Воспитание детей в: Воспитание Детей от Года | Полезные Советы и Опыт Мам

Содержание

Воспитание и образование ребенка: разбираемся в нюансах

О чем речь? Воспитание и образование ребенка неразрывно связаны между собой. Если 25-30 лет назад упор делался только на получение знаний, то сегодня на первый план выходит формирование личности ребенка.

На что обратить внимание? Воспитание и образование начинаются не в школе, а гораздо раньше, и участие принимают как различные учреждения, так и сами родители. Кроме того, существует большое количество методик в помощь им.

В статье рассказывается:

  1. Отличительные черты современных детей
  2. Воспитание детей в зависимости от возраста
  3. Образование и воспитание ребенка-дошкольника
  4. Образовательно-воспитательные методики раннего развития
  5. Воспитательно-образовательные методы в школе
  6. Роль учителя в воспитании и образовании ребенка
  7. Проблемы воспитания и образования ребенка
  8. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Отличительные черты современных детей

Многие родители сегодня говорят, что современные дети очень отличаются от поколения учеников несколько лет назад из-за возрастающего темпа жизни и развития технологий.

Отличительные черты современных детей
  • Свободолюбивые личности

Детям нового поколения свойственна свобода передвижения и самовыражения. М. Мелвин считает, что у этих детей есть врожденное чувство уважения, и типичные методы ограничения и угрозы с ними не работают.

  • Люди, делающие свой выбор

Современные дети стремительнее размышляют и самостоятельно приходят к пониманию того, что для них лучше. При таких обстоятельствах важно помогать ребенку, не подводя его под имеющиеся стандарты и штампы.

Примите участие
в конференции и узнайте:

  • Как лучше подготовить ребенка к IT еще в школе. Мы расскажем, чем различается обучение в средних и старших классах.
  • Как ребенку реализовать свои способности.
  • Какие ключевые навыки нужно развивать сейчас, чтобы заложить прочный фундамент на ближайшие годы.

При регистрации
вы получите в
подарок документ:

Уже скачали 1517 родителей

  • Активные и восприимчивые дети

Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети современного поколения гораздо более подвижны, чем их ранние сверстники. В чём причина этого? Они родились в эпоху высоких технологий, поэтому им необходимо успеть сделать много, чтобы удовлетворить свои потребности. Обычно, эти люди очень восприимчивы к переменам и часто скоро устают от перегрузок.

На сегодняшний день в воспитании и образовании ребенка нужно прививать детям способность самостоятельно организовывать свое время, это позволит впоследствии легче балансировать между необходимыми занятиями и перерывами для отдыха.

Сегодняшние подростки более эффективны в борьбе с встречающимися трудностями, однако они тяжелее восстанавливаются —и это нужно знать родителям и преподавателям.

По мере взросления людей их положение в социуме меняется. Если ранее ребенок воспитывался в семье и был тесно привязан к дому, близким людям и родным местам, то теперь нередко социальные связи гораздо более широкие. В информационное поле вовлечены сверстники, родители, знакомые. У детей больше шансов на то, чтобы они отвлекались от своих занятий и занимались чем-то другим. По сути, детям предоставлены большие возможности для самореализации, вместе с тем создаются и определенные сложности.

Воспитание детей в зависимости от возраста

Воспитание и образование детей отличается в зависимости от возраста.

Приемы воспитания грудничков

В этот время у малышей происходит активный рост, сопряженный с физиологическими изменениями. Их состояние очень зависит от многих факторов. В организме еще не сформирована зрелая иммунная система, из-за этого им необходим частый отдых, сбалансированное питание и минимальное количество психических нагрузок.

С этого периода начинается формирование первой сигнальной системы, они начинают привыкать и распознавать близких людей, с интересом исследовать окружающее пространство. Формируются речевые навыки.

Образование и воспитание младших дошкольников

В возрасте от первого до третьего года жизни дети уже сталкиваются с ограничениями. Ребенок может свободно ходить и иметь возможность с интересом изучать окружающее пространство, Он старается понимать суть предметов и их значение, копирует поведение окружающих. А родители, в свою очередь, вводят запреты. В этот момент наступают огорчения и досада.

Роль родителей в образовании и воспитании детей младшего дошкольного возраста состоит в обучении их быть аккуратными, дисциплинированными и уметь регулировать свои эмоции.

У детей в раннем возрасте имеются следующие потребности:

  • Желание иметь теплые и доверительные отношения с окружающими, особенно внимание мамы.
  • возможность воспользоваться подсказкой взрослого для принятия самостоятельного решения.
  • Потребности самовыражаться.

Проблемы воспитания и образования детей дошкольного возраста

С трех до семи лет начинается формирование нравственности и ответственности. Дети проявляют заботливость и внимание к родителям. Главную роль в формировании личности ребенка играет семья.

Особенностью в воспитании детей этого возраста является то, что дети копируют поведение и реакцию родителей. Ребенок следует тем правилам, которые заложены в семье. В этот период он пытается научиться отличать плохие поступки от хороших, а также оценивает реакцию старших на свое поведение. Из-за этого детям свойственно ябедничать.

С трех лет ребенок начинает посещать детское дошкольное учреждение. Это место, где дети начинают общаться между собой, в процессе игры обучаются основным навыкам общения и взаимодействия. У детей улучшается память, они становятся более внимательными и сосредоточенными.

Особое внимание в воспитании требуется детям, которым исполнилось семь лет. В этом возрасте меняется их социальное окружение. Появляются новые правила, которым они должны следовать. Требования к детям становятся выше, что влечет изменение их реакций.

Проблемы воспитания и образования детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание и образование ребенка в возрасте от 7 до 11 лет

В младшем школьном возрасте ребенок проходит важный период формирования личности. За игровым процессом приходит учебная деятельность. Во время нахождения детей в школе основная роль в их воспитании отводится учителю. В случае, если преподаватель правильно оценивает действие ребенка, у него развивается заинтересованность в учебном процессе и стремление к успеху.

От оценки педагога зависит, каким образом действия ученика будут оценивать одноклассники. Особенностью обучения в этом возрасте является необходимость учителей, а также семьи оказать на первых порах помощь ребенку во избежание неудач и разочарований, чтобы в дальнейшем успешно проходил учебный процесс.

Отличия в воспитании подростков

С 9 до 13 лет подростки переживают пубертатный период. В это время происходят физиологические, психические и гормональные изменения, которые ведут к наступлению физического и полового созревания. Ребенок хочет скорее повзрослеть, у него появляются комплексы и меняется поведение. Подросток становится более ранимым и требовательным к себе. Появляется опасность попасть под чье-либо негативное влияние.

Главная особенность в воспитании и образовании ребенка в этом периоде состоит в оказании помощи родителей и учителей, контроле поведения при общении со сверстниками. Задачей взрослых является предложить ребенку свою дружбу, заложить понимание того. что ребенок не находится в одиночестве. Более поздний период у подростков насыщен сексуальными переживаниями.

Это нужно помнить родителям. С подростками лучше поддерживать тесное общение, помогая им преодолеть кризис в мягкой форме.

Образование и воспитание ребенка-дошкольника

По методике советского педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания и обучения — это не комплекс отдельно взятых элементов, а взаимосвязанное, целостное действие.

В структуре процесса обучения выделяют следующие компоненты:

  • Стимулирующе-мотивационное обучение, в котором отражаются меры учителя в формировании познавательных способностей, стимулировании мотивации к учебе, отношении к окружающим.
  • Целевой компонент подразумевает постановку учителем и восприятие учеником цели и задачи изучения учебного предмета.
  • Содержательный компонент определяет наполнение обучения согласно государственным образовательным стандартам, учебных пособий, учебников и программ.
  • Операционно — действенный компонент описывает процесс образования и воспитания детей, который проходит с использованием определенных правил, способов и методик.
  • Контрольно-регулировочный компонент подразумевает процесс контролирования учителя и учеников в целях установления их взаимосвязи и изменения в ходе обучения и воспитания.
  • Оценочно-результативный компонент соединяет самооценку учеников и оценку учителя, выявляет их соответствие поставленным целям и определяет задачи для дальнейшей деятельности.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 20406

Процесс воспитания очень важен при формировании личности, ее развитии и образовании. Он тесно связан с процессом обучения и развития в детских общеобразовательных учреждениях.

Различают три основные функции в воспитании:

  • Дидактическая, с помощью которой ребенок усваивает знания и формирует свою деятельность. Эта функция является основной в процессе обучения.
  • Воспитательная (доминирующая) функция формируется в системе отношения к окружающему миру, своему мировоззрению и ценностям. Этот вид функции проявляется в общении между взрослыми и детьми, а также в период формирования моральных и поведенческих принципов.
  • Развивающая функция заключается в становлении у ребенка творческих дарований, важных психологических характеристик.

Функции, участвующие в процессе воспитания, осуществляется учителем комплексно, поскольку они тесно взаимосвязаны друг с другом. Одна функция плавно перетекает в другую.

Учебный процесс – это неотъемлемая часть всеобщего процесса обучения и воспитания. Дошкольное образование включает широкий спектр методических, воспитательных и обучающих задач. Оно позволяет достигнуть главной миссии — формирования гармонично-развитой творческой личности. Процесс обучения осуществляется в тесном взаимодействии учителя и ребенка посредством применения разнообразных форм преподавания, с учетом разработанных и утвержденных методик и правил.

Образование и воспитание ребенка-дошкольника

На сегодняшний день в новейших книгах по преподаванию для дошкольников можно найти такую трактовку: «Обучение — это передача ребенку знания, умения, навыка и формирования необходимых наклонностей в соответствии с установленной методикой».

Обучение является важным компонентом в образовательном процессе детей дошкольного возраста. В процессе обучения идет усвоение материала, развитие способностей, получение необходимых знаний и умений.

Нравственное воспитание и образование ребенка создает условие для становления гармонично-развитой личности, овладение им социальных, культурных навыков, необходимых для существования в обществе.

Образовательно-воспитательные методики раннего развития

Система педагогики Монтессори

Мария Монтессори — педагог из Италии, создала свою педагогическую систему, работая в психологической клинике с детьми, имеющими особенности развития. Впоследствии, имея успех в образовательно-развивающей системе, адаптировала эту методику для всех детей.

Основной принцип образования и воспитания детей заключается в самостоятельном развитии ребенка, опираясь на материал, подготовленный взрослым. Преподаватель анализирует, чем заинтересован ребенок, готовит материал для занятий и обучает пользованию.

Основные принципы методики:

  • Формирование разновозрастных групп, где старшие учат младших. Таким образом формируется взаимопонимание и взаимопомощь.
  • Наличие специально подготовленной среды. Игровое пространство делят на несколько зон: естествознания, математическую, языковую и пр. Ребенок сам определяется с выбором.
  • Педагог не навязывает собственное мнение.
  • Недопустимы критика и запрет, ребенок имеет право на ошибку.
  • Ребенка приучают к самостоятельности.

Методика Гленна Домана

Американский врач-физиотерапевт Гленн Доман — автор книги «Гармоничное развитие ребенка», считает, что двигательная активность ребенка непосредственно влияет на формирование мозговой деятельности. Поэтому интеллект малыша во многом зависит от того, насколько он хорошо физически развит.

Гленн Доман обращает внимание на то, что надо использовать возможности человеческого мозга, который растет до 6 лет. Маленькие дети быстрее воспринимают обучение, чем взрослые. Самое необходимое для его развития — это внимание со стороны родителей. Именно родители — самые главные учителя и наставники для своего ребенка.

Развитие физического интеллекта и умственного потенциала возможно с помощью системы упражнений, стимулирующих различные части мозга. Выполняя все в соответствии с методикой, организовывая регулярные занятия математикой, языком и другим дисциплинам, можно воспитать гения.

Методика Гленна Домана

Вальдорфская педагогика

Вальдорфскую методику создал в первой половине XX века немецкий педагог Рудольф Штайнер. Основной идеей этой методики воспитания является проявление способностей ребенка в спокойной обстановке, без создания стрессовых ситуаций и оценки его деятельности.

В соответствии с методикой, сначала ребенок должен получить творческие и трудовые навыки, а затем интеллектуальное развитие. Целью Вальдорфской школы является воспитание гармонично развитой личности, которая отвечает за себя и оказывает помощь другим.

Главные принципы школы заключаются в том, чтобы ребенок дольше наслаждался своим детством, находясь в комфортной спокойной обстановке. Дети много времени проводят на природе, ухаживают за животными, пользуются природными материалами. В начальной школе дети преимущественно занимаются музыкой, рисованием, историей. В средних классах делается упор на творческое развитие, и только в старших классах начинается изучение академических дисциплин.

Материалы изучаются частями по 3–4 недели. Ученики изучают такой объем информации, который они могут усвоить. Большая роль отводится семье. Проводятся совместные праздники, походы на природу, творческие мероприятия. Также велика роль преподавателя. При общении с ребенком он учитывает его темперамент и тип восприятия.

Преимущество этой системы заключается в том, что ребенок воспитывается в комфортной спокойной среде, особое внимание уделяется развитию творческих способностей, педагоги открыты для общения с родителями и детьми. В итоге к старшим классам дети имеют высоких интеллект, позитивное отношение к окружающему миру.

Только до 17.04

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Уже скачали 7503

Воспитание и образование ребенка по системе Никитиных

Основой методики Бориса и Елены Никитиных лежит любовь к труду, творчеству, природе. Взрослые не мешают детям развиваться, не оказывают давление, не принуждают, а только помогают разобраться в проблемах. Главной задачей является развитие творческой личности.

Основные принципы определяются следующими моментами:

  • свободное творчество без принуждения и тренировок;
  • наличие повсеместно в домашней обстановке спортивных снарядов;
  • участие взрослых в жизни детских мероприятий.

Никитины разработали специальные интеллектуальные игры для детей. Дети решают задачи с помощью кубиков, деталей конструктора от простых до самых сложных. Форма задач представлена в виде рисунков, чертежей или устного руководства. Таким образом, ребенок постигает разные способы информации. Главной особенностью игровой методики Никитиных является объединение принципа «от простого к сложному» и проявление самостоятельности.

Воспитательно-образовательные методы в школе

Нынешние реформы и мировые тенденции формируют принципиально новые запросы к обществу, требующие своевременных решений. Эти меры в определенной степени влияют на обучение школьников и требуют незамедлительных преобразований системы образования.

Современная концепция образования руководствуется следующими подходами:

Воспитательно-образовательные методы в школе

Личностно-ориентированный

Основан на повышении интереса к обучению ученика, развитии личных качеств, творческих способностей. Учитель, следуя методологической ориентации в своей деятельности, опираясь на понятия, способы и идеи, обеспечивает и поддерживает процесс самореализации ребенка, способствует его всестороннему развитию.

Личностно-ориентированный подход к воспитанию создает комфортные условия для формирования полноценной личности. Педагог концентрирует свое внимание не только на развитии интеллектуальных способностей отдельного ребенка, но и на развитии его как гармонично-развитой личности. У ребенка раскрываются духовный и эстетический потенциал, иные способности.

Деятельностный

Суть подхода заключается в совместной деятельности учеников и учителей, реализуя вместе выработанные цели и задачи. Коллективный поиск ценностей, жизненных принципов и правил являются основой в воспитательном процессе такого подхода.

Используя деятельный подход, человек реализует себя в творчестве, учится взаимодействовать с миром. Именно в процессе деятельности происходит его саморазвитие и осознание собственной личности.

Культурологический

Представляет собой сочетание методологий и педагогических мероприятий, которые способствуют созданию культурных ценностей. Основу данного подхода составляют культурные традиции, знакомство ученика с социокультурным наследием, обычаями и традициями.

Ученики рассматривают культуру как целостную структуру, развивающуюся по определенным законам. На уроках прививается уважительное отношение к историческому культурному наследию, изучается развитие культуры отдельных народов.

Ценностный

Применяется с учетом времени. Этот метод означает, что подрастающее поколение будет адаптировано к тем нормам и ценностям, которые важны сейчас.

Так же можно привести такие характеристики как: порядочность, беспристрастие; гуманизм, доброжелательное отношение к людям.

В современном образовании молодому поколению все чаще близки противоположные ценности. Причин этому несколько:

  • желание потреблять, а не создавать;
  • пропадает интерес к историческому прошлому, забываются традиции;
  • культивируется все зарубежное как самое лучшее;
  • предпочтение отдается материальному, а не духовному благополучию;
  • не терпимость в отношении других людей и агрессивное поведение;
  • Гуманистический

Такой вид обучения школьников, когда на первый план становятся прерогатива и независимость ребенка. Каждому ученику объясняют его обязанности и права в определенный возрастной период. Как считают авторы подходов, это содействует становлению психически здоровых и целостных людей.

Человекоцентрированный

Данный подход разработан американским психотерапевтом К. Роджерсом.

В соответствии с его теорией, ребенок сам способен позитивно меняться. Он, как хозяин своей жизни, в состоянии принимать взвешенные решения, проявлять самостоятельность, стремиться к личностному росту. А роль педагога заключается в помощи человеку быть самостоятельным, иметь адекватную оценку своих возможностей и непрерывно развиваться.

Чтобы раскрыть потенциал ребенка, необходимо наличие благоприятных условий для жизни и обучения. К. Роджерс предлагает два способа:

  • информационное обучение, при котором даются фактические знания;
  • значимое учение, обеспечивающее знания, необходимые для самоизменения.

В образовании и воспитании современных детей наряду с обучающими программами уделяют внимание нравственному и духовному развитию школьников. При этом, ранее это было не так важно. Приоритет отдавался в пользу патриотического и трудового воспитания. Нынешнее образование должно дополнить систему воспитания финансовым, экологическим и правовым аспектом обучения.

В первую очередь, педагог должен развивать из школьника полноценную личность. Необходимо изменить традиционную систему и перейти на новую.

Роль учителя в воспитании и образовании ребенка

Учителю необходимо помнить, что взаимоотношения с учениками строятся на доверии и уважении друг к другу. У детей есть потребность общения между собой и старшими. Разговаривая с ребятами, учитель может обсудить разные ситуации, узнать их отношение к происходящим событиям.

Благодаря доверительным отношениям педагог может раскрыть внутренний мир каждого ребенка, выяснить, как он себя ведет в той или иной ситуации. Таким образом, через общение учитель изучает внешние и внутренние процессы внутри своей среды.

Педагог должен на протяжении долгого периода наблюдать за учеником прежде, чем изучит его личные характеристики. В этих целях преподавателю следует записывать свои наблюдения о каждом воспитаннике в специальный дневник, фиксировать отклонения в поведении ребенка и своевременно делать выводы о собственных наблюдениях. Затем, пользуясь материалами, учитель корректирует собственную деятельность в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Роль учителя в воспитании и образовании ребенка

Каждый ученик имеет свойственный ему порог развития и психологическую особенность, а также умственный потенциал. Педагогу должны быть известны индивидуальные наклонности учеников. Это поможет ему должным образом организовать занятие. Понимая проблемы воспитания и образования детей, возрастные особенности ребенка, познав его внутреннее содержание, преподаватель сможет воспитать гармонично развитую личность, которая легко впишется в современное общество.

Проблемы воспитания и образования ребенка

Высокая учебная нагрузка

Одним из факторов стрессового состояния у учеников является необходимость как можно раньше определиться с выбором специальности, чтобы успеть подготовиться к поступлению в институт. Высокие требования школьной программы, наличие подготовительных курсов, занятий с репетиторами могут привести к эмоциональному и интеллектуальному выгоранию. В этом случае ребенок не в состоянии сосредоточиться на учебе и увлечениях, он просто устает, у него пропадает желание учиться.

Для того чтобы ребенок научился бороться со стрессами, ему необходимо заниматься спортом, музыкой или отвлекающими играми. Необходимо побуждать ребенка к отдыху после напряженных занятий, чтобы он равномерно распределял свои силы в течение дня.

Плохое воображение и отсутствие самостоятельности

В режиме дня ребенка есть дополнительные занятия, которые развивают его наклонности. Однако в случае, когда ребенок всегда следует расписанию, он теряет способность самостоятельно планировать свое время. Он ждет, когда родители организуют его время. В результате школьник испытывает трудности с принятием решения, боится сделать выбор.

Нужно предоставить ребенку свободное время, чтобы он смог заняться своим любимым делом. Оставаясь наедине с собой, школьник начинает придумывать себе занятие. У него развивается воображение, фантазия, возникает желание творить.

Риски для физического и эмоционального развития

Один из главных недостатков современных реалий — малоподвижный образ жизни, который отражается и на детях. Много времени дети проводят в школе, потом за домашним заданием, а досуг часто связан с гаджетами. Отсутствие регулярной физической активности приводит к нарушениям сна, кислородному голоданию, набору веса и снижению стрессоустойчивости. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, норма физических нагрузок для детей от 5 до 17 лет — не менее 60 минут в день.

Для них могут быть полезны спортивные занятия, активные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры. Необходимо ограничить время пребывания детей в интернете. Перед сном исключить возможность пользования гаджетами, т. к. это приводит к возбужденному эмоциональному состоянию. В качестве альтернативы надо предложить ребенку почитать книги или послушать спокойную музыку.

Риски для физического и эмоционального развития

Социализация и поиски идентичности

Сейчас процесс взаимоотношения детей часто проходит онлайн. Из-за этого общение вне социальных сетей может вызывать трудности. Однако живое общение важно для эмоционального развития ребёнка и дальнейшей социализации во взрослом мире.

Необходимо предложить ребенку кружки и групповые занятия, где он сможет в комфортной обстановке общаться со сверстниками, у которых будут схожие с ним интересы.

Глобальные вопросы, которые провоцируют детские страхи.

Экологические, глобально-социальные вопросы серьезно беспокоят наших детей и оказывают влияние на их существование. Во время пандемии дети и подростки вынуждены были менять свой образ жизни, перейдя на дистанционную форму обучения.

Во избежание детского стресса, родителям необходимо установить тесный контакт со своим ребенком, разговаривать о волнующих проблемах, успокаивать и настраивать на позитив. Привлекать внимание ребёнка, развивать его интерес к актуальным проблемам. И именно взрослые помогут ему ориентироваться в информационном пространстве.

Важно отвлечь внимание ребенка от волнующих проблем и сконцентрировать его на интересных мероприятиях. К примеру, дети, которые обеспокоены экологическими проблемами в нашей стране могут поучаствовать в волонтерском движении по очистке рек.

Нравственное воспитание и образование ребенка – это не только получение новых знаний, но и приобщение к материальной, духовной культуре человечества, воспитание личности с активной жизненной позицией.

Рейтинг: 5

( голосов 2 )

Поделиться статьей

Воспитание детей в вере | Предание.ру

  • Главная
  • Медиатека
  • Тема: Воспитание детей в вере

Пользовательское соглашение Сообщить об ошибке

  • Как воспитать ребенка в вере?
  • Мысли о воспитании детей
  • Библия о воспитании детей
  • Книги о воспитании детей

Как воспитать ребенка в вере?

Конечно, никак. Если мы ставим задачу «вырастить человека, который верит в Бога» — нас постигнет неудача. Причина очевидна: ребенок – это образ Божий, человек со свободной волей и своим жизненным путем. У него будет своя и только своя вера, свои ошибки и свое покаяние.

 

Конечно, родители оказывают на детей очень сильное влияние: они могут навязать профессию, образ жизни, привычки, увлечения («я петь не умею, но моя дочь будет учиться в музыкальной школе!»). И, пожалуй, единственное, в чем мы абсолютно и окончательно бессильны – это вера: верить в Бога человек независимо от возраста может только самостоятельно. Мы, родители и педагоги, никак не можем на это повлиять.

 

Означает ли это, что воспитание не должно касаться религиозных вопросов? Конечно, нет. Слово «воспитание» потому и имеет общий корень с «питанием», что означает удовлетворение потребностей ребенка – в том числе и потребности в духовном. Так какую же задачу себе поставить в религиозном воспитании ребенка? Мой ответ таков: задача родителя – сформировать у ребенка представление о Боге как о чем-то радостном, глубоком и важном. Решить эту задачу можно несколькими способами:

1. Личный пример. Каково мое собственное отношение к молитве, богослужению, Таинствам? Если во время чтения молитвы перед едой я одной рукой помешиваю кашу, а второй вытираю кому-то сопли – вряд ли ребенок будет воспринимать молитву как разговор с Богом.

2. Ответы на вопросы ребенка. Если ребенок видит меня молящимся – он спросит о смысле, и я должен быть готов «дать отчет о моем уповании». Слыша слова Писания, он будет задавать вопросы («Папа, а почему Иисус хотел скорее умереть – Он хотел к своему папе?» — так спросила меня 5-летняя дочь) – я должен отвечать развернуто и честно.

3. Эмоции, связанные с верой. Если для ребенка все, что связано с храмом, с самого детства тяжело и неприятно, то странно ожидать, что во взрослом возрасте он полюбит православие всей душой. Если молитва родителей – это только время, когда нельзя кричать и больше ничего, то как ему радоваться молитве?

 

Получится ли у меня сформировать у ребенка представление о Боге как о мудром и любящем Отце? Не знаю, гарантий нет. Вспомним, что сын святой Игнолии – блаженный Августин – долгое время не проявлял особого интереса к христианству, а сын преподобного Серафима Вырицкого, святого ХХ века, был безбожником до конца своих дней.

 

Но попытаться, бесспорно, стоит.

Как воспитывать детей?

Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Общая семейная молитва — является хорошей школой для всех — и для малых, и для больших, потому что очень органично вводит в молитву церковную. Ребенок, научившийся молиться дома, с радостью идет в храм и узнает те молитвы, которые творились дома, а теперь воспеваются в храме. И ему хочется вместе со всеми служить в храме так же, как он участвует и в домашней молитве.

И в семейной молитве, и в храмовой рождается и укрепляется чувство предстояния пред Богом не одного, а всех вместе. Это — ценный опыт соборности, которая есть природа церкви. Если мы этот опыт не накапливаем, то церковь разрушаем. Общая молитва восстанавливает эту природу, которую, к сожалению, церковь сейчас во многом утратила, но должна ее вновь обрести, ибо без сослужения всех нет Церкви. Когда за нас служат, а мы стоим как потребители — дети или взрослые — то мы лишь слушатели, а не участники молитвы.

 

Из книги «Таинство детства»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.

 

Из книги «Общаться с ребенком. Как?»

Библия о воспитании детей

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелий от Матфей, глава 19, стих 14).

Возможно, это и есть главная задача воспитания. Как известно, «душа по природе христианка» — в человеке с самого рождении заложено стремление к Богу. Поэтому наша задача — не задавить это стремление, не дать ему задохнуться под гнетом «обычаев века сего».


 

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»

Невозможно обойти вниманием эту знаменитую цитату из ветхозаветной книги Притчей Соломона. В первую очередь, видимо, здесь говорится о том, чтобы не пренебрегать своими родительскими обязанностями, не попустительствовать, когда дети ведут себя недолжным образом. При этом следует помнить, что в других местах Писания говорится об опасности действовать в гневе («гнев не творит правды Божией»), и о том, что родителям не следует раздражать своих детей, чтобы они не унывали (Послание к Колоссаем, 3 глава).

Если родители сами не обращаются регулярно к Слову Божию, они не смогут правильно понять, когда и за что наказывать, и часто будут делать это по своему произволу, а не согласно высшей правде.

При этом ничто не мешает воспринимать розгу не как орудие физического наказания, а как метафору того урока (по-славянски – наказа), который родитель преподает своему ребенку.

Книги о воспитании детей

Таинство детства

Виктор (Мамонтов), архимандрит

Беседы с родителями. Программа «Путь в жизнь»

Куломзина Софья Сергеевна

Наша Церковь и наши дети — радио «Град Петров»

Куломзина Софья Сергеевна

Мысли о детях в Православной Церкви сегодня

Магдалина сестра

О семье и воспитании детей

Лука (Войно-Ясенецкий), святитель

Основы православного воспитания

Амфилохий (Радович), митрополит

Советы супругам и родителям

Амвросий Оптинский, преподобный

Работы по педагогике

Зеньковский Василий, протоиерей

Сердце отдаю детям

Сухомлинский Василий Александрович

Как любить ребенка

Корчак Януш (Janusz Korczak)

Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания

Кволс Кэтрин (Kathryn Kvols)

Наша Маша. Из записных книжек

Еремеев Алексей Иванович (Л. Пантелеев)

Пять путей к сердцу подростка

Чепмен Гэри (Gary Demonte Chapman)

Стоит быть отцом

Пуликовский Яцек

Пять путей к сердцу ребенка

Кэмпбелл Джон Росс (John Ross Campbell)

Как на самом деле любить детей

Кэмпбелл Джон Росс (John Ross Campbell)

Детям о праздниках Православной Церкви

Учимся растить любовью. Передача для родителей

Проповеди для детей

Деккопет А.

«Закон Божий» для детей

Малевский А.

Христианское воспитание детей в современном мире

Стрелов Владимир Сергеевич

Новый Завет в пересказе для детей

Ветхий Завет в пересказе для детей

Пособие по подготовке лагерей (Синдесмос)

Педагогическое наследие русской эмиграции

Лекции по воспитанию и педагогике

Потаповская Ольга Михайловна

Читайте еще

  • Христианский брак

Тематические страницы

Назад к основам: воспитание детей в эпоху цифровых технологий

Ричард Фрид

6 201

ПРОСМОТРОВ

«Это невозможно», — воскликнула Эмили, мать троих мальчиков. «Я не знаю, должен ли я давать своим детям больше технологий или меньше». Эмили чувствовала себя парализованной, потому что она застряла между советом по воспитанию детей в эпоху цифровых технологий и тем, что подсказывало ей сердце.

В интернет-статьях утверждалось, что детям нужна свобода с гаджетами, но она знала нескольких подростков, которые всю жизнь проводили в своих телефонах, отвергали свои семьи и страдали от эмоциональных проблем. Эмили также сомневалась в обещаниях, что устройства являются ключом к успеху детей, поскольку она знала больше, чем несколько одержимых играми 20-летних, которые все еще жили со своими родителями и не проявляли никаких признаков продуктивности.

Удивительная наука о воспитании счастливых и здоровых детей

Встречаясь с такими родителями, как Эмили, я признаю, что не понимаю, что такое хорошее воспитание в эпоху цифровых технологий. За руководством я предлагаю обратиться к науке о воспитании здоровых детей. Выяснилось, что это экстраординарно: даже среди атрибутов нашей одержимой технологиями культуры связь детей с семьей и школой по-прежнему остается самым важным фактором в их жизни. Другими словами, пришло время вернуться к основам.

Существуют и другие элементы воспитания здоровых детей, в том числе вовлечение детей в творческие игры и игры на свежем воздухе и демонстрация им того, что значит быть хорошим другом. Нам также необходимо научить детей самоконтролю и продуктивному использованию технологий. Тем не менее, дети лучше способны приобрести эти способности, если у них есть прочные связи с семьей и школой. Дети узнают ценность природы, когда родители выставляют их на улицу. А дети приобретают самообладание или выдержку, упорно выполняя сложные школьные задания.

Два столпа детства

Семья — самый важный элемент жизни детей — даже в этом мире битов и байтов — потому что мы в первую очередь люди. Мы не можем игнорировать науку о привязанности, которая показывает, что нашим детям нужно много времени проводить с нами. Такой опыт формирует мозг детей, способствует их счастью и самоуважению, уменьшая при этом вероятность того, что у них разовьется поведение или проблемы с наркотиками.

Второй по важности после семьи является участие детей в школе. Тем не менее, некоторые сомневаются в ценности традиционного обучения, утверждая, что в эпоху цифровых технологий дети лучше всего учатся, пользуясь новейшими гаджетами. Но, по данным Исследовательского центра Пью, ценность высшего образования в последние десятилетия на самом деле возрастает , предоставляя молодежи более высокий потенциал заработка и значительно снижая риск безработицы или бедности. И как колледжи оценивают поступление? Не за счет высоких результатов в видеоиграх или количества друзей в социальных сетях, а вместо этого за счет измерения понимания детьми основ обучения, преподаваемых в школе, включая умение хорошо читать, писать и считать.

Приманка и переключатель

«Ему неинтересно присоединяться к нам на семейных прогулках… и это все равно, что вырывать зубы, чтобы заставить его делать домашнее задание», — сказала мне Андреа, мать 12-летнего Кевина. Повернувшись к Кевину, сидевшему рядом с матерью, я спросил его, чем он любит заниматься вместо этого. «Сыграй в мою игру», — ответил он как ни в чем не бывало. Из моей работы с семьями я знал, что есть большая вероятность, что Кевин скажет мне, что видеоигры важнее всего. Девочки часто рассказывают, что телефоны отвлекают их от семьи и школы.

Слишком много родителей стали жертвами наживки и подмены. Они продаются за планшеты, смартфоны и другие гаджеты для своих детей, обещая, что они позволят детям общаться с семьей и продвигаться в школе. Но вскоре после того, как дети получают устройства, они используют их в основном для развлечения. По данным Kaiser Family Foundation, дети тратят всего 16 минут в день на компьютер дома для учебы; Напротив, дети младшего возраста тратят 5,5 часов, а подростки — 8 часов каждый день на развлекательные экраны и телефонные технологии. Это невероятное количество времени, проведенное за игрой с устройствами, часто происходит за счет того, что дети общаются с семьей, читают и выполняют школьные задания.

Связь детей с семьей и школой

Как вы можете построить жизнь вашего ребенка вокруг семьи и школы в этот век отвлекающих факторов? Примените авторитетное воспитание , самый эффективный стиль воспитания, к использованию ваших детей технологий. Авторитетные родители любящие и активно вовлеченные в жизнь детей, они возлагают на них высокие ожидания и ограничивают их поддержку.

Чтобы любить своих детей и заниматься ими, лучше всего, если родители и дети будут проводить много времени вдали от устройств, чтобы полностью присутствовать друг с другом. И чтобы дать детям высокие ожидания и ограничения, родители не должны пытаться быть друзьями своих детей, а скорее понимать, что они несут ответственность за установление технических ограничений (даже когда дети сопротивляются), чтобы поощрять семейные моменты, чтение и учебу без отвлекающих факторов. время.

Ваша домашняя среда также формирует связь ваших детей с семьей и школой. Рассмотрите возможность использования правила, используемого многими ведущими техническими руководителями, согласно которому дети и подростки не используют экраны и телефоны в своих спальнях. Это побуждает детей проводить время в общих семейных пространствах, а также повышает вероятность того, что они будут продуктивно использовать компьютеры и другие устройства.

Сущность воспитания

Осажденные изменениями, вызванными цифровым веком, родители ищут, как лучше всего воспитывать своих детей. Ясно одно: суть здорового детства не в телефонах и других устройствах. Наоборот, дети, чья жизнь сосредоточена вокруг семьи и школы, имеют наилучшие шансы стать счастливыми и успешными — два качества, которые никогда не выйдут из моды.


Об авторе: Ричард Фрид

Ричард Фрид, доктор философии, детский и подростковый психолог, ведущий специалист по воспитанию детей в эпоху цифровых технологий, а также автор книги Wired Child: Reclaiming Childhood in цифровая эпоха . Сотрудник Huffington Post , а также опубликованный в New York Times , Boston Globe и других средствах массовой информации, он регулярно общается с группами родителей, учителей и медицинских работников. Он живет в Уолнат-Крик, штат Калифорния, с женой и двумя дочерьми. Чтобы узнать больше, посетите сайт RichardFreed. com

Детей растить становится дороже. И правительство мало что делает, чтобы помочь.

Воспитывать детей всегда было дорого. Пандемия COVID-19, несомненно, сделала эту перспективу более пугающей для многих из-за колебаний цен на продукты питания и жилье и бурного рынка труда. В результате многие потенциальные родители решили подождать. Но по мере того, как пандемия отступает, инфляция стала новой проблемой для родителей. В то же время провал программы «Восстановить лучше, чем было» и обращение вспять 9Дело 0017 Роу против Уэйда оставило родителей без необходимой поддержки и затруднило принятие решения о будущем для потенциальных родителей.

Старший ассистент-исследователь и координатор проекта — Центр по делам детей и семьи, экономические исследования, Институт Брукингса

Менеджер по коммуникациям — Экономические исследования

Теперь воспитание ребенка стоит дороже

В 2017 году — за годы до пандемии и в течение продолжительного периода очень низкой инфляции — Министерство сельского хозяйства США (USDA) прогнозировало, что средние общие расходы на ребенка от рождения до 17 лет составят 284 594 доллара. Эта оценка исходит из среднего уровня инфляции в 2,2 процента и не включает расходы, связанные с отправкой ребенка в колледж или его поддержкой во время перехода во взрослую жизнь. С 2020 года уровень инфляции резко вырос — по состоянию на июль 2022 года он составлял 8,5 процента — отчасти из-за проблем с цепочкой поставок и пакетов стимулирующих расходов, которые кладут в карманы американцев больше денег. Федеральная резервная система в настоящее время существенно повысила процентные ставки в попытке контролировать инфляцию.

Из-за более высокой инфляции супружеская семья со средним доходом и двумя детьми теперь потратит на 26 011 долларов больше, чтобы воспитать ребенка до 17 лет.

-годы между 1980 и 1997 годами, еще один период существенного повышения темпов инфляции. Среднее увеличение индекса потребительских цен за этот период, включая снижение инфляции после действий ФРС, составило 4 процента. Затем мы пересчитали прогнозируемую стоимость воспитания ребенка, предполагая уровень инфляции в 4 процента с 2021 по 2032 год. Мы оцениваем, что общие средние расходы семьи на ребенка, родившегося в 2015 году, в семье среднего класса с двумя детьми, будущая инфляция, будет $310 605 . Из-за более высокой инфляции супружеская семья со средним доходом и двумя детьми теперь потратит на воспитание ребенка до 17 лет на 90 066 26 011 90 069 долларов больше. такие как еда, жилье и газ составляют еще большую часть их дохода.

Будущие родители сталкиваются с финансовыми компромиссами

Как мы видели в разгар пандемии, эти более высокие расходы могут привести к тому, что многие будущие родители будут ждать, прежде чем заводить детей, или решат вообще не заводить детей. Согласно опросу исследовательского центра Pew Research Center, в 2021 году 44% неродителей детородного возраста заявили, что у них вряд ли когда-нибудь будут дети. Эта оценка на семь процентных пунктов выше, чем в 2018 году. Другие родители могут решить пойти на компромисс, будь то иметь меньше детей, переехать в менее дорогие районы или работать дольше.

Будущие родители сталкиваются с этими компромиссами отчасти потому, что, в отличие от других развитых стран, Соединенные Штаты предоставляют гораздо меньше помощи в виде детских пособий, ухода за детьми, дошкольного образования и оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам. Была некоторая надежда на дополнительную поддержку через закон президента Байдена «Восстановить лучше, чем было» (BBB), который увеличил бы субсидии по уходу за детьми, ввел бы федеральный план оплачиваемых отпусков и навсегда кодифицировал расширенный налоговый кредит на детей, который сам по себе сократил бы детскую бедность. примерно на 40 процентов. Однако от Закона о BBB отказались. Вместо него Конгресс принял Закон о снижении инфляции, который не предусматривал прямой поддержки новых родителей.

Является ли выбор растить ребенка действительно выбором?

Для тех, у кого нет ресурсов, эти компромиссы непросты. Половина женщин, сделавших аборт в 2014 году, жили за чертой бедности и/или переживали разрушительные жизненные события, такие как потеря работы или задолженность по квартплате. После свержения Роу 17 штатов ограничили или полностью запретили аборты. Ожидается, что другие штаты последуют их примеру, и если они это сделают, более половины женщин в Соединенных Штатах потеряют доступ к абортам, а число незапланированных родов, вероятно, возрастет в ближайшие годы.

Отмена Верховным судом прецедента, установленного в деле Roe , означает, что женщинам по всей стране будет намного сложнее выбирать, рожать ли и когда рожать. Правительства многих штатов, лишившие выбора, становиться ли родителем и когда, не сделали ничего для снижения стоимости рождения ребенка. Фактически, штаты, которые ограничивают право женщин на выбор, также являются штатами, в которых дети имеют одни из худших результатов и где правительство тратит меньше всего на их поддержку.

Без дополнительных федеральных политик, подобных тем, которые включены в BBB, в Соединенных Штатах отсутствует инфраструктура для надлежащей поддержки родителей. Тем временем женщинам, которые потеряли право принимать решения о том, чтобы стать родителями, придется платить по увеличенному счету.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts