Всестороннее воспитание ребенка по Марии Монтессори
2018-11-27 23:09:06 0 3298
Данная методика одна из самых популярных и часто применяемых. Дело в том, что развитие ребенка проходит в легкой игровой манере. Методика Монтессори не требует много свободного времени, занимаясь с малышом. Основой системы Монтессори заключается в самостоятельности ребенка.Предыстория метода
Педагоги-новаторы предлагают самому важному обучать ребенка до семи лет, поскольку в этом возрасте мозг ребенка полностью сформирован и дальнейшее обучение будет проходить сложнее.
Изначально метод был разработан для детей от 3 лет. Однако сегодня многие детские развивающие центры предлагают обучение детей с восьми месяцев по данной программе. Многое, что можно увидеть на таких занятиях, не относится к системе Монтессори. Воспитатели добавляют какие-то элементы от других методик, но название оставляют Монтессори.
Занятия с детьми от нуля до трех лет проходит в свободной манере. Мамы приводят детей на занятия. Вначале дети встают в кружок и делают гимнастику для пальцев, занимаются на музыкальных инструментах или танцуют. На все это уходит не более пятнадцати минут. Затем все расходятся в любую из шести зон: для развития творчества, для занятий с различными крупами, для занятий с водой, для занятий спортом, для изучения форм и размеров и зона сенсорного развития, где все можно потрогать и пощупать. Детям специально не предлагают какую-то организованную технику, а позволяют проявлять самостоятельность. В среднем такие занятия длятся меньше двух часов. За минут пятнадцать до конца занятия все дети вновь встают в кружок. Там они вновь проводят зарядку, просматривают сказку и по традиции задувают свечу.
Все студии Монтессори поделены на разные зоны, и также те, где проводят занятия с детьми от 3 до 6 лет.
Главным пунктом методики является помощь ребенку сделать что-то самостоятельно. Маме надо понять, что интересно ее ребенку в данной зоне и немного помочь ему для достижения цели.Система Монтессори основана на развитии самостоятельности у детей. Интересным пунктом системы является, что ребенок обучает сам себя. А также старшие ребята могут обучать младших. А малыши в свою очередь с интересом все повторяют за старшими детьми.
Занимаясь с ребенком еще в раннем возрасте, родители расширяют его кругозор. Надо позволять малышу самому принимать решения и совершать действия. Ведь он тоже личность, хоть и еще маленькая. Родители могут лишь помочь ему, давая игрушки, книги и гуляя на свежем воздухе. Самое главное, что обучать по этой методике своего ребенка может абсолютно любой родитель, ведь для этого не надо быть специалистом или воспитателем.
Но в этой системе есть и свои минусы. Одним из таких пунктов является тот факт, что с ребенком занимаются на развитие интеллекта и практических навыков, но физическая активность не задействуется. Также в методике Монтессори нет ролевых игр, хотя игры являются важным звеном в развитии в этом возрасте. Также после такой системы обучения детям сложнее привыкнуть к строгим правилам школы и детских садов.
А группы с детьми до трех лет вообще противоречат самой системе. Ведь какая может быть самостоятельность, если мама рядом и во всем помогает? Если детей в раннем возрасте (до трех лет) обучают по этой системе с мамами, значит, педагоги не высокого уровня знаний или не понимают саму систему Монтессори. Данное действие можно сравнить с простой операцией. Когда хирург вместо совершения операции самому просто рассказывает маме, как делать и оставляет все в ее руки, периодически что-нибудь подсказывая. Поэтому к выбору метода развития ребенка надо подойти особенно важно и осторожно.
Теги: Всестороннее воспитание ребенка, Марии Монтессори, Основные принципы, Занятия по системе Монтессори, Деревянные игрушки, Педагогическая система, Методика Монтессори
Рекомендуемые статьи
Читать книгу «Воспитываем детей по методу Марии Монтессори» онлайн полностью📖 — Елены Хилтунен — MyBook.
Много лет назад в Италии жила замечательная учительница, психолог и врач Мария Монтессори. Она была психологом и выдающимся наблюдателем мира детей. Как и другие приверженцы реформ-педагогики ее времени, М. Монтессори считала, что не новые педагогические теории и методики, не супертехнологии и способы обучения и даже не изменения условий жизни имеют значение для преобразования школы. Необходимо изменять взгляды взрослых – и учителей, и родителей – на природу детства, на Ребенка – существо особенное, отличное от бытующих о нем представлений.
Каждая человеческая жизнь уникальна – нет двух одинаковых биографий – и развитие ребенка есть его собственное движение к созиданию этой уникальности. Никакие ухищрения взрослых, изобретающих все новые и новые методы и технологии обучения и обсуждающих «образовательные эффекты», не могут противостоять жизненным силам, заложенным природой в каждом крошечном появившемся на свет человеческом существе. Именно изучение природы ребенка является одновременно и целью, и смыслом, и исходным пунктом гуманистической педагогики.
М. Монтессори одна из первых сделала вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они – другие. Именно так! Другие человеческие существа, живущие по своим, часто неведомым нам законам и правилам. Если так понимать детство, рассуждала М. Монтессори, придется, хотим мы этого или нет, менять и способы взаимоотношений с миром детей, считаться с ними, уважать их права.
Детям досталась, может быть, самая тяжелая задача: они без устали трудятся, создавая в себе Человека, но у них, в отличие от нас взрослых, нет ничего, кроме внутреннего потенциала.
Они должны исполнить свое предназначение в мире, который, в том числе и по нашей, взрослых, вине, так сложен.
Как бы мы ни были уверены в себе, в обыденной жизни ребенок то и дело заставляет нас сомневаться. Из-за чего он капризничает? Что его радует? Что огорчает? Почему малыш смеется, а нам не смешно? Он требует сто раз читать одну и ту же книжку, а мы теряем терпение. Отчетливо видно: к детям не применимы законы взрослой жизни, дети не похожи на нас. И не только маленькие – те, что от горшка два вершка. Психика ребенка, все его существо устроены совершенно иначе, чем у нас, взрослых.
Обычно мы не замечаем, как разговариваем с детьми. Вот учитель объясняет задачу. Говорит громко и отчетливо, правильным русским языком, а дети переспрашивают, словно бы не слышат. Мама диктует текст, останавливается, заглядывает в тетрадку через плечо сына, склоняется над ним, и он весь как-то сжимается. А мама торопит, настаивает: «Думай, думай же!»
Другая картинка: девочка сидит за столом, старательно подбирая карточки со словами к фигуркам, пробует читать. Видно, что занятие для нее совершенно новое, незнакомое, она вертит головой туда-сюда в поисках помощи. Учитель подходит тихонько к ее столику, присаживается на корточки, берет карточку со словом, прочитывает и показывает, как действовать. Девочка внимательно смотрит и с удовольствием повторяет. Минуты через две она продолжает заниматься совершенно самостоятельно и отвлекается первый раз пятнадцать минут спустя.
Странная на первый взгляд позиция – взрослый, сидящий на корточках, стоящий перед ребенком чуть ли не на коленях и именно так объясняющий важные вещи. Во-первых, это очень неудобно, а во-вторых, не скатится ли на пол и его взрослый педагогический авторитет? Но стоит попробовать – и начинают происходить удивительные вещи: ребенок не только с первого раза слышит взрослого, но и гораздо охотнее с ним общается. Неприятно чувствовать себя опекаемым, зависимым и вынужденным подчиняться, а именно это прочитывает ребенок в позе взрослого, стоящего перед ним во весь рост, а то и нависающего над ним всем телом. Да и вообще, согласитесь, сложно общаться с человеком, если видишь только его длинные ноги. Вот и сопротивляются наши дети по мере сил, а взрослые искренне удивляются, почему надо столько раз объяснять одно и то же.
Совсем иное дело, когда ребенок видит наши глаза. Он чувствует: никто не собирается посягать на его «самость», поучать и манипулировать.
С глазу на глаз обычно происходят разговоры близких людей, и если при этом один другого чему-то учит, это не воспринимается как обучение. Поэтому ребенок с удовольствием обсуждает учебные и не учебные проблемы, если взрослый подсаживается к его парте или столику на корточках или устраивается рядом на маленьком стульчике. Это хорошо знают родители, воспитывающие маленьких детей; много времени они проводят на полу, чувствуя: так общаться с ребенком гораздо легче.
Хотя в последние годы в России вышло немало книг о педагогике М. Монтессори, написаны научные диссертации, организованы сотни и даже тысячи детских групп, работающих под вывеской «Детский сад Монтессори» или «Школа Монтессори» для многих и сегодня остается загадкой, что же означает воспитывать детей в духе ее педагогики? Сделаем попытку разобраться в этом. Но будем помнить, что Мария Монтессори жила целое столетие назад, и за это время мировая педагогическая культура ушла далеко вперед. Целая плеяда замечательных педагогов и психологов, так или иначе, влияли на ход педагогической истории, на наш с вами, дорогие читатели, родительский опыт, на профессиональный опыт тех, кому в школу или в детский садик мы приводим своих детей. Время не остановить. Но нередко бывает, что главное кроется не в близком, а именно в прекрасном прошлом. Прошлое вспыхивает в ком-то из нас и делает понятным и осмысленным настоящее. И мы удивляемся (если, конечно, не утратили эту способность): как же сразу не заметили самого важного в собственном ребенке? Ведь еще Монтессори или Толстой сто лет назад говорили…
Десять советов по Монтессори для родителей | Монтессори-академия
Начало работы с Монтессори-воспитанием
Применение Монтессори-подхода дома может оказаться непростой задачей. В конце концов, педагоги Монтессори проходят обширную подготовку и специализируются на интерпретации и руководстве обучением детей на основе многолетней практики.
Прежде чем приступить к воспитанию детей Монтессори, необходимо установить реалистичные ожидания. Вам не нужно быть идеальным родителем Монтессори. Дайте себе и своему ребенку благодать, когда вы прогрессируете и учитесь вместе.
1. Покажите ребенку, что он важен
Говорите с ребенком уважительно, слушайте, что он хочет сказать, и спрашивайте его мнение.
Дети должны чувствовать себя услышанными, любимыми и защищенными. То, как вы взаимодействуете со своим ребенком, моделирует то, как он будет взаимодействовать с другими.
2. Установите последовательные ожидания и ограничения
Установите последовательные ожидания с четкими ограничениями поведения. Ограничения — это естественные последствия, когда негативное поведение продолжается.
Например, когда ваш ребенок принимает ванну, ожидается, что вода останется в ванне. Если ваш ребенок продолжает плескаться, вы должны ввести ограничение:
- Подкрепить ожидание как положительное, т. е. «Мы держим воду в ванне».
- Объясните ограничение, например: «Если вы продолжите брызгать, пол станет скользким, что делает его небезопасным».
- Если брызги продолжаются, установите ограничение, например: «Вы не сохранили воду в ванне, поэтому пол небезопасен. Время купания закончилось. Мы можем попробовать еще раз завтра. Хочешь вытереться сам или тебе нужна помощь?
3. Воспитывайте чувство безопасности с помощью рутины
Установите предсказуемый распорядок дня и делайте все одинаково каждый день.
Рутина и предсказуемость учат детей тому, что от них ожидается и когда. Это помогает детям чувствовать себя в безопасности, что помогает им регулировать свои эмоции.
4. Предложите контролируемый выбор, чтобы показать, что вы цените его вклад
Предложите своему ребенку контролируемый выбор «это» или «это», чтобы применять свободу в определенных пределах дома. Например: «Хочешь бутерброд или пасту на обед?»
Предлагая ребенку контролируемый выбор, вы показываете ему, что вы цените его вклад и то, что он считает важным.
5. Показывайте, но не говорите
Показывая ребенку какое-либо занятие, опускайтесь до его уровня и используйте минимум слов, чтобы он сосредоточился на ваших руках, а не на вашем рту.
Также важно представлять слева направо и сверху вниз, чтобы помочь ребенку развить чувство порядка. Это помогает подготовить их к письму и чтению.
6. Наблюдайте за своим ребенком
Наблюдайте за своим ребенком с полным вниманием и обращайте внимание на его интересы, сильные стороны и способности.
Когда вы заметите новое увлечение, предложите занятия, которые расширят его интересы и побудят развивать новые навыки.
7. Используйте наводящие вопросы, чтобы стимулировать решение проблем
Когда ваш ребенок задает вопрос, используйте наводящие вопросы, чтобы побудить вашего ребенка решать проблемы самостоятельно.
Например, если ваш ребенок спросит: «Где моя обувь?» вы можете выбрать ответ: «Где вы в последний раз видели свою обувь?»
8. Все на своих местах
Доступность и порядок являются главными соображениями при обустройстве учебного пространства Монтессори. Используйте мантру: «Есть ли у этого цель и место?» при организации игрового пространства вашего ребенка.
Выберите мебель детского размера и разместите задания на низких открытых полках в корзинах или подносах, к которым ваш ребенок может легко получить доступ. Выберите от четырех до восьми занятий для демонстрации и чередуйте их в зависимости от интересов вашего ребенка. Меньше часто больше.
9. Способствуйте независимости и самостоятельности
Ищите возможности для самостоятельности, соответствующие возрасту и уровню навыков вашего ребенка.
Для младенца это может быть обучение питью из чашки или еде ложкой, тогда как дети дошкольного возраста могут чистить зубы или делать простой перекус.
10. Притормози и отойди в сторону
Дети способны на удивительные вещи, когда ты отступаешь и даешь им время и пространство, чтобы они сами во всем разобрались.
На практике это может означать предоставление ребенку дополнительных 10 минут утром на то, чтобы одеться самостоятельно, или поощрение его попробовать что-то по-другому вместо того, чтобы делать это за него.
Монтессори-воспитание: воспитайте ребенка по методу Монтессори
- Монтессори-воспитание — это мягкий стиль воспитания, который привносит принципы Монтессори для дошкольного образования в домашнюю обстановку и семейную жизнь.
- Воспитание Монтессори стремится сделать семейную жизнь спокойной, мирной и полной возможностей для самостоятельного развития и самодисциплины вашего ребенка.
- Люди могут подумать, что Монтессори-воспитание — это вседозволенность, но оно основано на обучении вашего ребенка уважению, дисциплине и независимости подходящими для его развития способами.
Разрешительный, авторитетный, привязанный, вертолетный, свободный выгул. Если вы читали о стилях воспитания, вы в какой-то момент встречали все эти названия. Теперь вы можете добавить в этот список еще один стиль воспитания, набирающий обороты: воспитание Монтессори.
Если вы думаете: «О нет, не еще одна техника воспитания , о которой мне нужно узнать!» не паникуйте. Как и в любом стиле воспитания, в воспитании Монтессори есть элементы, которые могут иметь смысл для вас и других, но могут совершенно не подходить для вашей семейной жизни.
Дело в том, что принципы Монтессори-образования, которыми клянутся многие родители, могут быть перенесены в ваш дом благодаря Монтессори-воспитанию. Прежде чем вы спишете это со счетов как еще одну тенденцию в воспитании детей, вы можете обнаружить, что воспитание вашего ребенка по методу Монтессори может помочь вам преодолеть некоторые родительские трудности, с которыми вы сталкиваетесь.
Введение в Монтессори-воспитание
Монтессори-воспитание — это мягкий стиль воспитания, который привносит методы и принципы Монтессори-класса в ваш дом. Мария Монтессори была итальянским врачом и педагогом начала 1900-х годов. Она разработала теорию дошкольного образования, которая была революционной в свое время и до сих пор популярна во многих дошкольных учреждениях и детских садах.
Монтессори считала, что маленькие дети должны руководить своим обучением. Задача родителей, учителей и опекунов заключается в создании безопасных, интерактивных и интересных пространств, в которых дети могут тренировать крупную моторику, практиковать практические навыки и учиться в своем собственном темпе.
Воспитание по методу Монтессори привносит идеи Монтессори-класса в семейную жизнь, позволяя детям играть ведущую роль в обучении в безопасной и подготовленной среде. Их родители действуют как их проводники, а не их спасители, сторонники дисциплины или диктаторы.
Каковы принципы Монтессори-воспитания?
Пять принципов составляют основу образования Монтессори, которые можно применить к воспитанию детей, в том числе следующие:
Принцип | Что это значит? |
Уважение к ребенку |
|
Наблюдайте за ребенком и принимайте меры в чувствительные периоды |
|
Воспитание самостоятельности посредством самообразования |
|
Подготовленная среда |
|
Помните о впитывающем уме |
|
Полное руководство по Монтессори-стилю воспитания
Несмотря на то, что метод воспитания с использованием методов Монтессори описывается как непринужденный, родители должны проводить время, наблюдая за своими детьми, создавая безопасное пространство для обучения и будучи готовыми реагировать на их предпочтения и интересы детей.
Родители также должны тщательно продумать обустройство домашней обстановки и наличие в ней доступных игрушек, игр и книг.
Вот несколько советов, как привнести философию Монтессори в свое воспитание:
Уважение и дисциплина
Воспитание Монтессори не разрешает. Вместо этого он основан на проявлении уважения. Однако вместо того, чтобы выговаривать или наказывать детей за их ошибки, родители направляют их учиться на естественных последствиях своих действий.
Пример:Двухлетний ребенок бросает на пол тарелку с едой. Вместо того, чтобы злиться, ругать их и откладывать на время, Монтессори-родители разговаривают с ребенком и описывают ситуацию. Затем вместе с ребенком убирают беспорядок.
Родители Монтессори знают, что такое поведение является частью развития их ребенка, а не результатом того, что он «плохой» или «непослушный». Ребенок будет учиться на последствиях.
Обучение под руководством ребенка
Воспитание по методу Монтессори заключается в том, чтобы позволить ребенку самостоятельно учиться. Дети учатся всему, что они делают, потому что, как считала Мария Монтессори, детская игра — это их работа.
Пример:У вас есть свободное время, и вы хотите провести его за чтением вместе с ребенком. Итак, вы зовете их подойти к вашей стопке книг из библиотеки. Однако вместо этого вы наблюдаете, как ваш ребенок поглощен строительством башни из своего набора деревянных блоков, сбивает ее и снова строит снова и снова.
Вместо того, чтобы мешать его сосредоточенности и концентрации, вы ждете, пока ваш ребенок будет готов двигаться дальше, а затем предлагаете ему чтение как вариант. Вы признаете, что они учатся самостоятельно, и берете на себя инициативу вашего ребенка.
Обучение на практике
Монтессори-родитель знает, что дети учатся не только с помощью игрушек и специальных занятий, но и с помощью реальных инструментов и предметов в их окружении. Родитель является образцом для подражания ребенка; подражая тому, что они видят, ребенок осваивает практические навыки, которые можно использовать в повседневной жизни.
Пример:Ваш ребенок видит, как вы моете пол на кухне. Они хотят участвовать. Вместо того, чтобы сказать: «Вы не можете помочь мне с этим; ты устроишь беспорядок», вы позволяете ребенку попробовать швабру.
Вы признаете, что вещи могут стать немного грязнее, прежде чем они станут чище, но ваш ребенок отрабатывает навык и учится помогать и вносить свой вклад в домашнее хозяйство.
Свобода в пределах границ
Позволить ребенку свободно играть и свободно выбирать – важные принципы Монтессори. Однако это не означает, что ваш ребенок просто делает все, что хочет. Вместо этого, создавая подготовленную среду, вы предоставляете ребенку возможности для деятельности и уважаете его выбор.
Пример:Вы сделали свой задний двор безопасным и закрытым. У вас есть качели и игрушки для лазанья, которыми ваш ребенок сможет грамотно пользоваться. Родитель Монтессори может оставить дверь на задний двор открытой, чтобы их ребенок мог свободно входить и выходить. Они не зависают над ними и не диктуют, сколько времени они проводят на улице, а проверяют, безопасно ли играет их ребенок.
Преимущества Монтессори-воспитания
Сторонники Монтессори-воспитания считают, что есть много преимуществ, в том числе:
Польза | Причина |
Развитие прочной связи между родителем и ребенком 9 0144 |
|
Воспитание самостоятельности у детей |
|
Обучение детей практическим жизненным навыкам |
|
Минимизация поведенческих проблем |
|
Недостатки Монтессори-воспитания
Однако критики методов Монтессори отмечают, что у этого подхода есть некоторые ограничения:
Недостаток | Reason |
Сводит к минимуму творчество |
|
Препятствует социальному взаимодействию |
|
Дети должны приспосабливаться к другим условиям и адаптироваться к ним |
|
Эффективно ли воспитание Монтессори?
Родители и педагоги Монтессори уверены в эффективности методов Монтессори. Они считают, что учат независимости, уважению и уверенности в себе. Одно исследование дошкольников, получивших образование Монтессори, показало, что у них были более высокие академические достижения и результаты социального понимания.
Хотя для детей методы Монтессори кажутся свободными, некоторые родители считают их слишком структурированными. Создание Монтессори-среды в вашем доме требует много размышлений и усилий. Не все игрушки, книги и предметы декора, которые предпочитаете вы и ваш ребенок, могут соответствовать идеалу Монтессори. Монтессори-воспитание не всегда может укладываться во временные рамки и требования повседневной жизни с несколькими детьми.
Однако многие полезные элементы Монтессори-стратегий воспитания могут привести к лучшему взаимопониманию между вами и вашим ребенком, меньшему разочарованию и меньшему количеству истерик, а также к более спокойной домашней обстановке.
Помните, что все семьи разные, и все дети разные. Воспитание Монтессори может творить с вами чудеса. Или вы можете просто взять из него одну или две идеи, которые имеют для вас смысл, и это тоже нормально.
Часто задаваемые вопросы
Как создать атмосферу Монтессори дома?
Домашняя среда Монтессори организована таким образом, чтобы дети знали, где найти нужные вещи. Установите низкие стеллажи или выделите нижние места для хранения в вашем доме для игрушек и игр, к которым ваш ребенок может получить доступ самостоятельно. Не позволяйте детским вещам занимать весь дом.
Не кладите сразу все игрушки; вместо этого выберите варианты, к которым ваши дети будут иметь доступ в разное время. Придерживайтесь нейтральных и естественных цветовых схем, а не ярких цветов или украшений с мультяшными персонажами. Держите корзины или полки с реалистичными книгами доступными для вашего ребенка.
Наконец, выберите простые игрушки из натуральных материалов, которые научат вашего ребенка навыку или тренируют крупную моторику, например, треугольники Пиклера, деревянные кубики, деревянные головоломки и ящики с постоянством предметов.