Чем хорош метод Монтессори?
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
10937 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Одна из самых популярных методик раннего развития детей получила название по фамилии автора — итальянского педагога Марии Монтессори. Она считала, что к каждому ребенку нужно относиться как к уникальной, неповторимой личности, со своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
«Воспитание должно направлять деятельность, но не подавлять ее. Задача педагога состоит скорее в том, чтобы питать и содействовать, наблюдать, поощрять, руководить побуждать, чем вмешиваться, предписывать или ограничивать».
Мария Монтессори
Заинтересуйте ребёнка
Педагоги должны не принуждать, а побуждать ребенка к саморазвитию. Для этого надо поместить его в специально подготовленную среду и дать свободу действий. Главные качества, которые развивает методика, — активность и инициативность.
Философия Монтессори не ограничивается одним лишь воспитанием детей. Эта система позволяет построить семью на основе вежливости, взаимного уважения и ответственности.
«Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это — не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную самостоятельную деятельность».
Мария Монтессори
В основе метода Монтессори лежит наблюдение за ребенком в естественных условиях и принятие его таким, какой он есть.
Девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?
- Дети разного возраста учатся и развиваются рядом. Они не мешают, а напротив, помогают друг другу. Это незаменимый опыт коммуникации. Дети на практике осваивают главный принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
- Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Педагоги и родители — только помощники, к которым можно обратиться в случае необходимости. Задача взрослого — показать, как можно работать с тем или иным пособием. И отступить, предоставляя ребенку самостоятельность.
- Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков». Малыш учится самостоятельно принимать решения, у него есть свобода выбора. Помещение для занятий разделено на специальные зоны, где расположены соответствующие материалы (зона языкового развития, зона математических действий, творческая зона).
- Несмотря на полную свободу, метод Монтессори учит ребенка следовать правилам. Они простые и познаются малышом в игровой форме. Например, самый главный закон — прежде чем взять следующее пособие, нужно убрать на место предыдущее. Правила помогают упорядочить мир вокруг и дарят ребенку спокойствие, поскольку для маленьких детей очень важно чувствовать стабильность.
- Одна из основных зон Монтессори-среды — это зона реальной жизни, в которой малыш на практике осваивает навыки самостоятельности. Он учится одеваться, шнуровать ботинки, расстегивать-застегивать пуговицы, открывать-закрывать замки и двери, мыть пол и чистить ботинки, переливать воду и носить стаканы на подносе, пересыпать крупы и совершать множество других действий, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
- В зоне математических действий дети развивают аналитические способности и логику на наглядных пособиях — бусинах, счетах, карточках. Работая с ними, ребенок учится следить глазами слева направо, что в дальнейшем облегчает овладение чтением. К тому же, манипулируя с мелкими предметами, малыш развивает моторику, что помогает развивать речь.
- Занятия в зоне сенсорного развития включают игры с материалами, стимулирующими все органы чувств (цветные таблички, мешочки с крупой, коробочки с запахами). Это интересно малышам и очень полезно.
- Для постижения устройства этого мира есть зона космического воспитания. Там ребенок использует глобус, телескоп, фигурки зверей. Пособия помогают узнать, все, что необходимо знать о животных, растениях, строении человека и других интересных и важных вещах.
- В зоне языкового развития ребенок видит подвижный алфавит, шершавые буквы и другие пособия. В уголке творческой деятельности находится все для рисования и лепки. Кроме того, в помещении должны быть приспособления для двигательных упражнений (большие кубики, сухой бассейн).
- Занимаясь по методу Монтессори, малыш приобретает уверенность в себе и учится быть свободным. Одновременно он узнает, что такое — быть ответственным за свои действия, и учится самоконтролю. Малыш видит свои ошибки и учится исправлять их.
- Большинство принципов метода Монтессори легко можно воплотить в домашней среде, организовав в комнате ребенка соответствующую среду. Но желательно, чтобы работа с пособиями была ограничена во времени, а все материалы — хранились отдельно от других игрушек. Тогда на каждом занятии будет ощущение праздника от обучения.
- Важно, чтобы занятия были регулярными. В таком случае малыш действительно получает бесценный опыт манипулирования самыми разными предметами, удовлетворяет природное любопытство, приобретает новые знания, а еще получает первые социальные навыки.
- Каждое занятие по методике Монтессори — это волшебство и чудо. Самое ценное в них — то, что дети учатся легко, без принуждения. Они даже не замечают, что учатся!
«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».
Мария Монтессори
По методу Монтессори работают тысячи садов и школ, миллионы семей строят свою жизнь и дом, руководствуясь принципами педагогики Монтессори. И даже если вам не близки все основные постулаты этого педагога, вы наверняка найдете в ее методике что-то для себя.
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Методика Монтессори для детей 1-3 лет. Советы педагога
Что представляют собой дети этого возраста и в чём нуждаются? В сегодняшней статье Монтессори педагоги и психологи детского центра «Созвездие» разберут основные особенности ухода за детьми от 1 до 3х и расскажут, как организовать развивающую среду по методу Монтессори, опираясь на эти знания.
Главное, что нужно помнить о первых трёх годах жизни
-
С самого рождения и до возраста трёх лет мозг ребенка настроен на впитывание информации приходящих от всех анализаторов: слух, обоняние, вкус, зрение и осязание развиваются в первую очередь именно в этом возрасте
-
По мнение специалистов по Методике Монтессори именно в период до трёх лет формируется самое первое впечатление от этого мира: насколько он безопасный, интересный, доброжелательный и так далее. Эти установки человек несёт с собой до конца жизни,
-
Обучение детей возможно только через непосредственный опыт и повторение практических действий. Малыши от 1 до 3 лет способны усваивать в разы больше информации, чем взрослые, при условии, что это информация связана со средой, в которой они находятся, и у детей есть возможность активно исследовать.
Построение распорядка дня ребенка 1-3 лет по методике Монтессори
Самое главное, без чего Монтессори перестаёт быть собой, это свобода выбора действий для детей, даже если им ещё и трёх лет не исполнилось. Вокруг этого строится всё остальное.
Необходимая среда
-
Среду, в которой ребенок находится необходимо чередовать: детская, ванная, гостиная, кухня, столовая, детская, двор и так далее,
-
Самым маленьким очень важно проводить достаточно времени на полу с игрушками, это важно для правильного развития как интеллекта, так и опорно-двигательной системы,
-
Прогулки на свежем воздухе должны быть включены в ежедневный распорядок дня при буквально любой погоде,
-
Монтессори материал и другие игрушки, а также организация пространства детской должны соответствовать развитию ребенка,
-
Чередуйте время игр и общения с взрослым и время, когда ребенок может остаться наедине с собой в безопасном пространстве (для этого важно правильно организовать детскую),
-
Обновляйте набор материалов и занятий по мере взросления малыша, помните, что в первые три года жизни развитие идёт очень быстро.
Игры и занятия с Монтессори материалом. Правила для родителей детей от 1 до 3
-
Для занятий по Монтессори методике необходимо подготовить несколько разнообразных наборов: развитие крупной и мелкой моторики, когнитивное развитие и установление причинно-следственных связей, сенсорное развитие, работа с сыпучими материалами и водой, творческие занятия, развитие речи
-
Методика Монтессори предполагает также, что дети даже в возрасте 3 лет способны самостоятельно поддерживать порядок в своей игровой зоне: научите ребенка заниматься в одном и том же месте, а материалы возвращать на ту же полку, где они лежали.
-
Каждый день на полке должны стоять как активности уже знакомые ребенку, так и те, которые он видит первый раз
-
-
Демонстрируйте новые занятия только когда малыш готов к новой информации (здоров, находится в хорошем настроении, выспался и сфокусирован на вас)
-
Не забывайте о простых домашних делах, ведь методика Монтессори для детей 1-3 лет строится во многом на развитии бытовой самостоятельности ребенка: уборка, готовка, освоение различных застёжек на одежде и обуви обязательно должны быть включены в ежедневное расписание малыша. Начинать можно с самых простых вещей и проговаривания действий: «Смотри, мама убирает игрушки в ящик, Петенька играл, а теперь пришло время прибраться! Сможешь сам положить этот мячик в ящик?»
Не стесняйтесь искать вдохновение, как в специализированных изданиях, так и в интересах самого ребенка: сходит с ума по машинкам – предложите сортировку машинок или устройте гонки по извилистой трассе, любит возиться с песком – предложите рисовать на нём узоры.
Кормление
-
Любое кормление ребенка должно быть добровольным: не заставляйте ребенка есть по часам, лишь придерживайтесь общего распорядка и выделите в доме место, где ребенок сможет всегда раздобыть питьевую воду и здоровые снеки
-
Отношение к грудному вскармливанию у Монтессори специалистов разное, поэтому лучше всего прислушаться к себе и ребенку и продолжать кормление грудью, пока вас это устраивает. Помните, что грудное молоко укрепляет иммунитет и в целом благоприятно воздействует на здоровье ребенка
-
С первых лет жизни приучайте ребенка мыть руки перед едой самостоятельно,
-
Позвольте ребенку сфокусироваться на еде, не включайте ему мультики и не читайте книжки во время кормления. Хорошей темой для разговора во время еды будет проговаривание названия ингредиентов, вкуса блюда и так далее: «Смотри, какой румяный оладушек! Петенька с мамой сделали тесто и пожарили оладушки. Румяный вышел оладушек, очень красивый. А это что это у нас на тарелке? Это же варенье с черникой. Сладкое варенье!»
-
Прекрасными занятиями по методике Монтессори для детей от 1 до 3 лет является приготовление пищи и сервировка стола: делегируйте несложные задачи малышу (мытье овощей, перемешивание теста) и научите его самостоятельно выкладывать необходимую посуду и приборы (с этим могут помочь коврики с подсказками)
-
Старайтесь кормить ребенка домашней едой: консервированное детское питание никогда не сможет полностью заменить блюда, приготовленные из свежих продуктов. Обсудите с педиатром перевод ребенка на «взрослую» диету
Уход за ребенком 1-3 лет в духе Монтессори
-
Так же как и с питанием, сон и процедуры отхода ко сну не должны быть насильственными, постарайтесь также построить режим дня ребенка таким образом, чтобы и просыпаться он мог самостоятельно
-
Для лёгкого отхода ко сну продумайте последовательность действий, которые смогут успокоить малыша: купание, легкая гимнастика под расслабляющую музыку, чтение вслух
-
Во время приучения к горшку старайтесь свести к минимуму использование моментально впитывающих памперсов (ребенок должен научиться ощущать момент, когда ему нужен туалет), выберите простой однотонный горшок без лишних украшений и функций и поставьте его в ванной комнате, будьте мягкими и последовательными. Монтессори педагоги категорически не рекомендуют стыдить ребенка за мокрые штанишки, даже если кажется, что малыш «не добежал» по собственной вине.
-
Купание и другие телесные процедуры стоит проводить с уважением к телу ребенка, старайтесь простить разрешение на прикосновение к разным частям тела: попросите ребенка протянуть вам руки и ноги, повернуться, наклониться. У детей ближе к трём годам стоит напрямую просить разрешения: «Можно я почищу тебе ушки?». Такая практика является лучшим способом защиты детей от насилия: с самого маленького малыш знает, что даже мама не может трогать меня без моего согласия.
Принципы коммуникации с детьми от 1 до 3 в соответствии с методом Монтессори
Несмотря на то, что многие дети не осваивают речь даже к концу данного периода полноценное общение с родителями просто необходимо им. Как же убедиться в том, что общение полноценно и работает на благо ребенка?
youtube.com/embed/sK91AijaiH0″>-
Не успев освоить человеческую речь, маленькие дети крайне чувствительны ко всем невербальным способам общения: мимика, движения, высота голоса, характер действий взрослых и так далее. Чаще демонстрируйте свою любовь малышу: обнимайте его и берите на руки, играйте, улыбайтесь и стройте смешные лица. В то же время, старайтесь сократить взаимодействие с ребенком, когда вы сердитесь, так как нетерпеливые движения и раздраженное лицо только напугают его.
-
Ребёнок – это полноценный человек, который с самого начала достоин уважения. Именно такое отношение должно читаться во всех действиях, обращенных к ребенку.
-
Дети от 0 до 3 лет ещё не обладают достаточным произвольным вниманием, поэтому всё общение по методу Монтессори начинается с установления контакта с ребенком: присесть, посмотреть в глаза, начать говорить не спеша, доброжелательно, но чётко донося суть своего обращения,
-
Обучение культуре общения начинается с родительского примера: родители должны регулярно использовать «спасибо», «пожалуйста», «можно?» и другие вежливые слова и действия уже с первого года жизни ребенка,
-
Не сюсюкайтесь и не искажайте звучание слов – ребенку важно слышать грамотную речь родителей. Свои эмоции же вы можете выразить мимикой, жестами и действиями,
-
Старайтесь осознанно общаться с ребенком, не используя привычных, но очень вредных способов похвалы и наказания детей: «какая послушная девочка!», «отдам тебя дяде полицейскому, если будешь плохо себя вести!», «Такой большой мальчик, а хнычешь как девочка», «Отстань, не видишь, что взрослые разговаривают?»
-
Уважайте личное пространство ребенка, его право как на общение, так и на нежелание общаться: не позволяйте родственникам насильно тянуть ребенка, целовать его и настаивать на общении. Сведите к минимум любые действия против воли малыша, а если совершить подобное всё же придётся, предупредите его (например, перед походом к врачу) или объясните свои действия после (например, если ребенок чуть не выбежал на дорогу).
О чем можно говорить с ребенком до трёх лет?
Бывает, что родители 1-3 летних детей теряются, когда Монтессори педагоги задают им вопрос: «Как часто вы разговариваете с ребенком?». Действительно, о чем можно говорить с существом, который ещё не может полноценно поддержать разговор?
Вот лишь несколько идей, которые можно использовать с самого рождения ребенка:
-
Задавайте малышу вопросы о происходящем вокруг: «Слышишь? За окном лает собака. Гав-гав лает. Громко собака лает. Слышишь собачку?». К двум-трём годам можно добавлять и вопросы посложнее: «что это там за окном?», «Как собачка лает?», «Что это у тебя в руках?», «А что это ты делаешь?» и так далее, ориентируйтесь на индивидуальный темп развития ребенка,
-
Показывайте и описывайте самые разные предметы: «Смотри, какой цветочек! Это тюльпан. У него длинная ножка и красные лепестки. Красивый цветок. Красный. Видишь? Нравится тебе? А как он пахнет?»
-
Рассказывайте о прошедших и предстоящих событиях: «Сейчас мы пойдём к бабуле в гости. Как нашу бабушку зовут? А где она живёт? А что мы будем делать у бабули? Будем чай пить. А что мы в прошлый раз делали?»
-
Следите за разнообразием словаря и тем, не бойтесь сложных слов: проговаривайте названия улиц и имена людей, говорите о животных, растениях и мировой художественной культуре. Помните, ребенок до 3 лет учится через собственный опыт, и интересные разговоры с родителями это тоже часть этого опыта.
Знакомство с занятиями по методике Монтессори в детском клубе
К трём годам многие мамы выходят из декрета, но ещё раньше у семьи появляется желание разнообразить распорядок дня малыша и найти ему компанию ровесников.
Мы рекомендуем начинать знакомство с детскими клубами с групп «Вместе с мамой» для самых маленьких.
Преимущество Монтессори групп в том, что все описанные выше принципы ухода за ребенком сохраняются и в детском учреждении: воспитатели уважают малышей, предоставляют им свободу выбора активностей и всячески поощряют проявления самостоятельности в простых бытовых задачах.
Монтессори пространство клуба организованно специально для детей от 0 до 3 лет: вся фурнитура подобрана под детский рост, каждый уголок безопасен для самостоятельного исследования, в доступе всегда соответствующие возрасту материалы, которые обязательно несут в себе не только развлекательную, но и образовательную функцию. С детьми работает несколько воспитателей, прошедших специальную подготовку по Монтессори педагогике.
Помимо свободной самостоятельной работы с материалами в программу Монтессори групп для детей до 3 лет также включены упражнения на развития речи (песенки, стишки, театральные постановки, чтение вслух), пальчиковая гимнастика, групповые игры на расширение кругозора, рисование, музыка, игровая гимнастика.
Детям очень нравятся подобные занятия, где направление активностей постоянно чередуется, поэтому со временем малыши уже без проблем и слёз остаются без родителей и на несколько часов подряд, что однозначно сбережет нервные клетки семьи в первые дни посещения детского сада.
Выводы
Первые три года жизни ребенка – это возраст, в котором ребенок ещё не осознал себя как личность и действует во многом бессознательно. Тем не менее, именно в этом возрасте личность начинает формироваться, и от действий взрослых во многом будет зависеть, каким вырастет малыш.
Окружите же ребенка любовью и уважением, чтобы дать ему главное для гармоничного развития. Старайтесь держать баланс между разнообразием активностей и перевозбуждением ребенка чрезмерным количеством игрушек и декора. Помните, что самое главное – это не вещи и наборы, а ваши отношения с малышом и включение его в жизнь семьи. Именно уважение и признание ребенка равноправным членом семьи диктуют все остальные правила Монтессори воспитания.
Заключение
Возраст от года до трёх отличное время для первых знакомств с детскими клубами: дети испытывают большую потребность в смене локаций, а родители в возможности хотя бы ненадолго отдохнуть от них.
Детский Монтессори центр «Созвездие» предлагает большой выбор занятий для детей от 9 месяцев и до 6-7 лет: Монтессори группы и индивидуальные занятия, мини-детские садики и сады на полный день, занятия с педагогами и психологами, кружки по интересам.
В нашем центре можно записаться на пробное занятие совершенно бесплатно и принять взвешенное решение уже после очного знакомства. Для записи достаточно просто позвонить нам или оставить заявку с помощью формы на сайте. Мы будем ждать вас в наших клубах!
Десять советов по Монтессори для родителей | Монтессори-академия
Начало работы с Монтессори-воспитанием
Применение Монтессори-подхода дома может оказаться непростой задачей. В конце концов, педагоги Монтессори проходят обширную подготовку и специализируются на интерпретации и руководстве обучением детей на основе многолетней практики.
Прежде чем приступить к воспитанию детей Монтессори, необходимо установить реалистичные ожидания. Вам не нужно быть идеальным родителем Монтессори. Дайте себе и своему ребенку благодать, когда вы прогрессируете и учитесь вместе.
1. Покажите ребенку, что он важен
Говорите с ребенком уважительно, слушайте, что он хочет сказать, и спрашивайте его мнение.
Дети должны чувствовать себя услышанными, любимыми и защищенными. То, как вы взаимодействуете со своим ребенком, моделирует то, как он будет взаимодействовать с другими.
2. Установите последовательные ожидания и ограничения
Установите последовательные ожидания с четкими ограничениями поведения. Ограничения — это естественные последствия, когда негативное поведение продолжается.
Например, когда ваш ребенок принимает ванну, ожидается, что вода останется в ванне. Если ваш ребенок продолжает плескаться, вы должны ввести ограничение:
- Подкрепить ожидание как положительное, т. е. «Мы держим воду в ванне».
- Объясните ограничение, например: «Если вы продолжите брызгать, пол станет скользким, что делает его небезопасным».
- Если брызги продолжаются, установите ограничение, например: «Вы не сохранили воду в ванне, поэтому пол небезопасен. Время купания закончилось. Мы можем попробовать еще раз завтра. Хочешь вытереться сам или тебе нужна помощь?
3. Воспитывайте чувство безопасности с помощью рутины
Установите предсказуемый распорядок дня и делайте все одинаково каждый день.
Рутина и предсказуемость учат детей тому, что от них ожидается и когда. Это помогает детям чувствовать себя в безопасности, что помогает им регулировать свои эмоции.
4. Предложите контролируемый выбор, чтобы показать, что вы цените его вклад
Предложите своему ребенку контролируемый выбор «это» или «это», чтобы применять свободу в определенных пределах дома. Например: «Хочешь бутерброд или пасту на обед?»
Предлагая ребенку контролируемый выбор, вы показываете ему, что вы цените его вклад и то, что он считает важным.
5. Показывайте, но не говорите
Показывая ребенку какое-либо занятие, опускайтесь до его уровня и используйте минимум слов, чтобы он сосредоточился на ваших руках, а не на вашем рту.
Также важно представлять слева направо и сверху вниз, чтобы помочь ребенку развить чувство порядка. Это помогает подготовить их к письму и чтению.
6. Наблюдайте за своим ребенком
Наблюдайте за своим ребенком с полным вниманием и обращайте внимание на его интересы, сильные стороны и способности.
Когда вы заметите новое увлечение, предложите занятия, которые расширят его интересы и побудят развивать новые навыки.
7. Используйте наводящие вопросы, чтобы стимулировать решение проблем
Когда ваш ребенок задает вопрос, используйте наводящие вопросы, чтобы побудить вашего ребенка решать проблемы самостоятельно.
Например, если ваш ребенок спросит: «Где моя обувь?» вы можете выбрать ответ: «Где вы в последний раз видели свою обувь?»
8. Все на своих местах
Доступность и порядок являются главными соображениями при обустройстве учебного пространства Монтессори. Используйте мантру: «Есть ли у этого цель и место?» при организации игрового пространства вашего ребенка.
Выберите мебель детского размера и разместите задания на низких открытых полках в корзинах или подносах, к которым ваш ребенок может легко получить доступ. Выберите от четырех до восьми занятий для демонстрации и чередуйте их в зависимости от интересов вашего ребенка. Меньше часто больше.
9. Способствуйте независимости и самостоятельности
Ищите возможности для самостоятельности, соответствующие возрасту и уровню навыков вашего ребенка.
Для младенца это может быть обучение питью из чашки или еде ложкой, тогда как дети дошкольного возраста могут чистить зубы или делать простой перекус.
10. Притормози и отойди в сторону
Дети способны на удивительные вещи, когда ты отступаешь и даешь им время и пространство, чтобы они сами во всем разобрались.
На практике это может означать предоставление ребенку дополнительных 10 минут утром на то, чтобы одеться самостоятельно, или поощрение его попробовать что-то по-другому вместо того, чтобы делать это за него.
Монтессори для младенцев: полное руководство для начинающих
Сегодня все больше семей открывают для себя Монтессори как средство поддержки развития детей с объективом, основанным на фактических данных, принимая принципы, которые отдают приоритет уважительному общению, конструктивному вовлечению и независимости. В этом руководстве мы дадим всесторонний обзор того, какие принципы Монтессори можно применять с рождения и почему эти принципы приносят как немедленную, так и долгосрочную пользу.
Что такое Монтессори
Монтессори — это 150-летний метод обучения, который по сей день распространяется во всем мире. Ее основательница, доктор Мария Монтессори, была практикующим врачом, ученым и педагогом. Ее работа развеяла представление о том, что дети — это «сформированные существа», готовые рассказывать о знаниях, дарованных им всезнающим взрослым. Кроме того, она обнаружила, что дети приобретают и сохраняют знания гораздо более осмысленно, когда взрослый больше не руководит этим обменом. Вместо этого она выступала за то, чтобы мы «следовали за ребенком» после того, как узнали, насколько способны дети, когда им предоставлена среда, которая активирует их любопытство, свободу действий и концентрацию.
Она считала, что первые 24 года жизни имеют решающее значение для того, чтобы помочь детям стать хорошо приспособленными гражданами своего времени и места. Она призвала родителей и педагогов более глубоко относиться к обучению как к естественному процессу, который «должен начинаться с рождения».
Почему Монтессори с рождения
Чтобы понять Монтессори с рождения, мы должны отказаться от традиционного отношения к образованию. Это модель, которая чтит обучение, поскольку оно пересекается с жизнью, где цель состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку полностью реализовать свой потенциал.
“ Таким образом, воспитание даже маленького ребенка направлено не на то, чтобы подготовить его к школе, а к жизни. – Мария Монтессори »
Младенцы устроены так, чтобы учиться через свои чувства: запах мамы, пение птиц, вид ярких огней и прикосновение к траве. Монтессори выступала за то, чтобы мы воспринимали эту сенсорную обработку с большим благоговением и намерением. Хотя верно то, что младенцы в значительной степени зависят от нашего ухода — от одной смены подгузника и кормления до следующего — верно также и то, что они поразительно способны. Мы видим это в быстром развитии выразительной речи и двигательных навыков — переход от лежачего положения к ходьбе, от плача к разговору, и все это по собственной инициативе.
«Почему» — это просто признание того, что мы, родители, играем решающую роль в развитии нашего ребенка, которая поддерживает его способности, а не только его зависимости. Выиграют не только наши дети; мы тоже. Изучая, как учатся наши дети, мы даем себе возможность перейти от реактивного подавления к активному взаимодействию — достижению состояния покоя, любви, цели и уважения.
Роль Монтессори-родителя
Монтессори обратилась к родителям в течение 1930-х годов, когда ее метод стал популярным.
“ Чрезвычайно важно, чтобы мы поняли спонтанный путь, по которому ребенок развивается сам. Мы так стремимся помочь, нам кажется, что бремя роста и развития настолько велико, что мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы облегчить путь. Итак, наша любовь может легко выйти за пределы самой себя и, дав слишком много побуждений, слишком много предостережений и исправлений, свернуть ребенка с естественного пути его развития и вызвать отвлечение его энергии. — Из сборника «Мария Монтессори говорит с родителями»
Это до сих пор находит отклик. Предложение нашей поддержки в отношении детского агентства — это вневременной баланс. Наша роль – направлять, а не направлять.
Применение принципов Монтессори при рождении
Чтобы лучше понять способности младенцев, мы должны признать человеческие склонности, о которых писала Монтессори. Это естественные побуждения, которые есть у всех нас, такие как наша основная потребность в безопасности. Но есть еще кое-что, что мы испытываем с рождения: ориентация, общение с другими, общение, исследование. Наши младенцы биологически запрограммированы на адаптацию к своему окружению, действуя на эти побуждения, которые помогают им осмысливать мир.
Монтессори также обнаружила две различные способности раннего детства, которые работают в тандеме с этими естественными побуждениями: впитывающий ум и чувствительные периоды обучения, которые проявляются при рождении, но только до шестилетнего возраста.
1. Впитывающий ум: Младенцы и маленькие дети имеют общий «впитывающий ум», чувствительный ко времени, когда способность учиться так же проста, как и всегда. Младенцы, которых часто сравнивают с губкой, могут впитывать окружающие их знания, просто находясь в своем окружении. Сознательное обучение не начинается примерно до трех лет, а до этого мы «бессознательные ученики». Мы не можем вспомнить, как учились в это время, но мы знаем, что это фундамент.
“ То, что он видит, не просто запоминается; они составляют часть его души. – Мария Монтессори»
2. Сенситивные периоды: Это периоды интенсивного интереса к приобретению определенных навыков, таких как язык, порядок, движения и социальные отношения. Во время этих окон младенцы и маленькие дети по своей природе стремятся овладеть соответствующими навыками. Если мы переусердствуем со своими собственными планами или пропустим эти окна, это может сделать обучение и воспитание детей более сложными, чем должно быть.
Таким образом, когда мы говорим о способностях наших детей, мы имеем в виду именно это. Сила учиться исходит изнутри — мы не должны вести за собой.
Первая подготовленная среда для ребенка
Если Монтессори-практика направлена на уважение к ребенку, а не на вещи, почему подготовленная среда занимает такое важное место? Подготовленная среда — это способ Монтессори намеренно организовать пространство ребенка так, чтобы ребенок мог чувствовать себя целеустремленным, способным и связанным.
Маленькие дети постоянно получают обратную связь от своего окружения. Если ваше рабочее место спокойное и организованное, вы чувствуете себя более сосредоточенным. Такие же отношения существуют для младенцев и детей, но с еще большей чувствительностью из-за их впитывающего ума. Следовательно, целенаправленная подготовка их пространства — без излишеств и с явным приглашением к самопознанию — является краеугольным камнем практики Монтессори.
Это часто путают с необходимостью покупать вещи, что является заблуждением. Первая Подготовленная среда вашего ребенка — это основа, помогающая ему ориентироваться, исследовать и действовать в соответствии с этими внутренними побуждениями. Вы можете достичь этой цели без материальных предметов.
Подготовленное Монтессори-пространство обеспечивает:
- Ограниченную свободу: комната безопасна и доступна, чтобы ребенок мог быть независимым.
- Структура и порядок: комната не загромождена, логична и соответствует возрасту, чтобы дети могли ориентироваться в окружающей обстановке и концентрироваться.
- Реальность, природа и красота: комната интересная, и она не заставляет ребенка «только притворяться», а демонстрирует элементы реального мира.
Детская Монтессори
В отличие от традиционной детской, ориентированной на родителей, детская Монтессори ориентирована на ребенка. Многие семьи Монтессори оставляют открытое пространство на полу, где ребенок может безопасно играть и двигаться, вместо того, чтобы загромождать стены мебелью для взрослых. Картины и мобили опускаются на уровень глаз ребенка. Даже поверхность для сна опущена, предпочтение отдается напольной кровати вместо детской кроватки.
Детская Монтессори — это гибкое пространство, которое развивается вместе с возможностями ребенка. Обычно это:
- Кровать на полу
- Приглушенные, спокойные цвета
- Низко подвешенные произведения искусства (с изображениями, отражающими реальность)
- Ковер или коврик для игр на полу
- Низкое зеркало для обзора комнаты и возможного ухода за собой
- Корзина или передняя витрина для книг
Свобода передвижения
Нам также необходимо подготовить пространство для бодрствования ребенка. Хотя детское снаряжение сегодня используется по умолчанию, оно слишком ограничивает их развивающуюся мобильность. С самого рождения стремление к движению является целенаправленным и является одним из чувствительных периодов обучения. Моторные вехи прогрессируют с головы до ног как часть развития тела вместе с нервной системой. Хотя этот процесс происходит естественным образом, предоставление детям возможности двигаться помогает им приобрести соответствующую силу и координацию.
Свободное передвижение приносит пользу не только двигательным навыкам. Вместо того, чтобы помещать ребенка во что-то, что каждый раз предлагает один и тот же опыт, например, в джемпер, вы помещаете ребенка в открытое, но определенное пространство, называемое зоной движения. Здесь ребенок может выбирать, как двигаться и что исследовать, и все это в безопасных пределах того, что вы сделали доступным.
Это самостоятельное исследование означает, что ребенок является активным участником, а не просто пассивным наблюдателем. Это укрепляет их уверенность и способность концентрироваться, закладывая семена для самостоятельной игры, таким образом, лучше поддерживая потребность родителей быть «свободными руками» в долгосрочной перспективе. Они усваивают сообщение «Я могу сделать это», когда мы уважаем их первые моменты игры как свои собственные.
Примечание об одежде:
В утробе матери у младенцев есть свободный доступ к своим ручкам и ножкам. Вместо того, чтобы сразу пеленать ребенка, накрывая ему руки варежками, а ноги носками, мы можем вообще отказаться от этих ограничивающих предметов одежды. Одежда, которую мы выбираем на всех этапах развития моторики, должна быть практичной и подходящей. Не стесняющая движений одежда сводит к минимуму разочарование при первых движениях и настраивает на успех в отношении свободы передвижения. Если мы уложим нашего ребенка вниз в то время, когда он, например, пытается ползать, но на нем платье, которое обхватывает его колени, то мы добавим для него препятствие. Слишком много препятствий может снизить их самомотивацию.
Регистратура ребенка Монтессори
Регистратура ребенка, совместимая с Монтессори, выглядит иначе, чем традиционная регистратура ребенка. Смысл рассмотрения альтернатив покупкам состоит в том, чтобы поддержать свободное передвижение, независимость и осмысленное участие, но эти покупки не требуются для практики Монтессори.
Некоторые предметы, часто встречающиеся в реестре ребенка Монтессори, включают:
Topponcino: Это тонкая плоская подушка безопасности для младенцев. Его цель — помочь ребенку перейти из утробы в мир. Подумайте, сколько разных мест будет ходить ребенок после рождения — от рук папы до пеленального коврика, люльки, кабинета педиатра. Эти поверхности незнакомы и могут быть поразительными. Эта подушка помогает ребенку акклиматизироваться благодаря теплым постоянным прикосновениям.
Зона передвижения: Семьи Монтессори определяют место в доме, где ребенок может свободно двигаться в качестве альтернативы детскому снаряжению. В него входят:
- Низкая полка или корзины для игрушек
- Зеркало для обзора комнаты
- Коврик или коврик для определения пространства. Полезно, чтобы ковер был однотонным или с простым рисунком, чтобы ребенок мог лучше сосредоточиться на игрушках, которые в конечном итоге будут лежать на нем
- Настенный крючок или игровой тренажер для подвешивания мобилей
Монтессори-мобили: Визуальные и тактильные мобили Монтессори поддерживают развитие зрения и навыков координации у ребенка в течение первых четырех месяцев. В то время как традиционный мобиль предлагается в качестве стационарного украшения – вне досягаемости над кроваткой – мобиль Монтессори рассматривается как первая работа ребенка. Они предлагаются на уровне ребенка во время бодрствования, как правило, в зоне его движения и отдельно от места для сна.
Правда о детских игрушках Монтессори
Монтессори разработала учебные материалы, которые имели особые характеристики, чтобы сделать акцент на практических, самостоятельных исследованиях в классе, но современная версия «игрушек Монтессори» движима потребительством и не всегда соответствует принципам педагогики. Тем не менее, есть определенные качества, на которые вы можете обратить внимание, чтобы поддержать подход Монтессори к первой игре ребенка:
- Это «активная» или «пассивная» игрушка? Игрушки, ориентированные на Монтессори, являются «пассивными», чтобы способствовать активности, в отличие от «активных» и способствующих пассивному развлечению. Например, игрушки с батарейным питанием и техническими средствами часто просят ребенка сидеть и смотреть, превращая ребенка в наблюдателя. Ребенок должен быть тем, кто играет; не игрушка.
- Он изолирует чувства? Монтессори считала важным изолировать сенсорный опыт, а не объединять его. Такие игрушки, как бизиборды или игровые центры, состоящие из нескольких компонентов, могут вызывать чрезмерную стимуляцию. Чем менее занято что-то, тем глубже ваш ребенок сможет увлечься — точно так же, как мы закрываем глаза, пытаясь понюхать цветок.
- Это реально? Игрушки и книги в значительной степени подчеркивают фантазию и мультяшные образы, но Монтессори обнаружила, что маленькие дети жаждут сильного соприкосновения с реальностью из-за этих биологических побуждений, направленных на ориентацию.
- Его можно разбить? Дерево, металл и даже бьющееся стекло предпочтительнее пластика. Монтессори обнаружила, что дети с большей готовностью заботятся о своих вещах, когда на них возложена ответственность за это. Когда мы ограждаем их от естественных последствий повреждения чего-либо, мы также сводим к минимуму возможность научиться уважать ценности.
Основные этапы развития ребенка
Знание того, чего ожидать в первый год жизни, может помочь как вам, так и вашему ребенку развиваться.
0-3 месяца:
Новорожденный спит до 18 часов в сутки, без циркадного ритма, позволяющего отличить день от ночи. При рождении движения вашего ребенка управляются автоматическими рефлексами, а зрение ограничено. Плач и суетливость достигают пика примерно на втором месяце, но к трем месяцам новые ритмы приносят большую стабильность, а также новые захватывающие способности благодаря улучшенному зрению и более сильным моторным навыкам.
Что вы можете сделать: Может быть полезно думать об этих поглощающих разумах и упростить первый опыт ребенка, чтобы предотвратить перевозбуждение.
- Предлагайте высококонтрастные изображения и серии визуальных мобильных устройств Монтессори с пониманием того, что сначала занятие может длиться всего несколько минут.
- К концу этого периода вы можете заметить, что их способность к взаимодействию длится дольше. Старайтесь не прерывать их возрастающую концентрацию.
- Замедлите свои ежедневные движения. Смотреть на свое лицо, слушать свой голос и изучать домашнюю обстановку, вероятно, гораздо интереснее, чем любое структурированное занятие или игрушка.
3-6 месяцев:
Игра возникает! Ваш ребенок может двигаться с большей целенаправленностью и координацией. Они могут видеть на большие расстояния и могут наслаждаться яркими цветами и сложными узорами. Они могут намеренно держать, хватать и подносить предметы ко рту. Такие игрушки, как погремушки, бусинки для захвата и различные тактильные предметы, идеально подходят для отработки новых движений. Младенцы в этом возрасте также процветают благодаря более предсказуемому распорядку дня.
Что вы можете сделать: Предложите много времени и свободного пространства для непрерывного движения.
- Замените зрительные мобили более сложными тактильными, такими как «деревянное кольцо на ленте», где они отслеживают и хватают кольцо.
- Они могут выражать недовольство, когда игрушка или интересующий их предмет выкатываются за пределы досягаемости. Дайте им время, чтобы достичь этого, если они продемонстрируют решимость, а не устраняйте проблему слишком быстро.
- Позвольте им выбирать игрушки, размещая варианты в пределах досягаемости, а не предполагая, что они хотят, и принося это им.
6-9 месяцев:
В эти месяцы наблюдается бум сенсорного обучения благодаря большим успехам в развитии крупной и мелкой моторики. Младенцы часто начинают сидеть без посторонней помощи. Они также могут лучше видеть, так как их зрение почти сравнимо со зрением взрослого человека. К восьми-девяти месяцам дети начинают более точно использовать свои пальцы с помощью «щипцового захвата» или способности брать предметы большим и указательным пальцами. Несмотря на эти успехи, они также могут более осторожно реагировать на появление тревоги разлуки.
Что вы можете сделать: Обновить и расширить свое пространство, чтобы обеспечить более сложные движения.
- Подушки или напольные пуфы могут дать новый толчок развитию крупной моторики, а также перекладина Монтессори, где они могут начать тянуться, подтягиваться и, наконец, вставать.
- К восьми-девяти месяцам вы можете вводить игрушки, которые побуждают их использовать обе руки и улучшают координацию рук и глаз, а также игрушки, предлагающие «постоянство объекта» или представление о том, что что-то все еще существует, даже если оно исчезнет. сзади, внутри или под чем-то другим. «Коробка постоянства объекта» Монтессори решает эту проблему, предлагая ребенку протолкнуть деревянный мяч через отверстие наверху, но он обнаруживает, что мяч снова появляется внизу.
- В зависимости от готовности вашего ребенка вы можете давать первые глотки воды из стакана для прикорма, а также первые прикормы.
9-12 месяцев:
Стремление вашего ребенка к независимости становится все более очевидным, а его быстро развивающаяся подвижность является напоминанием о том, что детство не за горами. Многие младенцы смогут стоять, ползать и даже делать свои первые шаги в течение этих месяцев, а также улучшать навыки самостоятельного кормления во время еды. Общение кажется гораздо более двусторонним, и они социально отвечают жестами, такими как указывание, махание рукой, хлопанье в ладоши и произнесение первых слов.
Что вы можете сделать: Движущийся ребенок сигнализирует о защите ребенка! Это прекрасное время, чтобы оценить общую включенность в семью и убедиться, что у них есть новые свободы, а не только ограничения. Там, где у вас могут быть подготовлены полка или корзины, понятие рабочего цикла Монтессори, вероятно, не будет представлять интереса, по крайней мере, до 18 месяцев.
- Определенная зона их передвижения становится менее важной, поскольку они мобильны, поэтому подумайте о том, как безопасно вывести их за пределы этой зоны.
- Убедитесь, что их окружающая среда не стала чрезмерно стимулирующей, так как теперь они могут достать вещи с большей готовностью. Если они сбрасывают или начинают деструктивное поведение, это может быть признаком того, что слишком много доступно.
- Развивайте способы прямой связи с реальным миром природы, пока они находятся на этой продвинутой стадии сенсорного обучения.
Как общаться с ребенком
То, как мы общаемся с нашими детьми, так же важно, как и то, как они взаимодействуют со своим окружением. Есть несколько принципов Монтессори, которые могут направлять наше взаимодействие, гарантируя, что мы не властно отвергаем, но и не допускаем упущения.
Наблюдение
Делая преднамеренные паузы, чтобы наблюдать за нашими детьми в разные моменты в течение дня, мы лучше поймем, на каком этапе развития они находятся. Когда они кажутся готовыми ко сну? Когда они больше всего хотят двигаться? Они больше заинтересованы в том, чтобы бить ногами или руками? Что, кажется, расстраивает их? Что вызывает их интерес? Такого рода любопытство является ключевым моментом в следовании за ребенком, а не в том, чтобы строить свои дни вместе по принципу «сверху вниз» под руководством взрослых.
- Наблюдение: «Я заметил, что на этой неделе ты начал разжимать и сжимать ладонь, и поэтому я собираюсь предложить тебе эту погремушку теперь, когда я знаю, что ты можешь ее ухватить».
Поощрение
Монтессори делает упор на поощрение, а не на похвалу. Похвала — это внешний мотиватор, когда ребенок привыкает искать внешнего одобрения своей работы. Если мы перефразируем наше волнение по поводу их работы таким образом, чтобы сосредоточиться на их усилиях, это способствует самомотивации. Мы можем поощрять наших малышей, даже если они еще не умеют говорить.
- Похвала: «Хорошо ползешь!»
- Поощрение: «Я видел, как ты был полон решимости пройтись по комнате! Ты должен чувствовать себя сильным!»
Сотрудничество и согласие
Монтессори предлагает нам подчеркивать способности нашего ребенка, рассматривая потребности в уходе как то, что мы делаем вместе с ним, а не как то, что с ним происходит. Когда ваш ребенок новорожденный, это начинается с замедления темпа и громкого проговаривания того, что вы делаете. Когда они станут старше, вы можете пригласить их к участию и получить согласие на то, что происходит с их телом.
- «Я вижу, что ты плачешь, и я заметил, что твой подгузник мокрый. Пойдем к твоему пеленальному коврику. Я сниму с тебя грязный подгузник. А теперь давайте снова наденем чистый сухой подгузник».
- «Хотите помочь одеться, подтянув штаны?
- «Могу ли я забрать вас?»
- «Хотите попробовать еще сладкого картофеля?»
Честный и основанный на фактах
Поскольку мы знаем, что наши младенцы и маленькие дети работают сверхурочно, чтобы проанализировать, как устроен мир, мы не даем объяснений, которые пытаются отвлечь, перенаправить или «отупить» доступную информацию.
- «Мы идем к врачу. Сегодня вы будете получать выстрел. Это будет похоже на тычок на вашей коже. Я буду рядом с вами и смогу держать вас, когда медсестра закончит».
Настоящий, богатый язык
Поскольку они находятся в чувствительном окне для языка, мы намеренно используем четкое произношение и не уклоняемся от громких слов или богатых описаний. Мы также избегали бы прозвищ для частей тела и повседневной лексики, которые только запутывают их.
- Вода — это не «вава», это «вода».
Заметка о сне
Монтессори-метода не существует, но мы можем придерживаться принципов уважительного общения, структурированного распорядка и независимости, соответствующей возрасту. В наших сообществах Нидо гиды Монтессори наблюдают за очередями сна, чтобы помочь детям перейти от игры ко сну, и особое внимание уделяется подготовке места для спокойного сна. Ребенка не учат «выкрикивать», потому что концепция независимости в Монтессори не конструируется взрослыми — она следует за готовностью ребенка, удовлетворяя его индивидуальные потребности.
Заметка о введении твердых продуктов
Вы можете поддерживать независимость с помощью еды с первого кусочка! Вот как настроить Монтессори-среду для приема пищи:
- Стол и стул для отлучения от груди. Это меньше, чем стол и стул для малышей, специально разработанный для детей в возрасте от шести месяцев.
- Если вы предпочитаете стульчик для кормления, рассмотрите вариант со ступеньками, по которым ваш ребенок может в конечном итоге самостоятельно залезать и вылезать.
- Попробуйте нагрудники с пуловером вместо нагрудников с застежками или липучками, чтобы ваш ребенок мог делать это так, как он умеет.
- Используйте открытые чашки для первых глотков воды.
- Предлагайте бьющиеся тарелки и настоящее столовое серебро, чтобы дать ребенку обратную связь о том, как использовать их и ухаживать за ними. Можно подождать с введением хрупких предметов, пока вы не почувствуете себя готовым спокойно руководить их использованием.
При введении корма основное внимание следует уделять самостоятельному кормлению, а не контролируемому кормлению. Младенцы могут научиться пользоваться ложкой самостоятельно, и они должны иметь право голоса в отношении того, что и сколько поступает в их организм. Им разрешено что-то не любить, и они не должны доедать порцию, если они говорят, что закончили.
Примечание о подгузнике стоя
Когда ваш ребенок научится стоять, вы можете попробовать подгузник стоя! Это просто способ более целенаправленно вовлечь ребенка в заботу о себе. Вы можете определить пространство, предпочтительно в ванной, как часть их ассоциации с приучением к туалету, где вы постоянно заставляете их переодеваться. Малыш может стоять у стены или держаться за небольшую перекладину, а также помогать раздеваться, убираться и переодеваться. Полезно иметь низкое зеркало, а также небольшой мусорный бак, куда можно положить грязный подгузник.
В системе Монтессори обучение пользованию туалетом является кульминацией после того, как вы потратите много времени на приобретение различных навыков самообслуживания, которые начинаются в младенчестве с таких шагов, чтобы участвовать. Эти шаги не предлагаются все сразу, а скорее соответствуют текущим возможностям и интересам малыша.