Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей
От болезни не застрахован никто, однако клиническими исследованиями подтверждено, что ребенку намного проще справиться даже с самым сложным заболеванием. Детская дыхательная гимнастика Стрельниковой – это уникальная лечебно-профилактическая мера, позволяющая:
- улучшить носовое дыхание и укрепить бронхо-лёгочную систему;
- повысить иммунитет;
- наладить дренажную функцию бронхов, убрать мокроту из бронхиального дерева;
- устранить застойные явления, улучшить кровоток и снять отек;
- нормализовать обменные процессы и устранить патологии;
- восстановить нервные регуляции сто стороны ЦНС;
- исправить деформации грудной клетки, вызванные заболеванием.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах
Профилактические меры, такие как здоровый образ жизни и закаливание, позволяют повысить сопротивляемость детского организма к заболеваниям верхних дыхательных путей. Однако соблюдение определенного режима является достаточно долгим процессом, требующим больших временных затрат и упорства. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это
Для лечения аденоидов с применением методики Стрельниковой важно освоить весь комплекс упражнений, однако целесообразность применения отдельных упражнений определяется индивидуально в зависимости от степени развития заболевания. «Основной» комплекс дыхательной гимнастики включает в себя 14 упражнений, выполнение каждого из которых должно проходить в строгом соответствии с установленными правилами – это позволяет гарантировать быстрое достижение результатов.
При аденоидах особое внимание следует уделить упражнению «Кошка», «Перекаты» (переменный перенос тяжести тела с одной ноги на другую с одновременным резким вдохом) и «Шаги» (поочередное выполнение «Переднего» и «Заднего» шагов с резкими вдохами.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме
Острый бронхит, который не был своевременно вылечен, неизбежно влечет за собой целый ряд осложнений, что рано или поздно может вызвать серьезное и мучительное заболевание – бронхиальную астму. Периодические приступы удушья (бронхоспазмы) носят тяжелый и затяжной характер – справиться с ними без применения ингалятора или специальных препаратов очень сложно.
Дыхательная гимнастика позволяет облегчить состояние пациента: регулярные ежедневные занятия сводят к минимуму приступы астмы, а при ежедневном выполнении в детском возрасте можно достичь больших успехов, вплоть до полного излечения . Огромное преимущество данного вида терапии – это возможность выполнять упражнения во время приступа. Необходимо выполнять весь «Основной» комплекс, акцентируя внимание на упражнениях «Насос» (легкий поклон с одновременным резким вдохом), «Обними плечи» (резкий вдох одновременно с каждым объятием) и «Повороты головы» (поворот головы с шумным вдохом носом).
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании
Причин, способствующих возникновению заикания много, но регулярные занятия дыхательной гимнастикой по методике Стрельниковой помогают улучшить речь и привести в нормальное рабочее состояние весь артикуляционный аппарат. Для лечения заикания ребенку полезно выполнять весь «Основной» комплекс делая упор на «Насосе» и «Обними плечи». При резком вдохе носом воздух полностью заполняет легкие, способствуя выработке предельно глубокого дыхания. А специальные «Звуковые» упражнения укрепляют диафрагму и мышцы гортани, способствуя тесному смыканию голосовых складок.
Гимнастика Стрельниковой: укрепление организма через дыхание | Клин. [ Серп и Молот
Коронавирус всего за несколько месяцев превратился в пандемию, и теперь задача всего мира – дать ему отпор, устоять перед его действием. Для этого существует целый комплекс мероприятий, которых стоит придерживаться, если хотите остаться здоровым. Самые распространенные среди них – оставаться по возможности дома, следить за личной гигиеной, пить витамины для иммунитета. Но вы можете пойти еще дальше – и предпринять такие меры индивидуальной защиты, как дыхательные упражнения. Некоторые из них нацелены на профилактику, другие – на скорейшее выздоровление. Данная статья расскажет, как правильно их выполнять.
И хорошее настроение не покинет больше вас!
В мире существует множество техник дыхания, которые помогают восстановлению и оздоровлению организма. Ведь дыхание – это основная функция организма, если она нарушена, начинают страдать все жизненно важные органы. Чтобы восстановить правильное носовое дыхание, используется система Стрельниковой. Выполняя эти упражнения, можно обрести хорошее настроение и избавиться от многих заболеваний.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой основана на усилении обмена воздуха в альвеолах лёгких – за счет быстрых коротких вдохов воздуха через нос при пассивном выдохе. Кроме того, при выполнении этого комплекса дыхательных упражнений задействуются пресс, ноги и руки, голова, тазовая область и плечи. И все же одна из главных задач этой гимнастики – восстановление нормального физиологического дыхания носом. Она улучшает процессы обмена веществ, восстанавливает центральную нервную систему, способствует дренажу бронхов, устраняет спаечные процессы в организме, улучшает кровоснабжение и лимфоотток, уменьшает воспалительные процессы, укрепляет сердечно-сосудистую систему, повышает тонус и сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, исправляет осанку и патологии грудной клетки.
Правила выполнения
Чтобы занятия были эффективными, следует придерживаться определенных правил. Прежде всего – упражнения не рекомендуется выполнять при травмах головы, повышенном давлении, образованиях камней в почках или желчном пузыре. Одна тренировка должна длиться не более получаса. Делить упражнения нужно на три части: 32 вдоха, потом 3-6 секунд отдыха, и так три раза. Новички, во избежание перегрузки, могут поделить вдохи на 8 или на 16 за один раз. После месяца тренировок можно выполнять полный комплекс упражнений по 96 вдохов на каждое упражнение. Занятия лучше проводить утром до еды или после нее, но с перерывом в 1,5 часа. Если сил или времени немного, можно сделать базовые упражнения по 32 вдоха. Это займет всего 10 минут, но все равно принесет пользу. Желательно проветрить комнату, прежде чем начинать занятия. Лечебный эффект достигается после одного месяца тренировок.
Записала Ольга ШЕМЕТОВА
Пушкинский комплексный центр социального обслуживания населения приглашает пожилых граждан в клуб «Активное долголетие», расположенный по адресу: г. Пушкино, Московский проспект, дом № 51а. Контактный телефон (8-496) 537-16-80.
Предлагаем вниманию читателей одиннадцать уникальных упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой. Они помогут привести организм в тонус в условиях самоизоляции, и, возможно, в дальнейшем пожилые граждане, ранее не знакомые с этой техникой, захотят продолжить занятия ею в клубе «Активное долголетие».
Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой помогла многим людям в борьбе с астмой, бронхитами и другими серьезными заболеваниями легких. Первые упражнения для будущего комплекса дыхательной гимнастики Стрельникова создала еще до Великой Отечественной войны. Она подала заявку на патент, но продвижение немецких войск помешало в его получении. В последующие годы Александра Николаевна продолжала расширять и совершенствовать свой комплекс. В это время у нее появились первые последователи.
«Ладошки»
Стоя прямо, руки согнуты в локтях, ладони на зрителя. Делая шумные вдохи, сжимаем ладони в кулаки. Выдох при этом неслышный (пассивный), руки разжимаем.
«Погончики»
Стоя прямо, руки сжаты в кулаки и расположены на уровне пояса. На вдохах руки толкаем вниз, на выдохе возвращаем обратно.
«Повороты головы»
Руки свисают свободно, поворачиваем только голову в сторону – вдох, в другую сторону – тоже вдох. Между вдохами свободный выдох ртом.
«Ушки»
Руки свисают, наклоняем голову ухом к одному плечу, делая вдох, потом к другому плечу. Не забывайте выдыхать!
«Насос»
Ноги на ширине плеч, наклоняемся немного вниз, спина округлена, руки спокойно свисают. Наклоняемся ниже с вдохом, как будто надуваем шину, до пола руками доставать не нужно. С выдохом поднимаемся в исходное положение.
«Кошка»
Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях у туловища, кисти спокойно свисают. Делайте поворот туловища вправо и одновременно полуприседание, в этот момент должен быть вдох, при этом руки выполняют хватательное движение. При возврате в исходное положение выдох. Затем – в обратную сторону.
«Маятник головой»
Наклоняем голову вниз, делаем вдох, затем поднимаем и запрокидываем назад. Еще раз вдох. Выдыхаем, когда голова перемещается из одного положения в другое.
«Перекаты»
Ставим правую ногу позади, левую выдвигаем вперед. Опираемся на левую ногу, правая стоит на носке. Приседаем на левой ноге, делая вдох, тут же выпрямляем ногу. Затем приседаем на правой, вдох, выпрямляем, левая на носке. Поменяйте ноги и повторите упражнение.
«Обними плечи»
Стоя, поднимите руки на уровень груди и согните. Делая вдох, резко обнимите себя за плечи ладонями, старайтесь руки свести максимально. Они должны быть параллельны, но не скрещены, во время упражнения руки не меняйте (не рекомендуется делать после инфаркта, при пороках сердца).
«Большой маятник»
Сочетание упражнений «Насос» и «Обними плечи». При наклоне вниз делаем вдох, поднимаемся, обнимем себя за плечи. Голову вверх, тоже вдох. Выдохи маленькие межу наклонами (не рекомендуется при проблемах с позвоночником, травмах).
«Шаг»
Поднимите левую согнутую ногу до уровня груди. Тяните при этом носок, чуть присядьте при этом на правой, делаем вдох. Примите исходное положение. Тоже самое делаем с правой ноги.
Упражнения на глубокое дыхание для детей — Навыки совладания для детей
Внутри: Любимые способы детского терапевта помочь детям научиться делать глубокий вдох, включая краткие объяснения и видео техники глубокого дыхания.
Вы когда-нибудь говорили ребенку сделать глубокий вдох, а потом у него начиналась гипервентиляция? Или они вдыхают, но не выдыхают?
Иногда детям может понадобиться дополнительная помощь, чтобы понять, как правильно делать глубокий вдох.
Во-первых, давайте рассмотрим, почему глубокое дыхание так важно.
Когда вы спокойны, ваше тело находится в так называемом режиме «отдыха и переваривания». Ваше дыхание нормальное, ваши мышцы расслаблены, а частота сердечных сокращений в норме. Это то, как вы будете, когда смотрите шоу и расслабляетесь.
Но вдруг за тобой гонится динозавр!!
Когда вы переживаете стрессовое событие (например, неожиданный динозавр в вашей гостиной), ваше тело автоматически переходит в так называемый режим «беги, дерись или замри». Ваш сердечный ритм увеличивается, желудок прекращает пищеварение, и ваше дыхание становится более поверхностным.
Цель успокаивающих упражнений — перевести себя из режима «беги, сражайся или замри» обратно в режим «отдыхай и переваривай». Глубокое дыхание помогает получить больше кислорода в крови, открывая капилляры. Он оказывает физическое воздействие на ваше тело, чтобы помочь вам успокоиться и снизить стресс.
Таким образом, глубокое дыхание имеет большое значение для детей. Но как научить их правильно дышать глубоко?
Вот некоторые из моих любимых способов ввести глубокое дыхание!
Краткое примечание: мы хотим, чтобы дети дышали глубоко животом, а не поверхностно грудным дыханием. Когда они вдыхают, их живот должен расширяться, а когда они выдыхают, их живот должен сжиматься.
Использование мыльных пузырейАккуратное выдувание мыльных пузырей — хороший способ поиграть и глубоко дышать. Дети должны дуть осторожно и медленно, чтобы образовались пузыри, и это основная причина, по которой мне нравится использовать его, чтобы помочь детям сделать глубокий вдох.
Используйте мягкую игрушку для практики глубокого дыханияПопросите ребенка лечь на спину и положить на живот мягкую игрушку. Пусть они сделают вдох и поднимут мягкую игрушку вверх, затем выдохнут и опустят мягкую игрушку обратно. Это помогает научить детей использовать свой живот, чтобы делать большие глубокие вдохи. Другой альтернативой является использование утяжеленной мягкой игрушки.
Использование вертушкиДети могут практиковать медленный или более быстрый выдох, используя скорость вертушки в качестве меры. Тогда они могут выяснить, какой способ работает и чувствует себя лучше для них.
Используйте пероВозьмите несколько цветных перьев и выберите одно перо для использования. Это может быть цвет, который они любят, или тот, который заставляет их чувствовать себя спокойно. Вдохните и задержите дыхание, считая до 3, затем выдохните, поднимаясь с одной стороны пера и опускаясь с другой.
Сфера ХоберманаВдохните и расширьте сферу, выдохните и втолкните сферу обратно (это отражает то, что должно происходить с их животом) — Смотрите видео на YouTube!
Поделки своими рукамиСделайте поделку из половинки бумажной тарелки, гофрированной бумаги или лент. Попросите детей выдувать гофрированную бумагу или ленты, когда они делают глубокие вдохи.
Необходимые материалы:
1. Бумажная тарелка – разрезать пополам
2. Крепированная бумага – разрезать на полоски 6–8 дюймов, разрезать пополам
3. Пряжа или веревка
4. Любые другие украшения для создания существа ( используйте то, что есть под рукой)
Прикрепите крепированную бумагу к плоскому дну бумажной тарелки. Прикрепите пряжу/нитку к верхней центральной части изогнутой части бумажной тарелки в качестве вешалки. Попросите детей украсить бумажную тарелку так, как они хотят, в виде монстра, существа или стикеров.
Применение: повесьте существо и попросите детей подуть на гофрированную бумагу, чтобы заставить его двигаться.
ДРУГИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Упражнение с плавающим мячом от All For The Boys
Поделка «Огнедышащий дракон» от BABYCCINO
ТРЕУГОЛЬНИК ДыханиеНачните с нижней левой части треугольника.
Вдохните на три счета и обведите первую сторону треугольника.
Задержите дыхание на три счета и обведите вторую сторону треугольника.
Выдохните на три счета, обводя последнюю сторону треугольника. Вы только что сделали один глубокий вдох.
КВАДРАТНОЕ ДЫХАНИЕНачните с нижнего правого угла квадрата
Вдохните на четыре счета, обводя первую сторону квадрата
Задержите дыхание на четыре счета, обведя вторую сторону квадрата
Выдохните на четыре счета, обводя третью сторону квадрата
Задержите дыхание на четыре счета, обведя последнюю сторону квадрата
Вы только что сделали один глубокий вдох!
ЗВЕЗДНОЕ ДЫХАНИЕНачните с любой стороны «Вдох» на звезде.
Проведите пальцем по стороне «вдоха» точки
Задержите дыхание, когда ваш палец дойдет до кончика точки
Выдохните, проводя пальцем по другой стороне точки.
Продолжайте идти, пока не доберетесь до того места, с которого начали.
Когда вы обведете всю звезду, вы сделаете 5 глубоких вдохов
ЛЕНИВОЕ 8 Дыхание
Начните с восьмерки на боку и начните с середины
Поднимитесь налево и проведите пальцем по левой части восьмерки во время вдоха.
Когда вы получите снова в середину восьмерки, выдохните, пока вы проводите пальцем по правой части восьмерки.
Шестистороннее дыханиеНачните с левой стороны шестиугольника.
Проведите пальцем по стороне «вдоха», делая глубокий вдох.
Задержите дыхание и обведите вторую сторону шестиугольника.
На выдохе обведите третью сторону шестиугольника.
Затем повторите для нижней части шестиугольника.
Вдохните, как цветок, выдохните, как будто вы задуваете свечи на день рождения.
Вдохните голубое небо, Выдохните серое небо.
Представьте, что ваш живот похож на воздушный шарик. Вдохните и увеличьте воздушный шар, затем выдохните и уменьшите воздушный шар.
Понюхайте суп, охладите суп или понюхайте горячее какао, охладите горячее какаоДыхание Дарта Вейдера — Представьте, что у вас во рту соломинка, втяните через соломинку и вдохните. Выдохните, как Дарт Вейдер .
Дыхание океана — вдохните и представьте, как волна накатывает, выдохните и представьте, как волна уходит.
Цветное дыхание — Вдохните и представьте спокойный, счастливый, позитивный цвет. Выдохните и представьте, что цвет, символизирующий стресс, тревогу и т. д., покидает ваше тело.
Мягкий живот — Говорите себе «мягкий» на вдохе и «живот» на выдохе.
Дыхание китаСидя крест-накрест яблочное пюре, сядьте прямо и сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, сосчитав пальцами до 5, затем наклоните голову вверх, чтобы выдуть его из дыхала. Вы также можете положить руки на макушку, чтобы создать отверстие для «выдувания».
Дыхание змеи
Вдохните, сделайте короткую паузу, затем медленно выдохните, издавая шипящий звук так долго, как сможете.
Кроличье дыхание
Вы можете выполнять это дыхание либо сидя, либо добавляя к нему движение.
Сидячая версия — сложите руки «кроликом» перед грудью и быстро понюхайте, как кролик.
Версия с движением — начните с приседа и прыгайте вперед, быстро обнюхивая кролика.
Дыхание шмеля
Вдохните и представьте, что вы нюхаете цветок. На выдохе издайте звук жужжания пчелы. Попробуйте разные способы произношения звука — более длинные или короткие, высокие или низкие звуки.
5 — 5 — 10 ДыханиеВдохнуть для 5, удерживаться для 5 и дышать 10.
7-11 ДыханиеДраги. .
Count to 10
Breathe in ONE
exhale TWO
Inhale THREE
Exhale FOUR
Inhale FIVE
Exhale SIX
Inhale SEVEN
Exhale EIGHT
Inhale NINE
Exhale TEN
Using Your Hand to Take a Deep Breath aka Mountain Breathing
Поднимите одну руку ладонью наружу и растопырьте пальцы. Поместите указательный палец другой руки у основания большого пальца и вдыхайте, двигая пальцем вверх по одной стороне большого пальца. Переместите палец вниз с другой стороны большого пальца и выдохните. Проделайте то же самое с оставшимися четырьмя пальцами и делайте глубокие вдохи и выдохи, двигая пальцем. Дойдя до второй стороны мизинца, вы сделаете 5 полных глубоких вдохов.
Вы также можете сделать это с близким другом или взрослым, которому доверяете. Попросите их вытянуть руку и провести пальцем по их руке, а затем сделать глубокий вдох. Или сделайте наоборот: протяните руку и попросите их провести пальцем по вашему. Вы можете делать глубокие вдохи вместе!
Руки к плечам
Иногда вы дышите грудью, а не животом, но это трудно заметить. Это простой способ выяснить, двигаете ли вы грудью или животом, когда дышите. Сидя или стоя, опустите руки по бокам. Затем согните руки в локтях и положите их на переднюю часть плеч. Попробуйте сделать глубокий вдох. Если ваши плечи много двигаются, больше сосредоточьтесь на дыхании животом.
Радужное дыхание
Руки начинаются вдоль туловища; руки поднимаются при вдохе и опускаются при выдохе (руки образуют радугу) — Смотрите видео на Youtube!
Дыхание вулкана
Представьте, что ваши руки и руки подобны лаве, вытекающей из вулкана. Начните с рук перед сердцем, соприкасаясь ладонями. Держа руки вместе, потянитесь прямо вверх и вдохните. Разведите руки и переместите их вниз по бокам и выдохните.
Взрывное дыхание
Начните с положения стоя. Вдохните, когда приседаете. Затем подпрыгните, расставив руки и ноги на выдохе.
НОСТРИЛ Дыхание/Дыхание КаубунгаБлок Один ноздри, Драги на 5, блокируйте другую ноздри, дыши для 5.
Деревянный оттолок. . Сцепите руки вместе и поднимите руки над головой. Вдохните через нос. Выдохните и потяните руки вниз к ногам, произнося «ХА», чтобы «рубить» дроваMindful Arts в классных дыхательных карточках
Sesame Street Belly Breathe Video
Стрельникова Дыхание Упражнения для пения (обзор)
— обновлено 1 ноября 2020
. Санитарный педагог и автор
Легендарная дыхательная гимнастика Стрельниковой (или дыхательная гимнастика Стрельниковой) была изобретена в 1950-х годах Александрой Николаевной Стрельниковой и ее матерью Александрой Северовной Стрельниковой. Они оба работали в московских театрах, и их дыхательные упражнения стали очень популярны среди ведущих советских и российских певцов, в том числе ведущих оперных солистов Московской консерватории, Большого театра и многих других известных театров Москвы. Дыхательные упражнения Стрельниковой способны восстановить голос, устранить симптомы хронических заболеваний (результаты клинических испытаний см. ниже), таких как астма и бронхит, и даже создать голос у тех людей, которые не умели петь. Он был запатентован в СССР в 1972 (см. ссылки ниже).
Это единственная система дыхательных упражнений для пения, которая прошла клинические испытания, в то время как большинство интернет-источников предлагают (глубокие) дыхательные упражнения, которые снижают уровень кислорода в организме и ухудшают здоровье и симптомы из-за гипервентиляции и альвеолярной гипокапнии ( низкий уровень СО2).
Эта гимнастика включает в себя дыхательные упражнения, включающие короткие и резкие носовые вдохи (короткие вдохи), сопровождающиеся движениями частей тела (за счет легких физических упражнений) и сокращением грудной клетки во время этих резких и коротких вдохов.
Благодаря характеру упражнений, эта гимнастика исключительно полезна для развития диафрагмального или брюшного автоматического (или неосознанного) дыхания, которое имеет решающее значение для пения. Ведь при нормальном дыхании, как подсказывают медицинские учебники, диафрагма выполняет от 70 до 90% работы дыхания в состоянии покоя. При дыхательной гимнастике Стрельниковой объем воздуха, вытесняемый за счет движений диафрагмальных или брюшных мышц при вдохе, может быть до 10-30% больше объема вдыхаемого воздуха. Это связано с одновременным сужением грудной клетки.
Как обсуждалось ранее, более 80% современных людей страдают от хронической гипервентиляции. В результате у них грудное или грудное дыхание (также называемое поверхностным дыханием) в покое или во время сна. Это резко снижает оксигенацию артериальной крови, так как нижние отделы легких получают примерно в 6-7 раз больше кровоснабжения по сравнению с верхними отделами легких. В результате на кислородный тест у них остается менее 30 секунд, в то время как нормальное значение составляет 40 секунд. Поэтому обучение диафрагмальному бессознательному дыханию полезно не только пению, но и подавляющему большинству современных людей для уменьшения симптомов и устранения хронических заболеваний.
Кроме того, в то время как большинство техник пения предполагают глубокое дыхание (гипервентиляцию), приводящее к потерям СО2, дыхательные упражнения Стрельниковой за счет коротких вдохов (сопоставимых с так называемым «мертвым объемом») и сопутствующей физической нагрузки увеличивают альвеолярный СО2 и замедляет дыхание для всех тех людей, у которых меньше 20-25 с для теста кислорода тела.
Кроме того, поскольку СО2 является мощным релаксантом голосовых связок и бронхолитиком, более высокий альвеолярный СО2 приводит к улучшению тона и тембра голоса. Такие голоса были распространены среди профессиональных певцов более 70 лет назад, но очень редки в наши дни. Медленное диафрагмальное дыхание после дыхательных упражнений также увеличивает насыщение организма кислородом и помогает уменьшить или устранить симптомы хронических заболеваний и лекарств.
Ниже представлены медицинские отзывы о дыхательной гимнастике Стрельниковой.
Как повысить эффективность дыхательной гимнастики Стрельниковой
Как обсуждалось на других страницах, для успешного восстановления здоровья необходимы дыхательные упражнения, повышающие альвеолярный СО2, и изменение образа жизни для повышения уровня кислорода в организме круглосуточно и без выходных. Основные факторы образа жизни обобщены на веб-странице «Лечение гипервентиляции», а более подробные объяснения с руководствами и методами можно найти в разделе «Обучение».
В этом видео на Youtube представлены показания и демонстрация дыхания Стрельниковой.
Клинические испытания парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой
(частичный перевод медицинских отзывов)
1988г. компоненты бронхиальной астмы, пневмонии, ринита, хронического простатита, аденомы предстательной железы и некоторых других.
«В течение 1988 года занятия проводились в 2-х группах: экспериментальная группа (под руководством Стрельниковой А.Н. и ее ассистент Щетинин М.Н.), контрольная группа использовала стандартные рекомендации Минздрава СССР. В результате этого эксперимента было выявлено, что эффективность лечения по методу Стрельниковой была более выраженной и стабильной: продолжительность реабилитации сократилась более чем в 2 раза… Положительные эффекты наблюдались практически у всех людей…»
Подписано 3 врачами
1989 г. Центральная поликлиника №1 МВД (Москва)
118 взрослых: 90 мужчин и 28 женщин; 56 с обострением хронического бронхита; 30 с острой пневмонией; 19 с острым бронхитом; 7 с обострением хронической пневмонии, 6 с обострением бронхиальной астмы.
«Положительные эффекты отмечены у 92,4% пациентов, без изменений у 7,6%. Больных, у которых возникли осложнения, связанные с основным заболеванием или каким-либо другим органом или системой организма человека, не было. №
Положительный эффект дыхательной гимнастики Стрельниковой позволяет рекомендовать ее в качестве дополнительной терапии при лечении неспецифических заболеваний органов дыхания».
Подписано 3 врачами
1992.