А вот и нет, – отозвался брат Пон, чье лицо в лучах клонившегося к закату солнца казалось глиняной маской.
– Почему? – спросил я. – Он сильнее, привычен к подобной работе и все такое.
– Потому что то, чем ты занимался, не имеет никакого отношения к корчеванию, – монах заулыбался, откровенно наслаждаясь моим замешательством. – Бери лопату. Пойдем к храму, а по дороге я тебе кое-что расскажу. История эта случилась с благословенным Татхагатой задолго до того, как он стал Буддой Шакьямуни, но в те времена, когда он уже много тысяч лет шел по пути праведности и мудрости. Воплотился он в теле волчонка.
Я хмыкнул – конечно, «хорошую религию придумали индусы», как пел Высоцкий, но я все еще не верил в эти самые прошлые жизни в различных обликах. Брат Пон не обратил на мою скептическую физиономию внимания – еще в первый мой день в Тхам Пу он сказал: «Меня не интересует, во что ты веришь. Меня волнует, о чем ты думаешь и что делаешь».
– Был Татхагата одним из юных хищников в большом выводке, и жили они в пещере у корней могучего баньяна в густом лесу, – продолжил он как ни в чем не бывало. – Мать-волчица скоро перестала кормить детей молоком, и волк-отец начал приучать их к крови и охоте. Сначала он приносил им куски мяса, косуль, оленей, зайцев, потом стал таскать придушенных зверьков поменьше, чтобы отпрыски могли поиграть с ними, понять, что такое убийство, проникнуться его жестоким духом и стать настоящими волками, серыми тенями, ужасом джунглей.
Рассказывать брат Пон умел, из его уст занимательно прозвучала бы и инструкция по пользованию ершиком для унитаза.
– Но Татхагата, хоть и в зверином теле, хорошо знал святой закон праведности. Понимал, что нельзя поедать кровоточащую плоть живых существ и тем более лишать их жизни. Поэтому он отказывался от пищи и держался в стороне от жестоких игр, которым предавались на поляне перед логовом его братья и сестры.
Ну как так, Будда, великий святой и мудрец, воплощение сострадания и милости – в теле беспощадного хищника?
– Увы, все подвержены действию кармы, даже тот, кто идет по дороге к свободе, – монах развел руками. – Миллионы лет, из жизни в жизнь совершал разнообразные деяния тот, кто позже стал учителем нашей эпохи, и среди деяний тех были не только благие. Пришлось Татхагате принять и это рождение, дабы избавиться от семян неблагого, посеянных в глубоком прошлом, – тех самых семян, что мешали ему обрести окончательную мудрость.
Это я мог понять: если накосячил, то исправляй и только после этого претендуй на просветление и все остальное.
– Эту жизнь обычно не вспоминают, когда назидательно рассказывают о прошлых рождениях Будды, – продолжил брат Пон, – или немного изменяют ее, ставят на место волка не столь хищное и свирепое животное. Но как по мне – куда больший подвиг отказаться от мяса, находясь в окружении волков, чем отказаться от мух, будучи всего лишь жабой.
Волк, предающийся медитации, – только буддисты могли выдумать такую штуку…
Я кивнул.
– Утолял голод он плодами смоковницы, банана, зернами и всем, что мог найти. Понятно, что остальные волки смотрели на него с удивлением и презрением, а братья и сестры смеялись над ним и часто кусали, пользуясь тем, что от такой неподобающей пищи тело Татхагаты было слабым, лапы не могли носить его быстро, а мускулы не имели должной мощи. Размерами он уступал всем и ни разу не оскалился, не зарычал на тех, кто издевался над ним, кто причинял ему боль.
Из-за деревьев выглянула крыша святилища. Я поставил лопату в сарай, и мы уселись под навесом. Солнце укатилось за горизонт, и стало быстро, как всегда в тропиках, темнеть. На храм Тхам Пу, расположенный на берегу Меконга, упали скоротечные мерцающие сумерки.
– На очередной охоте волк-отец убил косулю, и его дети, кроме одного, наелись до отвала горячего мяса и сладко уснули в глубине берлоги. Татхагате же, самому слабому и никчемному, досталось место у входа, на холодном и неудобном камне, но он не роптал – он занимался созерцанием, не обращая внимания на слабость и боль во всем теле.
«Волк, предающийся медитации, – только буддисты могли выдумать такую штуку», – подумал я, но потом вспомнил икону, где святого изобразили молящимся рядом с медведем, и озадаченно нахмурился: почему-то эта картинка вызвала у меня беспокойство.
– И бдительность, которой должен отличаться тот, кто хочет стать свободным, позволила Татхагате услышать далекий шум. Он все усиливался и усиливался… – монах сделал паузу (наверняка заметил, что я отвлекся), – превратился в треск, потом в грохот и наконец в ужасный рев… Пожар, истребительный лесной пожар! «Вставайте же! – закричал тогда Татхагата. – Бегите! Иначе огонь пожрет вас!»
Металлический звон, донесшийся со стороны кухни, заставил меня вздрогнуть. Нам всего лишь подали знак, что готов ужин (неизбежный рис с овощами), но я очень глубоко погрузился в рассказ брата Пона, и на миг мне показалось, что это зазвучал настоящий сигнал пожарной тревоги.
Даже вроде бы потянуло дымом.
– Сначала мы закончим нашу историю, – сказал монах. – Так вот, лесной пожар… Ревет пламя, столбы черного как ночь дыма поднимаются к небесам, затмевая их, обезумевшие птицы мечутся в кронах, деревья-исполины, простоявшие века, рушатся, объятые алым пламенем… Душераздирающий стон тысяч живых существ, гибнущих в огне, разносился по чаще, поражая ужасом тех, кто еще был жив… Родители и братья Татхагаты проснулись и в страхе кинулись прочь из логова, по дороге затоптав его так, что он остался лежать весь в крови на своем камне, не в силах пошевелить даже лапой… Стремительные и мощные, помчались они прочь, надеясь спастись, но, увы, пожар был со всех сторон…
Я поежился – даже волку не пожелаешь оказаться в такой ситуации.
Мне доводилось видеть и тушить низовой пожар, когда в сухое лето занялись торфяники, и это «радостное» впечатление я не забуду до конца жизни.
– Завыли они в отчаянии и бросились обратно к берлоге, где Татхагата встал наконец на лапы, – продолжил брат Пон. – А огонь уже мчался к нему со страшной скоростью, пожирая кустарники и траву, превращая их в прах, оставляя после себя черное пепелище, заваленное угольями… Увидев это, в ужасе сжались волки и приготовились к неизбежному. Только Татхагата, собравшись с духом, заговорил: «Слабы ноги мои, и мне от тебя, безногого не убежать. Но и тебе, все пожирающее в трех мирах пламя, нет пищи здесь, поверь ты слову моему!»
Монах сделал паузу, и в темноте, что пришла на смену сумеркам, я мог видеть, что он пытливо изучает меня.
– Истинными были речения его, и огонь угас, сгинул, точно обрушился на лес водопад. Уцелел не только сам Татхагата, но и живые существа, благодаря карме ставшие тогда его родственниками.
– Те, кто его унижал, кусал и топтал? – уточнил я.
– Истинно так, – подтвердил брат Пон. – Те, кто помогал ему становиться лучше. Кстати, почему ты не спрашиваешь про мораль? – тут в голосе его мелькнуло ехидство.
– А мораль? – послушно осведомился я, стараясь не обращать внимания на ноющий от голода живот и ползущий от кухни соблазнительный запах. – Ты же вспоминал дровосека, который мог бы свалить то дерево куда быстрее? Наделенного большими мышцами, опытом и сноровкой?
– Ну да, – подтвердил я.
– Так вот никакие навыки и умения, могущество и прочие достоинства, обретенные в обычной жизни, не помогут тому, кто хочет добиться освобождения и идет к нему, – проговорил брат Пон раздельно. – Никакие. И еще – побеждает лишь тот, кто не бьется. Вставший над схваткой найдет победу, вступивший в бой неизбежно потерпит неудачу. Как тебе такая мораль?
Я нахмурился – вывод, сделанный монахом, мне не понравился.
Неужели все, чего я добился в жизни, чего достиг и чему научился почти за сорок лет, не значит ничего?
Но если начну спорить, то разговор может затянуться не на один час, а есть охота. Поэтому я ограничился лишь пожатием плечами и невнятным бурчанием, надеясь, что неправильный монах – так брата Пона называли тук-тукеры из городка Нонгхай, в окрестностях которого мы находились, – этим удовольствуется.
Но тот и не думал униматься.
– Наверняка именно этот случай из прошлого вспомнил уже Будда, когда произносил свою знаменитую третью проповедь у горы Гаяйсиса близ города Гайя, – провозгласил он.
– Тогда сказал он: «Всё в огне, братья. Глаз горит, воспринимаемые им формы горят, сознание зрения горит, зрительный контакт горит. Любая эмоция, возникающая из контакта видимого и видящего, будь она приятной, неприятной или нейтральной, тоже пылает»…Вставший над схваткой найдет победу, вступивший в бой неизбежно потерпит неудачу.
От этих слов жжение расползлось по моему телу, от обритой макушки до ног в сандалиях.
– Ничего ты сейчас не понял, – совсем другим голосом заговорил брат Пон. – Ничего. Я повторю эти слова еще не раз, и когда-нибудь они обретут для тебя смысл. Теперь же пойдем ужинать.
Я поспешно вскочил на ноги.
* * *
Увы, наесться как следует мне в этот раз не удалось – порции по неясной причине оказались совсем маленькими. То, что жаловаться в вате Тхам Пу бесполезно, я уже осознал и поэтому лишь тяжко вздохнул, после чего отправился мыть тарелку в специальном чане. В светлое время мы спускались для этой цели к реке, но по вечерам использовали воду из родника.
Закончив с посудой, я обнаружил брата Пона на прежнем месте, под навесом. Монах сделал повелительный жест, и мне ничего не оставалось, как отправиться прямо к нему и занять место напротив: назвался груздем – полезай в кузов, ну а если завербовался в послушники, то подчиняйся наставнику.
Некоторое время он рассматривал меня, а затем повторил ту фразу, которая в свое время стала началом нашего знакомства:
– Ты переполнен до опасной степени.
– С чего бы? Риса было по ложке, – не удержался я.
Но брат Пон не обратил на мою реплику внимания – как всегда, когда я говорил откровенную глупость.
– Много места в тебе занимает твое собственное я, надо его уменьшить, иначе ты лопнешь. То, что ты считаешь собой, то, что полагаешь своим, просто распирает тебя. Слабительное духа нужно тебе как воздух.
– Чтобы меня пронесло прямо здесь? – спросил я.
– Тихо! Слушай! – монах поднял руку, и я прикусил язык. – Обычный человек, не способный зреть истину, видит материальную форму и думает так: «Это мое, это я». Затем он ощущает нечто радостное или печальное и тоже думает «это мое, это я». Приходят ему в голову мысли, и на их счет он снова убежден – «это мое, и это тоже я», совершает поступки и их оценивает точно так же, возглашая про себя «и это мое, и это ведь тоже я». Осознает все это и к осознанию прилагает печать, на которой вырезано «это мое, это я». Все увиденное, услышанное, узнанное, пережитое, найденное – для него всего лишь «я». Подумай над этим несколько минут, а потом можешь задавать вопросы.
Брат Пон замер, словно вообще перестал дышать, а я попытался напрячь мозги. Только вот после тяжелого дня на жаре ничего особенного у меня не получилось, мысли шевелиться отказались.
– А что, не нужно ничего узнавать, переживать, думать или чувствовать? – осведомился я, поняв, что на оригинальные вопросы я сегодня уже не способен.
– Почему? – брови монаха поднялись. – Не нужно считать все это собой, своим, «я». Человек же другого типа полагает: «Внутри этой формы, внутри того, что я думаю, ощущаю, осознаю и делаю, кроется мое настоящее „я”, и оно сохранится после смерти. Вечное, неизменное, то, что не подвержено влиянию этого грязного обыденного мира…»
Много места занимает твое собственное я, надо его уменьшить, иначе лопнешь.
– И кто же прав? – спросил я, поскольку решил, что раз уж мне позволили спрашивать, то надо этим пользоваться.
– Никто, – сказал брат Пон. – И то и другое мнение не имеет никакой ценности.
– Но почему?
– Все эти мнения покоятся на единой основе, на одной и той же ложной вере в «я». Не имеет значения, с чем именно оно отождествляется, с телом или мыслями, с высоким положением и богатством или с полупрозрачной душой, прячущейся где-то между кишок.
– Но чем душа-то плоха? Может быть, она и вправду есть? – поинтересовался я.
Не то чтобы я на самом деле верил в нечто подобное, но привык думать, что нечто от меня останется и после смерти, некая сущность, которая будет помнить и ценить все, происходившее со мной.
– Тот, кто верит в душу, почему-то считает, что она принадлежит ему, тому Джону Смиту, который именно сейчас ходит по земле, ест гамбургеры и пьет кока-колу. Он убежден, что душа будет точно такой же, как он, ну разве что без больного зуба, прыщей и поноса, – брат Пон хмыкнул. – То есть для него душа началась в момент рождения тела. Иными словами, прошлое конечно, зато будущее – бесконечно. Получается так? Подумай.
Думать не хотелось, хотелось уйти к себе, немного полежать, и я по привычке бросил взгляд на запястье, где должны быть стрелки часов, которые видно и в темноте. Только сделав это, я осознал, что и часы, и сотовый, и почти все личные вещи у меня отобрали.
Судя по смешку, монах заметил мою попытку узнать время.
По лицу прокатилась горячая волна, я понял, что краснею. Неудобная одежда, скудная пища, идиотские разговоры, глупые изнурительные задания – для чего я вообще сюда явился, что я тут делаю?
– Ты ищешь свободы, – сказал брат Пон. – И нет, я не читаю твои мысли, не бойся. Просто ход их очевиден для того, кто и сам проходил этим путем и провел по нему не одного ученика.
Я угрюмо промолчал.
Да, в Тхам Пу я приехал не из прихоти: жизнь моя, недавно такая приятная, упорядоченная и стабильная, превратилась в настоящий ад, развалилось все, от личных дел до отношений с родней, здоровья и бизнеса. И тогда я вспомнил о странном монахе, с которым столкнулся во время виза-рана в Нонгхае, бросил все, отправился сюда.
Вот только ждал чего-то совсем иного.
– Прошлое конечно, будущее бесконечно – так думает обычный человек, – проговорил брат Пон тихо, почти ласково. – Для того же, кто стремится к освобождению, все обстоит наоборот: прошлое бесконечно, а будущее имеет четкую границу.
– Бесконечно – это прошлые жизни, которые якобы были? – я не пытался скрыть раздражение.
– Не обязательно. Даже нынешняя твоя жизнь, которая определенно имеет место… – он хихикнул, – предлагает неисчерпаемое богатство опыта, колоссальный его объем. Любой день, даже самый скучный, если разобрать его по мгновениям, богат открытиями, радостями, впечатлениями. Просто ты разучился ценить эти радости и открытия. Вспомни, вспомни, как все было иначе в детстве!
В голосе монаха прозвучал приказ, и я словно провалился в прошлое.
Туристическая база в лесу, куда меня привезли родители, работавшие на оборонном предприятии: невыносимо сильный запах хвои, шишки-солдатики, из которых мы с другом Пашкой строили македонскую «черепаху» и рыцарский клин, огромный кузнечик в траве, искрящееся в воде солнце, горячий песок на пляже, вкус жареных со сметаной грибов… один день, всего один день! А если разобрать на такие частички хотя бы несколько месяцев, то просто утонешь во впечатлениях!
– Да, – прохрипел я, облизав пересохшие губы. – А будущее?
– Будущее ограничено нирваной. Там, где есть нирвана, время не существует. Остается только пространство.
Популярные сказки для детей на английском языке
Изменение языка:Добро пожаловать в мир сказок. Здесь вы найдете лучшую подборку списка сказок, которая очарует юные умы позитивом самых популярных сказок. Эти басни и сказочные персонажи были собраны из разных культур, и вы всегда найдете что-то новое для детей, включая вездесущие сказки о короле, принце и принцессе. Итак, просто прокрутите вниз и наслаждайтесь этими английскими сказками. Приятного чтения!
Самые популярные басни и сказки
Басни Принцессы Розы и Золотая Птица Спящая красавица Дюймовочка Золушка Рапунцель Гадкий утенокНовые сказки
- Американские сказки
- Доблестный портняжка
- Фундевогель
- Принц-лягушка
- Пес и Воробей
- Рыбак и его жена
- Шиповниковая роза
- Ганс в удаче
- Ирландские сказки
- Гензель и Гретель
- Девушка-гусь
- Кошка и мышь в партнерстве
- Двенадцать танцующих принцесс
- Ивовый крапивник и медведь
- Соломинка, уголь и бобы
- Золотая птица
- Джоринда и Джориндель
- Лучший лжец в мире
- Старый Султан
- Сказка о Тонтлавальде
- Странствующие музыканты
Список сказок
- Красная Шапочка
- Сладкая каша
- Ослиная шкура
- Джек и его золотая табакерка
- Синяя борода
- Двенадцать братьев
- Золотой краб
- Как мальчик-нищий обратился к графу Пиро
- Волшебный лебедь
- Волшебное зеркало
- Кот в сапогах
- Золотой гусь
- Кельтские сказки
- Джек и бобовый стебель
- Морозный король
- Визит Евы в страну фей
- Зачарованный олень
- Белый кот
- Пульсация водяного духа
- Цветок феи
- Маленький бутон
- Лили Белл и Чертополох
- Джек-убийца великанов
- Обезьяна и дельфин
Официальное руководство по студенческим кредитам, грантам и стипендиям
Официальное руководство по студенческим кредитам, грантам и стипендиям
- Stories Main
- Моральные истории
- Индийские мифологические истории
- Упанишады
- Рассказы
- Страшные истории
- Классические истории
- Арабские сказки
- Греческая мифология
- Истории о животных
- Общие истории
- Истории Панчатантры
- Легендарные герои
- Сказки на ночь
- Народные сказки
- Библейские истории
15 увлекательных сказок на английском языке для детей
Эй, друзья! Соберитесь и позвольте мне рассказать вам о волшебном мире Сказок! Теперь, когда вы думаете о сказках, что приходит на ум? Русалки, феи, говорящие животные и всякие волшебные штуки, я прав? Но знаете ли вы, что эти сказки — больше, чем просто набор выдуманных историй? Они также являются сокровищницей ценных жизненных уроков, которые могут научить ваших малышей доброте, выносливости и многому другому! Вот почему я составил список из 15 популярных сказок для детей, которые не только развлекут, но и научат ваших малышей. Так что поднимайте якорь и отправляйтесь в это причудливое путешествие вместе со мной! Аррр!
Читайте также: 11 лучших рассказов о Панчатантре для детей
Что такое сказка?
Ах, извечный вопрос — что такое сказка? Ну, позвольте мне сказать вам. Сказка — это история, передающаяся из поколения в поколение, наполненная магическими элементами, фантастическими существами и часто опасностями. Эти сказки призваны очаровать и увлечь юные умы, перенеся их в далекие страны, полные приключений и чудес. Но честное предупреждение, не все сказки имеют счастливый конец, так что будьте готовы к нескольким слезам от вашего маленького любителя сказок. Тем не менее, эти истории выдержали испытание временем и продолжают оставаться любимой формой развлечения и обучения детей во всем мире. Итак, окунемся в волшебный мир сказок?
15 увлекательных сказок для детей
Вот несколько коротких сказок, которыми можно поделиться с детьми:
1. Золушка
История Золушки рассказывает о добросердечной молодой женщине, с которой жестоко обошлись ее мачеха и сестры, но, тем не менее, сохраняли смиренное отношение.
Однажды король решил устроить бал и пригласил всех девиц королевства. Пока сестры Золушки заставляли ее помочь им подготовиться к балу, они ни разу не спросили ее, не хочет ли она пойти с ними.
Когда они ушли, появилась Фея-крёстная и помогла Золушке отправиться на бал с помощью магии, которая продлится только до полуночи. На балу Золушка привлекла внимание принца, так как была там самой красивой девушкой, и они протанцевали всю ночь.
Когда наступила полночь, Золушке пришлось покинуть бал, и в спешке одна из ее стеклянных туфель свалилась с ее ног. Принц нашел эту туфельку и поклялся жениться на девушке, которой она принадлежала.
Принц ходил от дома к дому, ища девушку, чья нога подходила к туфельке, и добрался до дома Золушки. Хотя сводные сестры и мачеха Золушки пытались удержать ее от примерки, стеклянная туфелька подошла идеально, и вскоре она вышла замуж за принца и жила долго и счастливо.
Это замечательная история, показывающая, как смирение приносит свои плоды.
2. Красавица и Чудовище
Это история о Белль, красивой крестьянской девушке, занявшей место своего отца, когда тот попал в плен к свирепому зверю.
Поначалу Белль было некомфортно и пугающе, но вскоре она полюбила зверя, так как он только и делал, что относился к ней с добротой. Когда Белль узнала, что ее отец болен, она умоляла зверя отпустить ее к себе и обещала вернуться, но ее задержал злой Гастон, известный охотник из деревни, который хотел жениться на Белль. Когда в деревне узнали о звере, они поклялись убить его и взяли штурмом его замок. Хотя он чуть не умер, его спасли и превратили в прекрасного принца благодаря любви Белль к нему. Оказывается, он был принцем, который вместе со всем своим домом был проклят ведьмой за то, что не обращался с ней по-доброму. Белль и принц женятся и живут вместе счастливой и мирной жизнью.
Из проклятия принца дети узнают, как важно быть добрым, и что если они этого не сделают, их ждут плохие последствия. У Белль мы учимся ценить то, что в сердце человека, а не его внешний вид.
3. Спящая красавица
Это история принцессы Авроры, долгожданной дочери короля и королевы, которая была проклята злой ведьмой умереть от укола веретена прялки, потому что родители не пригласили фею на ее крестины.
К счастью, одна из добрых фей, приглашенных на Крещение, смогла помочь. Хотя принцессу все равно придется колоть, она не умрет, а проспит сто лет. Она была благословлена другими добрыми феями, и поэтому выросла красивой, доброй и послушной девушкой, которую часто называли Шиповник Роуз.
Как и было предсказано, на свой шестнадцатый день рождения Аврора укололась о палец прялкой и погрузилась в глубокий сон вместе со всеми мужчинами, женщинами, детьми и животными в замке.
Спустя сто лет юный принц попытался попасть в замок, чтобы увидеть знаменитую красавицу, которая так долго спала. Когда он нашел ее, он был ошеломлен ее красотой и наклонился для поцелуя. Это сняло проклятие, и вскоре все в замке пробудились от долгого столетнего сна. Принц и принцесса поженились, и королевство снова стало счастливым и мирным.
Спящая красавица учит нас тому, что хотя зло иногда может прерывать нашу жизнь, когда вмешивается добро, оно может смягчить удар и, в конце концов, зло будет побеждено.
4. Рапунцель
Бедная пара попала в беду, когда украла фрукты из соседского сада Соседка, которая была ведьмой, узнала о краже и потребовала отдать ей ребенка, когда она родится , на что пара согласилась.
Маленькая девочка, которую ведьма назвала Рапунцель, выросла очень красивой, но злая ведьма держала ее запертой в башне, из которой не было ни входа, ни выхода. Когда ведьма хотела войти и увидеть ее, она говорила: «Рапунцель, Рапунцель, распусти волосы, чтобы я могла подняться по золотой лестнице».
Однажды, когда Рапунцель пела, чтобы скоротать время, она привлекла внимание юного принца, который был настолько очарован ее голосом, что узнал секрет, как добраться до нее. Хотя Рапунцель сначала была поражена им, вскоре они полюбили друг друга. Так случилось, что Рапунцель случайно сказала ведьме: «Мой, ты намного тяжелее моего принца!» после чего ведьма в ярости отрубила ей волосы и выбросила в глушь. Принц был ослеплен шипами и бродил по земле, оплакивая свою возлюбленную Рапунцель.
Когда они снова нашли друг друга, принца соблазнил прекрасный голос, они заплакали от радости, и слезы, выпавшие из глаз Рапунцель, попали в глаза принца и очистили их, позволив ему снова видеть. Эти двое прожили вместе в мире до конца своей жизни.
Важный вывод из этой истории: никогда нельзя воровать, потому что это может иметь плохие последствия, как в случае с родителями Рапунцель, которые потеряли свою прекрасную дочь из-за жадности и кражи фруктов.
5. Белоснежка и семь гномов
Действительно прекрасная принцесса, Белоснежка была названа за цвет ее кожи, которая была белой, как снег, волосы черные, как черное дерево, и губы, красные, как роза. Ее отец, потеряв жену, снова женился, и эта новая королева была столь же красива, сколь и горда. Она часто обращалась к своему зеркалу и спрашивала: «Зеркало, зеркало на стене; Кто прекраснейшая из всех них?»
По мере того, как Белоснежка росла, она становилась все прекраснее, и вскоре об этом стало говорить волшебное зеркало королевы. В ярости и ревности королева послала охотника убить Белоснежку и принести ей ее сердце.
Охотник, пожалев невинную Белоснежку, сказал ей бежать и никогда не возвращаться. Вместо этого он доставил королеве сердце свиньи. Когда королева посмотрела в свое зеркало и обнаружила, что ее обманули, она решила убить Белоснежку сама и поэтому начала готовить свое отравленное яблоко.
Белоснежка тем временем нашла место с семью гномами, с которыми она жила и о которых заботилась. Однажды, когда они работали в рудниках, королева пришла к Белоснежке, переодевшись старухой-крестьянкой, торгующей яблоками. Белоснежка уговорила откусить от яблока и тут же упала, как мертвая. Когда гномы нашли ее, они обезумели и положили ее в стеклянный гроб.
Однажды, проходя мимо, принц заметил гномов, оплакивающих красивую спящую девушку (она осталась такой же прекрасной, как и прежде) и был очарован ее красотой. Он поцеловал ей руку на прощание, и в этот момент яблоко оторвалось само собой, и Белоснежка открыла глаза. Принц был так счастлив, что попросил ее руки и сердца, и она согласилась. Был большой праздник, и они жили и царствовали счастливо вместе. Злая королева заболела от своей зависти и в конце концов умерла.
Мы всегда должны помнить, судя по судьбе королевы, что если вы жаждете физической красоты, вы действительно потеряете свой покой и будете совершенно несчастны, когда вас не считают самой красивой. Наоборот, доброта и мягкость покоряют сердца многих.
6. Русалочка
В подводном королевстве Атлантика, на родине русалки, жила маленькая русалочка, которая больше всего любила смотреть на вещи на поверхности и наблюдать, как живут люди. Она жаждала быть человеком, и когда ей удалось спасти тонущего прекрасного принца, она решила, что должна стать человеком любой ценой, так как хотела быть с ним. Это привело ее к визиту морской ведьмы, которая попросила русалку пожертвовать своим голосом в обмен на человеческие ноги при условии, что русалка вернется в качестве рабыни, если принц не женится на ней. Затем русалка отправилась к своему принцу, но столкнулась с рядом проблем, начиная от того, что принц не узнал ее, и заканчивая тем, что другие женихи вышли за него замуж. Однако в конце концов русалка и принц воссоединяются, побеждают ведьму и живут долго и счастливо.
Дети могут научиться быть достаточно смелыми, чтобы вступить в жизнь, отличную от вашей, чтобы получить то, чего так жаждет ваше сердце.
7. Златовласка и три медведя
Этот рассказ обязательно научит ваших детей быть внимательными и уважительными по отношению к другим, так как рассказывает о любопытной девочке по имени Златовласка, которая вторглась на территорию семьи из трех человек. медведей, ушедших в лес, пока их каша остывала. Она заблудилась в лесу, когда наткнулась на избу и заметила в окно, что на столе стоят три миски с кашей, а дома никого нет. Если бы она была более почтительна, то подождала бы, пока медведи вернутся домой, но вместо этого позволила своему любопытству взять верх над собой и вошла в дом. На самом деле, Златовласка не только вторглась в дом, но и съела кашу медвежонка, сломала его стул и спала в его постели. Когда ее нашли, она проснулась и так испугалась их, что выпрыгнула из окна и убежала.
Будь Златовласка более уважительной, медведи отнеслись бы к ней с добротой, и у нее появились бы новые друзья. Вместо этого она не уважала чужое пространство.
8. Принцесса на горошине
Жил-был принц, который решил жениться только на принцессе. Хотя он путешествовал повсюду в поисках подходящих принцесс, он никогда не мог понять, были ли они настоящими принцессами или просто так говорили. Однажды ненастной ночью он и его мать были дома, когда услышали стук в дверь. Князь отворил дверь, а там стоит девушка, вся промокшая, и просит приюта. Его мать решила проверить, действительно ли она принцесса. Она держала горошину под 10 тюфяками, прося принцессу спать там. На следующее утро принцесса проснулась и пожаловалась, что матрасы были неудобными, и она не могла спать всю ночь. Мгновенно они поняли, что эта девушка действительно принцесса, ибо как еще она могла быть настолько чувствительной, чтобы чувствовать горошину под матрацами? Таким образом, принц и принцесса поженились и жили долго и счастливо.
Дети могут узнать ценность уникального мышления, поскольку только творческий ум может придумать остроумный тест «горох», чтобы определить, действительно ли девочка принцесса.
9. Гадкий утенок
В этой трогательной сказке, написанной Гансом Христианом Андерсоном, рассказывается об утенке, которого все на ферме, где он жил, называли уродливым. Над ним издевались и жестоко обращались все, пока однажды он не был вынужден бежать. Над несчастным маленьким утенком насмехались и презирали все, кто его встречал, и он обнаружил, что бродит по морозной зиме в одиночестве и с трудом выживает. Когда он прилетел к озеру, чтобы искупаться, он встретил трех красивых лебедей, которые радостно приветствовали его. Его смутило их дружеское приветствие, ибо все это время его прогоняли. Когда он посмотрел на свое отражение в воде, он был удивлен, увидев, что превратился в прекрасного лебедя! Маленькая девочка, бросавшая благородным лебедям сухари, даже сказала, что он самый красивый из всех.
Мы никогда не должны судить о других по их внешности, потому что не внешность имеет значение. Мало того, что со временем можно развить красоту, истинная красота заключается в том, что находится внутри, поэтому, если мы будем терпеть и продолжать двигаться вперед в жизни, как это делал маленький утенок, то однажды мы можем оказаться самыми красивыми. из всех.
10. Принц-лягушка
Жил-был король, у которого были прекрасные дочери. Младшие часто любили играть с золотым мячом у пруда, посреди леса возле дворца. Однажды ее мячик упал в пруд, и он был слишком глубок для принцессы, но ей помогла добрая лягушка, которая сказала ей, что ее слезы растопят даже камни. Он сказал ей, что достанет для нее ее мяч, если она позволит ему быть ее товарищем по играм и есть из ее тарелки, пить из ее чашки и оставаться с ней. Она согласилась, но не сдержала своего слова, когда лягушка вернула ей мячик. Вместо этого она побежала домой и бросила его.
На следующее утро лягушка появилась у нее дома и попросила, чтобы она выполнила свою часть сделки. Царь, услышав о случившемся, приказал любимой дочери сдержать обещание. Итак, она была вынуждена позволить лягушке есть из ее тарелки, пить из ее чашки и оставаться с ней.
На следующее утро лягушонок сказал принцессе, что бросит ее навсегда, если она сделает для него еще одну вещь, а именно поцелует его. Она, радуясь избавлению от него, согласилась и тут же поцеловала его. Тотчас же лягушонок превратился в прекрасного юного принца. Он был проклят, и единственное, что могло разрушить проклятие, — это поцелуй принцессы.
Еще один урок о том, как никого не судить по внешности. Эта история также имеет дополнительное преимущество: она учит ваших детей тому, что сдерживать свои обещания полезно.
11. Три поросенка
Жили-были три поросенка, которые хотели построить дома. Первый поросенок решил построить свой домик из соломы. «Это будет быстро и легко!» — подумал он про себя. Второй поросенок решил построить свой домик из веток. «Это будет крепче соломы!» он думал. Третий поросенок, однако, был мудрым малым и решил построить свой дом из кирпичей. «Это будет самый крепкий дом из всех!» он думал.
Все было хорошо, пока не появился большой злой волк. Он увидел первый домик поросенка из соломы и сказал: «Поросенок, поросенок, впусти меня!» Но умная маленькая свинья ответила: «Не за волосы на моем подбородке!» Затем волк пыхтел, пыхтел и сдувал дом! Поросенок побежал к дому своего брата, сделанному из палочек.
Волк последовал за ним и сказал: «Поросята, поросята, впустите меня!» Но два умных поросенка ответили: «Не по волосам на наших подбородках!» Волк пыхтел, пыхтел снова и сдул дом! Два поросенка побежали к дому своего брата из кирпичей.
Волк последовал за ним и сказал: «Поросята, поросята, впустите меня!» Но три умных поросенка ответили: «Не по волосам на наших подбородках!» Волк пыхтел, пыхтел и пытался снести дом, но это было слишком сильно. Итак, волк забрался на крышу и попытался спуститься по дымоходу. Но поросята ждали его в кастрюле с кипятком. Волк упал в котел, и свиньи жили долго и счастливо.
Мораль истории? Всегда будьте готовы и приложите тяжелую работу! Итак, в следующий раз, когда у вас будет задача, не ищите ярлыков и всегда делайте все возможное!
12. Джек и бобовый стебель
Жил-был мальчик по имени Джек. Он был немного возмутителем спокойствия, но у него было доброе сердце. Однажды мать Джека попросила его продать их корову на рынке. По пути Джек встретил таинственного старика, который предложил обменять пять волшебных бобов на корову. Джек, будучи любознательным мальчиком, согласился на сделку.
Когда Джек вернулся домой с фасолью, его мать была в ярости и выбросила ее в окно. Но на следующее утро Джек проснулся от гигантского бобового стебля, выросшего до неба! Будучи авантюрным парнем, Джек взобрался на бобовый стебель, чтобы посмотреть, куда он ведет. Достигнув вершины, он оказался в стране великанов.
Джек исследовал землю и наткнулся на замок великана. Он вошел внутрь и нашел золотую курицу, которая несла золотые яйца. Джек, будучи умным мальчиком, схватил курицу и побежал по бобовому стеблю. Великан, однако, последовал за ним вниз, но Джек был слишком быстр для него. Он срубил бобовый стебель, и великан упал насмерть. Джек и его мать жили долго и счастливо со своим вновь обретенным богатством.
Мораль истории? Будьте смелыми, любопытными и сообразительными. И помните, иногда стоит рискнуть и выйти за пределы своей зоны комфорта!
13.
Красная ШапочкаЖила-была маленькая девочка по имени Красная Шапочка. Она так любила носить свою ярко-красную накидку, что все называли ее Красной Шапочкой. Однажды мать попросила ее отнести немного еды бабушке, которая жила в лесу. Красная Шапочка с радостью согласилась и отправилась в путь.
Когда она шла по лесу, она встретила большого злого волка, который спросил ее, куда она идет. Красная Шапочка, будучи невинной маленькой девочкой, сказала волку, куда она направляется. Волк, хитрый и хитрый, предложил Красной Шапочке по дороге нарвать цветов для бабушки. Красная Шапочка согласилась и пошла собирать цветы. Пока она собирала цветы, волк подошел к дому ее бабушки и сожрал ее! Когда пришла Красная Шапочка, волчица притворилась ее бабушкой и сожрала и ее.
Мораль этой истории? Всегда будьте осторожны, разговаривая с незнакомцами, и никогда не доверяйте тому, кто выглядит подозрительно. Итак, в следующий раз, когда вы выйдете на улицу, берегите себя и будьте в безопасности!
14.
Гензель и Гретель Жили-были двое братьев и сестер, Гензель и Гретель, которые жили со своим отцом и злой мачехой. Мачеха предложила оставить Гензеля и Гретель в лесу, так как они не могли позволить себе кормить их. Братья и сестры услышали план и решили оставить след из хлебных крошек, чтобы вернуться домой. Однако птицы съели сухари, и братья и сестры потерялись в лесу. Они нашли домик из конфет и стали его есть, но он принадлежал злой ведьме, которая пыталась их съесть. Братья и сестры перехитрили ведьму и вернулись домой с сокровищами, которые они нашли в ее доме.
Мораль истории? Будьте смелыми и умными в трудных ситуациях и всегда доверяйте своей интуиции.
15.Новая одежда императора
Жил-был император, который любил новую одежду больше всего на свете. В город прибыли два мошенника и пообещали сшить ему одежду, которая будет настолько особенной, что ее не заметят все, кто не соответствует их положению или просто глуп. Император заплатил мошенникам целое состояние, и они сделали вид, что ткут самую красивую ткань, хотя на самом деле они только притворялись, что ткут.
Император надел свои новые одежды и прошел по городу, но никто не хотел признавать, что не может их видеть. Наконец заговорил ребенок и указал, что император на самом деле голый! Правда была раскрыта, и император понял, что лучше быть честным и верным себе, чем соглашаться с тем, что думают другие, просто чтобы соответствовать.
Мораль истории? Не бойтесь говорить правду, даже если она противоречит общепринятому мнению.
Польза сказок для вашего ребенка
Вот некоторые преимущества сказок для ваших детей:
1. Питает воображение
Сказки помогают питать воображение детей, поскольку они переносят их в другой мир, который так отличается от нашего, где есть феи, русалки и волшебство.
2. Улучшает понимание абстрактного
Абстрактное понятие – это понятие идеи или мысли. Например, понятие свободы воли является абстрактным понятием. Именно потому, что в этих сказках чаще всего речь идет о вещах, которых не бывает в действительности, это помогает детям научиться понимать концепции вещей, которые не являются конкретными.
3. Учит ценностям
Из действий противников видно, что злоба, гордыня и жадность имеют свои последствия. Златовласка — хороший пример того, почему мы должны уважать других. В сказках широко распространена концепция победы добра над злом, и за нее стоит держаться.
4. Решение проблем
Большинству персонажей предстоит пройти через что-то, и именно их сообразительность и изобретательность помогают им победить. Маленьким детям нужно научиться этому, так как они также будут следовать этим примерам и учиться решать проблемы.
5. Знакомство с психологией
Когда вы читаете рассказы своим детям, вы всегда можете пообщаться с ними и спросить их, почему, по их мнению, определенные люди ведут себя так, а не иначе. Например, в «Красавице и чудовище» мы видим, что зверь был проклят за жестокость, но позже он превратился в прекрасного принца. Ваши дети могут хорошо потренироваться, обсуждая, какие изменения в его характере позволили Белль развить к нему чувства и в конечном итоге разрушить проклятие.
6. Топливо случайного обучения
Ваш ребенок узнает новые слова, фразы и другие аспекты жизни, читая сказки. Это форма случайного обучения, когда люди учатся, фактически не собираясь чему-то учиться. Например, читая о гадком утенке, знакомишься с жизнью животных и узнаешь, как каждую зиму мигрируют лебеди, хотя это и не было целью чтения рассказа.
8. Разоблачает суровые реалии жизни
Дети часто узнают из сказок, что мир не такой уж красивый и чудесный, и что для того, чтобы поступать правильно и быть хорошим человеком, нужно уметь терпеть и сохранять хороший настрой. Любой родитель предпочел бы, чтобы его ребенок узнал реальность добра и зла из историй, чтобы он мог быть сильным, когда он сталкивается с трудными ситуациями в своей жизни.
9. Впитывает культурную грамотность
Дети знакомятся с различными культурами и образами жизни в разных историях, поскольку авторы были бы из разных мест и имели разные культуры и традиции. Красавица и чудовище — французы, а Гензель и Гретель — немцы.
Часто задаваемые вопросы
1. Какая сказка самая старая?
Сказки веками передавались из поколения в поколение, поэтому трудно определить, какая из них самая древняя. Однако есть несколько сказок, которые выдержали испытание временем и продолжают оставаться любимыми и сегодня.
Одной из самых известных сказок является «Золушка», в которой рассказывается история доброй молодой женщины, с которой жестоко обращаются ее жестокая мачеха и сводные сестры.
Еще одна популярная сказка «Красная шапочка» предостерегает от разговоров с незнакомцами. В этой истории молодая девушка собирается навестить свою бабушку, когда встречает волка, который обманом заставляет ее открыть, куда она идет.
Есть и менее известные сказки с важными нравственными уроками. Например, «Черепаха и заяц» учит ценить настойчивость, поскольку медленная, но настойчивая черепаха побеждает в гонке быстрого, но самоуверенного зайца. А «Мальчик, который кричал о волке» предостерегает от лжи, так как мальчик, который постоянно кричит, что волк идет, в конце концов теряет доверие окружающих.
Итак, хотя трудно точно определить самую старую сказку, безусловно, существует множество известных и менее известных сказок, которые нравились поколениям и продолжают преподать важные уроки детям сегодня.
2. Во всех ли сказках есть мораль?
Сказки — это короткие рассказы, в которых часто фигурируют волшебные существа и заколдованные места. Хотя во многих известных сказках, таких как «Золушка», «Белоснежка» и «Три поросенка», есть мораль, не во всех сказках она есть.
Однако сказки часто используются для того, чтобы преподать важные уроки жизни, такие как ценность тяжелого труда, честности и доброты. Таким образом, даже если в сказке нет очевидного морального урока, она все же может помочь детям усвоить важные ценности и принципы. Кроме того, кто не любит добрую сказку со счастливым концом?
3. Есть ли правда в сказках?
Сказки могут быть не совсем правдой, но элементы правды в них есть. Хотя они могут быть не основаны на реальных событиях или людях, они часто преподают важные жизненные уроки, которые верны для всех.
Известные сказки, такие как «Черепаха и заяц», «Гадкий утенок» и «Красная шапочка», содержат нравственные уроки, которые актуальны и сегодня. Эти истории учат нас важности терпения, настойчивости и опасностям излишней доверчивости. Таким образом, хотя сказки могут быть неправдой в буквальном смысле, они все же могут преподать нам ценные уроки, которые мы можем применить в нашей повседневной жизни.
4. Когда лучше читать детям сказку?
Читать сказку детям можно в любое время! Сказки — это замечательные истории, которыми можно наслаждаться в любое время дня и ночи. Тем не менее, время отхода ко сну часто является самым популярным временем для чтения сказок детям, так как это помогает им успокоиться и расслабиться перед сном. Любая сказочная новелла с нравственным уроком — хорошее завершение дня.
Маленькая сказка с моральными уроками, которые помогут детям усвоить важные ценности и принципы. Читая сказки детям в раннем возрасте, родители могут помочь им развить навыки критического мышления, эмпатии и творчества.