Статья про веселую адаптацию детей на сайт в детский сад для родителей: Адаптация в детском саду

Содержание

Адаптация в детском саду

Елена Бурьевая

детский психолог

Профиль автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Профиль автора

64,5% дошкольников в России посещают детские сады: при этом процесс адаптации не у всех из них проходит гладко.

Поговорили с детским психологом Еленой Бурьевой о том, как помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке, что делать, если возникают конфликты, и как реагировать, если после детского сада ребенок ведет себя хуже, чем обычно.

Что вы узнаете

  • Изменилась ли атмосфера в детских садах
  • Как понять, что ребенок готов к детскому саду
  • Как проходит нормальная адаптация
  • Как облегчить адаптацию
  • Как помочь проживать утреннее расставание с мамой
  • Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется
  • Можно ли делать сюрпризы после возвращения
  • Как узнать, что было в садике
  • Что не стоит говорить
  • Как реагировать, если ребенка обижают
  • Что делать, если агрессором является ваш ребенок
  • Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад

Изменилась ли атмосфера в детских садах

Изменился мир. Мы стали больше думать, как не травмировать детей и как правильно их воспитать.

В государственных садах группы, как правило, большие, поэтому речи об индивидуальном отношении к каждому ребенку не идет. Однако и там воспитатели относятся к детям гуманно. Бывают случаи некорректного поведения, но они единичны.

Родители могут снизить риски того, что это произойдет с их детьми. Когда они приводят ребенка в детский сад, им было бы неплохо пообщаться с воспитателем. Узнать, как у него настроение, возможно, сделать комплимент или рассказать какую-то веселую историю про ребенка. Такой разговор поможет понять, не выгорел ли воспитатель.

/list/security-rebenok/

Что должно быть в безопасном детском саду и школе

Человек с эмоциональным выгоранием по-другому общается, не радостен, раздражен, апатичен. Заметив подобные признаки, стоит пойти к заведующей. Ни один руководитель не заинтересован, чтобы с детьми что-то случилось, и, скорее всего, на подобный сигнал отреагируют. Воспитателя как минимум направят к психологу.

Но, к сожалению, в наше время родители не всегда находят время на общение с воспитателем.

Как понять, что ребенок готов к детскому саду?

Детский сад — это услуга, но необязательная, в отличие от школы. Родители должны четко понимать, для чего им надо водить туда ребенка. Если семье необходимо, чтобы мама и папа работали, бабушка далеко, а нанять няню невозможно, детский сад — это неплохой вариант. Тогда он подходит в любом возрасте.

Родителям важно избавиться от своих страхов. Если мама не хочет выходить на работу и ждет, что ребенок плохо отреагирует на сад или будет часто болеть, — тогда возникнут проблемы. То, насколько адаптация будет успешной, во многом зависит от настроя родителей.

До трех лет на нее также влияет то, насколько удачно у ребенка выстраиваются взаимоотношения со взрослыми, поэтому важно наладить контакт с воспитателем. В этом возрасте дети не умеют играть вместе, у них идет параллельное взаимодействие, которое продолжается, пока интересы не сойдутся на одном объекте. Дальше в силу своего развития дети не смогут решить конфликт и начнут проявлять агрессию, а взрослый, который находится рядом, учит их разбираться экологичным и социально приемлемым способом.

/montessori/

Как устроены монтессори-сады для детей

Ребенок психологически готов к отделению от мамы, когда он может самостоятельно придумывать сюжетно-ролевые игры, когда ему интересны сверстники, то есть в три с половиной-четыре года. При необходимости можно отдавать в сад и раньше, но именно в этом возрасте можно говорить о важности социализации.

Если родители понимают, что детский сад неизбежен, а у ребенка задержка развития, хорошо бы научить его каким-то сигналам — например, имитировать снятие штанов, когда хочется в туалет. И, конечно, рассказать воспитателям о подобных сигналах. Тогда воспитатель и ребенок смогут понимать друг друга, и в целом адаптация будет проходить нормально. Конечно, будет немного сложнее, но использование подгузников или плохая речь — это не те факторы, которые сильно ее усугубят и из-за которых стоит отказываться от детского сада.

Единственное: если детский сад запланирован из-за переезда, рождения другого ребенка или, к примеру, развода, желательно пройти адаптацию заранее, чтобы избежать наложения стрессов друг на друга.

Как проходит нормальная адаптация?

Поход в садик для ребенка — стресс, так как его привычный образ жизни кардинально меняется. Он должен много времени проводить без мамы, его окружает много детей, а еще нужно жить по распорядку и определенным правилам.

Во время адаптации организм приспосабливается к меняющимся условиям, и у ребенка могут появиться следующие признаки:

  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регресс умений;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • апатия или агрессия;
  • резкие перемены настроения;
  • частые респираторные заболевания или обострение хронических.

Адаптационный процесс запускается не в первые дни, а через 3—5 недель после того, как ребенок пошел в сад. Если за это время родители не заметили существенных изменений и ребенок ведет себя в саду как дома, у него легкая адаптация. Она длится 2—4 недели и встречается у многих.

/topotushki-net/

Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду

При адаптации средней тяжести ребенок играет со сверстниками, ест, спит, ходит в туалет, но с трудом расстается с мамой по утрам. Главное правило: важнее то, как ребенок уходит из детского сада, чем то, с каким настроением туда идет. Как правило, по вечерам дети со средней адаптацией прощаются и говорят, что завтра снова придут, или вовсе не хотят домой. Такая адаптация считается самой распространенной. Она длится до двух месяцев.

Если через месяц у ребенка не наступает никакого прогресса — он не хочет ходить в сад, плохо спит, ест, появляется заикание, рвота, нервный тик, — вероятно, у него тяжелая адаптация. Она может длиться до нескольких лет и является единичной. Здесь важно приостановить хождение в детский сад и обратиться к неврологу и психологу: возможно, не была пройдена сепарация с мамой или есть особенности развития.

Но не стоит все списывать на адаптацию. На протяжении жизни ребенок растет, меняется, и на адаптацию к детскому саду вполне могут наложиться другие факторы.

Как облегчить адаптацию?

Подготавливать к детскому саду лучше заранее, примерно за год. Вот что советую делать.

Общаться со сверстниками. Мы существа социальные, и даже с учетом того, что до трех лет дети не умеют играть вместе, им важно видеть друг друга, чтобы привыкать к реакциям и эмоциям других детей, взрослых. Если пропустить этап параллельного взаимодействия, ребенку будет сложнее влиться в коллектив.

Иногда расставаться с ребенком. Ребенка надо периодически оставлять с родственниками или аниматорами в игровой комнате, потому что дети, у которых был опыт расставания с мамой, легче адаптируются к детскому саду. Главное — перед уходом сказать, что обязательно придете и заберете его.

Научить самостоятельности или определенным сигналам и предупредить о них воспитателя. Важно показывать ребенку, как одеваться и раздеваться, держать ложку, и давать возможность самостоятельно это делать, не торопя и не критикуя. А еще обязательно научить просить помощи воспитателей и ждать.

Подстроиться под режим садика. Если ребенок днем засыпает в разное время, в саду ему может быть тяжело. Сложнее будет и в том случае, если он привык питаться пиццей и бутербродами. Лучше предварительно разнообразить домашнее меню наиболее распространенными блюдами из детского сада, приготовив с ребенком запеканку или омлет.

Рассказывать о детском саде: подходить к нему во время прогулок, знакомиться с помещением, территорией. Можно показывать мультфильмы, читать сказки о детском саде, то есть ребенок должен знать о нем как можно больше. Вот книги, которые я советую:

  1. Анна Дьюдни, «Лама в садике без мамы».
  2. Татьяна Рабцева, «Вовка идет в детский сад».
  3. С. Петрова, А. Ласточкина, «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!».
  4. Ирина Зартайская, «Енотик идет в детский сад».
  5. Елена Бурьевая, «Легкая адаптация ребенка к садику за 30 дней».
  6. Бет Шошен, «Всегда вместе».
  7. Сэм Макбратни, «Знаешь, как я тебя люблю?».
  8. Деби Глиори, «Что бы ни случилось».
  9. Пржемислав Вехтерович, «Мамина улыбка».
  10. Одри Пенн, «Поцелуй в ладошке».

/mannaya-kasha/

Что не так с питанием в детских садах

Еще рекомендую посмотреть на сайте «Сказки».

А вот мультфильмы, которые можно посмотреть:

  1. «Пеппа идет в садик».
  2. «Дед Мороз и лето».
  3. «Как Петя Пяточкин слоников считал».
  4. «Про Веру и Анфису».
  5. «Жила-была Царевна — не хочу в садик!».
Как Петя Пяточкин слоников считал

Когда родители пойдут в детский сад, чтобы отнести заведующей документы, стоит взять с собой ребенка. На территории детского сада вести себя спокойно, обратить внимание на выставку поделок и рисунков.

Можно сделать фотографии, а потом распечатать их и составить план-схему территории, куда наклеить снимки. Пусть ребенок покажет другому взрослому эту карту — это поможет ему настроиться на новый жизненный этап. Чем чаще ребенок будет видеть, вспоминать то место, куда ему предстоит ходить, тем быстрее к нему привыкнет. Рисовать план-схемы, карты, распечатывать фотографии, просматривать видео помещения — это все про помощь в привыкании.

Поговорить с заведующей и воспитателем. Чтобы снизить свою тревогу в отношении детского сада, когда принесете документы, поинтересуйтесь у заведующей режимом, меню, альтернативой дневному сну, нормативами, если ребенок заболеет или в группе с ним случится чрезвычайное происшествие. У каждого родителя список вопросов может отличаться в зависимости от того, что важно лично для него.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, я предлагаю родителям рассказать воспитателю об особенностях ребенка: его привычках, умениях, страхах, о том, как его лучше утешать и какие блюда не ест. Расскажу, что стоит делать, когда ребенок уже пошел в сад.

Помочь подружиться. В современном мире родители несут ответственность за друзей сверстников-детей, потому что дети дошкольного возраста редко гуляют одни. Как правило, в детских садах есть чаты родителей, их можно использовать, чтобы узнать, кто, где, когда и с кем гуляет, и присоединиться. Так дети смогут ближе познакомиться и, возможно, подружиться. Если у ребенка будет друг в саду, адаптация пройдет легче.

Адаптировать постепенно. Сначала ребенка стоит оставлять на несколько часов в день, затем — до обеда, через 2—4 недели забирать сразу после сна и только потом оставлять на весь день. Если оставить сразу на день, могут появиться сложности. Ребенок, который раньше нормально отходил от мамы, вдруг начнет цепляться за нее, бояться, что его бросят.

Как помочь проживать утреннее расставание с мамой?

Вот несколько способов, которые в этом помогут.

Доверить проводы другому взрослому. Если ребенок плачет только с мамой, возможно, он будет менее эмоционально реагировать на расставание с папой.

Посочувствовать. Стоит сказать примерно следующее: «Ты не хочешь ходить в детский сад, так как надо рано вставать. Но идти туда надо, потому что маленькие дети не могут находиться дома одни, а взрослые должны ходить на работу. В детском саду следят за маленькими детками».

Многие родители боятся подобных фраз, но если семья точно знает, что сад нужен, важно научиться отражать чувства ребенка, сочувствовать ему.

Расставаться максимально быстро. Говорить что-то вроде этого: «Тебе грустно, ты не хочешь расставаться, но маме нужно идти на работу. Давай я поставлю будильник, мы обнимаемся, прощаемся еще минуту, а когда будильник прозвенит, ты пойдешь в игровую, а я — на работу».

Когда время вышло, важно не убегать незаметно, а попрощаться. Иначе у ребенка появится недоверие, ощущение того, что его могут бросить.

Дать с собой вещь из дома: футболку с фотографией мамы, фотографию семьи, любимую игрушку или книжку. Когда ребенок начнет скучать, это поможет ему справиться с тем, что мамы нет рядом.

Попросить воспитателя позвонить, если ребенок будет плакать дольше обычного. Как правило, воспитатели исполняют эту просьбу, так как никому не хочется слушать плач весь день. Если приходите за ребенком раньше по причине его продолжительного плача, важно сказать: «Я все сделала и пришла». Для этого желательно, чтобы в период адаптации у мамы была возможность при необходимости прийти посреди рабочего дня.

Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется?

Когда ребенок идет в детский сад, в его жизни наступают большие перемены, которые сказываются на эмоциональной и нервной системах. Эмоциональная система — это то, как человек реагирует на какую-то ситуацию. У каждого эта реакция будет своей. Дома ребенок снимает накопившееся за день напряжение — это говорит лишь о доверии к родителям.

Остается посочувствовать ему и проявить заботу, например помочь обуться и одеться. Часто стремление к самостоятельности доводится до фанатизма. Но если ребенок научился обуваться и мама один раз поможет надеть сандалии, то ничего страшного не произойдет.

После сада лучше всего снимают напряжение физическая нагрузка и арт-терапия. Можно вместе поиграть с водой, манкой, песком, полепить, порисовать, сделать ребенку массаж. Телевизор советую включать не сразу: за гаджетами эмоции на какуе-то время забываются, но позже всплывают опять. Лучше дать ребенку их пережить и не бояться плача. Помните: у детей только формируется эмоциональная и нервная системы. Задача родителей — быть заботливыми взрослыми, которые всегда рядом.

/list/atypical-kindergarten/

Английский с носителем и ранняя профориентация: 10 детских садов Москвы с нетипичной программой

Можно ли делать сюрпризы после возвращения?

Если материальное положение семьи позволяет, почему бы нет? Главное — не попрекать потом ребенка и не ожидать, что он будет вести себя определенным образом, так как в этом случае родители утрачивают умение договариваться, которое пригодится в дальнейшем.

Но лучше после детского сада не идти в магазин за новой игрушкой, а погулять или сделать ребенку массаж. В процессе адаптации важно минимизировать любые эмоции, в том числе положительные. Нервной системе все равно, от чего перевозбуждаться.

Бывает и такое, что раньше семья могла себе позволить каждый день покупать игрушку, но потом ситуация изменилась. Тогда важно сказать ребенку правду, принять его грусть. Да, он поплачет, но это никак не травмирует его и не значит, что вы плохие родители. Так бывает.

Как узнать, что происходит с ребенком в садике?

Примерно до шести лет каждый ребенок думает, что все видят мир так, как он, поэтому рассказы о происходившем чаще всего невнятные, невпопад.

Узнать о взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями можно с помощью диагностики, о которой я рассказывала ранее. Детям старше четырех лет можно предложить нарисовать себя в детском саду, а когда рисунок будет готов, спросить, кто на нем изображен, что каждый персонаж делает и так далее.

Еще советую задавать вопросы с выбором ответа: «Вы вечером пили молоко или чай? На ужин ели гречку или капусту?»

Надо понимать, что в силу своего развития ребенок в одну единицу времени сопоставляет абсолютно все происходящее. Например, в саду рассказывали сказку про волка, который укусил за бочок, воспитательница сказала: «Соня, прекрати», — а Вася толкнул Мишу. На вопрос, что было в саду, ребенок может ответить, что воспитатель укусила Соню, то есть рассказать такую небылицу, которая испугает. Главное правило взаимоотношений: реакция родителей всегда закрепляет поведение ребенка.

Услышав, что кто-то кому-то сделал больно, родитель цепляется за эти слова и начинает расспрашивать дальше. Ребенку приходится фантазировать, хотя, скорее всего, история даже произошла не с ним. Потом его рассказы будут становиться еще фантастичнее, поэтому реакция родителей должна быть ровной. А если какая-то информация насторожила, имеет смысл уточнить ее у воспитателя — разумеется, без ребенка.

По вечерам я бы сместила фокус с детского сада. Когда взрослые приходят с работы, не каждый готов ее обсуждать — то же самое и с детьми. Рекомендую сконцентрироваться на взаимоотношениях с ребенком здесь и сейчас, найти точки соприкосновения вне детского сада: вместе поиграть, полепить, порисовать.

Как понять, что ребенку плохо?

Заведите дневник поведения, в который будете записывать тревожные симптомы. Допустим, раньше ребенок спал хорошо, но, когда пошел в сад, стал засыпать поздно и спит беспокойно — записали, сколько ночей так продолжается. Или начал заикаться, стал более капризный. Возможно, вам нечего будет писать, симптомы будут наблюдаться по одному дню, но так проще отследить изменения в состоянии ребенка.

Проведите самостоятельную диагностику. Вот какие есть варианты:

  • поиграйте с мягкими игрушками в детский сад, обратив внимание на ход игры. Скорее всего, если волк-воспитатель постоянно говорит детям-животным замолчать, «Марь Ивановна» тоже так делает;
  • сделайте аппликации, предложив ребенку вырезать на каждого ребенка и воспитателя по персонажу. Это могут быть мишка, машинка, цветок, Человек-паук и так далее. Затем дайте ватман и попросите прикрепить всех по очереди. Если ребенок, к примеру, прикрепит всех животных рядом, а себя представит маленькой серой мышью и приклеит ее в стороне, вероятно, у него не складываются отношения со сверстниками — нужна ваша помощь.

Чего не стоит говорить ребенку, который ходит в детский сад?

Иногда родители сами создают у ребенка негативный образ сада — даже неосознанно. Вот некоторые фразы, которые так работают.

«Тебе нравится в детском саду?» Родителям, которые с первых дней задают такой вопрос, стоит спросить себя: «Что вы хотите услышать?» Вам важно услышать «Нет, не нравится» и подкрепить свою значимость? Это вопрос о родительской тревожности, о недоверии к системе, которого быть не должно.

«Я не любила ходить в детский сад». Услышав нечто подобное, ребенок вряд ли будет посещать это место с удовольствием. Если мама не любила, почему он должен?

/roditeli-kotorye-smogli/

4 проблемы в детских садах и школах, с которыми могут справиться родители

«Марь Ивановна, наверное, злая». Нельзя обсуждать воспитателей и других детей в присутствии ребенка, так как предполагается, что ему должно быть с ними комфортно.

«Будешь плохо себя вести, пойдешь в сад». Желательно не запугивать ребенка тем, что, предположительно, он должен любить, доверять этому. К тому же отношения между родителями и детьми должны оставаться честными. Вы говорите правду, когда угрожаете, что при плохом поведении в понедельник утром ребенок пойдет в сад?

Как реагировать, если ребенка обижают?

Обнаружив на теле синяк, можно спросить причину его появления у ребенка — желательно без трагической интонации, — но лучше уточнить у воспитателя. Стоит иметь в виду, что если ребенок дома бегает, падает, бьется, то, скорее всего, в саду он ведет себя так же. Воспитатели, конечно, следят за поведением, но иногда происходят падения и драки.

Если у ребенка действительно есть конфликт с кем-то и он возникает регулярно, можно поговорить с мамой драчуна, предложив запретить детям общаться. Причин детской агрессии много, и это наиболее простой способ решения проблемы.

В крайнем случае есть вариант перевести ребенка в другую группу или другой детский сад, сделать это можно даже при адаптации средней тяжести. Большую роль играет отношение родителей к той или иной ситуации. Если они думают, что во всем виноват воспитатель или другой конкретный ребенок, возможно, перемена пойдет на пользу.

Что делать, если агрессором является ваш ребенок?

На детской площадке ребенок учится различать, какие игрушки его, какие — чужие, какие — общие. В саду он должен понимать, что там почти все общее и что кто первый взял, тот и играет, надо ждать своей очереди. Если ребенок не знает этих правил, он будет отбирать силой. Рассказать о них можно, к примеру, разыгрывая сценки с мягкими игрушками. Ребенка можно обучать ждать, просить, предлагать поменяться, играть вместе.

Еще ребенок часто кусается, толкается, дерется, когда кто-то другой нарушает его границы, а отстоять их иначе он не может. Родители должны этому научить.

У меня есть своя методика борьбы с агрессией — «гога». Вот что означает каждая буква:

  1. «Г» — границы: ребенок бьет и кусает вас, ломает мебель, тянет шторы и так далее.
  2. «О» — отражение, озвучивание: «Ты злишься, поэтому бьешь меня».
  3. «Г» — границы правил: «Меня нельзя бить» или «Людей не бьют».
  4. «А» — альтернатива: «Можно бить подушку».

Так ребенок учится экологично проживать эмоции. Желательно, чтобы воспитатель тоже отслеживал эти моменты и реагировал подобным образом, потому что научить чему-то задним числом сложно.

Еще иногда бывает, что родители дома позволяют ребенку себя кусать и бить, переводя это в игру. Потом он пытается вести себя аналогичным образом в саду, не понимая, почему папу бить можно, а мальчика — нельзя. В идеале не нужно разрешать подобное поведение дома.

Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад?

Здесь советы почти такие же, как при первичной адаптации.

Адаптировать постепенно. В идеале — одну неделю оставлять ребенка на два часа и дальше постепенно увеличивать время его пребывания в саду.

Использовать родительские чаты. Спросить, кто, где и когда гуляет, и присоединиться, чтобы дети познакомились поближе. Если ребенок скучает по старым друзьям, желательно поддерживать отношения и с ними. Чем старше ребенок, тем сильнее он может привязываться к сверстникам.

Вовлекаться в жизнь группы. В некоторых садах есть специальные дни, когда родители приходят и рассказывают что-то про свою профессию. Можно узнать, есть ли у вас нечто подобное, и, если есть, принять участие. Так ребенок будет в центре внимания, и это тоже поможет ему быстрее влиться в коллектив.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Адаптация в детском саду | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №56 города Сочи имени Эксузьяна Серопа Ованесовича

Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?

Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей все-таки склоняются к варианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.

И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее, малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимыми игрушками и сказками. Что же происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?

На все эти вопросы мы и постараемся найти ответы в нашей статье.

Что такое адаптация?

Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

  1. Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  2. Снижение или потеря аппетита.
  3. Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  4. Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  5. Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  6. Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  7. Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  8. Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  9. Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!

Какой может быть адаптация ребенка?

Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

Такой ребенок:

  • входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
  • смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
  • может при необходимости попросить о помощи;
  • сам способен завязывать контакты;
  • может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
  • находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
  • в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
  • принимает установленные правила поведения;
  • нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
  • умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.

Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

  • соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
  • после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
  • адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
  • может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации малыш:

  • не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
  • встревожен, замкнут;
  • не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
  • не может развернуть игру;
  • пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.

Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

  • темперамента малыша.
    Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
  • состояния здоровья крохи;
  • обстановки в семье;
  • уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.

Как помочь малышу приспособиться к детскому садику?

Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:

  • самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться;
  • пользоваться горшком;
  • пользоваться носовым платочком.

Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний.

Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:

  • 7-00 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
  • 7-30 – время прихода в садик;
  • 8-40 – прием завтрака;
  • 10-00 –12-00 – прогулка;
  • 12-00 – 12-45 – обед;
  • 13-00 – 15-00 – дневной сон,
  • 15-30 – полдник.

Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей — обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания — поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.

23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

Список «табу» для родителей

И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются привыкнуть к садику:

  1. Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  2. Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  3. Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  4. Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  5. Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  6. Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  7. Нельзя водить в садик больного ребенка.

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!

«Будьте терпеливы, дарите малышу внимание, заботу, любовь, верьте, что все у него обязательно получится, и будьте счастливы!»
Анна Кутявина

Как облегчить нервозность вашего ребенка в детском саду

Образовательный фонд Джорджа Лукаса

Edutopia

Edutopia

Поиск

Партнерство родителей

Эксперт дает советы, как уменьшить тревогу и облегчить трудные прощания.

Мишель Борба

14 декабря 2016 г.

© Gable Denims/500px

Я никогда не забуду, что оставил своего старшего ребенка с воспитателем детского сада в первый день в школе. У него все было хорошо, а я шла домой и плакала. Несмотря на реакцию моего ребенка, поступление в школу может быть сложным и даже травмирующим для многих детей. Независимо от того, был ли ваш ребенок дома с родителем или няней или провел годы в дошкольном учреждении, вот несколько стратегий, которые помогут успокоить его нервозность — и вашу собственную — и облегчить для всех этот важный этап.

Практикуйтесь в прощании

Один из способов уменьшить детсадовские страхи — это постепенно растягивать период разлуки за несколько месяцев до начала школы. Цель состоит в том, чтобы постепенно увеличивать количество опекунов, с которыми взаимодействуют дети, чтобы они чувствовали себя комфортно со взрослыми, кроме ближайших родственников, и понимали, что могут выжить без присутствия родителей. Вот другие идеи, которые могут помочь:

  1. Создайте особое прощание. Практикуйте особое личное прощание только между вами двумя — например, тайное рукопожатие или особый поцелуй — чтобы помочь вашему ребенку начать отстраняться. Затем скажите им, что вы будете использовать одно и то же прощание при каждой высадке.
  2. Обучение навыку преодоления трудностей. Исследования показывают, что, когда дети чувствуют, что они в какой-то степени контролируют ситуацию и могут возразить страху, их тревожность уменьшается. Помогите ребенку почувствовать себя ответственным за беспокойство, научив его фразе самоуспокоения. Например, пусть ваш ребенок потренируется говорить: «Уйди, волнуйся, оставь меня в покое. Мама вернется», когда они волнуются.
  3. Использовать волшебный камешек. Подарите ребенку особый сувенир, например, камешек или брелок с вашей фотографией, и объясните, что всякий раз, когда вы прикасаетесь к нему, это означает, что вы думаете о нем. Вы также можете засунуть небольшой квадрат их защитного одеяла в их рюкзак или куртку, чтобы вселить уверенность.

Изучайте мир

Повышение комфорта вашего ребенка в школе помогает уменьшить нервозность, но не преувеличивайте новую ситуацию комментариями типа «Какой великолепный класс!» или «Ты будешь ооооочень счастлив здесь!» Комментарии такого типа , а не облегчают волнение — на самом деле, они могут вызвать еще большее беспокойство, создавая ложные ожидания, которые не оправдываются. Вот другие способы помочь вашему ребенку чувствовать себя более уверенно перед началом школы:

  1. Посетите школу. За несколько дней до больших проводов возьмите своего ребенка на школьную экскурсию, чтобы помочь найти ключевые места, такие как классная комната, игровая площадка, школьный офис и фонтан. У многих школ теперь также есть веб-сайты, которые предлагают онлайн-туры, показывающие план школы.
  2. Помогите своему ребенку завести всего одного друга. Знакомство с одноклассником может свести к минимуму дрожь в первый день, поэтому, если возможно, помогите ребенку познакомиться со сверстником до начала школы. Спросите родителей или местных тренеров, знают ли они ребенка детсадовского возраста, который будет посещать школу.
  3. Практика социальных навыков. Разыграйте по ролям обычные социальные сценарии, с которыми ваш ребенок столкнется в школе, например, как познакомиться с кем-то, начать разговор, спросить, может ли он сыграть в игру, или попросить учителя о помощи. Дети лучше всего усваивают социальные навыки, если вы показываете и не говорите им, что делать, поэтому практикуйте один новый навык за раз, пока ваш ребенок не сможет выполнять этот навык без вас.

Непосредственно сообщайте о проблемах вашего ребенка

Убедитесь, что вы выделили время, чтобы поговорить с ребенком о переходе в школу. Объясните, что такие заботы, как «Найду ли я друзей?» и «Что, если я потеряюсь?» являются нормальными и обычно проходят через несколько дней. Имейте в виду, что, хотя беспокойство может показаться нереальным, оно реально для вашего ребенка. Поблагодарите их за то, что они поделились тревогами, а затем вместе обсудите решения. Вот несколько примеров:

  • Беспокойство: «Я не помню номер автобуса». Решение : Напишите номер автобуса на каталожной карточке и прикрепите ее к внутренней части их рюкзака. Узнайте, есть ли в школе тренировочные автобусы.
  • Беспокойство: «Я попаду в аварию». Решение : Пообещайте показать ребенку ванную в детском саду и положить в рюкзак сменную одежду.
  • Беспокойство: «Я потеряюсь». Решение: Потренируйтесь ходить в комнату перед началом занятий.

Вы также можете прочитать книгу, чтобы помочь ребенку поделиться своими чувствами и узнать, что у других есть подобные страхи. Вот несколько хороших книг по переходу, которые могут помочь: Целующая рука Одри Пенн, Тревога первого дня Джули Даннеберг, Ночь перед детским садом и Ночь перед первым классом Наташи Винг и Мисс Биндергартен готовится к детскому саду Джозефа Слейта.

Установите ритуал прощания

Тревога ребенка возрастает, если вы слишком зацикливаетесь на уходе или затягиваете прощание.

© Gable Denims/500px

Ключ в том, чтобы выработать постоянную схему прощания, чтобы ваш ребенок знал, какого ритуала ожидать, и что он переживет время разлуки, и понял, что вы действительно вернетесь. Вот несколько вещей, которые помогут сделать прощание менее стрессовым:

  1. Укажите на «главное». Незнание того, что делать и куда идти после появления новой сцены, увеличивает тревогу. Итак, предлагайте ребенку предложения «на первое место». Вы можете указать на занятие, которое нравится вашему ребенку, например, собирать пазлы или кубики, или предложить ему пойти в песочницу или встретиться со знакомым возле фонтана.
  2. Попрощайтесь и не задерживайтесь. Не затягивайте прощание — это увеличивает тревогу. Предлагая простое и фактическое «До скорой встречи!» и тогда расставание — лучший подход, чем затянувшееся прощание. С другой стороны, тоже не скрывайтесь.
  3. Сделай счастливое лицо. Ваш ребенок принимает от вас сигналы, поэтому сохраняйте спокойствие и доверяйте ему. Сдержи эти слезы, пока ты не исчезнешь из виду.

Кроме того, убедитесь, что вы или ваш назначенный опекун заберете вашего ребенка в указанное вами время и в точно указанном вами месте. На самом деле, будьте там на пять минут раньше, чтобы забрать ребенка, чтобы избавить ребенка от мучительных моментов, если вы опоздаете. Если ваш ребенок плачет, когда вы приходите забрать его, примите это как комплимент. Обычно это означает, что они просто рады вас видеть.

Держите глаза открытыми

Есть несколько признаков того, что беспокойство вашего ребенка может быть чем-то большим, чем обычное дрожание в переходный период. Если вы заметили какие-либо из этих признаков, возможно, пришло время поговорить с учителем и медицинским работником.

  • Чрезмерная привязанность, которая сохраняется слишком долго или мешает нормальной деятельности ребенка
  • Нереальное беспокойство о потенциальном вреде для близких или страх, что они не вернутся домой
  • Физические симптомы, такие как боль в животе или приступы паники перед уходом родителя
  • Повторяющиеся кошмары о разлуке или нежелании спать в одиночестве
  • Чрезмерное беспокойство о том, что вы потеряетесь или о том, чтобы пойти куда-то без родителей

Держитесь — это тоже пройдет

Для большинства детей тревога разлуки нормальна и пройдет проходить. Ключ в том, чтобы наблюдать за постепенным ростом уверенности и уменьшением беспокойства. Если тревожность сохраняется или усиливается, обратитесь к учителю или консультанту, чтобы узнать, есть ли у них предложения, которые помогут вашему ребенку адаптироваться. Просто помните, что процесс настройки может занять от одного дня до нескольких недель, так что наберитесь терпения. Помочь вашему ребенку научиться прощаться и уверенно справляться с жизнью без вас — это еще одна важная веха в развитии и часть взросления.

Share This Story

Filed Under

  • Parent Partnership
  • K-2 Primary

Previous

0 / 0

Next

12 Popular Games Adapted for Children with Autism

Этот ресурс был создан в качестве дополнения к программе Language Builder: Система вмешательства для академической готовности (ARIS), полная учебная программа по раннему аутизму, Урок № 73, Игры со взрослыми. Загрузите бесплатную копию урока 73 и узнайте больше об учебной программе ARIS.

Игра часто описывается как «работа» в детстве, когда дети могут заводить друзей, приобретать социальные навыки, понимать ожидаемое групповое поведение, последствия, чередование и сотрудничество, не говоря уже о том, чтобы повеселиться! Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут воспользоваться теми же преимуществами, играя в игры с другими детьми, хотя многие из них не приобретают вышеупомянутые навыки естественным образом, просто играя или играя с другими игровыми объектами, как их сверстники без инвалидности. Как и в случае со многими концепциями, играм и их составляющим навыкам может потребоваться специальное обучение, поддержка и адаптация, чтобы ребенок с аутизмом добился успеха в этой деятельности.

 

Общие рекомендации по адаптации игр для детей с аутизмом

Хотя тип адаптации, используемой для игры, будет зависеть от индивидуальных потребностей ребенка и характера игры, некоторые общие рекомендации могут применяться для обеспечения успешного результата с любой социальной игровой ситуации.

  • Целесообразно как можно лучше подготовить ребенка к тому, что он испытает в игре.
  • Перед началом игры ребенок должен четко понимать, что его просят сделать.
  • У ребенка должна быть возможность заранее выразить беспокойство или задать вопросы (насколько это возможно).
  • Перед началом игры со сверстниками ребенок должен иметь возможность отработать навыки и понять цель игры.

Ниже приводится список популярных детских игр и приспособлений, которые могут помочь детям с аутизмом успешно играть в них. Следует отметить, что из-за широкого спектра черт, которые могут проявляться у детей с РАС, эти адаптации не подходят для каждого ребенка. Скорее, эти идеи могут быть использованы в качестве отправной точки или идей для родителей и учителей, которые могут быть использованы для поддержки детей с РАС в зависимости от их индивидуальных потребностей и способностей.

 

Игры и адаптации для детей с аутизмом  

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ИГРЫ  

7

7 Тег

В отличие от настольных или карточных игр, которые часто требуют, чтобы игроки разговаривали друг с другом на протяжении всей игры, физические игры, такие как салки, могут хорошо работать для детей с РАС, поскольку в них не так много социальных взаимодействий. Однако идея быть «этим» может быть немного абстрактной, и дети должны понимать цель и правила игры, например, как пометить кого-то другого и оставаться в определенной области, чтобы обеспечить безопасность всех. Чтобы убедиться, что тег нравится всем учащимся, можно внести следующие изменения:

Адаптация для тега:

  • Игра в теги в спортзале или другом закрытом помещении может быть полезной для детей с аутизмом, которые, как известно, убегают.
  • Если вы играете на улице, предварительно просмотрите физическое пространство, в котором будет проходить игра, с ребенком, чтобы он понял, где проходят границы.
  • Создайте социальную историю или наглядное пособие, чтобы научить правилам тегов, включая идею быть «этим» и как человек, который является «этим», может измениться (например, «Есть один человек, который это, то есть таггер»; «Человек, который это делает, хочет пометить или слегка прикоснуться к другому игроку, чтобы он сделал это»; «Если кто-то другой пометит вас, это вы»).
  • Попросите человека, который «это», носить специальную шляпу или какой-либо другой визуальный маркер, чтобы всем было ясно, кто «это» в любой момент времени, поскольку это может часто и быстро меняться.
  • При необходимости предоставьте ребенку сценарий или коммуникационную доску, чтобы он мог попросить присоединиться к игре в пятнашки или сообщить кому-нибудь, что он предпочел бы не играть.

 

  1. Прятки

Эта вневременная детская игра может быть сложной для детей с аутизмом, которые любят бегать или прятаться, поскольку может показаться, что она поощряет эти потенциально опасные действия. Однако из-за ограниченных социальных взаимодействий и используемых навыков крупной моторики это может быть хорошим выбором для детей с РАС. Следующие приспособления могут быть полезны для игры в прятки:

 

Адаптация для игры в прятки:

  • Если ребенок склонен к побегам, играйте в игру в закрытом помещении, например, в доме или на огороженной территории. Следует позаботиться о том, чтобы все дети знали о любых границах, в которых им необходимо оставаться, как в целях безопасности, так и для того, чтобы все игроки знали, где они могут и где не могут спрятаться.
  • Точно так же может быть полезен предварительный просмотр области для потенциальных укрытий. Указание мест, которые небезопасно прятать, таких как холодильник, морозильная камера, стиральная машина, сушилка, духовка, место на дереве, в дренажной канаве и т. д., также может быть важным для некоторых детей.
  • Предоставьте ребенку социальную историю или другую визуальную поддержку, чтобы он знал, какова последовательность событий на протяжении всей игры. Например: «Ты считаешь до 15, я тихонько прячусь, ты меня ищешь, и ты меня находишь. Потом поменяемся».
  • Ожидание, пока его найдут, может быть трудным, поэтому может помочь дать ребенку какое-нибудь занятие, пока он ждет, например, сжать пластилин, посмотреть любимую книгу или поиграть в тихую игрушку.
  • Создайте коммуникационную доску или визуальную поддержку для предоставления языковых моделей на протяжении всей игры. Это могут быть числа для счета и такие фразы, как «Ты нашел меня!» «Я нашел тебя!» или «Выходи, выходи, где бы ты ни был!»
  • В зависимости от ребенка эти навыки лучше всего практиковать на сеансах терапии или один на один со взрослым, прежде чем дать ребенку поиграть со сверстниками, чтобы обеспечить их безопасность.
  1. Баскетбол

Многие дети с аутизмом имеют повышенную чувствительность к звукам и другим сенсорным сигналам. Баскетбол, в который часто играют в спортзалах с потенциально громким или эхом, естественно, имеет много громких звуков, таких как подпрыгивание мяча, свисток судьи, скрип обуви на полу или крики других игроков друг на друга, которые могут вызвать стресс и/или тревога у ребенка с аутизмом. Хотя регулировка громкости звука в спортзале может быть неосуществимой, есть несколько способов помочь ребенку с РАС чувствовать себя более комфортно в окружающей среде.

Адаптация для игры в баскетбол:

  • Используйте наушники или другое шумоподавляющее устройство. Это может отфильтровать большую часть посторонних звуков, сопровождающих баскетбольный матч, и в то же время позволить ребенку слышать других, которые разговаривают с ним/ней, или такие звуки, как свисток или таймер, которые указывают на изменение действий на площадке.
  • Обсудите заранее, то есть задолго до игры, тренировки, урока физкультуры или перемены, когда можно ожидать особенно громкий шум. Например, рассказ о том, как люди будут аплодировать или кричать, если будет сделана корзина, потенциально может помочь ребенку лучше регулировать свою реакцию, когда это происходит во время игры. Четкое объяснение того, что мяч, проходящий через кольцо, вызывает громкие звуки, может дать ребенку конкретную подсказку, которую нужно искать (мяч в кольце), что может помочь ему предвидеть, когда могут возникнуть громкие звуки.

 

  1. Классики

Классики — это удивительно сложная игра, которая поддерживает физическую координацию, равновесие и когнитивное развитие детей. От развития средней линии (прыжки на одной ноге), контроля над телом (не наступать на стропы), мышечной силы (перепрыгивание через маркер) до зрительно-моторной координации (подбрасывание маркера) и мелкой моторики (поднятие маркера). ), эта, казалось бы, простая игра может иметь массу преимуществ! Тем не менее, эти самые навыки могут быть сложными и, следовательно, потенциально разочаровывающими для некоторых детей с аутизмом, и могут отговорить их от игр. Адаптация игры может снизить уровень разочарования и предоставить возможности для социального взаимодействия и чередования со сверстниками.

Адаптация для игры в классики:

  • Вместо того, чтобы просто нумеровать ячейки на доске, используйте цвета, чтобы различать их. Это может служить еще одной визуальной подсказкой для различения разных квадратов на доске и помогает детям понять, куда ставить ноги.
  • Сосредоточьтесь на одном навыке за раз. Например, ребенок может потренироваться бросать маркер в квадрат и снова поднимать его, переходя к соответствующему квадрату, а не прыгая. Или, если ребенок тренируется прыгать, возможно, ему не нужно беспокоиться о том, чтобы перепрыгнуть через маркер или остаться на линии; скорее они просто прыгают вниз и обратно. Третьи дети могут просто работать по очереди и будут ждать, пока их сверстники закончат, прежде чем они начнут играть на доске.
  • Доску можно использовать для закрепления других навыков, таких как распознавание чисел, цветов или букв, предлагая детям прыгать к соответствующему квадрату по команде учителя или родителя.

 

  1. Саймон Сэйс

Многие дети с РАС развиваются благодаря предсказуемости и знанию того, чего ожидать. Таким образом, Саймон говорит, в котором одного игрока называют «Саймоном» и он стоит перед группой, указывая другим выполнять различные действия, может быть сложной задачей, потому что никто, кроме Саймона, не знает, какое действие будет вызвано следующим. Опасения, которые ребенок может испытывать по поводу того, что он не знает, что будет дальше, могут помешать ему/ей обратить внимание на используемый язык («Саймон говорит прыгать» вместо «Прыгать») и привести к тому, что ребенок «уйдет» до того, как он действительно есть шанс добиться успеха.

Адаптации для Саймона Говорит:

  • Ограничьте действия, которые может выбрать Саймон, например, предоставьте Саймону список действий, из которых он может выбирать, и предоставьте ребенку с аутизмом наглядное пособие со списком этих же действий. Действия могут быть предоставлены в том порядке, в котором они будут использоваться в игре, позволяя ребенку с РАС точно знать, какое движение будет следующим, или в виде небольшого списка, из которого Саймон может выбирать, сужая варианты и предоставляя ребенок с РАС (у которого такой же список) лучше понимает, что будет дальше, даже если он не знает точно, что скажет Саймон.
  • Не используйте правило «Саймон говорит» (т. е. если Саймон не говорит «Саймон говорит», а вы выполняете действие, вы выбываете) и сосредоточьтесь только на выполняемых действиях. Это снимает давление, связанное с выходом из дома, и может использоваться как средство для отработки желаемого поведения, например, присесть, надеть пальто, помахать рукой, пожелать доброго утра и т. д.

 

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

  1. Candy Land

Как и многие детские настольные игры, Candy Land — довольно простая игра, но есть дополнительные навыки, которые могут помешать детям с ограниченными возможностями, такими как аутизм, успешно играть в нее без четких инструкций. Например, ребенку может быть трудно запомнить свою цветную игровую фигуру, как пройти путь от начала до конца, как по очереди или как понять, когда нужно двигаться вперед или назад по доске. Без наличия этих навыков игра со сверстниками, скорее всего, разочарует всех участников. Хотя эти поднавыки встречаются во многих играх, ниже перечислены некоторые адаптации, относящиеся к Candy Land:  

Адаптация Candy Land

  • Чтобы избежать путаницы в отношении того, какой игровой маркер использует каждый ребенок, прикрепите к маркеру маленькую фотографию каждого учащегося. Точно так же ребенок может надеть бумажный браслет того же цвета, что и его игровая фишка, чтобы напомнить ему/ей, какой маркер принадлежит ему.
  • Чтобы познакомить ребенка с игровым путем, потренируйтесь водить игрушечную машинку по «лабиринту» или наклейте на доску наклейки со стрелками или стикеры со стрелками, чтобы указать направление. Следует позаботиться о том, чтобы объяснить «кратчайшие пути» (Горный перевал и Радужная тропа), чтобы дети понимали, когда следует идти по этим тропам и куда они ведут.
  • Следите за тем, чей сейчас ход, передавая что-то физическое вокруг стола каждый раз, когда наступает ход следующего игрока. Например, шляпу или ожерелье можно раздавать и носить во время хода каждого игрока, или чашку поставить перед каждым игроком и передать дальше.
  • После того, как основные навыки будут освоены, обратитесь к понятиям «свободный ход вперед» и «штрафной ход назад».

 

  1. Лотки и лестницы

 Люди и лестницы играют на очень загруженном игровом поле, которое может сбивать с толку. Отслеживание направления, в котором нужно перемещать игровые фигуры, а также понимание того, когда двигаться «вверх» по лестнице или спускаться «вниз» по желобу на двумерной доске, может сделать игровой процесс разочаровывающим. Детям в целом также может не нравиться тот факт, что в этой игре выигрывают и проигрывают случайно, в зависимости от использования спиннера, желобов и лестниц, на которые приземляются на протяжении всей игры. Дети с аутизмом, в частности, могут не знать, что сказать, чтобы справиться с чувством разочарования или гнева на протяжении всей игры, если они не побеждают или лидируют. Чтобы облегчить понимание визуальных стимулов в игре и сосредоточиться на подходящем языке для общения со сверстниками, могут быть полезны следующие приспособления:

  Адаптация желобов и лестниц:

  • Дайте определение слову «желоб»! Вероятно, это слово не знакомо маленьким детям, и использование слова «слайд» может иметь для них больше смысла.
  • Перед началом игры посмотрите на доску вместе с ребенком с аутизмом, указывая, где начинаются и заканчиваются желоба и лестницы. Отслеживание пути каждого пальцем может помочь сделать это более конкретным. Наклеивание на доску наклеек со стрелками или заметок, например, зеленых стрелок, идущих «вверх» по лестнице, или красных стрелок, идущих «вниз», также может помочь сохранить правильность во время игры.
  • Предоставьте сценарий для языка, который будет использоваться во время игры. Такие фразы, как «Надеюсь, я получу лестницу!» или: «О нет, я приземлился на горку!» может помочь ребенку обработать свой собственный путь в игре. Такие фразы, как «Это длинная лестница, хорошая работа» или «Ой, у тебя горка», могут помочь ребенку понять, что говорить сверстникам.

 

  1. Привет-Хо Черри-О

Hi-Ho Cherry-O предлагает игрокам поработать над своими навыками счета, включая базовые навыки сложения и вычитания, чтобы наполнить свои ведра 10 вишнями с вишневого дерева. В игре используется прядильщик, и вишни снимаются или кладутся обратно на дерево в соответствии с указаниями прядильщика. Чтобы помочь детям с аутизмом соблюдать правила и поощрять использование языка, можно внести следующие изменения:

Адаптация для Hi-Ho Cherry-O

  • Используйте сценарий, который может дать ребенку язык для использования во время игры, а также напоминание о правилах. Например: «У меня есть _____ (1, 2, 3, 4) и я могу выбрать _____ (1, 2, 3, 4) вишни».
  • «Я получил _____ (собаку/птицу). Положите обратно 2 вишенки».
  • Чтобы поощрить навыки сложения и вычитания, укажите числовую строку от 1 до 10.


КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ  

  1. Рыбачить

Эта классическая детская игра может быть очень абстрактной и запутанной для детей с аутизмом. Эта игра требует не только того, чтобы дети были знакомы с концепцией рыбалки, но и использования языка («У вас есть пятерки?»), памяти (мне нужна пятерка, чтобы сопоставить, я помню, Джейн просила 5, так что Джейн может быть хорошим человеком, чтобы спросить), а также навыки оценки перспективы (Джейн попросила Энтони поставить 5, поэтому у Джейн, вероятно, 5), которые могут быть трудными для ребенка с аутизмом. Чтобы сделать эту игру более конкретной, можно внести некоторые изменения:

Go Fish Adaptation:

  • Начните с объяснения концепции рыбалки и ее применения в карточной игре. Объяснение, которое может сработать, может состоять в том, что карты в стопке подобны рыбе в пруду, а карты в руках игроков подобны рыбе на удочке. Идея состоит в том, чтобы собрать всю рыбу из пруда на удочки игроков, и победителем станет тот, у кого больше всего спичек.
  • Если вы играете с колодой из 52 карт или даже с колодой, предназначенной для Go Fish, ограничьте количество используемых карт, чтобы их было меньше.
  • Играйте с карточками вверх, чтобы все могли видеть карточки, которые есть у других игроков, что позволяет ребенку с аутизмом меньше сосредотачиваться на восприятии перспективы и больше на использовании подходящего для игры языка и понимании того, как в нее играют. (Эту стратегию можно постепенно отменять, когда ребенок лучше знакомится с игрой).
  • Если карточки спрятаны от всех игроков, дайте ребенку с аутизмом (и, при желании, другим игрокам) карандаш и бумагу, чтобы он мог делать заметки (например, у Джейн 5) во время игры, чтобы улучшить память. Опять же, это позволяет больше сосредоточиться на игре и развлечении, а не запоминать, у кого из игроков какие карты.

 

  1. Старая дева

«Старая дева» не требует таких же языковых навыков, памяти или навыков видения перспективы, как другие карточные игры, поэтому она может быть хорошей игрой для детей, для которых эти навыки являются проблемой. Поскольку цель игры довольно проста: не закончить со Старой Девой, эта игра может предоставить детям с аутизмом хорошую возможность практиковать свои социальные навыки со сверстниками на протяжении всей игры.

Адаптации для «Старой девы»:

  • Если вы играете колодой из 52 карт или даже колодой, предназначенной для «Старой девы», ограничьте количество используемых карт, чтобы физически не обрабатывать столько карт.
  • Используйте держатель для карт, чтобы дети могли сосредоточиться на игре, а не пытаться держать все карты в руках сразу.
  • Разработайте сценарий, чтобы помочь детям понять, что говорить во время игры, используя такие фразы, как «Хочешь поиграть/могу ли я поиграть?» «Твой ход!» «У меня есть спичка!» «Хорошая игра!» «О, черт возьми, у меня есть Старая дева!» и т. д.

 

  1. Память

Этапы обучения памяти игры

Как следует из названия, игра «Память» сильно зависит от зрительной памяти, которая для некоторых детей с аутизмом является большой силой. Другим детям будет трудно, так как пространственное восприятие и понимание расположения предметов, когда они связаны друг с другом, могут быть особенно сложными, не говоря уже о запоминании местоположения предмета, когда его нельзя увидеть напрямую. Для поддержки детей, у которых затруднена зрительная память, можно сделать следующие приспособления:

Адаптация для памяти:

  • При первом знакомстве с игрой используйте только четыре карточки (две спички), постепенно увеличивая количество пар по мере того, как ребенок знакомится с игрой.
  • Начните с карт лицевой стороной вверх, чтобы ребенок научился составлять пары и видеть карты по отношению друг к другу. По мере того, как они станут более искусными в этом, переверните несколько карточек, чтобы они могли сосредоточиться на том, чтобы вспомнить, где находятся картинки, даже если их не видно.
  • Используйте специальную колоду карт, чтобы играть в игру, используя любимый предмет, такой как животные, домашние животные, жуки и насекомые и т. д.

 

  1. Война

Чтобы играть в эту классическую карточную игру, игрокам необходимо понимать числовые понятия больше и меньше. Чтобы помочь детям с аутизмом или другим людям, у которых эти концепции могут не укрепиться, можно сделать некоторые адаптации:

Адаптация к войне:

  • Если вы используете колоду из 52 карт, выньте карты с номиналом (валет, дама, король, туз), чтобы игрокам не приходилось запоминать достоинства этих карт и то, как они соотносятся с числовыми картами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts