Взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте: Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками

Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками (Часть 3): Psychology OnLine.Net

Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками (Часть 3)
Добавлено Psychology OnLine.Net
14.08.2008 (Правка 14.08.2008)

ГЛАВА III Особенности общения подростка со сверстниками

3.1. Общая характеристика общения подростка со сверстниками

Особенно интенсивное развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общую социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест.

Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, призванным, уважаемым товарищами (приложение 1).

В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности.

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).

В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в малых формах. Если подросток предал, подвел, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения. Не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремиться к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции.

Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

С переходом во вторую половину подросткового возраста общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении, аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам.

Многими детьми этого возраста разрыв личностных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.argo) – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т.

д.).
Панки (от англ. pune – отбросы) внешне отличаются от других по «гребню» — торчащей вверх фиксированной полосе волос от лба до затылка. «Гребень» может быть выкрашен в яркий неприродный цвет – красный, зеленый. Общий вид такой головы архаичен – напоминает что-то среднее между гребнем игуанодона или стегозавра. Панки являются носителем особого подросткового сленга и мата. Это, прежде всего подростки в возрасте 12-15 лет. Панки демонстрируют пренебрежение к культуре, к общепринятым нормам. Панки не имеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. От учебы отлынивают, паразитируют за счет родителей. Болезнь роста – панкизм – обычно проходит вместе с отрочеством.

Другие группировки подростков также имеют свои внешние выразительные атрибуты и свой специфический сленг. Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы – агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами и позами. Подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, подкручиванием пальца у виска, демонстрацией «фиги», показыванием жеста «фак».

Показывание языка – распространенный на многих континентах жест дразнения, привлечения внимания и провокации неприязни.

Показывание кулака – жест угрозы, ярости. Обычно подростки чрезвычайно экспрессивно демонстрируют агрессию, напряжение и поднимание кулака сопровождаются оскаливанием клыков.

Кручение указательным пальцев у виска означает, что у человека не хватает ума, чтобы что-то понять. Выражение лица показывает пренебрежение к умственным способностям другого.

Фига (кукиш, шиш) – грубый, агрессивный жест в знак презрительного отказа, издевки, насмешки и т.д. Жест «фак» — оскорбительный знак, означающий нецензурное ругательство.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении жестов. Они подхватывают эти телесные формы экспрессии и интенсивно используют их независимо от пола. Хотя все описанные выше жесты сформировались для оскорбления достоинства другого человека, подростки в своей группе могут «не обращать» внимания на их значения и смысл.

Многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам. Вообще чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят в их отношении конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. В этой сфере начинается разделение на «своих» и «чужих».

Диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым [5, C.112].

Для отрочества, большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки – подростки выражают свои чувства объятиями и стремлениями прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам – подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все – и мальчики и девочки – подростки – озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных «тайн».

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.

3.2. Общение со сверстниками противоположного пола

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми.

Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения (приложение 2).

К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения, соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина, Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся в V – VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.

Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций.

Интерес отрока к сверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении театров, музеев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой объект к предпочтению другим. Другой становиться предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он не любит меня!».

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Романтическое отношение к представителю противоположного пола побуждают к мечте, фантазии, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных иллюзий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мною задачи:

— исследовать общую характеристику общения;
— раскрыть особенности общения подростков со взрослыми;
— изучить особенности общения подростков со сверстниками.

Первая глава курсовой посвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со взрослыми. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Непосредственно на качество общения между взрослыми и подростками влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.

Третья глава посвящена раскрытию особенностей общения подростка со сверстниками. В подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.

На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста – это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1995
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.,1979
6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002
7. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994
8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978
9. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987
10. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997
12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999
13. Немов Р.С. Психология Кн. 2. – М., 1998
14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994
15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981
16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995
17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996

Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема

Проблемы подросткового возраста все чаще приковывают внимание общества, но особенное значение они приобрели именно сейчас.

Уровень образования и материального состояния людей в нашей стране стал значительно выше, тем самым увеличилась возможность удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но при этом сделало сложным формирование у них желаний и стремлений.

Несмотря на большое количество проведенных исследований в психологии, которые раскрывают специфические особенности отношений подростков со сверстниками, происходит поиск новых эффективных средств по решению проблем нарушения взаимоотношений подростка с его окружением.

В первую очередь нам необходимо четко определить границы подросткового возраста. Существует несколько теорий. Так Ж. Пиаже относит подростковый возраст к границам 12–15 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11–15 годами.  Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом до 15 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков, тогда как Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста начиная с 10 лет. [1]

Потребность в общение и взаимоотношение со сверстниками у подростков начинает усиливаться к 13–14 годам, то есть происходит переориентация на ровесников.

В подростковом возрасте взаимоотношения со сверстниками находятся на первом месте.

Под взаимоотношениями мы понимаем важную образную, интеллектуальную и эмоциональную похожесть друг на друга, которая отражает внутреннее состояние.   

Поскольку общение со сверстниками в большей степени удовлетворяет актуальные потребности и интересы подростка, то он отдаляется от школы и семьи. Также происходит изменение в содержание общения – интересы младшего школьника строились на вопросах учения и поведения, тогда как подросток на первое место ставит вопросы личностного общения, развитие собственной индивидуальности.

Подростковый возраст – возраст сильно развитой общительности. Уровень развития потребности в общение разный. У одних это выражается в болезненном перенесение одиночества, потребности в постоянном контакте со своей компанией или с кем-либо, тогда как у других, предпочтение проводить больше времени с собой наедине, отдыхать от постоянного общения, иметь небольшой объем контактов с людьми. Многие подростки находятся посередине двух крайностей, то есть в них сочетается высокая потребность в эмоциональных контактах и необходимость уединения для осмысления своего места в мире.

Психологи исследователи подросткового возраста пришли к общему мнению о важности для подростка общения со сверстниками. Именно взаимоотношения со сверстниками, во многом предопределяют все стороны поведения и деятельности подростка.

Ж.–Ж. Руссо был первым, кто обратил внимание на такое социальное явление, как подростковый период развития. Он описал его, как «второе рождения», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнув при этом важную особенность этого периода – рост самосознания [1].

С точки зрения Л.С. Выготского, подростковый возраст характеризуется периодами неустойчивости и изменчивости, что при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, оставляя «еле заметную полоску» между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости [2].

В подростковом возрасте появляются новые качества личности, такие как осознанная регуляция своих поступков, умение прислушиваться к чувствам других, учитывать интересы окружающих людей. Эти новообразования не появились сами собой, они являются результатом личного опыта ребенка, который он получил по итогу активного включения в выполнение различных форм общественной деятельности.

Важным аспектом развития личности подростка является его высокая социальная активность, направленная на усвоение определенных ценностей, на построение благоприятных отношений со сверстниками, а также на самого себя.

По мнению С.А. Левашовой в период подросткового возраста происходит формирование нравственных ценностей, жизненной перспективы, а также осознание самого себя, своих возможностей, появляется стремление повзрослеть, усиливается желание общаться со сверстниками – формируются личностные смыслы жизни [3].

Теории Д. Г. Мид и Ж. Пиаже одинаково выделяют необходимость отношений подростков со сверстниками. Пиаже отмечает, что отношения со сверстниками демократичней, чем с родителями [4].

По словам Л. И. Божович, если в младшем школьном возрасте причиной для объединения детей является совместная деятельность, то у подростков по-другому, притягательность занятий определяется возможностью общения со сверстниками [5].

В процессе построения взаимоотношений со сверстниками у подростка развиваются такие навыки, как взаимопонимание, взаимодействие и взаимовлияние.

В психическом развитии подростка важным является не только характер его ведущей деятельности, но также характер той системы взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он сам вступает на протяжении своего развития.

Важным каналом получения знаний является общение подростков со сверстниками, это помогает им получить ту информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Для подростка группа сверстников становится, так называемой школой жизненного опыта, который не может быть заменен семьей или образовательным учреждением. Взаимоотношения со сверстниками дают опыт «горизонтального общения», то есть общения на равных.

Обособленные группы сверстников в период подросткового возраста становятся более устойчивыми, а отношения между товарищами подчиняются более строгим правилам. Атмосферу в таких группах делает более привлекательным то, что подростки находятся на равных позициях со сверстниками, они могут обсуждать любые темы и не боятся быть осмеянными, в отличие от общества взрослых.

Огромное значение для подростка имеет мнение сверстников о нем самом. Тот факт, что подросток принадлежит к определенной группе, дает ему уверенность в себе. Большое влияние на поведение подростка оказывает его положение в коллективе.

Отношения подростка со сверстниками сложнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Именно в подростковом возрасте общение с семьей переходит на второй план и главную социализированную роль для подростка играют отношения со сверстниками [6].

Направленность подростков на общение со сверстниками зачастую характеризуется страхом быть отвергнутым. Место, которое подросток занимает в коллективе, определяется отношением сверстников, и от этого в большей степени зависит эмоциональное благополучие личности подростка. [7]

Постепенно потребность в общении расширяется, подростку приходится искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками. Также потребность и увеличивается по содержанию. Когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие исключительно рассматривается во взаимоотношение с другими членами группы.

Важно отметить, что в группе подросток может сравнивать себя с другими, а также получать признание и уважение сверстников, не всегда социально – положительными действиями. Но в общение с товарищами можно заметить и положительную тенденцию, например, подросток приобретает умение анализировать свои успехи либо неудачи.

Характерным для подростка является стремление завоевать авторитет сверстников, что влияет на появление у него сильно выраженной потребности выполнять их требования. Отсюда, главной особенностью психического развития становятся требования, предъявляемые коллективом, и общественное мнение.

По сравнению с оценками учителей и взрослых большее значение для подростков имеют оценки со стороны сверстников. Подросток сильно подвержен воздействию со стороны группы, он боится потерять популярность среди товарищей. Важно отметить, что положение подростка в группе определяется разной степенью его эмоционального благополучия и его нравственные качества определяют место в системе взаимоотношений со сверстниками.

В процессе взаимоотношений подросток осваивает свои личные права на самостоятельность и уважение, осознает себя личностью. Но, чтобы получить уважение от товарищей ему необходимо обладать определенными характеристиками. И тогда подросток начинает задавать себе ряд вопросов: «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?» отсюда начинается процесс самопознания. Как известно, самооценка подростка складывается из определенных поступков. Зачастую у многих подростков самооценка завышена, а уровень притязаний выше реальных возможностей.

Важно, что самооценка формируется в процессе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника связывается с желанием быть принятым и признанным в коллективе, а также с восприятием сверстника как образца. В этом случае стоит серьезно отнестись к образцу, выбранному подростком.

Необходимо обратить внимание на то, что потребность в общение со сверстниками акцентирует проблемы уверенного поведения. Нынешние подростки часто теряются в ситуации провокационного, угрожающего либо задевающего характера, выбирая подчинение или ответную агрессию. Также существуют ситуации, в которых у подростков преобладает неконструктивный стиль поведения, то есть ситуации, когда подростку самому нужна помощь.

По данным Е.В. Зубаренко, подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, пытаются меняться, чаще всего не в лучшую сторону. Одни специально нарушают дисциплину и требования. Другие ради одобрения пытаются развлекать сверстников, путем «работы на зрителя». В основном «клоуны» уважения товарищей не заслуживают, положения не добиваются, лишь только становятся заметными. Чаще всего сверстники таких товарищей от себя прогоняют. Существует еще один вид – хвастуны. В классе о них есть общее мнение: «трепач». У таких подростков, как правило, частые нарушения взаимоотношений со сверстниками. [7]

При отсутствии благоприятных связей личность формируется негативно. Неудачное выстраивание взаимоотношений со сверстниками зачастую приводит к сильным переживаниям со стороны подростка.

Также неблагоприятное развитие взаимоотношений ведет к появлению внутреннего дискомфорта, который не смогут компенсировать никакие высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

 На психологическое развитие подростка большое влияние оказывает общественное мнение. Зачастую он подражает своему авторитетному товарищу-сверстнику, подросток копирует с него стиль поведения, которые чаще всего по человеческим понятиям являются не желательными (курение, жаргон).

Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психологического развития подростка. Своеобразие развития состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции.

Изучение особенностей взаимоотношений непростая задача. Особенно тяжело она решается в подростковых группах. В этой статье мы постарались решить важную задачу – выявление нарушений во взаимоотношениях подростков со сверстниками, в контексте психолого-педагогической проблемы, которые влияют на уровень самооценки подростка, а также на формирование уровня притязаний школьника.

Подростки и отношения со сверстниками

Как упоминалось ранее, социальная и эмоциональная зрелость взаимосвязаны. Следовательно, по мере того, как подростки становятся более эмоциональными, их отношения со сверстниками меняются, поскольку они становятся более уязвимыми и эмоционально близкими со своими сверстниками. Эта повышенная уязвимость и близость требуют большего доверия среди сверстников. Таким образом, в подростковом возрасте подростковые группы сверстников становятся все более важными, поскольку подростки испытывают большую близость в этих дружеских отношениях и, как результат, более приятные отношения со своими сверстниками. Подростки теперь обращаются друг к другу, а не к своим семьям, как к первой линии поддержки в моменты беспокойства или расстройства. Эта повышенная зависимость от дружбы — еще один способ, которым подростки демонстрируют свою растущую независимость.

Поскольку принятие группой сверстников становится очень важным, подростки могут изменить свою речь, одежду, поведение, выбор и действия, чтобы стать более похожими на своих сверстников. Это повышенное сходство среди сверстников дает им ощущение безопасности и подтверждает их принятие в выбранную ими группу сверстников. Теоретик развития Эрик Эриксон описал этот этап развития как кризис идентичности и путаницы идентичности.

Когда подростки изменяют свой выбор или поведение, чтобы соответствовать тому, что делают их друзья, они реагируют на давление сверстников. Давление со стороны сверстников часто связано с негативными последствиями, такими как пропуск школы, ношение неприятной одежды, употребление алкоголя и других наркотиков. Однако многие родители не осознают, что давление сверстников также может оказывать положительное влияние. Благодаря развитой когнитивной и эмоциональной зрелости подростки теперь могут поощрять друг друга к принятию мудрых решений и отговаривать друг друга от принятия вредных решений.

Так как для молодежи важно «вписаться» в группу сверстников, они могут решить заняться теми же хобби или занятиями, что и их друзья. Это позволяет им проводить больше времени вместе и делиться общим опытом. В целом подростки будут тяготеть к группам сверстников, с которыми у них общие интересы и занятия, схожие культурные традиции или просто схожие взгляды на жизнь. Но часто, когда подростки экспериментируют со своей идентичностью, их могут привлекать группы сверстников с очень разными интересами.

Исследуйте свои возможности сегодня

Группы сверстников подростков немного отличаются от типичного круга друзей, характерного для детей младшего возраста. Например, подростковые группы сверстников более тесные и сплоченные. Эта повышенная групповая сплоченность связана с изменением качества отношений подростков. Повышенная уязвимость и эмоциональная близость подростковых отношений со сверстниками требуют большего доверия; таким образом, существует большая приверженность и преданность своей группе сверстников. Повышение сплоченности группы также служит для создания чувства межличностной безопасности и защиты. Когда у молодежи есть несколько хороших друзей, которые остаются верными несмотря ни на что, они чувствуют себя более защищенными и уверенными в своей системе социальной поддержки.

Однако повышенная лояльность и сплоченность, характерные для подростковых групп сверстников, могут привести к ряду проблем, особенно в раннем и среднем подростковом возрасте. Могут образовываться клики, и некоторые дети неизбежно будут исключены. Такой вид отказа часто бывает очень болезненным, особенно для очень чувствительных детей. В других случаях на группы молодежи могут негативно навешивать ярлыки из-за их характеристик или интересов, что создает напряженность и конфликты между группами. Например, многие популярные фильмы и телешоу основаны на классическом конфликте между популярными «качками» и непопулярными «ботаниками» или «гиками». Конфликты и крайние потрясения могут также происходить среди друзей, принадлежащих к разным группам.

Еще одна проблема, связанная с подростковыми группами сверстников, заключается в том, что эти группы могут привести к ситуациям травли. Это может произойти, когда между группами или между членами группы существует несоизмеримое количество власти. Неравенство в силе может включать физическую, умственную, социальную или финансовую власть. Исследования, проведенные за последнее десятилетие, показали, что агрессивное поведение связано с серьезными и длительными эмоциональными и поведенческими проблемами как у жертв, так и у виновных в издевательствах, включая депрессивные симптомы и суицидальные наклонности (van der Wal, de Wit, Hirasing, 2003; Bond , Томас, Рубин, Паттон, 2001).

К позднему подростковому возрасту группы сверстников могут напоминать сплоченную вторую семью и могут оказывать молодежи большую часть, если не большую, их эмоциональную поддержку. Это может быть особенно верно, если молодые люди проживают отдельно от своих семей из-за учебы или работы, или если молодые люди отделились от своих биологических семей из-за конфликта или других проблем.

Таким образом, в подростковом возрасте количество близких дружеских отношений снижается, но качество этих отношений становится более ранимым, доверительным и интимным. Между тем, число причинных знакомств продолжает расти, поскольку социальные сети молодежи расширяются благодаря современным коммуникационным технологиям, новым развлекательным и социальным мероприятиям, новому образовательному опыту и занятости.

Приложение Myndfulness

Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше

Скачать сейчас бесплатно

Узнать больше >

Отношения между подростками и сверстниками | Harbour Psychiatry & Mental Health

Изменения в физическом и когнитивном развитии подростков связаны с большими изменениями в их отношениях с семьей и друзьями. Семейные отношения часто перестраиваются в период полового созревания. Подростки хотят большей независимости и большей эмоциональной дистанции между собой и родителями. Подросток часто переключается на социальные взаимодействия и дружбу. Сюда входят друзья одного пола, группы друзей одного пола и группы друзей мальчиков и девочек. Половая зрелость вызывает интерес к свиданиям и сексуальным отношениям. В этой статье мы исследуем подростков и отношения со сверстниками, поскольку они связаны с концепциями эмоционального роста, такими как независимость и идентичность.

Отношения со сверстниками очень важны в подростковом возрасте. В это время, когда молодые люди развивают автономию от своих родителей, сверстники становятся важным источником социальной и эмоциональной поддержки. Отношение друзей подростков может иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Сильные привязанности к сверстникам могут улучшить благополучие молодого человека, в то время как проблемы в отношениях со сверстниками, такие как издевательства, могут иметь серьезные психологические, физические, академические и социально-эмоциональные последствия как для жертв, так и для преступников.

Социальная и эмоциональная зрелость взаимосвязаны. Таким образом, по мере того, как подростки становятся более эмоциональными, их отношения со сверстниками меняются, поскольку они становятся более уязвимыми и эмоционально близкими со своими сверстниками. Эта повышенная уязвимость и близость требуют большего доверия среди сверстников. Таким образом, в подростковом возрасте подростковые группы сверстников становятся все более важными, поскольку подростки испытывают большую близость в этих дружеских отношениях и, как результат, более приятные отношения со своими сверстниками. Подростки теперь обращаются друг к другу, а не к своим семьям, как к первой линии поддержки в моменты беспокойства или расстройства. Эта повышенная зависимость от дружбы — еще один способ, которым подростки демонстрируют свою растущую независимость.

Поскольку принятие группой сверстников становится очень важным, подростки могут изменить свою речь, одежду, поведение, выбор и действия, чтобы стать более похожими на своих сверстников. Это повышенное сходство между сверстниками обеспечивает им чувство безопасности и подтверждает их принятие в выбранную ими группу сверстников. Теоретик развития Эрик Эриксон описал этот этап развития как кризис идентичности и путаницы идентичности.

В подростковом возрасте происходит новое понимание себя. Это может включать изменения в этих представлениях о себе:

• Независимость . Это означает принимать решения для себя и действовать в соответствии со своими собственными мыслительными процессами и суждениями. Подростки начинают учиться решать проблемы самостоятельно. С более развитыми рассуждениями и интуитивными способностями подростки начинают брать на себя новые обязанности и получать удовольствие от своих собственных мыслей и действий. Подростки начинают думать и фантазировать о своем будущем и взрослой жизни (например, о колледже или профессиональной подготовке, работе и браке).

• Личность . Это определяется как ощущение себя или своей личности. Одной из ключевых задач подросткового возраста является достижение чувства личной идентичности и безопасного ощущения себя. Подросток чувствует себя комфортно и принимает более зрелое физическое тело. Они также учатся использовать собственные суждения и принимать решения самостоятельно. Когда это происходит, подросток обращается к своим собственным проблемам и начинает формировать представление о себе. Проблемы с формированием четкого представления о себе или идентичности возникают, когда подросток не может разрешить борьбу за то, кем он или она является как физическая, сексуальная и независимая личность.

• Самооценка . Это чувство, которое человек испытывает к самому себе. Самооценка определяется путем ответа на вопрос «Насколько я нравлюсь себе?» С началом подросткового возраста несколько обычным явлением является снижение самооценки. Это связано с изменениями многих тел, новыми мыслями и новыми способами мышления о вещах. Подростки более вдумчивы в том, кто они и кем они хотят быть. Они замечают различия в том, как они действуют, и в том, как, по их мнению, они должны действовать. Как только подростки начинают думать о своих действиях и характеристиках, они сталкиваются с тем, как они оценивают себя. Многие подростки придают большое значение привлекательности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts