Воровство у детей младшего школьного возраста: Как искоренить воровство в младшем школьном возрасте

Как искоренить воровство в младшем школьном возрасте

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Как искоренить воровство в младшем школьном возрасте

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • общее развитие
  • возрастные особенности
  • 6-10 лет
  • воровство
  • семейное воспитание

С проблемой детского воровства сталкиваются многие родители. Разберемся, что может подтолкнуть к этому ребенка, и что в таких случаях делать родителям.

Причины воровства

До определенного возраста дети не различают понятия «мое — не мое». Все в этом мире принадлежит им, поэтому они не видят ничего плохого в том, чтобы унести конфету из магазина или забрать чужую игрушку на детской площадке. Для них это действие не является воровством. Однако после 5-7 лет дети прекрасно понимают, что можно, а что нельзя брать.

В старшем дошкольном возрасте воровство становится осознанным актом — ребенок знает, что берет чужое и что так поступать нельзя.

Пик краж приходится на подростковый возраст. В этот период воровство становится протестом против общественных норм и способом получить желаемое, если родители не хотят или не имеют возможности удовлетворить желания чада. Это, с одной стороны, бунт, с другой, — способ доказать свою состоятельность.

В младшем школьном возрасте мотивация к воровству немного другая. Чаще всего ребенок ворует по следующим причинам:

  1. Низкий достаток в семье. Реклама и средства массовой информации создают определенные образы, которым необходимо следовать. Если семья не может себе позволить эти вещи, ребенок может начать воровать их в магазине.
  2. Жесткий контроль. Часто денежные поощрения и наказания используются родителями для того, чтобы корректировать поведение ребенка. Если он считает, что лишился карманных денег несправедливо, то может утащить их из маминого кошелька.
  3. Желание обратить на себя внимание. В некоторых случаях вызывающие поступки — способ привлечь к себе внимание родителей. Так случается, если родители слишком заняты, эмоционально холодны или в семье появился еще один ребенок.
  4. Плохой пример. Если родители достаточно небрежно относятся к чужой собственности и невольно развивают такое же отношение у детей. Ребенок может попасть в плохую компанию.
  5. Желание выделиться. Причиной воровства может быть желание выделиться и завоевать авторитет у одноклассников или друзей.
  6. Клептомания.  Встречается очень редко.  В этом случае ребенок не может контролировать желание что-то украсть.

Как правило, к воровству приводят огрехи воспитания или поведения родителей, поэтому, прежде чем наказывать ребенка, стоит разобраться в себе и ответить на вопрос «Что я сделал, чтобы не допустить воровства?».

Читайте также

Что делать с детским воровством?

Свое и чужое

Как справиться с воровством

Если вы заметили, что из кошелька пропадают деньги, а у ребенка появляются игрушки, происхождение которых он не может четко объяснить, не стоит сразу обвинять и наказывать. Первым шагом должен стать разбор ситуации — почему он так поступил, почему брать чужое неправильно. Очень важно объяснить, что плохой именно поступок, а не ребенок, который его совершил.

Затем вместе подумайте, как можно исправить ситуацию, — вернуть вещь владельцу, заплатить за нее, сделать что-то хорошее, чтобы загладить вину. Это покажет ребенку, что любую ситуацию можно исправить. В то же время не стоит говорить, что ничего страшного не произошло и ничего не нужно делать. Это создаст ощущение безнаказанности и приедет к новым эпизодам воровства. Ребенок должен знать, что брать чужое — плохо, и что за это наказывают.

Также стоит обсудить понятия «свое и чужое», рассказать, что любая вещь стоит денег, что она может быть дорога владельцу и т.д. Объясните или придумайте вместе, какие легальные способы получения желаемого существуют. Расскажите, как можно контролировать желания и управлять ими. В этом помогут фильмы, книги и мультики.

Для профилактики воровства нужно учить ребенка управлять личными финансами, установить четкие правила получения карманных денег и не использовать финансовые стимулы для коррекции поведения. Также стоит посмотреть на себя и свое поведение. Исправьте свои действия, которые могли подтолкнуть ребенка к нежелательному поведению.

Карина Рихтере @mamazonka.ru

Фото с сайта kladmeda.store

Насколько ребенку важно учиться?

Отношение ребенка к школе может меняться от ярко выраженного интереса до равнодушия или безразличия. Определить, на каком месте для ребенка стоит саморазвитие и важность обучения, вы сможете, пройдя тест на портале Я-родитель.

Пройти тест

Еще по теме

Марк Бартон о воспитании девочек

Дети и финансовая грамотность

Как договориться с бабушкой о методах воспитания

Детское воровство: причины, советы родителям

Практический каждый малыш хотя бы раз в тайне и без разрешения брал что-то чужое. При этом детское воровство относится к категории так называемых «стыдных» проблем: большинство взрослых остро реагируют на подобные случаи с участием их детей, но стесняются говорить об этом вслух. Степень серьезности проблемы зависит от возраста ребенка и его мотивов. В этой статье мы поговорим о возможных причинах воровства в дошкольном возрасте и о том, как правильно вести себя вести с малышом, если он замечен в краже.

Возраст ребенка как критерий осознанности воровства

От того сколько малышу лет, сильно зависит уровень его самосознания и нравственного развития. Маленькие дети не понимают разницу между своим и чужим, поэтому их «воровство» неосознанно. Двухлетний ребенок может забрать себе вещь, которая его привлекает, и не задуматься о том, что он сделал что-то плохое. Способности контролировать сиюминутные порывы и предугадывать последствия своих действий начинают формировать в возрасте 3-4 лет. Дети дошкольного возраста чаще всего осознают, что нельзя брать чужое, потому что хозяин вещи может расстроиться из-за пропажи. В 5-6 лет малыши обычно уже хорошо знакомы с понятием собственности, но, тем не менее, импульсивность и эгоцентризм, свойственные дошкольникам, зачастую толкают детей на «плохие» поступки.

Возраст ребенка – один из главных критериев осознанности его действий. Однако это не всегда верно: есть дети, которые и в школьном возрасте не понимают, что воровство – это недопустимое поведение, а есть те, кто осознает это с ранних лет.

Причины воровства в детском возрасте

  • Вещь сильно привлекает ребенка, и он не в состоянии справиться с желанием владеть ею. Например, на прогулке или в гостях малыш увидел у другого ребенка игрушку, о которой он давно мечтал. Для малыша понятия «своё» и «чужое» являются абстрактными, поэтому он не видит ничего плохого в том, чтобы забрать себе вещь, которая ему нравится.

  • Желание сделать подарок близкому человеку. Часто дети воруют из лучших побуждений, например, чтобы сделать приятное кому-то из близких. Это стремление может брать верх над нравственными нормами.

  • Часто малыши думают, что если они что-то нашли, то они могут оставить это себе. Необходимо объяснять ребенку, что у каждой вещи есть хозяин, который возможно ее ищет, поэтому не нужно присваивать найденное себе.

  • Желание привлечь внимание. Воровство редко оставляет окружающих равнодушными, и малыш, который испытывает недостаток внимания, может пытаться восполнить его социально неприемлемыми способами.

  • Дурной пример. Если дети являются свидетелями пусть даже мелкого и незначительного воровства, особенно если его совершают близкие люди, такое поведение может восприниматься как норма. Часто также малыши воруют «за компанию».

  • Желание отомстить или наказать кого-то.

  • Чувство ущемленности и нехватка у ребенка того, что есть у его сверстников.

  • Стремление обрести контроль над ситуацией. Ребенок с низкой самооценкой, осознавая, что своим поступком он доставляет кому-то неприятности, чувствует свою власть и таким образом приобретает уверенность в себе.

Дети дошкольного возраста из-за неразвитости самоконтроля не всегда способны справиться с желанием обладать чужой вещью. Чаще всего факт воровства не осознается ребенком или не оценивается им как что-то плохое.

Бытует мнение, что воровство присуще исключительно детям из неблагополучных семей. Действительно, асоциальное поведение родителей, недостаток внимания или низкий материальный статус могут стать причиной воровства. Однако малыши из достаточно благополучных и обеспеченных семей также бывают замеченными в этом деле. Как в тех, так и других семьях часто встречаются ошибки воспитания:

  • Непоследовательность. Если в одном случае родители закрыли глаза на поступок ребенка, а в другом – ругались, или обещали наказать, но не сделали этого, малыш не понимает, какого поведения от него ожидают. К этой категории ошибок также относится расхождение требований к ребенку с примером, который родители ему подают (к примеру, взрослые учат малыша, что брать чужое недопустимо, но сами приносят домой с работы то, что «плохо лежит»).

  • Несогласованность требований взрослых. Иногда родители не могут договориться, как вести себя с ребенком. Например, один из родителей не видит ничего зазорного в мелкой краже, а другой считает это недопустимым.

  • Вседозволенность. Малышу, который привык, что его желания всегда на первом месте, трудно научиться думать о чувствах других.

  • Тотальный контроль за ребенком часто приводит к тому, что кроха начинает утаивать что-то от взрослых или действовать им наперекор. Наличие слишком большого количества запретов, в том числе, только подталкивает ребенка к их нарушению.

Если малыш был пойман на воровстве, нужно обязательно разобраться в причинах этого поступка. Необходимо подумать, чего не хватает ребенку, а также проанализировать стиль семейного воспитания.

 

Как вести себя с ребенком, если он был пойман на воровстве?

  1. В первую очередь, выясните, действительно ли ребенок украл вещь. Возможно, он поменялся игрушками с другом или ему сделали подарок. Никогда не обвиняйте малыша, если Вы не уверены в факте воровства наверняка, так как это сильно ранит кроху.

  2. Не обсуждайте поступок ребенка в присутствии посторонних людей. Лучший способ выяснить подробности произошедшего – спокойная беседа наедине с малышом.

  3. Объясните ребенку, что он совершил плохой поступок, но не навешивайте на ребенка ярлык вора, так как это только негативно влияет на его самосознание. Расскажите, как можно получить желаемое, используя цивилизованные способы (договориться, попросить, поменяться на время и так далее).

  4. Выразите свои чувства по поводу данной ситуации («я очень огорчена», «я не ожидала, что найду эту вещь здесь», «я злюсь, потому что ты нарушил правило»).

  5. Постарайтесь определить причину, по которой ребенок совершил воровство. Может, малыш давно мечтал об этой вещи? Может быть, ему просто не хватает Вашего внимания или он хотел таким образом отомстить за обиду? Поняв причину, подумайте, чем Вы можете помочь ребенку.

Если ребенок не признает свою вину за содеянное, не нужно заставлять его делать это. Возможно, он боится признаться, так как не хочет Вас разочаровывать.

  1. Обсудите чувства человека, чья вещь была украдена.

  2. Поддержите ребенка. Дайте ему понять, что каждый человек сталкивается с соблазнами, но не всегда мы способны выдержать это испытание. Нужно постараться вынести из этой ситуации урок и впредь больше так не поступать. Малыш не должен чувствовать себя плохим и отождествлять себя с нечестным человеком.

  3. Помогите ребенку исправиться и найти выход из ситуации. Вместе с малышом верните украденную вещь ее владельцу (не нужно заставлять делать это самостоятельно, так как, скорее всего, малыш будет испытывать сильный страх) и извинитесь за содеянное.

Профилактика воровства

Чтобы предотвратить воровство, обязательно обсуждайте с малышом эту тему и придерживайтесь следующих принципов:

  • Дайте ребенку понять, что воровство – это плохо;

  • Объясните, что перед тем, как взять чужую вещь, обязательно нужно получить разрешение ее владельца;

  • Проговаривайте малышу, что, если поблизости нет хозяина найденной вещи, все равно не нужно брать ее себе;

  • Ребенок должен понять, что воровство ведет за собой такие негативные последствия, как потеря доверия, ссоры с друзьями, чувство вины и стыда;

  • Учите ребенка прогнозироваться эмоции других людей и сопереживать им;

  • Приучайте малыша к тому, что за свои поступки нужно отвечать;

  • Будьте последовательны в своих словах и действиях;

  • Не подавайте дурной пример.

Выводы

Родители, которые поймали малыша на воровстве, часто винят в случившемся себя, считая причиной этого поступка недостаток воспитания. Почему именно мой ребенок? Что я сделал не так? Что подумают окружающие? Действительно, часто «плохие» поступки малышей, в том числе кражи, связаны с ошибками воспитания (непоследовательность, гиперопека или сверхконтроль). Но зачастую воровство объясняется особенностями психики детей дошкольного возраста: импульсивность, трудности самоконтроля, неспособность различать свое и чужое. Реакция взрослых на проступок крохи должна зависеть от возраста ребенка, а также от того, случилось ли это впервые или повторяется уже несколько раз, признает ли малыш свою вину. В любом случае, необходимо хорошо разобраться в ситуации, поддержать ребенка и помочь ему исправиться. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша чувствовать себя плохим человеком, так как это ощущение может остаться с ним на всю жизнь.

Заключение

Иногда понять причину детского воровства бывает совсем не просто, ведь за внешним благополучием ребенка могут скрываться сильные внутренние переживания. Если малыш неоднократно был замечен на воровстве, необходимо обратиться за помощью к специалисту. В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию психолога, который даст ответы на все интересующие Вас вопросы и поможет справиться с трудностями. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Ложь и воровство | Johns Hopkins Medicine

Ложь и воровство являются обычным, но неуместным поведением детей школьного возраста. Хотя некоторые тяжелые формы такого поведения могут указывать на более серьезную психологическую проблему, в большинстве случаев это просто обычное поведение, которое перерастает. Ложь и воровство чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, и чаще всего у детей в возрасте от 5 до 8 лет.

Как вести себя в ситуации, когда ваш ребенок лжет

При столкновении с лживым ребенком важно в первую очередь помнить о его возрасте и стадии развития. Дети до 3 лет не лгут намеренно. Эта возрастная группа не понимает, что они говорят, и вместо этого просто экспериментирует с языком и новыми фактами о мире. Они также могут лгать, чтобы избежать наказания, потому что они понимают последствия, но имеют неразвитый моральный кодекс. У детей в возрасте от 3 до 7 лет часто возникают проблемы с отделением реального мира от фантазии. В этом возрасте у них могут быть воображаемые товарищи по играм, они могут наслаждаться сказками и воображаемыми играми. Ложь, рассказываемая этой возрастной группой, в основном является выдумкой, а не преднамеренной ложью. Однако к 6 или 7 годам дети понимают, что такое ложь, но продолжают обманывать, если могут. Дети в возрасте от 6 до 12 лет понимают, что такое ложь и моральную ошибочность такого поведения. Однако дети могут продолжать лгать, чтобы проверить правила и ограничения взрослых. Ребенок может признаться, что солгал, но обычно у него или у нее есть много причин для этого. Правила очень важны в этом возрасте, поэтому обман становится менее важным.

Другие факторы, которые могут заставить ребенка лгать

Эти факторы включают:

  • Дети могут лгать, если родители возлагают на них слишком большие надежды.

  • Дети могут лгать о своих оценках, если родители предполагают, что они учатся в школе лучше, чем они есть на самом деле.

  • Если ребенка спросить, почему он или она поступили плохо, ребенок может солгать, потому что он или она не может объяснить свои действия.

  • Дети, которых не дисциплинируют на постоянной основе, могут лгать.

  • Дети, которых не хвалят и не поощряют, могут лгать, чтобы получить это внимание.

Когда ложь становится проблемой?

Несколько ситуаций могут вызывать беспокойство. Если что-либо из перечисленного относится к вашему ребенку, важно поговорить с лечащим врачом вашего ребенка:

  • Ребенок, который лжет и в то же время имеет другие поведенческие проблемы, такие как поджог вещей, плохое отношение к людям или животным, проблемы со сном или очень гиперактивный, может иметь больше психологических проблем.

  • Ребенок, который лжет и не имеет много друзей или не хочет играть в компании, может иметь низкую самооценку и быть в депрессии.

  • Ребенок, который лжет, чтобы получить что-то от кого-то другого, и не выказывает никаких признаков сожаления.

Что делать, если ваш ребенок ворует

Кража часто вызывает больше беспокойства у родителей, потому что это может произойти вне дома и может затронуть других людей. В школьные годы воровство может быть признаком проблемы, но также может быть результатом давления сверстников и потребности ребенка приспособиться. Важно смотреть на ситуацию в целом. Дети в возрасте до 3 лет берут вещи, потому что не понимают до конца разницы между тем, что «моё», и тем, что не является. Тогда они могут стать собственниками своих вещей и защищать их. Они не воруют с плохими намерениями. Дети в возрасте от 3 до 7 лет начинают уважать вещи, которые принадлежат другим. Тем не менее, эта возрастная группа будет торговать имуществом без учета стоимости, если потребуется что-то еще. Уважение к собственности сохраняется и у ребенка школьного возраста. К 9 годам ребенку, ребенок должен уважать чужое имущество и понимать, что воровать нехорошо. Дети этой возрастной группы могут продолжать воровать из-за нескольких факторов, включая следующие:

  • Они могут чувствовать давление со стороны сверстников и потребность приспособиться.

  • У них может быть низкая самооценка.

  • Возможно, у него нет друзей, и он пытается «купить» своих друзей.

  • Они могут попытаться научиться хорошо воровать, чтобы гордиться чем-то, что они сделали, если они не получают положительных отзывов от своих родителей.

Когда воровство становится проблемой?

Несколько ситуаций могут вызывать беспокойство. Если что-либо из перечисленного относится к вашему ребенку, важно поговорить с лечащим врачом вашего ребенка:

  • Старший ребенок, который ворует и не расстраивается из-за этого

  • Ребенок, который постоянно ворует

  • Если у ребенка также существуют другие поведенческие проблемы

Детям старше 3 лет следует противодействовать любой лжи или краже, но важно помнить, что большая часть такого поведения является частью взросления и не представляет серьезных проблем. Каждый ребенок уникален, и лечащий врач вашего ребенка должен принимать участие в решении любых проблем.

Почему и что с этим делать, стратегии дисциплины

Маленькие дети иногда не могут устоять перед искушением взять в руки предметы, которые им нравятся. Итак, что вы будете делать, когда ваш ребенок принесет домой из школы вещи, которые ему не принадлежат?

Дочь Моны, Риа, дошкольница. Как и большинство детей ее возраста, Риа любит ходить в школу. Однако в последние несколько дней она приносила домой из школы такие вещи, как модный карандаш, пачку мелков, заколку для волос и ароматизированный ластик. Ни один из этих предметов не принадлежит Рии, и это беспокоит Мону. Она задается вопросом, как Рия получила эти статьи. Ее дочь ворует у одноклассников? Мысль об этой возможности беспокоит Мону. Но она полна решимости заставить Рию бросить эту привычку.

Как Мона изменила поведение Рии? Давайте узнаем…

Нежным тоном Мона спрашивает Рию о вещах, которые она принесла домой из школы. Риа отвечает, что это подарки от друзей. Но Мона исследует дальше. Она спрашивает Рию: «Ты взяла карандаш, мелки, скрепку и ластик, потому что они тебе понравились и ты хотела их? Если да, ты могла бы попросить меня купить их для тебя». Помолчав некоторое время, Риа признает, что действительно забрала предметы у своих друзей, не спрашивая их.

Чтобы Риа поняла, что это нехорошо, Мона говорит: «Дорогая, как бы ты себя чувствовала, если бы твоя подруга забрала твою любимую заколку для волос или ластик?»

«Мне бы это не понравилось, мама», — отвечает Рия.

«Значит, твои друзья не почувствуют то же самое, если ты возьмешь то, что принадлежит им?», — замечает Мона. Риа соглашается. Она понимает, что ее друзья тоже будут расстроены, потеряв свои вещи.

Мона дает Рие понять, что, взяв вещи ее друзей без их разрешения, она задела их чувства. Таким образом, Мона научила свою дочь не воровать, а также научила золотому правилу сопереживания — относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

Нет понятия границ

Малыши и дошкольники не понимают понятия границ. Они не понимают, что не должны брать вещи, которые им не принадлежат. Только в возрасте от пяти до семи лет ребенок начинает постигать понятия собственности и воровства.

Мона хорошо знает об этом факте, но считает, что может использовать эту возможность, чтобы научить Рию различать правильное и неправильное. Она говорит Рии, что у ее друзей могут быть проблемы с родителями из-за того, что они «потеряли» свои вещи. Вот почему, добавляет она, Рия должна вернуть эти предметы и извиниться за свою ошибку. После некоторого колебания Риа соглашается. На следующий день мать и дочь идут в школу, где Риа возвращает вещи. Мона также рассказывает учителю Рии, что произошло.

Нравственность

Проще говоря, нравственность — это способность понимать разницу между добром и злом. Обучение этому понятию детей является одной из основных целей воспитания. Психолог развития Лоуренс Кольберг, который расширил теорию стадий морального понимания, говорит, что маленькие дети основывают свою мораль на наказании и ориентации на послушание. Они ведут себя нравственно честно, потому что боятся власти и стараются избежать наказания. Другими словами, маленькие дети следуют правилам, потому что не хотят попасть в беду.

Дошкольники ожидают, что взрослые возьмут на себя ответственность и установят правила. Однако дошкольные годы отмечают переход ребенка от эгоцентризма к сопереживанию. Это возраст становления нравственного развития, когда семейные ценности усваиваются.

Почему маленькие дети воруют?

Обычно это потому, что они не понимают границ или концепции морали. По словам клинического психолога из Ахмадабада Пурнимы Гупты, «частая причина, по которой ребенок берет вещи, которые ему не принадлежат, заключается в том, что его родители не установили четко личных и социальных границ. Это также происходит, когда родители выполняют все требования ребенка». спрос. Ребенок демонстрирует менталитет права и не способен уважать потребности и желания других детей».

Иногда может случиться так, что ребенку просто нравится то, что есть у его друга, и он не может удержаться от того, чтобы взять этот предмет. Ребенок в этом возрасте не умеет контролировать импульсы. Если другой ребенок хвастается заветным предметом, появляется и элемент ревности. Ревность играет роль, но и по-другому. Например, если классный руководитель критикует одного ребенка и хвалит другого, первый может что-то украсть у второго, пытаясь отомстить. Также Пенелопа Лич, автор книги Your Baby & Child , поведенческие проблемы, такие как ложь и воровство, являются проблемами зрелости, а не морали.

В некоторых случаях воровство может быть криком о помощи и внимании. Ребенок может чувствовать себя нелюбимым и заброшенным из-за рождения брата или сестры или из-за того, что его мать вернулась к работе полный рабочий день. Затем ребенок может украсть, чтобы привлечь внимание родителей. Кроме того, когда ребенок эмоционально лишен, украденный предмет может заменить любовь. И очень редко дошкольница может украсть у ребенка, который издевается над ней или обижает ее.

Что делать