Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: методы, способы и средства подготовки

Содержание

Воспитание детей дошкольного возраста | Дефектология Проф

В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к воспитательному воздействию. Взрослый для них выступает авторитетным лицом, и малыши всячески стремятся заслужить его одобрение и доверие. Именно поэтому воспитание ребенка в дошкольном возрасте играет важную роль в дальнейшем формировании его личности. Однако следует понимать, что воспитательный процесс должно строится с учетом психологических особенностей ребенка.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

После кризиса трех лет и вступления в дошкольное детство у ребенка начинается стабильный, относительно спокойный период развития. Ребенок уже может самостоятельно выбрать себе занятие, освободив внимание взрослого. Инициативы и предложения взрослого уже не вызывают у ребенка бурю протеста. И, как и прежде, ребенок нуждается в поддержке, поощрении своих усилий и уважении к своим потребностям. В своем поведении ребенок дошкольного возраста уже более сдержан, появляется способность действовать обдуманно, а не идя на поводу у своих сиюминутных желаний, как это было ранее.

Наряду с тем, что ребенок еще достаточно зависим от взрослого, все же уровень его самостоятельности постоянно возрастает. Нужно поддерживать его стремления, демонстрировать уважение к его мнению, его интересам. Именно таким образом в воспитании ребенка дошкольного возраста создаются условия для формирования таких личностных качеств как самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Развитие и воспитание дошкольников должно осуществляться также с учетом особенностей познавательной сферы детей этого возраста.

Объем материала, который может запомнить ребенок, увеличивается, но его память еще в большей мере непроизвольная. То есть запоминается то, что интересно ребенку, то, что вызывает у него эмоциональный отклик.

Восприятие дошкольника становится более осмысленным. Новую информацию об окружающей действительности ребенок соотносит с прошлым опытом. Это позволяет ему перейти от наглядно-действенных форм мышления к наглядно-образным. Развитие мышления у ребенка дошкольного возраста направлено на формирование умения анализировать, сравнивать объекты, устанавливать между ними связь. Таким образом, создаются предпосылки для развития умения делать выводы, обобщать полученный опыт.

Основные направления дошкольного воспитания детей

Вступление в дошкольный возраст означает, что приходит время постепенно готовить ребенка к школе. Поэтому первая задача развития и воспитания дошкольников заключается в совершенствовании психических функций (память, внимание, мышление, усидчивость) и формировании у ребенка той базы знаний, умений и навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к обучению в школе. Также немаловажным является  социально-нравственная сторона воспитательного процесса. В целом родители и педагоги дошкольных образовательных заведений должны создавать условия для воспитания гармоничной личности ребенка, способной преодолевать жизненные трудности. Весь у психически уравновешенного ребенка с качественной базой дошкольных знаний, умеющего ладить со сверстниками, есть больше шансов с легкостью пройти адаптационный период в начальной школе. Дети, имеющие хорошую нравственно-социальную подготовку чаще других становятся лидерами в коллективе и, как правило, пользуются уважением у одноклассников и учителей.

В целом весь воспитательный процесс направлен на:

  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • совершенствование физических качеств и укрепление физического здоровья;
  • формирование навыков бытового поведения;
  • развитие культурно-гигиенических навыков;
  • трудовое и творческое воспитание дошкольника;
  • закрепление нравственных и социальных  норм  поведения.

Социальное развитие дошкольника

Воспитание дошкольников должно учитывать, что круг общения ребенка в этом возрасте значительно расширяется. Он учится взаимодействовать со сверстниками, играя на детской площадке, посещая дошкольное учреждение.

Возможно, ему придется столкнуться с первыми недоразумениями и потребностью отстоять свое мнение. Так как ребенок только учится, взрослый должен ему показывать, каким может быть поведение в тех или иных ситуациях. Лучше всего это делается в играх. Дети, как правило, с удовольствием включаются в ролевую игру с заданным взрослым сюжетом.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляют ему окружающие люди: сверстники, воспитатели сада и родители. Ребенок активно общается и обменивается информацией, в результате чего достигается, так называемая, социальная компетентность

Социальная адаптация занимает важное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста. В социуме дети учатся жить по определенным правилам и учитывать определенные нормы поведения. Социально неадаптированным детям будет очень сложно входить в контакт со взрослыми или своими сверстниками, а это может привести к асоциальному поведению в будущем. Не усвоение культурных навыков и необходимых социальных качеств затрудняет адаптацию детей в младших классах, и чаще всего приводит к школьной дезадаптации.

Интеллектуальное развитие дошкольников

Развитие детей дошкольного возраста предполагает создание оптимальных условий для освоения ребенком новых форм мышления, совершенствования памяти, стимулирования воображения, формирование устойчивости внимания.

Развиваем воображение. Вовлечение детей в сюжетно-ролевую игру помогает развивать их воображение. Принимая на себя роль, используя игровые атрибуты, ребенок учится создавать воображаемую ситуацию.

Учимся мыслить. Чтобы помочь ребенку научиться мыслить, нужно предлагать ему такие задания, в которых от него требуется проявить наблюдательность и выбрать самый удобный способ их решения. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют с конструктором, мозаикой, которые помогают создавать объекты по образцу и по представлению. Развитию умения сравнивать предметы помогают задания на поиск лишнего предмета или такого, который бы соответствовал по определенному признаку (цвету, форме).

Развиваем речь. В дошкольном возрасте активно развивается речь. Ребенок обретает умение правильно излагать свои мысли, поддерживать диалог. Его активное стремление больше узнавать об окружающем мире помогает накапливать словарный запас. Задача взрослого в воспитании дошкольника —  не оставлять без внимания вопросы ребенка, обсуждать с ним прочитанную книгу, просмотренный мультфильм да и просто события дня.

Также  развитие и воспитание детей дошкольного возраста может предполагать реализацию задач, направленных на изучение букв, формирование математических представлений. Такие задания должны быть интересными для ребенка, даваться ему легко, чтобы обучение вызывало у ребенка положительные эмоции.

Речьевой аппарат дошкольника уже практический сформирован, поэтому ребенок уже способен к произношению всех букв. Логопедическая коррекция в этом возрасте принесет большой успех в случае, если у ребенка проявляются какие-то дефекты речи или наблюдается неправильное произношение некоторых букв.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Активность ребенка в повседневной жизни создает условия для развития его физических навыков, ведь так или иначе ему приходится в процессе игр бегать, прыгать, лазить, бросать  и ловить мячик.  В детском саду направление по физическому воспитанию дошкольников реализуется на специальных занятиях, в комплексе утренней гимнастики, проводимых в помещении и на свежем воздухе подвижных играх. Важность вовлечения ребенка в эти занятия заключается в том, что таким образом не только развиваются физические качества (ловкость, сила, быстрота), но и укрепляется здоровье.

Родители, которые занимаются воспитанием детей дома, должны помнить, что смена видов деятельности помогает избежать переутомления у ребенка. Поэтому воспитание в дошкольном возрасте должно организовываться таким образом, чтобы  после занятий, требующих усидчивости, непременно должна следовать подвижная игра.

Высокая активность ребенка в дошкольном возрасте иногда сказывается на качестве его сна. Если ребенок плохо засыпает, то рекомендуется создавать спокойную расслабляющую атмосферу перед сном. Это может быть ритуал, заключающийся в ежедневном воспроизведении определенных занятий перед тем, как ребенок отправиться спать. Успокаивающий эффект может иметь:

  • сочинение сказок;
  • чтение книг;
  • купание;
  • массаж.

Таким образом, удовлетворяя природную любознательность ребенка, предлагая ему различные обучающие игры и задания, не стоит забывать, что в силу возрастных особенностей он быстро устает и нуждается в полноценном отдыхе.

Нравственное воспитание дошкольников

Ребенок дошкольного возраста имеет возможность общаться с большим количеством людей. Становится и более разнообразным его опыт взаимодействия с окружающими в различных ситуациях. И именно в дошкольном возрасте приходит понимание того, что существуют общие для всех правила поведения, некие нормы нравственности. Играя, общаясь со сверстниками, дошкольник учится понимать чувства других людей, правильно на них реагировать, оценивать свои поступки.

Для ребенка становятся понятными такие переживания как сочувствие, обида, вина, чувство гордости и другие. Он ясно может понимать — что такое хорошо, а что такое плохо.

Воспитание в дошкольном возрасте  должно  помочь ребенку, анализируя чужой и собственный опыт, понять, каким должен быть образец нравственного поведения. Стоит напомнить, что лучший образец поведения — это родители ребенка. Поэтому родители дошкольника должны стараться быть достойным примером для своего чада.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание дошкольника — это неотъемлемая часть воспитания гармоничной личности ребенка.

Прививать любовь к труду можно и с более раннего возраста, но именно в дошкольном возрасте ребенок делает любую работу более осознанно, приобретая трудовые навыки на всю жизнь. Приобщать детей к трудовой деятельности нужно как дома, так и в дошкольных учреждениях. В первую очередь родителям следует научить ребенка аккуратно складывать свою одежду и убирать на места игрушки. Далеко не лишним будет научить ребенка заправлять свою постель. Данный навык, как утверждают психологи, очень дисциплинирует ребенка как в раннем, так и в более старшем возрасте. Приучите ребенка выполнять какие-то постоянные обязанности, например, вынести мусор, купить хлеб, помыть за собой посуду (даже если в доме имеется посудомоечная машина).

В детском саду трудовое воспитание детей реализуется с помощью таких методов как:

  • обучение навыкам личной гигиены, самостоятельное одеванию, раздевание;
  • привлечение детей к поддержанию порядка в групповой комнате;
  • выполнение поручений;
  • занятия по ручному труду.

Дети с радостью вовлекаются в выполнение посильных трудовых задач, если чувствуют, что их усилия ценятся взрослым. Поэтому дошкольное воспитание детей должно удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном поощрении его деятельности.

Кроме этого, в трудовом воспитании создаются условия для поддержания стремления ребенка к самостоятельности.

Достигая успеха, дошкольник получает удовольствие от чувства гордости за себя, активно стремится включиться в выполнение новых задач, чтобы заслужить одобрение. В случае возникновения трудностей важно помочь ребенку, показать способы их преодоления, чтобы не подорвать его веру в себя.

Успешная реализация задач трудового воспитания детей дошкольного возраста невозможна без использования игровых форм работы. Ведь особенность дошкольника – это его желание узнавать мир играя. Правильно мотивируя ребенка на выполнение задания, взрослый создает условия, чтобы он мог максимально себя проявить. И даже выполнение бытовых поручений может содержать игровые элементы, соревновательные моменты, что помогает вызвать у ребенка интерес к заданию.

Авторские методики дошкольного воспитания

Всегда остается актуальным вопрос поиска эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день самыми популярными являются следующие методики:

1 Методика Никитиных, которая предусматривает развитие детей  дошкольного возраста в максимально естественных условиях, при этом акцент делается на стимулирование творчества, вовлечении родителей в воспитательный процесс и обеспечение достаточного уровня физической активности ребенка.

  1. Методика Марии Монтессори, которая предполагает создание для ребенка такой среды, которая поможет ему самостоятельно изучать мир, получать разнообразные сведения об окружающих предметах и явлениях, важное значение придается сенсорному развитию, обучению чтению, формированию математических знаний, стимулированию речевого развития.
  2. Методика Глена Домана основанная на утверждении, что ребенок должен узнавать мир, знакомясь с фактами.

Любая методика, направленная на развитие детей дошкольного возраста, при правильном подходе может приносить результаты. Однако их применение не должно идти вразрез с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями.

Формирование готовности к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному процессу — это один из важнейших итогов развития дошкольного возраста. С началом посещения школы жизнь ребенка значительно меняется: изменяется режим, возрастает уровень умственной нагрузки, возникают условия, требующие умения проявлять волевые усилия, самоконтроль. Успешность адаптации к новым условиям в значительной степени определяется готовностью ребенка к таким изменениям.

О том, что ребенок готов стать школьником, могут свидетельствовать положительные ответы на следующие вопросы:

  1. Хочется ли ему получать новые знания?
  2. Интересно ли ему общаться с новыми детками?
  3. С хорошим ли настроением он играет роль школьника?

Дошкольное воспитание детей предполагает создание у ребенка позитивного отношения к роли ученика, потому что все начинается именно с желания учиться.

Успешно подготовить ребенка к школе — это значит:

  • воспитать у него позитивное отношение к учебной и общественной деятельности;
  • заставить его осознать важность и необходимость обучения в школе;
  • вызвать у него интерес и желание стать школьником;
  • развить стремление научиться читать.

Хорошим мотиватором для ребенка станет пример старших сестер, братьев или друзей, которые уже учатся в школе. Также преодолеть трудности в подготовке ребенка к школьному обучению помогут игры в школу со сменой ролей «ученик», «учитель», чтение и обсуждение книг, контакты с другими детьми и сверстниками, приучение к самостоятельности.

Чему стоит уделить внимание в воспитании дошкольников

Взрослые, становясь проводниками ребенка в мир знаний, должны помочь ему развивать свои способности, учить наблюдать, делать самостоятельные умозаключения, стремясь к независимости, принимать помощь взрослых. От первоклассников требуется умение подчиняться требованиям взрослого, устремлять свою активность на усвоение новых знаний и умений. Предпосылки для этого создаются в период дошкольного воспитания. Играя, дошкольники учатся подчиняться правилам, самостоятельно размышлять над возникающими задачами. Таким образом, ненавязчиво дети приобретают те привычки, которые помогут им успешно приступить к школьному обучению.

Грамотное воспитание детей дошкольного возраста заключается в создании условий для раскрытия потенциала ребенка с учетом его потребностей, интересов и индивидуальных личностных особенностей.

Глоссарий:

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Воспитание дошкольников

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • дети в семье
  • семейные отношения

В дошкольном периоде закладываются основы многих важнейших способностей и качеств человека. Это и стремление к познанию окружающего мира (основы будущей обучаемости), и навыки общения со сверстниками, и самооценка, и творческое мышление.

Именно поэтому дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии ребенка.

Принято считать, что этот период продолжается от 3-х до 6-7 лет, то есть до поступления в школу. Иногда его условно делят на две стадии – младший дошкольник (3-5 лет) и старший дошкольник (5-7 лет). Но некоторые специалисты выделяют и средний дошкольный возраст (4-5 лет). В чем же конкретно состоит значимость этих 3-4 лет жизни человека?

Игра

Главное занятие ребенка этого возраста – игра.

  • С помощью свободной игры развивается фантазия, воображение, творческое мышление.

  • Обучать дошкольника можно только игровыми методами. Принуждение к заучиванию цифр или букв только оттолкнет малыша от новых знаний. Задача родителей – сформировать позитивные ассоциации с процессом обучения. Это одна из важных составляющих будущей готовности ребенка к школе.

  • Ролевые игры знакомят ребенка с миром профессий и социальных ролей, с общественными нормами и правилами поведения. Их как раз можно успешно использовать для обучения малыша: например, играть в школу или в поход за покупками, где можно потренироваться в счете.

  • Дошкольник учится соблюдать правила игры, что способствует развитию волевой сферы, так как ему необходимо помнить эти правила и в соответствии с ними сознательно выстраивать свое поведение. Но в игре тренировка воли происходит с удовольствием, с радостью, а значит, и более успешно.

  • Наблюдая за игрой ребенка, родители могут лучше понять его. Дети в большинстве своем проигрывают те ситуации, которые происходят с ними ежедневно. Если характер игры резко меняется, это может стать для родителей сигналом о том, что в жизни их чада произошло что-то значимое. Чтобы вовремя заметить его жизненные трудности, необходимо быть внимательным к его игре, а иногда и участвовать в ней.

  • В игре можно прожить какую-то непростую ситуацию. И дети часто используют игру как естественный способ снижения своего напряжения, переживания конфликтов или сильных негативных эмоций. Данную эффективную психотерапевтическую технику используют в своей работе психологи.

Общение

Большинство детей дошкольного возраста, посещая детский сад, начинают активно общаться со сверстниками. Малыш без мамы попадает в среду сверстников и отрабатывает сценарии знакомства, дружбы, решения конфликтов. Однако сами сценарии малыш берет из семьи, чаще всего подражая поведению собственных родителей. Поэтому важно обучать его правилам общения, вежливости и уважению к окружающим, демонстрируя эти принципы на личном примере.

В данный период ребенок начинает осознавать и выражать собственное мнение. Отстаивание малышом своей точки зрения часто воспринимается как строптивость и непослушание, а между тем это очень ценный навык во взрослой жизни. Если родители не будут прислушиваться к мнению ребенка, а только требовать послушания и жестко пресекать попытки выразить свою волю – в будущем он будет не уверен в себе и безынициативен. При встрече с самоуверенным оппонентом он не сможет выразить и отстоять свою точку зрения, будет зависеть от мнения окружающих, а в потенциально опасных ситуациях не сможет сказать нет.

Эмоциональный интеллект

Одним из обязательных условий успешности человека является высокое развитие эмоционального интеллекта. Оно подразумевает осознание и принятие своих эмоций, в том числе и негативных. Когда человек может понять и признаться себе в том, что он чувствует, он может понять и другого человека, сочувствовать ему. А это уже делает общение более близким и доверительным.

Понимание собственных эмоций помогает выработать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В дошкольном возрасте родитель часто выступает «противником» ребенка. И это нормально, ведь «потренировавшись» с мамой или папой, ребенок научится разрешать реальные конфликты во взрослой жизни. Важно, чтобы родители при этом действительно помогали малышу научиться конструктивным вариантам поведения, исключая агрессию и насилие. Последнее происходит, когда в конфликте ребенок (или взрослый) идет на поводу у своих негативных эмоций, не может их осознать или справиться с ними.

Проговаривание эмоций помогает отделить негативные чувства, на которые ребенок вполне имеет право, от его негативных поступков. Например, когда он подрался с другом, мы можем сказать, что понимаем его чувства («Тебе стало обидно, когда друг обозвал тебя»), но его поведение считаем неприемлемым («…Но бить других нельзя»). Когда мама говорит капризничающему ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас расстроился и разозлился, потому что я не купила тебе эту игрушку», это показывает малышу, что его чувства важны для нее. Даже если мама продолжает настаивать на своем и все-таки не покупает желаемую игрушку, ребенок успокоится быстрее. Ведь он почувствовал себя услышанным: мама его поняла и признала его право испытывать обиду и злость.

Важно, чтобы родители показывали детям пример принятия собственных эмоций. Конечно, это непросто, ведь многих из нас этому не учили в детстве, так же как и наших родителей. Однако у нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы освоить и передать данный навык нашим детям.

Роль родителей

Несмотря на резко возрастающую физическую самостоятельность, дошкольник все еще очень сильно зависит от родителей на эмоциональном уровне. Задачей этого возраста становится накопление опыта, знаний и умений для следующего скачка в развитии – поступления в школу и начала самостоятельного обучения.

Перед родителями стоит непростая задача. Они должны занимать доминирующую позицию, но не авторитарную.

С одной стороны, необходимо поощрять развитие способностей, сильных сторон своего ребенка, направлять поведение и формировать моральные принципы будущего взрослого.

С другой стороны, важно замечать его стремления и интересы и не мешать их естественному проявлению. Например, родителям лучше участвовать в играх ребенка, потому что так они могут реализовать свою доминирующую роль. Они устанавливают правила игры, обучают в процессе игры, ставят более сложные задачи, которые требуют от ребенка усилий и обретения новых навыков. В то же время в какой-то момент важно отойти и предоставить ему время для свободной игры, в которой происходит развитие творческого мышления и самостоятельности.

Для того чтобы найти эту золотую середину, прежде всего необходимо быть рядом с малышом. При этом важно не количество проведенного вместе времени, а его качество. Если вы будете сидеть в одной комнате, но заниматься своими делами, смотреть в телефон или компьютер, это будет равнозначно вашему отсутствию. И ребенок будет все больше и больше требовать вашего внимания. Однако если вы весело поиграете с ним, поговорите хотя бы 15 минут, но именно о его делах, о том, что его волнует, этого может оказаться достаточно, чтобы малыш был счастлив и спокоен весь оставшийся вечер.

Для него жизненно важно ваше присутствие, внимание, полная включенность в его мир. И конечно, ваша безусловная любовь к нему, которая станет основой для гармоничного развития вашего ребенка.

Анастасия Вялых

Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.

Пройти тест

Воспитание дошкольников | Мир Дошкольников

Воспитание детей-дошкольников – это основа, на которой в дальнейшем формируется характер, и развиваются способности и умения. Ведь именно в этот интересный и непростой период формируется личность малыша. Поэтому родителям и воспитателям нужно многое уметь и знать, чтобы всегда быть готовыми к любым сюрпризам. Ребенка-дошкольника нужно научить мыслить самостоятельно, считаться с другими людьми, делать выводы из различных ситуаций.

Материалы раздела «Воспитание дошкольников» помогут педагогам и родителям:

  • научить ребенка соблюдать основные правила гигиены,
  • познакомить малыша с хорошими манерами и правилами поведения в семье и в обществе,
  • приучить ребенка к труду,
  • воспитать креативность у детей-дошкольников.

Мамы и папы узнают о важности воспитания личным примером, и о том, как не допускать ошибок в нравственном воспитании детей. Также в разделе «Воспитание дошкольников» — интересная статья о роли сказки в воспитании ребенка.

Опубликовано 18 января 2016 — 16:49 пользователем admin

Хорошим манерам, правилам поведения ребенок учится в первую очередь дома. В детском саду педагогиспособны закрепить эту привычку и все же истоки этого вопроса берут свое начало в семье.

Опубликовано 17 июня 2015 — 21:10 пользователем admin

На всех этапах развития общества мораль является важным регулятором человеческого поведения, человеческих отношений, а нравственность (результат усвоения и внутреннего принятия человеком норм морали) — одним из критериев оценки качеств человека. Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют его жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детейтрудно или невозможно.

Опубликовано 2 июня 2015 — 19:25 пользователем admin

Наиболее убедительным средством воспитания является личный пример родителей. Дети, особенно младшего возраста, часто употребляют: «А моя мама сказала», «Так делает мой папа», «Мой папа всегда так делает» и т. д.

Опубликовано 14 августа 2014 — 22:05 пользователем admin

В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования -формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.

Опубликовано 30 апреля 2013 — 18:30 пользователем admin

Воспитать ребенка — большое искусство. Именно родители являются главным звеном в личностном развитии своего ребенка, потому что они часто общаются с ним. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, брать с них пример, приобретает жизненный опыт, усваивает правила поведения.

Семья — школа чувств ребенка. Наблюдая за взаимоотношениями взрослых, ребенок приобретает морально-этический опыт. Ребенок по своей природе активный, любознательный, он легко усваивает все, что видит и слышит. Поэтому важно, какие эмоциональные впечатления он получает: негативные или позитивные, какие проявления взрослых он наблюдает: искренность, заботу, нежность или ворчливость и хмурые лица. Все это — первый кирпич в будущем здании личности ребенка.

Опубликовано 12 марта 2013 — 13:38 пользователем admin

Большое значение в воспитании креативности детейимеет работа с детьми по развитию их творческого воображения, творческого мышления. Для этого с дошкольниками можно проводить разнообразные упражнения.

Опубликовано 12 марта 2013 — 13:31 пользователем admin

Сфера жизнедеятельности «Я Сам»

Организуя развивающую среду в сфере жизнедеятельности «Я Сам», следует особо позаботиться об открытии ребенком в себе своего «Я», фантазирование в пространстве «Я». С этой целью с дошкольниками проводятся такие творческие упражнения:

Опубликовано 12 марта 2013 — 13:22 пользователем admin

Быть креативным сейчас популярно. Тот, кто хочет получить хорошую работу, непременно называет эту черту характера в своем резюме. Творческий подходнеобходим не только в производственных делах, но и в повседневной жизни, поскольку позволяет нестандартно решать большинство обычных задач. Люди с высоким творческим потенциалом имеют неоценимое достоинство — умение продуцировать и воплощать яркие, талантливые решения. Традиционно к креативным относят профессии художников, артистов, дизайнерови т.д.

Опубликовано 31 января 2013 — 20:35 пользователем admin

В дошкольном возрасте дети достаточно хорошо запоминают простые рифмованные строки. Это — эффективный способ развития памяти ребенка. К тому же развиваются общие знания детей, способность понимать литературный язык. Но надо помнить несколько простых правил изучения с детьми стихов:

Опубликовано 6 января 2013 — 19:54 пользователем admin

Мы начинаем приучать детей к трудууже с раннего возраста, поэтому систематическое выполнение малышами различных трудовых поручений развивает у них самостоятельность, выдержку, а впоследствии — способность к волевому усилию. Во время выполнения трудовых поручений дети становятся более организованными, аккуратными, у них формируется привычка к порядку, а главное — реализуется потребность «Я сам», развивается стремление к совершенствованию приобретенных навыков и овладения новыми.

  •  
  • 1 из 2
  • следующая ›

Похожие материалы и статьи

Раннее развитие детей | ЮНИСЕФ

Программа

Для каждого ребенка важны ранние моменты.

ЮНИСЕФ/UNI333166/Бхардвадж

Прыгать на

Наука показывает, что жизнь — это история, тон которой задает начало. Это делает ранние годы детства временем больших возможностей, но также и большим риском.

Мозг детей формируется момент за моментом, когда они взаимодействуют с окружающей средой. В первые несколько лет жизни каждую секунду формируется более миллиона нейронных связей — темп, который больше никогда не повторяется. Качество раннего опыта ребенка имеет решающее значение по мере развития его мозга, обеспечивая прочную или слабую основу для обучения, здоровья и поведения на протяжении всей жизни.

В первые несколько лет жизни каждую секунду формируется более миллиона нейронных связей — темп, который больше никогда не повторяется.

Раннее детство предоставляет критически важную возможность для формирования траектории целостного развития ребенка и создания фундамента для его будущего. Чтобы дети полностью реализовали свой потенциал, что является их правом человека, им необходимы здравоохранение и питание, защита от вреда и чувство безопасности, возможности для раннего обучения и чуткая забота – например, разговоры, пение и игры – с родителями и опекунами. кто любит их. Все это необходимо, чтобы питать развивающийся мозг и подпитывать растущие тела.

Для многих миллионов самых обездоленных детей в мире, включая детей, живущих в бедности или затронутых конфликтами и кризисами, детей в движении, детей, принадлежащих к сообществам, сталкивающимся с дискриминацией, и детей с ограниченными возможностями, мы часто упускаем это окно возможностей.

Миллионы детей не получают необходимого питания и медицинской помощи, растут в условиях насилия, загрязненной окружающей среды и сильного стресса. Они упускают возможность учиться и лишены стимуляции, необходимой для процветания их развивающегося мозга. Их родители и опекуны изо всех сил пытаются получить время, ресурсы и услуги, необходимые для обеспечения заботы о своих детях в этих условиях.

Когда дети упускают эту уникальную возможность, они расплачиваются утраченным потенциалом — умирают, не успев вырасти, или проживают жизнь с плохим физическим и психическим здоровьем; пытаясь учиться, а затем и зарабатывать на жизнь. И мы все платим цену. Неспособность дать детям наилучшее начало жизни увековечивает циклы бедности и неблагополучия, которые могут охватывать поколения, подрывая силу и стабильность наших обществ.

Изучите темы раннего развития детей

Когда мы даем детям лучший старт в жизни, преимущества огромны для каждого ребенка и для общества, которое мы разделяем. Предоставление вмешательств по развитию детей младшего возраста (РДРВ) всем маленьким детям и семьям является одним из самых мощных и экономически эффективных средств выравнивания, которые мы имеем в нашем распоряжении, чтобы гарантировать, что наиболее уязвимые дети могут полностью раскрыть свой потенциал.

Поддержка родителей

Поскольку родители и опекуны являются наиболее важными поставщиками заботы о детях раннего возраста, ЮНИСЕФ работает над тем, чтобы у них было время, ресурсы и услуги, необходимые для этого. Мы предлагаем информацию и ресурсы непосредственно родителям, а также работаем с поставщиками услуг и работодателями, чтобы предложить поддержку для родителей, от удобных для семьи рабочих мест и ухода за детьми до детских пособий для семей и поддержки благополучия лиц, осуществляющих уход.

Узнать больше

Поддержка правительств и партнеров

Содействие оптимальному развитию детей включает скоординированные усилия в рамках систем здравоохранения, питания, образования, защиты детей и социальной защиты и не только. ЮНИСЕФ сотрудничает с правительствами, предприятиями, гражданским обществом и академическими кругами, чтобы укрепить эти системы, чтобы дети получали услуги, необходимые для удовлетворения их потребностей в развитии, и чтобы убедиться, что учреждения, которые формируют жизнь детей и семей, работают вместе, чтобы создать благоприятную среду для их.

Узнать больше

Раннее развитие детей в чрезвычайных ситуациях

Для детей младшего возраста в гуманитарных и нестабильных условиях доступ к услугам РДРВ является вопросом жизни и смерти. ЮНИСЕФ вместе с правительствами, донорами и другими партнерами выступает за то, чтобы РДРВ рассматривалось и финансировалось как приоритет во всех гуманитарных мероприятиях, в том числе в условиях затяжных кризисов. Мы также работаем с партнерами над предоставлением основных услуг РДРВ — от здоровья и питания до игр и возможностей раннего обучения — для удовлетворения потребностей детей и опекунов в чрезвычайных ситуациях.

Узнать больше

Отслеживание развития детей раннего возраста

Данные и фактические данные о РДРВ имеют важное значение для выявления детей, подвергающихся наибольшему риску неполного раскрытия своего потенциала, улучшения и адресности услуг, а также обоснования адекватных инвестиций в маленьких детей и их семьи. ЮНИСЕФ работает с правительствами и другими партнерами над мониторингом РДРВ и созданием инструментов измерения, которые помогают ликвидировать пробелы в наших знаниях о развитии детей младшего возраста.

Узнать больше

Последние новости ЮНИСЕФ

Что мы знаем о варианте Омикрон

Что такое Омикрон и какие меры предосторожности следует предпринять, чтобы защитить свою семью?

Читать рассказ

К миру игр и общения для каждого ребенка

Почему игра так важна и как сделать так, чтобы каждый ребенок приносил пользу

Читать рассказ

Что нужно знать о вакцинах от COVID-19

Ответы на самые распространенные вопросы о вакцинах от коронавируса

Читать рассказ

Воспитание психического здоровья ЛГБТК+ детей

Множество способов, которыми взрослые могут поддержать детей ЛГБТК+

Читать рассказ

Ресурсы

Издатель Титул
ЮНИСЕФ Ранние моменты важны для каждого ребенка
ЮНИСЕФ ЮНИСЕФ Воспитание детей
ЮНИСЕФ

Перепланировка рабочего места для семейного отдыха

Уход за детьми раннего возраста, партнерство ВОЗ, ЮНИСЕФ и Всемирного банка

Уход за детьми раннего возраста

ЮНИСЕФ

Уход за развитием ребенка

ЮНИСЕФ

Уход за сиделкой

ЮНИСЕФ Концепция повышения уровня воспитания детей
ЮНИСЕФ

Global Resource Guide on Public Finance for Children in Early Child Development

ЮНИСЕФ

Раннее развитие детей в чрезвычайных ситуациях

ЮНИСЕФ

Программное руководство ЮНИСЕФ по развитию детей младшего возраста

Исследования и данные

Вехи развития детей младшего возраста: что вам следует знать

Если вы когда-либо проводили время с маленькими детьми, вы уже знаете, что они замечательно учатся. Они развивают новые навыки и словарный запас на скорости, которая кажется сотен миль в час. Маленькие дети усваивают информацию и учатся разными способами одновременно.

Например, в то время как малыш осваивает важные физические навыки и координацию, он также развивает речь, изучает социальные сигналы и учится выражать эмоции. Удивительно, как много эти маленькие умы могут воспринять сразу. Это одна из многих причин, почему дошкольное образование так важно.

Если вы родитель, вы, вероятно, уже много слышали о некоторых из этих этапов развития ребенка. Врачи, учителя и все специалисты, которые взаимодействуют с детьми, следят за важными изменениями по мере их взросления. Но даже если вы изучали развитие детей в раннем возрасте, отслеживание важных вех может показаться непосильным.

Мы составили этот ресурс, чтобы помочь вам понять все важные этапы развития ребенка, через которые проходят малыши, и какие вехи следует учитывать на этом пути.

Почему так важно развитие детей в раннем возрасте?

Вы, наверное, догадываетесь, почему детям необходимо развиваться и расти по ходу жизни. Они не могут вечно оставаться младенцами, какими бы милыми они ни были. Но специалисты, работающие с детьми, гораздо лучше подготовлены, чтобы помочь им учиться, если они понимают, как они растут.

«Зная о развитии, педагоги и опекуны могут понять, в какой среде нуждаются дети», — говорит доктор Дон-Элиз Снайпс, доктор философии, LMHC, LPC-MHSP, EIP и ведущий подкаста Counselor Toolbox.

Создание правильной среды может помочь детям развить самооценку, а также объяснить некоторые из их поступков, объясняет доктор Снайпс. «Понимание развития детей в раннем возрасте может помочь вам более эффективно поддерживать своих младших, но, что более важно, это помогает детям развить сильное чувство уверенности и решимости».

Когда у вас будет прочная основа для того, что происходит в этих маленьких умах, вы будете иметь гораздо лучшее представление о том, что им нужно для процветания. Также полезно обнаруживать любые проблемы с разработкой на ранней стадии.

«Специалисты в области дошкольного образования должны знать, как использовать инструменты скрининга, когда они подозревают задержку, и как поддерживать родителей в поисках помощи», — говорит доктор Ари Ярес, доктор философии, NCSP и психолог.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) говорят, что значительные задержки в развитии могут быть индикаторами медицинского или психологического состояния. Раннее обнаружение потенциальных основных причин может позволить родителям и опекунам получить поддержку для своего ребенка и лучше понять, как приспособиться к их потребностям. По данным CDC, некоторые методы лечения и вмешательства будут гораздо более эффективными в раннем возрасте ребенка, когда его мозг наиболее адаптируется. 1 Это делает дошкольное образование идеальным этапом для того, чтобы следить за тем, что изучают эти малыши.

Важные области развития детей младшего возраста

Развитие детей младшего возраста немного легче понять, если разбить его на категории обучения. CDC разделяет способности раннего обучения на четыре основные области: 1

  • Социальные и эмоциональные
  • Язык/связь
  • Движение/физическое развитие
  • Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)

У здоровых детей все эти области важны для роста и развития. Когда вы рассматриваете среду обучения, эти области роста пересекаются. Например, социальная и эмоциональная осведомленность часто повышается благодаря языку и общению в дошкольном возрасте. Или малыши могут решать проблемы и делать когнитивные открытия посредством движения и физического роста.

Но когда вы понимаете развитие в целом, вы видите, что обучение детей выходит далеко за рамки букв и цифр. «Мы часто сосредотачиваемся на создании языковой среды, используя цвета, числа и формы, но упускаем из виду создание эмоционального словаря ребенка», — предлагает доктор Ярес.

Отсутствие важного элемента, например выражения эмоций, может затруднить обучение младших школьников. «Специалисты ECE должны понимать всю гамму развития детей в раннем возрасте, поскольку эмоциональное выражение часто связано с поведенческими трудностями, которые мы наблюдаем у маленьких детей», — говорит доктор Ярес.

Несмотря на то, что есть определенные вехи развития ребенка, за которыми нужно следить (например, начало составлять предложения или научиться ходить), эксперты в области дошкольного образования предостерегают от измерения всех детей по контрольному списку.

«Поймите, что развитие не происходит четким, линейным образом, как описано в учебниках или таблицах, — объясняет д-р Ярес. «Это неравномерно и варьируется от ребенка к ребенку, даже в пределах одной семьи». Он советует специалистам по раннему развитию понимать важные временные рамки и вехи, изучая при этом, как развитие работает на более целостном уровне.

Вехи развития детей младшего возраста, на которые следует обратить внимание

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) определяют общие вехи развития детей младшего возраста в соответствии с возрастным диапазоном, когда эти изменения обычно происходят. Если у вас есть приблизительное представление о том, чего ожидать от детей, когда они достигнут этих вех, вы будете лучше подготовлены к работе с детьми и будете следить за их здоровым ростом.

Вехи в возрасте 2–4 месяцев

1
  • Попробуйте посмотреть на родителей; начать улыбаться
  • Скопируйте некоторые движения и выражения лица
  • Поворачивает голову на звуки
  • Отслеживает движения глазами
  • Начинает болтать
  • Держит голову вверх, может отжиматься, лежа на животе

Вехи в возрасте 6–9 месяцев

1
  • Распознавание лиц
  • Сидеть без поддержки
  • Есть любимые игрушки
  • Может брать предметы между большим и указательным пальцами
  • Подтягиваться, чтобы встать, держась за предметы

Вехи в возрасте одного года

1
  • Часто стесняются или нервничают с незнакомцами
  • Используйте простые жесты
  • Скажи «мама» и/или «папа»
  • Следуйте простым указаниям, например: «Подними игрушку».
  • Легко найти спрятанные предметы
  • Может стоять или делать несколько шагов без поддержки

Вехи в возрасте 18 месяцев

1
  • Инициировать игру, передавая вещи другим
  • Укажите на то, что они хотят
  • Произнесите несколько отдельных слов
  • Знать, как используются обычные предметы (телефон, ложка)
  • Ешьте ложками и пейте из чашек

Вехи в двухлетнем возрасте

1
  • Демонстрируйте радость другим детям
  • Повторяйте слова или предложения, которые часто слышите
  • Начните сортировать формы и цвета
  • Начать бегать, карабкаться, бросать и вставать на цыпочки

Вехи в трехлетнем возрасте

1
  • Проявлять широкий спектр эмоций
  • Проявите заботу о других
  • Следуйте инструкциям в два или три шага
  • Играть понарошку
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться

Вехи в возрасте четырех лет

1
  • Наслаждайтесь пробовать новое и обсуждать интересы
  • Знать некоторые основные правила грамматики
  • Начните понимать время и идею счета
  • Наливайте, нарезайте и разминайте еду под присмотром

Вехи в пятилетнем возрасте

1
  • Люблю петь, танцевать и играть
  • Говорите четко полными предложениями
  • Может печатать некоторые буквы или цифры
  • Может пользоваться туалетом самостоятельно

Применение методов развития детей раннего возраста в условиях ухода за детьми

Независимо от того, обучаете ли вы детей, обеспечиваете их безопасность и занятость в центре по уходу или даже воспитываете своих собственных, понимание этапов развития детей может оказать большое влияние на ваше отношение к детям. с маленькими.

«Специалисты ECE имеют уникальную возможность помочь детям развивать эмоциональный словарный запас с помощью таких занятий, как чтение и описание поведения и чувств, происходящих в классе», — объясняет д-р Ярес. «Это напрямую связано с поддержкой, в которой маленькие дети нуждаются в выражении своих желаний и потребностей и преодолении эмоциональных реакций».

Доктор Снайпс добавляет, что дети дошкольного возраста склонны мыслить очень эгоцентрично и действовать по принципу «все или ничего». Она подчеркивает важность говорить конкретно, чтобы дети не чувствовали себя ответственными за то, в чем они не виноваты. Когда учителя понимают, как развиваются дети, они знают, как отделить ребенка от поведения, чтобы дети не усвоили вредные сообщения.

Наблюдение за тем, как растут дети и что им нужно на разных этапах развития, также поможет учителям увидеть более широкую картину образования. Доктор Снайпс подчеркивает, что такие потребности, как сон и питание, оказывают огромное влияние на способность ребенка учиться и управлять своими эмоциями. Когда учителя сотрудничают с родителями и опекунами, эти аспекты развития детей младшего возраста будут полезны для обеспечения наилучшей поддержки для каждого ребенка.

Поддержка развития детей в раннем возрасте

Теперь вы знаете о некоторых важных вехах развития детей в раннем возрасте и о важности понимания этих этапов, через которые проходят дети. Хотя это принято в качестве общих рекомендаций, помните, что каждый ребенок уникален.

Если вас вдохновляет мысль помочь детям расти и развиваться по-своему, возможно, у вас есть будущее именно в этом! Узнайте, подходите ли вы, из нашей статьи «6 признаков того, что у вас есть все необходимое, чтобы стать воспитателем».

1 Центры по контролю и профилактике заболеваний, Департамент здравоохранения и социальных служб, Изучите признаки. Действуйте рано. Этапы развития. [Информация по состоянию на август 2020 г.]  https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА. Эта статья была первоначально опубликована в 2018 г. 2020. Взгляд доктора Снайпса и доктора Яреса остался от оригинала.

Основы дошкольного образования: как дети развиваются в дошкольном возрасте

Эми Халлибертон

Бывшая аспирантка MU
Сара Гейбл

Государственный специалист по развитию человеческого потенциала и семейным исследованиям

Дошкольные годы (от 2-1/2 до 5 лет) — захватывающее время для маленьких детей. Когда они были младенцами, они стали доверять своим опекунам. Будучи малышами, они начали обретать некоторую независимость. Теперь, будучи дошкольниками, они используют это доверие и независимость, чтобы активно исследовать новые формы игры (например, воображаемую игру) и новую среду (например, школу).

Дошкольники должны научиться делать выбор самостоятельно и чувствовать себя хорошо, когда делают свой выбор. Их работа заключается в том, чтобы «научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами» (Эриксон, 1963).

Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста лучше всего можно описать как «что видишь, то и получаешь» или рассуждения, основанные на том, как выглядят вещи. Дошкольники в значительной степени полагаются на буквальный внешний вид вещей как на средство понимания окружающего мира. Например, если ребенок разламывает свой крекер на четыре части, а ее брат ломает свой пополам, он думает, что у нее больше крекера, чем у брата, потому что у нее четыре кусочка, а у него только две. Точно так же ребенок может подружиться с другим ребенком из-за чего-то привлекательного, что есть у другого ребенка, например, красивого платья или новой игрушки.

Взрослые играют важную роль, помогая детям проявлять инициативу и исследовать окружающую среду. Поведение, отношение и стиль мышления взрослых способствуют развитию дошкольников. Общение с детьми и вовлечение их в беседы помогает развивать их языковые навыки. Важно дать детям возможность для воображаемой игры. Это помогает им понять себя и других и поощряет их воображение.

В этом руководстве представлены основные этапы развития детей дошкольного возраста, а также советы о том, как вы можете способствовать позитивному развитию детей. Особое внимание уделяется вопросам, относящимся к дошкольникам, включая ролевые игры, переход в школу и раннюю грамотность.

Развитие в возрасте от 30 до 60 месяцев

Каждый ребенок растет и развивается со своей скоростью, показывая вехи развития в разное время. В приведенной ниже таблице показаны характеристики, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет по мере их роста и развития. Для каждого типа развития (например, физического, коммуникативного и т. д.) характеристики детей младшего возраста находятся вверху каждого списка, а дети старшего возраста — внизу.

Таблица 1
Developmental landmarks between 30 and 60 months

Physical

Characteristics

  • Gaining strength and coordination
  • Increasing control of hands and use of fingers
  • Laces shoes
  • Buttons and zips clothes
  • Kicks/bounces/ ловит мяч
  • забивает гвозди
  • одевает себя и завязывает обувь
  • самостоятельно пользуется туалетом
  • рисует и рисует
  • режет ножницами
  • Нитки-бусы
  • Прыгает/прыгает/прыгает

Что умеют делать взрослые?

  • Обеспечьте детей соответствующими материалами для поощрения развития мелких мышц, такими как цветные карандаши, кисти, ножницы, пазлы, кубики, бусы и тесто для лепки.
  • Обеспечьте детей соответствующими материалами для развития крупных мышц, такими как мячи, трехколесные велосипеды и бревна.
  • Ограничьте время просмотра телевизора — помогите детям научиться получать удовольствие от активности.
  • Создайте в доме и за его пределами обстановку, способствующую физической активности.
  • Планируйте семейные поездки в местные парки.
Мышление и обучение

Характеристики

  • Любопытство
  • Причина и следствие экспериментов
  • распознает буквы и числа
  • Разработка Aliesense of Alieseress Alieseress Alieseres. текстуры
  • Развивает предпочтение правой или левой руки
  • Улучшает память
  • Практическое обучение

Что могут делать взрослые?

  • Задавайте детям открытые вопросы («Как ты собрал этот пазл?»).
  • Предоставьте детям возможность поэкспериментировать (например, смешивать синюю, красную и желтую воду, играть в «тонуй или плавать» с пробкой, камнями, перьями и другими предметами).
  • Традиционные часы в детских спальнях; составьте график распорядка дня детей и повесьте его на холодильник.
  • Из старых обрезков ткани сшейте одеяло различной текстуры, цвета и формы.
  • Сделайте игру на память с картоном и наклейками с изображением животных или старой оберточной бумагой.
  • Поощряйте детей рассказывать о прошлом («Расскажите, как прошел ваш сегодняшний день. Что вы делали? С кем вы играли?»).
Выражение чувств

Характеристики

  • Ласковый
  • Развитие чувства юмора
  • Легко поощряется/разочаровывается
  • Демонстрирует сильные чувства страха, радости, гнева, любви
  • Может хвастаться и требовать внимания

Что могут делать взрослые?

  • Помогите детям определить и словесно обозначить свои эмоции (например, «Ты выглядишь так, будто тебе сегодня грустно; что-то случилось в школе?»).
  • Поощряйте детей говорить о своих чувствах, осознавая, что это возможность сблизить их с детьми.
  • Внимательно наблюдайте, слушайте и реагируйте на эмоции детей.
  • Обеспечьте детей куклами, марионетками и мягкими игрушками, которые дети могут использовать в эмоциональных ролевых играх (например, утешать плачущую куклу, изображать спор между мягкими животными).
Осознание себя и других

Характеристики

  • Демонстрирует независимость Участвует в притворной игре
  • Демонстрирует самоконтроль
  • Делится и по очереди
  • Развивает дружеские отношения
  • Проявляет уважение к чужим вещам
  • Заучивает имя и фамилию, адрес, номер телефона, возраст, пол

Что могут делать взрослые?

  • Предоставьте детям возможность работать самостоятельно и в небольших группах (например, поощряйте братьев и сестер вместе собирать головоломку; организуйте время для уединения с книгами).
  • Создавайте среду, поддерживающую ролевые игры.
  • Поручайте детям простые обязанности, такие как полив растений, проверка почты, протирание пыли с книжных полок и уборка их игрушек.
Communication

Характеристики

  • спрашивает, почему/что/кто/как
  • обладает быстрым расширяющимся словарным запасом
  • . собственное имя
  • Пытается написать имя
  • Демонстрирует музыкальные знания
  • Улучшает навыки слушания
  • Использует предложения с правильной грамматикой
  • Способен вербально разрешать конфликты с другими детьми

Что могут делать взрослые?

  • Поощряйте детей задавать вопросы.
  • Разговаривайте с детьми, например, во время обеда и перед сном.
  • Предоставьте детям возможность потренироваться копировать свое имя.
  • Предоставьте детям доступ к музыкальным инструментам, таким как самодельные шейкеры, барабаны и колокольчики.

Ролевая игра

Дети дошкольного возраста любят играть, особенно когда их игровая деятельность связана с выдумкой. Этот особый тип игры, известный как притворная игра, особенно важен для развития детей младшего возраста. По мере того, как навыки мышления детей улучшаются в дошкольном возрасте, они могут запоминать и рассказывать истории, которые следуют за последовательностью событий и имеют смысл для других. Притворная игра — отличный способ для детей учиться и развивать такие навыки, как:

  • Планирование, включая организацию типа ролевой игры (например, «пляж»), ролей (спасатель, аквалангист, рыбак) и предметов/предметов, необходимых для деятельности (свисток, очки, ласты, удочка, пляж полотенца)
  • Как решать проблемы и идти на компромисс (например, «В этот раз я буду спасателем, который спасет тебя, а в следующий раз ты сможешь спасти меня»)
  • Как общаться словами и действиями
  • Как выразить эмоции (например, страх перед лицом ребенка, притворяющегося страшным животным; восторг или ревность, когда новорожденный возвращается из роддома)
  • Творчество и воображение; притворяться, что опыт становится более сложным и фантастическим по мере того, как дети становятся старше (например, вместо того, чтобы быть просто рыбаками, они становятся исследователями морских глубин, ища потерянные сокровища на затонувшем корабле)
  • Навыки памяти, поскольку любимые события повторяются снова и снова снова (например, завести нового питомца, поесть в ресторане, сходить в зоопарк)

Вы можете способствовать развитию детей, создав среду, способствующую ролевым играм. Например:

  • Организуйте место для детских игр и предоставьте различные предметы, включая кошельки, головные уборы, обувь, одежду, телефоны, кухонные принадлежности, канцелярские принадлежности, нежелательную почту и т. д. Обязательно предусмотрите место для хранения предметов для игр. . Например, дети могут повесить свою «нарядную» одежду на старую вешалку, а остальные предметы для ролевых игр хранить в корзине для белья.
  • Поощряйте детей рассказывать об их притворной игре. Попросите их описать вам свою притворную игру: кем они притворялись? Почему они хотели притвориться, что они были этим человеком? Что они успели сделать? Тем не менее, не прерывайте детей вопросами об их игре, когда они уже глубоко погружены в притворную игру. Их фантазийный опыт может быть легко нарушен, если им придется переключиться и поговорить с кем-то за пределами их воображаемого опыта.
  • Участвуйте в ролевых играх с детьми. Вы можете улучшить детскую игру, предлагая варианты действий и вводя новые слова в детский словарный запас. Обязательно следуйте примеру ребенка. Позвольте ребенку руководить фантазийной игрой. Исследования показывают, что дети более покладисты и могут выражать свою развивающуюся независимость, когда взрослые следуют плану игры ребенка. Примеры ролевых игр для взрослых и детей включают чаепития, купание кукол, открытие ресторана или салона красоты, работу библиотекарем или почтальоном.
  • Обратите внимание на тему детских ролевых игр. Исследования показывают, что по сравнению с детьми, которые мало или совсем не участвуют в насильственных фантазийных играх, дети, которые участвуют в заметно более насильственных фантазийных играх, как правило, злее и менее склонны к сотрудничеству. Примеры насильственных притворных игр включают в себя агрессивных монстров, которые причиняют вред людям, или полицейских и грабителей, которые убивают друг друга.

Переход в школу

По мере того, как дошкольные годы подходят к концу, семьи сталкиваются с проблемой подготовки своих детей к поступлению в школу. Подготовка к этому переходу может сделать опыт ребенка (и опыт семьи) более комфортным. Переход от дошкольного учреждения к школе включает в себя сдвиг в отношениях между воспитателем и ребенком и в отношениях со сверстниками — некоторые отношения заканчиваются, а начинаются новые. Дети часто испытывают смешанные эмоции по поводу этого перехода, в том числе чувство грусти по поводу ухода из дошкольного учреждения или программы по уходу за детьми, а также чувство волнения и предвкушения начала школы. Способность справляться с этими эмоциями и адаптироваться к этим изменениям важна для успешного перехода, что задает положительный тон школьным приключениям детей.

Вот несколько советов, которые помогут вам подготовить детей к такому переходу.

  • Организуйте посещение новой школы ребенка. Убедитесь, что ребенок знакомится со своим новым учителем и имеет возможность изучить новый класс.
  • Спросите нового учителя вашего ребенка о распорядке, который ваш ребенок может ожидать в новом классе. Например, узнайте о дневном сне (Дремлют ли дети? Дневной сон постепенно прекращается в течение учебного года?), о перекусах (сколько раз в течение дня есть перекусы?) и обедах (Едят ли дети в кафетерий? Придется ли им нести поднос?).
  • Включите аспекты нового распорядка вашего ребенка в его или ее текущий распорядок дня. Например, если дети обедают в столовой, поиграйте дома в игру, в которой ваш ребенок научится балансировать на подносе. Если дети не спят в новой школе, в которой учится ваш ребенок, постепенно сокращайте дневной сон вашего ребенка дома. Если ваш ребенок посещает дошкольное учреждение или программу по уходу за детьми, попросите учителя вашего ребенка помочь поэтапно отказаться от дневного сна.
  • Поговорите с детьми о том, что изменится, а что останется прежним. Например, у детей могут быть друзья, которые будут учиться в их новом классе в школе, но они также смогут завести новых друзей. Исследования показывают, что дети могут лучше приспособиться к смене школы, если у них есть поддержка друга. Узнайте, будет ли кто-нибудь из друзей вашего ребенка учиться в том же классе. Если нет, попросите учителя вашего ребенка связать вас с другой семьей, чей ребенок будет ходить в ту же школу и живет поблизости.
  • Поощряйте детей рассказывать о своих чувствах по поводу поступления в школу.
  • По возможности работайте волонтером в школе вашего ребенка. Вы можете посещать экскурсии, читать рассказы классу вашего ребенка и помогать в проведении специальных мероприятий. Если ваша работа не позволяет вам заниматься волонтерством в течение дня, вы можете использовать некоторое личное время, чтобы стать волонтером на специальном мероприятии в школе вашего ребенка. Родители, которые не могут заниматься волонтерской деятельностью в течение дня, могут помочь, сохранив материалы для художественных занятий или внося свой вклад в школьный информационный бюллетень.

Содействие ранней грамотности детей младшего возраста

Чтобы поощрять детей младшего возраста к разговору, слушанию, чтению и письму, взрослые должны обеспечить разнообразный интересный языковой опыт.

Дети, испытывающие трудности с чтением в начальных классах, часто имели ограниченный опыт обучения грамоте в раннем возрасте. У детей с трудностями чтения хуже знание букв, меньшая чувствительность к понятию, что звуки речи отличаются от их значения, меньше знакомство с основной целью и механизмами чтения, а также более низкие общие языковые способности.

Дети, умеющие читать, понимают алфавит и буквы, используют базовые знания и стратегии для извлечения смысла из печатного текста, могут легко распознавать слова и бегло читать.

Занятия, которые готовят детей младшего возраста к обучению чтению, подчеркивают:

  • Счет
  • Понятия чисел
  • Названия букв, формы и звуки
  • Фонологическое и фонематическое восприятие
  • Модели интереса взрослых к грамотности
  • Независимая и совместная деятельность по обучению грамоте

Ключевые понятия ранней грамотности детей

Фонологическая осведомленность
Восприятие звуков и значений произносимых слов. Например, фонологически осведомленный ребенок может слышать и произносить рифмующиеся слова, делить слова на звуки и/или слоги и снова складывать их вместе, а также распознавать, что группы слов вначале имеют одинаковый звук (рыба, лягушка, фрукт), или тот же звук в конце (кости, мыши, лед).

Фонематическая осведомленность
Продвинутая форма фонологической осведомленности. Осознание того, что печатные символы, такие как буквы, систематически представляют составные звуки языка. Дети, демонстрирующие фонематическую осведомленность, узнают отношения звука и символа. Фонематическая осведомленность позволяет детям «озвучивать» слова.

Что умеют делать взрослые

Будьте образцом грамотного поведения для своих детей: пишите заметки, ведите календарь и ежедневник, вывешивайте списки продуктов питания и домашних нужд и обязанностей детей, вводите новые словарные слова во время рутинной беседы и чтения книг, а также подпишитесь на местные газеты и журналы, которые будут интересны всей семье.

Каждый день пейте песни, сочиняйте смешные стишки, читайте книги и играйте со словами и звуками. Обсуждайте печатный текст, слова и звуки как «объекты», о которых можно думать, которыми можно манипулировать, изменять и исследовать. Помогите детям построить и использовать их постоянно растущий словарный запас.

Обеспечить детей средствами грамотного поведения (ручки, карандаши, фломастеры, бумага, конверты, степлер, скрепки, марки, словарь, атлас, телефонные книги, журналы, каталоги, газеты, спам) и заниматься повседневной занимайтесь с детьми грамотностью (пишите благодарственные письма, отправляйте поздравительные открытки, ищите номера телефонов, находите экзотические места в атласе, составляйте списки, читайте книги, посещайте библиотеку).

Рекомендуемые книги для дошкольников

Чтение книг — один из самых ценных способов, которым родители могут проводить время со своими детьми. Чтение детям помогает им лучше понимать звуки языка, понимать, что буквы обозначают звуки, и ценить грамотность. Книги, перечисленные ниже (название, автор/иллюстратор, издатель, дата публикации), способствуют формированию у детей новых навыков грамотности посредством рифмовки, повторяющихся моделей и предсказуемости. Самое главное, их интересно читать!

  • Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?
    Билл Мартин мл.
    Иллюстрации Эрика Карла
    Холт. (1992).
  • Кепки на продажу: сказка о торговце, обезьянах и их обезьяньем бизнесе
    Эсфирь Слободкина
    HarperCollins. (1987).
  • Чика Чика Бум Бум
    Билл Мартин-младший и Джон Аршамбо
    Иллюстрации Лоис Элерт
    Аладдин. (2000).
  • Если дать мышке печенье
    Лаура Дж. Нумерофф
    Иллюстрации Фелиции Бонд
    HarperCollins. (1985).
  • Дом для сна
    Одри Вуд
    Проиллюстрировано Доном Вудом
    Харкорт. (1984).
  • Полярный экспресс
    Крис Ван Олсбург
    Хоутон Миффлин. (1985).
  • Снежный день
    Эзра Джек Китс
    Викинг. (1981).
  • Кошмар в моем шкафу
    Автор: Мерсер Майер
    Даттон. (1992).
  • Там, где дикие твари
    Морис Сендак
    HarperCollins. (1988).
  • Dr. Suess books
    • Hop on Pop
    • The Foot Book
    • One Fish, Two Fish, Red Fish, Blue Fish
    • Green Eggs and Ham

Conclusion

Дошкольные годы — активное время для маленьких детей: их независимость и инициатива позволяют им по-новому исследовать окружающий мир. Перед родителями и учителями стоит важная задача предоставить детям многочисленные и разнообразные возможности для содействия их развитию в дошкольном возрасте, включая физическое развитие, мышление и обучение, выражение чувств, осознание себя и других и общение. Использование предложенных предложений поможет создать позитивную, творческую среду, в которой дети смогут развиваться.

Ссылки

  • Бернс, М. С., Гриффин, П., и Сноу, К.Е. 1999. Правильное начало: Руководство по содействию успеху чтения у детей. Комитет по предотвращению трудностей с чтением у детей младшего возраста, National Academy Press: Вашингтон, округ Колумбия.
  • Комитет по предотвращению проблем с чтением у детей младшего возраста. 1998. Предотвращение трудностей с чтением у детей младшего возраста. National Academy Press: Вашингтон, округ Колумбия.
  • Данн, Дж., и Хьюз, К. (2001). «У меня есть мечи, и ты мертв!»: бурная фантазия, антиобщественное поведение, дружба и моральная чувствительность у маленьких детей. Развитие ребенка, 72, 491-505.
  • Эриксон, Э. (1963). Детство и общество (второе издание). Нью-Йорк: Нортон.
  • Гарви, К. (1990). Играть. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Лэдд, Г.В., Кохендерфер, Б.Дж., и Коулман, К.К. (1996). Качество дружбы как предиктор адаптации детей раннего возраста к школе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts