Статьи о воспитании детей: Статьи о воспитании детей

Содержание

Статьи о воспитании детей | sarasvati

 

Правильное воспитание детей —

воспитание разумности в ребёнке.

Что такое разумность? Разумность — это когда человек видит вещи таковыми, какие они есть на самом деле. Как этого достичь?…

В действительности, воспитание детей — это, по сути дела, культивирование в ребёнке разумности и трезвости.

  • Разумность — это когда ребёнок понимает и видит вещи таковыми, какие они есть на самом деле.

  • Трезвость — это свобода от эгоизма, т.е. жизнь с точки зрения помощи и заботы о ближнем, а не потребительства, когда другие люди становятся вещами для удовлетворения собственных нужд.

Естественное состояние ребёнка с самого рождения —  эгоистическая платформа сознания. Он жадничает, капризничает, обижается и хочет жить только для себя.

С точки зрения Ведической культуры эгоистичность — это пребывание разума в невежестве. Таким образом, мы все, за редким исключением, рождаемся в полном невежестве. И это момент очень важно учитывать в правильном воспитании, постепенно переводя ребенка из невежества в состояние благости, а для этого необходимо спокойно объяснять в чём его неправота.

Очень важно знать, что наказание лишением общения должно быть всегда с последующим объяснением. Если Вы не объясняете, то наказание будет иметь гарантированно отрицательные последствия. Правильное наказание делается с любовью и заботой, т.е. без ненависти. Поэтому на такое наказание способен только тот человек, который способен победить в себе раздражительность. Это очень тяжело.

Правильное воспитание детей — развитие в себе доброты

В целом, человек, который не способен быть добрым по отношению к кому-то, он не способен дать ничего хорошего этому человеку. Если Вы не способны быть добрыми по отношению к мужу, значит, невозможно передать ему что-то хорошее, даже если у Вас 7 пядей во лбу.

 

Если Вы не способны быть добрыми по отношению к ребёнку, значит, ничего хорошего дать ребёнку невозможно.

Доброта, доброжелательность, сострадание — это основа правильного воспитания.

Если мы очень сострадательны и с уважением относимся к ребёнку, значит, мы сможем его воспитать. Если мы недолюбливаем его или относимся к нему сухо, значит воспитать становиться невероятно трудно, можно даже не пытаться. Лучше дать возможность сделать это супругу, который лучше относится к ребёнку.

Правильное воспитание: возрастная формула

При воспитании детей очень важно помнить формулу: то, что мы даём ребёнку до 13 лет, после 13 он нам вернёт.

Т.е. до полового созревания если мы бьём своего ребёнка и издеваемся над ним, то после 13 он начинает издеваться над нами. И он будет издеваться над нами ровно столько, сколько мы до 13-ти издевались над ним. Затем он успокоится и на этом все закончится… После всего этого останутся только сухие отношения.

Если до 13 давали ему какое-то справедливое знание, помощь в жизни, мы с пониманием и состраданием относились к его проблемам, то после 13 лет ребёнок то же будет относиться к родителям с состраданием, станет хорошим помощником в жизни.

Т.е. существуют такие весы: сначала ребёнок беззащитный, затем, после 13, у него жизненной энергии становится больше чем у нас. В этот период у него ещё недостаточно жизненного опыта и больше упрямства, но в первом случае он своё упрямство будет использовать прямо противоположно: мы говорим ему одно, а он другое, как раз наоборот. Это значит, воспитание было в неправильном ключе и придётся за это страдать.

Если же воспитание проходило правильно, он будет с большим энтузиазмом пытаться помочь, но иногда, возможно, будет что-то делать не так, ошибаться. Это нормальное развитие личности. Он будет рваться что-то делать, и будет иногда всё трещать, ломаться и т.д., но в этом больших проблем нет. Ребенок будет сам плакать от того, что у него ничего не получается. Это очень хороший стиль воспитания, значит, Вы его воспитываете правильно.

Фрагмент из книги
«Воспитание детей»

 

 

 

 

Родители — пример для детей.

Или о 9 вещах, которым обязательно учится ребёнок, беря пример с родителей. ..

Сейчас ни для кого не секрет, что дети воспитываются очень просто — они смотрят на то, как ведут себя родители, а не на то, что они говорят.

Итак, давайте рассмотрим то, что дети склонны очень сильно запоминать, неосознанно беря пример для следования в своей жизни.

1. Здоровый брак
«Модель семьи» своих родителей, которую дети видели на протяжении всего своего детства, очень сильно отпечатывается в их сознании, поэтому в своей взрослой жизни они буквально до мелочей склонны переносить этот опыт. Проще говоря, заботясь о том, чтобы ваш брак был крепким, стабильным, пропитанным любовью, нежностью и заботой, вы тем самым делаете инвестиции в будущее семейное счастье ваших детей.

2. Уважительное отношение

Уважение — это то, чему невероятно сложно научить, этому качеству характера можно только научиться. Поэтому задача родителей — ребёнок в детстве должен буквально «прочувствовать», что такое уважение по отношению к другим. Лучшее, что мы можем сделать для ребенка и семьи — это уважать своих близких: супруга, бабушек и дедушек, близких знакомых семьи. Дети будут всё это видеть, а они очень обращают внимание на такие «мелочи жизни». Детальнее об уважительном отношении в статье «Уважение к родителям».

 

 

3. Равноправие и компромиссы
Эти качества вытекают из предыдущего пункта. Если дети уважают, то, соответственно, начинают понимать, что такое забота, равноправие и компромисс. Единственная загвоздка — это принцип в семье «все лучшее — детям». Очень важно, чтобы дети понимали почему так поступают по отношению к ним родители. Особенно это касается семей с одним ребёнком, когда такое отношение родителей может вызвать у ребёнка ложное чувство своей важности в семье: ведь все семейные бегают вокруг него одного и пекутся только о нём. В этом плане многодетная семья лучше, поскольку дети будут видеть истинную картину — заботятся не только обо мне одном, но и о моих сестричках и братиках, сначала нужно думать о ближних, а потом уже о себе. Проверка — посмотреть на модель поведения ребёнка в его среде — на детской площадке, в гостях, в дошкольных учреждениях.

4. Чувство долга
Дети должны видеть, что родители не только живут и наслаждаются семейной жизнью, но и выполняют очень много обязанностей. Поэтому при малейшей возможности обязательно проговаривайте вслух перед ребёнком о своих обязанностях: «Папа скоро придёт с работы, поэтому я должна приготовить ему ужин. Может поможешь мне?» или «Смотри, дверь стала плохо закрываться, я должен её отремонтировать. Дверь большая — мне сложно будет это сделать самому. Давай вместе это сделаем?».

 

5. Проявление чувств
Проблема современности — людям сложно проявлять свои чувства, они стесняются, прячут их и избегают. Хорошо, если они делают это осознанно, для избегания сложных двусмысленных ситуаций или неприятностей. Другое дело, когда неосознанно, ведь чувства — это средство взаимодействия с окружающим миром. Неумение обращаться со своими чувствами — обкрадывание самого себя. И эти проблемы родом из детства, вернее — неправильного воспитания Вас вашими родителями. Кроме правильного воспитания, важно так же проявлять свои чувства по отношению к другим: говорить близким о том, что вы их любите и цените, это важно как близким, к которым это обращено, так и детям, которые это будут видеть и запоминать как нужно относиться к другим.

6. Безусловная любовь и радость в семье
Только проживая в обстановке чистой и безусловной любви, дети могут ощутить и понять, что это такое. А это то, что так не хватает в современном меркантильном обществе, где многие просто закрыты и обращены только лишь на себя, поэтому многие так несчастны. Только безусловная любовь, ничего не ожидающая взамен, может привнести в семью по-настоящему счастливые и заботливые отношения, наполненные искренней любовью и чуткостью. Только так дети поймут, что семья – это нечто действительно ценное и обретут навыки отдавать своё тепло и радость другим!

 

7. Уметь делиться
Показывайте детям, что делиться с близким человеком очень важно и необходимо это делать во всём и всем, и, в первую очередь, тем, что очень дорого и важно в твоей жизни для тебя самого — от крошки хлеба до своих глубоких искренних чувств и эмоций.

8. Как справляться с конфликтами
Скандал в семье — следствие отсутствия практики семейных собраний, на которых в спокойной и комфортной атмосфере решаются острые вопросы и сложные проблемы.

Именно так дети увидят как мирно и разумно можно разрешать все сложные конфликтные ситуации. Это очень важно как для вашей семьи, так и для детей. Если брать наших предков, славян, то у них была такая традиция — «Милование».

9. Просить прощение
С точки зрения Вед, природа человека имеет 4 недостатка:

  • несовершенные чувства, которые приводят к ошибочному видению мира;

  • последствие первого пункта — наша склонность пребывать в иллюзии;

  • пребывая в иллюзии, мы естественным образом совершаем ошибки;

  • а также склонны неосознанно обманывать других, поскольку не обладаем истинными знаниями.

Поэтому каждый склонен совершать ошибки. И самое важное — это не то, что кто-то оступился, вспылил или забыл что-то сделать, а то, что попросил прощение за это. Просите прощения друг у друга при детях — пусть дети видят и слышат это. Эта практика будет воспитывать так же открытые и доверительные отношения.

 

Самое важное, что Вы должны понять:

дети — зеркало родителей !

Это просто удивительно, какую уникальную создал Бог систему воспитания: дети — это уникальный механизм, который позволяет родителям увидеть их самих со стороны. Поэтому если Вы хотите воспитать детей, то нужно начинать именно с себя. Дети очень внимательно следят за Вами, смотря что и как вы делаете, а потом поступают так же. Смотря на них, Вы можете понять, что и где вы делаете не так. Вот так вот дружно дети и родители помогают друг другу совершенствоваться. Единственное отличие — вы для своих детей — самый первый учитель во всём!

Лев Толстой о воспитании детей:

«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей,
вроде того есть наша медицина — как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели.

Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

 

 

 

 

Самое важное в воспитании детей — помочь им найти свой путь и раскрыть все свои таланты, заложенные при рождении. А для этого очень важно —  это определить тип характера родившегося ребёнка и способствовать тому, чтобы этот характер развивался в позитивном и благостном проявлении. О том, какие типы характера бывают, вы узнаете из этой статьи.

Согласно Ведических писаний, существуют 4 общих типа характера и личностей и весь процесс воспитания детей, в первую очередь, базируется на этих отличиях.

 

Первый тип характера — это учёные, или люди, склонные к обучению и изучению. В Ведической культуре таких людей называют «брахманы».

Они стремятся к познанию и хотят давать знание другим людям. Они с самого детства стремятся к истине, желают что-то изучать, внимательно слушают то, что им говорят. И испытывают большие трудности, если в их голове не укладывается какая-то концепция, которую утверждают родители.

То есть, для таких детей самое главное — это понять смысл. Они беспокоятся и неудовлетворены, если чего-то не понимают.

Самая главная черта этих людей — честность. Такого человека нельзя купить. Если ребенок не обладает честностью и покупается на что-то, значит у него другой тип характера.

 

Второй тип характера — это люди, склонные к управлению, руководству и защите других, к установлению правил и законов справедливости. В Ведической культуре таких людей называют «кшатрии».

 

Они любой ценой стремятся сделать жизнь справедливой и правильной, часто поддерживают власть, руководят или как-то участвуют в структурах власти. Самая главная черта характера этого типа — стремление к справедливости и милосердию. Если человек стремится к справедливости, если он считает, что должен заставлять всех делать правильно, и сам старается следовать этому — значит он обладает вторым типом характера.

У таких людей ярко выражено желание защищать слабых. Они склонны, в зависимости от своей степени интеллектуальности, находиться в разных структурах руководства, начиная с президента и заканчивая простым постовым милиционером или участковым. То есть, в зависимости от их уровня сознания, они выбирают ту или иную должность. Такие люди также склонны к политической деятельности или обсуждению взаимоотношений в коллективе и т. д. Также они имеют большое чувство долга и ответственность.

Если из этого ребёнка родители будут пытаться сделать академика, то они даже не подозревают о том, что тем самым прямо сейчас создают для своего любимого чада большие трудности в жизни, с которыми ему придётся столкнуться в будущем.

 

 

Третий тип характера — это люди, склонные заниматься торговлей и хозяйственной деятельностью. В Ведической культуре таких людей называют «вайшьи»

Главная их черта — щедрость и одновременно желание быть богатым.
Одна из их особенностей — практичность: ярко выражено стремление экономить, делать всё практично и заниматься бизнесом.

В детском возрасте такие дети очень любят менять что-то одно на другое, что-то коллекционировать, быть на высоте в каком-то деле, то есть стремиться к выгоде.

 

Четвёртый тип характера— это люди, которые любят мастерить и любят делать какую-то конкретную практическую работу. В Ведической культуре таких людей называют «шудры»

 

Они хотят всё делать своими руками и испытывают большое удовлетворение, если занимаются любимым делом. Их уверенность — работа — это творческий процесс.

У них нет особого желания заниматься бизнесом или управлением, нет стремления к глубокому изучению больших знаний. У них есть невероятное стремление к тому, чтобы что-то создавать.

Их основное качество характера — это трудолюбие. А их любимая работа позволяет им проявлять себя творчески в решении конкретных задач.

 

Результат неправильного воспитания детей

Существует ещё и пятый, неведический, тип характера, который породила современная культура в связи с неправильным воспитанием детей. Этот тип характера возникает в результате того, что родители были не способны выявить характер ребёнка при рождении или просто, по каким-то причинам, задавили проявление его врождённых наклонностей, предопределенных по его судьбе.

В результате позитивные проявления его характера были уничтожены, а потому такой, достигнув совершенолетия, человек даже представления не имеет, чем ему стоит заниматься в жизни. Он не понимает своих наклонностей и в чём заключается цель его жизни.

Эта пятая категория людей считается неудавшимися людьми, поскольку они не могут найти своё место в общественной жизни. А потому их самая важная задача в этой жизни — найти себя и постараться, хотя бы закрепиться в своём предназначении. А это будет очень сложно, поскольку многое уже было потеряно, тем не менее, это возможно.

Люди пятого типа, как правило, очень страдают. Это связано с тем, что они стараются проявить себя там, где они по природе слабы и не обладают соответствующим характером. Естественно, что в таком случае результаты их деятельности очень скромны, а если достаточно продуктивны, то не приносят ощущения реализованности и счастья в жизни. Например, грузовую машину, при соответствующем дополнительном оборудовании, можно переделать в комбайн, собирающий зерно в поле. Но стоит ли оно таких затрат времени и других ресурсов на переоборудование и адаптацию грузовой машины для сбора зерна в поле?

Это характерная черта современного общества: многие тратят огромные усилия и значительную часть жизни на то, что потом окажется совсем бесполезным…

Лучше выполнять свои обязанности,
пусть даже несовершенным образом,
чем чужие — в совершенстве.
Бхагавад-Гита, глава 3 текст 35

Воспитание детей и веды: выводы

Таким образом, существует 4 типа характера и пятый тип характера — «задавленный».

Поэтому, понять какой тип характера у ребёнка — это самая важная и первостепенная задача родителей. Задача родителей не в том, чтобы научить их любимое чадо ещё в детском садике высшей математике и английскому языку или отдать в самый престижный колледж, и не в том, чтобы сделать своего ребёнка богатыми, чтобы он выглядел лучше, чем другие дети. Самое важное — помочь ему найти свой путь и раскрыть все свои таланты.


по материалам книги
«Воспитание детей» Торсунов О.Г.

 

 

 

Секреты воспитания детей

по ведам

Как говорят Веды и показывает практика воспитания детей, самое важное — это помогать детям развиваться, а не мешать им в своём развитии. Родившись, каждый ребёнок получает тело, которое уже во многом определяет его судьбу, а потому самое главное — это помогать развить самое лучшее из того, чем Природа его одарила…

Секрет воспитания детей: тип характера и тела ребёнка

Прежде всего, следует осознать тот момент, что человек не просто так получает определенный характер и тип тела. Всё это происходит в соответствии со Вселенскими законами, которые учитывают многочисленные жизни в прошлом каждого человека: какие были желания, какие поступки совершались … А раз так, то изменить характер другого человека очень сложно.

То же самое и у ребенка — маленький ребёнок, как маленькое деревцо — не опытному человеку сложно определить какое дерево вырастит из него. Но опытный садовод, посмотрев на росток, может без раздумий сказать, что это, например, яблоня и если за ней соответственно заботиться, то у нее будут большие, сочные и очень вкусные яблоки. Однако, если пытаться за яблоней ухаживать как за абрикосом, то вы просто погубите яблоню. В лучшем случае, сортовая яблоня превратиться в «дичку», а может и вообще не плодоносить…

Секреты воспитания детей по ведам
Маленькое семечко уже содержит в себе все
характеристики взрослого дерева.
Лишь соответствующая правильная забота об этом
дереве позволит ему проявить всё
своё могущество в созидательном русле.
 

Воспитание детей: что можно изменить в ребёнке?

Важно понимать, что у любого явления во Вселенной есть как созидательный, так и разрушительный моменты. Так и у вашего ребенка — вы не можете изменить его характер, единственное, на что вы можете повлиять, — это качества его характера. При воспитании детей, их росте и развитии как личности очень важно вдохновлять проявлять созидательные стороны его характера и уменьшать проявление разрушительных качеств его характера. В целом изменить его характер — практически невозможно.

Характер приходит к нам после многих сотен и тысяч жизней. Нам кажется, что у маленького ребёнка характер непонятно какой или пока его нет, но у него уже есть характер, он уже сформирован с самого рождения. Поэтому выбор у родителей заключается лишь в том, проявлению каких качеств характера они будут способствовать, а каким нет, но в целом саму личность Вы не исправите. Разве что, можно просто сломать его…

Поэтому в ведической культуре считается: чтобы дать ребенку правильное воспитание, самое главное, что нужно сделать — это определить тип характера родившегося ребёнка и способствовать позитивному и благостному проявлению его характера. Именно в этом главная забота родителей.

Самое важное — как можно раньше выявить врождённые наклонности своего ребёнка с самого детства, и дать им максимальное развитие в благостном аспекте! Более детальнее об особенностях воспитания детей можно узнать из брошюры «Воспитание детей» Торсунова О. Г.

Продолжение в стетье «Типы характера и воспитание детей»

Kris.h. Nive по материалам книги
«Воспитание детей», Торсунов О.Г.

 

Воспитание ребенка до рождения

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Откуда это взялось в ребенке? Почему он такой?..
Что по этому поводу говорит наука и эзотерика?

Воспитание ребёнка

когда нужно начинать?

Прежде всего, давайте спросим себя: когда следует начинать воспитание?
По этому поводу есть древняя индийская притча.

Приходит мать к мудрецу и спрашивает:
«О мудрейший, когда я должна начать воспитывать своего сына?»

— «А сколько ему?» — интересуется мудрец.
— «Три года»-
— «Ну, так Вы на три года опоздали…»

Современная наука, как и Веды, считает запоздалым даже и такой вариант.
«Просвещать мать — это значит воспитывать ребенка еще в её чреве»
немецкий ученый XVIII века Георг Лих-тенберг.

Другими словами, информация, воспринятая женщиной во время беременности, во многом определяет душевный облик будущего новорождённого. На ещё не рождённое дитя оказывают глубокое воздействие не только физическое здоровье матери, её психическое состояние, но и среда, в которой она живёт, например — благосостояние семьи, социально-политическая обстановка в стране, экология. Основы для развития моральных и духовных качеств ребёнка закладываются уже в утробе.

Девять месяцев даже для взрослого человека — срок немалый, за это время и в жизни, и в душе многое может перемениться; а что говорить о существе, которое, по подсчетам специалистов, воспринимает информацию в СОТНИ ТЫСЯЧ раз интенсивнее, чем взрослые люди?

Воспитание ребенка до рождения, или пренатальная педагогика

Проблемами внутриутробного развития и воспитания детей в современное время занимается такая, ещё не всем известная, наука, как пренатальная (от латинского ргае — до, перед, и natalis — имеющий отношение к родам) педагогика, или дородовое воспитание.

Под ним понимают:

  • физическое и духовное самосовершенствование будущих родителей;

  • укрепление как душевного, так и телесного их здоровья;

  • сознательное формирование гармоничных отношений в семье;

  • осознание своей ответственности за продолжение человеческого рода;

  • позитивное отношение к беременности;

  • само воспитание дитяти;

  • социальную защищённость семьи (имеется в виду не только таковая внутри семьи, но и главным образом защищённость на государственном уровне, наличие всех возможных форм защиты семьи и детей).

 

То есть, пренатальное воспитание следует рассматривать как Центральное, соединительное звено в общей цепочке семейной жизни.

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Откуда это взялось в ребенке? Почему он такой?.. Мы его кормили, одевали, ничего для него не жалели, — а он…» Наиболее невежественные отцы и матери (а также те, кто хочет снять с себя ответственность за воспитание), вспоминают, как правило, генетику, к тому же, плохо понятую: мол, все свойства закладываются природой, и тут уже ничего не поделаешь…
 Сегодня, благодаря возможностям пре-натального воспитания, у каждого из нас появляется шанс не только разобраться в истоках физических и психических качеств ребенка, но и начать правильно формировать личность малыша.

Поэтому простая логика говорит, что многие черты характера будущего человека складываются еще до рождения, во чреве матери, поскольку новорождённый к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев с мамой, а значит, имеет некоторый личный опыт, тот опыт, который мама ему показала и опыт того, что мама в это время делала.

 

Фрагмент статьи «Первая Вселенная Ребенка»
журнал «Искатель. Украина №1(12)»

Прочитать статью полностью (формат DjVu, 1.89 Мб) – dСкачать

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

23 апреля 2020

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

— право на воспитание и образование детей;

— право на защиту прав и интересов детей;

— право на защиту родительских прав.

Семейный Кодекс.

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ — забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности.

Статьи для родителей — Советы — Институт развития ребенка