Все по зож для детей: Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка » КГБУЗ «Таймырская МРБ»

Содержание

Формирование здорового образа жизни

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

— знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

— умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

— знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

— знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

— знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

— уменьшение заболеваемости;

— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

— снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

 

ЗОЖ для детей дошкольного возраста в картинках

Содержание

  1. Здоровый образ жизни для детей
  2. Картотека для детского сада на тему ЗОЖ
  3. Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников
  4. Темы ЗОЖ
  5. Правила ЗОЖ
  6. Сказки
  7. Сказка про бодрую Белку
  8. Витамины для медвежонка Винни
  9. Стихотворения
  10. Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем
  11. Пословицы
  12. Загадки
  13. Игры
  14. Игра «Рисуем организм»
  15. Игра «Полезный обед»

Очень важно прививать полезные привычки детям младшего возраста. Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, его нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребенке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Формировать здоровый образ жизни поможет воспитатель в детском саду и родители. Итак, читаем, привитие навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) для детей дошкольного возраста.

Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ

Здоровый образ жизни для детей

Взрослые ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные эмоции и нужные знания.

Правила здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада, поскольку следующий период жизни – очень трудный: адаптация к школе, строгий распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому человеку еще не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что плохо. Формировать здоровый образ жизни нужно систематически и последовательно. При этом ребенок может не осознавать, что его обучают, он просто получает интересные и важные знания, которые применит на практике:

  1. Правила личной гигиены;
  2. Уметь жить по режиму дня;
  3. Уметь вести себя дома, на улице, с учетом техники безопасности;
  4. Знать части тела и внутренние органы и как они работают;
  5. Знать правила питания;
  6. Понимать, как защититься от простуды;
  7. Уметь оказать первую помощь при ушибах и порезах;
  8. Знать упражнения для профилактики болезни.
  9. Понимать, что опасно, а что полезно.

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Картотека для детского сада на тему ЗОЖ

В детском саду накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные привычки появляются благодаря специальной методике. Ребенок должен понять, что нет ничего ценнее здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает за свое здоровье.

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников

Образовательный процесс организован так, чтобы мальчики и девочки проходили обучение, играя и занимаясь творческими делами. Это учение с увлечением дает гораздо больше навыков, нежели стандартное занятие.

В детском саду практикуются такие формы и методы работы с детьми:

  1. Наблюдение;
  2. Беседа с использованием игр;
  3. Занятия с наглядными пособиями;
  4. Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
  5. Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;
  6. Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
  7. Работа с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей. 
  8. Для укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия, динамические паузы. Важно научить ребенка правильной релаксации и гимнастике: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Темы ЗОЖ

В детском саду большое внимание уделяется следующим темам:

  1. Правильное питание.
  2. Режим дня.
  3. Двигательная активность.
  4. Полноценный отдых и сон.
  5. Здоровая гигиена.
  6. Психологическая атмосфера, благоприятная для человека.
  7. Здоровые привычки, закаливание организма.

Стоит отметить, что в здоровые привычки, помимо прогулки, занятий спортом и другими видами деятельности, входит правильное обращение с компьютером, планшетом, сотовым телефоном. Современные дети практически не выпускают из рук гаджеты. Это отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нужно воспитать в ребенке грамотное пользование этими приборами именно в дошкольном возрасте, чтобы потом не бороться с компьютерной или телефонной зависимостью.  

Читайте также статью: Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников

Правила ЗОЖ

В детском саду ребенок должен усвоить следующие правила здорового образа жизни.

Первое правило – для хорошего слуха и чистых ушей:

  1. Нельзя ковырять в ушах, можно повредить барабанную перепонку.
  2. Вода не должна попадать в уши, это опасно для слуха.
  3. Сильный ветер может застудить уши, и они заболят. Уши нужно прятать в шапке.
  4. Не любят уши сильный шум.
  5. Чтобы уши были чистые, надо чистить их ватной палочкой. Глубоко не толкать, аккуратно чистить.

Второе правило – для зорких глаз:

  1. Лежа читать и близко смотреть телевизор нельзя.
  2. Трогать глаза грязными руками нельзя.
  3. Не забывать про гимнастику для глаз.
  4. Глаза, брови и ресницы любят умываться.

Третье правило – для чистой кожи:

  1. Мыло и вода – лучшие друзья кожи.
  2. Нельзя кожу колоть и давить на нее.
  3. Рану на коже нужно промыть и обработать от инфекции.
  4. После ванны нужно хорошо вытереться.
  5. Грязное белье опасно для здоровья.
  6. Нельзя носить чужую одежду и обувь.

Четвертое правило – для подвижности рук и ног:

  1. Утренняя гимнастика – закон.
  2. Нет — неудобной обуви.
  3. Варежки нужны в мороз, в них надо прятать руки.
  4. 4 Длинные ногти – некрасиво и опасно, можно пораниться.
  5. Плавание – хорошая закалка.
  6. Пятками по песку – все болезни прочь.

Пятое правило – для красивой осанки:

  1. Позу менять через 15 — 20 минут.
  2. Делать физкультуру для мышц спины, живота и позвоночника.
  3. Голову класть нужно на невысокую подушку.
  4. Тяжесть поднимать нельзя.
  5. Нельзя ходить на высоких каблуках.

Шестое правило – о правильном питании:

  1. Есть по режиму.
  2. Нельзя торопиться во время еды.
  3. На столе должны быть полезные продукты.
  4. На ходу есть нельзя.
  5. Холодная и горячая пища не может быть полезной.
  6. От переедания болит живот. 

Седьмое правило – для крепости зубов:

  1. Грызть орехи нельзя.
  2. Чередовать горячую и холодную пищу нельзя.
  3. После каждого приема пищи нужно полоскать рот.
  4. 4. Утром и перед сном – чистить зубы.
  5. Побывать у стоматолога нужно раз в полгода.

Восьмое правило – о правильном отдыхе:

  1. Душ перед сном – обязательно.
  2. Пить много воды перед сном нельзя.
  3. Спать нужно в проветренной комнате.
  4. Час до сна – тихий час, без телевизора, компьютера и громкой музыки.
  5. Спать нужно в тишине.
  6. Ложиться спать и вставать нужно по режиму дня.

Сказки

О здоровом образе жизни написано много сказок. Причем их авторами нередко становятся сами педагоги дошкольного образования. Герои сказок, которые сначала поступали неправильно, в конце истории исправляются.

Сказка про бодрую Белку

Жили в одном лесу звери, которым некогда было делать зарядку. Все они были очень заняты! Медведь Топтыгин мед собирал, еж Пыхтелкин – грибы, лиса Патрикеевна хвостом следы заметала… 

Жила в этом лесу белка Стрелка, бодрая, спортивная. Она все успевала: и орехи найти, и в дупле прибраться, и бельчат учить, и песни спеть. Такая она была веселая и добрая, что все звери белку любили. Однако не могли понять звери: зачем с утра, как проснется, белка по веткам скачет. То вверх, то вниз. Зачем? Лучше бы понежилась, пока утренний сон не пропал.

Пришли медведь, еж и лиса к белке и спрашивают: «Зачем?» А та отвечает: «Это утренняя зарядка! Я от нее всегда такая бодрая и не устаю до самого вечера!» ««Вот бы и мне не уставать», — говорит еж, — только я по веткам прыгать не могу». ««И я хочу быть бодрой и красивой», – говорит лиса, – и я не умею лазать по деревьям». «Вам и не нужно! – отвечает белка. – Можно делать другие упражнения! Я вас научу, только чур – не лениться!»

Стали звери каждое утро с белкой Стрелкой зарядку вместе делать. И через некоторое время заметили чудеса. Медведь так ловко и умело мед собирал, что ни одна пчела его не покусала. Ежик грибы домой стал приносить в два раза быстрее, лапки его стали крепкие и сильные. На себя налюбоваться и лиса не могла – бодрая, быстрая, стройная. Лесная красавица!

Пришли звери к белке и говорят: «Спасибо, Стрелка, научила утренней зарядке! Теперь мы стали самые здоровые и бодрые в лесу!» «И красивые», – добавила лисичка. А там и другие звери захотели быть бодрыми и здоровыми.

Теперь каждое утро в лесу начинается с зарядки.

Витамины для медвежонка Винни

Проснулся солнечный Лучик, прыгнул на подушку к Винни Пуху, но медвежонок был не в духе. Плохо себя чувствовал Винни Пух. Обиделся Лучик. Говорит: «Нельзя так целый день лежать!» «А чем мне заняться?» – грустно спросил Винни. «Знаешь, – сказал Лучик, – есть волшебные витамины для хорошего настроения! Пойдем, я покажу, где они!» Не хотелось Винни Пуху никуда идти, но он был любопытный медвежонок. Поэтому слез с кровати и пошел за Лучиком.

Шли они, шли и пришли к домику Лучика. А рядом с домиком был огород с овощами и ягодами.

«Вот они, мои витамины», – сказал Лучик. «Это просто морковка, свекла, капуста. Еще ягоды. Обычная еда!» – не поверил Винни. «Нет! – сказал Лучик. – Не обычные. Потому что папа Солнце и мама Земля подарили им витамины. Смотри, морковка дает глазам зоркость, а чеснок прогоняет вредные бактерии. Да и другие овощи, фрукты и ягоды дарят здоровье!» Удивился Винни: «А я и не знал, что на грядках растут волшебные витамины!» «Я покажу, как приготовить из овощей и ягод вкусные и полезные салаты! Тебе понравится!»

Медвежонок и Лучик приготовили вкусный завтрак. Так понравились салаты Винни, что он решил их есть каждый день. И настроение у него поднялось!

Решил медвежонок свой огород завести и выращивать полезные овощи и ягоды. Чтобы не расставаться с хорошим настроением и угощать всех друзей!   

Стихотворения

Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем

Жил на свете Крокодил.

Он лечиться не любил.

Докторов он всех боялся,

От прививок уклонялся.

За собой он не следил:

Лапки он свои не мыл,

Зубки он свои не чистил,

О прививках и не мыслил.

Вот однажды утром встал

И себя он не узнал.

Весь опух, болит живот,

Не откроет даже рот.

«Что мне делать? Как мне быть?

Нужно помощь попросить.

Звери, птицы, помогите.

От боли вы меня спасите!»

Приползла к нему Змея

И ответила она:

«Срочно к доктору иди

И таблетки ты прими!»

Разозлился Крокодил,

Чуть Змею не проглотил.

Испугалась тут Змея

И скорее уползла.

Попугай к нему летит,

Крокодилу говорит:

«Тут одних таблеток мало.

Уколы делай, чтоб лучше стало!»

«Все само собой пройдет:

И ангина, и живот», –

Так ответил Крокодил

И зарылся прямо в ил.

Только боль-то не проходит,

Крокодил сильнее «воет»:

«Вот напасти, вот беда,

Ведите доктора сюда!»

Доктор вынул шприц большой:

«Ну, и где же наш больной?»

Крокодил раскрыл глаза,

По щеке бежит слеза.

Зубы крепко только сжал,

Укол себе он сделать дал.

Не прошло и полчаса,

А от боли ни следа.

Слава нашим докторам,

Кто здоровье дарит нам!

***

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать:

Нужно всем подольше спать,

Ну а утром не лениться,

На зарядку становиться.

Чистить зубы, умываться

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги.

С ними дружбу не води!

Среди них тихоня-лень,

С ней борись ты каждый день!

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты.

Вот полезная еда

Витаминами полна.

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши,

Только помни – при уходе

Одевайся по погоде.

Игры на развитие мелкой моторики: смотрите ЗДЕСЬ!

Пословицы

Существует много пословиц о здоровом образе жизни. Вот они.

  • Болезнь ищет жирную пищу.
  • Болен — лечись, а здоров — берегись.
  • Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
  • Больному и золотая кровать не поможет.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • В здоровом теле здоровый дух.
  • Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
  • Все здоровые люди любят жизнь.
  • Где здоровье, там и красота.
  • Двигайся больше — проживешь дольше.
  • Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Здоровье и счастье не живут друг без друга. Здоровью цены нет.
  • Здоровья за деньги не купишь.
  • Здоровье дороже богатства.
  • Кто встал до дня, тот днем здоров. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
  • Чистота — залог здоровья.
  • Чем лучше пищу разжуешь, тем дольше проживешь.

Загадки

Для того чтобы ребенок лучше понял, что такое здоровый образ жизни, можно поиграть с ним в загадки. Много загадок о полезных овощах. 

  1. Маленький и горький, луку брат (Чеснок).
  2. 2. Красна — девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь).
  3. Сто одежек, и все без застежек (Капуста).
  4. Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (Лук).
  5. Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло (Свекла).
  6. Сидит мужик на полатях, весь в заплатах (Лук).

Игры

Дети любят играть в подвижные игры. Это можно использовать на занятии по формированию здорового образа жизни.

***

Волны плещут в океане,

Что там видится в тумане?

Это мачты кораблей, —

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

Сядем дружно на песок

И продолжим наш урок!

Каждая строчка сопровождается движениями: сначала волнообразные движения руками, руки над глазами (вглядываются), руки вверху, как мачты, изображают «плавание» руками, ходьба на месте, наклоны вперед, приседания, сели за столики.

Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Игра «Рисуем организм»

Дети вместе с родителями рисуют организм человека. Две команды соревнуются на скорость. Можно не рисовать, а прикреплять картинки к доске, на которой нарисован человек.

Игра «Полезный обед»

Команды соревнуются на скорость и знания. Предлагается в корзину сложить полезные продукты. На «прилавке» лежат и полезные, и вредные продукты. Нужно выбрать правильные.  

Приучать ребенка к здоровому образу жизни очень важно в дошкольном возрасте. Для этого можно использовать и народное творчество, и игры, и театральные постановки, и викторины, и беседы с детьми и родителями, и интересные познавательные прогулки. Если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает: что такое режим дня, как правильно вести себя в обществе, на улице, в помещении, как защитить себя от болезней и опасностей. 

Здоровья Вам и Вашим детям! Наталья Белококытова

Важность правильного питания для детей

НаркоманияАллергия и астмаАмбулаторияАудиологияАутизмНаградыBC4ПодросткиПоведенческое здоровьеЗа кадромОжоговый центрРакКардиологияЦентр здорового веса и питанияЦентр исследований и политики в области травматологииПоведение детейРазвитие ребенкаКолоректальная реконструкция и реконструкция тазаОбразование сообществаРесурсы сообществаКоронавирусСтоматологияДерматологияЗаболевания и состоянияРазнообразие и инклюзияЭндокринология ЭпилепсияВсе имеет значениеПрограмма фертильности и репродуктивного здоровьяСобытия по сбору средствГастроэнтерологияГенетикаГинекологияГематологияУход на домуХосписНовости больницыМладенцы и новорожденныеИнфекционные заболеванияДети и подросткиЛабораторные услугиMake Safe HappenMarathonНеонатологияНефрологияНеврологияНейрохирургияНовый госпитальNICUПитание и фитнесТрудотерапияОфтальмологияОртопедияНаша ПациентыНаши сотрудникиПаллиативная помощьВоспитание детейПедиатрия НовостиАптекиФизиотерапия — Спорт и ортопедияПластическая хирургияЗдоровье населенияБеременностьПервичная медицинская помощьПсихология ЛегочнаяРентгенологияОзнакомьтесь и прочитайтеРеабилитацияИсследованияРевматологияБезопасность и профилактикаСпортивная медицинаХирургические услугиЦентр семейной безопасности и исцеленияЛечебный отдыхТерапияПрограммаTHRIVEМалыши и дошкольникиНеотложная помощьУрология