В рамках каких систем могут возникать психологические отношения: Тема 6. Социально-психологические явления и процессы

Содержание

Тема 6. Социально-психологические явления и процессы

1Процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – это … а) воспитание; б) отношение;

в) взаимодействие; г) влияние.

2Социальными объектами (субъектами) являются …

а) отдельные люди; б) неофициальные социальные группы;

в) официальные группы людей; г) отдельные люди и группы.

3Социальное взаимодействие включает … а) наличие совместной деятельности; б) влияние людей друг на друга; в) взаимопонимание;

г) наличие совместной деятельности и взаимное влияние людей. д) Все ответы верны.

е) Все ответы неверны.

4При оценке стиля межличностного взаимодействия не применяется такой критерий как … а) характер ответственности;

б) характер идентификации; в) характер выдвигаемых целей. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

5Продуктивный стиль взаимодействия характеризуется …

а) разработкой как близких, так и далеких целей; б) концентрацией внимания на близких целях; в) концентрацией внимания на далеких целях.

г) Цели заранее не выдвигаются, взаимодействие протекает спонтанно.

6 При непродуктивном стиле взаимодействия … а) отсутствует идентификация членов группы друг с другом, каждый несет

ответственность за свой участок работы;

72

б) члены группы идентифицируют себя с ней, с лидером группы, и всю ответственность несет лидер;

в) все члены группы слабо идентифицируют себя с ней, и поэтому всю ответственность за совместно выполненную работу возлагают на лидера;

г) участники взаимодействия устойчиво идентифицируют себя друг с другом, с группой в целом и несут коллективную ответственность за выполненную работу.

7Неверно, что социальное взаимодействие … а) недоступно для восприятия окружающими; б) предполагает наличие общей цели; в) по-разному воспринимается его участниками;

г) может осуществляться с использованием вербальных и невербальных средств;

д) приводит к изменению поведения его участников; е) может быть непреднамеренным.

8Термин «конгруэнтность» означает …

а) бесконфликтность; б) взаимопонимание, согласованность переживаний, ожиданий;

в) сходство темперамента и характера; г) содержательность и логичность.

9К низшему уровню взаимодействия не относятся такой признак как … а) наличие совместной деятельности; б) принятие-непринятие; в) полное взаимопонимание;

г) восприятие людьми друг друга.

10К низшему уровню взаимодействия относится …

а) анализ сходства — различий; б) эффективное влияние людей друг на друга;

в) способность предвидеть будущие действия партнера. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

11Главной характеристикой среднего уровня взаимодействия является … а) продуктивная совместная деятельность; б) наличие непосредственных контактов; в) наличие совместной деятельности; г) анализ сходства-различия партнеров.

12Кооперация – это тип взаимодействия, когда партнеры …

а) уважают друг друга;

73

б) имеют общие цели; в) достигли согласия о целях и стремятся его не нарушать;

г) имеют собственные цели и противоборствуют.

13Конкуренция – это тип взаимодействия, когда партнеры … а) уважают друг друга; б) имеют общие цели;

в) достигли согласия о целях и стремятся его не нарушать; г) имеют собственные цели и противоборствуют.

14В рамках каких систем могут возникать психологические отношения? а) Только «субъект — объект».

б) Только «субъект — субъект».

в) Как «субъект — объект», так и «субъект — субъект». г) В некоторых системах «субъект — субъект».

15Субъект – субъектные отношения – это …

а) отношение человека к другим людям; б) отношение человека к самому себе;

в) отношение человека к другим людям и самому себе. г) Нет правильного ответа.

16Отношения в психологическом понимании присутствуют при контактах человека с … а) людьми и их группами;

б) материальными вещами; в) идеальными понятиями и объектами. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

17Верно ли, что отношения возникают только при непосредственном взаимодействии?

а) Да. б) Нет.

в) По-разному, в зависимости от возраста человека. г) По-разному, в зависимости от пола человека.

18Отношение проявляется как …

а) готовность к определенному взаимодействию; б) физическое взаимодействие; в) «идеальное», «мысленное» взаимодействие. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

74

19Более устойчивыми, неизменными являются … а) субъект — субъектные отношения; б) субъект – объектные отношения.

в) Значимых различий нет. г) Все ответы неверны.

20Соотношение общественных и психологических отношений можно описать следующим образом:

а) психологические отношения включены в общественные; б) общественные отношения включены в психологические; в) это синонимы;

г) между психологическими и общественными отношениями нет ничего общего.

21Социальный и экономический строй общества является основой …

а) психологических отношений; б) общественных отношений;

в) психологических и общественных отношений; г) экономических и правовых отношений.

22Соотношение между параметрами «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» выглядит следующим образом: … а) «симпатия – антипатия» представляет собой эмоциональный компонент

взаимоотношений, а «притяжение — отталкивание» — поведенческий; б) «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» описывают эмо-

циональные компоненты взаимоотношений; в) «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» описывают пове-

денческие компоненты «привлекательности — непривлекательности»; г) «симпатия – антипатия» описывает поведенческий компонент взаимоот-

ношений, а «притяжение — отталкивание» — эмоциональный.

23Верно ли, что сила притяжения (отталкивания) прямо пропорциональна степени симпатии (антипатии)?

а) Да.

б) Наоборот, чем сильнее симпатия (антипатия), тем слабее притяжение (отталкивание).

в) Степень притяжения (отталкивания) не всегда связана с силой симпатии (антипатии).

г) Все ответы неверны.

24Увеличение числа признаков, значимых для установления отношений, приводит к … а) увеличению избирательности отношений и уменьшению числа партнеров;

75

б) увеличению числа партнеров, так как чем больше признаков-критериев, тем больше людей соответствуют хотя бы одному из них;

в) уменьшению числа партнеров – снижению избирательности; г) снижению избирательности – круга лиц, соответствующим всем требова-

ниям-признакам.

25 Увеличение глубины отношений связано с … а) расширением функций отношений и, следовательно, увеличением дистан-

ции; б) уменьшением круга обсуждаемых вопросов и устранением ролевых кли-

ше, стереотипов; в) увеличением круга обсуждаемых вопросов и уменьшением дистанции в

общении; г) уменьшением функций и увеличением количества ролевых клише.

26 Ролевые клише – это … а) стереотипные фразы и формы поведения;

б) правила, нормы поведения, принятые в обществе; в) изменения в поведении человека; г) выражение согласия с собеседником.

27 Взаимопонимание предполагает … а) сходство точек зрения, оценок предмета общения;

б) положительную оценку и принятие целей собеседника; в) выбор взаимоприемлемого способа поведения.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

28 Для достижения взаимопонимания важно … а) выдвигать гипотезы о точке зрения партнера и полностью ее принимать;

б) анализировать точку зрения партнера и соотносить ее со своей; в) выбрать свою точку зрения и твердо ее придерживаться, несмотря на об-

стоятельства; г) быть спонтанным в общении – не делать никаких прогнозов и предполо-

жений о точке зрения партнера, своих предпочтениях и т.п.

29Переживание состояния удовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком – это … а) притяжение; б) симпатия; в) привязанность;

г) привлекательность.

30Совместимость людей определяется … факторами.

76

а) психологическими; б) психофизиологическими;

в) социально-психологическими; г) социологическими.

д) Все ответы верны.

31Межличностная привлекательность определяется … а) сходством установок, интересов, мнений; б) положительным эмоциональным фоном отношений; в) условиями сотрудничества; г) сходством главных качеств в Я-концепциях.

д) Все ответы верны.

32Межличностная непривлекательность определяется … а) различием установок, интересов, мнений; б) отрицательным эмоциональным фоном отношений; в) условиями соперничества; г) различием главных качеств в Я-концепциях.

д) Все ответы верны.

33Взаимодействие людей с целью обмена информацией познавательнооценочного или эмоционального характера – это … а) конфликт; б) принятие решений; в) общение;

г) субъектное отношение.

34В процессе общения человек …

а) сам изменяется; б) изменяет собеседника;

в) изменяются все участники общения. г) Все ответы неверны.

35Соотношение понятий «ролевое» и «деловое» общение можно представить следующим образом:

а) это синонимы; б) ролевое шире, чем деловое;

в) деловое шире, чем ролевое; г) это взаимоисключающие понятия.

36Эмоциональные процессы и состояния собеседников относятся к … стороне общения.

а) межличностной; б) конативной;

77

в) эмотивной; г) коммуникационно-информационной.

37Познание индивидуальных особенностей собеседника относится к … стороне общения.

а) межличностной; б) когнитивной;

в) коммуникационно-информационной; г) эмотивной.

38Обмен мнениями, идеями, относится к … стороне общения.

а) межличностной; б) когнитивной; в) конативной;

г) коммуникационно-информационной.

39 Согласование позиций, мнений, устранение противоречий описывается … стороной общения.

а) межличностной; б) конативной;

в) коммуникационно-информационной; г) когнитивной.

40Взаимодействие людей в процессе общения относится к … его стороне. а) межличностной; б) конативной; в) эмотивной;

г) коммуникационно-информационной.

41Общение по телефону является …

а) прямым вербальным; б) прямым невербальным;

в) опосредованным вербальным; г) опосредованным невербальным.

42Общение посредством писем является … а) прямым вербальным; б) прямым невербальным;

в) опосредованным вербальным; г) опосредованным невербальным.

43Интонация и громкость – относятся к … средствам общения. а) вербальным; б) невербальным;

78

в) прямым; г) опосредованным.

44В результате прохождения информации через фильтр доверия-недоверия

а) вся информация или принимается, или отвергается; б) ложная информация принимается, истинная – отвергается;

в) истинная информация принимается, ложная – отвергается. г) Нет правильного ответа.

45Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению – это … а) конфликт; б) коммуникативный барьер; в) непонимание;

г) декодирование.

46К специфическим особенностям коммуникации между людьми не относится … а) возможность возникновения коммуникативных барьеров;

б) взаимное влияние партнеров друг на друга; в) наличие отношений партнеров.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

47К коммуникативным барьерам понимания не относится …

а) семантический барьер; б) стилистический барьер; в) логический барьер; г) барьер пола и возраста.

48К коммуникативным барьерам социально-психологических различий не относится барьер … а) социальных различий;

б) политических различий; в) пола и возраста;

г) фонетического непонимания.

49К коммуникативным барьерам отношений не относится барьер …

а) противоборствующих желаний; б) межличностной несовместимости; в) отрицательных эмоций.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

79

50 Какие из названных приемов не способствуют обеспечению взаимопонимания в общении?

а) Предвосхищение возможных ситуаций. б) Определение своей точки зрения на объект. в) Согласование общих точек зрения.

г) Нет правильного ответа.

51Социальная перцепция предполагает восприятие человеком (или группой) … а) самого себя и (или) другого члена группы;

б) своей и (или) чужой группы. в) Все ответы верны.

г) Все ответы неверны.

52Стремление воспринимающего оказать влияние на воспринимаемого человека проявляется в таком свойстве социальной перцепции как … а) активность; б) целостность;

в) мотивированность; г) доминантность.

53Зависимость восприятия от направленности личности воспринимающего, его отношения к воспринимаемому – это … социальной перцепции.

а) активность; б) целостность;

в) мотивированность субъекта. г) Все ответы неверны.

54Социальные стереотипы …

а) положительно влияют на социальную перцепцию и взаимодействие; б) отрицательно влияют на социальное взаимодействие; в) оказывают как положительное, так и отрицательное влияние;

г) свойственны только тем людям, которые не умеют анализировать поведение других.

55 Идентификация – это … а) отождествление себя с другим и подражание ему;

б) опознание, узнавание какого-то объекта; в) познание себя посредством сравнения себя с другим; г) подчинение другому.

56 Аттракция предполагает … а) развлечение, радость;

80

б) привязанность; в) познание на основе мышления;

г) общение, взаимодействие.

57 Эмпатия включает … а) сопереживание – единство эмоциональных состояний людей;

б) понимание чувств и эмоций другого; в) положительное отношение к другому человеку. г) Все ответы верны.

58 Рефлексия – это … а) синоним отражения;

б) познание другого — что я думаю о нем; в) познание себя через другого – что он думает обо мне; г) проявление рефлекса.

59Каузальная атрибуция – это … а) приписывание причин; б) описание ситуации; в) механизм самооправдания;

г) прогнозирование развития ситуации.

60При личностной атрибуции причиной случившегося считают … а) себя; б) другого человека;

в) человека, к которому испытывают отрицательные эмоции; г) себя или другого человека.

61При стимульной атрибуции причина случившегося видится в … а) действии какого-то внешнего фактора — стимула; б) действиях человека, который поступал вопреки своей воле;

в) объекте, с которым произошло анализируемое событие; г) действии «судьбы», «рока».

62Функцией социальной перцепции не является …

а) познание другого; б) познание себя;

в) познание предмета совместной деятельности. г) Все ответы неверны.

63 Рефлексия, идентификация, эмпатия – это … а) механизмы социальной перцепции; б) уровни познания другого;

в) уровни эмоционального отождествления с другим человеком;

81

г) механизмы каузальной атрибуции.

64Группы, которые не существуют в реальности, между членами которых отсутствуют взаимоотношения, называются … а) условными; б) естественными;

в) лабораторными; г) формальными.

65Группы, которые образуются на основе личных предпочтений и симпатий

– это … группы. а) естественные; б) неформальные; в) референтные; г) реальные.

66Эталонными называют … группы. а) формальные; б) неформальные; в) высокоразвитые; г) референтные.

67Для коллектива не обязательно(ны) … а) наличие общей цели; б) сплоченность;

в) сходство интересов, ценностных ориентаций; г) гибкость, изменчивость позиций доминирования-подчинения.

68Люди, которые вместе ждут автобус на остановке, представляют собой … группу.

а) условную; б) формальную;

в) неформальную; г) диффузную.

69Учащиеся 8-ых классов РБ образуют … группу.

а) условную; б) реальную; в) формальную; г) естественную.

70 Производственное подразделение представляет собой … группу. а) формальную; б) неформальную;

82

в) лабораторную; г) диффузную.

71Случайные группы, в которых люди объединены лишь общими переживаниями, эмоциями называются … а) условными; б) диффузными; в) формальными; г) референтными.

72Группы, на которые люди ориентируются при оценке своих действий, выборе стратегии поведения называются … а) формальными; б) неформальными; в) референтными; г) нереферентными.

73Соотношение симпатий – антипатий членов группы фиксируется в подструктуре …

а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;

г) функциональных отношений.

74Осведомленность членов группы о событиях в данной и в других группах отражается в подструктуре …

а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;

г) функциональных отношений.

75Социально-психологические характеристики членов группы составляют подструктуру …

а) композиционную; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативную;

г) функциональных отношений.

76Поведенческий аспект взаимоотношений в группе, проявления взаимозависимости относятся к подструктуре …

а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;

г) функциональных отношений.

83

77К психологическим характеристикам малой группы не относятся групповые … а) традиции; б) мнения;

в) настроения.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

78Потребности и мотивы членов группы относятся к групповым …

а) мнениям; б) устремлениям; в) традициям;

г) взаимоотношениям.

79Оценка членами группы происходящих событий относится к групповым

а) мнениям; б) устремлениям; в) традициям;

г) взаимоотношениям.

80Субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих – это … а) служебные отношения; б) групповые взаимоотношения; в) групповые настроения; г) сплоченность группы.

81Групповое мнение – это совокупность …, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов группы к определенным фактам или явлениям.

а) умозаключений; б) оценочных суждений;

в) понятийных терминов или оценок. г) Все ответы верны.

82Посредством функции воздействия групповое мнение оказывает влияние на … а) поведение членов данной группы;

б) поведение членов других групп; в) поведение лидера группы;

г) эмоциональное состояние членов других групп.

84

83Оценочная функция группового мнения проявляется в том, как … а) члены других групп оценивают стремления данной группы; б) сами члены данной группы оценивают свои стремления;

в) члены группы относятся к различным событиям, происходящим внутри и вне данной группы;

г) члены другой группы оценивают результативность действий, предпринятых данной группой.

84Информационная функция группового мнения позволяет получить разнообразные сведения о …

а) сплоченности группы; б) взаимоотношениях в группе; в) ценностях членов группы. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

85Групповое мнение оказывает влияние на убеждения отдельных ее членов

а) на уровне сознания; б) на бессознательном уровне;

в) на поведенческом уровне. г) Все ответы верны.

86Включает ли групповое мнение элементы принуждения по отношению к членам данной группы?

а) Да. б) Нет.

в) Только на лидера.

г) Только на руководителя.

87Групповое мнение …

а) неизменно, ригидно; б) очень изменчиво;

в) устойчиво, но способно реагировать на различные события внутри и вне данной группы;

г) изменяется только при смене лидера группы.

88 Групповые настроения … а) повышают эффективность совместной деятельности;

б) снижают эффективность совместной деятельности; в) не влияют на эффективность;

г) могут как повышать, так и снижать эффективность совместной деятельности.

85

89В группе быстрее распространяются … а) настроения; б) чувства;

в) высшие чувства.

г) Значимых различий нет.

90Действенность и живучесть традиции зависит от того, …

а) насколько следование данной традиции способствует удовлетворению потребностей членов группы;

б) как жестко контролируется следование данной традиции; в) насколько широкий круг ситуаций, событий регламентирует данная тра-

диция; г) как давно возникла данная традиция.

91 Сплочение малой группы не позволяет … а) достигнуть ценностно-ориентационного единства;

б) достигнуть наилучших результатов совместной деятельности; в) избегать конфронтации.

г) Все ответы неверны.

92 Функцией группового давления не является … а) обеспечение достижения целей группы;

б) уменьшение индивидуальных различий членов группы, обезличивание; в) сохранение группы как целого; г) регулирование поведения и взаимоотношений членов группы.

86

Созависимые отношения: что это, признаки и как выйти из них

Как отличить просто несчастливый союз от созависимых отношений? И могут ли созависимые отношения быть счастливыми? Разбираемся с психологом.

Автор статьи — Светлана Махова, семейный психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Что такое созависимые отношения

Созависимые отношения — это деструктивная форма взаимоотношений, в которых человек всесторонне вовлечен и полностью поглощен жизнью другого человека, чаще всего зависимого: от алкоголя, наркотиков, еды, игр, работы, азартных и компьютерных игр, опасных видов спорта, шопинга и тому подобного.

Участники созависимых отношений считают, что действия и поведение других людей всецело влияют на их жизнь и состояние, поэтому они полностью поглощены тем, чтобы контролировать свои и чужие действия, и таким образом регулировать собственное состояние.

Термин «созависимость» означает «совместная зависимость». Впервые он появился в медицине и психологии в конце 1970-х годов, когда ученые начали исследовать причины рецидивов у людей с химической зависимостью. Алкоголики и наркоманы, возвращаясь после терапии и реабилитации в семью, вновь начинали пить или употреблять наркотики. Изучение взаимоотношений между зависимым и близкими родственниками помогло выявить феномен созависимости как устойчивой системы установок, стимулов и реакций, поддерживающих употребление наркотиков и алкоголя.

Признаки созависимых отношений

Партнером может выступать муж/жена, родитель/ребенок, начальник/подчиненный/сотрудник — любой человек, с которым вы находитесь в тех или иных отношениях.

  • вы считаете, что ваш партнер виноват в том, что что-то не ладится в вашей жизни, так как…
  • если ваш партнер в плохом настроении или у него что-то не ладится, или вы думаете, что с ним что-то не так — вы не находите себе места, не можете ничем заниматься, поэтому…
  • вы обязаны что-то сделать, чтобы ему стало хорошо или у него все наладилось;
  • вы не обсуждаете с партнером открыто возникшие проблемы — вы обсуждаете его поведение с другими людьми, пытаясь понять его причины, чтобы найти способ устранить проблему, потому что.
    ..
  • вы боитесь расстроить, обидеть, разгневать партнера;
  • партнер может вас прямо или косвенно обвинять в том, что у него что-то идет не так, и вы с этим легко соглашаетесь;
  • вы считаете, что помощь, поддержку, внимание, любовь нужно заслужить хорошим поведением, и…
  • если вы не получаете от партнера должного внимания и помощи, то считаете, что вы недостаточно хороши и вам необходимо стать лучше.

Человека с созависимым поведением можно узнать по разговорам: его вовлеченность в жизнь других людей проявляется в бесконечном обсуждении других — супруга, коллег, друзей, соседей. Общение с такими людьми напоминает анекдот о лесорубах: «О чем говорят лесорубы? В лесу — о женщинах, с женщинам — о лесе». Дома они обсуждают с близкими начальника или сотрудников, на работе — родственников, жалуясь на их поведение. В контакте с таким человеком у собеседника возникает ощущение некоторой растерянности: непонятно, чего он сам хочет, каково ему в этой ситуации или рядом с вами.

Такого человека хочется сразу спасти: дать ему совет, предложить помощь.

Кадр из сериала «Сплетница»

© kinopoisk

Как возникают созависимые отношения

На формирование склонности к созависимым отношениям влияют определенные условия воспитания, где родители или близкие родственники имели зависимость, психическое расстройство, демонстрировали насилие или использовали его как воспитательную меру в отношении ребенка. В таких семьях к чувствам, переживаниям, потребностям и желаниям ребенка не проявляли интерес, его мнение никого не интересовало. Ребенок редко слышал похвалу в свой адрес. Все, что он делал хорошо, воспринималось как норма, а за все, что не получалось, его ругали, наказывали, критиковали.

Молчание и отстраненность как способ наказания заставляли ребенка мучиться в неопределенности: он не мог понять, в чем его вина и как вернуть расположение родителей. В результате ребенок усваивал, что он несет ответственность за состояние и благополучие близких людей, а чтобы угодить им он должен обладать способностью догадаться, как это сделать.

В таких семьях нет прямого диалога. Там никто не говорит о себе, своих переживаниях, желаниях, не выражает просьб. Все общение построено на долженствовании, избегании проблем.

Так человек с детства усваивал, что:

  • он является причиной всего, что происходит с близкими людьми;
  • он во всем виноват, должен сам понять причину и найти способ все исправить;
  • спрашивать никого нельзя — это признак слабости, надо догадаться;
  • все, что с ним происходит, может негативно повлиять на других, быть высмеяно и обесценено, поэтому говорить о себе небезопасно;
  • для себя нельзя ничего хотеть — это проявление эгоизма;
  • в первую очередь важно позаботиться о других;
  • другие лучше знают, что хорошо для него, поэтому мнение других в приоритете.

Стойкое убеждение человека в том, что он должен прежде всего заботиться о других, исключает даже мысль о том, чтобы взять ответственность за свою жизнь в собственные руки и сделать что-то для себя. Забота о себе проявляется в ожидании того, что другие позаботятся о нем, если он это «заслужит». И вместо того, чтобы решать свои проблемы, он с неистовой силой включается в чужие, с робким ожиданием, что его все-таки заметят, оценят, окажут внимание ему и предложат помощь. Получается, как у Булгакова в «Мастере и Маргарите»: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

Кадр из фильма «500 дней лета»

© kinopoisk

В таких отношениях границы между участниками стираются. Человек не различает, где он, а где другой. Любой отказ один воспринимает не как волю другого («Извини, то, что ты предлагаешь, мне не подходит»), а как то, что он недостаточно старался или недостаточно хорош — «не заслужил». И если он постарается, изменится, станет лучше, другой обязательно его заметит/полюбит/оценит/даст то, что он хочет. Поэтому ему сложно выйти из отношений. У него не возникает ощущения, что в отношениях ему плохо, потому что другой не идет навстречу: есть страх, стыд и вина за то, что он что-то не так делает. Чтобы любили, нужно заслужить любовь. И он будет упорно ее заслуживать, невзирая на желания и волю других.

Наш мозг ленив. Люди чаще строят близкие отношения с себе подобными, с теми, кто будет соответствовать их поведенческой модели. Люди, склонные к созависимости, не очень видят себя в отношениях, где им не надо ни о ком заботиться: «Зачем я нужен другому, если он справляется без меня?»

Как показывает практика, практически у всех участников созависимых отношений есть какая-либо зависимость (иногда не одна). Так, например, в семье отец пьет, жена пропадает на работе, а сын выбирает способ уходить от проблем в компьютерные игры. Муж пьет, у жены пищевая зависимость. Девушка рассказывает о своих отношениях с парнем, с которым они не могут расстаться, — в процессе выясняется, что он когда-то употреблял наркотики, а она лечилась от анорексии.

Созависимость и треугольник Карпмана

Взаимодействие между людьми в созависимых отношениях наглядно иллюстрирует психологическая модель под названием треугольник Карпмана (ее также называют «треугольник судьбы»). Эту схему впервые описал американский психолог, доктор медицины Стивен Карпман в 1968 году. Согласно Карпману, есть три типичных роли, которые участники созависимых отношений занимают относительно друг друга: жертва, преследователь, спасатель.

Кадр из сериала «Острые предметы»

© kinopoisk

Играя одну из этих ролей, каждый участник удовлетворяет свои невысказанные, зачастую бессознательные потребности и желания тем способом, который для него наиболее привычен, — в этом состоит скрытая цель и мотив пребывания в таких отношениях. Однако в долгосрочной перспективе ни одному из «игроков» эта ситуация не принесет облегчения.

Сын-игроман будет все время недоволен матерью, которая не дает ему спокойно жить. Мать-работоголик будет все время упрекать мужа-алкоголика и сына-игромана, которые «сидят у нее на шее» и «ничего полезного в жизни не сделали». Отец-алкоголик будет жаловаться на жену, которая все время пилит их с сыном. В этом примере все члены семьи в той или иной степени переходят из одной роли в другую: спасатель — преследователь — жертва. Помогая сыну и мужу, жена на самом деле оказывает им медвежью услугу, не давая им сталкиваться с последствиями своего поведения, а критикуя их — создает напряжение, которое каждый из них снимает выбранным способом — через алкоголь или игры.

Человек, занимающий роль преследователя или спасателя, не осознает, что тем самым лишь поддерживает зависимость.

Другой пример. Девушка вступает в отношения с женатым мужчиной, который жалуется ей на то, что жена испортила ему всю жизнь, и поэтому он очень несчастен. Она видит в нем подходящий объект для реализации роли спасателя: «Я буду лучше, чем его жена, я точно сделаю его счастливым». Мужчина выступает в роли жертвы, его жена — преследователь, а девушка считает себя спасателем. Мужчина, однако, не спешит уходить от жены, и девушка со временем примеряет на себя роль жертвы, упрекая его, что потратила на него годы, спасая его разрушенную жизнь. Их отношения могут длиться достаточно долго, мужчина так и не разведется, но и не разорвет отношений с девушкой. Его будут мучить чувство долга перед женой и чувство вины перед девушкой. Жена будет стараться вернуть мужа, девушка — удержать мужчину; все они будут оставаться в отношениях, не пытаясь что-то изменить.

Почему же все участники треугольника, оставаясь неудовлетворенными ситуацией, тем не менее из нее не выходят? Изначально все они обладают неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, страхом одиночества, нуждаются в одобрении других. Через якобы заботу о более «уязвимом», «несамостоятельном» человеке они пытаются компенсировать собственные недостатки.

Психолог, соавтор трансакционного анализа Клод Штайнер сказал об этом так: «Жертва, на самом деле, не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель, на самом деле, не помогает, а Преследователь, на самом деле, не имеет обоснованных претензий».

Последствия созависимых отношений

В семье с созависимыми отношениями ничего нельзя хотеть «для себя» — это воспринимается как эгоизм, как нечто порицаемое. Поэтому никто не говорит о том, что ему важно, каждый ждет, что другой догадается. Человек предпочитает опираться на социальные нормы и установки, на мнение других («по телевизору сказали», «начальник считает», «подруга точно знает»), то есть исходит из некоторого представления «как надо».

Идея спросить у другого, что ему хочется, возникает редко. Обычно по двум причинам. Во-первых, человек «должен догадаться сам». Во-вторых, даже если спросите, вряд ли вам скажут, ведь «для себя хотеть ничего нельзя». Обычно с застенчивостью говорят: «Что выберешь, для меня главное — твоя забота». Все участники отношений играют в угадайку и заботятся о других исходя из представления, как «должно быть». Поэтому если дочь хочет голубое платье, ей покупают розовое: не надо позорить семью — что подумают люди, если увидят девочку в голубом? А мальчик в розовой футболке или рубашке с цветочками — это недопустимо. Родители искренне переживают за репутацию — и свою, и ребенка. Но за этим страхом осуждения сложно услышать себя, свои желания, просьбу близкого человека.

Такая «забота» идет в ногу с тотальным контролем, осуждением действий близких, если эти действия кажутся неприемлемыми. И поскольку у человека нет собственной системы ценностей (в такой системе все говорят, как не надо делать, но никто не говорит, как надо) и опирается он на мнение других — правила того, как делать не надо, меняются часто. Поэтому все участники отношений находятся в постоянном напряжении и тревоге, ожидая, откуда и за что прилетит упрек.

Кадр из фильма «Грязь»

© kinopoisk

Что слышит ребенок? Большую часть времени — то, что он все делает не так. Как правило, родители не говорят, как было бы хорошо, как исправить ситуацию — поскольку сами не уверены, а часто и не знают, как. В итоге вырастает человек, не имеющий опоры на какие-либо стабильные ценности. К психологу такой человек приходит с запросом «Как поступить? Какое решение будет верным?» Все его вопросы будут ориентированы на то, как правильно и как надо. Такой человек не может отстоять свою точку зрения — ее практически нет; не может сделать выбор, различить, что для него хорошо, а что плохо. Если его спросить, что он сейчас чувствует, он будет в замешательстве, поскольку ему важно дать «правильный ответ». Такие люди часто испытывают тревогу в общении из-за страха сказать или сделать что-то не то. Все новое и неизвестное в семье воспринимается в штыки, как «опасное». Инициатива не приветствуется. А когда ребенок вырастает, от него, с одной стороны, требуют самостоятельности, с другой, продолжают осуждать все его попытки что-либо сделать, как и любое его бездействие. Это приводит к апатии и депрессии: делаю — плохо, не делаю — тоже плохо.

Подросток, выросший в такой семье, часто не может выбрать, куда пойти учиться после школы и кем быть. Скорее всего, пойдет туда, куда скажут родители или куда пошли одноклассники, либо затянет поступление, так и не выбрав направления. Нередко подростки уходят в компьютерные игры. Эта зависимость, как никакая другая, четко отражает дефицит устойчивой системы ценностей. В игре есть виртуальная возможность что-то делать и чего-то достичь. Проходя уровни, игроки обретают инструменты, навыки, соратников, становятся хозяевами своей виртуальной жизни — здесь она зависит от них и их действия имеют очевидный результат. Правила и законы игры дают ощущение стабильности и, как следствие, уверенности. Однако реальная жизнь проседает: дети отстают в учебе, у них нет друзей, отсутствует интерес к чему-либо, кроме игр.

Люди, не имеющие твердой ценностной опоры, перманентно находятся в состоянии беспомощности и отчаяния из-за неспособности что-либо изменить. Способов уйти от переживания своей никчемности, вины, стыда, тревоги — множество: алкоголь, наркотики, еда, работа, романы и прочее. Все, что позволяет быстро снять напряжение. Так формируется зависимость.

Что такое наркозависимость и как защитить от нее близких

Однако никакая зависимость не может сделать человека счастливым, а его жизнь — полноценной. Рано или поздно он начинает сталкиваться с последствиями зависимого поведения: оно затягивает, рушатся социальные связи, проблемы нарастают снежным комом. Человек со здоровыми границами, устойчивой системой ценностей вряд ли зайдет в близкие отношения с человеком, имеющим склонность к созависимости. Если вы попали в такие отношения, стоит начать разбираться не со своим партнером, а с собой — скорее всего, во время психотерапии обнаружится, что похожие отношения были в вашей родительской семье.

Как выйти из созависимых отношений

Если вы ощущаете, что текущие отношения действуют на вас разрушительно, вы не уверены в себе, не знаете, как жить дальше, теряете смыслы — обратитесь за помощью к психологу. Выйти из созависимых отношений может быть не так просто. Сживаясь с ролью спасателя, человек испытывает вину из-за того, что бросает «беспомощного» партнера на произвол судьбы. Или же выход из отношений воспринимается как поражение: «я не справился». Или его одолевает страх, что он сам в одиночку не выживет, хотя при этом содержит себя и семью. Иногда партнер начинает угрожать самоубийством или расправой, и тогда человек оказывается в небезопасной ситуации и остается в отношениях из страха.

Как показывает практика, можно выйти из созависимых отношений усилием воли, однако это не гарантирует того, что в будущем человек в них больше не попадет. Очень сложно в одиночку увидеть те паттерны и мотивы поведения, которые приводят в созависимые отношения, признать свой вклад в происходящее, восстановить навыки саморегуляции и освоить новые способы выстраивания отношений. Чтобы выйти из созависимых отношений, нужно, в первую очередь, обратиться к себе — научиться отвечать на вопросы «где я нахожусь, что я чувствую и ощущаю, чего я хочу, каковы мои возможности и границы».

Чтобы развить способность понимать свое текущее состояние, нужно включить в систему ценностей привычку отвечать на вопросы:

  • что со мной происходит
  • что для меня важно
  • что мне подходит, а что не подходит 
  • когда пора сказать: «Со мной так нельзя».

Работа с психологом может вестись в одном из трех направлений, а лучше во всех сразу.

Личная терапия

Основной задачей в преодолении созависимого поведения становится работа с деструктивными установками, искаженным самовосприятием, страхами. Человек обучается открыто выражать эмоции, заботиться о себе, тем самым снижает уровень тревоги и напряжения.

Работа с семьей у семейного психолога

Цель — признать вклад каждого члена семьи в сложившуюся ситуацию, восстановить прямой диалог, сформировать доверительные отношения с помощью выражения чувств и переживаний, желаний и потребностей в противовес ранее существовавшим деструктивным отношениям, основанным на критике, долженствовании, обесценивании желаний и чувств друг друга.

Групповая работа

Существуют анонимные группы для созависимых. В групповом пространстве человек в безопасной обстановке осваивает способы продуктивного взаимодействия, с помощью ведущего и участников группы восстанавливает ощущение собственной значимости. Работа в группе возвращает ощущение безопасности, поддержки, возрастает вера в собственные силы. Формируется образ социально адаптированного, успешного человека, обладающего личным потенциалом.

Важно помнить, что выход из созависимых отношений есть — как индивидуальный, так и для целой семьи. Он заключается в том, чтобы знакомиться с собой, осознавать переживания, учиться предъявлять их другим, выстраивать систему ценностей. Внести в отношения с собой и другими больше определенности.

То, что происходит с жертвами созависимости, — не их вина. Их характер — следствие воспитания, а их действия определяются способами адаптации к неблагоприятным условиям, которые им приходилось использовать в детстве. Мы не выбираем, в какой семье родиться. И в начале пути мы зависимы от родителей — это факт. Но есть и хорошая новость: когда мы вырастаем, у нас появляется выбор пробовать что-то делать по-другому, менять свою жизнь.

Есть достаточно примеров, что отношения между партнерами, детьми и родителями, друзьями налаживаются — если участники в этом заинтересованы. Когда меняется один участник отношений, остальным тоже приходится меняться. Это происходит не сразу, ведь окружение будет оказывать сопротивление. Именно поэтому важно ходить как на индивидуальную психотерапию, так и на семейную и групповую, чтобы получать максимальную поддержку в этот непростой период перемен.

 

Теги: психология , отношения

Отношения, спасающие жизнь

Психологи давно установили, что отношения способны влиять на физическое и психическое здоровье, в лучшую или худшую сторону. Теперь новое исследование расширяет наше понимание того, как отношения влияют на такие состояния, как рак, болезни сердца, депрессия и зависимость. Эти данные побуждают психологов утверждать, что укрепление этих связей должно быть приоритетом общественного здравоохранения.

Не будет преувеличением сказать, что отсутствие социальных связей может быть смертельным. Прочные социальные отношения увеличивают вероятность выживания на 50 процентов независимо от возраста, пола или состояния здоровья, согласно метаанализу 148 исследований риска смертности, проведенному Джулианной Холт-Лунстад, доктором философии из Университета Бригама Янга, и ее коллегами (9). 0005 ПЛОС Медицина , Том. 7, № 7, 2010). Они обнаружили, что социальная изоляция не менее вредна для людей, чем такие общепризнанные факторы риска, как ожирение, отсутствие физической активности и выкуривание до 15 сигарет в день.

Недостаток общения — распространенная проблема. Согласно исследованию, проведенному Карлой Периссинотто, доктором медицины и ее коллегами, в Соединенных Штатах от 20 до 43 процентов взрослых старше 60 лет испытывают частое или сильное одиночество ( Archives of Internal Medicine 9).0006, Том. 172, № 14, 2012). Около 30 процентов супружеских пар в США сообщают о серьезных разногласиях в отношениях, как выяснили Марк Уисман, доктор философии, и его коллеги ( Journal of Consulting and Clinical Psychology , Vol. 76, No. 5, 2008). А размер основной социальной сети среднего американца сократился в среднем на треть с 1985 года, по данным Исследовательского центра Пью ( Social Isolation and New Technology , 2009).

Тем не менее, психологи говорят, что одиночество и социальная изоляция редко упоминаются в кампаниях общественного здравоохранения. «Я не думаю, что это широко признано как важная проблема здравоохранения ни крупными организациями здравоохранения, ни широкой общественностью», — говорит Холт-Лунстад.

Это упущенная возможность, поскольку исследования также показывают, что чем раньше общество предпримет шаги для решения проблемы социальной изоляции, тем лучше. Холт-Лунстад и его коллеги подчеркивают важность повышения осведомленности о влиянии отношений на благополучие в «Близких семейных отношениях и здоровье», специальном выпуске американского психолога (том 72, № 6, 2017 г.), который рассматривает существующую литературу и предоставляет новый анализ для продвижения вперед. Здесь мы исследуем специальный выпуск и то, в каком направлении движется эта область дальше.

Пути, связывающие близкие отношения и здоровье

Паула Пьетромонако, доктор философии, социальный психолог из Массачусетского университета в Амхерсте, и Нэнси Коллинз, доктор философии из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, излагают теоретическую основу, подробно описывающую межличностные отношения. процессы и внутриличностные пути, которые связывают отношения с физическим здоровьем.

Социальная связь (или разъединение) может влиять на здоровье биологическими путями, такими как иммунная функция или регуляция гормонов стресса. Качество отношений может влиять на здоровье, воздействуя на психосоциальные факторы, такие как настроение, мотивация и способность справляться с трудностями. Друзья и члены семьи также могут влиять на поведение человека, связанное со здоровьем, например, на привычки в еде и занятиях спортом. Вместе эти пути могут иметь долгосрочные последствия для физического и психологического здоровья.

Авторы соглашаются, что необходимы дополнительные исследования, чтобы уточнить тонкости этих путей. Тем не менее, добавляют они, теоретическая основа достаточно прочна, чтобы начать строить решения для здоровых отношений.

Инвестиции в здоровые отношения особенно важны по мере того, как население становится старше и болеет, особенно учитывая серьезную озабоченность по поводу стоимости медицинского обслуживания, доступа и доставки, говорит Пьетромонако. «Если мы сможем понять, как отношения могут действовать профилактическим образом, это будет важно как для улучшения качества жизни людей, так и для экономии денег с точки зрения затрат на здравоохранение в будущем».

Счастливое детство, более здоровая жизнь

Интересным аспектом исследования отношений является то, что оно касается всей жизни, говорит психолог Северо-Западного университета Эдит Чен, доктор философии. В специальном выпуске она и соавторы Джин Броуди, доктор философии из Университета Эмори, и Грегори Миллер, доктор философии из Северо-Западного университета, описывают один конец этого спектра, уделяя особое внимание тому, как отношения в детстве влияют на здоровье.

Поддерживающие отношения в детстве могут защитить детей от будущих проблем с физическим здоровьем, говорят авторы. Когда дети испытывают утешительные, эмоционально значимые отношения с родителями или другими близкими членами семьи, они, как правило, имеют лучшие показатели здоровья — не только в детстве, но и в подростковом и взрослом возрасте. В одном лонгитюдном исследовании Линда Г. Рассек, доктор философии, показала, что студенты колледжей, у которых были более заботливые родители, имели более низкий риск сердечных заболеваний, язв и других хронических заболеваний 35 лет спустя (9).0005 Журнал поведенческой медицины , Vol. 20, № 1, 1997).

Но большинство исследований семейных отношений в детстве рассматривают эти взаимодействия в черно-белых тонах. Исследования часто характеризуют природу отношений как положительную или отрицательную, поддерживающую или неподдерживающую, хотя форма отношений между родителями и детьми не является статичной, говорит Чен.

«В ходе развития потребности детей со стороны родителей меняются, — говорит она. Поведение родителей, которое в раннем детстве можно охарактеризовать как внимательное, для подростка может рассматриваться как властное. Семьи, которые очень поддерживают друг друга, могут также ожидать большего от своих подростков, создавая стресс, связанный с семейными обязанностями. Авторы говорят, что понимание динамики этих изменений будет иметь ключевое значение, поскольку исследователи разрабатывают вмешательства для поддержания здоровых отношений в детстве и подростковом возрасте.

Тесные социальные связи в дальнейшей жизни

На другом конце жизни отношения могут представлять совершенно другой набор проблем, пишут Карен Рук, доктор философии, и Сьюзен Чарльз, доктор философии, обе из Калифорнийского университета в Ирвине. С одной стороны, исследования рисуют положительную картину отношений пожилых людей, как описывают Рук и Чарльз. По сравнению с более молодыми людьми пожилые люди сообщают о большей удовлетворенности своими социальными сетями. Они часто более активно управляют своими социальными сетями, прилагая усилия для поддержания удовлетворительных отношений, в то же время отсеивая связи с более проблемными друзьями и родственниками. С другой стороны, пожилые люди могут быть более восприимчивы к одиночеству и социальной изоляции, поскольку их мобильность снижается, а близкие друзья и члены семьи умирают.

Они также могут быть более уязвимыми к негативным последствиям чреватых отношений, которых они не могут избежать.

Интересно, что Рук и Чарльз утверждают, что было предпринято мало усилий для изучения того, как проактивное социальное управление и уязвимость к социальной изоляции и негативным социальным взаимодействиям сочетаются друг с другом, чтобы повлиять на здоровье и благополучие пожилых людей. «Эти направления исследований в значительной степени сосуществовали бок о бок, без особых усилий для их интеграции», — говорит Рук.

Создание интегрированной модели социальных миров пожилых людей является необходимым шагом на пути к обеспечению социальной поддержки, необходимой им для процветания, добавляет Рук. К 2030 году более 20 процентов населения США будут старше 60 лет, отмечают Рук и Чарльз, и, по некоторым оценкам, более 80 процентов из них будут страдать как минимум одним хроническим заболеванием. В этом свете качество близких отношений между пожилыми людьми приобретает особое значение для общественного здравоохранения.

«Население стареет, и в то же время демографические сдвиги в США и Западной Европе означают, что все больше людей достигают старости, не вступая в брак и не заводя детей», — говорит Рук. «С точки зрения одиночества и социальной поддержки для повседневных нужд это оставляет большой знак вопроса».

Нейрохимическая перспектива 

Берт Учино, доктор философии из Университета штата Юта, и Болдуин Уэй, доктор философии из Университета штата Огайо, исследовали нейрохимические пути, связывающие отношения и здоровье. По их словам, качество близких семейных отношений может повлиять на эндокринную функцию, иммунную функцию и активность нервной системы. И эти системы связаны с основными причинами болезней и смертей, включая сердечно-сосудистые заболевания, инфекционные заболевания и рак.

Понимание отношений на биологическом уровне может помочь получить более четкое представление о том, как социальные связи могут ухудшить или защитить здоровье человека, добавляет Учино.

Например, Учино и Уэй отмечают, что как лабораторные, так и натуралистические исследования показывают, что близкие семейные отношения связаны с благоприятным уровнем гормона стресса кортизола, который играет роль в таких важных функциях, как метаболизм глюкозы и иммунная функция. Авторы также приводят доводы в пользу защитной роли нейрохимического окситоцина, гормона, высвобождаемого во время социальных связей, который, как было показано, снижает кровяное давление и снижает уровень кортизола.

Учино надеется, что дальнейшие исследования этих механизмов приведут к новым вмешательствам, которые лучше воздействуют на основную биологию человека. Например, по его словам, будущие вмешательства могут сочетать поведенческое лечение, такое как парная терапия, с фармацевтическими препаратами, такими как ингаляции окситоцина. Но чтобы достичь этого, говорит он, психологам необходимо сотрудничать с исследователями из других областей и осваивать новые виды лечения. «Очень сложно изменить отношения. Трудно заставить людей изменить свои привычки», — говорит он. «Нам нужно подумать о лучших способах реализации этих изменений».

Интимные отношения и болезни сердца

Связь между отношениями и сердечно-сосудистыми заболеваниями является одним из самых ярких примеров того, как качество отношений может влиять на здоровье, говорят Тимоти Смит, доктор философии, и Брайан Р. В. Бауком, доктор философии, оба из Университета Юты. Например, люди в надежных, преданных романтических отношениях имеют более низкий риск сердечных заболеваний, в то время как те, у кого есть разногласия в отношениях, имеют более высокий риск.

Но другие психосоциальные факторы также увеличивают риск сердечных заболеваний, и исследователи в области здравоохранения должны рассмотреть связи между этими факторами в новом свете, говорят авторы. Исследования показывают, что такие факторы, как гнев, враждебность, депрессия, беспокойство и посттравматическое стрессовое расстройство, повышают риск сердечных заболеваний. Эти элементы также влияют на социальную жизнь людей. «Те же факторы риска, которые подвергают людей риску сердечно-сосудистых заболеваний, также являются очень важными показателями качества интимных отношений людей», — говорит Смит.

Смит и Бауком утверждают, что слишком часто исследователи рассматривают факторы личности и факторы отношений изолированно. Но в реальном мире, говорят они, сложные личности и проблемы в отношениях идут рука об руку, что может повлиять на здоровье сердца. По словам Смита, люди, изучающие проблемы личности, должны перестать думать о трудностях в отношениях как о мешающем факторе в своих исследованиях, и наоборот.

«Мы должны начать думать о том, что означает, что снова и снова эти две области так тесно связаны друг с другом», — говорит он. «Что это означает для риска — и что мы можем с этим сделать?»

Поскольку сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти во всем мире, усилия по снижению риска путем укрепления отношений до возникновения болезни могут оказать значительное влияние на здоровье населения, говорит Смит. «Почему бы нам не потратить немного больше денег, чтобы научить пары справляться с общими трудностями в отношениях или научить будущих родителей, как лучше справляться со стрессом, связанным с воспитанием детей?»

Хронические заболевания в семье

Около половины всех взрослых жителей США имеют хотя бы одно хроническое заболевание, и 84 процента всех расходов на здравоохранение тратятся на уход за ними, говорит Линн Мартайр, доктор философии, из Университета штата Пенсильвания, и Вики Хелгесон, доктор философии, Университет Карнеги-Меллона. Близкие отношения приобретают особое значение, когда кто-то лечит хронические заболевания.

Когда дети живут в теплой, поддерживающей домашней обстановке с хорошим семейным общением, они лучше справляются с хроническими заболеваниями, такими как астма, диабет или врожденные пороки сердца, говорят Мартир и Хельгесон. Однако для подростков и взрослых менее ясно, насколько должен быть вовлечен член семьи. Родители подростков или супруги взрослых пациентов могут способствовать формированию здоровых привычек. Но когда человек слишком контролирует, это может иметь неприятные последствия и даже подтолкнуть пациента к нездоровому поведению.

Но что слишком контролирующего? «Придирки одного человека могут быть заботой другого», — говорит Мартире. Она предполагает, что наиболее успешными вмешательствами при хронических состояниях будут индивидуальный подход, помогающий парам или другим членам семьи достичь нужного уровня поддержки. «Нам лучше всего взять основанные на фактических данных программы для пациентов, направленные на улучшение лечения заболеваний, и посмотреть, как их можно изменить, чтобы включить в них как пациента, так и его близкого члена семьи», — говорит Мартире. «Мы много знаем об изменении поведения, и пришло время включить это в больше семейных программ».

Роль культуры

Хотя исследование не оставляет сомнений в том, что отношения важны для здоровья, в литературе есть серьезные пробелы, когда речь идет о понимании культуры и разнообразия, пишут Белинда Кампос, доктор философии, из Калифорнийского университета в Ирвине, и Хиджунг Ким, доктор философии, в Калифорнийский университет в Санта-Барбаре.

Большинство исследований в области здоровья и отношений были сосредоточены на семьях среднего класса, европейско-американских семьях. Но социальный опыт и ожидания сильно различаются среди разных культурных групп, отмечают Кампос и Ким.

Например, для американцев европейского происхождения социальная поддержка считается благом. Но среди людей восточноазиатского происхождения обращение к членам семьи за дополнительной поддержкой может усилить стресс и подорвать здоровье. И хотя большая часть исследований в области здоровья и отношений сосредоточена на качестве супружеских отношений, в некоторых культурах люди уделяют больше внимания своей семье, чем романтическим отношениям.

«Мы так мало знаем о каких-либо человеческих вариациях в этих процессах взаимоотношений, — говорит Кампос. «Необходимой следующей волной этого исследования будет понимание культурных различий».

Создание вмешательства в области общественного здравоохранения

Несмотря на нерешенные вопросы, большинство исследователей на стыке здоровья и отношений говорят, что пора начинать разрабатывать вмешательства для укрепления отношений и, соответственно, улучшения здоровья.

«Отношения играют важную роль в нашей повседневной жизни и в нашем физическом и психическом здоровье. Как мы это используем?» — спрашивает Кристин Дункель Шеттер, доктор философии, психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, написавшая предисловие к специальному выпуску.

«Мы так многому научились, но мало что делаем. Где-то у нас есть ответ, и я думаю, что в центре его находятся психологи», — добавляет она.

Одним из ключей к продвижению вперед является увеличение финансирования, соглашаются эксперты. По словам Учино, необходимы дополнительные исследования, чтобы прояснить механизмы и определить наилучшие меры для укрепления социальных связей, а также продемонстрировать с помощью рандомизированных контролируемых испытаний, что социальные меры приводят к измеримым улучшениям здоровья. «Мы знаем, что ассоциация существует, но нам нужно ответить на открытые вопросы».

Практикующие клинические психологи также могут сыграть свою роль, добавляет Учино. «Психологи могут включить эти результаты исследований в свою практику или оздоровительные программы, чтобы пациенты знали о влиянии их отношений на их здоровье».

Holt-Lunstad призывает экспертов разработать официальные рекомендации по социальной активности, аналогичные рекомендациям по питанию и физическим упражнениям, издаваемым правительствами и организациями общественного здравоохранения. Она также призывает правительственные учреждения и спонсоров здравоохранения делать больше.

Такие учреждения вкладывают значительные средства во вмешательства, направленные на воздействие на детерминанты здоровья, такие как ожирение и употребление табака, но здоровые отношения практически не замечаются на их экранах радаров, говорит она. Она разговаривала с правительственными чиновниками в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве, чтобы повысить осведомленность о доказанной важности отношений для общественного здравоохранения, и призывает своих коллег продолжать помогать соединять эти точки.

Исследователи, включенные в специальный выпуск, ни в коем случае не единственные, кто вносит свой вклад в науку об отношениях и здоровье, говорит Дункель Шеттер, и она надеется, что публикация вдохновит других, работающих в этой области, высказаться и сделать свои исследования известными.

Продвижение вперед потребует командного подхода, добавляет Дункель Шеттер. Ученым, возможно, придется выйти из своей зоны комфорта, чтобы связаться с политиками и экспертами в области общественного здравоохранения и опубликовать свои выводы в средствах массовой информации. Но она надеется, что ее коллеги справятся с этой задачей. «У психологов замечательные методы, замечательные теории, много суперумных людей, — говорит она. «Это не должен быть орешек, который мы не можем расколоть».

Социальная психология: романтические отношения | Разум-общество: от мозга к социальным наукам и профессиям

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Больше

CITE

Thagard, Paul,

‘Социальная психология: романтические отношения’

,

Сознание: от мозга до социальных наук и профессий

(

, Нью-Йорк,

2019;

онлайн-онлайн-эдн. ,

Oxford Academic

, 21 марта 2019 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780190678722.003.0004,

по состоянию на 16 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mind-Society: From Brains to Social Sciences and ProfessionsCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Теория романтических отношений должна объяснять, почему и как они развиваются, почему они успешны и почему терпят неудачу. Психические механизмы индивидуального мышления и социальные механизмы вербальной и невербальной коммуникации дают начало ответам на эти вопросы. Теория семантических указателей эмоций объясняет центральные эмоции, такие как любовь, доверие и приверженность. Он предлагает способ понимания взаимодействия между людьми как передачи и выявления эмоций посредством вербального и невербального общения. Формирование межличностных взаимодействий с помощью бессознательных правил хорошо согласуется с аккомодацией семантических указателей полимодальных правил, использующих невербальные восприятия и эмоции. Многие из правил, которые помогают создавать и поддерживать отношения, касаются доверия, нейронного процесса, который связывает представления о себе, других и ситуации с положительным эмоциональным результатом оценки и физиологии.

Ключевые слова: обязательство, общение, любовь, невербальное общение, отношения, романтика, правила, доверие

Предмет

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts