Условия формирования самооценки детей дошкольного возраста: Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых значительных и актуальных тем в педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели. Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на этапе развития современного общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе. Особую важность приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.

Известно, что у детей дошкольного возраста потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Ребенок, по мнению Л.И.Божович, стремится стать именно таким, каким его видит взрослый. Следовательно, одним из аспектов понимания тенденции развития и возможного прогнозирования динамических изменений в самосознании, в том числе в развитии общей и частной самооценки ребенка, может служить изучение отношения к нему со стороны социальной среды, и в первую очередь со стороны родителей.

Изучению самооценки у детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.А.Репиной, Г.А.Урунтаевой, Л.И.Божович, Р.

Бернса, М.И.Лисиной, А.И.Сильвестру, Е.Е.Кравцовой, О.А.Белоборыкиной и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Применительно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития…»,[17, с.18]где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Каждому ребенку гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. [5, с.13 ]Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.

Следовательно, старший дошкольный возраст, это период, который является во многом решающим для развития объективной самооценки ребенка.

Объект исследования: воспитательный процесс ДОО.

Предмет исследования: педагогические условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые мы ставим перед собой для достижения указанной цели, следующие:

  • выявить сущность понятия «самооценка», «самопознание», «завышенная самооценка», «заниженная самооценка»;
  • изучить психологические особенности самооценки старших дошкольников;
  • рассмотреть факторы, влияющие на формирование самооценки старших дошкольников;
  • описать диагностики для выявления уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста
  • проанализировать опыт работы педагогов по проблеме формирования самооценки детей старшего дошкольного развития.

Гипотеза: формирование самооценки в дошкольном возрасте будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • содержательное взаимодействие с ребенком будет направлено на повышение статуса в группе сверстников;
  • обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников

В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы исследования

:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • изучение и обобщение опыта педагогов-практиков.

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «самооценка», «самосознание», «завышенная самооценка», «заниженная самооценка»

Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.

В психологической литературе, посвящённой самооценки, можно ознакомится с ее определением, выделенными различными авторами, а так же с основными аспектами ее формирования.

По мнению Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. самооценка – это оценка человеком себя, своих психологических и физических особенностей, своего поведения, отношений с людьми, достоинств и недостатков. Самооценка может быть адекватной (правильной), завышенной или заниженной. При адекватной самооценки человек верно воспринимает и оценивает себя; при завышенной самооценки ему начинает казаться, что он лучше, чем есть на самом деле; в случае заниженной самооценки человек, напротив, недооценивает себя, и у него складывается твердое впечатление, что он намного хуже других людей. Самооценка начинает формироваться в дошкольном возрасте и далее может изменяться под влиянием различных факторов: успехов и неудач, отношений и оценок со стороны окружающих людей. [4, с. 85]

Самосознание – самосознанием понимал – совокупность психических процессов, посредством которых субъект осознает себя. [2, с.47] Таким образом, самооценка – это осознание ребёнком самого себя, оценка своих действий и поступков.

Л.И.Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно — потребностной сферы личности ребёнка. [3, c.47]

Еще в древности вопрос формирования самооценки интересовал великих ученых. Платон считал необходимым основываться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих детей, которые должны осознавать свои склонности и способности. Адекватная самооценка и знание о своих способностях к определенному виду деятельности являются, по мнению Платона, одним из важнейших качеств взрослого разумного человека. Но приучать к осознанию себя и формировать эту адекватную самооценку важно уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание тех видов деятельности, которые необходимы для выполнения обязанностей, связанных с определенной профессией, и помогая осознать наличие этих способностей в себе. [8. c. 165]

В своих исследованиях советский философ и психолог А.Г.Скрипкин, утверждает, что самооценка — это то насколько человек представляет свою личность важной в обществе, это то, на сколько он чувствует себя нужным обществу, и то как человек оценивает себя, свои качества, чувства, достоинства и недостатки, выражает их открыто или закрыто. В своих работах он рассказывает о высокой и низкой самооценки. Высокая (завышенная) самооценка, как правило, присутствует у успешного людей и становится его неотъемлемым составляющем. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются скромными. Завышенная самооценка — это самооценка, формирующая самоуверенность, зазнайство, конфликтность. Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он или она хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка сильную психотравму. Заниженная самооценка — это недооценка, порождение нерешительности, неуверенности в себе, угнетённого состояния, задержка положительного развития человека. Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. На первом месте оказываются причины, связанные с негативные внушения окружающих, либо самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка часто начинает формироваться с раннего детства, наряду с оценкой родителей ребёнка, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, родители, говоря: «Ты не на что неспособен, у тебя ничего не получается!», совместно с этим применяя физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство сильной ответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как отец, уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму и папу». В сознании ребенка начинает складываться эталон (модель которой он должен соответствовать), в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности оказывает влияние сравнения образов идеального и реального «Я» — чем больше разница между ними, тем недовольство человека больше, т.е. ниже уровень самооценки. [14, c.87]

Анализ исследований Столина В.В. показывает, что самосознание — не только познание себя, но и отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо, он постоянно оценивает свои действия, поступки и действия окружающих. Без самооценки невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки. [15, c.187]

Свой взгляд имеет И.И.Чеснокова, она утверждает, что самооценка – это особое образование в структуре сознания себя. Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанных с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно ориентационной составляющей – результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов, их моральной оценки обществом. И.И.Чеснокова дает следующее определение: самооценка – это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе. В структуре автор выделяет три компонента: самопознание, самоотношение и саморегуляцию. «Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей». [18, c.44]

Д.Б.Эльконин отмечал, что к концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка, содержание которой – состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Самооценка во временном плане является сложным рационально-эмоциональным образованием. Она никогда не выступает в статичном состоянии, а отражает процесс непрерывного развития и совершенствования личности. Ибо содержанием самооценки является не только фактическая сторона достижений личности, ее прошлого опыта, но и осознание действующих, настоящих обстоятельств и условий, ее бытия, ее возможностей, а также и то, какой она могла бы быть, и какой бы она ей стать хотелось. Поэтому – это самооценка и играет такую большую роль в социальном и нравственном становлении личности. [19, c.155]

Д.Б.Эльконин утверждает, что самооценка, т.е. знание своих качеств, и открытие для себя своих переживаний составляют его самосознание, которое формируется к концу дошкольного возраста в качества его основного новообразования. Таким образом, ребенок дошкольного возраста проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни. [10]

По мнению М.И.Лисиной, самооценка представляет собой сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье. М.И.Лисина разделяет самооценку на: высокую, низкую, завышенную, заниженную. М.И.Лисина подчёркивает, что человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и, как следствие, — верит в свою успешность. Его цели обширны, планки высоки, планы масштабны. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Малая самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям — одно из следствий оптимизма и инициативности. Ребенку с высокой самооценкой проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или сделать глупость — поэтому готов придумывать: как решить задачу, во что поиграть. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их — много и разных. Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают азарт и любопытство, если они сложные, и скуку — если простые или глупые. Но даже самые трудные задачи не вызовут у него страх или тревогу. Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценивает себя в целом позитивно. Следствие — активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему.

Ребенок с низкой самооценкой узнается по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с ним скучно играть — и действительно становится скучно, потому что он запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им самим не нравятся — невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика), очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от ответственности. [6]

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что существует множество вариантов определения самооценки и ее формировании. Но все исследования психологов и педагогов рассматривают самооценку, как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной равновесие процессов личности с его социальной окружающей средой. Понятие самооценка определяется как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. В ходе исследования нам удалось выяснить, что самооценка может носить завышенный и заниженный характер. Это зависит от того, насколько объективно взрослый оценивает успехи и неудачи дошкольника. Самооценка дошкольника зависит от оценки сверстника. Следует не забывать, что оценка сверстника будет зависеть от оценки взрослого. Таким образом, важно отметить, что старший дошкольный возраст играет важную роль для начала становления самооценки. Далее мы рассмотрим психологические особенности самооценки дошкольников.

1.2. Психологические особенности самооценки дошкольников

Самооценка ребенка формируется на протяжении всего периода взросления — необходимо знать, как именно это происходит, чтобы воздействовать на формирование самооценки ребенка и при необходимости вовремя корректировать ее.

Согласно исследованиям Г.С.Абрамовой, М.Д.Марцинковской, В.В.Зельковского, М.В.Лаврентьевой, с психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. [1, c.314]

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глаза-щи. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. [9, c.259]

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю… Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше».

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.[13, c.133]

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания». Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький). [16, c.253]

Итак, исходя из выше сказанного, можно выделить следующие особенности формирования самооценки дошкольников:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

— развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Далее мы рассмотрим факторы, влияющие на становление самооценки старших дошкольников.

1.3.Факторы, влияющие на становление самооценки старших дошкольников

Основным фактором, влияющим на становление активности, развитие самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

— выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;

— организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

— представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

— организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на становление самостоятельности и самооценки ребенка.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов использования предметов развивают активность в сфере манипуляций с предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий.

В раннем детстве формирующаяся «гордость за свои достижения», активность, стремление к самостоятельности побуждают ребенка получить оценку своих успехов взрослым. Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении малыша — невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослым». Трехлетний ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. Подчеркнем, что ребенок ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

Отрицательные оценки вызывают у малыша отрицательные эмоции, которые в свою очередь не побуждают к исправлению, не стимулируют к тому, чтобы что-то предпринять и добиться положительного результата. Отрицательные оценки и отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность ребенка. Следует отрицательно оценивать не ребенка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброжелательный фон, не сердясь и не раздражаясь. Обязательно объяснить, что и почему не получилось, и если нужно, то помочь.

Можно сравнивать полученные ребенком результаты с предложенным взрослым эталоном, с теми результатами, которых он раньше достигал. Неэффективна апелляция взрослого к самолюбию детей, сравнение их со сверстниками. Такие сравнения не побуждают к активности, а рождают тревожные чувства («Меня больше не любят. Любят не меня, а другого»), а нередко и отрицательное отношение к тому, с кем сравнивают. Гораздо эффективнее похвалить ребенка: «Сегодня получилось лучше. Если поучиться, то обязательно получится». Малыш в 2-3 года нацелен на результат, с него и надо начинать оценку, и лишь затем оценивать замысел и воплощение. С детьми постарше — наоборот.

Спектр оценочных воздействий взрослого на дошкольника расширяется, поскольку деятельность ребенка становится более разнообразной, возрастают физические и психические возможности. Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирована, какова ее форма, содержание.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребятам не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение к ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Таким образом, оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. Как и в раннем возрасте, важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные соответствующим образом перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для развития личности, самосознания. [16, c. 260]

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается дошкольное общество. Умение ребёнка анализировать и оценивать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей, так происходит становление самооценки. Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнку необходимо общение не только с взрослыми, но со сверстниками, так как сверстники являются одним из факторов формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

У младших дошкольников взаимооценка более субъективные, определяются эмоциональным отношением друг к другу. Дети почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не умеют различать их личностные качества. Положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее чувствительны к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет, богатый опыт индивидуальной деятельности помогает им критически оценивать действия сверстников.

В старшем возрасте ребёнок не только может сопоставлять собственные результаты с результатами других детей, но даже способен довольно точно определить пределы своих сил с помощью одного только сравнения других детей. В старшем возрасте умение сравнивать себя со своими сверстниками достигает очень высокого уровня. От взаимоотношений ребёнка с другими детьми зависит его отношение к самому себе.

Исследования доказывают, что положение ребёнка в группе сверстников оказывает большое влияние на формирование адекватной самооценки. В старшем дошкольном возрасте оценки сверстников имеют большое значение, так как под их влиянием формируется самооценка ребёнка. [7]

В режиме дня у детей 3-7 лет имеет место самостоятельная деятельность, которой отводится не менее 3-4 часов, чаще всего самостоятельная деятельность насыщена разными видами игр. [11,c.33] Игровая деятельность способствует всестороннему развитию дошкольников, в том числе формирует адекватную самооценку. Педагогу следует создавать условия для игровой деятельности. Игры должны носить разнообразный и системный характер, соответствовать возрастным особенностям.

Таким образом, одним из важных факторов, влияющих на формирование самооценки, является социальное окружение ребенка, а именно взрослые и сверстники. Их стиль воспитания, поведение, оценочные суждения влияют на формирование у ребенка представления о собственной личности. И важно уделять особое внимание организации проведения разнообразных игр для формирования объективной самооценки у дошкольника.

Вывод по главе

Таким образом, мы изучили теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа методической литературы, проведенного в первой главе, мы пришли к выводу, что самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка, а также сензитивным периодом для становления самооценки. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, которая возникает на основе знаний и мыслей о себе. Мнение о себе у дошкольника напрямую зависит от того, как его оценивают сверстники и взрослые. Но в старшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности. В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.

Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх не успешности.

Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит впоследствии к формированию адекватной самооценки.

См. продолжение статьи

Педагогические условия формирования самооценки дошкольников в процессе совместной деятельности| СтудЦентр

Заключение

Проблемой формирования адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина,Г.А. Урунтаева, Е.В. Бондаревская, И. С. Кон, Л. И. Божович, М. Феннел, Р. Бернс, Э. Эриксон и др.). Ими были рассмотрены сущность, структура и условия формирования самооценки, обусловлена связь с осуществлением различных видов деятельности детьми. Это дало широкую картину ее описания в данном исследовании.

Самооценка – центральный элемент самосознания, главное структурное образование, выступающий в качестве оценок себя, своих поступков и способностей. Она характеризует отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста – важное новообразование, которое формируется и претерпевает изменения с рождения, и имеет ряд особенностей: завышенный уровень, постепенная дифференциация, зависимость от оценки взрослых и др.

Был выявлен ряд педагогических условий для формирования адекватного уровня самооценки старших дошкольников и была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой формирование адекватной самооценки будет успешно при реализации данных условий:

  • развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных форм совместной деятельности детей;
  • целенаправленная реализация различных видов совместной деятельности дошкольников;
  • систематическое исследование сформированности уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления следующей задачиисследования была использована система методик Г. А. Урунтаевой и методика «Лесенка» в модификации С.Г. Якобсон и В. Г. Щур, которые позволили выявить уровни сформированности самооценки на данном этапе.

Диагностика показала, что у большинства детей группы, состоящей из 8 человек, сформирован адекватный уровень самооценки.

Были раскрыты основные направления по формированию адекватного уровня самооценки детей: общение со взрослыми, эмоционально-положительный климат в группе и др., а также обоснованы признаки и причины неадекватно завышенной и заниженной самооценки, и возможные направления по их преодолению.

Согласно последней задаче исследования подобраны методические рекомендации по теме курсовой работы: проанализирована программа и разработан перспективный план занятий, игр и бесед по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста, направленный на работу со всеми сферами личности.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. [Текст] / Б.Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалаева. – М.: Педагогика, 1990. – 278 с.
  3. Атарова, А.Н. Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада [Текст] / А.Н. Атарова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – №1. – С. 123-128.
  4. Бакаева, О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников [Текст] / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко // Инновации в современной науке материалы XI Международного зимнего симпозиума. – 2016. – С. 112-115.
  5. Белкина, В.Н.Детская психология. Взаимодействие со сверстниками [Текст]: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 170 с.
  6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С.31-38.
  7. Белобрыкина, О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации [Текст] / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 2008. – №2. – С. 5–12.
  8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: 1986. – 268 с.
  9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  10. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – №2.
  11. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией[Текст] / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2010. – №1.–54-65.
  12. Бушаева, М.В. Программапо формированию адекватной самооценкиу детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/12/programma-po-formirovaniyu-adekvatnoy-samootsenki-u-detey-starshego, свободный. – (Дата обращения: 16.11.2018).
  13. Васильева, В.С. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / В. С.Васильева // Электронный научный журнал. –2016.–№5(8). –С. 291-294.
  14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  15. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки[Текст] /А. В. Гайфулин// Вестник ТГПУ. –2009. –№1. – С. 73-76.
  16. Гипперейтер, Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка [Текст] / Ю. Б. Гипперейтер // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №2. – С.115-123.
  17. Гонина, О. О.Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :Юрайт, 2018. — 425 с.
  18. Долгова, В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников [Текст] / В. И. Долгова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 100-105.
  19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогаберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
  20. Дюжакова, М.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника [Текст] / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А.В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» / Дюжакова, М. В. [и др.]. – 2016. – № 5. – С. 580-582.
  21. Ибраева, А.Ю. Условия целенаправленного формирования самооценки у старших дошкольников [Текст] / Ибраева А.Ю. // Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – № 3. – С. 59-62.
  22. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С.Кон. – М., 1978. – 367 с.
  23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
  24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Институт практической психологии Воронеж: МОДЭК, 1997. — 384 с.
  25. Лисина, М.И.Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А.И.Сильвестру. – М.: Владос, 2010. — 111 с.
  26. Маркова, В.В. Теоретический анализ формирования нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / В.В. Маркова, М.В. Шевченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 47. – С. 186-192.
  27. Морозова, Т.П. Влияние авторитета воспитателя дошкольного образовательного учреждения на формирование самооценки личности ребенка[Текст] / Т.П.Морозова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 38-42.
  28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник / В.С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
  29. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин‐тов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2‐е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  30. Практикум по возрастной психологии[Текст]:учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. –СПб.: Речь, 2002. –694 с.
  31. Редей, Г. В. Формирование самооценки ребенка как важнейшее направление создания персонифицированной системы воспитания [Текст] / Г. В. Редей // Классный руководитель. — 2018. — № 2. — С. 34-40.
  32. Самогаева, А. Д.Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению[Текст] / А. Д. Самогаева// Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – № 2. – С. 39-43.
  33. Смирнова, Н.А. Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников в условиях ДОУ [Электронный ресурс]// Образование и наука в современных реалиях : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 155-158. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/446/Action446-467302.pdf, свободный. – (Дата обращения: 20.10. 2018)
  34. Столяренко, Л.Д.Основы психологии [Текст]: практикум / Л.Д. Столяренко. –Ростовн/Д: Феникс, 2009. — 696 с.
  35. Тищенко, Н.А. Формирование самооценки у дошкольника и её место в становлении личности [Текст] / Н. А. Тищенко // В сборнике: Наука в современном мире материалы XXIX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – – С. 162-166.
  36. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 5. – С. 13-18.
  37. Урунтаева, Г.А.Детская психология [Текст]: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Г. А. Урунтаева. — 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. — 365с.
  38. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / Г. А. Урунтаева. — 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. — 365 с.
  39. Феннел, М. Как повысить самооценку /Мелани Феннел; пер. с англ. А.С Марушкиной, Е. Ю. Терентьевой. – М.: Астрель, 2007. – 287 с.
  40. Фризен, А. В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / А.В.Фризен // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2013. –№ 52. –С. 99-100.
  41. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки[Текст] / О. В. Хухлаева.– М.: Генезис, 2006. – 176 с.
  42. Чербашева, Н.С. Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ[Текст] / Н.С.Чербашева,Е.И. Тимошина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. –2017. –Т. 2. –№ 4. –С. 146-149.
  43. Чербашева, Н.С. Арт — терапия как средство коррекции заниженной самооценки у старших дошкольников[Текст] / Н.С.Чербашева, Е.И.Тимошина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 9. – С. 92- 97.
  44. Чеснокова, И.И.Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И.Чеснокова, Е.В. Шорохова. – М.: Наука,1977. – 144 с.
  45. Шавшаева, Л.Ю. Формирование самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Ю.А. Коршунова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2016. – № 2 (6). – С. 10-20.
  46. Шавшаева, Л.Ю. Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 250-253.
  47. Шакирова,Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации [Текст] / Е.В. Шакирова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. –2018. –№3.– С. 40-45.
  48. Шмидт,А.Ф. Психолого-педагогические условия продуктивной совместной деятельности дошкольников[Текст]/ А.Ф. Шмидт // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – С. 254-257.

Педагогические условия формирования самооценки у старших дошкольников в системе детского сада

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнил студент группы ______51____

(номер группы)

_____А.П. Децик_________________ ___________

(И.О.Фамилия) (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки ____________________________________

(шифр и наименование специальности)

Специализация / профиль _________________________________

Форма обучения _______заочная______________

Научный руководитель

__________________________

(ученая степень, должность, И. О.Фамилия)

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

«___» ________ 20__г.

Новосибирск 2012

Содержание

Введение…………………………………………………….………………..6

Глава 1. Особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста…………………………………..…………………….8

    1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………….…..8

    2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста

    3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада………….………………………………………………..………..……27

2.1 Педагогическое взаимодействие воспитателя детского сада и его влияние на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

2. 2 Содержание педагогического общения воспитателя со старшими дошкольниками.

2.3 Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки старшего дошкольника

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния педагогического взаимодействия на формирование самооценки детей старшего дошкольного ………………………………………………………………40

3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35

3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38

3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43

Заключение……………………………………………………………..…………77

Список использованных источников…………………………..……………….79

Приложение А……………………………………………………………………85

Приложение Б…………………………………………………………………88

Введение

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль — она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст — начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.

Цель данной работы заключается в выявлении педагогических условий, необходимых для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада.

Объектом исследования является формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия, создаваемые в системе детского сада. Для осуществления исследования нами было выбрано одно из таких условий, а именно педагогическое взаимодействие воспитателя детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — педагогическое взаимодействие воспитателя детского сада на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме самооценки дошкольника в зарубежной и отечественной психологии, сущность понятия самооценка и особенности развития самооценки в дошкольном возрасте.

2. Изучить педагогические условия в системе детского сада, влияющие на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

3. Раскрыть особенности педагогического взаимодействия в системе дошкольного учреждения.

4. Выявить условия формирования адекватной самооценки дошкольника в педагогическом взаимодействии.

5. Подобрать и применить комплекс методик, приемов и методов для исследования влияния педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника.

Самооценка вашего ребенка (для родителей)

Иногда легко заметить, когда дети, кажется, довольны собой, а когда нет. Мы часто описываем идею хорошего самочувствия как «самоуважение».

Дети с чувством собственного достоинства:

  • чувствуют себя любимыми и принятыми
  • чувствовать себя уверенно
  • гордятся тем, что они могут сделать
  • думать о себе хорошо
  • верить в себя

Дети с низкой самооценкой:

  • самокритичны и требовательны к себе
  • считают, что они не так хороши, как другие дети
  • думайте о тех случаях, когда они терпят неудачу, а не о том, когда они добиваются успеха
  • отсутствие уверенности
  • сомневаюсь, что они могут делать что-то хорошо

Почему важна самооценка

Дети, которые хорошо себя чувствуют, уверенно пробуют что-то новое. Скорее всего, они будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что могут сделать. Самооценка помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям попробовать еще раз, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.

Дети с низкой самооценкой чувствуют себя неуверенно. Если они думают, что другие не примут их, они могут не присоединиться к ним. Они могут позволить другим плохо с ними обращаться. Им может быть трудно постоять за себя. Они могут легко сдаться или вообще не пытаться. Детям с низкой самооценкой трудно справиться с ошибкой, проигрышем или неудачей. В результате они могут работать не так хорошо, как могли бы.

Как развивается самооценка

Самоуважение может развиться уже в младенчестве. Он развивается медленно с течением времени. Это может начаться только потому, что ребенок чувствует себя в безопасности, любимым и принятым. Это может начаться, когда ребенок получает положительное внимание и любящую заботу.

Когда младенцы становятся малышами и маленькими детьми, они могут делать некоторые вещи самостоятельно. Они чувствуют себя хорошо, когда могут использовать свои новые навыки. Их самооценка растет, когда родители обращают на них внимание, позволяют ребенку попробовать, улыбаются и показывают, что гордятся.

По мере взросления детей растет и самооценка. Каждый раз, когда дети пробуют что-то, делают что-то и чему-то учатся, у них может вырасти самооценка. Это может произойти, когда дети:

  • продвигаются к цели
  • учиться в школе
  • дружить и ладить
  • научиться навыкам — музыке, спорту, искусству, кулинарии, техническим навыкам
  • заниматься любимым делом
  • помогите, дайте или будьте добры
  • получить похвалу за хорошее поведение
  • постараться сделать что-нибудь
  • делать то, что у них хорошо получается, и получать от этого удовольствие
  • включены другими
  • чувствовать себя понятым и принятым
  • получить приз или хорошую оценку они знают, что заработали

Когда у детей есть чувство собственного достоинства, они чувствуют себя уверенными, способными и принятыми такими, какие они есть.

p

Как родители могут повысить самооценку

Все дети разные. Некоторым детям самооценка может даваться легче, чем другим. И некоторые дети сталкиваются с вещами, которые могут снизить их самооценку. Но даже если самооценка у ребенка низкая, ее можно поднять.

Вот что могут сделать родители, чтобы дети чувствовали себя хорошо: 

Помогите своему ребенку научиться что-то делать . В каждом возрасте дети узнают что-то новое. Даже в младенчестве обучение держать чашку или делать первые шаги вызывает чувство мастерства и восторга. По мере того, как ваш ребенок растет, такие вещи, как обучение одеванию, чтению или езде на велосипеде, дают шансы на рост самооценки.

Обучая детей, как что-то делать, сначала покажите им и помогите. Тогда пусть делают, что могут, даже если ошибаются. Убедитесь, что ваш ребенок получает возможность учиться, пробовать и гордиться. Не делайте новые задачи слишком легкими или слишком сложными.

Хвалите ребенка, но делайте это с умом. Конечно, детей хвалить хорошо. Ваша похвала — это способ показать, что вы гордитесь. Но некоторые способы похвалить детей могут иметь неприятные последствия.

Вот как это сделать правильно:

  • Не перехвалите. Незаслуженная похвала не звучит правдоподобно. Например, говорить ребенку, что он играл в отличную игру, когда он знает, что не играл, кажется пустым и фальшивым. Лучше сказать: «Я знаю, что это была не лучшая твоя игра, но у нас у всех бывают выходные. Я горжусь тобой за то, что ты не сдался». Добавьте вотум доверия: «Завтра вы вернетесь к своей игре».
  • Похвалите усилия. Не хвалите только результаты (например, получение пятерки) или фиксированные качества (например, ум или спорт).

    Вместо этого хвалите за усилия, прогресс и отношение. Например: «Ты усердно работаешь над этим проектом», «Ты все лучше и лучше сдаешь эти орфографические тесты» или «Я горжусь тобой за то, что ты занимаешься игрой на фортепиано — ты действительно справился». С такой похвалой дети прилагают усилия, работают для достижения целей и стараются. Когда дети это делают, у них больше шансов на успех.

Будьте хорошим образцом для подражания. Когда вы прикладываете усилия к повседневным делам (например, сгребаете листья, готовите еду, моете посуду или моете машину), вы подаете хороший пример. Ваш ребенок учится прикладывать усилия, выполняя домашнее задание, убирая игрушки или заправляя постель.

Моделирование правильного отношения тоже имеет значение. Когда вы выполняете задания весело (или, по крайней мере, не ворча и не жалуясь), вы учите своего ребенка делать то же самое. Когда вы избегаете спешки с работой по дому и гордитесь хорошо выполненной работой, вы учите этому и своего ребенка.

Запретить резкую критику. Сообщения, которые дети слышат о себе от других, легко преобразуются в то, что они думают о себе. Резкие слова («Ты такой ленивый!») вредят, а не мотивируют. Когда дети слышат негативные сообщения о себе, это вредит их самооценке. Исправьте детей с терпением. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите, чтобы они сделали в следующий раз. Когда нужно, покажите им, как это сделать.

Сосредоточьтесь на сильных сторонах. Обратите внимание на то, что ваш ребенок делает хорошо и что ему нравится. Убедитесь, что у вашего ребенка есть шансы развить эти сильные стороны. Сосредоточьтесь больше на сильных сторонах, чем на слабых, если вы хотите, чтобы дети чувствовали себя хорошо. Это также улучшает поведение.

Пусть дети помогают и дают. Самоуважение растет, когда дети видят, что то, что они делают, важно для других. Дети могут помогать по дому, выполнять проект служения в школе или оказать услугу брату или сестре. Помощь и добрые поступки укрепляют самооценку и другие положительные чувства.

Проверил: Д’Арси Линесс, доктор философии

Дата проверки: июль 2018 г. Пресс-релизы  | Исследования  | Наука

2 ноября 2015 г.

К 5 годам дети имеют чувство собственного достоинства, сравнимое по силе с чувством собственного достоинства взрослых, согласно новому исследованию, проведенному учеными Вашингтонского университета.

Поскольку самооценка имеет тенденцию оставаться относительно стабильной на протяжении всей жизни, исследование предполагает, что эта важная черта личности уже присутствует у детей до того, как они пойдут в детский сад.

«Наша работа дает самое раннее представление о том, как дошкольники ощущают себя», — сказал ведущий автор Дарио Квенсек, научный сотрудник Института обучения и наук о мозге Университета Вашингтона (I-LABS).

«Мы обнаружили, что уже в возрасте 5 лет самооценка устанавливается достаточно сильно, чтобы ее можно было измерить, — сказал Квенчек, — и мы можем измерить ее с помощью чувствительных методов».

В новых результатах, опубликованных в январском выпуске журнала Experimental Social Psychology за 2016 год, использовался недавно разработанный тест для оценки имплицитной самооценки у более чем 200 5-летних детей — самого младшего возраста, который еще предстоит измерить.

«Некоторые ученые считают дошкольников слишком маленькими, чтобы у них сложилось положительное или отрицательное представление о себе. Наши результаты показывают, что самооценка, хорошее или плохое отношение к себе, имеет фундаментальное значение», — сказал соавтор Эндрю Мельцофф, содиректор I-LABS. «Это социальное мышление, которое дети приносят с собой в школу, а не то, что они развивают в школе».

Мельцофф продолжил: «Какие аспекты взаимодействия родителей и детей способствуют и воспитывают дошкольную самооценку? Это существенный вопрос. Мы надеемся, что сможем выяснить это, изучая даже детей младшего возраста».

До сих пор ни один инструмент измерения не мог определить самооценку детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что существующие тесты самооценки требуют когнитивной или вербальной сложности, чтобы говорить о таком понятии, как «я», когда взрослые экспериментаторы задают наводящие вопросы.

«Дошкольники могут устно сообщать о том, в чем они хороши, если речь идет об узком, конкретном навыке, таком как «Я хорошо бегу» или «Я хорошо пишу буквы», но у них есть трудности предоставление надежных устных ответов на вопросы о том, хороший он человек или плохой», — сказал Цвенчек.

Чтобы попробовать другой подход, Квенчек, Мельцофф и их соавтор Энтони Гринвальд создали задание на самооценку для дошкольников. Названный дошкольным тестом на неявные ассоциации (PSIAT), он измеряет, насколько дети положительно относятся к себе.

Версии IAT для взрослых, впервые разработанные Гринвальдом, могут выявить взгляды и убеждения, о которых люди не подозревают, такие как предубеждения, связанные с расой, полом, возрастом и другими темами.

«Раньше мы понимали, что дошкольники знают о некоторых своих специфических хороших качествах. Теперь мы понимаем, что, кроме того, у них есть глобальное, общее знание о своей доброте как личности», — сказал Гринвальд.

Задание для взрослых основано на измерении того, как быстро люди реагируют на слова в разных категориях. Например, задание имплицитной самооценки для взрослых измеряет ассоциации между такими словами, как «я» и «приятный» или «другой» и «неприятный».

Чтобы сделать задание подходящим для дошкольников, которые не умеют читать, исследователи заменили слова, относящиеся к себе («я», «не я») предметами. Использовали маленькие незнакомые флажки, и детям говорили, какой из флагов «твой», а какой «не твой».

Пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, в котором приняли участие 234 мальчика и девочки из Сиэтла, сначала научились отличать свой набор флажков («я») от другого набора флажков («не я» ).

Взгляд ребенка на аппарат, использованный в тесте. Вашингтонский университет

С помощью кнопок на компьютере они реагировали на серию флажков «я» и «не я», а также на серию «хороших» слов из громкоговорителя (веселые, счастливые, хорошие, хорошие) и «плохие» слова ( плохой, сумасшедший, злой, гадкий). Затем, чтобы измерить самооценку, дети должны были комбинировать слова и нажимать кнопки, чтобы указать, связаны ли «хорошие» слова больше с флажками «я» или нет.

Результаты показали, что 5-летние дети больше ассоциируют себя с «хорошим», чем с «плохим», причем это одинаково выражено как у девочек, так и у мальчиков.

Исследователи также провели еще два имплицитных теста, чтобы изучить различные аспекты личности. В задании на гендерную идентичность оценивалось ощущение детьми того, мальчик они или девочка, а задание на гендерное отношение измеряло предпочтения детей в отношении других детей своего пола, что называется «гендерным внутригрупповым предпочтением».

Дети с высокой самооценкой и сильной гендерной идентичностью также демонстрировали более сильные предпочтения в отношении представителей своего пола.

В совокупности результаты показывают, что самооценка не только неожиданно сильна у детей в этом возрасте, но также систематически связана с другими фундаментальными частями детской личности, такими как групповые предпочтения и гендерная идентичность.

«Чувство собственного достоинства играет решающую роль в том, как дети формируют различные социальные идентичности. Наши результаты подчеркивают важность первых пяти лет как основы жизни», — сказал Цвенчек.

Исследователи наблюдают за детьми в исследовании, чтобы выяснить, может ли самооценка, измеренная в дошкольном возрасте, предсказать результаты в более позднем детстве, такие как здоровье и успехи в школе. Их также интересует податливость детской самооценки и то, как она меняется с опытом.

Гранты от проекта Ready Mind Университета Вашингтона и Фонда исследования имплицитного познания поддержали исследование.

###

Для получения дополнительной информации свяжитесь с Cvencek по телефону 206-543-8029 или [email protected], Greenwald по телефону 206-543-7227 или [email protected], Meltzoff по телефону 206-685-2045 или meltzoff@ ув.эду. Имеющееся изображение аппарата, использованного в эксперименте.

Теги: Эндрю Мельцофф • Энтони Гринвальд • Колледж искусств и наук • Дарио Квенчек • Факультет психологии • I-LABS


Когда дети проявляют чувство собственного достоинства? Раньше, чем вы думаете

Клип на YouTube под названием «Ежедневное подтверждение Джессики» недавно стал вирусным. В клипе четырехлетняя Джессика стоит перед зеркалом в ванной и говорит, что делает ее счастливой в себе.

Ежедневная аффирмация Джессики.

Многие подростки, такие как Джессика, положительно относятся к своим способностям — они с радостью сообщают, что хорошо бегают, прыгают, рисуют, занимаются математикой или музыкой.

Однако вера в то, что вы хороши в определенных конкретных навыках, может отличаться от более общего чувства собственного достоинства или того, что ученые называют «позитивной самооценкой». Например, в раннем возрасте дети могут сказать: «Я хорошо бегу» или «Я хорошо пишу буквы». Но дошкольники могут быть не в состоянии ответить на вопросы об их общем чувстве собственного достоинства.

Итак, когда у детей появляется чувство собственного достоинства и как мы можем его измерить?

В ходе нашего исследования были разработаны новые способы изучения того, что дети думают о себе. Родители, обратите внимание: наши результаты показывают, что у большинства детей появляется чувство собственного достоинства — хорошее или плохое отношение к себе — уже в возрасте пяти лет, еще до того, как они пойдут в детский сад.

Измерение самооценки у детей младшего возраста

Измерение самооценки детей может быть сложной задачей, поскольку требует определенного уровня самоанализа и вербальных способностей. Мы нашли способ обойти это, измерив более глубокое и имплицитное чувство самооценки детей, что не требовало ответов на словесные вопросы.

Например, самооценку взрослых часто измеряют, предлагая людям оценить свое согласие с такими утверждениями, как «Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, наравне с другими» или «Я относиться к себе положительно».

Но дошкольники с трудом отвечают на такие словесные вопросы. Когнитивные и вербальные навыки, необходимые для таких ответов, не развиваются до восьмилетнего возраста.

Поэтому вместо того, чтобы полагаться на словесные вопросы детей, мы разработали новый инструмент под названием «Дошкольный тест на имплицитные ассоциации» (PSIAT) для измерения имплицитной самооценки детей. Ценность этой меры заключалась в том, что она не требовала от детей словесного описания того, что они думают о себе.

Вот как мы это сделали.

Мы раздали два набора маленьких цветных флажков (см. ниже), каждый из которых символизирует «я» и «не я» 234 детям.

Взгляд ребенка на аппарат, использованный в тесте. Перепечатано из Journal of Experimental Social Psychology, 62, Cvencek, D., Greenwald, A.G., & Meltzoff, A.N., Имплицитные измерения для детей дошкольного возраста подтверждают роль самооценки в поддержании сбалансированной идентичности, 50–57, Copyright (2016), с разрешение от Elsevier.

Затем этих детей попросили ответить на серию «хороших» (веселых, счастливых и приятных) и «плохих» (безумных, злых и гадких) слов из громкоговорителя, нажимая кнопки. Эта процедура измеряла, насколько тесно дети ассоциировали «хорошие» слова с флажками «я».

Пятилетний ребенок прошел тестирование в Институте обучения и наук о мозге Вашингтонского университета. Авторское право (2011) Вашингтонский университет.

Эта процедура является разновидностью теста на имплицитные ассоциации для взрослых, меры социальной психологии, широко используемой для выявления скрытых предубеждений взрослых в отношении расы, религии, себя и других тем, путем просьбы участников быстро классифицировать слова из разных категорий.

Мы обнаружили, что более 90 процентов пятилетних дошкольников связывали себя с «хорошими» словами, что указывало на положительную самооценку. Это также показало нам, что у большинства детей к пяти годам развивается измеримое чувство собственного достоинства.

Наш тест предоставляет исследователям надежный способ изучения самых первых проблесков того, как дошкольники развивают чувство собственного достоинства.

Люди с высокой самооценкой более стойкие

Итак, почему самооценка важна для детей?

Здоровая самооценка может обеспечить эмоциональный буфер для неудач и помочь детям развить устойчивость к неудачам. Было показано, что у взрослых самооценка предсказывает реакцию человека на успех и неудачу. Люди с высокой самооценкой больше упорствуют после неудачи, чем люди с низкой самооценкой.

У маленьких детей такая взаимосвязь между устойчивостью и самооценкой может быть особенно важна для раннего обучения и образования.

Например, лишь немногие первоклассники стабильно набирают 100% баллов по всем тестам, и лишь немногие дошкольники обладают такими же навыками, как их старшие братья и сестры. Мы считаем, что такие микронеудачи можно компенсировать положительной самооценкой.

Поскольку самооценка, как правило, остается относительно стабильной на протяжении всей жизни, ее раннее формирование потенциально может обеспечить пожизненный эмоциональный буфер перед лицом повседневных неудач и проблем.

Важность чувства собственного достоинства

Как у детей развивается чувство собственного достоинства?

Маленькие дети очень заботятся о других, «таких как я», и это может начаться даже в младенчестве. Мы также знаем из других исследований, что младенцы и малыши могут судить о том, насколько другие похожи на них по нескольким параметрам.

Это закладывает основу для развития социальных отношений и чувства принадлежности. Эти чувства в сочетании с теплой и последовательной заботой помогают детям развить чувство привязанности к своим родителям, что может в дальнейшем проложить путь к развитию положительной самооценки. Мы обнаружили, что первые пять лет были решающими в закладывании фундамента для этого социально-эмоционального развития.

Позитивная самооценка может помочь и в других отношениях.

Дошкольникам важно чувствовать себя частью группы. Таким образом, они могут легче ориентироваться в социальном мире. Дети, как и взрослые, склонны отдавать предпочтение тем группам, к которым они принадлежат.

Ученые называют это групповым предпочтением. Ингруппы у взрослых могут быть основаны на расе, национальности, религии и т. д. У детей мы обнаружили сильное групповое предпочтение, основанное на поле, и оно было связано с самооценкой.

Это показывает, что самооценка систематически связана с другими фундаментальными аспектами личности на очень раннем этапе развития.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts