Взаимоотношения со сверстниками: Отношения детей со сверстниками: связи с развитием тревоги и депрессии на ранней стадии

Содержание

Отношения детей со сверстниками: связи с развитием тревоги и депрессии на ранней стадии


Роберт дж. Коплан, PhD, Лора Уи, MA
Центр развития человеческого потенциала им. Пикеринга, Факультет психологии, Карлтонский университет, Канада
(Английский язык). Перевод: Июнь 2015

Документ PDF

Введение

Группа ровесников является важным и уникальным условием для развития широкого спектра знаний и навыков в раннем детстве.1 Проще говоря, «играя с друзьями», дети приобретают, а также тренируют социальные (например, разрешение конфликтов), когнитивные (например, взгляд со стороны), эмоциональные (саморегуляция) и коммуникативные навыки, которые закладывают фундамент для дальнейшего развития.

Однако для многих детей группа ровесников может также быть первой обстановкой, где начинают проявляться самые ранние признаки расстройств интернализующего типа (таких как тревога и депрессия). В этих группах дети, охваченные состоянием тревоги, могут испытывать страх, волнение, беспокойство и чувство смущения. В раннем детстве симптомы депрессии могут включать ангедонию (неспособность испытывать удовольствие), чувство непомерной вины, а также перемены в аппетите и уровне активности.2,3,4 Необходимо отметить, что симптомы тревоги и депрессии могут зачастую проявляться одновременно.5,6

Проблематика

Исследования, рассматривающие связь между проблемами интернализующего типа и отношениями со сверстниками в раннем детстве,  обычно  опираются на информацию от родителей и учителей, гораздо реже – на наблюдения в естественных условиях. У родителей и учителей есть преимущество: они могут наблюдать за поведением ребенка на протяжении разных периодов времени и в разных ситуациях.

Однако это может сделать их ответы и реакцию предвзятыми. Наблюдения же потенциально предполагают более объективные данные, но чаще всего они более контекстуально ограничены, являются относительно дорогими и требуют много времени. Особую трудность в определении проблем интернализующего типа представляет их «скрытый» характер. Иначе говоря, многие эмоциональные и когнитивные симптомы тревожности и депрессии могут быть внешне незаметными, к тому же детям бывает особенно трудно выразить своё внутреннее состояние.

Научный контекст

Отношения детей со сверстниками можно исследовать на множестве уровней.1 Например,  на уровне взаимодействия со сверстниками главное внимание уделяется просоциальному (например, соучастие, сопереживание), антисоциальному (например, агрессия) и асоциальному (например, стеснительность и замкнутость) поведению детей со своими сверстниками. Отношения со сверстниками обычно относят к аспектам взаимной дружбы (например, близость, конфликты), тогда как группы ровесников имеют отношение к жизненному опыту ребенка гораздо более широкого социального круга (например, неприятие, исключения и издевательства).

 

Ключевые вопросы

  1. Проявляют ли дети с повышенными уровнями тревоги и депрессии какое-то характерное поведение в общении с ровесниками? Способствует ли поведение сверстников дальнейшему развитию проблем интернализующего типа?
  2. Каким образом сверстники реагируют и ведут себя по отношению к маленьким детям  с признаками тревоги и депрессии?
  3. Какое влияние оказывают отношения с ровесниками на развитие тревоги и депрессии в детстве? Каким образом сверстники могут выступать в виде усугубляющего (делающего хуже) и защитного (улучшающего) фактора для детей, склонных к проблемам интернализующего типа?

Результаты последних исследований 

Типы социального поведения маленьких детей с признаками тревожности и депрессии 

Результаты растущего числа исследований говорят о том, что дети, склонные к интернализующим проблемам, проявляют характерное социально замкнутое поведение среди своих ровесников.7 Другими словами, при любой возможности социального взаимодействия, будь то в детском саду или на детской площадке, дети в состоянии тревоги и депрессии обычно замыкаются в себе, отказываются от общения и лишь изредка сами начинают какой-либо социальный обмен с другими детьми. Кроме того, дети с симптомами тревожности и депрессии демонстрируют дефицит социальных навыков (например, зрительный контакт, попытки начать разговор), что может еще сильнее подорвать их способности участвовать в какой-либо социальной активности со сверстниками.

8,9,10

Несмотря на то, что некоторые дети в состоянии тревоги могут быть заинтересованы в социальном взаимодействии, их желание общаться с другими детьми зачастую сдерживается их социальной замкнутостью и молчаливостью. В результате они проводят большую часть времени, наблюдая (они наблюдают за другими детьми, но не присоединяются) и балансируя на границе социальных групп.8,11 Имеются определенные свидетельства того, что дети в состоянии депрессии также испытывают социальные трудности.12 Например, дети, проявляющие сильные симптомы депрессии, с большей степенью вероятности будут отвергнуты сверстниками.10 Более того, недостатки в навыках общения (например, участие в социальной активности, лидерство) и издевательства со стороны ровесников могут повлечь за собой симптомы депрессии в детстве.

13,14 Лонгитюдные исследования принесли существенные доказательства, указывающие на связь между социальной замкнутостью в детстве и дальнейшим развитием более серьезных внутренних проблем.15,16,17 Так, например, Katz и соавт.18 пронаблюдали за более чем 700-ми детьми с их раннего детства до раннего взрослого периода. Они описали траекторию развития, связывающую социальную замкнутость в возрасте пяти лет с социальными проблемами со сверстниками в возрасте пятнадцати лет, а затем – с диагнозами депрессии в возрасте двадцати лет. 

Ответная реакция сверстников на детей с признаками тревожности и депрессии  

Уже в раннем детстве дети с проявлениями тревожности и депрессии обычно сталкиваются с отрицательной реакцией со стороны ровесников. Например, дети с симптомами интернализующих проблем чаще всего вызывают неприязнь у сверстников и отвергаются ими.

10,16 Как тревога, так и депрессия в раннем детстве связаны с виктимизацией со стороны ровесников. 14,19 Также есть свидетельства (в основном относительно детей более старшего возраста) того, что у детей с признаками тревожности и депрессии меньше друзей, а их дружеские отношения обычно менее крепкие.16,20,21,22,23 Кроме того, дети имеют тенденцию заводить друзей с аналогичными симптомами тревожности и депрессии, что может также  усугубить их собственные социальные проблемы.24 Несмотря на то, что, как уже было отмечено, симптомы тревожности и депрессии крайне трудно обнаружить в детстве,25 представляется ясным, что поведение детей с симптомами тревожности и депрессии в группе не остается незамеченным их сверстниками. Вполне вероятно, что поведенческие характеристики детей с признаками тревожности и депрессии, которые вызывают наиболее отрицательную реакцию со стороны сверстников: социальная замкнутость и другие виды социально неприспособленного поведения (независимо от того, возникают эти виды поведения в результате тревожности/депрессии или нет) – все эти поведенческие характеристики являются значимыми предикторами сопутствующих и последующих случаев виктимизации и неприятия со стороны сверстников.
10,15,26,27

Влияние отношений со сверстниками на развитие  тревожности и депрессии

Социальное отвержение, виктимизация и неприятие со стороны сверстников могут иметь долгосрочные отрицательные последствия для детей.1 В особенности опыт постоянного столкновения с виктимизацией со стороны сверстников в раннем детстве может вызвать последующее развитие тревожности и депрессии.

14 К сожалению, дети с признаками тревожности и депрессии не только более склонны к проблематичным отношениям с ровесниками, но также оказываются чрезвычайно восприимчивыми к отрицательному воздействию такого рода опыта.28,29,30 Так, например, Gazelle and Ladd31 обнаружили, что дети дошкольного возраста, проявляющие первые признаки тревожности, которые также были отвергнуты сверстниками, чаще всего остаются в состоянии тревожности, а также приобретают симптомы депрессии вплоть до четвертого класса. С другой стороны, дети с симптомами тревожности, которые не были отвергнуты сверстниками, в меньшей степени рискуют остаться в этом состоянии и приобрести симптомы депрессии. Однако есть определенные свидетельства, что замкнутые дети, дети с симптомами тревожности и депрессии могут извлекать пользу от положительного общения со сверстниками.
29,32,33,34
Laursen и коллеги,35 например, сообщили о том, что наличие хотя бы одного близкого друга может уменьшить связь между социальной изоляцией и развитием внутренних проблем в раннем детстве. 

Неисследованные области

Несмотря на повышенное внимание к ранним проявлениям проблем интернализующего типа у детей, на данный момент невелико число исследований, посвященных потенциально важной роли влияния сверстников. В рамках данного весьма ограниченного числа исследований практически ничего неизвестно о связях между симптомами депрессии и опыте общения детей со сверстниками. Для будущих исследований будет также важно тщательнее изучить роль влияния навыков общения и отношений детей со сверстниками относительно определенных «подтипов» интернализующих проблем. Например, существуют свидетельства того, что определенные формы тревожности (например, социальная тревожность) могут быть в больше степени связаны  с недостатком навыков общения, чем другие формы (например, общее тревожное расстройство).

36,37 Кроме того, было проведено мало исследований, подробно рассматривавших роль, которую могли бы сыграть сверстники в программах ранней коррекции для помощи детям с признаками тревожности и депрессии.

Заключение

Сверстники играют важную и уникальную роль в развитии ребенка. Группа ровесников  также является для детей еще и привычной обстановкой, где они проявляют первые признаки интернализующих проблем, таких как тревожность и депрессия. Дети с проявлениями тревожности и депрессии часто испытывают определенные трудности в социальных взаимоотношениях со сверстниками. Прежде всего, дети, склонные к подобным проблемам интернализующего типа, обычно бывают тихими и замкнутыми в компании своих ровесников и могут также демонстрировать слаборазвитые навыки общения. В результате, возможно, дети с проблемами интернализации чаще становятся жертвами виктимизации и неприятия со стороны сверстников. Сам по себе такого рода отрицательный опыт общения со сверстниками влечет за собой повышенный риск появления в дальнейшем ряда социальных и эмоциональных проблем, а также трудностей в учебе. К сожалению, дети, склонные к проблемам интернализации, также чрезвычайно восприимчивы к отрицательному воздействию такого рода опыта, что зачастую усиливает симптомы тревожности и депрессии. Это может создать порочный круг, который обостряет риск отрицательных долгосрочных результатов. Однако существуют предварительные доказательства (в основном у детей более старшего возраста) того, что положительные взаимоотношения со сверстниками (например, близкая дружба) могут помочь в «создании защитной зоны» (оградить) для детей с симптомами тревожности и депрессии от некоторых отрицательных последствий рано проявляющихся проблем интернализации.

Рекомендации

Из данного обзора можно сделать некоторые потенциально важные выводы для родителей, педагогов раннего развития, учителей и врачей. Во-первых, нам необходимо продолжать повышать осведомленность о первых проявлениях тревожности и депрессии у детей, так как симптомы проблем интернализующего типа часто остаются незамеченными другими людьми. Во-вторых, родителям, учителям и другим следует наблюдать за  социальными взаимодействиями детей, так как это предоставляет возможность узнать об их эмоциональном благополучии. Например, ребенок, который часто демонстрирует излишне тихое, молчаливое и социально замкнутое поведение среди сверстников, возможно, требует пристального внимания. Сходным образом, первые признаки таких трудностей в общении со сверстниками, как неприятие и виктимизация, не должны оставаться незамеченными. В связи с этим поведение в группах ровесников может служить потенциальным «указателем» (т.е. первым тревожным признаком) проблем интернализации. Наконец, было показано, что надлежащее раннее вмешательство эффективно снижает симптомы внутренних проблем у детей.38,39,40 Группа ровесников может также послужить важной средой для  проведения такого рода способов раннего вмешательства. Кроме того, развитие навыков общения и стимуляция положительных взаимоотношений могут напрямую помочь детям с симптомами тревожности и депрессии.

Литература

  1. Rubin KH, Bukowski W, Parker J. Peer interactions, relationships, and groups. In: Eisenberg N, Damon W, Lerner RM, eds. Handbook of child psychology: Volume 3, Social, emotional, and personality development (6th ed). New York: Wiley; 2006:571-645.
  2. Côté SM, Boivin M, Liu X, Nagin DS, Zoccolillo M, Tremblay R. Depression and anxiety symptoms: Onset, developmental course and risk factors during early childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry 2009;50(10):1201-1208.
  3. Luby JL. Preschool depression: The importance of identification of depression early in development. Current Directions in Psychological Science 2010;19(2):91-95.
  4. Rao PA, Beidel DC, Turner SM, Ammerman RT, Crosby LE, Sally FR. Social anxiety disorder in childhood and adolescence: Descriptive psychopathology. Behaviour Research and Therapy 2007;45:1181–1191.
  5. Beesdo K, Bittner A, Pine D, et al. Incidence of social anxiety disorder and the consistent risk for secondary depression in the first three decades of life. Archives of General Psychiatry 2007;64(8):903-912.
  6. Brady EU, Kendall PC. Comorbidity of anxiety and depression in children and adolescents. Personality and Social Psychology Bulletin 1992;111:244–255.
  7. Rubin KH, Coplan RJ, Bowker JC. Social withdrawal in childhood. The Annual Review of Psychology 2009;60:141-171.
  8. Coplan RJ, Arbeau KA, Armer M. Don’t fret, be supportive! Maternal characteristics linking child shyness to psychosocial and school adjustment in kindergarten. Journal of Abnormal Child Psychology 2008;36:359-371.
  9. Duchesne S, Larose S. Vitaro F, Tremblay RE. Trajectories of anxiety in a population sample of children: Clarifying the role of children’s behavioral characteristics and maternal parenting. Development and Psychopathology 2010;22(2):361-373.
  10. Harrist AW, Zaia AF, Bates JE, Dodge KA, Pettit GS. Subtypes of social withdrawal in early childhood: Sociometric status and social-cognitive differences across four years. Child Development 1997;68(2):278-294.
  11. Coplan RJ, Prakash K, O’Neil K, Armer M. Do you “want” to play? Distinguishing between conflicted shyness and social disinterest in early childhood. Developmental Psychology 2004; 40:244-258.
  12. Luby JL, Heffelfinger AK, Mrakotsky C, Hessler MJ, Brown KM, Hildebrand T. Preschool major depressive disorder: Preliminary validation for developmentally modified DSM-IV criteria. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 2002;41(8):928-937.
  13. Gullone E, Ollendick TH, King NJ. The role of attachment representation in the relationship between depressive symptomatology and social withdrawal in middle childhood. Journal of Child and Family Studies 2006;15(3):263-277.
  14. Perren S, Alsaker FD. Depressive symptoms from kindergarten to early school age: Longitudinal associations with social skills deficits and peer victimization. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health 2009;3(28):1-10.
  15. Ladd GW. Peer rejection, aggressive or withdrawn behavior, and psychological maladjustment from ages 5 to 12: An examination of four predictive models. Child Development 2006;77(4):822-846.
  16. Pedersen S, Vitaro F, Barker ED, Borge AI. The timing of middle-childhood peer rejection and friendship: Linking early behavior to early adolescent adjustment. Child Development 2007;78(4):1037-1051.
  17. Rubin KH, Chen X, McDougall P, Bowker A, McKinnon J. The Waterloo Longitudinal Project:  Predicting adolescent internalizing and externalizing problems from early and mid-childhood. Development and Psychopathology 1995;7:751-764.
  18. Katz SJ, Conway CC, Hammen CL, Brennan PA, Najman JM. Childhood social withdrawal, interpersonal impairment, and young adult depression: A mediate model. Journal of Abnormal Child Psychology 2011;39(8):1227-1238.
  19. Rapee RM, Schniering CA, Hudson JL. Anxiety disorders during childhood and adolescence: Origins and treatment. Annual Review of Clinical Psychology 2009;5:311-341.
  20. Chan A,  Poulin F. Monthly instability in early adolescent friendship networks and depressive symptoms. Social Development 2009;18(1):1-23.
  21. Festa CC, Ginsburg GS. Parental and peer predictors of social anxiety in youth. Child Psychiatry & Human Development 2011;42(3):291-306.
  22. La Greca AM, Harrison HM. Adolescent peer relations, friendships, and romantic relationships: Do they predict social anxiety and depression? Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology 2005;34:49–61.
  23. Rose AJ, Carlson W, Luebbe AM, Schwartz-Mette RA. Predicting difficulties in youth’s friendships: Are anxiety symptoms as damaging as depressive symptoms? Merrill-Palmer Quarterly 2011;57(3): 244-262.
  24. Van Zalk MH, Kerr M, Branje SJ, Stattin H, Meeus WH. It takes three: Selection, influence, and de-selection processes of depression in adolescent friendship networks. Developmental Psychology 2010;46(4):927-938.
  25. Berg-Nielsen TS, Solheim E, Belsky J, Wichstrom L. Preschoolers’ psychosocial problems: In the eyes of the beholder? Adding teacher characteristics as determinants of discrepant parent–teacher reports. Child Psychiatry and Human Development 2012;3:393-413.
  26. Klima T, Repetti RL. Children’s peer relations and their psychological adjustment: Differences between close friendships and the larger peer group. Merrill-Palmer Quarterly 2008;54(2):151-178.
  27. Troop-Gordon W, Ladd GW. Trajectories of peer victimization and perceptions of the self and schoolmates: Precursors to internalizing and externalizing problems. Child Development 2005;76(5):1072-1091.
  28. Bond L, Carlin JB, Thomas L, Rubin K, Patton G. Does bullying cause emotional problems? A prospective study of young teenagers. BMJ 2001;323:480–484
  29. Booth-LaForce C, Oxford ML. Trajectories of social withdrawal from Grades 1 to 6: Prediction from early parenting, attachment, and temperament. Developmental Psychology 2008;4:1298–1313.
  30. Oh W, Rubin KH, Bowker JC, Booth-LaForce C, Rose-Krasnor L, Laursen B. Trajectories of social withdrawal from middle  childhood to early adolescence. Journal of Abnormal Child Psychology 2008;36(4):553-566.
  31. Gazelle H, Ladd GW. Anxious solitude and peer exclusion: A diathesis-stress model of internalizing trajectories in childhood. Child Development 2003;74(1):257-278.
  32. Erath SA, Flanagan KS, Bierman KL. Early adolescent school adjustment: Associations with friendship and peer victimization. Social Development 2008;17(4):853-870.
  33. Greco LA, Morris TL. Factors influencing the link between social anxiety and peer acceptance: Contributions of social skills and close friendships during middle childhood. Behavior Therapy 2005;36:197-205.
  34. Schrepferman LM, Eby J, Snyder J, Stropes J. Early affiliation and social engagement with peers: Prospective risk and protective factors for childhood depressive behaviors. Journal of Emotional and Behavioral Disorders 2006;14(1):50-61.
  35. Laursen B, Bukowsko WM, Aunola K, Nurmi J-E. Friendship moderates prospective associations between social isolation and adjustment problems in young children. Child Development 2007;78(4):1395-1404.
  36. Miers AC, Blöte AW, Westenberg PM. Peer perceptions of social skills in socially anxious and nonanxious adolescents. Journal of Abnormal Child Psychology 2010;38:33-41.
  37. Scharfstein L, Alfano C, Beidel D, Wong N. Children with generalized anxiety disorder do not have peer problems, just fewer friends. Child Psychiatry and Human Development 2011;42:712-723.
  38. Lenze SN, Pautsch J, Luby J. Parent-child interaction therapy emotion development: A novel treatment for depression in preschool children. Depression and Anxiety 2011;28:153-159.
  39. Rapee RM. Group treatment of children with anxiety disorders: Outcome and predictors of treatment response. Australian Journal of Psychology 2000;52(3):125-129.
  40. Rapee RM, Kennedy S, Ingram M, Edwards S, Sweeney L. Altering the trajectory of anxiety in at-risk young children. The American Journal of Psychiatry 2010;167(12):1518-1525.

Для цитирования:

Коплан РДж, Уи Л. Отношения детей со сверстниками: связи с развитием тревоги и депрессии на ранней стадии. В: Тремблей РЭ, Буаван М, Петерс РДеВ, ред. Рапи РМ, ред. темы. Энциклопедия раннего детского развития [онлайн]. https://www.encyclopedia-deti.com/trevozhnost-i-depressiya/ot-ekspertov/otnosheniya-detey-so-sverstnikami-svyazi-s-razvitiem-trevogi-i. Опубликовано: март 2013 r. (английский). Дата просмотра 6 октября 2022 r.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема

Проблемы подросткового возраста все чаще приковывают внимание общества, но особенное значение они приобрели именно сейчас.

Уровень образования и материального состояния людей в нашей стране стал значительно выше, тем самым увеличилась возможность удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но при этом сделало сложным формирование у них желаний и стремлений.

Несмотря на большое количество проведенных исследований в психологии, которые раскрывают специфические особенности отношений подростков со сверстниками, происходит поиск новых эффективных средств по решению проблем нарушения взаимоотношений подростка с его окружением.

В первую очередь нам необходимо четко определить границы подросткового возраста. Существует несколько теорий. Так Ж. Пиаже относит подростковый возраст к границам 12–15 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11–15 годами.  Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом до 15 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков, тогда как Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста начиная с 10 лет. [1]

Потребность в общение и взаимоотношение со сверстниками у подростков начинает усиливаться к 13–14 годам, то есть происходит переориентация на ровесников.

В подростковом возрасте взаимоотношения со сверстниками находятся на первом месте.

Под взаимоотношениями мы понимаем важную образную, интеллектуальную и эмоциональную похожесть друг на друга, которая отражает внутреннее состояние.  

Поскольку общение со сверстниками в большей степени удовлетворяет актуальные потребности и интересы подростка, то он отдаляется от школы и семьи. Также происходит изменение в содержание общения – интересы младшего школьника строились на вопросах учения и поведения, тогда как подросток на первое место ставит вопросы личностного общения, развитие собственной индивидуальности.

Подростковый возраст – возраст сильно развитой общительности. Уровень развития потребности в общение разный. У одних это выражается в болезненном перенесение одиночества, потребности в постоянном контакте со своей компанией или с кем-либо, тогда как у других, предпочтение проводить больше времени с собой наедине, отдыхать от постоянного общения, иметь небольшой объем контактов с людьми. Многие подростки находятся посередине двух крайностей, то есть в них сочетается высокая потребность в эмоциональных контактах и необходимость уединения для осмысления своего места в мире.

Психологи исследователи подросткового возраста пришли к общему мнению о важности для подростка общения со сверстниками. Именно взаимоотношения со сверстниками, во многом предопределяют все стороны поведения и деятельности подростка.

Ж.–Ж. Руссо был первым, кто обратил внимание на такое социальное явление, как подростковый период развития. Он описал его, как «второе рождения», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнув при этом важную особенность этого периода – рост самосознания [1].

С точки зрения Л.С. Выготского, подростковый возраст характеризуется периодами неустойчивости и изменчивости, что при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, оставляя «еле заметную полоску» между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости [2].

В подростковом возрасте появляются новые качества личности, такие как осознанная регуляция своих поступков, умение прислушиваться к чувствам других, учитывать интересы окружающих людей. Эти новообразования не появились сами собой, они являются результатом личного опыта ребенка, который он получил по итогу активного включения в выполнение различных форм общественной деятельности.

Важным аспектом развития личности подростка является его высокая социальная активность, направленная на усвоение определенных ценностей, на построение благоприятных отношений со сверстниками, а также на самого себя.

По мнению С.А. Левашовой в период подросткового возраста происходит формирование нравственных ценностей, жизненной перспективы, а также осознание самого себя, своих возможностей, появляется стремление повзрослеть, усиливается желание общаться со сверстниками – формируются личностные смыслы жизни [3].

Теории Д. Г. Мид и Ж. Пиаже одинаково выделяют необходимость отношений подростков со сверстниками. Пиаже отмечает, что отношения со сверстниками демократичней, чем с родителями [4].

По словам Л. И. Божович, если в младшем школьном возрасте причиной для объединения детей является совместная деятельность, то у подростков по-другому, притягательность занятий определяется возможностью общения со сверстниками [5].

В процессе построения взаимоотношений со сверстниками у подростка развиваются такие навыки, как взаимопонимание, взаимодействие и взаимовлияние.

В психическом развитии подростка важным является не только характер его ведущей деятельности, но также характер той системы взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он сам вступает на протяжении своего развития.

Важным каналом получения знаний является общение подростков со сверстниками, это помогает им получить ту информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Для подростка группа сверстников становится, так называемой школой жизненного опыта, который не может быть заменен семьей или образовательным учреждением. Взаимоотношения со сверстниками дают опыт «горизонтального общения», то есть общения на равных.

Обособленные группы сверстников в период подросткового возраста становятся более устойчивыми, а отношения между товарищами подчиняются более строгим правилам. Атмосферу в таких группах делает более привлекательным то, что подростки находятся на равных позициях со сверстниками, они могут обсуждать любые темы и не боятся быть осмеянными, в отличие от общества взрослых.

Огромное значение для подростка имеет мнение сверстников о нем самом. Тот факт, что подросток принадлежит к определенной группе, дает ему уверенность в себе. Большое влияние на поведение подростка оказывает его положение в коллективе.

Отношения подростка со сверстниками сложнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Именно в подростковом возрасте общение с семьей переходит на второй план и главную социализированную роль для подростка играют отношения со сверстниками [6].

Направленность подростков на общение со сверстниками зачастую характеризуется страхом быть отвергнутым. Место, которое подросток занимает в коллективе, определяется отношением сверстников, и от этого в большей степени зависит эмоциональное благополучие личности подростка. [7]

Постепенно потребность в общении расширяется, подростку приходится искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками. Также потребность и увеличивается по содержанию. Когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие исключительно рассматривается во взаимоотношение с другими членами группы.

Важно отметить, что в группе подросток может сравнивать себя с другими, а также получать признание и уважение сверстников, не всегда социально – положительными действиями. Но в общение с товарищами можно заметить и положительную тенденцию, например, подросток приобретает умение анализировать свои успехи либо неудачи.

Характерным для подростка является стремление завоевать авторитет сверстников, что влияет на появление у него сильно выраженной потребности выполнять их требования. Отсюда, главной особенностью психического развития становятся требования, предъявляемые коллективом, и общественное мнение.

По сравнению с оценками учителей и взрослых большее значение для подростков имеют оценки со стороны сверстников. Подросток сильно подвержен воздействию со стороны группы, он боится потерять популярность среди товарищей. Важно отметить, что положение подростка в группе определяется разной степенью его эмоционального благополучия и его нравственные качества определяют место в системе взаимоотношений со сверстниками.

В процессе взаимоотношений подросток осваивает свои личные права на самостоятельность и уважение, осознает себя личностью. Но, чтобы получить уважение от товарищей ему необходимо обладать определенными характеристиками. И тогда подросток начинает задавать себе ряд вопросов: «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?» отсюда начинается процесс самопознания. Как известно, самооценка подростка складывается из определенных поступков. Зачастую у многих подростков самооценка завышена, а уровень притязаний выше реальных возможностей.

Важно, что самооценка формируется в процессе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника связывается с желанием быть принятым и признанным в коллективе, а также с восприятием сверстника как образца. В этом случае стоит серьезно отнестись к образцу, выбранному подростком.

Необходимо обратить внимание на то, что потребность в общение со сверстниками акцентирует проблемы уверенного поведения. Нынешние подростки часто теряются в ситуации провокационного, угрожающего либо задевающего характера, выбирая подчинение или ответную агрессию. Также существуют ситуации, в которых у подростков преобладает неконструктивный стиль поведения, то есть ситуации, когда подростку самому нужна помощь.

По данным Е.В. Зубаренко, подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, пытаются меняться, чаще всего не в лучшую сторону. Одни специально нарушают дисциплину и требования. Другие ради одобрения пытаются развлекать сверстников, путем «работы на зрителя». В основном «клоуны» уважения товарищей не заслуживают, положения не добиваются, лишь только становятся заметными. Чаще всего сверстники таких товарищей от себя прогоняют. Существует еще один вид – хвастуны. В классе о них есть общее мнение: «трепач». У таких подростков, как правило, частые нарушения взаимоотношений со сверстниками. [7]

При отсутствии благоприятных связей личность формируется негативно. Неудачное выстраивание взаимоотношений со сверстниками зачастую приводит к сильным переживаниям со стороны подростка.

Также неблагоприятное развитие взаимоотношений ведет к появлению внутреннего дискомфорта, который не смогут компенсировать никакие высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

 На психологическое развитие подростка большое влияние оказывает общественное мнение. Зачастую он подражает своему авторитетному товарищу-сверстнику, подросток копирует с него стиль поведения, которые чаще всего по человеческим понятиям являются не желательными (курение, жаргон).

Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психологического развития подростка. Своеобразие развития состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции.

Изучение особенностей взаимоотношений непростая задача. Особенно тяжело она решается в подростковых группах. В этой статье мы постарались решить важную задачу – выявление нарушений во взаимоотношениях подростков со сверстниками, в контексте психолого-педагогической проблемы, которые влияют на уровень самооценки подростка, а также на формирование уровня притязаний школьника.

Отношения со сверстниками — Психологос

08 сент. 2014 г.

25 способов узнать у ребенка, как дела в школе, не спрашивая «Ну как дела в школе?»

Если вы спросите у ребенка «Ну как дела в школе?», то скорее всего получите ответ: «Нормально». А если вы действительно хотите узнать, как прошел его день, то помогите своему ребенку: задайте такой вопрос, на которые можно будет ответить подробно.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Базовые принципы воспитания гуманных отношений (Е. Смирнова)

Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

4Подробнее

01 янв. 2010 г.

Боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться

Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Взаимодействие со сверстниками: влияние окружения

Процесс взаимодействия между детьми развивается с возрастом. До года двое детей, находящихся вместе, обычно вообще не обращают внимания друг на друга. Став чуть старше, они уже начинают взаимодействовать, часто потому, что оба одновременно хотят взять один и тот же предмет и просто вынуждены обратить внимание друг на друга. Игра двухлетних детей по сути не является совместной деятельностью — каждый играет сам по себе. В дошкольный период игра постепенно становится все более социально-ориентированной. К пяти годам малыши, находясь в детском саду, играют в одиночку менее половины времени, у них уже появляются совместные игры, в которых участвуют четыре-пять человек. В последующие годы социальная структура игр усложняется; развиваются и поддерживаются отчасти уже установившиеся социальные роли.

1Подробнее

01 янв. 2010 г.

Детская практика посещения «страшных мест»

В этой работе мы познакомимся с потаенными от взрослых сторонами детского территориального поведения. Многие из них основаны на нарушении территориальных запретов. Причем запретов вполне разумных, с необходимостью которых согласится любой здравомыслящий человек любого возраста. Но дети руководствуются здесь не разумом.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Как научить ребенка успешности

Вы, конечно же, видели мультипликационный фильм «Том и Джерри», где собака Спайкс учила своего щенка. Щенок гонял Тома, которого Спайкс заставил подыгрывать ему. Щенок начинал лаять, а кот «в ужасе» забирался на дерево. А Спайкс говорил: «Сынок, у тебя ОПЯТЬ ПОЛУЧИЛОСЬ!» Для ребенка этот обман незаметен, но в результате у него формируется уверенность: «Я МОГУ справляться с возникающими ситуациями — у меня это уже несколько раз получилось!» И ребенок таким образом «иммунизируется» к неизбежным будущим неудачам.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Как помочь ребенку в общении со сверстниками

Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.

4Подробнее

01 янв. 2010 г.

Как ребенку наладить свои отношения со сверстниками

Далеко не всегда и не у всех детей складываются хорошие отношения в коллективе, причем, даже если малыш общительный. Иногда – это вина преподавателя, иногда – вашего воспитания, иногда – неумение ребенка проявить себя. Но сегодня мы поговорим не о причинах, а о том, как же помочь ребенку наладить отношения в коллективе. Для начала, стоит пообщаться с педагогом вашего малыша, возможно, что именно из-за него у ребенка сложились острые отношения с коллективом.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Как сделать ребенка популярным

​Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, реагируют так же, как Энни. Они говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Лидером рождаются — или становятся

Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Непопулярный ребенок

Писатель-психолог Хара Марано в своей книге «Почему меня никто не любит?» объясняет: «Зачастую популярность — единственная важнейшая определяющая того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие — колыбель развития интеллектуального. Более того, как правило, дети, у которых мало или совсем нет друзей, терпеть не могут школу. И в конечном итоге они могут вообще бросить учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в школе и все школьные переживания в целом. Она определяет и дальнейшее развитие личности на всю жизнь».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Общение дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети — сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Популярен тот, кто обладает лидерским навыкам

Уверен, вам случалось слышать о детях, которых называют «прирожденными вожаками и лидерами». Однако готов ручаться, что вы никогда не слышали в ребенке, которого бы называли «прирожденным ведомым». Отозваться так о ребенке — значит унизить его. Никому из родителей не хочется, чтобы их отпрыска воспринимали как пассивного, зависимого от капризов окружающих, но тем не менее некоторые дети ведут себя так, что полностью подпадают под это описание. Так что категория «прирожденных ведомых» все-таки существует.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Популярен тот, кто умеет быстро влиться в новую группу сверстников

Социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников Когда семья Тодда переехала в другой район, мальчик встревожился, что незнакомые ребята на спортивной площадке и в бассейне не примут его. Вокруг было множество детей и старше, и младше Тодда, но после того как мальчик в течение нескольких дней наблюдал за их играми, однако так и не дождался приглашения поучаствовать, он впал в уныние. Он сказал маме, что лучше посидит дома и посмотрит телевизор, чем пойдет играть на улицу, потому что «не нравится другим детям».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Популярен тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими

Семилетние Дилан и Редди учились в одном классе и, кроме того, были соседями по многоквартирному дому. Оба были умницами, одаренными мальчиками, и у них было немало общих интересов. Их родители дружили и всячески поощряли ребят побольше общаться после школы и в выходные. Однако Дилану и Редди никак не удавалось поладить между собой. Любая встреча неизбежно выливалась в споры, ссоры, взаимные обзывания, обиды, а раза два даже кончалась расквашенным носом. В конце концов мама Дилана сдалась и сказала мужу: «Дилану больше не стоит играть с Редди. Он каждый раз после встречи начинает жаловаться, и мне это уже надоело. Кто из них виноват, я не знаю, и, честно говоря, мне все равно. Пусть лучше Дилан играет один, сам по себе, чем с мальчиком, с которым он все время цапается». Отец Дилана согласился. Редди больше не приглашали в гости поиграть с Диланом и под разными предлогами отвергали его приглашения. Неудивительно, что и дружба между родителями мальчиков постепенно тоже дала трещину.

0Подробнее

положительных отношений со сверстниками | Высшее благо в образовании

Перейти к основному содержанию

Что это такое?

Большинство людей согласится с тем, что мало что повлияло на их школьную жизнь так сильно, как их отношения со сверстниками — друзьями, знакомыми или кем-то еще. Отношения со сверстниками играют важную роль в школьной жизни детей, и отношения со сверстниками становятся еще более влиятельными, когда дети достигают подросткового возраста.

Исследования позитивных отношений со сверстниками часто различают дружба и признание сверстников . Качественная дружба подразумевает не только товарищеские отношения, но и заботу, одобрение и поддержку. Помимо совместной игры, хорошие друзья чувствуют себя комфортно, открываясь друг другу, и мотивированы на разрешение возникающих конфликтов.

Принятие сверстников, иногда называемое исследователями популярностью, фокусируется на том, насколько учащимся нравится или нравится играть со своими одноклассниками, и было обнаружено, что это влияет на чувство принадлежности учащихся к школе и их успеваемость.

Учительница математики в 5-м классе прочитала исследование, которое показало, что оценки учеников по математике улучшаются, когда они проявляют самообладание и когда они чувствуют, что их принимают другие ученики в классе. В результате она заставляет учеников практиковать внимательность каждое утро, чтобы помочь развить их навыки внимания, и создает безопасный и гостеприимный класс с помощью совместных групп по решению проблем и регулярных классных собраний, чтобы ученики чувствовали, что они принадлежат друг другу и связаны друг с другом.

Почему они важны?

Исследования показывают, что позитивные отношения со сверстниками приносят учащимся множество преимуществ в школе и в жизни.

 

Для детей важно как количество, так и качество отношений.
  • Исследования показали, что маленькие дети с большим количеством друзей менее склонны к одиночеству и с большей вероятностью будут любить школу и заниматься ею.
  • В среднем детстве принятие сверстников, дружба и качество дружбы имеют значение с точки зрения снижения вероятности одиночества ребенка.
  • Позитивные отношения со сверстниками делают детей более стойкими, даже когда они сталкиваются с трудностями дома.

 

Одного хорошего друга может быть достаточно.
  • Одного близкого друга может быть достаточно, чтобы защитить детей от негативных последствий плохого обращения со стороны сверстников.
  • Точно так же исследования показывают, что подростки, у которых есть хотя бы одна взаимная дружба, имеют более высокую самооценку, чем те, у кого ее нет; с другой стороны, наличие большего количества друзей, по-видимому, не способствует дальнейшему повышению самооценки.

 

Особенно для подростков позитивные отношения со сверстниками имеют большое значение в других сферах жизни.
  • Принятие сверстников положительно влияет на средний балл в средней школе; Фактически, исследования показывают, что положительные отношения со сверстниками могут объяснить до 40% академических достижений подростков.
  • Положительная поддержка сверстников также предсказывает здоровье и благополучие подростков (в разных культурах), а также их эмоциональную и поведенческую вовлеченность в школу, и этот эффект со временем усиливается.
  • Точно так же подростки, чьи близкие друзья просоциальны, с гораздо большей вероятностью будут ставить просоциальные цели и вести себя просоциально в будущем.

Сборник практик

Практики

Уровень

Выберите уровеньPreK/Младший начальный уровеньСтарший начальный уровеньСредняя школаСредняя школаКолледжВзрослый

Продолжительность

Выберите продолжительность≤ 15 минут≤ 30 минут≤ 1 час≤ 2 часаНесколько сеансов

Сортировать по

По алфавитуСамые последниеНаивысший рейтинг

Очистить

Веселый и быстрый способ завязать дружеские отношения между учащимися

Средняя школа

Несколько занятий

Студенты учатся успокаивать себя в стрессовые моменты.

Средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся рисуют и пишут о том, как они проявляли доброту по отношению к другим.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Учащиеся определяют, как они могут практиковать «случайные добрые дела».

Средняя школа

≤ 1 часа

Метод совместного обучения, привлекающий всех учащихся посредством движения, обсуждения и обмена идеями.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 1 часа

Используйте процесс «Круг», чтобы побудить учащихся безопасно и уважительно делиться своим уровнем понимания академической темы.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Используйте процесс «Круг», чтобы создать ощущение связи между учащимися и сотрудниками, делясь настроениями, чувствами и моментами радости и боли.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 30 минут

Учащиеся медленно читают текст и размышляют над его личным значением для них.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Средняя школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Игра, основанная на балансе и командной работе, которая помогает укрепить доверие.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся вносят свой вклад в изменения, которые могут быть внесены в класс, чтобы тонко намекнуть на хорошее поведение.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Учащиеся участвуют в просоциальных (добрых, полезных) действиях в течение десяти дней и размышляют о влиянии своих действий на себя и других.

Средняя школа, старшая школа, колледж

Несколько занятий

Учителя и ученики создают безопасное пространство для развития крепких отношений.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся вспоминают время, когда они чувствовали себя рядом с кем-то, чтобы развить чувство сопричастности и благополучия.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 15 минут

В этом круговом упражнении учащиеся практикуют осознанную речь и внимательное слушание.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Список вопросов для обсуждения, которые помогут развить у учащихся эмпатию.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 30 минут

Список вопросов для обсуждения, которые помогут развить у учащихся эмпатию.

Средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Стратегия интерактивного обучения, которая помогает учащимся прояснить свои собственные идеи и услышать другие точки зрения, поднимая их со своих мест.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Учащиеся думают о факторах, которые побуждают и мешают людям действовать, когда они сталкиваются со страданиями или несправедливостью.

Средняя школа, колледж

≤ 1 часа

Студенты практикуют свои социальные навыки друг с другом, изучая новое танцевальное движение

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Стратегии поощрения и помощи учащимся в практике честности

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 15 минут

Узнавайте лица всех в классе или на собрании, чтобы усилить чувство групповой связи.

Средняя школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Создание произведений искусства о доброте вдохновляет учеников быть заботливыми и щедрыми.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 15 минут

Ученики находят тайного приятеля, которому они могут помочь в течение недели.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Учащиеся мысленно посылают добрые пожелания тому, кто важен для них.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся устанавливают и укрепляют дружеские отношения с одноклассниками безопасным способом.

Средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся используют фотографию или рисунок, чтобы исследовать цель и смысл своей жизни.

Средняя школа, старшая школа, колледж

Несколько занятий

Вместе сочиняйте музыку, чтобы поощрять щедрость и помогать маленьким детям.

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Просматривайте и пополняйте свою классную или школьную библиотеку книгами, посвященными разным темам.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Создайте классное сообщество путем мозгового штурма, чтобы перестать унижать.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Учащиеся проявляют доброту, чтобы стать счастливее

Проведите короткую практику чтения хором, которая способствует развитию сообщества и связи.

Средняя школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Учащиеся обсуждают навыки SEL, затронутые во время занятия, в котором они только что участвовали.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся изучают, как наши представления о различиях влияют на то, как мы видим и выбираем способы взаимодействия друг с другом.

Средняя школа

≤ 1 часа

Учащиеся ищут в других хорошее, признавая сильные стороны друг друга. (Благодарность подросткам и подросткам, урок 3)

Средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Используйте процесс Круга, чтобы поощрять заботу о себе среди сотрудников и студентов во всех измерениях.

Средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 30 минут

Учащиеся изучают примеры из реальной жизни, чтобы найти мирные способы реагирования на дискриминацию.

Старшая школа

Несколько сеансов

Учащиеся укрепляют доверие и вовлеченность с помощью быстрой и веселой игры, раскрывающей их общие черты.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Обсуждение побуждает учителей к размышлениям и совместной работе над эффективной реализацией SEL.

Взрослый

≤ 30 минут

Инструмент для создания благоприятной и равноправной среды в классе и школе, а также для продвижения SEL.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

Учащиеся определяют и практикуют «здравый смысл» или волю и умение поступать правильно.

Старшая школа

Несколько сеансов

Ученики выявляют предположения других о себе, а затем описывают, кто они на самом деле внутри.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 1 часа

Учащиеся узнают, как доброта и благодарность укрепляют дружбу, благодаря коту Сплату.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Учащиеся узнают, как наше разное происхождение дает нам разные точки зрения.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Учащиеся исследуют, как они сталкиваются с повседневными моральными дилеммами, и рассматривают, кто и что влияет на их реакцию, когда возникают конфликты.

Старшая начальная, средняя школа

≤ 1 часа

С помощью рассказов, обсуждений и творческих презентаций о настоящих героях учащиеся воспитывают в себе сострадание к другим и рассматривают смелое участие в общественной жизни как достойный восхищения героический образ жизни.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

Несколько сеансов

«Ты был моим другом, — ответила Шарлотта. «Это само по себе потрясающая вещь».

–Э. Б. Уайт, Паутина Шарлотты

Домен 1: Отношения со сверстниками

Рекомендации по раннему обучению штата Иллинойс: для детей от рождения до трех лет (IELG)

Положительный опыт и отношения со взрослыми помогают детям устанавливать значимые и особые отношения со сверстниками. Дети испытывают взаимодействие и поведение со взрослыми, которые помогают развивать социальные и эмоциональные навыки, необходимые для позитивного взаимодействия со сверстниками.

Дети начинают осознавать себя и проявлять интерес к другим детям, просто наблюдая за ними или прикасаясь к ним. Наблюдение и интерес ведут к подражанию и простым взаимодействиям, таким как передача игрушки или катание мяча. Малыши старшего возраста участвуют в более сложных взаимодействиях и социальных обменах во время игры, создавая социальные связи. Дети в этом возрасте в основном действуют импульсивно и с трудом контролируют свои эмоции и поведение, но при этом начинают учиться правильному социальному поведению с помощью сигналов и информации, которую воспитатели моделируют для них.

Отношения со сверстниками также играют важную роль как в развитии самооценки детей, так и в появлении эмпатии. Способность детей позитивно взаимодействовать и играть с другими детьми зависит от их осведомленности о чувствах и точках зрения других. 1 По мере взросления дети начинают понимать, что выражают другие дети. Это осознание в конечном итоге перерастает в понимание и поведение, чувствительное к тому, что чувствуют другие. Эти успешные взаимодействия и опыт с другими помогают детям обрести уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Эта уверенность важна для поддержки способности детей строить и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками.

Этапы игры для младенцев и малышей

Игра — это работа детей, инструмент, который позволяет им узнавать и исследовать свой мир. По мере того, как дети достигают вех развития, их стиль игры меняется, отражая их растущие способности. Маленькие дети участвуют в самостоятельной игре, исследуя предметы и игрушки в одиночку. Параллельная игра начинается в раннем возрасте и характеризуется игрой бок о бок с похожими предметами и игрушками, но редко предполагает взаимодействие между детьми. Ассоциативная игра наиболее распространена на этапе дошкольного возраста, когда дети участвуют в аналогичной деятельности, но у них очень мало организованности или правил. 2 Все эти различные типы взаимодействия в игре помогают детям в развитии социальных навыков, таких как соблюдение границ, очередность, обмен и ожидание. Все эти навыки важны для установления здоровых отношений со сверстниками, поскольку дети начинают участвовать в совместных играх с другими в дошкольном возрасте.

От рождения до 9 месяцев

Дети начинают взаимодействовать с окружающей средой и окружающими их людьми; появляется интерес к другим маленьким детям.

Показатели для детей включают:

  • Демонстрирует стремление к взаимодействию и вовлечению, например, использует зрительный контакт, воркует, улыбается
  • Наблюдает за другими детьми в окружающей среде
  • Проявляет интерес как к знакомым, так и к незнакомым сверстникам
  • 9003, когда плачет слышит плач другого ребенка
  • Протягивает руку, чтобы прикоснуться к другому ребенку
  • Пытается имитировать действия, например, стучит игрушкой

Стратегии взаимодействия

  • Положительно реагируйте на воркование и вокализацию ребенка с помощью слов и выражения лица
  • Держите, обнимайте, улыбайтесь и общайтесь с ребенком
  • Имитируйте звуки и действия ребенка в позитивной манере
  • Читайте и играйте с ребенком довольно часто; по возможности используйте книги, отражающие домашнюю культуру
  • Вовлекайте ребенка в исследования и игры; следовать примеру ребенка

От 7 месяцев до 18 месяцев

Дети начнут наблюдать и подражать поведению других детей.

Показатели для детей включают:

  • Проявляет интерес к другому ребенку, приближаясь, например, перекатывается, ползает или идет к ребенку
  • Имитирует действия другого ребенка, например, катит машину
  • Участвует в простая, взаимная игра, такая как «пирожок»
  • Начинает участвовать в параллельной игре, в непосредственной близости от других детей, но не предпринимает никаких попыток взаимодействия

Стратегии взаимодействия

  • Предоставьте ребенку возможность играть и взаимодействовать с другими детьми
  • Моделируйте позитивное взаимодействие, играя и проводя время с ребенком рассказ
  • Обеспечьте детей разнообразными игрушками для изучения и игры

От 16 месяцев до 24 месяцев

По мере взросления игры и общения дети начинают стремиться к общению со сверстниками.

Показатели для детей включают:

  • Жесты, чтобы сообщить о желании поиграть рядом со сверстником
  • Демонстрирует энтузиазм в отношении других детей
  • Выражает разочарование, когда другой ребенок отбирает у него что-то, например, игрушку
  • Начинает участвовать в простых взаимных взаимодействиях, например, катает мяч вперед и назад
  • Демонстрирует предпочтение параллельной игры, например, играет рядом с другими детьми с похожими игрушками практически без взаимодействия

Стратегии взаимодействия

  • Распознавать вербальную и невербальную коммуникацию ребенка и вдумчиво реагировать на нее ребенок, который гладит другого ребенка, который расстроен, или когда ребенок передает игрушку другому ребенку
  • Обеспечьте ребенку и его сверстникам несколько одинаковых игрушек для игры
  • Используйте отвлечение и перенаправление, чтобы ограничить конфликты между детьми

От 21 месяца до 36 месяцев

Дети вовлекаются и поддерживают взаимодействие со своими сверстниками посредством развития социальных и игровых навыков.

Показатели для детей включают:

  • Демонстрирует предпочтение избранным сверстникам
  • Расстраивается из-за сверстников, например, кричит «нет», если сверстник пытается вмешаться в то, чем он или она занимается
  • Участвует в обмене информацией по запросу
  • Общается с другими детьми в различных условиях, например, разговаривает со сверстником во время перекуса или дает сверстнику книгу
  • Начинает участвовать в более сложных играх с двумя или тремя детьми

Стратегии взаимодействия

  • Создайте небольшие группы, в каждой из которых будет воспитатель, чтобы провести время с определенными детьми
  • Предоставьте игрушки, с которыми могут играть двое или более детей одновременно
  • Обеспечьте мероприятия, которые поощряют делиться, ограничивая при этом риск разочарования, например, для художественных проектов, предоставьте более чем достаточно художественных материалов для участвующих детей

Примечания

  1. От нуля до трех. (2008). Взгляд на отношения младенцев и детей ясельного возраста со сверстниками .
  2. Характеристики социальной игры. Выдержка из Frost, JL, Wortham, SC, & Reifel, S. (2008). Игра и развитие ребенка (3-е изд., стр. 142–146). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
Узнайте, как Отношения со сверстниками связаны с:
  • Саморегуляция: Основа развития
    Эмоциональная регуляция
  • Саморегуляция: Основа развития
    Поведенческое регулирование
  • Коммуникация и грамотность
    Социальная коммуникация
  • Подходы к обучению
    Уверенность и умение идти на риск

Связанные ресурсы

  • ← Предыдущая Домен 1: Я-концепция
  • Домен 1: Эмпатия Далее →

Важность построения отношений с коллегами

Признайтесь: иногда мысль о работе в одиночку кажется привлекательной.

Вам не придется сидеть на непродуктивных совещаниях. Вы можете сосредоточиться на своем списке дел без непрекращающихся пингов мгновенных сообщений и электронных писем. Вы будете контролировать получение того, что вам нужно, когда вам это нужно.

Оторвись от мечтаний на минутку. Конечно, хотя командная работа и сотрудничество имеют свои проблемы, многое можно сказать о важности отношений с коллегами на работе.

Почему важны отношения с коллегами на работе?

70 % сотрудников говорят, что наличие друзей на работе является наиболее важным элементом счастливой трудовой жизни. Когда их попросили выбрать две эмоции, которые они испытывают, когда их исключают на работе, 40% респондентов разных поколений и полов ответили, что они, скорее всего, будут чувствовать себя обделенными вниманием.

Очевидно, вы не хотите, чтобы кто-то из членов вашей команды чувствовал себя изолированным и неуслышанным. Но почему еще вы должны сосредоточиться на общении с коллегами по работе? Как оказалось, он предлагает ряд преимуществ — не только для отдельных лиц, но и для всей организации.

1. Отношения с коллегами повышают продуктивность и производительность

Исследование Gallup показало, что 30% сотрудников говорят, что у них есть лучший друг на работе. Сообщается, что этот процент работников в семь раз больше занимается своей работой и выполняет работу более высокого качества.

Кроме того, тесные отношения с коллегами по работе могут повысить уровень счастья сотрудников, что вдохновляет их делать больше. Исследование Оксфордского университета показало, что работники на 13% более продуктивны, когда они счастливы.

2. Отношения с коллегами способствуют удержанию сотрудников

Вы хотите, чтобы ваши лучшие сотрудники оставались с вами надолго. Хотя существует множество факторов, влияющих на удержание (от возможностей развития до управления), рабочие отношения являются большой частью головоломки.

Исследование, проведенное Workforce, показало, что 62% сотрудников, у которых на работе было от одного до пяти близких друзей, заявили, что отклонят другое предложение о работе. Это число увеличивается до 70% для сотрудников, у которых есть от 6 до 25 близких друзей по работе.

3. Отношения с коллегами улучшают командный дух

Отношения на работе поддерживают дух вашей команды. Исследования показали, что дружба на качественной работе неразрывно связана с удовлетворением от работы и счастьем.

Логично. Когда люди ладят, знают, что их поддерживают, и чувствуют связь друг с другом, они с большей вероятностью будут получать удовольствие от сотрудничества.

4. Признание сверстников мотивирует

Мы обычно воспринимаем давление сверстников как негативное влияние, но на самом деле ваши сверстники могут действовать как положительная мотивационная сила на работе. Согласно отчету «Вовлеченность сотрудников и организационная культура», коллеги и дух товарищества являются основными причинами, по которым сотрудники делают все возможное, а не деньги. 44% всех работников будут органично и последовательно признавать друг друга, когда им предоставляется такая возможность.

(Источник: Брук Кейгл через Unsplash)

Советы по построению отношений со сверстниками

Доказательства убедительны. Итак, как вы на самом деле устанавливаете настоящие связи с людьми, с которыми работаете? Вот несколько советов, которые помогут вам заложить основу.

1. Выполняйте свои обещания

Все тонкости в мире не приведут к прочным отношениям, если вы не начнете с основ. Самый большой? Делать то, что ты сказал, что собирался сделать.

Доверие — основа любых отношений (будь то личные или профессиональные), поэтому вам нужно начать с того, чтобы сдержать свое слово. Уложиться в сроки. Выполняйте свои задачи. Не оставляйте людей в подвешенном состоянии.

Помните, люди обычно не хотят устанавливать тесные связи с людьми, которым не могут доверять.

2. Подключайтесь не только к своему списку задач

Если вы спрашиваете о статусе проекта или сравниваете расписание предстоящей встречи, всегда есть темы для обсуждения, связанные с работой.

Однако, если вы хотите установить связь на более глубоком уровне, убедитесь, что вы лично проверяете, что происходит с вашими коллегами — даже если это что-то столь же простое, как то, что они сделали в те выходные.

Вам решать, что вам удобно обсуждать с коллегами. Тем не менее, исследование Университета Оливет Назарян показало, что некоторые люди не боятся переходить на личности (многие обсуждают свою личную жизнь и даже проблемы со здоровьем).

3. Хвалить и признавать

Комплименты имеют большую силу. Фактически, исследования показали, что похвала активирует ту же часть нашего мозга, что и денежное вознаграждение. Кроме того, нам, естественно, нравятся люди, которые делают нам комплименты. Тем не менее, 40% сотрудников говорят, что их недостаточно узнают на работе.

Итак, поаплодируйте вашему коллеге за впечатляющую презентацию, которую он представил на недавней встрече. Поблагодарите их за вклад в ваш проект. Это, казалось бы, небольшое усилие, которое может иметь большое значение в ваших отношениях.

4. Не забывайте слушать

Мало что может расстраивать больше, чем чувствовать себя неуслышанным. Ваши усилия установить связь с коллегами на более глубоком уровне не окупятся, если вы не будете их слушать.

Положите телефон. Закройте все вкладки для этой видеоконференции. Старайтесь изо всех сил сохранять информацию, которой члены вашей команды делятся с вами. Если вы не сделаете этого дополнительного шага, ваши попытки построить крепкие отношения будут казаться пустыми и нерешительными.

5. Избегайте суждений

Как часто вы позволяли себе раздражаться из-за коллеги, которого вы считали «слишком сильным»: слишком властным, слишком сдержанным, слишком громким? Это раздражение проникает в каждое ваше взаимодействие с ними, создавая дистанцию ​​между вами, что не является идеальной средой для сотрудничества. Подобные суждения мешают вам узнать членов вашей команды такими, какие они есть на самом деле. Отпустите свои предвзятые представления и постарайтесь как следует их узнать. Чаще всего ваши первоначальные впечатления оказываются ошибочными.

Как улучшить отношения на рабочем месте удаленно 

Выстраивание отношений с коллегами по работе всегда требует определенных размышлений и сознательных усилий, но это особенно верно, когда вы работаете удаленно.

Вы не сотрудничаете бок о бок, что может способствовать ощущению оторванности и изоляции. Отчет Buffer о состоянии удаленной работы за 2020 год показал, что одиночество — одна из самых больших проблем при удаленной работе.

Итак, как вы можете построить позитивные отношения на рабочем месте, даже если ваша команда рассредоточена? Вот несколько полезных стратегий для построения команды удаленной работы.

1. Найдите время для светской беседы

В традиционной офисной среде светская беседа происходит естественным образом. Люди болтают за чашечкой кофе в комнате отдыха или направляются в конференц-зал для еженедельной командной встречи.

Когда вам нужно встретиться удаленно, это легко пропустить. Все присоединяются к видеозвонку, и вы сразу переходите к делу.

Вместо этого выделите несколько минут в начале или в конце каждой встречи, чтобы проверить, как люди себя чувствуют. Что они делали в эти выходные? Что с ними происходит? Откройте слово для всех, чтобы поучаствовать в дружеской беседе. Это важнее, чем вы думаете.

2. Продолжайте веселые традиции

Командную культуру сложно поддерживать, когда вы работаете удаленно. Вы больше не проводите ежемесячные счастливые часы или тематические конкурсы по украшению стола.

Но это не значит, что с удаленной командой нельзя делать ничего интересного. Может быть, вы захотите попробовать себя в виртуальных командных играх, например, в обычном конкурсе викторин с помощью видео для всех, кто заинтересован. Или, возможно, вы начнете еженедельную ветку обмена фотографиями в Slack. Возможно, вы даже создадите корпоративный книжный клуб.

Проявите творческий подход и спросите членов вашей команды, что бы им понравилось. Вы найдете множество беззаботных и дружелюбных возможностей для общения людей друг с другом.

3. Предложите поддержку и ресурсы 

Если ваша команда перешла на удаленную работу во время пандемии, вы знаете, что сейчас у всех много дел. Один из лучших способов наладить более прочные связи — предложить свою поддержку. Будьте уверены, это не должно быть чем-то сложным. Вы нашли расширение для браузера, которое значительно упростило удаленную работу? Задействуйте свою команду. Нашли ли вы способ занять своих детей, оставаясь дома? Поделитесь ею со своими коллегами, которые также являются родителями.

Вы докажете, что по-прежнему заботитесь о членах своей команды, даже если вы не работаете в одном и том же физическом пространстве.

4. Личные встречи

Если это возможно, планируйте личные встречи несколько раз в год. Перевод ваших обсуждений в автономный режим — это верный способ стимулировать более содержательный разговор, который, в свою очередь, даст информацию о том, как все сотрудничают удаленно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts