Агрессия – причины, симптомы, последствия, лечение
Что такое агрессия
Агрессия – это довольно сложная и разрушающая эмоция, которая пагубно влияет не только на человека, проявляющего ее, но и окружающих людей. С точки зрения психологии агрессия – это качество личности, которое выражается в действиях и поступках, направленных на причинение вреда как окружающим, так и самому себе.
Агрессия личности проявляется раздражительностью, враждебностью, нанесением физических травм, причинением вреда себе и обществу.
Агрессивные люди обычно очень раздражительны, обидчивы и часто злятся. Причиной гнева могут стать спонтанные ситуации. В этом случае человек злится на сам факт возникновения этой ситуации и что она препятствует достижению его цели. Он не вникает в то, была ли ситуация создана специально или возникла по неосторожности. В такие моменты человек освобождается от отрицательной энергии, которая по какой-либо причине наполнила его. В этом и состоит суть агрессии.
Причины возникновения агрессии
В целом, проявление агрессивности рассматривается как готовность человека к враждебному поведению. Она не является врожденной, а скорее трактуется как приобретенная в процессе взаимодействия с обществом. Появление агрессивности – довольно сложный процесс, в котором задействовано много различных факторов.
Чаще всего, враждебное поведение формируется в детстве под влиянием окружения, родителей, родственников, сверстников. Ребенок «учится» агрессии, наблюдая, как люди вокруг него проявляют гнев и ненависть и смотрят, к чему это приводит на примере кого-то из окружения ребенка. Если результат от проявления агрессии положителен, то такое поведение закрепляется в памяти ребенка, как инструмент манипуляции для достижения любых целей. Впоследствии оно становится причиной агрессии во взрослом возрасте.
Факторы возникновения
Зачастую, агрессивность появляется, если кто-то пытается нарушить безопасность физического или психологического личного пространства человека.
Однако она не бывает беспочвенной. Существует большое разнообразие факторов возникновения агрессии.- Ситуативные факторы. К ним относятся воздействия внешней среды. Это могут быть температурные или климатические воздействия; неприятные или болевые ощущения, связанные с теснотой, давкой, шумом и/или запахами; культурное влияние; воздействие алкоголя или наркотических веществ; сдерживаемая внутри злость.
- Личностные факторы. Их второе название – персональные факторы, так как к ним относятся внутренние мысли человека, его эмоции, сфера в которой он находится. Чаще всего выделяют следующие виды персональных факторов возникновения агрессии: повышенная тревожность, враждебность, склонность к депрессии; низкая самооценка; неадекватная оценка своих способностей; трудности в общении, склонность к привязанности к конкретному человеку; Наличие каких-либо психических расстройств.
- Социально – психологические факторы. К этим факторам агрессивности относятся те, которые формируются в социальных группах. Это уровень развития страны и проживания в ней; пропаганда насилия в средствах массовой информации и обществе в целом; низкое социальное положение; зависимость от социальных выплат и пособий.
- Поведенческие факторы. Под словом «поведенческие» подразумевается, что эти факторы связаны с поведением и действиями, которые создают трудности для нормального контакта с окружающими. Они включают в себя: бесцельно проведение свободного времени; отсутствие желания что-либо делать и стремиться к большему; вандализм; антисоциальная деятельность, повлекшая за собой судимость.
Формы проявления агрессии
К формам проявления агрессии относятся ярость, гнев, раздражение, злость, ненависть. Чаще всего эти чувства являются неконтролируемыми и, соответственно, несут опасность для окружающих. Каждое из этих основных чувств проявляется следующими формами:
- Яростью – состоянием, максимально близким к агрессии. Без ярости агрессия невозможна.
- Раздражение – минимальное проявление агрессии, свидетельствующее о возможном ее начале.
- Злость – более выраженное проявление агрессии и при этом более частое, чем раздражение. Тот, из-за кого возникла злость, т.е. предмет злости больного всегда выражен сильнее остальных по своему содержанию и природе.
- Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Зачастую, ненависть может быть чертой характера, но она также быстро укореняется и приобретает хронический характер.
Наша социализация основана на балансе между процессами возбуждения и торможения в корковых нейронных сетях. Агрессия появляется у людей, которые физически потеряли функциональность некоторых структур мозга, отвечающих за процессы торможения-возбуждения. Как следствие, во время действия раздражителей, возбуждение преобладает, а процесс торможения очень сильно опаздывает и влияет слабо.
Психологическая основа агрессии – это малая способность человека к самоконтролю и саморегуляции, зависимость от обстоятельств, неустойчивая самооценка. В данных случаях агрессия является способом снятия напряжения при эмоциональных и умственных нагрузках.
Симптомы проявления агрессии
Проявления агрессии крайне многочисленны и разнообразны. Они определяются формой агрессии. Данное поведение имеет несколько компонентов:
- Эмоциональный компонент – проявляется как возникновение отрицательных эмоций: отвращение, гнев, злоба, презрение, ненависть.
- Познавательный компонент – представлен как понимание и осмысление ситуации, формирование спланированного и обоснованного мотива для агрессии и выделении объекта.
- Волевой компонент – целеустремленность и решительность в проявлении агрессии.
Классификация агрессии
Агрессия в психологии классифицируется по нескольким признакам:
По направленности:
- Аутоагрессия – направленна конкретно на себя. Характерными признаками являются саморазрушающее поведение и самоуничтожение.
- Гетеро агрессия – направлена на окружающих. Находит выход в оскорблениях, угрозах, ругани и физическом насилии.
По причине появления:
- Реактивная агрессия – выявляется в виде ответной реакции на раздражитель.
- Спонтанная агрессия – возникает при влиянии внутренних импульсов без особой причины.
По целенаправленности:
- Мотивированная – агрессия, спланированная заранее с целью нанесения ущерба и вреда объекта.
- Немотивированная – агрессия, не обусловленная внешней причиной. Зачастую является проявлением синдрома хронической усталости, психических расстройств и астенического синдрома. Также проявляется при употреблении алкоголя и психоактивных веществ и их лишения
- Инструментальная – агрессия, при помощи которой достигают определенного результата, как, к примеру, ребенок, агрессивно требующий покупки игрушки.
По открытости:
- Косвенная – обращена не на раздражитель, а на иные объекты, на которые агрессию срывать удобно и безопасно. Как пример, срывание злости на свою семью без видимой причины.
- Прямая – направлена на сам раздражитель, вызывающий тревогу. Проявляется в открытом хамстве и применении физического насилия.
По форме проявления:
- Физическая – прямое использование силы для нанесения морального\физического ущерба объекту.
- Вербальная – синонимами является речевая или языковая агрессия. Реализуется в словесной форме, в оскорблениях, угрозах.
- Экспрессивная – реализуется невербально, с помощью интонации голоса, жест и мимики.
По выраженности:
- Активная – это прямая агрессия, выбор отчаянных или сильных личностей, которые понимают все риски. Выступают прямыми агрессорами, которые могут получить активный ответ.
- Пассивная – скрытая агрессия, замаскированная под заботу и внимательность. Может вызвать у объекта неприятные эмоции. Как стыд, раздражение, ощущение глупости и вину за свои слова или действия. Данная агрессия ещё хуже, чем активная и открытая, ибо придраться к «заботе» со стороны агрессора не выйдет.
Осложнения и последствия агрессии
Проявления агрессии могут наблюдаться после употребления алкоголя, что дает клевету, ругань, издевательства, насилие. Данные состояния обычно заканчиваются вместе с погружением в сон, однако, после вновь повторяются.
Чрезмерная агрессивность может проявляться в психозе – параноидальная шизофрения и др. У пожилых людей агрессия проявляется в рамках начинающегося слабоумия, как болезнь Альцгеймера. Агрессию зачастую сопровождают иные симптомы, связанные с тревогой, раздражением, концентрацией мышления, речи, внимания, нарушениями памяти, а также с депрессией, расстройством сна и галлюцинациями. Во взрослом состоянии имеется риск развития девиантного поведения, социальной дезадаптации. Подростки при запущенной агрессии зачастую могут наносить себе или окружающим увечья, и предпринимать попытки суицида.
Когда обращаться к врачу
Если человек постоянно ссорится с окружающими на ровном месте, находя даже малейший повод или не может себя контролировать во время конфликтов, а после на протяжении долгого времени не может успокоиться, то стоит незамедлительно обратиться к специалисту во избежание пагубных последствий.
Диагностика агрессии
Чаще используется опросный метод изучения агрессии. Это различные тесты на агрессивность. Многие опросники созданы так, чтобы люди, которые их проходят и не догадывалось о заинтересованности в их агрессии. Количество совпадений ответов в опросниках с ключами позволяет выявить степень и форму агрессии.
Также весьма широко используется методика Басса-Дарки. После ответа на вопросы и их обработки они оцениваются по шкале, относящейся к показателям агрессии. Данный тест позволяет наиболее точно охарактеризовать личность. Для детей методики существенно отличаются. Используются проективные методики, наблюдение по разработанной программе, опросники и беседы.
Лечение агрессии
Если агрессия проявляется эпизодически, и пациент может её контролировать, то допускается отсутствие контроля медикаментозного лечения. Если пододобные приступы происходят очень часто и вам сложно это контролировать, то необхолимо провести психокоррекцию поведения, что позволит научиться сдерживать агрессию.
При большом желании можно самостоятельно провести коррекцию своего поведения без помощи специалиста. Естественно, это не будет работать, если агрессия является симптомом психологических патологий, таких как шизофрения, эпилепсия, психопатия, острый психоз, и некоторые зависимости типа алкоголизма и токсикомании. В основе самостоятельного лечения лежит смена восприятия ситуаций в жизни и сложившихся установок, которые в дальнейшем позволят контролировать агрессию и раздражение.
Изначально устанавливаются причины агрессивного поведения. Анализируются ситуации, в которых проявляется агрессия. Зачастую имеет смысл поменять объект, к примеру, общение с раздражающим коллегой на работе. Желательно не контактировать с людьми, которые заставляют вас злиться и вызывают «токсические» ситуации. Прекрасным способом, с помощью которого можно управлять гневом являются медитация, дыхательные техники и прочие техники релаксации. Опережать приступы агрессии, можно, отдалившись от источника раздражения под любым предлогом. Эффективным способом управления гневом является, также, физическая разрядка — выполнение упражнений в высоком темпе, которое усилит выработку адреналина. Периодически стоит применять легкие успокоительные лекарства растительного происхождения, такие как как валерьяна и настойка пустырника.
Проявления агрессии, имеющие патологический источник чаще регулируется медикаментозной терапией, где рассматривается применение сочетание нейролептиков и бензодиазепинов.
Среди всех лекарств, борющихся с агрессией, можно выделить несколько групп, где каждое имеет свое применение:
Нейролептики используются как для однократного приема при приступе агрессивности, так и для постоянного приема при лечении болезней, сопровождающих агрессивное поведение.
- Транквилизаторы могут назначаться короткими курсами, оказывать более мягкое действие, чем нейролептики. Используются при несильной агрессивности, вызванной расстройствами и переутомлениями.
- Нормотимики назначаются для планового длительного лечения агрессивности. Их действие направлено на восстановление баланса между процессами торможения в структурах мозга и возбуждением.
- Антидепрессанты используются при раздражительности на фоне невротической, эндогенной и органической депрессии.
- Ноотипы и нейрометаболические средства широко используются для укрепления психики и улучшения когнитивных функций. Обладают особой эффективностью при агрессии, вызванной переутомлением.
+7 (495) 121-48-31
Профилактика агрессии
Прежде всего, профилактика должна проводиться с раннего возраста. В ее основе должны лежать доверительные и гармоничные отношения между ребенком и родителями, формирование правильных отношений в детских коллективах (садик и школа), своевременная коррекция агрессивного поведения до момента его закрепления психологически.
Список литературы:
- Отто Фридманн Кернберг, «Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии».
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»).
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.
- Марина Бутовская. Истоки человеческой агрессии.
- Ильясов, Ф. Н. О соотношении агрессии и страха.
Как справиться с агрессией | Forbes Life
Как справиться с гневом, злостью и раздражительностью без вреда для себя и окружающих людей? Специально для Forbes Life гештальт-терапевт, супервизор и консультант YouTalk Валентин Оськин рассказывает, какие способы помогают выявлять агрессию, контролировать и избавляться от нее
Как распознать агрессию
Закончили чтение тут
Прежде чем говорить о том, как распознать агрессию, особенно свою собственную, стоит узнать, что это такое. В большинстве определений можно отчетливо увидеть, что агрессия — это всегда нечто деструктивное, злое, ужасное, разрушительное. Понятия «агрессия», «злость», «гнев», «ярость», «ненависть» часто воспринимаются как равные по значению. Например, говоря, что «человек агрессивен», имеют в виду, что человек испытывает эмоцию злости. Злость — это эмоция, которая осуждается в обществе, а вместе с ней осуждается и агрессия. Агрессию, ставя в равенство со злостью и насилием, не только осуждают, но и пытаются побороть, часто не проясняя смысла агрессии. Но в психологии агрессия не считается чем-то априори плохим.
Агрессия — это порыв, направленный на удовлетворение своих потребностей
В психотерапии, в частности в гештальт-подходе, агрессии уделяется много внимания. Принято считать, что здоровая агрессия — это активность, импульс, порыв, направленный на удовлетворение своих потребностей. Когда потребность не удовлетворяется, если человек не может получить желаемое никакими способами, появляется нездоровая агрессия, выражающаяся в насилии и разрушении. Более того, обычно человек, умеющий распоряжаться своей агрессией, осознающий ее как импульс не к разрушению, а к достижению желаемого, будет более удовлетворен своей жизнью, чем тот, кто боится своей агрессии, подавляет и осуждает ее.
Как опознать собственную агрессию? Агрессивным поведением считается любое поведение, направленное на удовлетворение потребностей — просьба уступить место, объятия, выражение злости, отстаивание своих интересов. Пока человек жив, у него есть потребности и необходимость их удовлетворять, и все, что человек делает для этого, он делает благодаря агрессии. Таким образом, агрессию внутри себя можно опознать по импульсу, порыву, движению к чему-то.
Материал по теме
Принято разделять агрессию по способу проявления на активную и пассивную:
- Активная агрессия обычно достаточно очевидна: человек явно говорит о своих желаниях, планах, потребностях. Такой человек берет то, что ему нужно, и отказывается от того, что не нужно. У него хорошо выстроены границы с другими людьми, он не позволяет использовать себя и сам несёт ответственность за свою жизнь.
- Пассивная агрессия сложнее и изощреннее. Она появляется в результате того, что человек научен подавлять свою агрессию, осуждает, стыдится. Пассивно-агрессивный человек не показывает свои потребности (часто он сам их не понимает и не осознает, боится). Однако потребности от этого никуда не деваются, и организм все равно пытается удовлетворить их. И поскольку прямо это сделать невозможно, он будет их удовлетворять иными способами: прокрастинировать, отказываться от своих интересов и потребностей, обесценивать себя или окружающих, разрешать другим людям пользоваться собой, бояться отказать.
Как контролировать гнев
Если агрессия — это импульс к удовлетворению потребности, то злость — это частный случай агрессии. Злость — сильное и обычно неприятное чувство. Его сложно не заметить. Ощущения, возникающие при появлении злости, описывают как бурящий в груди поток, жар, пар из ушей, рвущийся наружу вулкан. Когда человек злится, его лицо напряжено, появляется характерная гримаса, взгляд становится колким, холодным, прищуренным или, наоборот, распахнутым. Чтобы понять, как справиться с агрессией и злостью, нужно разобраться в их механизме.
Функция злости — показать, что происходит что-то неправильное: нарушение границ, угроза тому, что важно для злящегося человека. Злость заставляет человека собраться, ощутить свои силы, и, если человек в хорошем контакте со своей злостью, помогает выбрать направление и действовать. В злости всегда хочется выбрать кратчайший путь решения, буквально выплеснуть ее наружу. Именно в этом и состоит опасность злости для тех, кто не умеет ею управлять, — слишком велик риск сделать что-то неправильное и непоправимое.
Гнев — это сильная злость, длящаяся во времени, возникающая обычно тогда, когда злящегося человека не слышат, не хотят слышать, активно не уважают. Гнев — это способ выражения злости, выражающийся в громких криках, особом выражении лица, топанье ногами, размахивании руками. Гнев нужен, чтобы напугать оппонента, заставив его таким образом себя уважать.
Пожалуй, лучший способ контролировать гнев — осознавать свою злость, говорить о ней
Если же гнев не прекращается, он может перейти в ярость и даже ненависть как высшую форму выражения злости. Обычно именно в этих случаях люди совершают насилие. В таком состоянии человек почти не осознает своих действий, бесполезно его уговаривать, а остановить его можно только превосходящей силой.
Пожалуй, лучший способ контролировать гнев — осознавать свою злость, говорить о ней, не доводя до гнева. Но это возможно далеко не всегда. Важно понимать: гневающийся человек становится очень нечутким, сильная злость даже притупляет чувство боли. Это биологически обосновано — гнев нужен в первую очередь как средство защиты, быстрое и действенное. Гнев подавляет интеллектуальные процессы, ведь когда грозит опасность, нет времени на раздумья. Гневающемуся человеку тяжело думать, смотреть на ситуацию со стороны, он почти не способен воспринимать разумные доводы, как свои внутренние, так и со стороны других. Но бороться с приступом агрессии можно.
Что может помочь: дыхательные техники, например «дыхание по квадрату», техники мышечной релаксации вроде «релаксации по Джекобсону». Эти техники не требуют обдумывания, они быстры в использовании и чрезвычайно эффективны, когда необходимо снизить интенсивность эмоций. Но главное — успеть осознать свой гнев и начать принимать меры по снижению его интенсивности до приемлемой злости и даже раздражения, что позволит более рационально принимать решения и совершать поступки.
В межличностных конфликтах гнев часто сходит на нет, когда люди показывают, что уважают оппонента и его права, и видят ответное уважение.
Материал по теме
Случается так, что у людей происходят немотивированные вспышки ярости и приступы гнева. Здесь проблема может крыться в психических причинах — например, такое свойственно людям, которые держат свои эмоции под тотальным контролем, они мгновенно переходят от раздражения к ярости и гневу. В этом случае можно обратиться к психологу.
Также причина может быть биологическая — ряд заболеваний могут провоцировать такие вспышки. В этом случае необходимо врачебное вмешательство.
Как здраво реализовывать свою агрессию
Нужно пытаться не избавиться от агрессии, а найти возможности реализовать ее. И лучший способ реализовать свою агрессию заключается в том, чтобы чаще задавать себе вопросы «чего я хочу сейчас» и «в чем я нуждаюсь» и предпринимать необходимые действия для достижения этого. Однако часто люди самостоятельно прерывают свой путь к удовлетворению потребностей, и тогда получается что-то из нижеследующего:
- Человек не понимает чего хочет
Он чувствует раздражение, тревогу, но не понимает почему. Чтобы с этим справиться, придется много спрашивать себя, пробовать, рисковать и встречаться с новым опытом. И это не просто делать.
- Человек убежден, что то, чего он хочет, плохо и неправильно
Или, хуже того, что хотеть этого — уже неправильно и ужасно. Любой прорыв такой запретной потребности будет вызывать злость, гнев и осуждение как по отношению к себе, так и к другим. Здесь помогает развитие критического мышления, выделение своих собственных ценностей и постепенное замещение ими ранее присвоенных убеждений, привнесенных извне.
- Человек почему-то отвергает свою потребность или эмоцию, но видит ее в другом
Например, человек хочет разозлиться, но запрещает себе это делать. Тогда он будет видеть злыми и раздраженными других людей, не замечая своей злости.
- Человек все знает про себя, осознает свою потребность, но не решается действовать
Тогда он раздражается и злится, чаще всего сам на себя. Здесь поможет осознание того, что заставляет выбирать останавливаться, в то время когда надо действовать.
- Человек делает для других то, в чем нуждается сам
А если они не принимают его действия, сильно разочаровывается и злится. Важно осознать этот механизм и признать свои потребности.
Как справиться со злостью экологично
Говоря об экологичных способах справляться со злостью, важно помнить, что злость бывает первичная и вторичная: первичная проявляется как реакция на прямую угрозу, нападение. И здесь нет другого пути, кроме как защищать себя всеми доступными способами.
Вторичная злость — реакция на свои собственные эмоции, защита себя от них. Обычно злость защищает нас от страха, вины, стыда, обиды, унижения, отвращения и боли. Здесь важно попытаться осознать эти эмоции и обсудить их с тем, кто нанес оскорбление или обиду. Можно сказать прямо: «Я сейчас на тебя злюсь».
Необязательно говорить о злости: «Твои действия меня пугают, остановись», «Ты сильно меня обижаешь и делаешь больно, не делай так со мной». Дело в том, что, сказав человеку про свою злость, мы вызовем у него ответную злость (это защитный эволюционный механизм), и договориться уже будет сложнее. Но если сказать о тех чувствах , что злость прячет, есть высокие шансы получить сочувствие и понимание.
Материал по теме
Если злость постоянная, ее сложно контролировать, она не мотивирована ничем, и это не является медицинской проблемой, имеет смысл обратиться к профессиональной помощи психолога. Если же такой возможности нет, стоит задать себе следующие вопросы:
- Если ли сейчас в моей жизни длительные, фоновые процессы, которые меня давно беспокоят, пугают, не удовлетворяют, болезненны для меня? Это может быть все что угодно — здоровье, отношения, деньги, работа.
- Могу ли я как-то повлиять на это?
- Делаю ли я достаточно для того, чтобы справиться с этими трудностями?
- Что еще я могу предпринять?
- Что меня останавливает?
- Если я решу ничего с этим не делать, то что заставляет меня сделать такой выбор?
- Если я решу изменить это, что может помочь мне совершить такой выбор?
Как справляться с агрессией, направленной на себя
Самобичевание, внутренний критик — это по своей сути злость, обращенная не на внешний объект, а на самого себя. О том, как справляться с таким отношением к себе, написано много литературы, но суть сводится к следующим пунктам:
- Узнать функцию критика (обычно это защита от негативного опыта прошлого).
- Учиться разделять «могу», «хочу», «надо», «должен/должна».
- Учиться замечать свои потребности.
- Активно удовлетворять свои потребности наиболее подходящими способами.
- Самостоятельно нести ответственность за свою жизнь и выбор.
Агрессия, злость, гнев, ярость — не одно и то же. И чтобы справляться с этими чувствами, необходимо увидеть эту разницу. Перестать осуждать свою злость, перестать подавлять агрессию. Признать в себе агрессивную часть, разрешить злиться, учиться прямо говорить о своих желаниях или недовольствах и действовать в соответствии со своими потребностями и ценностями. Это трудный путь, поскольку придется не только преодолеть внутренние преграды, но и реакцию других людей на свои изменения. В конечном итоге в окружении такого человека остаются только те, кто ценит и любит его и кого он любит и ценит сам.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Некоторые вещи, которые, по мнению психологов, они знают об агрессии и насилии
Кларк Макколи
Профессор психологии, Колледж Брин Мор; содиректор Центра изучения этнополитических конфликтов Соломона Аша Пенсильванского университета; Грантополучатель HFG
Эта статья была опубликована в Teaching About Violence , весеннем выпуске The HFG Review, , публикации Фонда Гарри Франка Гуггенхайма, в которой подробно рассматриваются темы насилия.
В психологии агрессии и насилия ключевое значение имеют два различия. Первая — это импульсивная агрессия против инструментальной, а вторая — индивидуальная агрессия против групповой. Донесение этих фундаментальных понятий до учащихся необходимо для обучения психологии межгрупповых конфликтов и геноцида, когда цена человеческой агрессии является самой высокой.
Импульсивная агрессия отличается от инструментальной агрессии
Психологи понимают под агрессией поведение, направленное на причинение вреда другому представителю того же вида, и большинство психологов различают импульсивную и инструментальную агрессию. Импульсивная агрессия (также известная как раздражительная, гневная или экспрессивная агрессия) характеризуется сильными эмоциями, особенно гневом, и направлена на причинение вреда другому человеку. Инструментальная агрессия круче, и обида, нанесенная другому, не является самоцелью, а лишь средством для достижения какой-то другой цели. Агрессия при грабеже, например, направлена на получение денег жертвы; агрессия против Ирака Саддама Хусейна направлена на отпор агрессору.
Конечно, конкретный случай агрессии может включать как импульсивную, так и инструментальную агрессию, например, когда родитель шлепает ребенка за то, что он вышел на улицу. Шлепание может быть направлено на то, чтобы удержать ребенка на улице в будущем (инструментальная агрессия), но может одновременно выражать страх и гнев родителя в ответ на опасность и непослушание ребенка (импульсивная агрессия). Хотя чистые случаи импульсивной или инструментальной агрессии могут быть редки, часто полезно спросить о конкретном случае агрессии, является ли она преимущественно импульсивной или инструментальной. Исследования агрессии у детей, например, показали, что полезно отличать реактивную (импульсивную) агрессию от проактивной (инструментальной).
Социологи и криминалисты, изучающие насильственные преступления, также начинают использовать это различие. Психопаты — это люди с дефектными эмоциями; они не испытывают нормального уровня стыда, вины или страха. Возможно, в результате этого дефекта у них также слабые и преходящие социальные привязанности; они относятся к другим людям как к объектам. Психопаты проявляют преимущественно инструментальную агрессию, так как используют агрессию холодно, как средство управления другими. Они, скорее всего, будут продолжать агрессивные действия, несмотря на осуждение и наказание, и они преобладают в тюрьмах.
По сравнению с инструментальной агрессией, импульсивную агрессию легче сдерживать, или, по крайней мере, меньше рецидивов преступлений, связанных с гневом. Человек, который убивает в гневе в драке в баре, с меньшей вероятностью убьет снова, чем человек, который убивает при ограблении. Точно так же оказывается, что мужчины, которые в гневе нападают на своих партнерш или детей, с большей вероятностью бросят курить, чем те, кто холодно использует агрессию как средство контроля над окружающими. Имеются также данные о том, что импульсивная агрессия, а не инструментальная агрессия, связана с низким уровнем серотонина в головном мозге.
Если импульсивная агрессия выглядит как меньшее из двух зол, то это может быть потому, что гнев, как и стыд и вина, является моральной эмоцией. Аристотель говорил, что гнев — это реакция на оскорбление — особая форма морального нарушения. Современная теория фрустрации-агрессии утверждает, что гнев — это реакция на любой вредный опыт, включая фрустрацию. Однако теория фрустрации-агрессии признает важность морального нарушения как оправдания выражения гнева и агрессии. Дальнейшее указание на важность морального нарушения в гневе и агрессии обеспечивается данными опроса, показывающими, что наиболее распространенными поводами для гнева являются предполагаемые нарушения власти или независимости или другие угрозы положительному образу самого себя. Аристотель и современная психология сходятся во мнении, что в основе гнева и импульсивной агрессии лежит моральное нарушение.
Групповое насилие отличается от индивидуального
Психология индивидуальной агрессии существенно отличается от психологии межгруппового конфликта. В общих чертах, наименее социализированные люди непропорционально вовлечены в индивидуальное насилие, тогда как наиболее социализированные часто вовлечены в межгрупповое насилие.
Индивидуальное насилие представлено в статистике насильственных преступлений: убийства, грабежи, нападения и изнасилования. Хотя насилие, связанное с организованными преступными группами и молодежными бандами, вносит некоторый вклад в эту статистику, подавляющее большинство насильственных преступлений составляют индивидуальные преступления. Насильственные преступления совершаются в непропорционально большей степени лицами с более низким социально-экономическим статусом — людьми беднее и менее образованными, чем в среднем. Часто это люди, которые не принимают более широкие социальные нормы, дающие государству монополию на применение насилия. Их слабая социализация может быть скорее культурной, чем личной, то есть индивид может быть частью девиантной субкультуры, в которой насилие более приемлемо, чем в доминирующей культуре. И все же с точки зрения государства и его норм насильственная преступность является преимущественно проблемой малосоциализированных личностей.
Напротив, межгрупповое насилие зависит от лидерства и примера хорошо социализированных людей. Прототипом межгруппового насилия является насилие межгосударственной войны, и исследования американских и израильских солдат последовательно показывают, что лучшие солдаты имеют гражданскую квалификацию выше среднего. Несмотря на множество фильмов, основанных на «грязной дюжине» профессиональных преступников, сколоченных в эффективную боевую команду, реальность такова, что успех в современной войне зависит от солдат с уровнем интеллекта и образования среднего класса, помноженных на предпринимательские достоинства инициативы и сотрудничества. . По мере того, как война становится все более сложной, успех все больше зависит от наличия хороших людей на передовой.
Решающая роль хорошо социализированных людей особенно очевидна в том, насколько хорошие люди совершают плохие поступки во имя государства. Это были не худшие, а одни из лучших американских мальчишек, которые сбросили зажигательные бомбы на Дрезден, Гамбург и Токио и атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Тогда было не менее очевидно, чем сейчас, что в военное время при бомбардировке городов гибнут в основном мирные жители — старики, женщины и дети. Точно так же исследования полицейских и военных палачей показывают, что эти люди ничем не примечательны, за исключением, возможно, более сильного, чем обычно, чувства долга и уважения к власти.
Таким образом, наименее социализированные люди непропорционально вовлечены в индивидуальное насилие, тогда как наиболее социализированные являются основой межгруппового насилия. Это различие важно, потому что истоки индивидуального насилия в основном можно найти в индивидуальных различиях, которые мало что говорят нам о групповом конфликте. Скорее истоки группового конфликта находятся во власти групповой динамики, а истоки геноцида во власти государства.
Правительство — большой убийца
Двадцатый век стал свидетелем беспрецедентных достижений в убийстве, и главным убийцей является правительство. За столетие двух мировых войн и множества более мелких, включая гражданские войны, в военной форме погибло около 40 миллионов человек. Но правительства также убивают мирных жителей, и общее количество этих смертей за двадцатый век составляет примерно 150 миллионов человек. Мао убивал классовых врагов народа; Сталин убивал классовых врагов и национальностей; Гитлер убивал евреев и цыган; Пол Пот убивал классовых врагов и «некамбоджийские» меньшинства. К этим официальным целевым группам следует добавить тех, кто не пришел к государственной власти — либеральные элементы, бывших союзников, личных врагов государственных лидеров. Поразительным аспектом этого убийства является то, что оно происходит внутри, а не за пределами государственных границ: китайцы убивают китайцев, Советы убивают в СССР, Гитлер убивает в Германии и на оккупированных немцами территориях, Пол Пот убивает камбоджийцев.
Некоторые случаи государственных убийств часто скрываются под ярлыком «этнический конфликт»: турки убивают армян, хуту убивают тутси, сербы убивают албанцев. В этих случаях у нас нет имени, чтобы прицепиться к убийству: ни Мао, ни Сталина, ни Гитлера, ни Пол Пота. Без имени виновного нам может быть легко приписать убийство «древней вражде» племени или этнической группы. «Древняя вражда» подразумевает массовую ненависть — большинство людей из одной группы ненавидят другую группу, большая часть одной группы восстает, чтобы убить ненавидимую группу, насколько это возможно. Однако на самом деле в массовых убийствах обычно участвуют относительно небольшие группы убийц.
По оценкам, в Руанде только около одного процента хуту фактически участвовали в убийстве тутси. Элита хуту подготовила население к принятию геноцида месяцами радиопередач о планах тутси по господству; убийцы были подготовлены с приоритетными списками тех, хуту, а также тутси, которые должны были быть убиты. Тот факт, что при убийстве применялось в основном низкотехнологичное оружие, такое как мачете и дубинки, не означает, что оно не было организовано. Точно так же кажется вероятным, что не более одного процента турок участвовали в убийствах и перевозках армян, а не более одного процента сербов участвовали в этнических чистках в Косово.
Тот факт, что убийцы составляют незначительное меньшинство в этнических чистках, несовместим с объяснениями этнического конфликта и геноцида, основанными на древней вражде. Массовое убийство предполагает не массу людей, кипящих ненавистью или страхом, а массовую организацию и планирование. Индивидуальная ненависть делает исключения для друзей и соседей, а отдельные убийцы устают или у них заканчиваются жертвы. Массовые убийства требуют определения приоритетности жертв, транспортировки и снабжения убийц, транспортировки и утилизации тех, кого нужно убить. Массовые убийства требуют индустриализации убийства силой государства — не импульсивной агрессии со стороны многих, а инструментальной агрессии со стороны немногих.
В отличие от правительственных убийств, террористические убийства относительно невелики. Террористическая группа стремится разрушить государство, угрожая и убивая тех, кто поддерживает государство. После Второй мировой войны лишь горстке террористических групп удалось заменить государство, с которым они боролись: в Палестине, Алжире и Южной Африке; возможно, в Южном Вьетнаме и Северной Ирландии. Хотя государства уже несколько десятилетий обеспокоены ядерными, биологическими и химическими атаками, в результате которых террористы убьют миллионы людей, до сих пор террор снизу не приблизился к убийствам, совершаемым государственной властью — террору сверху.
Межгрупповое насилие – это нормальная групповая психология, а не индивидуальная патология
Психология государственного насилия двойственна. Есть психология лидеров, которые планируют и отдают приказы о насилии, и есть психология тех, кто совершает насилие.
Заманчиво сказать, что любой, кто может приказать убить миллионы невинных людей, должен быть сумасшедшим. Обычной характеристикой сумасшествия является психопатия, диагностическая категория, описанная ранее как связанная с использованием инструментальной агрессии. К несчастью для этого удобного взгляда на зло как на нечто далекое от нормальности, нет никаких доказательств того, что такие лидеры, как Мао, Сталин, Гитлер или Пол Пот, были психопатами. В самом деле, маловероятно, чтобы психопат с типично бедными социальными связями мог развить отношения и лояльность, необходимые для эффективного лидерства. Мегаубийцы — это нормальные люди, посвятившие свою жизнь обретению власти для себя и ради идеи, которая оправдывает убийство — часто это идеология классового или расового продвижения.
Точно так же заманчиво сказать, что любой, кто может совершать насилие против гражданских лиц — любой, кто может убивать стариков, женщин и детей — должен быть психопатом. Но, как отмечалось выше, некоторые из лучших в Америке были способны на такое насилие. Индивидуальные мотивы и индивидуальная патология не могут объяснить межгрупповое насилие; убийц государства и тех, кто ими руководит, можно понять только на уровне групповой психологии.
Людям небезразличны группы, даже группы, в которые они не входят, например, спортивные команды и жертвы голода. Исследования показывают, что групповые привязанности лучше предсказывают политические взгляды, чем личные интересы. Поддержка белыми школьной десегрегации, например, связана не с наличием детей школьного возраста, а с симпатией к чернокожим. Избиратели не спрашивают: «Что в этом для меня?» но «Что в этом для групп, которые мне небезразличны?» Вот что подразумевается под групповой идентификацией: забота о том, что происходит с группой. При позитивной идентификации мы хотим, чтобы с группой происходило что-то хорошее; в негативной идентификации мы хотим, чтобы случилось что-то плохое. Теория и исследования с разных точек зрения могут пролить свет на то, как групповая идентификация влияет на наше поведение.
Согласно теории управления терроризмом, наша привязанность к важным культурным группам является нашим буфером против смертности. Люди — единственные животные, которые знают, что они умрут. Человеческий ответ на смертность — участие в группе, которая не умрет, когда умрет отдельный человек. Более крупные группы с более длинной историей и более славным будущим обеспечивают большую уверенность в отношении смертности, поэтому семейные, этнические, религиозные и национальные группы дают больше уверенности, чем соседские, рекреационные и профессиональные группы. Теория управления терроризмом отвечает на вопрос, почему люди должны быть готовы умереть за свою национальную или этническую группу: смерть за культурную группу придает смысл жизни и дает ответ на смерть.
ТМТ является расширением теории групповой динамики в отношении функции групп в социальной реальности. Поскольку наука основана на воспроизведении, индивидуальное восприятие подтверждается согласием других. Если кто-то говорит, что может видеть звезду там, где я ее не вижу, я готов признать звезду и свои слабые глаза, когда третий человек говорит, что может видеть звезду.
Центральным понятием теории групповой динамики является сплоченность, привлекательность группы для ее членов. Как подчеркивает ТМТ, сплоченность повышается в той степени, в какой групповой консенсус предлагает противоядие от неуверенности в вопросах смысла и ценности. Сплоченность также повышается за счет более приземленных вознаграждений за членство, таких как близость, статус и достижение групповых целей.
Высокая сплоченность приводит к сильному давлению на единообразие по вопросам, относящимся к группе. По сути, это гомеостатическое предсказание, в котором разногласия во мнениях, которые могут помешать социально-реальному консенсусу или преследованию групповых целей, должны контролироваться, если члены группы хотят получить вознаграждение, привлекающее их в группу. Таким образом, для членов группы более высокая сплоченность ведет к большему принятию групповых норм, большему неприятию отклонений и большему уважению и послушанию групповых лидеров.
Несмотря на то, что предсказания теории групповой динамики были разработаны при изучении небольших групп лицом к лицу (первичных групп), их можно расширить, чтобы применить к более крупным коллективам, таким как этнические и национальные группы, которые настолько велики, что большинство участников не могут быть известны лично (вторичные группы). Идентификация со вторичными группами эквивалентна сплоченности в первичных группах, и последствия сплоченности первичных групп также можно предсказать на основе идентификации со вторичными группами. Большая идентификация должна привести к большему принятию норм этнической или национальной группы, большему неприятию тех, кто отклоняется от этих норм, и большему уважению к этническим или национальным лидерам.
Сила группы и последствия сплоченности объясняются в некоторых классических экспериментах социальной психологии. В экспериментах Соломона Аша по конформизму 75 % студентов колледжей отрицали свидетельства своих собственных глаз, чтобы дать неверное суждение о длине линии, тогда как семь других студентов (сообщники экспериментатора) единогласно дали неверное суждение. Эта сила увеличивалась из-за большей неопределенности (более сложное различение линий) и уменьшалась из-за любого нарушения единодушия большинства (если хотя бы один сообщник давал объективно правильное суждение). Если испытуемые могли высказывать свои суждения про себя, а не вслух, конформизм снижался на две трети.
Одним из явных следствий этих результатов является то, что влияние группы частично зависит от способности группы вознаграждать конформистов и наказывать отступников; когда группа не могла слышать суждение испытуемого, конформизм снижался. Соответствие, остающееся с частными суждениями, показывает другой вид группового влияния, влияние, основанное на том, что субъекты принимают суждения других как достоверную информацию о реальности. Сила группы определять реальность еще сильнее в вопросах ценности, где нет другого источника уверенности, кроме группового консенсуса.
Оба вида групповой власти способствуют убийству в межгрупповом конфликте. Убийцы контролируются наградами и наказаниями своей группы, а также тем, что они принимают групповые нормы и социальную реальность, определяемую групповым консенсусом. Во время войны каждое государство зависит от принуждения, чтобы заставить людей сражаться: тюрьма или смерть за отказ от воинской повинности, тюрьма или смерть за дезертирство, тюрьма или смерть за неповиновение приказу. Убийцы-террористы, вероятно, в меньшей степени контролируются силой принуждения, чем властью социальной реальности своей группы, поскольку террористические группы только желают, чтобы они имели власть государства поощрения и наказания.
Однако даже для солдат нормы контролирующей группы, как правило, являются скорее ценностями боевой группы, чем ценностями государства. Исследования с участием американских солдат, в частности, показали, что в боевой стресс большинство солдат сражаются не столько за правое дело, страну или ненависть к врагу, сколько за своих товарищей. Полдюжины или дюжины мужчин, разделяющих одиночество на поле боя, ближе, чем братья; они борются, потому что делать меньше — значит подвергать опасности группу, от которой они полностью зависят. Один из великих уроков социальной психологии состоит в том, что власть группы максимизируется, когда у ее членов нет другой группы, к которой они могли бы обратиться. В боевых группах, как и в террористических группах, социальный мир индивидуума ограничивается лишь немногими из его окружения.
Аналогичный счет был предложен для убийства геноцида. Кристофер Браунинг описывает, как немецкие мужчины средних лет в форме участвовали в убийстве евреев. Резервная полиция была отправлена в Польшу, отделенная от семьи, друзей и прежних занятий на чужбине, где их единственным домом была их часть. У их офицеров был приказ убивать евреев, но, по крайней мере вначале, они не угрожали сильным принуждением людям, которые не могли или не хотели этого делать. В этой ситуации убийства объясняются не индивидуальными мотивами антисемитизма. Вместо этого Браунинг указывает на сплоченность «обычных людей», для которых лучшая причина убивать евреев заключалась в том, что те, кто делал меньше, возлагали больше бремени на своих товарищей.
Браунинг также уделяет большое внимание десенсибилизации и рутинизации убийства, объясняя, как мужчины постепенно расширяли свое участие в убийстве. Это психология обязательств, широко изученная в исследованиях по теории диссонанса. В своей современной версии диссонанс — это теория рационализации, согласно которой люди, втянутые в глупое или неряшливое поведение, меняют свое мнение, чтобы оправдать и осмыслить свое поведение. Вероятно, парадигмой этой психологии является другое классическое исследование — исследование послушания Милгрэмса.
Милгрэм показал, что большинство нормальных людей будут подвергать предполагаемого «ученика» все более сильным разрядам, вплоть до максимального разряда в 450 вольт, помеченного «XXX ОПАСНО СИЛЬНЫЙ ШОК». Частью силы этой парадигмы является медленная, ступенчатая природа разрядов, которые начинаются всего с 15 вольт и увеличиваются на 15 вольт с каждой ошибкой, которую совершает «ученик». Настолько точна градация уровней шока, что на каждом уровне признание чего-то неправильного при присвоении следующего уровня должно подразумевать что-то неправильное в уже примененном уровне. Медленная эскалация причинения вреда другим — это скользкий путь, на котором каждый акт агрессии становится поводом для еще большей агрессии.
Взятые вместе, групповая динамика и психология эскалации обязательств в значительной степени объясняют, как нормальные люди могут делать ужасные вещи. Добавьте к этому власть государства в виде поощрений и наказаний, власти, которой нужно заставить лишь небольшое количество людей выполнять грязную работу против целевого класса или расы, и даже геноцид становится понятным.
Кларк Макколи — профессор психологии колледжа Брин-Мор и содиректор Центра изучения этнополитических конфликтов имени Соломона Аша при Пенсильванском университете. Он является грантополучателем HFG.
Рекомендуемая литература
- Аверилл, Дж. Р. 1982. Гнев и агрессия: очерк эмоций. Нью-Йорк: Спрингер.
- Berkowitz, L. 1989. Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулировка. Психологический бюллетень 106: 59-73.
- Браунинг, Ч.Р. 1992. Обычные люди: 101-й резервный полицейский батальон и «Окончательное решение» в Польше. Нью-Йорк: HarperCollins.
- Дакитт, Дж. 1989. Авторитаризм и групповая идентификация: новый взгляд на старую конструкцию. Политическая психология 10: 63-84.
- Додж, К. А. 1991. Структура и функция реактивной и проактивной агрессии. В Д. Дж. Пеплер и К. Х. Рубин (ред.) «Развитие и лечение детской агрессии». Хиллсдейл: Эрлбаум.
- Холмс, Р. 1985. Акты войны: поведение мужчин в бою. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Киндер, Д. Р. 1998. Мнение и действие в сфере политики. В DT Gilbert, ST Fiske и G. Lindzey (eds.) Handbook of Social Psychology, vol. 2. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- McCauley, C. (ed.) 1991. Исследование терроризма и государственная политика. Лондон: Касс.
- Пищинский Т., Дж. Гринберг и С. Соломон. 1997. Зачем нам то, что нам нужно? Взгляд управления терроризмом на корни социальной мотивации человека. Психологическое исследование 8: 1-20.
- Раммель, Р. Дж. 1996. Смерть по вине правительства. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers.
- Смит, Д. Н. 1998. Психокультурные корни геноцида: легитимность и кризис в Руанде. Американский психолог 53: 743-753.
- Уильямсон С. , Р. Д. Хэйр и С. Вонг. 1987. Насилие: преступники-психопаты и их жертвы. Канадский журнал поведенческих наук 19: 454-462.
Враждебная и инструментальная агрессия: причины и предотвращение
Давайте лучше поймем агрессию, рассмотрев ее значение и виды: враждебная агрессия и инструментальная агрессия.
По данным Американской академии педиатрии примерно от 3% до 7% детей и подростков проявляют признаки агрессии.
Слово «агрессия» нам знакомо. Мы говорим, что люди агрессивны, когда они кричат или бьют других людей, когда их провоцируют эмоции. Одни могут проявлять враждебную агрессию, другие инструментальную агрессию.
Но вы называете агрессией действия, причиняющие вред игрокам во время дикой игры, или действия солдат, защищающихся путем убийства врагов?
Что такое агрессия?
По мнению социальных психологов, агрессия — это поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который не желает причинения вреда (Baron & Richardson, 19 лет). 94).
Человеческую агрессию очень трудно определить, потому что она предполагает понимание того, что то, что выглядит как агрессия для одного человека, может не выглядеть так для другого. Часто вредоносные действия не рассматриваются как опасные в зависимости от их намерения.
Характеристики агрессивного ребенка
Каковы характеристики агрессивного ребенка? Знание этих вещей может помочь вам помочь вашему ребенку регулировать или устранять склонность к агрессии.
Становится страшно, когда твой ребенок становится жертвой другого агрессивного ребенка. Но еще более тревожно, когда это ваш ребенок причиняет вред другому.
Все дети время от времени толкают или толкают товарища по играм, который дразнит их или пинает стул, когда они недовольны родителями. Следовательно, согласно Дню здоровья, ребенок, у которого есть проблемы с контролем того, как реагировать на ситуации, обычно делает одну или несколько из следующих вещей:
- Часто выходит из себя, сильно злится
- Чрезвычайно раздражителен или импульсивен и не может сосредоточиться
- Легко разочаровывается
- Физически нападает и дерется с другими детьми или взрослыми
- Часто раздражителен, склонен к спорам или угрюм
- Плохо учится в школе или не может участвовать в занятиях или других организованных мероприятиях
- Не может участвовать в социальных ситуациях и заводить друзей
- Спорит или постоянно ругается с членами семьи и не признает родительскую власть
- Неизбежно бросает вызов власти и отказывается подчиняться правилам
- Часто отрицает ответственность за свое плохое поведение и обвиняет других
Возможные причины агрессии у детей
Агрессия в основном является реакцией на определенные внешние факторы, такие как физический страх и разочарование. Развитие ребенка является важной частью. Однако есть и более сложные причины, которые могут вызывать разные формы агрессии, вот некоторые из них:
- Семейные проблемы
- Проблемы с обучением
- Неврологические расстройства
- Поведенческие расстройства
- Эмоциональная травма
- Влияние окружающей среды
Прочтите по теме: Симптомы СДВГ у малышей: советы для родителей и опекунов
Враждебная и инструментальная агрессия Дихотомия
Психологи классифицируют агрессию как враждебную или инструментальную. Эта дихотомия была полезна в раннем развитии теорий агрессии. Кроме того, по мнению этих психологов, дихотомия не рассматривает агрессивные действия с несколькими мотивами. Таким образом, они предполагают, что, возможно, пришло время выдернуть вилку из розетки и позволить дихотомии враждебной и инструментальной агрессии встретить свою смерть.
Понимание враждебной и инструментальной агрессии
Понимание враждебной и инструментальной агрессии помогает не только оценить проблему, но и найти решения. В какой-то момент развития ребенка семьи могут столкнуться с тем, что дети закатывают истерики, когда они маленькие, или бунтуют в подростковом возрасте. Такое поведение является нормальным, если оно происходит непостоянно. Другое дело, когда они со временем формируют узор.
Каждый родитель мечтает о счастливом, хорошо воспитанном, умном и любознательном ребенке. Ребенок, которого все в сообществе обожают. Но что, если ваш ребенок капризный, часто очень грустный или подавленный? Что делать, если ваш ребенок бьет, толкает, кусает или плюет на других детей? Что делать, если ваш ребенок проявляет признаки совершения враждебной и инструментальной агрессии?
Враждебная агрессияВраждебная агрессия относится к насильственным отношениям или действиям, связанным с гневом и желанием доминировать над ситуацией или над другими. Он проявляется вербально, невербально и физически и имеет намерение причинить вред.
Более того, враждебная агрессия относится к действиям, мотивированным чувством гнева, целью которых является причинение боли. Эти действия обычно являются продуктами эмоционального взрыва, внезапной реакцией, а не запланированной деятельностью. Этот вид агрессии может быть реакцией на угрозу или оскорбление со стороны другого человека.
Человек, который чувствует угрозу со стороны кого-то или ему больно, агрессивно реагирует, чтобы отомстить тому, кто это причинил. Основная цель агрессора — причинить боль.
Враждебная агрессия также называется эмоциональной или импульсивной агрессией.
Пример враждебной агрессии
Драка с одноклассником, который сказал что-то оскорбительное, в результате чего были порезы и синяки.
В этом примере оскорбление привело к драке, порезам и синякам. Эмоция, вызванная оскорблением, является мотивом агрессии.
Инструментальная агрессияС другой стороны, инструментальная агрессия — это когда человек преднамеренно действует агрессивно для достижения определенной цели. Этот тип отличается от враждебной агрессии тем, что в агрессии нет эмоционального побуждения, а есть цель. Это также относится к когнитивной агрессии.
Инструментальная агрессия не обязательно связана с намерением причинить вред и мотивирована только достижением определенной цели. Это происходит, когда дети дерутся за объекты, права или территории, и кто-то страдает. Оба ребенка думают, что они первыми берутся за какую-то игрушку в парке или книгу в школе. Цель нанесенного вреда – получить контроль над игрушкой или книгой.
Фото Виктории Бородиновой с сайта Pexels
Пример инструментальной агрессии
Пример — ребенок, который запугивает одноклассников и намеренно получает их деньги. Ребенок становится агрессивным, чтобы получить деньги.
В этом примере вы увидите, что хулиган преднамеренно совершает действие, чтобы получить деньги слабой жертвы.
Разница между враждебной и инструментальной агрессией
Враждебная и инструментальная агрессия как формы агрессии различаются по своим целям. Во враждебной агрессии цель состоит в том, чтобы причинить вред кому-либо, вызванному эмоциональной реакцией. С другой стороны, инструментальная агрессия направлена на достижение чего-то и вовсе не связана с эмоциональными реакциями.
Фото Cottonbro с сайта Pexels
Запугивание и агрессия
Запугивание — это современная форма агрессии. Он приобрел большую популярность, чем несколько лет назад, поскольку у людей появилось больше способов взаимодействовать друг с другом. Способность к общению изменила поведение людей в различных социальных сетях.
Цифровая эра заставила издевательства показать другое лицо, и это киберзапугивание. Киберзапугивание — это запугивание с использованием Интернета. Следовательно, он может навредить другому человеку больше, чем когда-либо, в Интернете в режиме реального времени.
Подробнее о травле
Что такое травля? Американская психологическая ассоциация определяет травлю как агрессивное поведение, при котором кто-то намеренно и неоднократно причиняет другому человеку вред или дискомфорт.
Запугивание может быть физическим контактом, словесными или более тонкими действиями. Обиженные люди — это жертвы, которые не могут защитить себя и не сделали ничего, чтобы вызвать агрессию. Хотя они могут не испытывать физической агрессии, эти жертвы издевательств в равной степени страдают от действия агрессора, который является хулиганом.
Запугивание имеет три стороны: хулиган, жертва и свидетели или прохожие. Жертвы издевательств испытывают проблемы с психическим здоровьем, а также тревогу и депрессию. Те, кто стал жертвой издевательств, плохо учатся в школе, а некоторые также склонны к самоубийству.
Над кем издеваются?
Те, кто легко расстраиваются, могут привлечь хулиганов, потому что хулиганы любят реакцию жертвы. Хулиганы, как правило, выбирают людей, которые часто эмоциональны и быстро реагируют на ситуации.
Они также любят причинять вред тем, кто кажется слабым, например, толстым, культурным или расовым отличиям, неразумным или слишком умным, или тем, кто слишком хорошо учится в школе.
Хулиганы также любят нападать на геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендерных подростков.
Иногда из-за последствий травли и обидчики, и жертвы становятся враждебными. Следовательно, враждебная агрессия также является продуктом травли. Поэтому его называют современной формой агрессии.
Киберзапугивание
Запугивание может принимать различные формы, и наиболее критической, имеющей быстрый и широкий охват и часто причиняющей огромный вред, является киберзапугивание.
Технологии принесли с собой киберзапугивание. Как и запугивание, киберзапугивание — это повторяющееся поведение, направленное на причинение психологического или эмоционального вреда другому человеку. Это намеренно, запланировано или нет. Поскольку хулиган обычно использует технологии, киберзапугивание часто скрыто, совершается наедине, и хулиган может оставаться неизвестным.
Факты и статистика
- 90% учащихся 4-8 классов сообщают, что подвергались преследованиям или издевательствам.
- 28% учащихся 6-12 классов подвергаются издевательствам. 2
- 20% учащихся 9-12 классов подвергаются издевательствам. (stopbullying.gov)
- В 6-12 классах 9% учеников подвергались киберзапугиванию. 2
- Более 160 000 детей каждый день отказываются ходить в школу, опасаясь травли. (Национальная ассоциация образования)
- 6% учащихся сообщают, что были свидетелями издевательств в своей школе, и более 71% считают, что издевательства являются проблемой.
- Более 10% учащихся бросают школу из-за постоянных издевательств.
- Каждый месяц 282 000 учащихся в средних школах Соединенных Штатов тем или иным образом подвергаются физическому насилию, и это число растет.
- Статистические данные свидетельствуют о том, что месть [из-за издевательств] является мотиватором номер один для стрельбы в школах в США
- 86% опрошенных учащихся сказали, что «другие дети придираются к ним, высмеивают их или издеваются над ними» — это основная причина, по которой подростки прибегают к насилию со смертельным исходом в школе.
- Почти 75% случаев стрельбы в школах были связаны с домогательствами и издевательствами.
- 87% опрошенных учащихся сообщают, что издевательства являются основным мотивом стрельбы в школах.
- 64% учащихся, подвергшихся издевательствам, не сообщают об этом. (Петросина, Гукенбург, Дево и Хэнсон, 2010 г.)
(взято из Образовательного уголка, Эпидемия травли: факты, статистика и предотвращение)
Как предотвратить враждебную агрессию и инструментальную агрессию?
Какие способы могут помочь предотвратить склонность детей к враждебной агрессии? Более того, какие советы могли бы помочь в поиске более благоприятных для дома методов ограничения, если не прекращения инструментальной агрессии у детей?
Согласно исследованию под названием «Физическая агрессия в раннем детстве: траектории и предикторы», опубликованному The Journal в Национальной медицинской библиотеке США: у детей, подвергающихся наибольшему риску не научиться регулировать физическую агрессию в раннем детстве, матери с наличие в анамнезе асоциального поведения в школьные годы, матерей, рано начавших деторождение и курящих во время беременности, и малообеспеченных родителей, имеющих серьезные проблемы при совместном проживании. Профилактические вмешательства должны быть нацелены на семьи с профилями высокого риска по этим переменным.
Фото Rodnae Productions, сайт Pexels
7 советов по предотвращению агрессии у детей
- Вводите домашние правила как можно раньше
Дети быстро учатся, и они начинают учиться сразу после рождения. Не стоит недооценивать способность вашего ребенка запоминать то, чему вы его учите. Заранее ознакомьтесь с правилами дома.
- Используйте позитивную дисциплину
Покажите детям поведение, которое вы хотите, чтобы они продемонстрировали. Скажите им, когда они злятся, что они должны использовать свои слова, а не силу.
- Используйте здоровые отвлекающие факторы
Научите ребенка правильно реагировать; ищите способы помочь ему не сосредотачиваться на своих эмоциях.
- Демонстрация самоконтроля
Малыши еще не могут себя контролировать. Следовательно, вы должны показать им, что нельзя бить, кусать и пинать, когда они злятся. Научите их выражать свой гнев словами.
- Научите своего ребенка не причинять вред другим людям
Каждый день — это возможность для обучения. Когда мы что-то рассказываем нашим малышам, они запоминают, особенно если мы последовательны, независимо от того, как долго это длилось.
- Никогда не переставай хвалить
Как только вы заметите хотя бы небольшое улучшение состояния вашего малыша, вы обязательно должны похвалить его. Покажите, что вы счастливы, что вас слушают.
- Скажи и покажи любовь
Учить на собственном примере. Все, что вы хотите, чтобы ваш ребенок имел, вы должны показать в первую очередь. Говорите и показывайте свою любовь все время.
В Brightside Academy, Огайо, мы знаем, как сделать из ваших детей счастливых и миролюбивых личностей. Позвольте нам помочь вам создать для ваших детей безопасную и надежную среду, в которой они смогут расти и исследовать мир.