Воспитание детей с учетом их возрастных особенностей
У каждого периода взросления ребенка есть свои особенности физического, психического и эмоционального развития. Чтобы все кризисы и возрастные переходы прошли успешно, маленькому человеку необходима помощь взрослых. Родители и учителя должны понимать особенности обучения и воспитания детей с учетом их возрастных особенностей и психологического этапа, на котором они находятся.
Особенности жизни и воспитания детей
Воспитание детей — дело непростое. Оно требует от родителей выдержки, терпения, любви и уважения. Особенностью воспитания ребенка в семье является сила личного примера родителей. Дети должны видеть, что поведение взрослых основано на доверии, заботе. В их отношениях тоже есть место правилам и взаимным договоренностям, тогда и малыш легче будет принимать свои обязанности. Методика воспитания детей, которую выберут родители, должна учитывать их индивидуальные особенности.
Еще одной особенностью гармоничного физического и психологического воспитания детей является возможность общаться со сверстниками. Уже в 4-5 лет ребенок чувствует себя частью социальной группы. И чем больше в его жизни будет «маленьких коллективов», тем более гармонично он будет развиваться.
Особенности воспитания детей по возрастам
Выделяют следующие периоды в развитии детей:
- грудной период — от рождения до 1 года;
- младший дошкольный период — от 1 года до 3 лет;
- дошкольный — до поступления в школу, примерно до 7 лет;
- младший школьный возраст — от 7 лет до наступления пубертатного периода;
- подростковый возраст — до совершеннолетия
У каждого периода есть свои особенности воспитания.
Особенности воспитания детей грудного периода
Этот период характеризуется стремительным ростом и пополнением физических навыков.
Дети грудного возраста полностью зависимы. Они имеют незрелую иммунную и нервную систему, поэтому нуждаются в частом отдыхе, отсутствии психологических перегрузок, рациональном питании.В этот период формируется первая сигнальная система, дети учатся узнавать родных и их реакции, пробуют активно познавать окружающий мир. Начинает формироваться речь.
Особенности воспитания детей раннего (младшего дошкольного) возраста
Возраст от года до трех лет — это время первых запретов. Малыш самостоятельно ходит и имеет доступ к окружающим предметом, поэтому стремится активно их изучить. Он понимает значение вещей и их функции в повседневной жизни, пытается повторить действия взрослых. Родители начинают вводить ограничения. Отсюда первые сильные огорчения, протесты, слезы.
Особенности семейного воспитания детей в этом возрасте заключаются в том, чтобы научить кроху справляться с эмоциями, приучить к дисциплине и аккуратности.
Потребности у детей этого возраста определяются следующими факторами:
- необходимость доверительных и теплых отношений с миром, прежде всего с мамой;
- наличие подсказки или руководства к самостоятельным решениям;
- потребность в самовыражении.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Возраст 3-7 лет – это время, когда начинает формироваться нравственность и ответственность. Ребенок начинает проявлять заботу и участие. Лидирующая позиция в становлении маленькой личности на этом этапе отдана семье. Особенности воспитания детей дошкольного обучения заключаются в том, что ребенок копирует отношения и реакции родителей, опирается на их принципы и заложенные семейные традиции. Он учится распознавать плохое и хорошее, изучает оценку взрослых на свои поступки. Этим объясняется ябедничество в этом возрасте.
В жизни детей этого возраста появляется детский сад.
Здесь учатся взаимодействию друг с другом, проявляют себя в игровой деятельности, пробуют существовать в коллективе. Усиливаются наблюдательные и познавательные функции: малыши готовятся к школе.Еще одной особенностью воспитания детей дошкольного возраста является приближение кризиса семи лет. Происходит резкая смена социального окружения. Вновь происходит ужесточение требований, ребенок поднимается на новую ступень притязаний.
Бесплатная консультация с коучем EDPRO
Особенности воспитания детей младшего школьного и школьного возраста
Возраст от 7 до 11 лет является переломным в формировании личности ребенка. Игровая деятельность сменяется учебной. Особенностью воспитания ребенка в школе становится то, что функцию родителей в какой-то мере берет на себя учитель. Если он справедлив, то у ребенка формируется интерес к учебе и нацеленность на успех. Оценка учителя определяет, как расценят деятельность ребенка сверстники и он сам.
Особенности воспитания детей старшего (подросткового) возраста
Пубертат связан с физиологическими и гормональными изменениями в организме. На фоне этого подросток все больше отдаляется от семьи, пытаясь самореализоваться и самоутвердиться. Важная потребность возраста – независимость во всем. На этой почве часто случаются конфликты при столкновении интересов младшего поколения со старшим, в лице учителей и родителей.
Основной особенностью воспитания детей в этот период должно стать предложение помощи от взрослых в их самоопределении и достижении желаемого. Задача родителей и педагогов в этот период ненавязчиво дать понять, что взрослые – друзья, готовые помочь, а не навредить. На более поздних сроках этот период связан с выраженной сексуальностью. Родители не должны этого забывать.
Лучше попытаться установить с детьми психологический контакт, чтобы помочь им преодолевать кризисы более мягко.Если вы хотите узнать больше информации об особенностях воспитания и развития детей, то просмотрите статьи нашего блога «Коучинг». В нем собраны полезные и познавательные статьи из области психологии и коучинга.
Воспитание детей до года
Вопрос специалисту
психологуюриступо подростковой профориентации
РегионАлтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская автономная областьЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМосковская областьМурманская областьНенецкий автономный округНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика СахаРеспублика Северная ОсетияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский автономный округЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЯрославская область
Согласен(на) с условиями
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
С новым годом!
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток
29.
Дорогие родители! От всей души поздравляем вас с самым прекрасным и волшебным праздником ‒ Новым годом!
Нужны ли запреты в жизни ребенка?
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет дети в семье семейные отношения
19.10.2018 10:00
Запрет – важный элемент воспитания. Слова «нет» и «нельзя» – это родительская забота о безопасности и здоровье ребенка, а также демонстрация того, что такое хорошо и что такое плохо. Важно, чтобы эти слова были стратегически правильными и понятными для ребенка.
Книги для детей и родителей
Все книги
Как хорошо, когда папа с тобой!
Добродушный и могучий папа-слон всегда готов защитить любимую дочурку от любых напастей.
Мама, я боюсь. Как научить ребенка справляться со страхами
Авторы книги — эксперты в области эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и Александра Чканикова — предлагают не избавляться от страхов и не отрицать их, а находить в них пользу и ресурс — так, чтобы страх становился для ребенка не врагом, а союзником.
Принятие ребенка – основа его воспитания
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток дети в семье семейные отношения
20.08.2018 10:22
Принятие развивает у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствует полноценному развитию личности. Принимая ребенка со всеми его эмоциями и переживаниями, родители помогают ему заметить важные способности и потребности.
Важность распорядка дня в жизни ребенка
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет дети в семье семейные отношения
06.08.2018 10:00
Великий физиолог И.П. Павлов говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Психологи и педиатры считают, что режим дня – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Почему нельзя кричать на ребенка
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток дети в семье семейные отношения
14. 05.2018 09:47
Существуют ситуации, когда все родители кричат на детей: выбежал на дорогу, полез в розетку и так далее. Крик — наиболее действенный метод воздействия в таких случаях. Но речь пойдет не об этом, а о подобном стиле общения с ребенком в семье.
Все отцы в душе хотят стать лучшими папами на свете
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток дети в семье семейные отношения
02.04.2018 10:00
С родительской любовью и заботой не сравнится ничто. И не меньше маминой нежности важна отцовская поддержка. Для многих детей папа – супергерой, который найдет выход из любой ситуации. Именно он – пример для подражания.
Что для ребенка «лучшее»?
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток дети в семье семейные отношения
01.02.2018 10:31
Для многих родителей лозунг «Все лучшее – детям» является принципом воспитания. Но насколько он полезен? И действительно ли нашим детям так необходимо «все лучшее»?
Время на детей есть!
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток дети в семье семейные отношения
13. 11.2017 11:24
Как выбрать время для общения с ребенком среди каждодневных дел и хлопот? Своим опытом поделится психолог, мама четверых детей Ирина Корнеева.
Особенности воспитания близнецов
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток дети в семье семейные отношения
03.11.2017 10:00
Близнецы – особенные дети: они не только практически неразличимы внешне, но и находятся на одной стадии физического и психического развития, имеют одинаковый жизненный опыт. Есть в близнецах какая-то очаровательная тайна…
Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?
Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет дети в семье семейные отношения
01. 11.2017 10:00
Чтение книг с родителями – весомый вклад в развитие у ребенка образного мышления и интеллекта, не говоря уже о впечатлениях, которые остаются с ним на всю жизнь.
Религиозное воспитание и подростковый возраст | Институт семейных исследований
Взросление в современном мире может быть сложным. Родители часто беспокоятся о том, как их дети будут справляться с социальными, поведенческими проблемами и проблемами развития в жизни, особенно в подростковом возрасте, который может быть особенно трудным временем. Наше исследование, недавно опубликованное Гарвардской школой общественного здравоохранения имени Чана, в соавторстве с Ин Ченом из Гарвардской программы человеческого процветания, предполагает, что религиозное воспитание может сильно помочь подросткам справиться с трудностями этих лет. Мы также обнаружили, что религиозное воспитание способствует целому ряду показателей здоровья и благополучия в более позднем возрасте.
В нашем исследовании использовалась большая выборка из более чем 5 000 подростков, мы наблюдали за ними в течение более восьми лет и контролировали многие другие переменные, чтобы попытаться изолировать влияние религиозного воспитания. Мы обнаружили, что дети, выросшие в религиозной или духовной среде, впоследствии были лучше защищены от «большой тройки» опасностей подросткового возраста.
Например, те, кто регулярно посещал религиозные службы, впоследствии:
- На 12% реже имели симптомы высокой депрессии
- Вероятность употребления запрещенных наркотиков на 33% ниже
Те, кто часто молился или медитировал:
- На 30% реже начинали заниматься сексом в молодом возрасте
- На 40% ниже вероятность заражения инфекциями, передающимися половым путем
Кроме того, религиозное воспитание также способствовало ряду положительных результатов, таких как большее счастье, больше волонтерства в обществе, большее чувство миссии и цели, а также более высокий уровень прощения. Например, те, кто посещал религиозные службы, впоследствии были:
- На 18% чаще сообщают о высоком уровне счастья
- На 87% выше вероятность прощения
Те, кто часто молился или медитировал, впоследствии:
Это относительно большие последствия для различных результатов в отношении здоровья и благополучия. Религиозная практика и молитва или медитация могут быть важными ресурсами для подростков, сталкивающихся с жизненными трудностями.
Некоторые могут задаться вопросом, действительно ли эти ассоциации подразумевают, что религиозные и духовные практики действительно вызывают здоровье и благополучие. Может быть, те, кто уже более счастлив или воздерживается от употребления наркотиков, естественным образом тянутся к религии? Может ли это объяснить ассоциации, а не причинное влияние религиозных и духовных практик на последующее здоровье и благополучие?
Мы пытались решить эту проблему несколькими способами. Во-первых, измерялись переменные религиозного воспитания в возрасте 8-14 лет до оценивались показатели здоровья и психологического благополучия. Этот более строгий лонгитюдный план помогает установить временной порядок отношений и, таким образом, превосходит большинство предыдущих исследований по этой теме, в которых использовались данные поперечного сечения (где все измеряется одновременно). Во-вторых, везде, где это было возможно, мы также контролировали состояние здоровья и психологические характеристики подростков в то время, когда оценивалось посещение богослужения и молитва/медитация, чтобы попытаться исключить тот факт, что только положительное состояние здоровья или психологическое состояние приводило к большей религиозности. упражняться. В-третьих, мы учитывали многие другие социальные, демографические характеристики и характеристики здоровья во время подросткового возраста, чтобы попытаться исключить возможность объяснения взаимосвязи ими. Наконец, для каждого изученного исхода мы представили новую меру, называемую E-значением, которая оценивает, насколько устойчивы или чувствительны результаты к потенциальным неизмеряемым переменным, и тем самым помогает оценить доказательства причинно-следственной связи (примеры см. в примечании ниже). 1 Хотя трудно доказать «причинность» с помощью тех данных наблюдений, которые мы использовали, фактические данные о влиянии религиозного воспитания на некоторые показатели здоровья и благополучия здесь весьма убедительны.
Но каковы последствия этого исследования? Здесь, наверное, нужен какой-то дополнительный нюанс. Обычно люди принимают решения о религиозной принадлежности не на основании здоровья, а скорее на основе убеждений, ценностей, заявлений об истине, отношений, опыта и так далее. Однако для родителей и детей, которые уже придерживаются религиозных убеждений, такие религиозные и духовные практики можно поощрять как ради них самих, так и для укрепления здоровья и благополучия.
Современная жизнь очень занята, и может потребоваться сильное обязательство участвовать в жизни сообщества или выделять время для молитвы или медитации, а также поощрять детей к этим практикам. Наше исследование показывает, что для тех, кто уже придерживается этих убеждений, полезно уделять время воспитанию детей, а подросткам — заниматься этими практиками.
Хотя трудно доказать «причинность» с помощью тех данных наблюдений, которые мы использовали, фактические данные о влиянии религиозного воспитания на некоторые показатели здоровья и благополучия в нашем исследовании довольно убедительны.
В различных обстоятельствах также выражалась некоторая озабоченность по поводу того, может ли религиозное воспитание быть вредным. Скандалы с сексуальным насилием в католической церкви заставили некоторых родителей задаться вопросом, должны ли их дети вообще присутствовать в таких условиях. Безусловно, с этими случаями сексуального насилия необходимо бороться, и в этом отношении уже достигнут некоторый прогресс, хотя еще предстоит проделать большую работу. Те, кто скрывал случаи злоупотреблений, должны быть привлечены к ответственности; а для жертв жестокого обращения необходимо признать и устранить их вредный и ужасающий опыт.
Наше собственное исследование основано на средних показателях: усредненная статистика по всем положительным переживаниям, а также по всем отрицательным переживаниям. Исследование показывает, что, в среднем , влияние религиозного сообщества глубоко позитивно. Это никоим образом не оправдывает случаев причинения вреда религиозными лидерами или учреждениями, но ясно показывает существенную пользу от религиозной практики в целом. Прекращение этой практики в среднем, вероятно, приведет к ухудшению здоровья и благополучия.
Некоторые пошли еще дальше, выражая обеспокоенность тем, что религиозное воспитание может быть вредным. Недавно оксфордский биолог Ричард Докинз сравнил религиозное воспитание с жестоким обращением с детьми, зайдя так далеко, что заявил в своей лекции, что «каким бы ужасным ни было сексуальное насилие, ущерб, возможно, был меньше, чем долгосрочный психологический ущерб, причиненный причинением вреда детям». в первую очередь, чтобы ребенок стал католиком». Эта мысль была подтверждена в его книге «Бог как иллюзия» (стр. 356), и он даже написал еще одну книгу о Атеизм для детей , который он планирует опубликовать этой осенью.
Наше исследование показывает, что по ряду важных показателей здоровья и благополучия утверждение Докин просто не соответствует действительности. Это неуважение к тем, кто подвергся сексуальному насилию, и это просто неправильно в отношении среднего воздействия религиозной практики на здоровье и благополучие. Религиозное воспитание положительно влияет на многие аспекты поведения в отношении здоровья и психологического благополучия. Прежде чем делать свои заявления, было бы хорошо, если бы Докинз, ученый, действительно посмотрел на науку. По крайней мере, родители, которые воспитывают своих детей в религиозном духе, могут быть уверены, что, по крайней мере в среднем, они создают важные психологические и поведенческие преимущества для здоровья, которые их дети пронесут с собой во взрослую жизнь.
Иногда возникают вопросы, почему эти положительные эффекты присутствуют и почему они настолько значительны. Это более сложный вопрос, и он выходит за рамки того, что у нас есть в данных. Мое собственное предположение состоит в том, что при посещении религиозных служб мы наблюдаем эти эффекты отчасти из-за преимуществ общего набора верований, практик и ценностей; а также потому, что у подростков есть другие взрослые члены сообщества, помимо родителей, которые могут служить наставниками и образцами для подражания. Что касается положительных эффектов молитвы и медитации, как я недавно поделился с IFS, мое предположение будет заключаться в том, что интегрированная духовность дает начало переживанию Бога или трансцендентности , так что подростку не нужно прибегать к наркотикам или рискованному сексуальному поведению в своей жизни. искать что-то большее. Более того, этот опыт общения с Богом может существенно сделать человека более ориентированным на других, что приведет к большему добровольчеству, прощению и ощущению миссии, и эти вещи в конечном итоге сделают человека счастливее и защитят от депрессии. Подростковый возраст является особенно важным периодом развития и самопознания, и установление этих практик может формировать здоровье и благополучие на протяжении всей жизни.
Слишком часто в здравоохранении мы не очень много думаем о религиозной общине или методах воспитания. Тем не менее, результаты нашего нового исследования предполагают довольно существенное положительное влияние на ряд различных показателей здоровья и благополучия. Религиозные обычаи, такие как посещение религиозных служб и участие в молитвах, действительно влияют на здоровье населения, и их необходимо чаще обсуждать и учитывать. Религия и духовность являются важными ресурсами как для родителей, так и для подростков.
Тайлер Дж. Вандервил, доктор философии, профессор эпидемиологии на кафедрах эпидемиологии и биостатистики Гарвардской школы общественного здравоохранения, член факультета Института количественных социальных наук и директор Программы интегративных Знания и человеческое процветание в Гарвардском университете.
1. Например, в нашем исследовании мы сообщили, что для того, чтобы неизмеряемая переменная объясняла связь между посещением религиозных служб и последующим волонтерством, эта неизмеряемая переменная должна быть связана с 1,9-кратно выше посещаемость службы, и в 1,9 раза больше волонтерства, помимо всего, что мы уже контролировали (а это уже было много). Таким образом, потребовалось бы довольно много путаницы, чтобы объяснить этот результат. Точно так же, чтобы объяснить связь между молитвой/медитацией и гораздо более низкой вероятностью последующего заражения инфекциями, передающимися половым путем, неизмеряемая переменная должна быть связана как с 2,7-кратно более высокой вероятностью молитвы, так и с 2,7-кратно более низкой вероятностью заражения. инфекция, передающаяся половым путем, чтобы объяснить результаты.
Как мое детское воспитание влияет на меня сейчас?
Актуальной темой, как в профессиональном, так и в личном плане, в последние несколько недель является вопрос о воспитании детей: способ воспитания детей, влияет ли это на человека, которым вы являетесь сегодня, и то, как воспитание влияет на сильные стороны человека, проблемы и ограничения?
Независимо от того, являетесь ли вы в настоящее время родителем или нет, наше детское воспитание влияет на нас. То, как мы воспитываем и формируем ранние связи с другими, затрагивает каждый аспект нашей жизни — в наших отношениях, нашей профессиональной жизни и, в конечном счете, в том, как мы воспитываем наших собственных детей. Самый первый способ, которым мы узнаем о связях с другими, — это пример наших родителей. Когда наши первые отношения не здоровы, часто нам не хватает адаптивного поведения для отношений с другими в будущем.
Что такое Материнская рана?
Если наши родители получили нездоровое моделирование от своих родителей, то они должны дать нам такое же нездоровое моделирование, если только они не занимаются своей собственной формой исцеления. Когда родители не обращают внимания на детскую травму, полученную в результате воспитания, они, как правило, взаимодействуют со своими детьми таким же образом, в результате чего раненый ребенок становится раненым взрослым, и эта модель продолжается.
Отношения с мамой самые важные, потому что мама — это первые отношения ребенка. Дети фундаментально зависят от своих матерей и естественным образом усваивают убеждения своей матери, механизмы выживания и то, как она участвует в отношениях. В конце концов, внутренний способ восприятия ребенком себя в сочетании с болью, ранами и травмами матери становится способом взаимодействия ребенка с миром.
Когда у матери есть необработанная травма, у нее более короткая полоса чувствительности к боли их детей. Раненая мать может быть крайне критической, неспособной моделировать заботу о себе и удовлетворять эмоциональные потребности своего ребенка. Другими признаками раненой матери являются те, кто смотрит на своего ребенка, чтобы удовлетворить свои собственные потребности, решить свои проблемы или пытается прожить жизнь за счет своего ребенка.
Материнская рана «создает дисфункциональные модели отношений, неуверенность в теле, низкую самооценку и проблемы с созависимостью», создавая тенденцию «пренебрегать собой, чтобы быть избранным другими». Взрослые, которые усвоили детское воспитание, материнскую рану, могут заметить, что проводят свою взрослую жизнь, пытаясь быть посредником, спасателем или помощником.
Взрослый с раной матери может:
- Быть неспособным эффективно устанавливать границы
- Возникли проблемы с созависимостью
- Быть неспособным успокаивать себя здоровыми способами
- Боязнь быть брошенным, хроническое самоосуждение/самокритика/сравнение с собой
- Боятся рассердить свою мать
- Отсутствие уверенности в себе.
Хорошей новостью является то, что взрослые могут решить сломать эти модели поведения поколений и воспитания в детстве посредством осознания, обработки последствий старых убеждений, работы над замещением нездоровых убеждений/поведений и практикой нового, более здорового образа жизни.
Что ты умеешь?
- Изменения начинаются с осознания того, какое поведение вы хотите изменить
- Определите, как вы сталкиваетесь с трудностями в отношениях и общении с другими
- Признайте себя, назовите боль и осознайте желания и желания матери, которой у вас не было
- Постарайтесь увидеть и принять свою мать такой, какая она есть, а не такой, какой вы хотели бы, чтобы она была
- Тренируйтесь устанавливать границы и удерживать их
- Окружите себя сообществом поддерживающих вас людей, которые вдохновляют вас
- Развивайте практику заботы о себе, когда вы проводите время, занимаясь делами, которые нужны только вам
- Признавать и уважать свое мнение, даже если оно отличается от других
Эта практика со временем позволяет вам начать исцелять ограничивающие убеждения, видеть себя как личность, а не как чье-то отражение, и более глубоко соединиться с собой и другими.