Проблема соотношения языка и мышления: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ | Бондаренко

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ | Бондаренко

ББК Ч602.471

УДК 070.1

А. О. Бондаренко

A. Bondarenko

г. Брянск, БГУ

Bryansk, BSU

Аннотация: В статье изучается психолингвистический взгляд на проблему соотношения языка и мышления; рассматриваются основные подходы психолингвистов к ее решению.

Ключевые слова: язык; мышление; сознание.

Abstract: The article deals with psycholinguistic view on the problem of the relation of language and thinking and the basic approaches of linguists to its solution.

Keywords: language; thinking; consciousness.

Язык порождается мышлением и порождает мышление.

Пьер Абеляр

Я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме,
когда я действительно думаю.

Жак Адамар

Проблема языка и мышления — одна из фундаментальных проблем психолингвистических исследований.

С давних пор она занимала умы философов, психологов, языковедов. Язык и мышление — понятия, находящиеся в неразрывной связи друг с другом, но при этом разные по своей природе и обладающие разными признаками.

Теоретическая основа вопроса о связи языка и мышления в современной психолингвистике была заложена В. Гумбольдтом. С его точки зрения, язык оказывает определенное воздействие на мышление: человек запечатлевает свой ежедневный опыт в сущностных аспектах языка, тем самым развивает мышление, мировоззрение и языковые картины мира. Своеобразие языка определяется народным духом, представленным его внутренней формой.

Многие труды отечественных ученых Л. С. Выготского и Н. И. Жинкина были посвящены изучению речевой деятельности. В своем труде «Мышление и речь» Л. С. Выготский дает объяснение тому, на чем основываются мысли и слова, подробно изучая два понятия: значение и смысл [2]. Значение — это итоговый продукт речепорождения, реализующийся в акте говорения. Переход мысли в слово происходит во внутренней речи.

По теории Н. И. Жинкина, главная составляющая мышления — неповторимый язык разума. Этот язык в сущности невербальный и является системой знаков, отображающей чувственный образ в сознании человека. Ученый выделяет следующие виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактное. Все они по-своему реализуются в языке [7, с. 142].

Другой же русский языковед А. А. Потебня допускает возможность свершения мышления и без языка. Если говорить о творческом мышлении художника, музыканта, скульптора, шахматиста, оно абсолютно не реализуется в языке [11, c. 113].

В психолингвистике закрепилось два основных подхода к соотношению «язык — мышление»: 1) язык и мышление неразрывно связаны друг с другом, мышление выражается посредством языка; 2) язык и мышление — самостоятельные системы, поскольку мышление может функционировать без участия языка [3, с. 288].

Согласно первой гипотезе, стоит говорить не о тождественности языка и мышления, а об их синонимии, поскольку только язык есть язык. Речь человека формирует звуковую оболочку мышления, озвучивая его, неозвученное мышление называется внутренней речью. С точки зрения многих исследователей, язык имеет большое воздействие на развитие мышления. Доказательством этому служит тот факт, что отсутствие языка или его недостаточное или неправильное развитие ведет к изменениям в развитии мышления, ярким примером могут быть дети с проблемами слуха. В данном случае мышление отражает и преобразовывает реальность, а языковые знаки осуществляют весь процесс и показывают результат мышления. Так, сознание, пользуясь знаками языка, направляет процесс мышления.

Сама процедура мышления и его плоды должны обязательно найти свое выражение в языковой оболочке. Язык, считаясь уникальным средством умственной деятельности, позволяет человеку как думать реально существующими предметами, так и выходить за грани реальности. Язык и мышление нужны человеческому сознанию, чтобы находить связь между предметами и явлениями действительности, классифицировать их и организовывать. Язык не просто выстраивает мысль для ее передачи в вербальной, письменной или мимико-жестикуляторной форме, но и напрямую участвует в рождении и свершении мысли, показывая связи между предметами и явлениями. Для этого язык использует особые средства — коды нашего мышления и всей мыслительной деятельности вообще [1, 4, 6, 8, 14]. Важнейшая задача мышления — постижение окружающей реальности, главная же задача языка — порождение и вербализация мыслей.

Как правомерно высказывание о влиянии языка на мышление, так и правомерен обратный процесс воздействия мышления на язык. Подбор средств языка непосредственно зависит от мышления. В своем сознании человек оперирует предметами и явлениями, а также действиями, процессами, качествами и свойствами. Предметы и явления в языке выражаются существительными, действия — глаголами, качества — прилагательными, признаки действий — наречиями и так далее. Мышление организовывает предметную ситуацию, представленную в речи текстом. Как в языковом социуме, так и у каждого индивида может наблюдаться накопление (сокращение) объема словарного запаса, расширение значения слов (звезда ‘космическое тело’, звезда ‘знаменитый и популярный человек’), изменение значения одного и того же слова (некогда английское ‘nice’ имело значение ‘глупый’ от латинского nescius ‘не знающий’; сейчас имеет положительное значение ‘милый, хороший’).
Это одно из многих подтверждений воздействия мышления на язык. Делая вывод из вышесказанного, можно установить тесную связь языка и мышления, кроме того, важно отметить, что эта связь спорная и осуществляется не «механически».

Сторонники второй гипотезы А. А. Потебня, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Н. И. Жинкин, Ж. Вандриес, Б. А. Серебренников, Б. Рассел, Л. Блумфилд, Х. Джексон, У. Л. Чейф, Л. В. Сахарный и другие высказывают идею о возможности свершения мысли без участия языка, о полной независимости одного от другого. Прежде всего, стоит упомянуть, что речепроизводство и речевосприятие характеризуются двумя процессами: процессом создания знаков языка и их пониманием и процессом управления запасом знаний в виде образов сознания [12, с. 18], из чего можно заключить, что в процессе реализации речевой деятельности человека принимают участие два автономных процесса: языковой и мыслительной.

К логическим доказательствам самостоятельности языка и мышления можно отнести различную форму их существования.

Язык существует в знаках, мышление же в перцептивных образах, образах-представлениях, понятиях и их отношениях — суждениях и выводах. В образах проявляются важнейшие свойства и характеристики предмета, знаки заменяют образ, хотя сами знаки не аналогичны образу. К примеру, если мы говорим слово дом, то в нашем сознании возникает некий определенный образ, наделенный свойствами предмета (деревянный, кирпичный, городской, деревенский). Однако набор букв и звуков в слове дом никоим образом не дает характеристику предмету. Если рассмотреть слово свобода, то, чтобы сформировать его образ в человеческом сознании, включается сложная цепь дополнительных образов, основанных на ежедневном опыте. Слово свобода отправляет к понятию «свобода». Учитывая, что знак не может заменять сам себя, его заменяет образ, непосредственно стоящий за ним. Таким образом, мышление реализуется при помощи языка, не в языке и не языком. Однако такой взгляд на проблему имеет односторонний характер, ввиду того, что он не учитывает исключительные свойства языковых знаков, а также сложную природу соотношений и связей, возникающих между ними и образами-представлениями в человеческом сознании.

Психологические доказательства, отрицающие прочную связь между мышлением и языком, в первую очередь основываются на том, что мышление, являющееся психическим процессом, оперирует образами, а не знаками. Образы, в отличие от знаков, обладают модальностью. Как говорилось ранее, выделяется несколько форм мышления (образное, образно-действенное, понятийное и т. д.), однако знаки по своей природе не способны отразить многообразие форм и содержания мышления и психических явлений. Например, такие явления мышления, как инсайт (мгновенное осознание, улавливание сути проблемы и выходов из нее) и интуиция (подсознательно предчувствие), обычно не имеют языковой оболочки.

Еще одним примером осуществления мышления без языка служит теоретическое мышление. Сам этот процесс проходит без помощи языка, а вот для формулировки итогов и выводов этого процесса требуется «одеть» его в языковую оболочку. Отсюда следует, что цель мышления — открывать новые связи между явлениями действительности, а цель языка — находить им языковое выражение.

В случае с билингвизмом знать разные языки вовсе не означает обладать различными понятийными системами и видами мышления. Например, слово забыл одинаково понимается людьми, говорящими на разных языках, вопреки различиям (порой парадоксальным) в языковых формах их выражения: русскому слову

забыл соответствует польское слово запомнял, русскому словосочетанию свежие фрукты соответствует чешское черствы овощи. Это означает, что мышление учитывает в себе исторический и культурный опыт каждого отдельного общества.

Разнородность мышления и языка подтверждается тем, что язык часто передает редуцированную мысль. Например: «В последнем действии Джулия появилась в вечернем платье с треном… В темных волосах (Джулии) сверкала бриллиантовая диадема, на руках (Джулии) — (сверкали) бриллиантовые браслеты. Как и требовалось по роли, (она должна была иметь) поистине величественный вид» [10, с. 287]. Слова в скобках сокращены. Становится очевидно различие мыслительной и языковой программ.

Еще одним доказательством, оспаривающим неразрывную связь языка и мышления, стали результаты работы ученых в частности Г. Фёрта [13], А. И. Мещерякова [9], занимавшихся изучением мышления людей с патологиями, а именно глухих и слепоглухих людей. По результатам их исследований можно заключить, что мышление людей с патологией незначительно отличается от нормы, а в некоторых случаях и превосходит мышление слышащих людей.

Рассмотрев разные взгляды на проблему соотношения языка и мышления, можно подвести итог и сделать вывод о том, что этот вопрос до сих пор остается открытым, но очевидно, что язык и мышление как явления психической деятельности человека находятся в тесной связи друг с другом. Мышление и язык в равной степени зависят друг от друга, связи их корреляции многозначны и спорны.

1. Верещагин, Е. M. Порождение речи: латентный процесс / Е. М. Верещагин. — М., 1968. — 154 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. — Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1999.  — 352 с.

3. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. — М. : Высшая школа, 2005. — 351 с.

4. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики : учебное пособие. — 3-е, перераб. и доп. изд. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. — М. : Лабиринт, 2001. — 304 с.

5. Гумбольдт, В. Избранные труды по общему языкознанию / В. Гумбольдт. — М., 1984. — 400 с.

6. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников : сборник статей ; сост. Р. А. Белова-Давид. — М. : Просвещение, 1972. — С. 9–31.

7. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М., 1982. — 159 с.

8. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. — М. : Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 382 с.

9. Мещерякова, А. И. Теория развития и обучения слепоглухих детей / А. И. Мещерякова. — http://www.twirpx.com/file/1090043/ (дата обращения : 23.03.2016).

10. Моэм, С. Театр : роман / С. Моэм ; пер.  с англ. Г. Островской. — М. : Хранитель, 2007. — 317 с.

11. Потебня, А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. — М., 1989. — 218 c.

12. Тарасов, Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира : сборник статей ; отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М., 2000. — С. 24.

13. Фёрт, Г. Г. Взгляды без языка. Психологические значения глухоты / Г. Г. Фёрт. — Нью-Йорк : Свободная пресса, 1966.

14. Фрумкина, P. M. Цвет, смысл, сходство / Р. М. Фрумкина. — М., 1984. — 175 с.

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Редакция: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

23. Проблема соотношения языка и мышления.

Проблема соотношения языка и мышления интересовала людей с давних времен. Ею занимались и философы, и логики, и психологи, и языковеды, разрабатывая разнообразные, часто прямо противоположные концепции. Эти два понятия, согласно Выготскому, «рассматривались по оси от полного отождествления до полного их различия». Иногда в состав соотношения «язык — мышление» включают третий компонент — речь: «Мышление и речь представляют собой две формы реализации языка, выделение которого в отдельную категорию возможно лишь посредством абстракции. Именно наличием общей языковой основы следует объяснять многократно отмечавшуюся связь мышления и речи». Понятие «мышление» является видовым по отношению к понятию «сознание». «Мышление — процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение». Выделяются следующие виды мышления: мышление на базе восприятия, с помощью наглядных представлений (мышление музыканта, писателя, шахматиста и др.), на основе языка. Последняя разновидность мышления может выражаться как в форме внешне выраженной речи, так и в виде речи внутренней. Что касается понятия «язык», то чаще всего он определяется следующим образом: «Язык, система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением». Мышление имеет динамическую природу, так как это постоянно протекающий в мозгу процесс мыслепорождения, который основан основанный на обработке поступающей по разным каналам информации. Язык является инструментом мышления, предназначенным для обеспечения импульсов, идущих в мозг от органов чувств. Отсюда главной функцией языка по отношению к мышлению является дискретизация информационного континуума на информационные сгущения (отрезки) разного объема и содержания. Язык имеет материальную и идеальную сторону, а мышление — идеально. Мышление определяется законами психологии и логики, а язык — структурой конкретного языка. Первые — общие для всех разных народов, вторые различны.

Теорию языковой картины мира (Weltbild der Sprache) построил немецкий ученый Лео Вайсгербер3 на основе учения Вильгельма Гумбольдта4 «О внутренней форме языка». Как уже говорилось ранее, современное состояние проблемы изучения языковых картин мира озвучил в своих работах академик Юрий Дереникович Апресян12. Представления о них согласно ученого выглядят следующим образом. Естественный язык отражает собственный способ восприятия и организации мира. Его значения образуют единую систему взглядов, которая является обязательной для всех носителей языка и называется языковой картиной мира. Она является «наивной» в том плане, что зачастую отличается от «научной» картины мира. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные [14]. Анализ языковых картин мира имеет огромное прикладное значение, а особенно в современных условиях глобализации и информатизации, когда стираются границы между странами и регионами, а потенциал современных информационных технологий достиг невиданных доселе вершин. Изучение проблем языка, речи и их взаимодействия и взаимопроникновения приобретает особую актуальность в контексте диалога культур. Слово, проявляющее в конкретной речевой ситуации одно из своих современных значений, аккумулирует в себе весь опыт и знания (т.е. культуру в широком смысле слова), полученные на протяжении развития человечества, а значит, отражает определенный фрагмент языковой картины мира. Говоря о культуре речи, нужно иметь в виду, что она должна пониматься не только как соблюдение различных норм языка, но и как способность, с одной стороны, правильно подбирать средства для выражения собственных мыслей, а с другой, правильно декодировать речь собеседника. Поэтому изучение языковой картины мира позволяет правильно понять собеседника, корректно перевести и интерпретировать его речь, что представляется немаловажным для решения задач перевода и общения. Современные представления о языковой картине мира изложил академик Ю.Д.Апресян и его последователи. Кратко их можно представить следующим образом.

СВЯЗЬ МЕЖДУ ЯЗЫКОМ И МЫШЛЕНИЕМ

СВЯЗЬ МЕЖДУ ЯЗЫКОМ И МЫШЛЕНИЕМ

Реклама

1 из 19

Привет, я учусь на бакалавра (с отличием) по сестринскому делу (первый год) . Это моя первая презентация, сделанная моим учителем психологии. Я провел некоторые исследования, чтобы надеяться, что вы, ребята, получите от этого помощь. Если вы найдете какую-либо ошибку в моем слайде, дайте мне знать, так как я новичок и пытаюсь учиться. Извините за орфографические ошибки (если есть). Важно для студентов медсестер, а также студентов-психологов. СПАСИБО!

Реклама

Реклама

Реклама

ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЯЗЫКОМ И МЫШЛЕНИЕМ

  1. ..ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЯЗЫКОМ И МЫШЛЕНИЕМ.. ПРЕДСТАВЛЕНО: РУЧИ БХАНДАРИ
  2. ЯЗЫК ❖Основное средство связи. ❖эффективный и развитый инструмент, используемый для осуществления мыслительного процесса (пример; когда кто-то слушает или читает слова или наблюдает за жестами в любой язык побуждает думать). ❖Это позволяет расширить наше мышление. ❖Мы интерпретируем и организуем реальность с помощью языка.
  3. МЫШЛЕНИЕ ❖Это своего рода психический процесс, несущий манипулятивную информацию, такую ​​как; причина решения проблем, принятие решений, концепции. ❖Акт мышления производит больше мыслей. ❖Мысль может быть идеей, образом, звуком или даже эмоциональным чувством.
  4. Язык и мысли созависимы друг от друга? Можно говорить (язык) и не передать сообщение, которое будет думал о. ???… Говоря что-нибудь Здесь язык используется, но тот, кто должно быть слушать и расшифровка язык не в состоянии Сделай так.
  5. Гипотеза Сепира-Уорфа ЭДВАРД САПИР БЕНДЖАМИН ВОЗРФ Мысли человека и восприятие мира решают язык или языки, что человек говорить. ˜ Структура языка формирует наше мировоззрение (сапир). ˜ Люди, говорящие по разному и думай иначе (уорф).
  6. ❖Сексистские высказывания влияют на взгляды общества к мужской и женской профессии нравиться; рыбак полицейский медсестра пример Привет Мэри! я хочу быть врач.
  7. Через несколько лет… Привет, Мэри! Да Заключение… Знакомые использовали языковую форму общественным мнением о том, что быть медсестрой – это профессия жен.
  8. Ошибки гипотезы ❖ В нем утверждается, что если в языке человека нет слов для определенного понятия тогда он / она не сможет понять концепцию, которая не соответствует действительности. пример; Немецкий штурмфрай чувствует, когда у тебя есть целый дом, чтобы себя, потому что родитель или сосед по комнате отсутствует. Английский никто до сих пор не понимает слово для понятия. такая идея
  9. ПРИНЦИПЫ лингвистический Детерминизм [сильная версия] лингвистический относительность [слабая версия] Мысль процесс + Восприятие смотреть мир Определить по языку Мысль процесс + Восприятие смотреть мир Влияние по языку
  10. Почему сильные версии не работают? ❖Переносимость языка если бы в каждом языке была закодирована совершенно отдельная реальность, как произведение может быть переведено с одного языка на другой? Но это происходит каждый день.
  11. ❖ Концепция времени хопи Западные племена хопи Пинкер сказал.. Уорф никогда не встречался племя хопи..
  12. Одобрение слабой версии для какой-то степени Времена англичанин Племена Африки Подарок Будущее Прошлое Подарок Прошлое Будущее Нет будущего слова в их язык поэтому нет мышление, связанное с будущим.
  13. Кокос Остров Соломан Язык хинди Язык 9 разных слов для этого. Одно слово называется Нариял (नरियाल)
  14. Подсчет Западное племя 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11…….∞ 1,2,3,4,более чем для Поэтому нет развития языка нет концепции продвижения в цифрах
  15. Теперь некоторые вопросы возникают в умы ученых и людей Возможна ли мысль без языка? ❖ Не всякое мышление основано на языке, как • мышление образами. • визуализация снов. • глухие люди, отрезанные от языка, все еще имеют правильный мыслительный процесс. • чихание и зевота.
  16. Формирует ли структура языка наше мышление? ❖Наш язык оказывает такое влияние, как Цвет Англичане темно-синий и голубой Русский народ Синий и Голубой
  17. Драматический пол Немецкий испанский Женский мужской род мужской род Женский
  18. ❖ Если мы ограничимся перцептивным или мыслительным мышлением, которое просто включает образы, наше мышление осталось бы на относительно низком уровне. Через язык мы можем разрабатывать сложные и абстрактные концепции. ❖Язык, как и мысль, направлен на какую-то цель или цель. У них есть способность замораживать или расширять наши мысли. ❖ Это позволяет передавать новые знания другим и сохранять их на будущее. поколения. ❖Язык предоставляет нам категории, которые используются для построения нашего представления о людях. и события в мире. Следовательно, язык оказывает влияние на мысль.

Реклама

Какая связь между мышлением и языком?

Выберите область веб-сайта для поиска

ФилософияВсеУчебные пособияПомощь по выполнению домашних заданийПланы уроков

Искать на этом сайте

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Какова связь между мышлением и языком?» eNotes Editorial , 29 октября 2018 г. , https://www.enotes.com/homework-help/what-relationship-between-thinking-language-353618. По состоянию на 30 мая 2023 г.

Ответы экспертов

Существует очень важная связь между мышлением и языком. В некотором смысле они созависимы друг от друга. (Это не значит, что язык — единственный способ передать мысль.)

Можно легко говорить (язык) и не передавать сообщение, над которым нужно подумать. Например, человек может что-то говорить другому человеку, который не обращает внимания. Здесь используется язык, но тот, кто должен слушать и расшифровывать язык (мысль), этого не делает.

Вот еще один пример: надо понимать, что кто-то говорит (язык), чтобы думать (думать) об этом. Точно так же человек должен уметь думать (думать) о том, что он или она хочет передать, и иметь возможность передать это (язык).

Подумайте об этом так: вы слушаете, как кто-то говорит на незнакомом вам языке. Из-за этого вы не можете обрабатывать информацию, которой делится этот человек. Вы слышите язык, но не можете думать о том, что человек хочет передать. Вы можете думать, но ничего не можете сказать в ответ (может быть, кроме того, что не понимаете).

Вы также можете думать об этом так: в классе учитель говорит с вами на тему. Вы берете то, что они вам дали (язык), и обрабатываете это для понимания и овладения (мышление). Если вы не понимаете, о чем идет речь, вы не можете обрабатывать.

Утверждено редакцией eNotes

Отношения между языком и мышлением широко обсуждаются философами. Конкретная субдисциплина, связанная с этой темой, часто называется «философией языка». Одна из основных дискуссий в рамках философии языка заключалась в том, думаем ли мы и используем слова для представления вещей, или же наши чувства генерируют мысленные образы, которые затем становятся предметом мысли. Другой спор заключается в том, существует ли такая вещь, как нелингвистическое мышление, или же язык на самом деле является предпосылкой для мышления, а не представлением мысли. Витгенштейн делает важное замечание, когда заявляет:

Границы моего языка — это границы моего мира. (Логико-философский трактат)

См. eNotes без рекламы

Запустите 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Утверждено редакцией eNotes

Задайте вопрос

Похожие вопросы

Просмотреть все

Философия

Последний ответ опубликован 11 ноября 2019 г. в 20:40:59.

Каковы различия между философиями Джона Локка и Руссо?

3 Ответа воспитателя

Философия

Последний ответ опубликован 28 августа 2016 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts