кратко о сути, концепции, сколько максимально может длиться, что является хорошим результатом периода?
Подростковый возраст характеризуется своей нестабильностью и непредсказуемостью.
Порой родители сталкиваются с грандиозными изменениями в личности ребенка, переворачивающими взаимоотношения в семье с ног на голову.
Виной тому кризис подросткового возраста.
Содержание
- Что это такое?
- Немного истории
- Кратко о видах
- Идентичности
- Независимости
- Зависимости
- 3 фазы, которые проходит подросток
- Продолжительность: сколько максимально может длиться?
- Суть кризисного периода этого возраста
- Причины
- Признаки и симптомы
- Варианты протекания
- Новообразования
- Концепции в возрастной психологии
- По Эриксону
- По Выготскому
- По Эльконину
- Рекомендации родителям
- Ошибки родителей
- Отсутствие проявлений
- Видео по теме
- Заключение
Что это такое?
Подростковым кризисом называется переходный период от младшего школьного возраста к подростковому. В этот момент у ребенка происходит ряд значительных изменений на физиологическом и психологическом уровнях. Такой стремительный скачок в развитии часто приводит к ярким изменениям в характере и поведении ребенка.
Именно подростковый кризис в психологии по праву считается самым заметным и потенциально опасным в жизни человека. Но при правильном отношении и теоретической подкованности родителей, пройти данный период можно с минимальными потерями.
Больше информации о том, что это такое здесь.
Немного истории
Кризис подросткового возраста впервые описал американский психолог Стенли Холл. В начале 20-го века им была издана монография, в которой специалист вывел причины и следствия столь фундаментальных изменений в личности ребенка.
Так именно он обозначил данный возрастной период как переходное звено между детством и взрослостью.
Позже проблематикой кризиса отрочества занимались социлог М.Мид, психологи А.Фрейд и Л. И.Божович. Именно их работы создали базовые основы для понимания сути данного жизненного периода.
Кратко о видах
Подростковый возраст богат разнообразием поведенческих проявлений. На основании этого можно выделить несколько его разновидностей.
Идентичности
Именно в этом возрасте ребенок впервые начинает задумываться о своем предназначении и смысле жизни. Несостыковка желаний и потребностей способна привести к серьёзным эмоциональным проблемам. Также именно в это время у человека обостряется потребность самоопределения и вопросы о будущем.
Независимости
Данная форма кризиса зачастую наиболее заметна для окружающих, так как при её преобладании подросток склонен к неподчинению, несогласию со мнением взрослых. Такие дети порой склонны к проявлениям агрессивного и девиантного поведения.
Зависимости
При этой форме кризиса ребенок может казаться абсолютно спокойным и уравновешенным. Именно про таких детей родители впоследствии говорят, что у них не было никакого переходного возраста. Но это утверждение далеко от истины.
Такой ребенок панически боится выделяться из социума. Его послушность и безпроблемность связана не с осознанной порядочностью, а со страхом показаться неправильным, странным. Такие дети часто становятся изгоями в классе, так как неспособны к лидерским качествам.
Черты каждого из видов кризиса могут переплетаться в одном человеке. Например, ребенок с зависимой формой в отношении сверстников может проявлять яркое бунтарское поведение в отношениях с родителями.
3 фазы, которые проходит подросток
- Предкритическая (негативная). На этом этапе происходит слом прежних привычек, образцов поведения и мышления. Именно в этот момент кризис начинает набирать обороты.
- Кульминационная. Пик кризиса происходит в момент, когда старые устои полностью разрушены, а новые еще не успели полноценно образоваться. Именно здесь появляются экзистенциальные вопросы о смысле жизни, предназначении и идентичности. Продолжительность кульминационного периода во много зависит от условий среды вокруг ребенка.
- Посткритическая. На этом этапе новые структуры начинаю занимать образовавшуюся пустоту. Ребенок взрослеет, становится более сознательным, старается выстраивать отношения иначе. Всплески деструктивного поведения еще могут возникать, но со временем они сходят на нет.
Временные рамки всех трех фаз очень индивидуальны и условны
Продолжительность: сколько максимально может длиться?
Подростковый кризис может начаться в 11 лет, а закончиться в 18, но на практике возрастные границы очень размыты.
- Для девочек средняя продолжительность кризиса составляет период с 11 до 14 или даже 15-16 лет.
- Для мальчиков средняя продолжительность – с 12-13 до 18 лет.
Более раннее начало кризиса у девочек обусловлено в большей степени физиологическим компонентом. Девочки быстрее взрослеют, их организм развивается менее скачкообразно.
Средняя продолжительность кризисного периода у мальчиков на 1-2 года больше, чем у девочек. Помимо физиологических причин, на это влияет и чуть большее социальное давление на мальчиков по поводу самоопределения и поиска жизненного пути.
Не стоит опираться на возрастные рамки как на показатель. К примеру, Всемирная Организация Здравоохранения и вовсе обозначает подростковый возраст периодом с 10 до 20 лет. И такая трактовка имеет право на жизнь, так как имеют место случаи затяжного подросткового кризиса.
Но в здоровом варианте подростковый кризис заканчивается до 16-17 лет. К этому периоду в норме должны быть сформированы кризисные новообразования.
Суть кризисного периода этого возраста
Суть кризиса заключается во внутреннем конфликте между потребностями и возможностями подростка. Ребенок начинает ощущать себя взрослым, испытывает потребность в самореализации, но, по объективным причинам, не может быть полностью самостоятельным.
Внутреннее противоречие усугубляется гормональными вспышками и эмоциональной нестабильностью. Подростковые эмоции не соответствуют уровню раздражителя. Иными словами, то, что для взрослого кажется пустяком, для мальчика или девочки 15 лет кажется трагедией.
О сути кризиса, его проблемах и задачах читайте в этой статье.
Причины
Причины начала кризиса могут быть как внутренними, так и внешними. К внутренним можно отнести:
- Внутренний конфликт между потребностями и возможностями.
- Сильные эмоции, несоответствующие уровню раздражителей.
- Недовольство собой, заниженная самооценка.
Внешними причинами могут выступать:
- Трудные взаимоотношения в значимой группе сверстников.
- Непонимание со стороны родителей.
- Завышенные требования к ребенку со стороны родителей и учителей.
Сам по себе кризис является нормой развития личности. Названные причины могут лишь усугубить или смягчить его, но никак не отменить.
Подробнее о причинах подросткового кризиса рассказано здесь.
Признаки и симптомы
Начало кризиса легко заметить, но далеко не все родители верно его интерпретируют:
- Ребенок внезапно стал более закрытым и погруженным в себя.
- Ребенок, напротив, стал чрезмерно активным и общительным.
- У подростка чаще обычного начала проявляться вербальная и физическая агрессия.
- Произошел заметный спад в успеваемости по учебе.
- Изменились хобби и увлечения.
- Изменился круг общения (расширился или, напротив, сузился до полного отсутствия друзей).
При проявлении подобных симптомов родителям не стоит паниковать и бить тревогу
. Нужно внимательно следить за ситуацией и предпринимать здоровые меры при необходимости.Больше информации о симптомах подросткового кризиса вы найдете здесь.
Варианты протекания
В зависимости от личностных качеств подростка и характера социальной среды вокруг него, кризис может протекать в тихом или ярком виде.
Тихое протекание. В этом случае ребенок уходит в себя и неохотно идет на контакт. Возможен уход в фантазии, эскапизм. Такие подростки часто находят канал выхода эмоций в компьютерных играх или музыке. При этом интерес к прежним увлечениям обычно теряется, а круг общения сужается до минимума или полного отсутствия.
Но при этом, школьная успеваемость может оставаться на добротном уровне, что успокаивающе действует на родителей и учителей. Но это спокойствие может быть иллюзорно, потому как неизвестно, какие эмоциональные бури происходят в душе у подростка. С таким ребенком сложно наладить контакт, но он очень нуждается в этом.
Яркое течение. В этом случае подросток агрессивен, импульсивен, склонен к демонстративному поведению. Часто в этот период у него проявляются желания самовыражаться через внешний вид. Такие дети заметны, они становятся серьёзной трудностью для учителей и родителей. В значимой группе стремятся занимать лидерские позиции, а оценки в школе становятся хуже. В сложных случаях возможны прогулы и проявления девиантного поведения.
Новообразования
Сутью любого возрастного кризиса и его хорошим результатом является формирование новообразований – новых личностных черт, которых у человека не было ранее.
К новообразованиям подросткового кризиса относятся:
Ведущая деятельность – общение со сверстниками
. Если в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка является учеба, то у подростка на первый план выходит общение со сверстниками.Именно в нем на этом периоде человек удовлетворяет свою потребность в самореализации.
Развитие самосознания и способности к рефлексии. В этом возрасте ребенок начинает анализировать себя, свои поступки, свои жизненные ориентиры. Также в этот период во варианте нормы начинает сходить на нет детский эгоцентризм.
Внимание к противоположному полу. Именно в этот период у человека впервые проявляется интерес к интимной и эмоциональной близости. Отчасти это связано с процессом полового созревания, или пубертатным периодом, но с другой стороны это также является признаком психического взросления.
Развитие волевых качеств
Потребность в самоутверждении. Именно в подростковом возрасте у человека впервые появляется потребность в авторитет и статусе. Удовлетворение этой потребности происходит через общение в значимой группе.
Концепции в возрастной психологии
Существует несколько различных психологических концепций, в свете которых объясняется суть подросткового кризиса.
По Эриксону
Э. Эриксон говорил, что главным новообразованием подросткового возраста является формирование самоидентичности. Подросток начинает осознавать и связывать свой прошлый опыт со своим настоящим и будущим. Также он говорил о том, что именно в этот период формируется образ «Я» своими глазами и «Я» глазами других, что приводит к формированию более объективного взгляда на себя.
Больше о труде Э. Эриксона и его сути здесь.
По Выготскому
Отечественный психолог Л. С. Выготский значительный упор делал на формирование интересов в подростковом возрасте.
Он обращал внимание на то, что многие из увлечений и интересов, формирующихся в этот период, могут легко перенестись и во взрослую жизнь.
Также он выделял в виде важного новообразования развитие рефлексии и самосознания. По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом.
По Эльконину
Д. Б. Эльконин называл главным новообразованием отрочества именно ощущение взрослости. Человек в этом возрасте приходит к выводу о том, что между ним и взрослыми, его окружающими, нет никаких различий. И требует к себе соответствующего отношения. Именно на этом фоне и возникают конфликты и негативизм, так как взрослые продолжаю воспринимать его как ребенка.
Рекомендации родителям
Часто родители теряются, когда их ребенок столь стремительно меняется в своем поведении. Но первое, что нужно сделать – это принять факт того, что кризис не остановить. Его можно и нужно смягчать, оказывать поддержку ребенку.
Но сотворить чудо и полностью избавить сына или дочь от кризисных проявлений мама и папа не в силах.
Есть несколько рекомендаций, которые можно использовать при взаимодействии с подростком:
- Стараться быть другом, а не наставником. Это главное и основное правило. Подросток не будет честен в общении, если родитель пытается задавить его авторитетом. Но если мама и папа будут общаться с ребенком на равных, то шанс наладить контакт гораздо выше.
- Слушать ребенка. Правило, вытекающее из предыдущего. Подростку нужно, чтобы его чувства были услышаны безоценочно. Хотя бы в тот момент, когда он находится в них. Поэтому с советами следует быть очень аккуратными.
- Быть на стороне ребенка при возникновении конфликтной ситуации. Для подростка очень важно то, как он выглядит со стороны, что о нем думают. Поэтому ни в коем случае нельзя публично становиться на сторону «обидчика» в конфликтной ситуации, даже если родитель уверен, что его ребенок не прав. Лучше позже провести беседу наедине. Но в момент конфликта подросток должен чувствовать поддержку родителя.
Важно понимать, что из кризиса можно и нужно находить пользу. Чем больше принятия и понимаю подросток встретит, тем менее болезненным будет переход во взрослую жизнь.
Для налаживания эмоциональной связи с подростком подойдет любое совместное времяпрепровождение, которое придется по душе обоим участникам. Неважно, что именно это будет – совместный поход в кино, рыбалка, поездка в другой город и т.д. Важно понимать, что именно такое время в голове подростка формирует образ понимающего родителя. И с таким родителем он гораздо охотнее пойдет на контакт.
Ошибки родителей
- Попытки «задавить» агрессивные проявления подростка встречной агрессией.
- Попытки найти причины «плохого поведения» в воспитании.
- Таскание ребенка по врачам с целью найти психиатрические или неврологические причины нарушений поведения.
- Проецирование своего жизненного опыта на жизнь ребенка (бесконечные советы и наставления).
Отсутствие проявлений
Нужно помнить, что возрастной кризис рано или поздно проявится. Если в поведении ребенка нет видимых изменений, это может означать, что кризис протекает в скрытой и легкой форме. Но это не значит, что можно пустить процесс на самотёк и не интересоваться жизнью подростка.
Видео по теме
О кризисе подросткового возраста рассказывается в этом видео:
youtube.com/embed/HwpSyyTUOqs?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Заключение
Подростковый кризис, несомненно, является трудным периодом для самого ребенка и его ближайшего окружения. Именно поэтому так важно найти здоровый и поддерживающий контакт с подростком. В этом время семья должна стать для него местом, в котором его бурные эмоциональные реакции смягчаются, а вопросы о неопределенности будущего не давят столь сильно. И это под силу обеспечить любым любящим родителям.
Сообщение по обществознанию на тему»Психология подростков»
Психологические трудности в общении с подростками.
По достижению 10-летнего возраста подросшие дети начинают новую жизнь. С появлением первых изменений в физиологии начинает постепенно меняться поведение детей. Анализ психологии детей и подростков еще раз доказывает, что практически каждый год в жизни ребенка является определенной ступенькой в его развитии.
Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.
Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.
Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.
Изменения у подростков в 12 лет
12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.
Родителям не стоит паниковать от таких перемен, а лучше позаботиться о здоровье их подростка, приобрести ей натуральную косметику с отсутствием химии.
Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.
Рассвет подросткового периода
Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.
Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания. Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.
Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.
13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.
Ох уж эти детки!
Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний — совершенно разные вещи.
Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.
Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители. Именно в 12 лет многие родители начинают вести со своими детьми тонкую политику. Ребенку в 13 лет уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, — создать доверительные отношения с подростком.
Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.
Только таким способом каждый из нас проходил этап взросления. Необходимо вспомнить себя в этом возрасте. 12 лет – это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить. Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.
А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.
Влияние компании на подростка
Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?
А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.
Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.
Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.
Укрощение строптивой девочки
Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.
К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.
Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор. Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.
Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.
Родителям на этот период придется запастись терпением. Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.
Первые проявления личности
Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе. Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе. Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками. Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.
У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой. Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.
Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.
Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.
Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением. Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им. И ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.
У 12-летнего ребёнка практически сформирован характер. Он начинает ощущать свою значимость, самостоятельность. Но физические изменения не проходят бесследно: из-за них психика ребёнка может быть неуравновешенной, и, как следствие, это проявляется в излишней эмоциональности и агрессии.
12-летний возраст – начало пубертатного периода, которое не всегда проходит гладко. Что делать родителям? Давайте попробуем разобраться. Как правильно воспитывать 12-летнего ребенка ?
Воспитание 12-летнего ребёнка – это непросто. Именно то, как вы будете к нему относиться, и определит его будущее, его характер, отношение к себе и к социуму. Дети в этом возрасте впитывают всё, словно губка. Поэтому малейшее упущение, и ребёнок может выйти из-под контроля.
Что нужно делать родителям?
Понимать своего ребёнка, оказывать ему активную поддержку, уметь слушать и, конечно, иметь крепкие нервы. Будьте готовы к трудностям.
Как воспитывать мальчиков?
Не нужно бросать их на произвол судьбы. Лучше предупредите ребёнка о том, что в скором времени его организм начнёт меняться, заранее. Пусть он будет готов ко всему, это поможет ему легче принять то, что он становится взрослым. Раскрыв ребёнку все аспекты половой зрелости, вы сделаете абсолютно правильный выбор. Так он будет испытывать меньше переживаний.
Обычно в 12-летнем возрасте мальчики впервые влюбляются. Случается такое, что к объекту своей симпатии они испытывают не только влечение, но и агрессию. Родителям нужно помочь ребёнку разобраться со своими чувствами и объяснить, что девочки – это существа слабого пола, и они нуждаются в защите и нежности, а не в агрессии.
Что делать с девочками?
Идеальный вариант – взять под контроль воспитание дочери только маме. Мамы всегда близки со своими дочками, поэтому им будет проще объяснить ребёнку все особенности полового созревания. Расскажите девочке о менструации, о появлении вторичных половых признаков, пусть она будет готова к внутренним и внешним изменениям. Внушите ей, что это вполне нормально – она взрослеет и становится девушкой, тогда у вашего ребёнка не возникнет комплексов. Обязательно показывайте своим детям хороший пример. Не забывайте о том, что все черты своего характера и манеру поведения они копируют от вас.
Психология мальчиков и девочек 12 лет
Особенности психологии детей 12 лет, как мальчиков, так и девочек, не имеют ничего общего с психологией взрослых. Дети пока только взрослеют, готовятся вступить во взрослую жизнь, поэтому они часто начинают скучать по детству, тревожиться из-за приближающихся проблем. Бывает и такое, что они отдаляются от родителей или стараются вызвать у них негативную реакцию на своё поведение.
Психология детей 12 лет абсолютно непредсказуема. Иногда они ведут себя, как двухлетние. Не нужно обращать на это внимание. Терпение и поддержка помогут вам преодолеть этот сложный период в жизни подростка.
Насколько должен быть самостоятелен мальчик 12 лет? Какую свободу можно давать девочке?
Помните о том, что дети в этом возрасте должны быть под обязательным, но ненавязчивым контролем. На их поведение, мировоззрение может оказать негативное влияние социум. Дети часто берут всё самое плохое от сверстников, поэтому вам ненавязчиво нужно интересоваться их окружением и тем, как они проводят свободное время.
Симптомы кризиса у 12-летних детей
Кризис 12 лет – это и есть переходный возраст. Его симптомы неоднозначны. К ним относятся: снижение продуктивности, интереса к учёбе, к любимому занятию; негативное отношение к обществу, агрессия, нарушения дисциплины; появление различных комплексов, неуверенности в себе; неконтролируемое поведение.
У мальчиков в 12 лет переходный возраст начинается гораздо реже, чем у девочек. Обычно это происходит позже – в 14-15 лет. Родителям следует подготовиться к переходному возрасту у ребёнка и запастись терпением. Будьте всегда рядом, не отвечайте агрессией на агрессию, разговаривайте со своим чадом, и со временем всё обязательно наладится.
Вот 10 фраз, которые нужно
навсегда исключить из родительского лексикона:
1. Значит, так! Начинать разговор именно с этой фразы — большая ошибка. Такие слова в начале диалога вызывают одно желание — тут же начинать защищаться. А ведь родитель должен не нападать, а попытаться донести ребенку свою мысль
2. В моем доме!
В тот момент, когда твой ребенок появился на свет, этот дом стал его собственным. А эта ужасная фраза натолкнет подростка на мысль, что у него нет своего пристанища, где он может быть собой и ощущать себя в безопасности.
3. Мне не важно, что хочешь ты!
Такая фраза сразу скажет подростку о том, что и сам он не важен и не нужен. Она застрянет в его подсознании, и найти с ним общий язык в дальнейшем будет очень сложно.
4. Сделай прямо сейчас!
Такой приказ тут же вызовет противоположную реакцию. Эта фраза говорит о неуважении к делам и занятиям подростка, к его мнению. А если ты вобъешь своему ребенку в голову, что надо выполнять команды, то в его дальнейшей жизни на нем будут «ездить» все, кому не лень.
5. Мне не интересно, почему!
Если ты произнесешь эту фразу, то считай, что дальше подросток перестанет тебя слушать и замкнется в себе. Спроси лучше его о том, почему вышло так, а не иначе, и он пойдет навстречу. Попробуйте вместе придумать, как сделать так, чтобы его ошибка не повторялась.
6. Не дорос еще сам принимать решения!
Чем чаще ты повторяешь подростку, что он еще слишком мал, тем меньше ответственности он будет чувствовать за свои поступки. Если хочешь воспитать самостоятельную личность, которая отвечает за свои действия, то научись доверять ему и давать возможность некоторые решения принимать самому или хотя бы вместе с тобой.
7. Ты не имеешь права со мной так разговаривать!
Забудь о фразах, которые внушают подростку, что у него на что-то нет прав. Помни, в разговоре с ним, взрослый человек — именно ты, а значит и ответственность за размеренный и спокойный диалог полностью лежит на тебе, а не на нем.
8. Твое дело – только хорошо учиться!
Когда подросток слышит такие слова, то он понимает, что нужен только для того, чтобы родители им гордились. Но ведь никому не хочется, чтобы их любили только за достижения, а общались исключительно на тему учебы или работы.
9. Потому что я сказал!
Если подросток задает вопрос «Почему?», стоит на него ответить. В противном случае, твои просьбы, требования и утверждения – не больше, чем пустые слова. Предоставь подростку весомые аргументы и, возможно, он прислушается к твоему мнению.
10. Ты достал!
Независимо от возраста, ребенок должен чувствовать себя с родителями, как за каменной стеной. Бросаясь такой фразой, ты заставляешь его терять ту опору, которой ты для него являешься.
ФРАЗЫ,КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ ПОДРОСТКАМ
ОПИШИТЕ, ЧТО ВЫ ВИДИТЕ:
- Вот это да! Комната чистая!
- Ух ты! Постель застелена!
- Вот это да! Книги ровно лежат на полке!
- Я вижу, тебе очень нравится рисовать.
- Какие яркие краски ты используешь!
- Я вижу, что ты очень постарался!
- Я вижу, ты сам выбрал себе одежду!
- Я вижу, как аккуратно ты сложил свою пижамку.
- Я вижу, что ты сам убрал со стола!
ОПИШИТЕ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ:
- Мне так приятно заходить в такую чистую комнату.
- Я очень люблю заниматься и играть с тобой.
- Когда смотрю на яркие шарики на твоём рисунке, мне так радостно.
- Я так рада, когда ты дома.
- Я чувствую, что мы с тобой как одна команда.
- Мне очень приятно, когда ты так говоришь.
- Я так счастлива, что ты у нас есть.
- Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь.
ПОКАЖИТЕ ВЕРУ В РЕБЁНКА:
- Я тебе доверяю.
- Я в тебя верю.
- Я уважаю твоё решение.
- Это непросто, но у тебя обязательно получится.
- У тебя всё получается, если ты только захочешь.
- Ты всё верно делаешь.
- Ты всё правильно понимаешь.
- Как у тебя это получилось?
- Научи меня, как это у тебя получается.
- Ты делаешь это лучше чем я.
- У тебя получается это лучше чем у меня.
ПОБЛАГОДАРИТЕ ЗА ВРЕМЯ, ПРОВЕДЁННОЕ ВМЕСТЕ:
- Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе.
- Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра.
- С тобой очень интересно.
- Мне очень понравилось, как мы поиграли.
- Я рада, что ты дома.
- С тобой очень интересно и приятно играть.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА УСИЛИЯХ И СТАРАНИЯХ
- Как ты стараешься!
- Я вижу, ты очень много труда вложил в это.
- Я вижу, как сильно ты старался.
- Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!
- Получается очень здорово.
- Могу представить, сколько времени на это ушло!
- Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!
- Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!
- Твои труды привели к хорошему результату!
БЛАГОДАРИТЕ ЗА ПОМОЩЬ И ВКЛАД
- Спасибо больше тебе за то, что ты… (за конкретное дело).
- Спасибо за то, что ты сделал.
- Спасибо большое за твою помощь.
- Спасибо за твоё понимание.
- Это очень большая помощь для меня, спасибо.
- Ты мне так хорошо помогаешь!
- Благодаря тебе я всё закончила быстрее.
- Благодаря тебе у нас теперь так чисто.
Эмоциональное развитие: 2-летние дети
Авторизоваться | регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Может быть трудно следить за взлетами и падениями двухлетнего ребенка. В один момент они сияют и дружелюбны; следующий угрюмый и плачущий — и часто без видимой причины. Однако эти перепады настроения являются лишь частью взросления. Это признаки эмоциональных изменений, происходящих, когда ваш ребенок изо всех сил пытается контролировать действия, импульсы, чувства и свое тело.
Пределы тестирования
В этом возрасте ваш ребенок хочет исследовать мир и искать приключений. Они будут тратить большую часть своего времени на тестирование ограничений — своих, ваших и своего окружения. К сожалению, им по-прежнему не хватает многих навыков, необходимых для безопасного выполнения всего, что им нужно, и им часто требуется ваша защита.
Когда они переступают границы и отступают, они часто реагируют гневом и разочарованием, истерикой или угрюмой яростью. Они могут даже ударить, укусить или пнуть. В этом возрасте они просто плохо контролируют свои эмоциональные импульсы. Их гнев и разочарование, как правило, внезапно прорываются в форме плача, ударов или крика. Это их единственный способ справиться с трудными реалиями жизни. Они могут даже вести себя так, что непреднамеренно причиняют вред себе или другим. Это все часть того, чтобы быть двумя.
Эмоциональные вехи вашего двухлетнего ребенка
Открыто выражает привязанность
Выражает широкий спектр эмоций
Объект s к существенным изменениям в распорядке дня
Почему мой 2-летний -Старый ведет себя лучше с няней, чем со мной?
Есть няни или родственники когда-нибудь говорили вам, что ваш ребенок никогда не ведет себя плохо, когда о нем заботятся? Малыши нередко становятся ангелами, когда вас нет рядом. Они не доверяют этим другим людям настолько, чтобы проверить свои пределы. Но с вами ваш двухлетний ребенок готов попробовать вещи, которые могут быть опасными или трудными, потому что он знает, что вы спасете его, если это необходимо.
Тревога разлуки: как реагировать
Какая бы модель протеста у них ни сформировалась в конце первого года обучения, вероятно, она продлится какое-то время. Когда вы собираетесь оставить их с няней, они могут разозлиться и закатить истерику в ожидании разделение. Они могут скулить, скулить или цепляться за вас. Или они могли стать подавленными и молчаливыми.
Каким бы ни было их поведение, постарайтесь не слишком остро реагировать, ругая или наказывая. Лучшая тактика — заверить их, что вы вернетесь, а когда вы вернетесь, похвалить их за терпение, пока вас не было. Утешайтесь тем фактом, что к трем годам разлука должна пройти намного легче.
Повышение уверенности и поведения вашего двухлетнего ребенка
Чем увереннее и спокойнее чувствует себя ваш двухлетний ребенок, тем более независимым и послушным он будет. Вы можете помочь им развить эти положительные чувства, поощряя их вести себя более зрело. Постоянно устанавливайте разумные ограничения, которые позволяют им исследовать и проявлять свою любознательность, но ставьте черту перед опасным или антиобщественным поведением. Вскоре они начнут понимать, что приемлемо, а что нет.
Главное — постоянство. Хвалите его каждый раз, когда он хорошо играет с другим ребенком, или когда он кормит, одевает или раздевает себя без посторонней помощи, или когда он выполняет какое-либо действие самостоятельно. Когда вы сделаете это, они начнут радоваться этим достижениям и себе. По мере того, как их самооценка будет расти, у них сформируется представление о себе как о человеке, который ведет себя так, как вы поощряете, и негативное поведение исчезнет.
Помните
Поскольку двухлетние дети обычно выражают широкий спектр эмоций, будьте готовы ко всему, от восторга до ярости. Тем не менее, вам следует проконсультироваться с педиатром, если ваш ребенок кажется очень пассивным или замкнутым, постоянно грустным или очень требовательным и неудовлетворенным большую часть времени. Это могут быть признаки депрессии, вызванные либо скрытым стрессом, либо биологическими проблемами. Если ваш врач подозревает депрессию, он, скорее всего, направит вашего ребенка к специалисту в области психического здоровья для консультации.
- Последнее обновление
- 01.09.2022
- Источник
- Адаптировано из книги «Уход за ребенком и ребенком младшего возраста: от рождения до 5 лет», 7-е издание (авторское право © 2019 Американская академия педиатрии)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Вехи развития — ваш ребенок от 12 до 18 месяцев
Вехи развития — ваш ребенок от 12 до 18 месяцев | Беременность Рождение и ребенок начало содержания6-минутное чтение
Слушать
Каковы вехи развития у малышей?
К тому времени, когда дети достигают 12-месячного возраста, они считаются «малышами». Несмотря на то, что малыши могут различаться по размеру, форме и характеру, существуют четко определенные временные рамки, в течение которых большинство малышей достигают своих основных этапов развития.
Как и младенцы, малыши развиваются и достигают этих вех, когда чувствуют себя в безопасности и любимыми. Малышам также необходимо много сна и разнообразная здоровая пища. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок спал от 11 до 14 часов в течение 24-часового периода, включая продолжительный ночной сон и 1–2 коротких сна в течение дня.
Прочтите о потребностях малышей во сне.
Если у вас есть какие-либо опасения по поводу того, достигает ли ваш ребенок этих вех в течение ожидаемого периода, поговорите со своим врачом или детской медсестрой.
Вехи физического развития и навыков
Ваш малыш может встать без вашей помощи или другой поддержки в возрасте от 12 до 15 месяцев. Как только они могут стоять, они вскоре начинают исследовать больше.
Многие малыши начинают ходить самостоятельно в возрасте от 12 до 15 месяцев, но для других нормально начинать ходить в возрасте от 15 до 18 месяцев. С практикой они могут даже начать подниматься по лестнице или на мебель и начать бегать. Малыши очень заняты, активны и любопытны к миру, в котором они живут. В это время ваш малыш может начать танцевать на месте под музыку, пинать и бросать мяч, рисовать и кормить пальцами более эффективно в это время.
12–15 месяцев
В возрасте от 12 до 15 месяцев малыши многое узнают об окружающем их мире, тряся и стуча по предметам, складывая их в кучи или башни, а затем разбивая их на части.
Они могут указать на людей и вещи, которые они знают, когда вы спросите их.
Ваш малыш может начать пить из чашки и продолжать совершенствоваться в самостоятельном питании, подбирая пищу разных типов и текстур.
15–18 месяцев
К 18 месяцам большинство детей младшего возраста гораздо лучше контролируют движения рук и рук и могут попытаться помочь вам одеть их.
Ваш малыш может попробовать научиться пользоваться карандашом или ложкой или пить из чашки. Они также получат больший контроль над движениями, необходимыми для тех навыков, которые позволят им начать собирать очень маленькие предметы, такие как маленькие камни или части игрушек. Очень важно следить за тем, что подбирает ваш малыш, на случай, если он попытается это проглотить или засунуть в ухо или нос.
Эмоциональные вехи
В возрасте 12 месяцев у вашего малыша будет хорошо развита эмоциональная привязанность к людям, и он начнет проявлять к ним привязанность. Обычно примерно в 14 месяцев они начинают испытывать тревогу разлуки, когда боятся разлуки с вами.
Некоторые малыши начинают закатывать истерики.
12–15 месяцев
Ваш малыш начнет понимать, что чувствуют другие — например, он будет грустить, если кто-то рядом с ним грустит или плачет.
15-18 месяцев
Ваш малыш может начать осознавать себя и проявлять признаки смущения, если люди наблюдают за ним.
Вехи мышления и общения
В течение нескольких месяцев вы, наверное, замечали, что ваш ребенок как бы «лепечет». Теперь вы начнете слышать настоящие слова среди ворчания, кивков и тыканий. Примерно в 12 месяцев может быть 1 или 2 слова, а к 18 месяцам количество слов увеличивается до 6 и более.
К 18 месяцам ваш малыш будет знать назначение некоторых вещей, таких как телефоны и расчески.
12-15 месяцев
В возрасте от 12 до 15 месяцев ваш малыш также начнет:
- обнимать вас
- укажите на части тела или любимые вещи, когда вы называете их
- следуйте простым инструкциям — если вы попросите их дать вам что-то и протянете руку, они, скорее всего, сделают это
15-18 месяцев
В возрасте от 15 до 18 месяцев малыши могут узнавать свои имена. К 18 месяцам они могут понимать и выполнять простые инструкции, такие как принести что-то из другой комнаты, без необходимости жестов.
К 18 месяцам ваш малыш может узнавать себя в зеркале.
Прочтите о том, как помочь малышу научиться говорить.
Помощь в развитии вашего малыша
Чтобы помочь вашему малышу развиваться в этот период и достичь вех в нормальном диапазоне, вы можете:
- показать много тепла и любви с помощью объятий и поцелуев
- играть с ними, используя такие предметы, как блоки, пластиковые контейнеры и колышки, или части тела, например, в прятки
- играйте с ними притворно, например, притворяясь, что пьете чашку чая, или играете с куклами
- поговорите с ними — назовите вещи, которыми вы пользуетесь и с которыми контактируете, например, мебель, цвета и имена людей
- читать, петь потешки и петь песенки
- поощрять такие навыки, как пользование ложкой и питье из чашки (и понимать, что какое-то время это будет грязно)
- поощряйте их ходить и исследовать, но оставайтесь рядом, чтобы они чувствовали себя в безопасности
- поощряйте игры с другими детьми, но помните, что «совместное использование» — это еще не то понятие, которое они поймут (хотя «мое», безусловно, понятно)
- Кормите их разнообразной здоровой пищей, включая различные цвета и мягкую текстуру (например, вареные овощи или фрукты, яйца)
Читайте об играх и упражнениях.
Если вы обеспокоены
Вам следует обратиться к своему врачу или медсестре по уходу за ребенком, если к 18 месяцам ваш малыш не:
- наслаждается зрительным контактом или объятиями
- использовать любые отдельные слова
- следуйте простым инструкциям
- указать, помахать или использовать другие жесты
- есть «ролевые игры»
- прогулка
- ясно видеть или слышать
- сохраняют навыки, которые у них когда-то были
- замечает или кажется, что возражает, когда вы уходите или возвращаетесь
Прививки
В возрасте 12 месяцев вашему ребенку сделают прививки от кори, паротита и краснухи (MMR), пневмококка и менингококка ACWY.
В возрасте 18 месяцев они должны получить вакцину против кори, эпидемического паротита, краснухи и ветряной оспы (ветряной оспы) (MMRV), дифтерии, столбняка, коклюша и Hib (Haemophilus influenzae типа b).
Узнайте больше об австралийской программе вакцинации.
Источники:
Центры по контролю и профилактике заболеваний (Важные вехи: Ваш ребенок в восемнадцать месяцев) , Департамент здравоохранения (Расписание Национальной программы иммунизации) , Сеть «Воспитание детей» (12-15 месяцев: развитие малыша) , Сеть «Воспитание детей» (Тревога разлуки у детей) , Сеть «Воспитание детей» (15-18 месяцев: развитие малыша) , Тресильан (Урегулирование: от 1 до 3 лет) , Департамент образования и обучения штата Виктория (Здоровье и развитие Вашего ребенка — от рождения до 6 лет) , Фонд здоровья сна (Сколько вам действительно нужно спать?)Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.
Последнее рассмотрение: ноябрь 2021 г.
Наверх
Связанные страницы
- Вехи развития — ваш ребенок в 3 года
- Вехи развития — ваш ребенок в 4 года
- Вехи развития — ваш ребенок в 5 лет
- Вехи развития — ваш ребенок от 18 до 24 месяцев
Нужна дополнительная информация?
Развитие ребенка от 4 до 8 месяцев I Начальные блоки
Получите достоверную информацию об этапах развития вашего ребенка в возрасте от 4 до 8 месяцев.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Развитие ребенка от рождения до 4 месяцев | Стартовые блоки
Факты для молодых родителей об этапах развития от рождения до 4 месяцев.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Узнайте о развитии детей | StartingBlocks.gov.au
Получите достоверную информацию об этапах развития вашего ребенка от рождения до 5 лет.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Вехи развития ребенка | Сеть «Воспитание детей»
Младенцы развиваются через отношения и игру. Вехи развития отслеживают изменения у младенцев по мере того, как они учатся двигаться, видеть, слышать, общаться и взаимодействовать.
Подробнее на сайте raisingchildren.net.au
Развитие ребенка от 8 до 12 месяцев I Начальные блоки
Узнайте об основных этапах развития вашего ребенка в возрасте от 8 до 12 месяцев.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Ролевое моделирование — Нгала
В детском возрасте происходит много замечательных вех развития, и вы будете удивлены, как быстро они растут
Подробнее на сайте Ngala
Развитие ребенка от 1 до 2 лет I Начальные блоки
Узнайте об основных этапах развития вашего ребенка в возрасте от 1 до 2 лет.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Развитие ребенка от рождения до 12 месяцев | Стартовые блоки
Факты для молодых родителей о важных этапах развития от рождения до 12 месяцев.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Развитие ребенка от 2 до 3 лет | Стартовые блоки
Факты для молодых родителей о важных вехах развития от 2 до 3 лет.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Развитие ребенка от 8 до 12 месяцев I Начальные блоки
Факты для молодых родителей о важных этапах развития в возрасте от 8 до 12 месяцев.
Подробнее на сайте Starting Blocks
Отказ от ответственности
Pregnancy, Birth and Baby не несет ответственности за содержание и рекламу на внешнем веб-сайте, на котором вы сейчас находитесь. вход.
ОКНужен дополнительный совет или руководство от наших медсестер по охране здоровья матерей и детей?
1800 882 436
Видеовызов
- Связаться с нами
- О нас
- Темы от А до Я
- Средство проверки симптомов
- Сервисный поиск
- Подписаться на рассылку новостей
- Ссылка на нас
- Информационные партнеры
- Условия использования
- Конфиденциальность
Беременность, роды и ребенок финансируется правительством Австралии и управляется Healthdirect Австралия.
Информация и советы по беременности, родам и ребенку разрабатываются и управляются в рамках строгого рамки клинического управления.
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Политика конфиденциальности и Применяются Условия использования.
Healthdirect Australia признает традиционных владельцев страны по всей Австралии и их постоянные связь с сушей, морем и обществом. Мы отдаем дань уважения традиционным владельцам и старейшинам, как прошлым, так и подарок.
Эта информация предназначена только для вашего общего ознакомления и использования и не предназначена для использования в качестве медицинской консультации и не следует использовать для диагностики, лечения, излечения или предотвращения каких-либо заболеваний, а также для терапевтических целей. целей.
Информация не является заменой независимой профессиональной консультации и не должна использоваться в качестве альтернативы профессиональное здравоохранение.