Воспитание детей 5-6 лет
С пяти лет ребенок считается старшим дошкольником. Малыш становится физически более выносливым, что способствует и психологической выносливости. Пятилетний ребенок уже умеет управлять своими эмоциями и поведением, он менее подвержен перепадам настроения и его поступки становятся более предсказуемыми.
В играх и общении у малыша формируется умение считаться с мнением окружающих, подчиняться требованиям взрослых, следовать необходимой в данном случае модели поведения и соблюдать правила игры.
Пятый год жизни — очень важный возрастной период. Именно сейчас закрепляются черты личности ребенка и его характер. Чаще всего поведение ребенка строится по образцу поведения его родителей – как ведут себя родители, так же ведёт себя и ребенок. Ведь взрослые для дошкольника — образец поведения. Поэтому не стоит удивляться «непослушанию» ребенка, если вы сами его никогда «не слушаете». А ведь достаточно простой фразы: «Да, я понимаю, ты хотел бы ещё поиграть (почитать, побегать…)». И ребенок уже видит, что вы услышали его, поняли, а главное – вы на его стороне.
Воспитание независимости
Жизненный опыт пятилетнего ребенка ещё маловат. Ребенок впитывает всё – и хорошее, и плохое, что есть в его окружении. Он может обмануть и тут же проявить справедливость. Ведь он ещё не дорос до «критичности» по отношению к себе и окружающим его взрослым людям.
Пока он начинает проявлять самостоятельность суждений только по отношению к сверстникам. Он может заметить, что Петя не помыл руки, не повесил одежду или разлил суп. Но, в то же время, он может не заметить подобных «промахов» у себя или родителей. (Впрочем это не означает, что все незамеченное не откладывается у него в подсознании). Тем не менее, это первые зачатки самостоятельного анализа окружающей действительности. Их нужно поддерживать, тактично подтверждая или опровергая замечания малыша. В дальнейшем, по мере накопления моральных ценностей, проявляя свою самостоятельность и независимость, малыш все точнее будет различать «хорошее» и «плохое» и будет действовать не так, как ему сказали или как ему «захотелось» (по прихоти), а так, как он считает правильным.
Для развития в ребенке независимости суждений и поведения, очень важна демократичная обстановка в семье. Ребенок должен видеть в родителе живого человека, «равного» члена семьи, который тоже может ошибаться, у которого тоже может что-то не получаться, и которому тоже может быть нужна помощь.
Если же родитель занимает авторитарную позицию, ребенок видит перед собой «недосягаемого» взрослого, он чувствует себя маленьким и беспомощным, и у него даже не возникает мысли о том, что родитель может оказаться неправ. Более того, он сам страшно боится ошибиться, поэтому предпочитает покорно выполнять требования старших.
Такой ребенок часто не имеет собственного мнения, его жизненные позиции размыты. Представьте себе, что будет с этим ребенком, когда он подрастет! Он может превратиться в безвольного и безынициативного тихоню, не способного противиться всякому сильному влиянию. (Существует опасность, что такой подросток попадет в антисоциальную группировку, так как авторитарный стиль управления привычен для него, а иметь и отстаивать свое мнение он не научился).
Другой вариант развития постоянно подавляемой личности — вырастет авторитарный взрослый, который всегда прав и нетерпим к другому мнению.
Самооценка
В этот возрастной период следует обратить внимание на самооценку ребенка. Раньше ребенок смотрел на себя глазами родителей и оценивал себя в соответствии с отношением взрослых к нему и их оценкой его поведения. В результате, у него сложилась определенная самооценка.
Теперь же, когда для ребенка приобретают значимость взаимоотношения с другими детьми и появляется определенный статус в детском коллективе, есть вероятность изменения его самооценки в ту или иную сторону. Так, если ребенок занимает в группе лидирующую позицию, то, скорее всего, его самооценка будет высокой. Если же ребенок – ведомый или отвергаемый, тогда его самооценка, скорее всего, понизится. Но есть и такие дети, на чьё мнение о себе не влияют никакие мнения окружающих.
В любом случае сейчас ещё есть шанс откорректировать самооценку ребенка. Всегда помните о том, что ваш малыш умный, красивый, прекрасный, добрый, сильный… И давайте понять это своему ребенку!
Ответственность
В этом возрасте ребенок начинает понимать причинно-следственные связи: съел быстро холодное мороженое — заболел, не убрал игрушки – папа наступил на брошенную на пол машинку и сломал её и т.д. Подобный опыт способствует развитию в ребенке чувства ответственности.
Если в вашей семье уже существует несколько четких правил, и вы следите за их исполнением, то вы без труда сможете постепенно и ненавязчиво расширить круг посильных обязанностей малыша, например, следить за своими игрушками (не разбрасывать их, убирать на место и т.п.). Сначала вам придется напоминать ребенку об этой обязанности – можно повесить «наглядный» плакат, на котором будет изображен ребенок, убирающий игрушки или просто ящик с игрушками. Ну и конечно, вы должны не забывать наградить его вашим вниманием, улыбкой, похвалой, поцелуем…
Таким образом, вы будете постепенно формировать произвольное поведение. Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению. Если ребенок забыл убрать игрушки, просто ненавязчиво напомните ему. В случае затруднения – предложите свою помощь (ведь малыш может быть сегодня не в настроении или слишком уставшим). Но не стоит слишком много внимания уделять несделанной работе. Просто выразите надежду, что завтра ваш малыш обязательно справится со своими обязанностями.
Интеллектуальное развитие
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.
Поэтому в этот период надо уделять много внимания развитию познавательных процессов. Предлагайте малышу интересные игровые задания и пособия. Рассказывайте об окружающих малыша объектах и явлениях. В этом возрасте малыш способен запомнить очень большой объем информации. Ему интересно всё!
Автор: Колдина Дарья.
Воспитание детей 6 7 лет: психология для родителей
О том, что такое воспитание детей 6-7 лет, многие родители начинают задумываться заранее. Взросление ребенка можно сравнить с процессом восхождения альпиниста на вершину, на каждом этапе которого он встречается с различными трудностями. Развитие ребенка не что-то постепенное, гладкое — это процесс, сопровождающийся кризисами. От успешного преодоления данных ключевых этапов зависит успех взросления в целом.
Поскольку задачи каждого этапа человеческого восхождения отличаются, то и воспитывать нужно в значительной мере по-разному. Это не значит, что нет общих педагогических законов, равно актуальных для любого возраста. Они есть. Но здесь речь пойдет именно о специфике взаимодействия взрослого с ребенком определенного возраста, то есть о том, чем характеризуется воспитание ребенка 6 лет.
Содержание
- 1 Вызов 6 лет
- 1.1 Что требуется от ребенка?
- 1.2 Что нужно дать ребенку?
- 2 Как менять отношения с ребенком?
Вызов 6 лет
Достаточно ясно, что пять лет — еще возраст беспечности. Для малышей важнее всего безусловная любовь мамы, теплота и защищенность их семейного мира, дома. Хотя уже большую роль играет общение со сверстниками, однако сложных задач перед растущим человеком жизнь пока не ставит.
В шесть лет происходят изменения в образе жизни малыша и в отношениях с близкими. Такой возраст уже воспринимается как предшкольный. А школа, куда большинство детей идут в семь лет, это важный этап развития, социализации, взросления. Все родители определенным образом изменяют свое отношение к ребенку приблизительно в этом возрасте.
Если раньше малыш чему-то учился незаметно, играя, то теперь от него требуют дисциплинированности, старательности и усидчивости. В детском саду начинаются систематические занятия.
Если раньше отношение родителей определялось тем, что это наш малыш, мы его любим за то, что он милый, послушный, то теперь в отношения с близкими проникает новый мотив: требовательности, необходимости ей соответствовать.
Малыш уже существует не только для своей семьи: его готовят к выходу в большой мир и хотят, чтобы он был успешен в нем. Вот что такое воспитание ребенка 6-летнего возраста. Такова специфика этого этапа взросления.
Что требуется от ребенка?
Чего требует от малыша этот вызов? Что нужно ему, чтобы получить в школе и за ее пределами то образование, которое даст ему устойчивое положение в жизни?
Ребенок к этому времени должен уже достаточно пропитаться любовью близких и детским беззаботным счастьем. В этом случае он эмоционально устойчив и готов идти дальше.
То есть, как всегда бывает в развитии, успех следующего этапа в значительной мере зависит от того, насколько успешными были предыдущие периоды. Воспитание детей 5-6 лет (и до этого) обеспечивает задел, своего рода фундамент для движения вперед.
Если в отношениях с близкими у малыша все хорошо, его любят, он счастлив, то у него есть точка опоры, с помощью которой он способен если и не повернуть мир, то в значительной мере изменить себя, свои привычки и мироощущение. Что и требуется на каждом из этапов взросления.
Малыш должен постепенно учиться делать не то, что хочется, а то, что надо. Это уже воспитание ребенка в 6 лет, его специфика. Чтобы ребенок не воспринимал необходимость этого как нечто плохое, отрицательное, он должен почувствовать, что у него не только отнимают часть детской беззаботной свободы, которой он прежде пользовался, не только мешают весь день играть и развлекаться, но и что-то дополнительное дают. Что в его жизни появилось нечто новое, именно положительное, хорошее и приятное для него.
Только при этих двух условиях: если ребенок счастлив и благодаря этому готов двигаться дальше в развитии и если у него не просто отнимают часть его свободы, но и дают взамен нечто для него очень привлекательное — растущий человек сможет без особых проблем справиться с вызовом жизни.
Что нужно дать ребенку?
Что же должен получить ребенок взамен частично отнятой у него детской свободы? Уважение взрослых, прежде всего, близких людей: папы, мамы, бабушки и дедушки, старших брата или сестры. Его статус в мини-социуме своей семьи меняется.
Раньше его любили, но он не участвовал в принятии важных решений. О нем все заботились, опекали, но он сам никого не опекал. Теперь ситуация должна измениться.
Малышу нужна не только любовь. Он нуждается и в уважении. Успехи в умственном развитии, в подготовке к школе, новые знания дают ему уважение близких взрослых, повышая его значение в семье. В какой-то мере маме и папе нужно научиться новому отношению к своему чаду: как к взрослому, труженику.
Это не значит, что отношение родителей резко изменится. Все лучше делать очень постепенно. Но новые нотки появляются, и они звучат все громче.
Так постепенно малыш привыкает к изменению своего статуса: с ним уже в большей степени считаются, он уже почти школьник, он учится, от него ждут каких-то достижений, успеха. И надо соответствовать этим ожиданиям.
Это и неприятно, потому что трудно. Но и приятно, потому что дает чувство своей значимости, важности, человеческой силы, какого прежде не было.
Вот именно это чувство и должны внушить ребенку мама и папа. Тогда все будет нормально, не без трудностей, но они будут преодолены.
Как менять отношения с ребенком?
Трудно ли это для родителей: менять свое отношение к ребенку по мере его взросления? Есть разные родители. Большинству родителей не очень трудно. Но если для мамы (обычно такая проблема возникает именно у них) очень важно быть всем для малыша, быть его Богом земным, то эмансипация ребенка становится для нее тяжелым испытанием. Она сама психологически не готова отпустить его от себя, дать ему больше самостоятельности. Ей хочется продолжать опекать его, нравится, чтобы он был полностью зависим от нее. В этом случае перед мамой, а значит, и перед ее чадом, стоит сложная проблема.
Если такого комплекса у мамы нет, ей просто следует осознать, какие задачи стоят перед ее малышом и перед ней самой. Нужно учиться строить деловые отношения с новоявленным учеником, будущим школьником. 6-летний ребенок постепенно привыкает к новым требованиям к себе. При этом сохраняя уверенность в том, что мама любит его не за его успехи в обучении, а за то, что он ее ребенок, любит его самого по себе.
А вот папа может показать малышу, что его отношение определяется именно его успехами. Любовь отца не безусловная, как у матери. Она определена именно успехами растущего человека. Если он делает все, что должен, и есть результат, папа показывает, что доволен им. И наоборот. Это стимулирует рост и развитие, так как каждому ребенку хочется, чтобы папа был им доволен.
Если раньше ребенок был только крохой, маленьким забавным существом, объектом любви и заботы, то теперь он становится сотрудником и другом. С ним уже можно обсуждать какие-то проблемы, чем-то делиться. Так меняется общение мамы с ребенком. Она уже не только мама, но и старший соратник, и друг.
Это интересно и увлекательно, потому что человеческие отношения — очень интересная, творческая сфера человеческой жизни. Каждый может получить массу положительных эмоций, меняя свои отношения с ребенком и наблюдая, как меняется он сам.
Метки:Воспитание
7 советов, как справиться с истериками 6-летних
- Нормальны ли истерики для 6-летних
- Сколько дней в норме
- Когда волноваться
- Как обращаться с
Истерики шестилетних детей могут сделать их родителей разочарованными, подавленными и беспомощными.
Некоторые родители опасаются, что это может быть признаком того, что с их ребенком что-то не так. У детей школьного возраста истерики или вспышки ярости являются наиболее распространенными проблемами детского поведения для родителей, обращающихся за психиатрической помощью.
Истерики — нормальная часть развития ребенка. Однако 6-летние дети с интенсивными истериками, которые сохраняются в более позднем детстве, подвержены риску дезадаптации и даже психических расстройств в более позднем возрасте 1 .
Нормальны ли истерики 6-летнего ребенка?
Для шестилетних детей время от времени случаются истерики — это нормально. Тем не менее, это повод для беспокойства, если ребенок часто демонстрирует насильственные истерики, проявляет самоповреждающее поведение, агрессивен по отношению к объектам или с трудом выздоравливает самостоятельно 2 .
В исследованиях насилие и частые истерики указывали на разрушительные тенденции, в то время как членовредительство и агрессия по отношению к объектам были более распространены у депрессивных детей.
Сколько истерик в день нормально?
На этот вопрос нет прямого ответа. Вспышки гнева ребенка три раза в неделю имеют совсем другие последствия, чем взрывная истерика один раз в неделю, которая требует эвакуации класса 3 .
Вместо того, чтобы судить по частоте истерик, учитывайте их интенсивность, продолжительность, другие сопутствующие виды поведения (например, агрессию, самоповреждающее поведение и т. д.) и последствия (например, исключение из школы, нарушение семейной жизни и т. д.).
По этим причинам, несмотря на тот факт, что в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) перечислены точки отсечения общих истерик при различных расстройствах, они не точны для оценки нормального количества истерик в день для шести -годовалые.
Важно различать не только то, как часто ребенок выходит из себя, но и то, что он делает, и как долго длится истерика.
Кроме того, интенсивность и частота истерик с возрастом имеют тенденцию к снижению. Если частота увеличивается, а не уменьшается, это может указывать на проблему 4 .
Когда беспокоиться
Вот некоторые факторы, которые следует учитывать при оценке серьезности истерик вашего ребенка.
Раздражительность
Некоторые дети более реактивны. Они легко и быстро выходят из себя. Достаточно небольшого количества стимула, чтобы вызвать гневную реакцию. У этих детей короткие предохранители.
Существует различие между «частым выходом из себя» и «истерикой». Несмотря на то, что на мгновение выходит из себя, некоторые реактивные дети могут грамотно успокоиться.
В исследовании было обнаружено, что раздражительность чаще встречается у детей в здоровой популяции, чем в клинической выборке 3 .
Таким образом, частая потеря самообладания сама по себе может не указывать на психопатологию. Эффект зависит от того, что делают раздраженные дети, а не от того, как часто они раздражаются.
Интенсивность
Детские психологи обнаружили, что различные степени гнева и печали являются двумя основными эмоциями, связанными с истериками 5 .
Уровни интенсивности часто коррелируют с типом поведения.
Плач и нытье являются выражением печали.
Крики, пинки и удары характеризуют высокий уровень гнева у детей. Крики и метания означают промежуточный уровень гнева. Штамповка сама по себе является самым низким уровнем.
Продолжительность
Продолжительность истерик указывает на способность ребенка регулировать свои эмоции. Те, у кого здоровые эмоциональные навыки, могут постепенно успокаивать себя во время истерики 6 .
Что искать
Клинически значимые или опасные состояния включают следующие 7 .
- Истерики, которые часты, возникают неожиданно или становятся более частыми при высоком уровне гнева или агрессии, обычно считаются клинически значимыми.
- Когда ребенок истерит до изнеможения, вместо того, чтобы постепенно успокоиться, это также считается тяжелым. Такие дети подвергаются большему риску серьезных клинических проблем.
- Истерики гнева, которые связаны с самоповреждающим поведением, таким как удары по себе, удары головой, дыхание держателя и укусы, независимо от частоты, продолжительности, интенсивности или контекста, следует рассматривать как очень серьезные.
- Истерики нарушают повседневную жизнь ребенка или семьи. Например, ежедневные истерики, даже если они легкие, нетипичны 8 .
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством
Как справиться с истериками 6-летнего ребенка
Обратитесь за профессиональной помощью к специалисту по психическому здоровью, если вас беспокоит истерика вашего ребенка, даже если она не соответствует экстремальным критериям. Только квалифицированный специалист может определить, нуждается ли ваш ребенок в медицинской помощи.
Тем временем следите за контекстом, частотой, интенсивностью, продолжительностью и типом поведения, проявляемого во время истерик, чтобы поделиться с психологом при встрече.
Родители также могут сделать следующее, чтобы помочь своим детям развить эмоциональные навыки для предотвращения или регулирования истерик.
Приоритет
Приоритетное обучение навыкам эмоциональной регуляции является важным шагом в борьбе с истериками 6-летнего ребенка.
Поскольку истерики в детстве связаны с расстройствами поведения в более позднем возрасте, родители часто беспокоятся о дисциплине, когда случаются истерики.
Однако у детей случаются истерики, потому что им не хватает эмоционального контроля, независимо от того, дисциплинированы они или нет 9 .
Жесткая дисциплина не поможет ребенку научиться саморегуляции, но скорее приведет к психологическим расстройствам.
Сначала сосредоточься на этом. Это не означает игнорирования дисциплины. Первый шаг — научить их успокаиваться. Когда они успокоятся, подчеркните важность вашего правила и помогите им разработать решения для их нужд.
Этот процесс нельзя сократить, если вы хотите научить своего ребенка здоровым механизмам самоуспокоения.
Ваша саморегуляция и совместная регуляция
Совместная регуляция возникает, когда родители взаимодействуют с детьми и используют свои собственные регулируемые тела для успокоения детской нервной системы 10 .
Чтобы корегуляция работала, родители должны сами контролировать эмоции.
Способность к саморегуляции во время хаоса имеет решающее значение для обучения детей тому же.
Большинство младенцев и малышей могут успокоиться благодаря совместной регуляции, когда их спокойно обнимают. Но некоторые шестилетние дети могут быть невосприимчивы к объятиям.
Вы можете попробовать некоторые из следующих вариантов, чтобы определить, какой из них подходит вашему ребенку.
- Не рассуждайте и не договаривайтесь с ребенком во время истерики
- Объятия
- Похлопывание по спине
- Присутствовать и сидеть рядом с ними
- Сопереживать
- Признать их сильные чувства
- Подтвердить, почему они расстроены
- Попросите их назвать свои негативные чувства
- Коучинг эмоций, чтобы помочь вашему ребенку справиться с эмоциями
Придерживайтесь своего правила
Не пытайтесь успокоить ребенка, уступая.
Уступчивость может вызвать негативное подкрепление. Это может научить вашего ребенка вредной привычке и привести к новым истерикам в будущем 11 .
Будьте тверды, если истерика была вызвана правилом, рутиной или чем-то, чего они не могут иметь.
Будь твердым и добрым .
Вежливо и спокойно повторите, почему они не могут получить то, что хотят.
Решение проблем
Использует эти эпизоды как учебные моменты.
Умение творчески решать проблемы является основным жизненным навыком.
Это помогает им быть более уверенными, спокойными и стойкими на протяжении всей жизни. Различные аспекты их жизни улучшатся, включая учебу, карьеру и отношения.
Обсудите различные способы улучшения результата или переосмысления проблемы.
Сон, голод или сенсорные срывы
Бывают случаи, когда дети закатывают истерики без видимых причин.
Если это так, проверьте, не устали ли они, не голодны и не перегружены ли они сенсорной системой.
Шестилетние дети могут закатывать истерики, не зная, что их расстраивает.
Положительное внимание
Отмечайте и хвалите их положительное поведение, не придавая большого значения их отрицательному поведению.
Дифференциальное подкрепление может препятствовать плохому поведению и поощрять хорошее 12 .
Ремонт
В моменты спокойствия помогите ребенку возместить ущерб, если он сказал или сделал что-то, что причинило боль другим.
Объясните, как их действия влияют на других, чтобы научить вашего ребенка сочувствию.
Поощряйте их брать на себя ответственность и возмещать ущерб, например, принося извинения или объятия, но не принуждайте их.
См. также:
Как справиться с истериками 5-летнего ребенка
Как справиться с истериками 7-летнего ребенка
Ссылки
1.
Стивенсон Дж., Гудман Р. Связь между поведением в возрасте 3 лет и преступностью взрослых. Бр J Психиатрия . Опубликовано в Интернете в сентябре 2001 г .: 197-202. doi:10.1192/bjp.179.3.197
2.
Wiggins JL, Briggs-Gowan MJ, Estabrook R, et al. Выявление клинически значимой раздражительности в раннем детстве. Журнал Американской академии детей и взрослых Подростковая психиатрия . Опубликовано в сети, март 2018 г.: 191-199.e2. doi:10.1016/j.jaac.2017.12.008
3.
Карлсон Г.А., Данциг А.П., Догерти Л.Р., Бафферд С.Дж., Кляйн Д.Н. Потеря самообладания и раздражительность: отношение к истерикам в сообществе и клиническом образце. Журнал детской и подростковой психофармакологии . Опубликовано в Интернете в марте 2016 г .: 114–122. doi:10.1089/cap.2015.0072
4.
Суходольский Д.Г., Смит С.Д., Макколи С.А., Ибрагим К., Пясецка Д.Б. Поведенческие вмешательства при гневе, раздражительности и агрессии у детей и подростков. Журнал детской и подростковой психофармакологии . Опубликовано в Интернете в феврале 2016 г .: 58–64. doi:10.1089/cap.2015.0120
5.
Гисбрехт Г.Ф., Миллер М.Р., Мюллер У. Модель приступов гнева и стресса: ассоциации с эмоциональной реактивностью и эмоциональной компетентностью. Информационная детская разработка . Опубликовано в Интернете в 2010 г.: н/д-н/д. doi:10.1002/icd.677
6.
Грин Дж. А., Уитни П. Г., Потегал М.
7.
Belden AC, Thomson NR, Luby JL. Истерики у здоровых дошкольников в сравнении с депрессивными и деструктивными дошкольниками: определение истерического поведения, связанного с клиническими проблемами. Журнал педиатрии . Опубликовано в Интернете в январе 2008 г .: 117–122. doi:10.1016/j.jpeds.2007.06.030
8.
Wakschlag LS, Choi SW, Carter AS, et al. Определение параметров развития вспыльчивости в раннем детстве: значение для психопатологии развития. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете 29 августа 2012 г .: 1099–1108. doi:10.1111/j.1469-7610.2012.02595.x
9.
Рой А.К., Кляйн Р.Г., Ангелосанте А. и др. Клинические особенности детей раннего возраста, направленных на нарушение вспышек гнева.
Журнал детской и подростковой психофармакологии . Опубликовано в Интернете в ноябре 2013 г .: 588–596. doi:10.1089/cap.2013.000510.
Лункенхаймер Э., Кемп С.Дж., Лукас-Томпсон Р.Г., Коул П.М., Альбрехт Э.К. Оценка биоповеденческой саморегуляции и саморегуляции в раннем детстве: задача «родитель-ребенок». Информационная дочерняя разработка . Опубликовано в Интернете 5 апреля 2016 г.: e1965. doi:10.1002/icd.1965
11.
Daniels E, Mandleco B, Luthy KE. Оценка, управление и профилактика детских истерик. Журнал Американской академии практикующих медсестер . Опубликовано в Интернете 2 июля 2012 г .: 569–573. doi:10.1111/j.1745-7599.2012.00755.x
12.
Уайлдер Д.А., Чен Л., Этвелл Дж., Причард Дж., Вайнштейн П. Краткий функциональный анализ и лечение истерик, связанных с переходами у детей дошкольного возраста. Делеон I, изд.
Обновлено Памелой Ли от 15 мая 2023 г.
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
5-6 лет: Развитие ребенка
Дети школьного возраста бывают разных форм и размеров, но развитие ребенка в возрасте 5-6 лет обычно имеет несколько общих черт. Вот что может делать ваш ребенок, как вы можете помочь и когда обращаться за помощью, если она вам нужна.
Развитие ребенка школьного возраста в возрасте 5-6 лет: что происходит
Игра и обучение
Даже когда ваш ребенок подрастет и пойдет в школу, играть важно. Именно так ваш ребенок учится и формирует социальные, эмоциональные и мыслительные навыки.
Ролевая игра вашего ребенка стала более сложной, наполненной фантазиями и драмой. Вы также можете заметить, что ваш ребенок может играть с другими для достижения общей цели — например, вместе строить один большой замок из песка. И ваш ребенок может понять, если другой ребенок не хочет играть в определенную игру и соглашается играть во что-то другое.
Ваш ребенок становится более общительным и предпочитает играть с
друзей, а не в одиночку. Ваш ребенок может поделиться, хотя ему может быть трудно делиться любимыми игрушками и другими вещами.
Игры с правилами иногда бросают вызов вашему 6-летнему ребенку, и ваш ребенок может иногда даже обвинять других в жульничестве.
Чувства
В этом возрасте дети могут выражать чувства, хотя им может потребоваться помощь и время, чтобы определить и рассказать о сложных эмоциях, таких как разочарование или ревность. Они также часто гораздо лучше контролируют чувства и могут иметь меньше неожиданных вспышек гнева и печали.
Вы можете увидеть больше терпения, и ваш ребенок может даже быть открытым для рассуждений с вами. Это означает, что в будущем может быть меньше разногласий.
Хотя ваш 6-летний ребенок любит быть независимым, он по-прежнему нуждается в вашей любви и внимании. Общение с вами и семьей — это самое важное в жизни вашего ребенка. Ваш ребенок гордится своими достижениями, хочет вашего одобрения и, вероятно, плохо воспринимает критику.
Растущее понимание вашего ребенка окружающего мира может привести к некоторым страхам – например, некоторые дети могут бояться сверхъестественных вещей (например, призраков), критики или испытаний, неудач, физического вреда или угроз.
Мышление
Продолжительность концентрации внимания вашего ребенка увеличилась, и он может концентрировать внимание дольше. Она понимает простые понятия, такие как время (сегодня, завтра, вчера), знает времена года, узнает некоторые слова наизусть и пытается произнести слова вслух. Она может даже читать сама.
Ваш ребенок лучше понимает точки зрения других людей, что помогает ему заводить друзей и знакомиться с новыми людьми.
И если вашему ребенку иногда кажется, что он «все знает», то он не одинок!
Разговоры и общение
В этом возрасте дети много разговаривают, иногда даже когда в комнате никого нет.
Вы услышите, как ваш ребенок использует полные и сложные предложения и ведет разговоры, похожие на взрослые, хотя ему все еще может быть трудно описывать сложные идеи или события. Ваш ребенок понимает и обычно любит шутки и загадки – шутки про какашки и мочи особенно смешны. Вашему ребенку также нравится возможность «покажи и расскажи» в школе.
Ваш ребенок понимает больше слов, чем может произнести, и каждый день он учит до 5–10 новых слов. В этом возрасте словарный запас растет настолько быстро, что мозг вашего ребенка часто думает быстрее, чем ваш ребенок может говорить.
Переезд
В 5 лет дети лучше координируются и любят демонстрировать новые физические навыки – часто можно услышать крики «Посмотри на меня!»
Ваш ребенок может научиться кататься на велосипеде, прыгать через скакалку, балансировать на одной ноге в течение короткого периода времени, спускаться по лестнице без необходимости держать вас за руку, подпрыгивать и ловить большой мяч. Многие 6-летние также будут заинтересованы в командных видах спорта, таких как футбол.
Вам кажется, что ваш 6-летний ребенок никогда не может сидеть спокойно? Извиваться во время просмотра телевизора, за обеденным столом или даже во время сна — обычное дело.
Мелкая моторика вашего ребенка улучшается, что приводит к большей самостоятельности в таких вещах, как завязывание шнурков, использование молний и пуговиц и расчесывание волос. Вашему ребенку все еще может быть трудно резать еду ножом, но ему нравится возможность практиковаться.
Повседневная жизнь и поведение
В этом возрасте дети становятся более независимыми и любят принимать небольшие решения, например, какую одежду надеть или что съесть на обед.
Поступление в школу открывает совершенно новый социальный мир с совершенно новым набором правил. Это может быть трудным или сложным для вашего ребенка. Школа может быть утомительной для детей, поэтому не удивляйтесь, если он немного капризный или легко расстраивается, особенно после долгого дня. В эти дни вы можете попытаться успокоить ребенка дома после школы и постараться ложиться спать пораньше.
Если ваш ребенок беспокоится о том, что пойдет в школу, или его переполняет волнение, планирование и подготовка могут облегчить переход.
В этом возрасте ваш ребенок также может:
- копировать простые фигуры карандашом
- копировать буквы и писать свое имя
- назвать свое полное имя, адрес, возраст и день рождения
- рисовать более реалистичные картинки – например, человека с головой с глазами, ртом и носом, а тело с руками и ногами
- читать простые книжки с картинками
- понимать важность правил и простые причины правил
Помощь в развитии ребенка в возрасте 5-6 лет
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
- Поощрять физическая активность: занимайтесь различными видами спорта и занимайтесь развлекательными мероприятиями вместе или с другими. Они учат социальным навыкам, таким как чередование, сотрудничество, переговоры, играть честно и быть хорошим видом спорта.
- Вовлекайте ребенка в простые домашние дела: накрывая на стол или помогая убрать чистую одежду, вы развиваете двигательные и мыслительные навыки, а также обучаете сотрудничеству и ответственности. Эти навыки важны для школы.
- Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего 10 минут. Игра дает вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать, что он думает и чувствует. Это также показывает вашему ребенку, что вы заботитесь о нем и хотите, чтобы проводить с ним время. Практикуйте поведение в классе: например, вы можете давать ребенку небольшие задания, которые привлекают его внимание или требуют от него выполнения простых правил или инструкций. Разговаривайте о ее любимом животном или спорте и побуждайте ее слушать, отвечать и задавать вопросы. Все это поможет вашему ребенку подготовиться к школе.
- Устраивайте встречи для игр: проводите время с другими детьми, особенно если они ходят в одну школу, это помогает вашему ребенку развивать социальные навыки и приучает его к жизни отдельно от вас.
- Расскажите о чувствах вашего ребенка: вы можете помочь ребенку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить словами эти чувства. Это поможет ей наладить дружеские отношения и проявить сочувствие.
Воспитание ребенка школьного возраста
Каждый день вы и ваш ребенок будете узнавать друг о друге немного больше. По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, вы узнаете больше о том, что ему нужно и как вы можете удовлетворить эти потребности.
На самом деле, как родитель, вы всегда учитесь. Каждый родитель совершает ошибки и учится на собственном опыте. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И также нормально признавать, что вы не знаете, и задавать вопросы — часто «глупые» вопросы самые лучшие!
Ваше собственное физическое и психическое здоровье является важной частью того, чтобы быть родителем. Но, сосредотачиваясь на уходе за ребенком, многие родители забывают или упускают время, чтобы позаботиться о себе. Забота о себе поможет вам с пониманием, терпением, воображением и энергией, которые вам нужны, чтобы быть родителем.
Иногда вы можете чувствовать себя разочарованным или расстроенным. Но если вы чувствуете себя подавленным, поместите ребенка в безопасное место или попросите кого-нибудь еще присмотреть за ним на некоторое время, чтобы вы могли немного отдохнуть, пока не почувствуете себя спокойнее. Попробуйте уйти в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвонить другу или члену семьи, чтобы все обсудить.
Никогда не трясите и не бейте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Например, тряска может вызвать внутримозговое кровотечение и, вероятно, необратимое повреждение мозга.
Можно попросить о помощи. Если вы чувствуете себя подавленным своим ребенком, поговорите со своим супругом, членом семьи, друзьями или обратитесь за профессиональной помощью.
Когда обращаться за помощью в развитии ребенка
Если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего ребенка в возрасте 5-6 лет, обратитесь к своему семейному врачу (GP).
Общение и понимание
Ваш ребенок:
- трудно понять или говорит неполными предложениями
- не может понять многоэтапные сложные инструкции типа «Пожалуйста, уберите футбольный мяч, вымойте руки и садитесь ужинать».
Поведение и игра
Ваш ребенок:
- впадает в истерику всякий раз, когда не добивается своего
- не проявляет сочувствия – например, не пытается утешить тех, кто обижен или расстроен не интересуется письмами или пытается написать свое имя
- очень замкнут, обеспокоен или подавлен или очень расстраивается при расставании с вами
- плохо взаимодействует с другими — например, агрессивен или не проявляет интереса к общению с другими детьми или взрослыми.
Бытовые навыки
Ваш ребенок:
- все еще мочит или пачкает штаны днем (ночное мочеиспускание типично до 6-7 лет, особенно для мальчиков)
- испытывает трудности с засыпанием ночью или сном.