Политическая власть как общественное отношение
Ядро политики составляет власть. Проблема власти — одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории.
Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет анализа знаменитого итальянца — реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики — увеличение власти любыми средствами. Орудие власти — право; основа власти — «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть — сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели.
Макиавелли намного ближе, по сравнению с более поздними мыслителями, подошел к пониманию социальной природы государственной политической власти, выводя, в частности, последнюю из борьбы между «знатью» и «простонародьем».. При этом он, однако, полагал, что государственная власть не должна находиться в руках того или другого класса, а должна «обнимать» все те общественные элементы, из которых слагается государство1.
Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал английский философ Гоббс, которого его соотечественник Б. Рассел считал «действительно современным писателем по политической теории». Государственной властью Гоббс называл «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие»2. Власть является соединением воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу. Власть есть сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснял ее необходимость в основном также социальными Причинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей в естественном состоянии «войны всех против всех».
Идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксизмом. Но уже в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, определяется по существу как объективная власть капитала.
Не отступил от традиционного понимания политической власти М. Вебер. В его толковании власть есть отношение господства людей над людьми, базирующееся на легитимном (внутренне оправданном) насилии. «Главное средство политики, — писал М. Ве-бер, — насилие». Политика же «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»3.
Исторически закрепившийся за понятием «власть» смысл фиксируется в терминах-синонимах. Чаще всего это понятие отождествляется с терминами: «сила», «господство», «авторитет», «право».
В латинском: potestas — сила, мощь, господство; в немецком — Gewa. lt — сила, насилие; Macht — сила и т. д. Многообразие терминологии, относящееся к одному и тому же понятию «власть», подтверждает его «социологическую аморфность»/подмечен-ную М. Вебером. В этом, по-видимому, одна из причин разнородных определений власти в современной литературе,*о чем пойдет речь в дальнейшем.
Вслед за классиками политической мысли проблема политической власти признается узловой, или, по крайней мере, ведущей, современными теоретиками. Крупнейший английский философ Б. Рассел считал власть фундаментальным понятием науки об обществе в том же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики. Т. Парсонс высказывал ту же мысль, только в ином словосочетании: власть «занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах»4.
Подобно политическим теоретикам прошлого современная политология рассматривает политическую власть как форму социальной власти, как неотъемлемый элемент организации людских сообществ и. управления ими. Вполне очевидно, что политическая власть в современном обществе — такое же всеобщее и древнейшее явление в социальной жизни, Как производство pи воспроизводство самой этой жизни, ее материальных и иных условий.
Признавая всеобщность политической власти, политологи по-разному ее определяют. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет какого-либо единого, общепринятого определения политической власти*. Сказанное, конечно же, не означает отсутствия рациональных, научных разработок и концепций по этой проблеме. Суть дела не в дефинициях, а в понимании существенных признаков изучаемого явления, в подходах к его познанию. Основополагающий вопрос в данном случае — вопрос о природе политической власти. И он решается в одном, общем русле. Власть рассматривается как свойство системы общественных отношений. Такой подход по сути характерен как для марксизма, так и для структурно-функциональной теории, системного анализа и других концепций. Многие из них проанализированы в монографии «Власть» (М., 1989). Например, одни авторы характеризуют власть как «производство намеченных целей». Другие — как способность личностей, групп или институтов определять или изменять ряд альтернативных действий или выбор альтернатив. Третьи — как возможность или способность одних субъектов управлять процессом принятия решений, несмотря на сопротивление других, и т. д. В приведенных и других определениях власти, как бы они ни различались, по сути выражается об-щй смысл. Социальная власть, включая политическую, — это общественное отношение между индивидами, группами, классами и т. п.
* Авторы книги «Введение в политологию» (США, Ныо Джерси, 1988. 3-е изд.) пишут: «Еще никто не нашел удовлетворительного объяснения явлению политической власти» (С. 27). Для его объяснения выдвигались биологическая, психологическая, культурологическая точки зрения.
Тем не менее остается невыявленной природа власти, ее, так сказать, первоисточник.
В современной теории политики подходы к решению вопроса следующие:
1. Классовая (марксистская) концепция — признание классовой природы политической власти. Власть определяется как организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими общественными классами.
2. Элитарная точка зрения: власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и подчиненными массами (большинством).
3. Структурно-организационная концепция. Власть проистекает из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней структур высшим. Власть суть социальное сосредоточение командования; это то, что в обществе является организованным; структурным, безличным, представительным. В контексте структурно-организационного принципа политическое не рассматривается ни как первичное, ни как вторичное по отношению к социально-экономическим и прочим факторам. Политическая власть вторична лишь по отношению к обществу в целом. Общество задано политике и является материей, которой политическая деятельность придает форму. Власть политическая — это средоточие социального6.
4. Наконец, поведенческая концепция власти (бихевиористская): понимание власти как взаимодействие индивидов в процессе их политического поведения. Власть, стремление к власти — доминирующа? черта человеческой психики и сознания. Поведен ческая концепция по сути дела воспроизводит тезис немецкого философа Ницше: «Жизнь для меня тож дественна инстинкту роста, власти, накоплению сил. -если отсутствует воля к власти, существо деградиру ет»6. Воля к власти — это не что иное, как силовая модель власти, идущая от Макиавелли и Гоббса.
Многообразие подходов в трактовке политической власти свидетельствует не только о «социологической аморфности» ее понятия, сложившегося в истории политической мысли, о чем говорилось выше. Главное состоит в многогранности самой власти как общественного феномена. Поэтому каждый из отмеченных подходов не лишен момента объективности, равно как и односторонности. Научный принцип всесторонности рассмотрения требует учета всех существенных аспектов изучаемого явления. В нашем предмете: субстанциональных и структурно-функциональных, объективных и субъективных, социально-классовых и социально-психологических, общественных и индивидуально-личностных аспектов политической власти. Однако сказанное не снимает необходимости выделить основополагающий аспект, определяющий признак данного явления. Для понятия политической власти — это акцент на сущностной стороне политики как взаимоотношения больших социальных групп по поводу их общих интересов.
Политическая власть — понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми. Политическая власть характеризуется рядом признаков.
Первое. Она закономерно зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений прежде всего между большими социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями: отстаивающими их интересы. Политическая власть — свойство не индивидуальных и межличностных отношений между большими общественными группами, нациями, региональными или иными человеческими объединениями, наконец, между данным обществом и его членами. Власть — компонент общественной системы в целом. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоев народа.
Второе. Политическая власть как общественное отношение в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом властвовании. Ведь речь идет о подчинении воли одних воле других, о навязывании одними своей воли и ценностей другим, что вызывает сопротивление последних. Противоречие вытекает также из асимметричности властного отношения. А именно: из определенных преимуществ, каковыми обладает властвующий субъект (статус, влияние, авторитет, информированность и т. д.). В частности, на современном этапе цивилизации всевозрастающее значение приобретает знание. Власть становится все больше действием и отношением, основанными на обладании знанием и его распределении.
Третье. Власть — это потенциал, возможность, осуществляемая в действии, во взаимоотношении субъектов, причем зависящих от условий. роль тех лиц, групп и организаций, которые в новой системе отношений обладают доступом к принятию общезначимых решений.
Четвертое. Политическая власть производна от общественной системы, а более конкретно — от социальной структуры и, в конечном итоге, от общественных экономических отношений. Именно в конечном итоге. Отсюда вытекает принципиальное отрицание сведения власти к сфере субъективно-волевого действия людей. Несводимость, однако, не равнозначна исключению во властеотношениях субъективно-волевого момента, в том числе и возможности его решающей роли в определенных конкретных ситуациях. С учетом сказанного следует подходить к известному тезису К. Маркса: «При исследовании явлений государственной жизни… легко поддаются искушению упускать из виду объективную природу отношений и все объяснять волей действующих лиц. Существуют, однако, отношения, которые определяют действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и которые столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волю попеременно то на одной, то на другой стороне, а будем видеть действия объективных отношений там, где на первый взгляд кажется, что действуют только лица»7.
Следовательно, при анализе политической власти нужно иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают непосредственно наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно волевыми отношениями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.
Пятое. Политическая власть, безусловно, связана с принуждением, что фиксировалось во всех истори-ко-политических взглядах, и также отмечается в современных представлениях. Тем не менее ее нельзя отождествлять только с принуждением и, тем более, с физическим насилием. Если это делалось многими политическими теоретиками в прошлом, то имелись для того объективные причины. Например, однозначное определение классиками марксизма политической власти в эксплуататорском обществе как организованного насилия одного класса над другими, относилось к характеристике диктатуры буржуазии, свидетелями которой они были. Думается, что во многом такое определение применимо и к современности, что подтверждается господством в ряде стран мира диктаторских режимов. Тем не менее в обществах, основанных на принципах демократии, политическая власть, не исключая возможности принуждения, выступает и в других формах доминирования властвующих субъектов. Главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и т. д. Сущность, идеал социалистического народовластия, о чем писали гуманисты-социалисты, конечно же, не сводится к принуждению, а предполагает также сознательное, добровольное участие масс в принятии политических решений.
Рассматривая понятие политической власти в широком плаке, надо подчеркнуть, что принуждение вообще не исчерпывает сущность власти. Последняя служит способом (средством) регулирования общественных отношений, совместной жизни людей, важнейшим фактором управления обществом. Современные исследователи подчеркивают, что у власти главный аспект — это управление общественной жизнью людей; она составляет неотъемлемый элемент системы социального управления, средство, обеспечивающее организованность и управляемость человеческими сообществами. Следовательно, структура властеотношений не тождественна отношению «господство — подчинение», а еще включает подсистему «управляющий и управляемый». Последняя, хотя полностью не вписывается в орбиту власти (властвовать и управлять — не одно и то же), тем не менее образует один из атрибутивных ее элементов. Власть политическую нередко понимают как управление государством.
Шестое. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т. До Наиболее развитая из них — государственная власть. Это такая форма власти, которая имеет преимущественно классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и располагает монопольным правом издавать законы и утверждать другие нормативные акты, обязательные для всех. Отличие государственной власти от других видов политической власти в том, что первая предполагает существование особого аппарата с присущими ему материальными средствами воздействия на людей. Она опирается на узаконенные (легитимированные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений между людскими сообществами, поддерживается организованность и порядок, отрабатываются, принимаются и реализуются общественно-значимые, обязательные для всех решения.
Политическая власть может функционировать и без специального аппарата принуждения, не опираясь на институт права, а при помощи организации, с присущими ей нормами, не носящими правовой характер, на основе политических и идеологических ценностей (принципов, программ, идеалов). Таковой является политическая партийная власть. Ока представляет собою способность партии как целого реализовать свою единую волю по отношению к отдельным членам партии, каждой своей ячейке и каждому своему органу. Средства обеспечения партийной власти — выработанные политическим опытом принципы и нормы внутрипартийной жизни, а также единое мировоззрение и партийная идеология. Для любой партии, если это действительно политическая партия (тем более правящая), характерно превращение авторитета идей в авторитет власти.
Партийная власть как специфический вид политической власти четко выступает и функционирует в различных типах внутрипартийных отношений. Например, в Демократической партии в России. Централизация деятельности и самодеятельность партийных масс, «жесткая политическая дисциплина», антикоммунизм и вместе с тем признание общедемократических целей — эти и другие черты должны обеспечивать единство воли и действий демократической партии как целого8.
Политическая власть проявляется в различных формах общественных отношений: господство, гегемония, руководство, управление, организация, контроль.
Любая из этих форм проявления власти и все вместе взятые служат осуществлению функции защиты и реализации интересов как связанных с самим существованием данного общества, так и интересов классов и других больших социальных групп. Если говорить более конкретно, то можно обозначить такие функции политической власти:
а) обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;
б) управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп. Государство есть выделившийся из общества аппарат управления;
в) поддержание целостности и единства общества. В авторитете верховной власти многие мыслители
прошлого видели единственное средство спасения от анархии. Безусловно правы и те из современных политологов (в частности, авторы организационно-структурной концепции), кто видит в качестве постоянной функции политической власти приведение в единство разделенного на группы, классы и прослойки общества. Трудно оспорить мысль, что общество само по себе «не представляет единства, оно об-, ладает единством только тогда, когда является политическим обществом»9.
Современная политология в числе функций власти, имеющих особое значение, отмечает функцию управления социальными, экономическими и политическими конфликтами. Любая политическая власть, отмечает французский политолог Ф. Бро, имеет своей задачей «обеспечить порядок… держать под контролем напряженность… сохранять статус-кво общества, реформировать его или революционизировать»10.
Об эффективности власти (ее силе или слабости) судят по тому, в какой мере она осуществляет свои функции. При этом важнейшим постоянно выступает критерий общественных интересов. Власть эффективна при условии: а) если адекватно отражает интересы тех социальных групп, на которые она прежде всего опирается, и вместе с тем умеет увязывать их с интересами общества как целого; б) если власть не противопоставляет себя обществу, не навязывает своих требований, противоречащих большинству его, а приспосабливает эти требования к мнению общества и одновременно формирует общественное мнение В соответствии со своими установками; в) если власть, удовлетворяя интересы и потребности тех социальных групп, на которые опирается, вместе с тем постоянно демонстрирует свою готовность идти навстречу интересам других групп, или, по крайней мере, не ущемляет их настолько, чтобы противопоставить себя этим группам.
Политическая власть не функционирует, так сказать, в одиночестве. Она взаимосвязана с другими видами социальной власти, сложившимися в истории общества.
Концентрирует их в общественных отношениях, придает им определенную направленность и характер. Образно говоря, питает их своими соками.
В политологической литературе описаны многие разновидности власти. Так, испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фо-бократию). При характеристике экономической власти (или плутократии) отмечается, в частности, что она представляет собой богатство, превращенное в орудие господства в обществе. Иными словами — это власть, основанная на богатстве. Ее главное средство — деньги. В настоящее время, отмечает автор, экономическая власть достигла исключительной силы консолидации. Экономическая власть как таковая и сама по себе «не прибегает к насилию», однако она способна беззастенчиво попирать все божественные и человеческие нормы. Она как бы остается за занавесом, однако в значительной степени диктует поведение действующих лиц на общественной сцене11.
Жизненно важна сегодня для общества информационная власть, основанная на преимуществе, связанном с обладанием знанием. Информационная власть обнаруживает себя посредством других форм власти. Но ее роль постоянно возрастает.
Особого внимания заслуживает административная (управленческая) власть. Политическим структурам в современном обществе приходится взаимодействовать с властью различных общественных организаций — формальных и неформальных, бороться с проявлениями власти нелегальных мафиозных сообществ.
О структуре политической власти. Политологическая наука отмечает четыре структурных уровня власти, различающихся масштабом, объемом полномочий (то есть свободы принимать решения), средствами, характером и свойствами субъектов власти.
Это макроуровень (высший уровень) — центральные институты власти; мезоуровень (средний уровень) — органы и аппараты власти, подчиненные политические институты; микроуровень (низший уровень) — связанный с малыми группами, взаимодействиями между ними; мегауровень — власть международного сообщества.
Каждый из названных уровней может подразделяться на две формы: легально-официальная, представленная в виде формализованных структур, и нелегальная (неформальная, неофициальная) — это власть влиятельных лиц, группировок, приближенных к властвующим субъектам особ, лидеров, кланов и т. д.
Отношения власти на микроуровне проникают во все общественные структуры и взаимодействуют с неполитическими видами власти — семейной, групповой, административной, педагогической и т. п. Здесь формируется социально-политическая среда, от которой зависят властеотношения на других уровнях.
Указанные структурные уровни власти присущи любой стране, в том числе нашей. С этой точки зрения, некорректны утверждения одного из известных теоретиков и политиков Г. Попова о желаемом образе власти в России. «В демократической республике власть у парламента, а на местах избирают не органы власти, а органы самоуправления — муниципалитеты»12. Автор, как видно, признает лишь высший уровень власти и отрицает нижестоящие. Если это осуществить на практике, то наше общество получит так называемую «демократическую диктатуру», о чем и мечтают многие нынешние политики, называющие себя демократами.
Политическая власть как общественное отношение характеризуется взаимодействием составляющих его компонентов: это не только субъектно-объектное, но и субъектно-субъектное отношение; это отношения по вертикали (уровни власти) и по горизонтали (различные ветви власти). В тех и других выражаются взаимодействия по типу: «побуясдение — действие», «управление — исполнение», «господство — подчинение». Проявляющийся в структуре отношений момент сопротивления господству и подчинению концентрируется в способности подвластного к самоуправлению. Отсюда следует, что направляющее воздействие субъекта власти реализуется в виде его взаимодействия с самоорганизующимся и самоуправляющимся объектом. Самоорганизация общественных групп выступает в многообразных формах: от классовой борьбы до самоуправления трудовых коллективов и самодисциплины его отдельных членов. Самоуправление также является одной из форм властёотношений.
С усложнением и прогрессом общества растет и углубляется взаимозависимость субъекта и объекта властных отношений, способность их к взаимопереходу в процессе функционирования. Властные отношения приобретают разнообразные формы единства противоположностей: организация и самоорганизация, регуляция и саморегуляция, управление и самоуправление, централизация и децентрализация, огосударствление управления и развитие общественных начал, монополизация и демонополизация управления различными сферами общественной жизни. Устойчивость властных систем зависит от того, насколько они способны удерживать эти противоположности, разрешать их и одновременно воспроизводить.
Механизмы власти и освобождение (I): feminism — LiveJournal
Очень хочу поделится с вами этой статьей. На мой взгляд она содержит один ответ на множество вопросов.Желание человеческого существа подчинить себе личность
и собственность себе подобных в целях собственного удовольствия,
не взирая на вред, причиняемый при этом другому человеческому существу,
является основой власти.
Желание объекта подразумевает желание власти,
необходимой для завладения этим объектом.
Желание власти, необходимое для того, чтобы подчинить
нашему удовольствию личности и собственность других людей,
является одним из основных законов человеческой природы…
Главным средством в достижении удовольствия для человека
являются действия других людей.
Власть приводит в соответствие желание одних и действия других.
Думаю, все мы находим данное положение бесспорным.
Джеймс Милль, 1820.
После 1-ой Мировой Войны социология, антропология и другие науки, имеющие отношение к изучению общества, дружно сделали вид, что вопросы механизмов власти (= отношений господства/подчинения) совсем не так важны, как это может показаться. Просто в обществе возникают время от времени ЧАСТНЫЕ противоречия, для которых можно и нужно срочно найти ЧАСТНЫЕ решения, и продолжать В ЦЕЛОМ жить дальше. После 2-ой Мировой Войны, когда выпестованная культурой WASP(1) белокурая бестия надежд и инвестиций не оправдала, механизмы власти вообще стали темой-табу. Людям стали скармливать психоанализ, как раньше скармливали 10 заповедей; вывод и в том, и в другом случае один и тот же: висит на тебе первородный грех/комплекс/архетип/расстройство, природа твоя греховна/девиантна, иди, молись/лечись, тем ДОЛЬШЕ, тем лучше, а мы тут пока… кхе-кхе.. гм…
В человеческом обществе отношения власти суть отношения господства/подчинения, то есть, асиметричные отношения между индивидами и группами индивидов. Отношения господства/подчинения устанавливаются доминантной группой с целью отчуждения у группы подчинённой любого жизненно важного продукта посредством дискриминации, которая «возникает тогда и только тогда, когда индивидам или группам индивидов в процессе отношений ОТКАЗЫВАЕТСЯ в РАВЕНСТВЕ».
Отношения И КОНФЛИКТЫ господства/подчинения одинаково «подразумевают конфронтацию между двумя ГЕТЕРОГЕННЫМИ оппонентами, неравенство между которыми состоит в дифференциальном доступе к процессу принятия решений по поводу ценностей и правил, контролирующих будущее (=динамику развития) социума». Отношения господства/подчинения создают необратимую, на первый взгляд, асиметрию между группами индивидов:
1.Права и привилегии концентрируются у одной из социальных груп (доминантной)
2.Эта доминантная группа является ЕДИНСТВЕННЫМ установителем границ и определителем природы этих прав и привилегий (т.е. доминантная группа самопровозглашается «мерой всех вещей»)
3.Подчиненная группа не причастна правам и привилегиям, а ТОЧНЕЕ СКАЗАТЬ, ее причастность правам и привилегиям у нее ОТЧУЖДЕНА. Подчиненная группа (будь то женщины, негры, национальные меньшинства) становится группой «невидимых»: «невидимые – это те, кому ИЗНАЧАЛЬНО отказано в признании социальной роли в истории данного общества… невидимые не имеют ни автономного, ни легального существования, а как следствие, также не имеют контрактуальной способности (= т.е. нет возможности вести переговоры, отстаивать свои интересы и заключать контракты в рамках общественных отношений)… доминантная группа не признает или предпочитает игнорировать САМ ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ невидимых, равно как и их требования (когда таковые выдвигаются) признания их как равноправных членов общества, которые участвовали бы в принятии решений, касающихся фундаментальных вопросов общественного развития»
Процесс и механизмы власти создают диспропорции в отношениях господства/подчинения между группами, отказывают в любой контрактуальной способности одной из этих групп и в конце концов приводят к отказу в существовании подчиненной группе как таковой.
В диспропорциональные отношения между группами включены многие факторы, не только (и не столько) неравные ресурсы (неравный доступ к ресурсам). Сама диспропорция, являясь следствием применения механизмов власти, гарантирует континуум и увековечение властных структур. Доминантная группа, используя «инаковость» подчиненной группы для ЛЕГИТИМИЗАЦИИ своих собственных целиком ПРОИЗВОЛЬНЫХ действий в ее отношении, осуществляет постоянный контроль за подчиненной группой, ограничивает ее права и привилегии и устанавливает для подчиненной группы СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РАМКИ, т.е. СТАТУС ЗАВИСИМОСТИ.
Власть получает свое выражение в этих отношениях зависимости, когда одна группа присваивает себе права и привилегии другой группы и определяет ее границы. Доминантная группа тогда превращается (ДЕЛАЕТ ВИД или ПРОВОЗГЛАШАЕТ (2), что превращается) в репрезентативную модель и гаранта социальных норм и ценностей, которые с этого момента становятся универсальными (или даже «природными», смотря как размахнемся), подразумевая одновременно и эксплицитно, что нормы и ценности подчиненной группы являются частными и неприемлимыми. Власть также получает и более специфическое выражение: устанавливает жизненное пространство для каждой из групп, определяя иерархические социальные рамки. Ни власть, ни одна из групп не имеют независимого существования, вне отношений господства/подчинения (=природе/закону божьему/архетипам ничего неизвестно об этих маневрах).
Власть определяет внутреннюю динамику, специфическую для каждой группы, а также суть взаимосвязи между группами. Для установления и поддержания господства (и КОМПЛИМЕНТАРНОГО к нему подчинения) власть применяет серию механизмов для создания и моделирования каждой из групп; эти механизмы дифференцируют группы, создавая реальную (или воображаемую) асиметрию, которая, в свою очередь, превращается (или создает иллюзию превращения) в нечто непреодолимое и необратимое. Так, власть играет активную роль на этапе дифференциации: неравенство, результирующее из процесса применения власти, есть также и необходимое условие для поддержания власти, т.к. легитимирует и усиливает власть. Таким образом, линейная модель власти неадекватна: нужна циркулярная модель обратной связи.
Теперь о процессах, посредством которых власть устанавливает, структурирует, поддерживает и увековечивает отношения господства/подчинения. Это также будут формы и процессы через которые отношения господства/подчинения самовоспроизводятся при помощи обратной связи с властью.
Механизм «СОЗДАНИЕ ГРУППЫ».
В интергруппальном контексте власть получает своё максимальное выражение, когда существуют две неравнозначные группы, которые пришли к такому состоянию дифференциации, когда совершенно ясна разница между «МЫ» и «ОНИ». Эта дифференциация, сама по себе, является одним из БАЗОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЛАСТИ. Теперь вопрос: ¿КАКИМ ОБРАЗОМ определяются индивиды принадлежащие к группе «ОНИ», или к «экзогруппе», т.е. группе, которая будет подчинена, и КАК устанавливается для этих индивидов ОПРЕДЕЛЕННОЕ И ОТДЕЛЬНОЕ жизненное пространство?
Первый шаг (3): МАРКИРОВАТЬ индивида (=опорочить, заэтикетировать, стигматизировать). Маркировать означает отнести индивида к группе на основе одного ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО и отличительного признака. Все, кто имеют маркер «А» принадлежат к группе, те, кто этого маркера не имеет, не принадлежат к группе. Операция маркировки (стигматизации), которая концентрирует внимание на специфической характеристике, общей для некоторой категории индивидов, одновременно устанавливает лимит на принадлежность к группе и исключает не-членов группы. Лимит (внешние границы) структурирует подчиненную группу и отделяет ее как самосущную единицу (создается иллюзия, что группа с характерным маркером ВСЕГДА существовала КАК ТАКОВАЯ, а не была СЕГРЕГИРОВАНА). Но так как доминантная и подчиненная группа взаимно соотнесены в отношении господства/подчинения, процесс маркировки и идентификации членов подчиненной группы одновременно определяет принадлежность к доминантной группе: причем именно доминантная группа НЕ определяется активно, специфически и эксплицитно, а как САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩЕЕСЯ. Дефиниция группы А необходимо подразумевает существование НЕ-А. Маркируя членов подчиненной группы и одновременно исключая их из группы доминантной, доминантная группа начинает действовать как репрезентация и гарант системы норм и правил, которые станут ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ для остальных, как если бы эти нормы и правила являлись всеобщими, универсальными (= это и есть «свобода от» в противоположность «свободы для», когда законодателю закон не писан, он сам есть закон по мере надобности). Таким образом, ИСКЛЮЧАЮЩАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – т.е. маркировка индивидов – СОЗДАЕТ ГРУППЫ: не только как сообщества индивидов «под одной рубрикой», но и как КОЛЛЕКТИВЫ, РАЗДЕЛЯЮЩИЕ ОДНУ И ТУ ЖЕ УЧАСТЬ/ДОЛЮ (или СУДЬБУ, ибо у-часть часто «продают» как судьбу). Важно учесть, что насчет УЧАСТИ/ДОЛИ члены подчиненной группы не имеют возможность высказаться, в силу своего подчиненного положения. УЧАСТЬ/ДОЛЯ есть неотъемлимая характеристика группы ИСКЛЮЧЕННЫХ (им выделили долю, которая по сути является УТИЛИТАРНОЙ ФУНКЦИЕЙ подчиненной группы, продукт которой и отчуждается группой доминантной).
Механизм «РАЗРУШЕНИЕ ГРУППЫ».
Первой последовательностью действий по установлению господства является маркировка, исключение, группирование. Но отношения господства нельзя установить, законодательно засвидетельствовать и провозгласить без того, чтобы не была успешно запущена вторая последовательность действий. Это действия механизма «Разрушения подчиненной группы». Любая группа, которая установила бы механизмы автономного существования (или которая осознала бы, что существуют средства достижения автономии), является постоянной угрозой для доминантной группы, т.к. в любой момент вся контрукция господства/подчинения может быть поставлена под вопрос. Это неизбежно произойдет в том случае, когда подчиненная группа начнет использовать, как «меру всех вещей» СВОИ СОБСТВЕННЫЕ НОРМЫ. Отношения господства окажутся под угрозой или невозможными, если в подчиненная группа всё же станет АВТОНОМНОЙ после всех усилий, приложенных в процессе маркировки, исключения и группирования. Таким образом, одновременно с процессом моделирования подчиненной группы как таковой, доминантная группа должна посеять семена саморазрушения группы «невидимых». Тогда запускается серия механизмов, направленных на предотвращение возможности возникновения в группе подчиненных собственной автономной групповой активности (т.е. на предотвращение возможности того, чтобы подчиненная группа создала для своих членов «адекватное самовосприятие, чувство индивидуальной уверенности на основе сопричастности/принадлежности и чувство личностного континуума»). Подчиненную группу необходимо ЛИШИТЬ ГРУППАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, чтобы эта группа не оказалась в состоянии дать своим членам «опору, уверенность, безопасность и статус». Это есть «квадратура круга» любой власти:
одновременно создать группу исключенных и подчиненных и разрушить их группальность (или восприпятствовать ее возникновению).
Разрушение группы представляет собой необходимое центральное условие, достаточное само по себе для того, чтобы определить, какая группа окажется доминантной, а какая подчиненной. На самом деле, все условия разрушения группы УЖЕ заложены в процессе маркировки. Границы, отделяющие «МЫ» от «ОНИ» и конституирующие подчиненную группу как «ссыльных», несут в себе ограничения прав и привилегий подчиненных и исключенных индивидов. Сегрегированная, подчиненная группа, в которой уничтожена возможность автономного функционирования, существует ТОЛЬКО В СВЯЗИ С НОРМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ, опреденными и установленными доминантной группой; т.е. существует исключительно внутри навязанного отношения зависимости, бенефициаром которого является доминантная группа, и которое одновременно контролирует и ограничивает формы действия или выражения подчиненной группы (посредством законодательства, общественного и морального usus’ ов, социальных институтов, во главе которых стоят – ну куда же без них! — СЕМЬЯ, ШКОЛА и СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в целом, как «институты идеологической преемственности и взаимного научения ролям господства/подчинения»). Другими словами, условия существования подчиненной группы как группы уничтожаются в процессе провозглашения этого самого существования (=насильственного навязывания индивиду принадлежности к группе). Маркировка дает начало, практически одновременно, антагонистическим на вид и комплементарным по сути процессам: созданию и внутреннему разрушению подчиненной группы.
Когда мы начинаем исследование процесса разрушения подчиненной группы, первое, что обращает на себя наше внимание, это ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, устанавливающаяся между доминантной и подчиненной группой таким образом, что внутригрупповые действия в каждой из групп становятся диаметрально противоположными. В подчиненной группе царит настоящая АНОМИЯ, которая усиливает деструктуризацию группы и ускоряет приведение ее в состояние ПОЛНОГО ПОДЧИНЕНИЯ. Действия доминирования, осуществляемые доминантной группой в отношении группы подчиненной приводят к положению, когда в реальности взаимодействие происходит между Группой и не-группой, т.к. подчиненная группа не в состоянии дать своим членам группальную идентичность и таким образом перестает существовать как группа в глазах ее собственных членов (примером может служить психологический процесс «идентификации с агрессором»). Подчиненная группа становится группой не-идентифицированных (“desperados”). Это КАК БЫ группа – группа в скобках {группа}, как в дальнейшем она будет обозначена в тексте.
Далее, для гарантированного разрушения {группы} необходимо задействовать несколько механизмов в процессе взаимодействия «доминантов» и desperados:
1.Механизм «универсальной формулы».
В первую очередь, доминантная группа создает МИФИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ и иллюзию существования некоей социально гомогенногой группы индивидов, соответствующих этому мифическому стандарту и являющихся его воплощением (а значит и самоисполняющимся пророчеством КАЧЕСТВА и НЕЗЫБЛЕМОСТИ стандарта). В западной культуре это, со всей очевидностью WASP (у нас в России иногда к нему добавляют масленичный скомороший колорит, но сути это не меняет). Доминантная группа провозглашает, что ВСЕ могут достичь статуса мифического стандарта, и устанавливает серию реквизитов для этого. Реальность же такова, что членам подчиненной {группы}, не даны/объективно недоступны средства (уже в силу самой принадлежности к {группе}) для такого достижения. Таким образом, мы имеем «универсальную формулу» благополучия, которая КАК БЫ применяется одинаково как в отношении членов доминантной группы, так и в отношении подчиненной {группы}. На деле же, «закон для всех» опирается на средства, доступные ТОЛЬКО доминантной группе. Эти средства не только ГАРАНТИРУЮТ и ЗАЩИЩАЮТ права доминантной группы, но и НАПРАВЛЯЮТ, РЕГУЛИРУЮТ и КОНТРОЛИРУЮТ деятельность подчиненной {группы} – «а ну, сколько ты набрал очков?, — мдяяяя, плохо старался, но ничего, иди, ЕЩЕ ПОБЕГАЙ годков этак –дцать…»
2.Механизм «интроекции комплиментарного статуса».
Когда подчиненная {группа} теряет возможность сохранить СВОИ СОБСТВЕННЫЕ нормы и стандарты, возможность автономного существования также теряется (как и сама перспектива такой возможности). Существование {группы} становится комплиментарным, обслуживающим и утилитарным в рамках отношения к доминантной группе. Как только это происходит, возникают все условия для интроекции членами подчиненной {группы} мифического универсального стандарта, навязываемого доминантной группой, как АРХЕТИПИЧЕСКОГО, как НАДЛИЧНОСТНОГО и ВНЕИСТОРИЧЕСКОГО. Через механизм интроекции собственного комплиментарного к универсальному стандарту статуса, члены подчиненной {группы} теряют разделенное коллективное представление (représentation sociale) ВОЗМОЖНОСТИ независимого существования и становятся своими же злейшими врагами – активными пособниками собственного подчинения («куда нам БЕЗ царя-батюшки/сталина/путина/мужа/капитал
Главным следствием процесса разрушения подчиненной {группы} является растущее обособление индивидов-членов {группы}, как если бы между ними были созданы междоусобные противоречия, блокирующие все больше и больше процесс внутригрупповой коммуникации между индивидами, так много значащей в построении автономной перспективы {группы}. По мере того, как междусобица и сепарация индивидов подчиненной {группы} нарастает, разрушение {группы} становится все более эффективной и порочный круг подчинения замыкается. Обособление и разделение внутри подчиненной {группы} гарантирует доминантной группе, что desperados будут парализованы в качестве социальной силы и не выйдут из положения субординации (ни совместно, ни поодиночке). Наиболее ярким примером такой внутригрупповой сепарации является положение женщин. Как подчиненная {группа} женская коллективность не в состоянии функционировать как референт для построения коллективной и индивидуальной идентичности, предоставить своим членам самостоятельную внутригрупповую систему координат и опору. Женщины являются примером коллектива, групповая идентичность которого оказалась полностью разрушенной. Как следствие, у этой {группы} нет собственного стандарта идентичности, социальной и политической репрезентации, такая {группа} per se обречена на вечно-комплиментарный к доминантному статус (если это вообще можно назвать статусом). На примере женщин можно четко проследить, как по мере того, как разрушение {группы} заходит всё дальше, всё явственнее становится интроекция механизмов власти. Власть становится серым кардиналом, внешне незаметным, чьё существование ставится под сомнение в первую очередь самими членами подчиненной {группы}.
3.Механизм «выкорчевывания». Культурный и исторический геноцид.
Разрушение подчиненной {группы} опирается на такие действия как разрушение культурного наследия, традиций и способов их выражения. Как пример таких действий можно привести замену автохтонных языков (тенденциозно называемых диалектами) на официальный язык доминантной группы (так, французский язык замещает бретонский, баскский, аквитанский, испанский язык до недавнего времени полностью замещал галисийский, каталонский и баскский). Само отношение к автохтонным группам населения, отличным (по каким-либо признакам) от доминантной группы строится по типу «законодательно запретить делать все то, что мы не хотим, чтобы вы делали». В других случаях, вклад подчиненной {группы} в коллективную историю того или иного общества или просто игнорируется, или представляется как «досадная ошибка природы», аномалия. В качестве примера — женщины, истории которых попросту нет. В любом случае, культурный и исторический геноцид, осуществляемый активно или путем замалчивания, завуалирования, создания невидимости, придает легитимность доминантной группе, отчуждает у подчиненной {группы} средства создания внутригрупповой опоры, гарантирует зависимость и бессилие подчиненной {группы} и маргинальность ее членов.
4.Механизм «легитимности и нелегитимности».
Это важный механизм в процессе обеспечения господства доминантной группы: установление качественно дифференцированных каналов и способов самовыражения. Доминантная, активная и структурированная группа присваивает, учреждает и провозглашает единственно легитимными СВОИ каналы информации и способы ее обработки. Подчиненная и минимально автономная {группа} лишена доступа к каналам информации и средствам ее распространения, равно как и к контролю за способом подачи информации (сравните официальное коммюнике и заявление партизанского штаба). Дифференциальные способы выражения есть прямое следствие действия власти. Доминантная группа ставит на службу своим интересам не только средства и каналы информации, но и легальные институты (дискриминационные законы и дифференцированное судопроизводство). Таким образом, подчиненная {группа} вынуждена пользоваться «нелегитимными» средствами социального взаимодействия, что весьма скоро приводит её «то ту сторону закона», что в глазах доминантной группы является «доказательством» девиантности и маргинальности индивидов-членов подчиненной {группы} (4).
ГОСПОДСТВО И ПОДЧИНЕНИЕ КАК КОНТИНУУМ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.
Любое отношение между группами, включенное в динамику господства/подчинения, есть выражение социального конфликта. Так как доминантная группа внешне (само-)легитимирована, поднимать вопрос о социальном конфликте явно не в ее интересах, как и говорить о насилии. Оба термина: «насилие» и «конфликт» охотно применяются только в тех случаях, когда (и только когда) отношениям господства/подчинения бросается вызов со стороны членов подчиненной {группы}. Однако, социальный конфликт (в основе которого лежат и н т е р е с ы) составляет саму суть развития процесса господства одной группы над другой. Конфликт присутствует с момента первой манифестации власти, так как конечная цель власти есть разрушение подчиненной {группы}, субординация одной коллективности другой и уничтожение способов выражения субординированной коллективности. Разрушение подчиненной {группы} на деле представляет собой следствие, материализацию конфликта, спровоцированного доминантной группой. Эта группа пытается установить, в процессе развития конфликта, базу для собственного господства и навязать легитимность и универсальность своих частных интересов, норм и культурных моделей подчиненной {группе}.
ВСЕ МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГОСПОДСТВА/ПОДЧИНЕНИЯ — это МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ. Эти конфликты представляют собой настоящие войны, которые неустанно ведут доминантные группы с целью институционализации собственного господства. Эти войны завуалированы в законах, правилах, уложениях, нормах, — само по себе непризнание существования конфликта является наиэффективнейшим механизмом власти: конфликтом называют только ту ситуацию, когда подчиненная {группа} заявляет о своих правах. Само такое заявления равнозначно «объявлению войны». Происходит маркировка «преступность», «девиантность» и «насилие» в отношении ЛЮБЫХ способов выражения подчиненной {группы}, и особенно в целях обесценивания их позитивности.
Когда подчиненная {группа} заявляет о себе – что представляет собой лишь одну из фаз конфликта, а не девиантность – наступает момент начала конца господства/подчинения. До наступления ситуации самопровозглашения (=заявления о себе) подчиненной {группы} существуют как минимум две фазы развития ситуации, через которые подчиненная {группа} должна пройти:
— позитивная переоценка собственных отличительных черт и специфических характеристик, которые до сих пор были использованы доминантной группой в качестве маркеров для исключения
— повторное открытие или позитивная переоценка собственных культурных и исторических корней: это может означать, что коллектив может заново открыть собственное культурное и историческое наследие, закопанное под наслоениями доминантной групповой идентичности, или что коллектив может создать, через ее ПОЗИТИВНОЕ и САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, свою собственную историю, которая была игнорирована и дискредитирована (как в случае женской коллективности).
Этот процесс выполняет функции реконструкции и реструктурирования подчиненной группы как таковой. Это процесс создания коллективного группового сознания, осознания себя как группы motu propio, носителя собственных ЛЕГИТИМНЫХ интересов. Это процесс освобождения группы от скобок аномии, от навязанных ей границ жизненного пространства и статуса субординации.
Но не все так просто. В тот момент, когда подчиненная группа заявляет о себе, доминантная группа приводит в действие «закон Лампедузы» — «Измениться, чтобы всё оставалось на своих местах». Но это тема следующего поста.
Написано на основе лекций Э.Апфельбаум по социальной психологии, Парижский университет.
Комментарии «по ходу» и сноски мои.
(1) Насколько мне известно, эволюционную шкалу человеческих существ, выработанную европейской школой естественной истории (1860, Карл Вогт), еще никто официально не отменял. В зависимости от своих интеллектуальных способностей человеческие существа подразделяются на (сверху вниз от наиболее до наименее развитых):
WASP – White Anglo-Saxon Protestants
Cеверо-европейские народы
Славянские народы
Евреи
Итальянцы
И т. д. и т.п.
Негры
Женщины
Умалишенные
(2) Это есть механизм НОМИНАТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, который трудно переоценить в человеческом обществе, среда обитания которого есть ЗНАКОВАЯ (семиотическая) среда. Названное ПОСРЕДСТВОМ ПРОЦЕССА НОМИНАЦИИ проявляется в плане экзистенции, неназванное — исчезает.
(3) Примеры маркеров/маркированных групп:
Строение половых органов/Женщины
Цвет кожи/Негры
Отсутствие собственности на средства производства/Быдло
Отсутствие доступа к распределению ресурсов/Народ
(4) Поэтому, если кто-то произносит слово «феминизм», того обвиняют в намерении кастрировать, унизить, съесть, тиранить, дорваться; если кто-то упоминает о социальной справедливости в экономическом контексте, его называют завистником, лентяем, неспособным, неудачником, коммунякой, совком и пр. В любом случае, вас обвинят в тайных насильственных злоумышлениях против «законности и порядка».
Авторка accion_positiva
PS. Если это возможно, я бы к этой и последующим записям различных авторок, с подробным разбором и аргументацией, написанных в публицистическом стиле, добавила бы метку МАТЧАСТЬ.
Гендер и социализация | Введение в социологию
Результаты обучения
- Объясните влияние социализации на гендерные роли в США
- Объясните и приведите примеры сексизма
Рисунок 1. Традиционные представления о гендерных ролях в США подкрепляют идею о том, что женщины должны подчиняться мужчинам. (Фото предоставлено Sport Suburban/flickr)
Гендерные роли
По мере взросления мы учимся правильно себя вести у окружающих. В этом процессе социализации дети знакомятся с определенными ролями, которые обычно связаны с их биологическим полом. Срок гендерная роль относится к концепции общества о том, как люди должны выглядеть и вести себя, на основе созданных обществом норм мужественности и женственности. В американской культуре мужские роли обычно ассоциируются с силой, агрессией и доминированием, тогда как женские роли обычно ассоциируются с пассивностью, заботой и подчинением.
Социализация гендерных ролей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Рисунок 2. Отцы, как правило, больше вовлечены, когда их сыновья занимаются деятельностью, соответствующей полу, например спортом. (Фото предоставлено Шоном Ли/flickr)
Таким образом, гендер, как и раса, является социальной конструкцией с вполне реальными последствиями. Стремление придерживаться мужских и женских гендерных ролей сохраняется и в более позднем возрасте. Мужчины, как правило, превосходят женщин в таких профессиях, как правоохранительные органы, военные и политики. Женщины, как правило, превосходят мужчин в профессиях, связанных с уходом, таких как уход за детьми, здравоохранение (хотя термин «врач» по-прежнему вызывает в воображении образ мужчины) и социальная работа.
Эти профессиональные роли являются примерами типичного поведения мужчин и женщин в США, происходящими из традиций нашей культуры. Приверженность им демонстрирует выполнение социальных ожиданий, но не обязательно личных предпочтений (Diamond, 2002).Гендер и социализация
Фраза «мальчики будут мальчиками» часто используется для оправдания такого поведения, как толкание, толкание или другие формы агрессии со стороны мальчиков. Фраза подразумевает, что такое поведение неизменно и является частью натуры мальчика. Агрессивное поведение, если оно не причиняет значительного вреда, часто принимается мальчиками и мужчинами, потому что оно соответствует культурному сценарию мужественности. «Сценарий», написанный обществом, в чем-то подобен сценарию, написанному драматургом. Точно так же, как драматург ожидает от актеров соблюдения предписанного сценария, общество ожидает, что женщины и мужчины будут вести себя в соответствии с ожиданиями от их соответствующих гендерных ролей.
Попробуйте
Социализация
В раннем возрасте дети узнают, что у мальчиков и девочек есть разные ожидания. Кросс-культурные исследования показывают, что дети осознают гендерные роли в возрасте двух или трех лет. В четыре или пять лет большинство детей прочно укоренились в культурно приемлемых гендерных ролях (Kane, 1996). Дети приобретают эти роли в процессе социализации — процесса, в ходе которого люди учатся вести себя определенным образом в соответствии с социальными ценностями, убеждениями и установками.
Рисунок 3. Хотя в нашем обществе может существовать стереотип, связывающий мотоциклы с мужчинами, женщины-байкеры демонстрируют, что место женщины в современных Соединенных Штатах простирается далеко за пределы кухни. (Фото предоставлено Робертом Коус-Бейкером/flickr)
Например, общество часто рассматривает езду на мотоцикле как мужское занятие и, следовательно, считает это частью мужской гендерной роли. Подобные установки обычно основаны на стереотипах, которые представляют собой чрезмерно упрощенные представления о членах группы. Гендерные стереотипы включают чрезмерное обобщение взглядов, черт или моделей поведения женщин или мужчин. Например, женщины могут считаться слишком робкими или слабыми, чтобы ездить на мотоцикле.
Подражание действиям значимых других является первым шагом в развитии отдельного ощущения себя (Mead 1934). Напомним, что согласно теории развития Мида, дети до 2 лет находятся в подготовительной стадии, в которой они копируют действия окружающих, затем в игровой стадии (между 2-6 годами), когда они играют в притворство и имеют трудную время следования установленным правилам, а затем стадия игры (от 7 лет и старше), когда они могут играть по набору правил и понимать разные роли.
Как и взрослые, дети становятся агентами, которые активно содействуют и применяют нормативные гендерные ожидания к окружающим. Когда дети не соответствуют соответствующей гендерной роли, они могут столкнуться с негативными санкциями, такими как критика или маргинализация со стороны сверстников. Хотя многие из этих санкций носят неформальный характер, они могут быть весьма серьезными. Например, девушку, которая хочет заниматься карате вместо уроков танцев, могут назвать «сорванцом», и она сталкивается с трудностями в получении признания как от мужских, так и от женских групп сверстников (Ready, 2001). Мальчики особенно часто подвергаются насмешкам за гендерное несоответствие (Coltrane and Adams 2004; Kimmel 2000).
Одним из способов обучения детей гендерным ролям является игра. Родители обычно снабжают мальчиков грузовиками, игрушечными пистолетами и атрибутами супергероев, которые являются активными игрушками, развивающими двигательные навыки, агрессию и одиночную игру. Дочерям часто дарят кукол и нарядную одежду, которые способствуют заботе, социальной близости и ролевой игре. Исследования показали, что дети, скорее всего, предпочтут играть с «подходящими для пола» игрушками (или игрушками того же пола), даже если доступны игрушки разных полов, потому что родители дают детям положительную обратную связь (в форме похвалы, вовлечения и физической активности).
Рисунок 4 . Детские занятия и обучение, такие как эта поездка отца и дочери на охоту на уток, могут повлиять на взгляды людей на гендерные роли на протяжении всей жизни. (Источник: Тим Миллер, USFWS Midwest Region/flickr)
Гендерная социализация происходит через четыре основных агента социализации: семью, школу, группы сверстников и средства массовой информации. Каждый агент усиливает гендерные роли, создавая и поддерживая нормативные ожидания в отношении гендерно-специфического поведения. Воздействие также происходит через вторичных агентов, таких как религия и рабочее место. Повторное воздействие этих агентов с течением времени приводит мужчин и женщин к ложному ощущению, что они действуют естественно, а не следуют социально сконструированной роли.
Семья – первый агент социализации. Имеются убедительные доказательства того, что родители по-разному социализируют сыновей и дочерей. Вообще говоря, девочкам предоставляется больше свободы действий, чтобы выйти за пределы предписанной им гендерной роли (Coltrane and Adams, 2004; Kimmel, 2000; Raffaelli and Ontai, 2004). Однако дифференцированная социализация обычно приводит к большим привилегиям, предоставляемым сыновьям. Например, сыновьям предоставляется больше автономии и независимости в более раннем возрасте, чем дочерям. Им может быть предоставлено меньше ограничений в отношении соответствующей одежды, привычек свиданий или комендантского часа. Сыновья также часто свободны от выполнения домашних обязанностей, таких как уборка или приготовление пищи, и других домашних дел, которые считаются женскими. Дочери ограничены своим ожиданием быть пассивными и заботливыми, в целом послушными и брать на себя домашние обязанности.
Даже когда родители ставят своей целью гендерное равенство, в основе этого могут лежать признаки неравенства. Например, мальчиков могут попросить вынести мусор или выполнить другие задачи, требующие силы или выносливости, в то время как девочек можно попросить сложить белье или выполнить обязанности, требующие аккуратности и осторожности. Было обнаружено, что отцы более устойчивы в своих ожиданиях гендерного соответствия, чем матери, и их ожидания в отношении сыновей сильнее, чем в отношении дочерей (Kimmel 2000). Это верно для многих видов деятельности, включая предпочтение игрушек, стилей игры, дисциплины, работы по дому и личных достижений. В результате мальчики, как правило, особенно восприимчивы к неодобрению отца, когда занимаются чем-то, что может считаться женским, например, танцами или пением (Coltraine and Adams, 2008). Родительская социализация и нормативные ожидания также различаются в зависимости от социального класса, расы и этнической принадлежности. Например, афроамериканские семьи чаще, чем представители европеоидной расы, моделируют для своих детей эгалитарную ролевую структуру (Staples and Boulin Johnson, 2004).
Закрепление гендерных ролей и стереотипов продолжается, когда ребенок достигает школьного возраста. До недавнего времени школы довольно откровенно стремились разделить мальчиков и девочек. Первым шагом к стратификации была сегрегация. Девочек поощряли посещать курсы домоводства или гуманитарных наук, а мальчиков — математику и естественные науки. Исследования показывают, что гендерная социализация все еще происходит в школах сегодня, возможно, в менее очевидных формах (Lips, 2004). Учителя могут даже не осознавать, что их действия воспроизводят гендерно дифференцированные модели поведения. Тем не менее каждый раз, когда они просят учеников расставить свои места или выстроиться в линию в соответствии с полом, учителя могут утверждать, что к мальчикам и девочкам следует относиться по-разному (Торн 19).93).
Школы незаметно передают девочкам сообщения о том, что они менее умны или менее важны, чем мальчики. Например, в исследовании ответов учителей на учеников мужского и женского пола данные показали, что учителя хвалили учеников мужского пола гораздо больше, чем учениц. Учителя чаще прерывали девочек и давали мальчикам больше возможностей для развития своих идей (Sadker and Sadker, 1994). Кроме того, в социальных и академических ситуациях учителя традиционно относились к мальчикам и девочкам по-разному, усиливая чувство соперничества, а не сотрудничества (Thorne 19).93). Мальчикам также предоставляется большая свобода в нарушении правил или совершении незначительных отклонений, в то время как девочки должны тщательно следовать правилам и играть послушную роль (Ready, 2001).
Средства массовой информации служат еще одним важным агентом гендерной социализации. На телевидении и в кино женщины, как правило, играют менее значимые роли и часто изображаются женами или матерями. Когда женщинам отводится главная роль, она часто впадает в одну из двух крайностей: здоровая, подобная святой фигура или злобная, гиперсексуальная фигура (Etaugh and Bridges 2003). Гендерное неравенство широко распространено и в детских фильмах (Смит, 2008). Исследования показывают, что в десяти самых кассовых фильмах с рейтингом G, выпущенных между 19 и91 и 2013 девять из десяти персонажей были мужчинами (Смит, 2008).
Телевизионные ролики и другие формы рекламы также усиливают неравенство и гендерные стереотипы. Женщины почти исключительно присутствуют в рекламе товаров для приготовления пищи, уборки или ухода за детьми (Davis, 1993). Вспомните, когда вы в последний раз видели мужчину в рекламе посудомоечной машины или стирального порошка. В целом женщины недостаточно представлены на должностях, связанных с лидерством, интеллектом или уравновешенной психикой. Особую озабоченность вызывает бесчеловечное изображение женщин, особенно в музыкальных клипах. Однако даже в основной рекламе довольно часто встречаются темы, связанные с насилием и сексуальностью (Kilbourne 2000).
Смотреть
Посмотрите следующее видео, чтобы больше подумать о социальной конструкции гендера.
Попробуйте
Дополнительные исследования
Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы узнать больше о гендерной стратификации.
Сексизм
В основе сексизма лежат гендерные стереотипы. Сексизм относится к предвзятым убеждениям, в которых один пол ставится выше другого. Как и расизм, сексизм веками был частью американской культуры. Вот краткая хронология «первых» в Соединенных Штатах:
- До 1809 г. — женщины не могли оформить завещание
- До 1840 года женщинам не разрешалось владеть или распоряжаться собственностью
- До 1920 года женщинам не разрешалось голосовать
- До 1963 года работодатели могли по закону платить женщине меньше, чем мужчине за ту же работу
- До 1973 года женщины не имели права на безопасный и легальный аборт
- До 1981 года — ни одна женщина не работала в Верховном суде США.
- До 2009 г. — ни одна афроамериканка не была генеральным директором американской корпорации Fortune 500
- До 2016 года — ни один латиноамериканец не был сенатором США.
- До 2017 года — ни один открыто трансгендерный человек не был избран в законодательный орган штата
Несмотря на то, что в Соединенных Штатах неравное обращение с женщинами считается открытой дискриминацией, оно по-прежнему присутствует в общественной жизни. Следует отметить, что дискриминация по признаку пола происходит как на микро-, так и на макроуровне. Многие социологи сосредотачиваются на дискриминации, встроенной в социальную структуру; этот тип дискриминации известен как институциональная дискриминация (Pincus 2008).
Рисунок 4. В некоторых культурах женщины выполняют всю работу по дому без помощи мужчин, поскольку работа по дому является признаком слабости и считается в обществе женской чертой. (Фото предоставлено Evil Erin/flickr)
Как и расизм, сексизм имеет вполне реальные последствия. Стереотипы о женщинах, например, о том, что они «слишком мягкие», чтобы принимать финансовые решения о таких вещах, как завещания или имущество, превратились в отсутствие женского лидерства в компаниях из списка Fortune 500 (в 2018 году женщины возглавляли только 24 компании!). Мы также видим гендерные несоответствия в политике и в юридических вопросах, поскольку законы, касающиеся репродуктивного здоровья женщин, принимаются преимущественно мужским законодательным органом как на уровне штата, так и на федеральном уровне.
Разрыв в оплате труда
Одним из наиболее ощутимых последствий сексизма является гендерный разрыв в оплате труда. Несмотря на то, что они составляют почти половину (49,8 процента) занятых по заработной плате, мужчины значительно превосходят женщин по численности на авторитетных, влиятельных и, следовательно, высокооплачиваемых должностях (U.S. Census Bureau 2010). Даже если статус занятости женщины равен статусу мужчины, она, как правило, зарабатывает всего 81 цент на каждый доллар, заработанный ее коллегой-мужчиной (Payscale 2020). Женщины в оплачиваемой рабочей силе также по-прежнему выполняют большую часть неоплачиваемой работы дома. В среднем 84 процента женщин (по сравнению с 67 процентами мужчин) тратят время на ведение домашнего хозяйства (U.S. Census Bureau 2011). Эта двойная обязанность удерживает работающих женщин в подчиненной роли в структуре семьи (Hochschild and Machung 19).89).
Рисунок 5 . В 2017 году общий средний заработок мужчин составлял 52 146 долларов, а женщин — 41 977 долларов. Это означает, что женщины зарабатывают 80,1% от того, что зарабатывают мужчины в США. (Источник: Женское бюро Министерства труда США)
Стеклянный потолок
Идея о том, что женщины не могут попасть в представительские апартаменты, известна как стеклянный потолок. Это невидимый барьер, с которым сталкиваются женщины, пытаясь получить работу на самом высоком уровне бизнеса. Например, в начале 2021 года женщинами управляли рекордные 41 из 500 крупнейших компаний мира. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с цифрой двадцатью годами ранее, когда только двумя компаниями руководили женщины, эти 41 генеральный директор по-прежнему составляют лишь восемь процентов этих крупных компаний (Newcomb 2020).
Почему женщинам труднее достичь вершины компании? Одна идея состоит в том, что в Соединенных Штатах все еще существует стереотип о том, что женщины недостаточно агрессивны, чтобы вести себя в зале заседаний, или что они склонны искать работу и работать с другими женщинами (Reiners, 2019). Другие проблемы проистекают из гендерных предубеждений, основанных на гендерных ролях и материнстве, о которых говорилось выше.
Другая идея заключается в том, что женщинам не хватает наставников, руководителей, которые проявляют интерес и приглашают их на нужные встречи и знакомят с нужными людьми для достижения успеха (Murrell & Blake-Beard 2017).
Женщины в политике
Одно из самых важных мест, где женщины могут помогать другим женщинам, — это политика. Исторически в Соединенных Штатах, как и во многих других институтах, политическое представительство в основном состояло из белых мужчин. Из-за отсутствия женщин в правительстве их проблемы решают люди, не разделяющие их точки зрения. Число женщин, избранных для работы в Конгрессе, с годами увеличилось, но еще не точно отражает численность населения в целом. Например, в 2018 году население США составляло 49 человек.мужчин и 51% женщин, но население Конгресса составляло 78,8% мужчин и 21,2% женщин (Manning 2018). С годами количество женщин в федеральном правительстве увеличилось, но пока оно не будет точно отражать численность населения, в наших законах будет неравенство.
Рисунок 6 . Распределение членства в Конгрессе по полу. В 2021 году в Конгрессе было рекордное количество женщин: 120 женщин работали в Палате представителей и 24 — в Сенате. Гендерное представительство неуклонно растет с течением времени, но далеко не равно. (Источник: на основе данных Центра американских женщин в политике Университета Рутгерса)
Глобальный сексизм
Гендерная стратификация через разделение труда характерна не только для Соединенных Штатов. Согласно классической работе Джорджа Мердока « Outline of World Cultures » (1954), все общества классифицируют работу по полу. Когда паттерн проявляется во всех обществах, его называют культурной универсалией. Хотя феномен распределения работы по признаку пола является универсальным, его специфики нет. Одна и та же задача не ставится ни перед мужчинами, ни перед женщинами во всем мире. Но то, как оценивается пол, связанный с каждой задачей, примечательно. Изучая разделение труда между 324 обществами по всему миру, Мердок обнаружил, что почти во всех случаях работа, отведенная мужчинам, имела больший престиж (Murdock and White 19).68). Даже если типы работ были очень похожи, а различия незначительны, мужская работа все же считалась более важной.
В тех частях мира, где женщин сильно недооценивают, девочки могут не иметь такого же доступа к питанию, здравоохранению и образованию, как мальчики. Кроме того, они вырастут, полагая, что заслуживают того, чтобы к ним относились не так, как к мальчикам (ЮНИСЕФ, 2011; Торн, 1993).
Смотри
Попробуйте
Подумай об этом
- Как родители по-разному относятся к сыновьям и дочерям? Как сыновья и дочери обычно реагируют на такое обращение?
- Как гендерные роли влияют на детские игры? Вспомните свое детство. Насколько «гендерными» были игрушки и занятия, доступные вам? Вы помните, что гендерные ожидания передавались через одобрение или неодобрение вашего выбора игрового времени?
- Что можно сделать, чтобы уменьшить сексизм на рабочем месте? Как это вредит обществу?
Глоссарий
- гендерная роль:
- представлений общества о том, как должны вести себя мужчины и женщины
- сексизм:
- предубеждение, что один пол следует ценить выше другого
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
- Maglaty, J. 2011. «Когда девочки впервые начали носить розовое?» Смитсоновский институт. https://www.smithsonianmag.com/arts-culture/when-did-girls-start-wearing-pink-1370097/. ↵
Термины и определения | Школа общественного здравоохранения Mailman Колумбийского университета
Ниже приводится составленный список терминов и определений, которые мы можем использовать, чтобы лучше понять и устранить социальное неравенство и сопутствующие ему различия в состоянии здоровья населения.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
90 010 Аблеизм: Система угнетения, которая ставит в невыгодное положение людей с инвалидностью. Эта система угнетения связана с взаимодействием институциональных структур, культурных норм и индивидуальных убеждений и поведения, которые работают для поддержания статус-кво и исключения людей с ограниченными возможностями из многих сфер общества.Агендер: Общий термин, охватывающий множество людей разного пола, которые обычно не имеют пола и/или имеют пол, который они описывают как нейтральный (источник).
Аромантичный: Общий термин, используемый для описания личности людей, которые практически не испытывают романтического влечения к другим людям, отличным от асексуальных (источник).
Асексуал: Общий термин, используемый для описания личности людей, которые практически не испытывают сексуального влечения к другим людям, отличного от аромантического (источник).
C
Христианская гегемония: Преобладание христианских обрядов, святых дней и мест отправления культа без учета нехристиан. Нормализованные христианские нормы, которые считаются неотъемлемой частью нашей национальной идентичности (Kiviel, 2013). Обеспечивает утвердительный способ описания нетрансгендерной идентичности (Aultman, 2014, Enke, 2012, Serano, 2009). ; Страйкер, 2008). Термин цисгендер не указывает на гендерное выражение, сексуальную ориентацию, гормональный состав, физическую анатомию или то, как человек воспринимается в повседневной жизни (источник).
Циссексизм: Система угнетения, которая ценит цисгендерных людей и поддерживает гендерную бинарность. Таким образом, циссексизм маргинализирует и делает невидимыми жизнь и опыт трансгендерных людей (источник).
Классовая культура: Нормы, ценности и образ жизни, разделяемые людьми со схожей классовой позицией. Классовые культуры развиваются в ответ на экономические реалии, а также на другие измерения опыта, и их можно рассматривать как аспекты культуры, которые помогают людям выживать, процветать и осознавать свою роль в экономической системе, независимо от того, сознательно ли люди это делают. знают об этих отношениях (Шласко и Крамер, 2011; Уильямс, 2012).
Класс: Относительный рейтинг, основанный на доходе, богатстве, образовании, статусе и власти (Leondar-Wright & Yeskel, 2007)
Классизм: Институциональный, культурный и индивидуальный набор практик и убеждений, дифференциальная ценность для людей в соответствии с их социально-экономическим классом в социальной системе, характеризующейся экономическим неравенством (Leondar-Wright & Yeskel, 2007, стр. 314; Fiske & Markus, 2012; Lareau & Conley, 2008)
Дальтонизм: Примечание: мы признаем проблематичный эйблистский язык этого термина, но мы также признаем его как термин, используемый учеными для описания важного социального явления. Идеология дальтоников (имеющая целью не замечать расу, чтобы не быть расистом) утверждает, что прекращение дискриминации просто требует как можно более равного обращения с людьми, независимо от расы, культуры или этнической принадлежности.
Культурный капитал: Нематериальные ресурсы, такие как знания, язык, стиль, образ жизни и самопрезентация, которые действуют как личные маркеры класса (Lareau & Calarco, 2012; Swartz, 19).97).
D
Дискриминация: Действие, основанное на предрассудках. Дискриминация на индивидуальном уровне; все люди придерживаются социальных предрассудков, и все люди действуют на эти предрассудки по-разному, сознательно и бессознательно.
E
Этническая принадлежность: Социальная конструкция, которая делит людей на социальные группы на основе таких характеристик, как общее чувство принадлежности к группе, ценности, модели поведения, язык, политические и экономические интересы, история и географическое положение предков.
G
Гендерное выражение: Физическое проявление гендерной идентичности через одежду, прическу, голос, форму тела и т. д. (источник).
Гендерная идентичность: Внутреннее ощущение себя мужчиной, женщиной, ни тем, ни другим, обоими или другим полом. У всех есть гендерная идентичность, включая вас. Для трансгендеров их пол, назначенный при рождении, и их гендерная идентичность не обязательно совпадают (источник). Спектр гендерных идентичностей намного шире, чем простая западная бинарная система женщина/мужчина.
Пол: Внутреннее ощущение себя мужчиной, женщиной, ни тем, ни другим, обоими или другим полом. У всех есть гендерная идентичность, включая вас. Для трансгендеров их пол, назначенный при рождении, и их гендерная идентичность не обязательно совпадают (источник).
H
Справедливость в отношении здоровья: достижение наивысшего уровня здоровья для всех людей. Справедливость в отношении здоровья означает усилия по обеспечению полного и равного доступа всех людей к возможностям, которые позволяют им вести здоровый образ жизни (Healthy People, 2020). Справедливость — это справедливость. Таким образом, справедливость в отношении здоровья заключается в том, чтобы дать людям возможность достичь наивысшего уровня здоровья на справедливой основе и с учетом их конкретных потребностей с учетом социальных, экономических, экологических и исторических условий, которые по-разному повлияли на население. Справедливость — это не равенство. Однако истинное равенство ведет к равенству. Интерсекциональность: Интерсекциональность смотрит на то, как формы угнетения накладываются и пересекаются; Это способ взаимодействия пересекающихся социальных идентичностей, порождающий несправедливость. Все социальные идентичности и другие системы угнетения пересекаются с другими социальными идентичностями и другими системами угнетения и положением отдельных лиц и групп, различающихся в системе расизма в силу пола, класса, сексуальности, способностей и других социальных маркеров. Интерсекциональность действует как на индивидуальном, так и на системном уровнях. Например, цветная женщина, бедная и инвалидная, воспринимает расизм иначе, чем здоровый, гетеросексуальный цветной мужчина из высшего класса. На системном уровне расизм и классизм представляют собой глубоко переплетенные и взаимосвязанные системы, поддерживающие неравенство в таких ситуациях, как образование, жилье и уголовное правосудие.
Гегемония: Непризнанная и/или бессознательная приверженность общества господствующему мировоззрению без какой-либо потребности во внешнем контроле посредством принятых культурных норм, политики и практик, поддержание которых зависит не от каких-либо особых усилий, а от «обычного ведения дел». ».
Гетеронормативность: Убеждение или предположение, что все люди гетеросексуальны или что гетеросексуальность является «нормальным» состоянием человеческих отношений и поведения (источник).
Гетеросексизм: Культурные, институциональные и индивидуальные убеждения и обычаи, предполагающие, что гетеросексуальность является единственно естественной, нормальной и приемлемой сексуальной ориентацией.
M
Меритократия: Часто описывается как миф. Это вера в то, что тяжелая работа и талант всегда будут вознаграждены восходящей экономической и социальной мобильностью (McNamee & Miller, 2004).
O
Угнетение: Коллективные предубеждения и дискриминация одной социальной группы по отношению к другой социальной группе поддерживаются властью на индивидуальном, институциональном, идеологическом и межличностном уровнях. Эта власть превращает предрассудки и дискриминацию в угнетение, превращает отношения между группами в отношения господства и подчинения и приводит к структурному неравенству между двумя группами.
P
Предубеждение: Отношения и убеждения, связанные с тенденцией предвзято судить о людях, как правило, отрицательно и обычно на основе одной личной характеристики социальным группам доступ к ресурсам и возможностям, которые недоступны для других (и обычно получены за их счет) просто из-за групп, к которым они принадлежат (Goodman, 2001; Johnson, 2001; Wildman & Davis, 19). 96, 2000) Привилегия — обратная сторона угнетения.
R
Расовая микроагрессия: Ежедневные вербальные, невербальные и окружающие пренебрежения, пренебрежения, оскорбления, преднамеренные или непреднамеренные, которые передают враждебные, уничижительные или негативные сообщения целевым лицам исключительно на основании их принадлежности к маргинализованной группе (Sue et al. 2007)
Расизм: Всепроникающая система преимуществ и недостатков, основанная на социально сконструированной категории расы. Расизм проявляется одновременно на нескольких уровнях: идеологическом, институциональном, межличностном и индивидуальном. Это исторически обоснованная система активных и/или пассивных действий/верований/политик и концепций, которые имеют несопоставимые и угнетающие результаты и предоставляют видимые/непризнанные привилегии на основе расы, систематизируя, закрепляя и неравномерно распределяя привилегии, ресурсы и власть. между белыми и цветными людьми (адаптировано из Белл, Фанк, Джоши и Вальдивия, 2016 г. , и Хиллиард, 1992)
Религиозное угнетение: Систематическое подчинение религиозных меньшинств, таких как буддисты, индуисты, евреи, мусульмане, сикхи, индейские духовные системы/духовности, атеисты и агностики. Подчинение нехристианским религиям происходит на всех уровнях общества посредством действий отдельных лиц, институциональных практик и политики, а также культурных и социальных норм и ценностей, связанных с христианством (Joshi, 2006)
S
Пол: Обозначение, связанное с физиологическими и биологическими факторами, которые способствуют классификации индивидуумов как одной из двух ожидаемых категорий пола, мужчин и женщин.
Сексизм: Культурные, институциональные и индивидуальные убеждения и обычаи, которые отдают предпочтение мужчинам, подчиняют женщин и принижают ценности и обычаи, связанные с женщинами.
Сексуальная ориентация: Физическая, романтическая, эмоциональная, эстетическая и/или другая форма влечения человека к другим. В западных культурах гендерная идентичность и сексуальная ориентация не совпадают (источник).
Сексуальность: Этот термин шире, чем сексуальная ориентация, поскольку он охватывает не только модель влечения, побуждений, желаний, мыслей, чувств и т. д., но и наш более широкий сексуальный опыт.
Идентификация социальной группы: Группа людей, которые имеют ряд общих физических, культурных, языковых и других характеристик и к которой люди относятся на основе социально сконструированных категорий, таких как пол, биологический пол, этническая принадлежность, возраст, сексуальная ориентация. , национальность, социально-экономический класс, статус способности/инвалидности и родной язык.
Угроза стереотипов: Описывает боязнь подтверждения негативных стереотипов о своей расовой, этнической, гендерной или культурной группе. Этот термин был придуман Стилом и Аронсоном (Stele and Aronson, 1995), чьи исследования показали, что чернокожие студенты колледжей хуже справлялись со стандартными тестами, чем их белые сверстники, когда перед сдачей тестов им напоминали, что представители их расовой группы, как правило, плохо сдают такие экзамены.