Формирование здорового образа жизни
Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
— знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
— знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
— знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
— уменьшение заболеваемости;
— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
— снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.
ЗОЖ для детей дошкольного возраста в картинках
Содержание
- Здоровый образ жизни для детей
- Картотека для детского сада на тему ЗОЖ
- Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников
- Темы ЗОЖ
- Правила ЗОЖ
- Сказки
- Сказка про бодрую Белку
- Витамины для медвежонка Винни
- Стихотворения
- Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем
- Пословицы
- Загадки
- Игры
- Игра «Рисуем организм»
- Игра «Полезный обед»
Очень важно прививать полезные привычки детям младшего возраста. Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, его нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребенке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Формировать здоровый образ жизни поможет воспитатель в детском саду и родители. Итак, читаем, привитие навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) для детей дошкольного возраста.
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Здоровый образ жизни для детей
Взрослые ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные эмоции и нужные знания.
Правила здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада, поскольку следующий период жизни – очень трудный: адаптация к школе, строгий распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому человеку еще не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что плохо. Формировать здоровый образ жизни нужно систематически и последовательно. При этом ребенок может не осознавать, что его обучают, он просто получает интересные и важные знания, которые применит на практике:
- Правила личной гигиены;
- Уметь жить по режиму дня;
- Уметь вести себя дома, на улице, с учетом техники безопасности;
- Знать части тела и внутренние органы и как они работают;
- Знать правила питания;
- Понимать, как защититься от простуды;
- Уметь оказать первую помощь при ушибах и порезах;
- Знать упражнения для профилактики болезни.
- Понимать, что опасно, а что полезно.
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Картотека для детского сада на тему ЗОЖ
В детском саду накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные привычки появляются благодаря специальной методике. Ребенок должен понять, что нет ничего ценнее здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает за свое здоровье.
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников
Образовательный процесс организован так, чтобы мальчики и девочки проходили обучение, играя и занимаясь творческими делами. Это учение с увлечением дает гораздо больше навыков, нежели стандартное занятие.
В детском саду практикуются такие формы и методы работы с детьми:
- Наблюдение;
- Беседа с использованием игр;
- Занятия с наглядными пособиями;
- Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
- Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;
- Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
- Работа с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей.
- Для укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия, динамические паузы. Важно научить ребенка правильной релаксации и гимнастике: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Темы ЗОЖ
В детском саду большое внимание уделяется следующим темам:
- Правильное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Полноценный отдых и сон.
- Здоровая гигиена.
- Психологическая атмосфера, благоприятная для человека.
- Здоровые привычки, закаливание организма.
Стоит отметить, что в здоровые привычки, помимо прогулки, занятий спортом и другими видами деятельности, входит правильное обращение с компьютером, планшетом, сотовым телефоном. Современные дети практически не выпускают из рук гаджеты. Это отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нужно воспитать в ребенке грамотное пользование этими приборами именно в дошкольном возрасте, чтобы потом не бороться с компьютерной или телефонной зависимостью.
Читайте также статью: Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников
Правила ЗОЖ
В детском саду ребенок должен усвоить следующие правила здорового образа жизни.
Первое правило – для хорошего слуха и чистых ушей:
- Нельзя ковырять в ушах, можно повредить барабанную перепонку.
- Вода не должна попадать в уши, это опасно для слуха.
- Сильный ветер может застудить уши, и они заболят. Уши нужно прятать в шапке.
- Не любят уши сильный шум.
- Чтобы уши были чистые, надо чистить их ватной палочкой. Глубоко не толкать, аккуратно чистить.
Второе правило – для зорких глаз:
- Лежа читать и близко смотреть телевизор нельзя.
- Трогать глаза грязными руками нельзя.
- Не забывать про гимнастику для глаз.
- Глаза, брови и ресницы любят умываться.
Третье правило – для чистой кожи:
- Мыло и вода – лучшие друзья кожи.
- Нельзя кожу колоть и давить на нее.
- Рану на коже нужно промыть и обработать от инфекции.
- После ванны нужно хорошо вытереться.
- Грязное белье опасно для здоровья.
- Нельзя носить чужую одежду и обувь.
Четвертое правило – для подвижности рук и ног:
- Утренняя гимнастика – закон.
- Нет — неудобной обуви.
- Варежки нужны в мороз, в них надо прятать руки.
- 4 Длинные ногти – некрасиво и опасно, можно пораниться.
- Плавание – хорошая закалка.
- Пятками по песку – все болезни прочь.
Пятое правило – для красивой осанки:
- Позу менять через 15 — 20 минут.
- Делать физкультуру для мышц спины, живота и позвоночника.
- Голову класть нужно на невысокую подушку.
- Тяжесть поднимать нельзя.
- Нельзя ходить на высоких каблуках.
Шестое правило – о правильном питании:
- Есть по режиму.
- Нельзя торопиться во время еды.
- На столе должны быть полезные продукты.
- На ходу есть нельзя.
- Холодная и горячая пища не может быть полезной.
- От переедания болит живот.
Седьмое правило – для крепости зубов:
- Грызть орехи нельзя.
- Чередовать горячую и холодную пищу нельзя.
- После каждого приема пищи нужно полоскать рот.
- 4. Утром и перед сном – чистить зубы.
- Побывать у стоматолога нужно раз в полгода.
Восьмое правило – о правильном отдыхе:
- Душ перед сном – обязательно.
- Пить много воды перед сном нельзя.
- Спать нужно в проветренной комнате.
- Час до сна – тихий час, без телевизора, компьютера и громкой музыки.
- Спать нужно в тишине.
- Ложиться спать и вставать нужно по режиму дня.
Сказки
О здоровом образе жизни написано много сказок. Причем их авторами нередко становятся сами педагоги дошкольного образования. Герои сказок, которые сначала поступали неправильно, в конце истории исправляются.
Сказка про бодрую Белку
Жили в одном лесу звери, которым некогда было делать зарядку. Все они были очень заняты! Медведь Топтыгин мед собирал, еж Пыхтелкин – грибы, лиса Патрикеевна хвостом следы заметала…
Жила в этом лесу белка Стрелка, бодрая, спортивная. Она все успевала: и орехи найти, и в дупле прибраться, и бельчат учить, и песни спеть. Такая она была веселая и добрая, что все звери белку любили. Однако не могли понять звери: зачем с утра, как проснется, белка по веткам скачет. То вверх, то вниз. Зачем? Лучше бы понежилась, пока утренний сон не пропал.
Пришли медведь, еж и лиса к белке и спрашивают: «Зачем?» А та отвечает: «Это утренняя зарядка! Я от нее всегда такая бодрая и не устаю до самого вечера!» ««Вот бы и мне не уставать», — говорит еж, — только я по веткам прыгать не могу». ««И я хочу быть бодрой и красивой», – говорит лиса, – и я не умею лазать по деревьям». «Вам и не нужно! – отвечает белка. – Можно делать другие упражнения! Я вас научу, только чур – не лениться!»
Стали звери каждое утро с белкой Стрелкой зарядку вместе делать. И через некоторое время заметили чудеса. Медведь так ловко и умело мед собирал, что ни одна пчела его не покусала. Ежик грибы домой стал приносить в два раза быстрее, лапки его стали крепкие и сильные. На себя налюбоваться и лиса не могла – бодрая, быстрая, стройная. Лесная красавица!
Пришли звери к белке и говорят: «Спасибо, Стрелка, научила утренней зарядке! Теперь мы стали самые здоровые и бодрые в лесу!» «И красивые», – добавила лисичка. А там и другие звери захотели быть бодрыми и здоровыми.
Теперь каждое утро в лесу начинается с зарядки.
Витамины для медвежонка Винни
Проснулся солнечный Лучик, прыгнул на подушку к Винни Пуху, но медвежонок был не в духе. Плохо себя чувствовал Винни Пух. Обиделся Лучик. Говорит: «Нельзя так целый день лежать!» «А чем мне заняться?» – грустно спросил Винни. «Знаешь, – сказал Лучик, – есть волшебные витамины для хорошего настроения! Пойдем, я покажу, где они!» Не хотелось Винни Пуху никуда идти, но он был любопытный медвежонок. Поэтому слез с кровати и пошел за Лучиком.
Шли они, шли и пришли к домику Лучика. А рядом с домиком был огород с овощами и ягодами.
«Вот они, мои витамины», – сказал Лучик. «Это просто морковка, свекла, капуста. Еще ягоды. Обычная еда!» – не поверил Винни. «Нет! – сказал Лучик. – Не обычные. Потому что папа Солнце и мама Земля подарили им витамины. Смотри, морковка дает глазам зоркость, а чеснок прогоняет вредные бактерии. Да и другие овощи, фрукты и ягоды дарят здоровье!» Удивился Винни: «А я и не знал, что на грядках растут волшебные витамины!» «Я покажу, как приготовить из овощей и ягод вкусные и полезные салаты! Тебе понравится!»
Медвежонок и Лучик приготовили вкусный завтрак. Так понравились салаты Винни, что он решил их есть каждый день. И настроение у него поднялось!
Решил медвежонок свой огород завести и выращивать полезные овощи и ягоды. Чтобы не расставаться с хорошим настроением и угощать всех друзей!
Стихотворения
Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем
Жил на свете Крокодил.
Он лечиться не любил.
Докторов он всех боялся,
От прививок уклонялся.
За собой он не следил:
Лапки он свои не мыл,
Зубки он свои не чистил,
О прививках и не мыслил.
Вот однажды утром встал
И себя он не узнал.
Весь опух, болит живот,
Не откроет даже рот.
«Что мне делать? Как мне быть?
Нужно помощь попросить.
Звери, птицы, помогите.
От боли вы меня спасите!»
Приползла к нему Змея
И ответила она:
«Срочно к доктору иди
И таблетки ты прими!»
Разозлился Крокодил,
Чуть Змею не проглотил.
Испугалась тут Змея
И скорее уползла.
Попугай к нему летит,
Крокодилу говорит:
«Тут одних таблеток мало.
Уколы делай, чтоб лучше стало!»
«Все само собой пройдет:
И ангина, и живот», –
Так ответил Крокодил
И зарылся прямо в ил.
Только боль-то не проходит,
Крокодил сильнее «воет»:
«Вот напасти, вот беда,
Ведите доктора сюда!»
Доктор вынул шприц большой:
«Ну, и где же наш больной?»
Крокодил раскрыл глаза,
По щеке бежит слеза.
Зубы крепко только сжал,
Укол себе он сделать дал.
Не прошло и полчаса,
А от боли ни следа.
Слава нашим докторам,
Кто здоровье дарит нам!
***
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать:
Нужно всем подольше спать,
Ну а утром не лениться,
На зарядку становиться.
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги.
С ними дружбу не води!
Среди них тихоня-лень,
С ней борись ты каждый день!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты.
Вот полезная еда
Витаминами полна.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши,
Только помни – при уходе
Одевайся по погоде.
Игры на развитие мелкой моторики: смотрите ЗДЕСЬ!
Пословицы
Существует много пословиц о здоровом образе жизни. Вот они.
- Болезнь ищет жирную пищу.
- Болен — лечись, а здоров — берегись.
- Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
- Больному и золотая кровать не поможет.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- В здоровом теле здоровый дух.
- Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
- Все здоровые люди любят жизнь.
- Где здоровье, там и красота.
- Двигайся больше — проживешь дольше.
- Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
- Здоровье и счастье не живут друг без друга. Здоровью цены нет.
- Здоровья за деньги не купишь.
- Здоровье дороже богатства.
- Кто встал до дня, тот днем здоров. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
- Чистота — залог здоровья.
- Чем лучше пищу разжуешь, тем дольше проживешь.
Загадки
Для того чтобы ребенок лучше понял, что такое здоровый образ жизни, можно поиграть с ним в загадки. Много загадок о полезных овощах.
- Маленький и горький, луку брат (Чеснок).
- 2. Красна — девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь).
- Сто одежек, и все без застежек (Капуста).
- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (Лук).
- Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло (Свекла).
- Сидит мужик на полатях, весь в заплатах (Лук).
Игры
Дети любят играть в подвижные игры. Это можно использовать на занятии по формированию здорового образа жизни.
***
Волны плещут в океане,
Что там видится в тумане?
Это мачты кораблей, —
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок
И продолжим наш урок!
Каждая строчка сопровождается движениями: сначала волнообразные движения руками, руки над глазами (вглядываются), руки вверху, как мачты, изображают «плавание» руками, ходьба на месте, наклоны вперед, приседания, сели за столики.
Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.
Игра «Рисуем организм»
Дети вместе с родителями рисуют организм человека. Две команды соревнуются на скорость. Можно не рисовать, а прикреплять картинки к доске, на которой нарисован человек.
Игра «Полезный обед»
Команды соревнуются на скорость и знания. Предлагается в корзину сложить полезные продукты. На «прилавке» лежат и полезные, и вредные продукты. Нужно выбрать правильные.
Приучать ребенка к здоровому образу жизни очень важно в дошкольном возрасте. Для этого можно использовать и народное творчество, и игры, и театральные постановки, и викторины, и беседы с детьми и родителями, и интересные познавательные прогулки. Если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает: что такое режим дня, как правильно вести себя в обществе, на улице, в помещении, как защитить себя от болезней и опасностей.
Здоровья Вам и Вашим детям! Наталья Белококытова
Важность правильного питания для детей
НаркоманияАллергия и астмаАмбулаторияАудиологияАутизмНаградыBC4ПодросткиПоведенческое здоровьеЗа кадромОжоговый центрРакКардиологияЦентр здорового веса и питанияЦентр исследований и политики в области травматологииПоведение детейРазвитие ребенкаКолоректальная реконструкция и реконструкция тазаОбразование сообществаРесурсы сообществаКоронавирусСтоматологияДерматологияЗаболевания и состоянияРазнообразие и инклюзияЭндокринология ЭпилепсияВсе имеет значениеПрограмма фертильности и репродуктивного здоровьяСобытия по сбору средствГастроэнтерологияГенетикаГинекологияГематологияУход на домуХосписНовости больницыМладенцы и новорожденныеИнфекционные заболеванияДети и подросткиЛабораторные услугиMake Safe HappenMarathonНеонатологияНефрологияНеврологияНейрохирургияНовый госпитальNICUПитание и фитнесТрудотерапияОфтальмологияОртопедияНаша ПациентыНаши сотрудникиПаллиативная помощьВоспитание детейПедиатрия НовостиАптекиФизиотерапия — Спорт и ортопедияПластическая хирургияЗдоровье населенияБеременностьПервичная медицинская помощьПсихология ЛегочнаяРентгенологияОзнакомьтесь и прочитайтеРеабилитацияИсследованияРевматологияБезопасность и профилактикаСпортивная медицинаХирургические услугиЦентр семейной безопасности и исцеленияЛечебный отдыхТерапияПрограммаTHRIVEМалыши и дошкольникиНеотложная помощьУрология
Aaron Barber, AT, ATC, PESAAbbie Roth, MWCAbby Orkis, MSW, LSWAdam Ostendorf, MDAdriane Baylis, PhD, CCC-SLPAdrienne M.
Flood, CPNP-ACAdvanced Healthcare Provider CouncilAila Co, MDakua A. Amponsah Chrappah, MDAlaina White, AT, ATCalana Milton, Mdalana Milton, Mdalecia Jayne, Audalena Schuckmannalessandra Gasior, Doalex Kemper, Mdalexandra Funk, Pharmd, Dabatalexandra Sankovic, Mdalexis Klenke, Rd, Ldalice Bass, Cpnp-Pcalison Peggallie. Graf, MDAmanda GoetzAmanda Smith, RN, BSN, CPNAmanda Sonk, LMTAmanda Whitaker, MDAmber Patterson, MDAmberle Prater, PhD, LPCCAmit Lahoti, MDAmy Brown Schlegel, MDAmy Coleman, LISWAmy Dunn, MDAmy E. Valasek, MD, MScAmy Fanning, PT, DPTAmy Гэри, CPNP-PCAми Хан, PhDAми ХессЭми Лебер, PhDAми Лерой, CCLSAми Моффет, CPNP-PCAми Рэндалл-МакСорли, MMC, кандидат в доктора философииЭми Томас, BSN, RN, IBCLCAми Валь, APNAнастасия Фишер, доктор медицинских наук, FACSMАндала ХардиАндреа Брун, CPNP-PCАндреа М. Бургер, MEd, CCC-SLPАндреа Сэттлер, MDАндреа ШеллоуЭндрю АксельсонЭндрю Крогер, MD, MPHЭндрю ШвадерерЭндрю Тран, MDАндриа Хейнс, RNAAngela AbenaimAngela Billingslea, LISW-SAnn Pakalnis, MDАнна Лиллис, MD, PhDАннетт Хабан-БарцЭнни Драпо, MDAnnie Темпл, MS, CCC -SLP, CLCannie Truelove, MPHANthony Audino, MDAnup D.Здоровое питание для детей | нидирект
То, что дети едят и пьют в первые годы жизни, может повлиять на их здоровье на долгие годы вперед. Общие пищевые привычки формируются в первые несколько лет жизни, поэтому важно побуждать детей есть питательную пищу.
Здоровое сбалансированное питание для детей
Дети нуждаются в здоровом сбалансированном питании, содержащем продукты из каждой пищевой группы, чтобы они получали широкий спектр питательных веществ, которые помогают им оставаться здоровыми.
Аппетиты детей различаются в зависимости от возраста, скачков роста и активности, поэтому важно давать порции соответствующего размера.
Начните с малого, и если ребенок захочет большего, предложите ему это.
Крахмалистые продукты
Крахмалистые продукты, такие как картофель, хлеб, рис и макаронные изделия, являются хорошим источником энергии, что особенно важно для детей, так как они очень активны.
Они также содержат клетчатку и основные витамины и минералы, необходимые для роста и развития.
Дети должны получать самые разнообразные продукты из этой пищевой группы, и их следует предлагать при каждом приеме пищи.
Предлагая детям эти продукты, помните:
- старайтесь предлагать широкий ассортимент хлеба, например, белый хлеб с высоким содержанием клетчатки, хлеб из непросеянной муки, зерновой хлеб, лепешки, питту и картофельный хлеб Цельнозерновые хлопья для завтрака
- и цельные овсяные хлопья — отличный способ начать день, поскольку они являются хорошим источником энергии, витаминов, минералов и клетчатки. дети развивать сладкоежку
- Макароны, лапшу и рис можно подавать во время еды, но избегайте закусок из лапши, так как они обычно содержат много жира и соли — попробуйте использовать коричневый рис и макароны из цельнозерновой муки
- отварить, размять или запечь картофель — вместо жареного выберите жареные чипсы или попробуйте домашние дольки
Фрукты и овощи
Вы должны поощрять ребенка есть пять порций фруктов и овощей в день.
Они должны есть разнообразные фрукты и овощи, так как это гарантирует, что они получат полный набор витаминов и минералов.
Детская порция составляет примерно половину взрослой порции или столько, сколько поместится на ладони.
Детей следует поощрять к постепенному увеличению размера порции до рекомендованного для взрослых.
- Пять порций в день
Поставщики белка
Детям для роста и развития необходимы белок и железо. Старайтесь ежедневно давать ребенку одну-две порции из этой группы.
Фасоль, бобовые и чечевица являются хорошей альтернативой мясу, они содержат мало жира и много клетчатки, белков, витаминов и минералов.
Попробуйте добавлять их в блюда, чтобы придать им цвет, аромат и текстуру, например, в запеканки, перец чили или соусы для пасты.
Орехи также содержат белок, но целые орехи, включая арахис, не следует давать детям младше пяти лет, если они подавятся.
Детям рекомендуется есть две порции рыбы в неделю, одна из которых должна быть жирной рыбы, например, лосось, сардины, скумбрия или форель.
Мальчикам рекомендуется есть не более четырех порций жирной рыбы в неделю, а девочкам – не более двух порций в неделю, потому что жирная рыба может содержать низкий уровень загрязняющих веществ, которые могут накапливаться в организме.
Польза для здоровья от употребления жирной рыбы превышает риски, поэтому старайтесь поощрять детей регулярно есть рыбу.
Яйца являются удобной альтернативой мясу и очень универсальны. Их можно жарить, варить, варить или превращать в омлет.
Мясо является хорошим источником белка, витамина B12 и железа. Диета, богатая железом, поможет предотвратить железодефицитную анемию.
Переработанное мясо (такое как колбасы, бекон, вяленое мясо и мясные продукты реформирования) и продукты из курицы часто являются настоящим фаворитом у детей. Их следует ограничить, так как они богаты жиром и солью.
Молочные продукты и альтернативы
Молочные продукты и их альтернативы важны в детстве, поскольку они являются хорошим источником кальция, витаминов А и D, белков и жиров.
Кальций необходим детям для формирования крепких костей, а также для функционирования нервов и мышц.
Витамин D необходим для усвоения кальция и поэтому играет важную роль в укреплении костей.
Младенцы и дети до пяти лет
Грудное молоко — лучший напиток для детей первого года жизни и старше. Единственной альтернативой грудному молоку в первые шесть месяцев жизни является детская смесь.
Выбирайте детскую смесь на основе коровьего молока, если только ваш лечащий врач не посоветовал вам иначе.
Вы должны продолжать кормить ребенка грудным молоком или молочными смесями, пока ему или ей не исполнится как минимум год.
Коровье молоко не следует давать в качестве питья, пока ребенку не исполнится год, так как оно не содержит правильного баланса питательных веществ, необходимого для удовлетворения потребностей вашего ребенка.
Полножирное коровье молоко можно использовать в небольших количествах для приготовления таких продуктов, как сырный соус и заварной крем с шести месяцев.
Детям в возрасте до одного года не следует давать сгущенное молоко, сгущенное молоко, сухое молоко или любые другие виды напитков, часто называемые молоком, такие как рисовые, овсяные или миндальные напитки.
Дети должны пить цельное молоко, пока им не исполнится по крайней мере два года, потому что они могут не получать калорий или основных витаминов, в которых они нуждаются, из молока с низким содержанием жира.
После двухлетнего возраста дети могут постепенно переходить на полуобезжиренное молоко в качестве основного напитка, если они питаются разнообразно и сбалансированно и хорошо растут.
Не давайте детям обезжиренное или однопроцентное молоко в качестве основного напитка, пока им не исполнится по крайней мере пять лет, потому что ни одно из них не содержит достаточного количества витамина А, а обезжиренное молоко не содержит достаточного количества калорий.
Детям в возрасте от одного до трех лет необходимо около 350 мг кальция в день. Около 300 мл молока (чуть больше половины пинты) обеспечит это.
Козье и овечье молоко
Как и коровье молоко, козье и овечье молоко не подходят в качестве напитков для детей младше года, поскольку они не содержат правильного баланса питательных веществ.
Обычное жирное козье и овечье молоко, если оно пастеризовано, можно использовать в качестве напитков, когда ребенку исполнится год. Их можно использовать для приготовления таких продуктов, как сырный соус и заварной крем, начиная с шестимесячного возраста.
Важность железа
Железо необходимо для здоровья вашего ребенка и может быть найдено в источниках животного происхождения (мясо и рыба) и растительных источниках (цельнозерновые злаки, темно-зеленые листовые овощи, бобовые и сухофрукты).
Организм легче усваивает железо из мяса и рыбы, чем из овощей. Однако если ваш ребенок не ест мясо или рыбу, он все равно может получать достаточное количество железа из таких продуктов, как обогащенные сухие завтраки, бобовые и темно-зеленые листовые овощи.
Важно употреблять некоторые продукты или напитки, содержащие витамин С, при употреблении в пищу богатых железом растительных источников, так как это способствует усвоению железа.
Если маленькие дети наедаются молоком, они могут съесть меньше пищи из-за ощущения сытости. Это может затруднить получение ими необходимых калорий и питательных веществ из сбалансированной диеты.
Это может привести к железодефицитной анемии, которая может повлиять на их физическое и умственное развитие.
Закуски и напитки
Выбирая закуски для детей, вы можете сделать выбор в пользу здорового образа жизни, изучив этикетки с пищевой ценностью.
Зеленый выбор
Лучшие закуски и напитки между приемами пищи — те, которые не содержат сахара.
Полезные для зубов напитки и закуски, предлагаемые между приемами пищи, включают:
- молоко или вода
- нарезанные фрукты и овощи, например, яблоко, груша, банан, апельсин, морковь, перец или огурец
- хлеб или тост (предпочтительно цельнозерновой или цельнозерновой) с небольшим количеством масла, маргарина или нежирной пасты (без джема, меда или шоколадной пасты)
- простые хлебные палочки или простые несоленые рисовые лепешки
- лаваш или простой рогалик, подается с небольшим количеством масла, маргарина, нежирного спреда или нежирного мягкого сыра
- натуральный йогурт или творог без добавок – добавьте свои собственные свежие, замороженные или консервированные фрукты для дополнительного аромата
- цельнозерновые и несладкие хлопья (не добавляйте сахар в хлопья)
- бутерброды с начинками без сахара, такими как помидоры, бананы, тунец, нежирное мясо или яйца
Янтарный выбор
Эти продукты питательны, но содержат немного сахара, жира или соли.
Их лучше всего принимать во время еды (когда они менее вредны для зубов), и их не следует принимать слишком часто в качестве перекусов между приемами пищи.
По возможности выбирайте продукты с низким содержанием жира, сахара и соли.
К ним относятся:
- бутерброды с начинкой из сыра или мясных полуфабрикатов, таких как ветчина
- пышки тонко намазаны ненасыщенным маргарином или маслом
- сыр и крекеры
- кубиков сыра
Красный выбор
Это наименее здоровый выбор.
Большинство из них содержат большое количество сахара, а также могут содержать много жира или соли, или и того, и другого.
Лучше всего принимать их в конце еды (когда они менее вредны для зубов), а не между приемами пищи.
Их следует давать только изредка и включать такие легкие закуски, как:
- пирожные
- печенье
- шоколад
- конфеты
- пудинги
- чипсы
- мороженое
- выпечка
- сухофрукты, такие как изюм
Если ваш ребенок ест такие продукты:
- постарайтесь, чтобы они ели их только изредка или в небольших количествах
- проверьте этикетку и выберите варианты с низким содержанием жира, насыщенных жиров, сахара и соли
- помогите и поощряйте вашего ребенка чистить зубы два раза в день, в том числе в последнюю очередь на ночь
Напитки
Молоко и вода — лучшие напитки, которые можно предложить.
Ограничьте употребление напитков, таких как фруктовый сок или кабачки, до приема пищи и, если возможно, поощряйте ребенка пить воду или молоко во время еды и между ними.
- Вода и другие напитки
Соль
Нет необходимости добавлять соль в пищу вашего ребенка.
Максимальное количество соли, которое должен потреблять ваш ребенок, зависит от его возраста.
В качестве ориентира:
- от одного до трех лет: 2 г соли в день
- от четырех до шести лет: 3 г соли в день
- от 7 до 10 лет: 5 г соли в день
- 11 лет и старше: 6 г соли в день
Если вы покупаете переработанные продукты, даже предназначенные для детей, не забудьте проверить информацию на этикетках, чтобы выбрать продукты с меньшим содержанием соли.
Попробуйте заменить соль перцем, травами и специями, чтобы придать вкус своим любимым блюдам.
Сахар
Употребление слишком большого количества сахара может способствовать увеличению веса и разрушению зубов, поэтому важно не давать ребенку слишком много сахара.
Максимально рекомендуемое потребление сахара для детей:
- от четырех до шести лет: не более 19 г в день
- от семи до 10 лет: не более 24 г в день
- с 11 лет: не более 30г в сутки
Для детей в возрасте до четырех лет нет рекомендуемого ограничения, но рекомендуется избегать подслащенных сахаром напитков и продуктов с добавлением сахара.
Привередливые едоки
Большинство детей проходят этапы, когда они прекращают есть продукты, которые они ели раньше, или уменьшают разнообразие продуктов, которые они ели бы.
Для многих родителей это может быть очень тревожным временем.
Дети довольно выносливы и не причинят себе вреда, если будут недоедать в течение нескольких дней.
Если проблема сохраняется и влияет на вес и рост вашего ребенка, попросите своего врача направить вас к детскому диетологу для получения дополнительной консультации.
Несколько практических советов для родителей, имеющих дело с привередливыми едоками:
- никогда не кормите ребенка силой
- уберите еду без шума и не предлагайте альтернативу, дождитесь следующего перекуса или приема пищи, прежде чем снова предлагать еду
- давать небольшие порции еды во время еды
- попробуйте предлагать еду, которую едят руками, так как детям часто легче с ней справиться
- кабачки и молоко могут насытить ребенка, поэтому избегайте больших напитков перед едой
- перекусы чипсами, шоколадом, печеньем и пирожными также могут насытить ребенка, поэтому не давайте перекусы перед едой
- старайтесь есть в спокойной и непринужденной обстановке, выключайте телевизоры и радио, убирайте игрушки и не торопитесь с едой
- сядьте всей семьей за стол и вместе наслаждайтесь едой. Показывая ребенку, что вам нравится еда, вы можете побудить его съесть немного больше
- используйте яркие тарелки и столовые приборы
Возможно, вам придется предлагать новые вкусы или текстуры несколько раз, например 16 или 17 раз, прежде чем ваш ребенок их возьмет, поэтому не сдавайтесь слишком рано.
Здоровый вес
Следите за весом вашего ребенка.
Если вы чувствуете, что у вашего ребенка избыточный вес, и хотите поговорить с кем-нибудь об этом, запишитесь на прием к школьной медсестре или врачу.
- Ваш местный врач (GP)
- Дети и здоровый вес
Вегетарианское питание для детей
Вегетарианская или веганская диета может быть здоровой при условии, что вы употребляете в пищу самые разнообразные продукты.
При исключении из рациона мяса и продуктов животного происхождения потребуется дополнительная забота о том, чтобы ваш ребенок получал все необходимые белки, витамины, железо и другие минералы.