Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста: Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста | Статья по теме:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

  Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф.

  Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

  Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

  Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

  Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

  В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

  С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

  Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

  Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

  У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

  Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

  Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

  Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

  Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

  В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

  Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

  Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

  Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

  Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

  Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Выводы:

  Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития   возникают   новообразования   различной   степени выраженности,  характеризующиеся  новыми  свойствами   и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности.  Наряду  с  новообразованиями  в  развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы, субъект общения, познания и деятельности  и их основные  компоненты — способности  и склонности.

  Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2602/ (дата обращения: 06.03.2023).

Формирование основных моральных качеств человека можно сказать, что уже начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Необходимо с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов моральных качеств

В дошкольном возрасте ребенок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, педагог (воспитатель) формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребенка.

Исследования советских ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога (воспитателя) воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании детей с первых лет его жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослых. В дошкольном возрасте начинает формироваться отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Следует также особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, ребенок рассматривал картинку, на которой изображен другой ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делают родители) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В старшем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения к сверстникам и взрослым.

А также в старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Педагог (воспитатель) формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой к другим людям.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными.

Практическое занятие для детей старшей группы (5-6 лет)

Стихотворение П. Воронько «Я носила воду»

Я носила воду, воду

От колодца к огороду.

А потом носила в сад,

Поливала десять гряд.

И на грядках – погляди-ка!

Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,

Всех подружек созову!

Педагог (воспитатель). Как можно назвать эту девочку? Какая она? (трудолюбивая) А еще как? (добрая, у нее есть друзья, она с ними поделилась клубникой) Какое имя мы придумаем этой девочке?

Стихотворение А. Барто «Я лишний»

Окапывая вишни. Сергей сказал:

— Я – лишний.

Пять деревьев.

Пять ребят –

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни.

Сергей выходит в сад,

— Ну, нет, теперь ты

Лишний! –

Ребята говорят.

Педагог (воспитатель). А что можно сказать про Серёжу? Какой он? (ленивый, не любит работать). Как он повел себя, когда поспели вишни? (он вышел в сад с ребятами, ему не стыдно есть вишню вместе со всеми, хотя он не работал.) Похож ли Сережа на девочку из стихотворения «Я носила воду»? В этой ситуации можно вспомнить народную мудрость:«Кто не работает, тот не ест».

Литература:

  1. www.detskiysad.ru

  2. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.

Kids ‘R’ Kids обсуждает важнейшие моральные ценности, которые должны усвоить дошкольники

8 наиболее важных моральных ценностей для дошкольников 

Моральные ценности формируют взгляды, убеждения и идеи детей, способствуя их развитию в неустрашимых и нравственно сильных личностях . Впитывание этих ценностей дает направление и характер детям, когда они идут по жизни. Образовательное дошкольное учреждение Kids ‘R’ Kids погружается в изучение 8 самых важных ценностей, которым дошкольников можно научить в раннем возрасте.

  1. Благодарность

Исследование 2019 года, опубликованное в Journal of Happiness Studies , показывает связь между благодарностью и счастьем у детей в возрасте 5 лет. Таким образом, воспитание благодарности у детей в раннем возрасте помогает им вырасти более счастливыми людьми. Развивая готовность выражать признательность и благодарность за то, что у них есть, дети могут найти удовлетворение. Научите детей никогда не принимать кого-либо и что-либо как должное. Совершая добрые поступки и показывая благодарность, воспитатели могут подать детям пример для подражания.

  1. Честность

В основе всех успешных отношений, личных или профессиональных, лежат надежность и доверие. Этот фундамент строится на честности. Воспитатели могут воспитывать в детях честность, моделируя это поведение и объясняя его важность. Важно дать детям безопасное пространство, чтобы быть честными, где они не боятся негативных последствий, а встречают принятие и обсуждение. Небольшие шаги, такие как честность с учителями, одноклассниками и родителями, являются хорошей отправной точкой.

  1. Обмен

Поговорка гласит, что делиться — значит заботиться. Но почему детям важно овладеть этим навыком? Совместное использование помогает детям заводить друзей, играть вместе, вести переговоры и справляться с разочарованием. Компромисс и справедливость — отличные уроки, которые приходят с обменом. К 3 годам дошкольники начинают понимать, что такое чередование и обмен. Этот навык можно развить, хваля хорошую очередь, поощряя честность и объясняя, как делиться.

Определенные действия, поощряющие совместное использование и по очереди, такие как совместный выбор нарядов или совместное рисование большой картины одним и тем же набором цветных карандашей, могут постепенно нарастить эту мышцу.

  1. Эмпатия

Эмпатия — это способность поставить себя на место другого человека и увидеть мир с точки зрения другого человека, особенно с точки зрения эмоций. Эксперты говорят, что эмпатия — это важнейший навык для детей, поскольку он помогает устанавливать связи, регулировать эмоции и способствовать поведению, помогающему. В школьной среде эмпатия может предотвратить издевательства, поощрять дружбу и позволять детям получать помощь от других. Выслушивание забот, вопросов и проблем детей и попытка помочь им могут способствовать развитию этой черты.

  1. Сострадание

Сопереживание — важная черта, которая помогает детям понять, что чувствуют другие, и влияние их действий. Это позволяет им творчески мыслить в ситуациях и действовать с добротой, терпением, принятием и терпимостью к себе и другим. Это укрепляет отношения с другими детьми, способствует социальной гармонии и снижает риск агрессивного поведения.

  1. Сотрудничество

Это акт оказания помощи другим для достижения цели, которая часто является взаимной. Совместное выполнение домашних дел является одним из примеров совместной деятельности, которая развивает черту сотрудничества. Понимание работы как «мы», а не «вы» и «я», помогает детям работать вместе в гармонии для достижения коллективного успеха группы. Это очень важный навык в профессиональных ситуациях.

  1. Уважение

Уважение происходит от латинского слова «respectus», что означает внимание, уважение. Это включает в себя слушание и заботу о другом человеке. Эта ценность лежит в основе здоровых и процветающих отношений. Это закладывает основу для хороших социальных навыков и гражданского поведения. Маленьких детей следует учить уважать каждого человека, независимо от возраста, касты, вероисповедания, религии, этнической принадлежности, убеждений и различий во взглядах.

  1. Ответственность

Ответственность включает в себя принятие решений, доверие и умение брать на себя ответственность за свои действия — хорошие или плохие. Дети должны понять, что их решения влияют на них самих и на окружающих. Поэтому важно ответственно подходить к выбору. Делегирование домашних дел — один из лучших способов привить детям эту ценность.

Критическое мышление является важнейшим набором навыков для детей, а сильный набор моральных ценностей и взглядов служит отличным ориентиром. В Kids ‘R’ Kids учителя стремятся усвоить эти важные моральные ценности с помощью рассказывания историй, занятий и применения этих моральных знаний в реальном времени.

Почему Kids ‘R’ Kids?

Философия «Сначала обними, потом научи» определяет каждый аспект того, что означает Kids ‘R’ Kids, Circa Fishhawk. В отличие от многих детских садов или провайдеров услуг по уходу за детьми, его методология представляет собой комплексный подход к ребенку. Стремясь укрепить и поощрять эмоциональное, интеллектуальное, социальное и физическое благополучие каждого ребенка, Kids ‘R’ Kids использует опыт своих поставщиков услуг по уходу за детьми и свое динамичное партнерство с родителями, чтобы предложить детям целостное обучение и рост.

Kids ‘R’ Kids International аккредитована AdvancED®, крупнейшим в мире образовательным сообществом, и Советом по аккредитации и улучшению школ Южной ассоциации колледжей и школ (SACS/CASI). SACS/CASI является подразделением по аккредитации AdvancED®. Эта аккредитация гарантирует соблюдение и превышение высоких стандартов аккредитации.

Позвоните сегодня по телефону (813) 654-7000, чтобы узнать больше о программах Kids ‘R’ Kids до и после школы (от детского сада до 5 класса) или запланировать посещение.

Почему моральные ценности важны для детей?

Опубликовано 22 августа 2021 г.

Цифровой образ жизни затронул почти все аспекты нашей жизни. И это включает в себя воспитание детей.

Прошли те времена, когда детей наказывали за любые проступки. Вместо этого в последние несколько лет внимание родителей сместилось на методы воспитания, ориентированные на ребенка. В результате сегодняшние дети часто срываются с крючка и редко несут ответственность за свои действия.

В статье «Вашингтон пост» винят в этой смене перегруженных работой родителей, которые слишком устали, чтобы лично обучать своих детей моральным ценностям. Вместо этого дети узнают о добре и зле из телепередач и онлайн-видео. И чаще всего эти видео не подходят для их возраста. Они также не преподают моральный урок.

Это подчеркивает, что сейчас, как никогда, наши дети нуждаются в руководстве. Вокруг них слишком много отвлекающих факторов, которые могут сбить их с пути. Помните, что дети похожи на губки. Они поглощают все, что видят или слышат. И на нас, взрослых, ложится задача направить их на правильный путь.

Мы несем ответственность за нравственное воспитание наших детей как можно раньше. Они смотрят на нас как на образцы для подражания. Если мы хотим, чтобы они выросли продуктивными членами общества, мы должны научить их этому.

Что такое моральные ценности?

Согласно этой статье, любая деятельность, связанная с вынесением суждения, требует использования ценностей. В то время как «мораль» — это наше собственное понимание того, что правильно и что неправильно, основанное на индивидуальном и коллективном опыте, который связывает нас как общество.

По сути, моральные ценности — это черты личности, которые помогают нам выносить суждения и принимать решения на основе того, что мы считаем правильным или неправильным. Поскольку у каждого из нас разный опыт, моральные ценности могут варьироваться от человека к человеку. Вот почему мы по-разному реагируем на разные ситуации. И в большинстве случаев ценности человека являются отражением среды, в которой он вырос.

Важность моральных ценностей у детей

Моральные ценности важны на любом этапе жизни. Но большинство ценностей, которые у нас есть, когда мы были взрослыми, были привиты нам в детские годы. Вот почему важно, чтобы мы учили наших детей ценностям, которые мы хотим, чтобы они имели во взрослой жизни.

Эти восемь причин подчеркивают важность моральных ценностей у детей:

1.

Это формирует их характер

Знание хороших моральных ценностей, таких как доброта, смирение, мужество и сострадание, в раннем возрасте формирует характер ребенка. Она формирует самую сердцевину их существа и становится основой их моральных убеждений.

Вот почему очень важно начать приучать их к моральным ценностям, пока они еще дети. Эти ценности формируют их, чтобы они стали теми, кем вы хотите их видеть.

2. Это помогает им отличить правильное от неправильного

В июле этого года четверо детей попали в заголовки газет из-за того, что угнали машину своих родителей и проехали через австралийскую глубинку. Сообщается также, что они украли бензин с двух заправок. Хотя это может показаться шокирующим, это далеко не единичный случай.

В репортаже The Guardian за 2017 год рассказывается о детях, совершивших мелкое воровство. У большинства из них не было родителей или не было их вовсе. Не было взрослых, которые могли бы направлять их и учить правильным ценностям.

Это просто крайние примеры детей, у которых нет понятия о добре и зле. Обычно они не могут сказать, какие вещи считаются морально правильными, а какие нет. Помните, они впитывают все, как губка. Когда они делают что-то не так, и никто не удосуживается их исправить, они начинают думать, что это совершенно нормально сделать это снова. До тех пор, пока эти маленькие ошибки не превратятся в грандиозные схемы, которые могут отправить их в тюрьму.

3. Меняет мировосприятие

Когда дети могут отличать хорошее от плохого, они также могут отличать хорошее от плохого. Это помогает формировать их восприятие мира. Ребенок, у которого есть сильный моральный компас, не будет просто стоять сложа руки, когда происходит несправедливость. Они примут меры, чтобы исправить это любым возможным способом.

4. Это определяет их взрослое поведение

 Известный стих из христианской Библии гласит:

«Наставляй ребенка на путь, по которому ему следует идти, и, когда он состарится, он не отступит от него». (Притчи 22:26)

Это напоминание о том, что ценности, которым вы учите своих детей сегодня, определят их поведение, когда они станут взрослыми.

5. Противодействует плохому влиянию со стороны сверстников

Давление со стороны сверстников – мы все сталкивались с этим. Для детей и подростков нормально равняться на своих друзей. От стиля одежды до выбора музыки давление сверстников играет важную роль в этих решениях.

Но согласно исследованию, дети, которые хорошо относятся к себе, лучше сопротивляются негативному давлению сверстников. Кроме того, дети, выросшие с сильными моральными устоями, более уверены в себе. Они редко чувствуют необходимость следовать моде, что делает их менее склонными поддаваться дурному влиянию.

6. Это помогает им справляться с трудными ситуациями

Одной из самых насущных проблем, с которыми сегодня сталкивается наша молодежь, является депрессия. Стрессовые ситуации могут поставить некоторых из нас в тупик. Но это может быть даже более серьезным для детей, особенно для тех, кто не был под присмотром взрослых в своей жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts