Арт психология это: что такое арт-терапия и как работают арт-терапевты

Свойства и польза арт-терапии. Применение. Возможности

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия


Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия

Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”

Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

 

Содержание

Виды арт-терапии

 

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод – арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

 

Применение арт-терапии. Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии

 

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

 

История арт-терапии

 

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.

Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.

Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.

В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.

Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.

 

Возможности арт-терапии

 

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление.

В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Тэги: арт-терапия , польза арт-терапии , Свойства арт-терапии

Арт-терапия для детей

Арт-терапия – это метод психологической коррекции, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка посредством самореализации в искусстве. Эффективность метода для детей и подростков подтверждена множественными исследованиями.

Пара слов об истории арт-терапии

С точки зрения психоанализа в основе терапии искусством лежит механизм сублимации. Это когда негативные и социально неприемлемые импульсы преобразуются в положительные, приемлемые. Сублимацию изучали многие психологи и психоаналитики, включая Зигмунда Фрейда. Он же первым заговорил о благотворном влиянии творчества на душевное состояние человека, включая детей и подростков.

Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог и художник Адриан Хилл. Его пациенты рисовали картины, пели, танцевали. Он разработал ряд практик, позволяющих в считанные месяцы устранять широкий спектр психологических расстройств, которые другие врачи безрезультатно лечили годами. Идеи Хилла развила Маргарет Наумбург, американский психолог и учитель.

Несмотря на то, что базовые методы художественной терапии разработаны еще в XIX веке, широкую известность практика получила только во второй половине XX столетья. Первая ассоциация арт-терапевтов появилась в США в 1969 году. В России общество арт-терапевтов основано в 1997-ом. За последние два десятилетия терапия искусством развилась в полноценное и самостоятельное направление психотерапии, эффективность которого доказана экспериментально(2).

Что дает художественная терапия

Арт-терапия, как и другие направления психологической коррекции, ставит перед собой цель научить человека справляться с ситуациями, которые вызывают у него трудности. Это может быть фобия, комплекс, низкая социальная адаптивность, затяжная депрессии, сопровождающаяся падением производительности и угасанием жизненного потенциала.

Все средства и методы арт-терапии направлены на то, чтобы человек в процессе занятий со специалистом пересмотрел свой взгляд на те или иные ситуации, выработав адекватную модель поведения. Глобально в этом нет никакого откровения, аналогичным образом работают все практики социальной психологии. Детские психологи, коррекционные педагоги, логопеды – их работа преследует ту же самую цель.

Творчество, как созидательная деятельность, развивает мышление и поддерживает интеллектуальные способности ребенка, повышает психологическую устойчивость и адаптивность, высвобождает конструктивный потенциал. Здесь ключевую роль играет профессионализм специалиста, который проводит занятие. Порисовать дома в блокноте – это не то же самое, что выполнять специальные упражнения под руководством опытного арт-терапевта.

Задачи арт-терапии:
  • устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
  • научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
  • трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
  • убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
  • раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.

С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.

Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:

  • Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам. Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.
  • Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае. Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.
  • Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.
  • Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.
  • Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.

Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.

Отличие арт-терапии от художественного творчества

Это широко распространенный миф, что никакой разницы нет. На самом деле, разница концептуальная и она определяется результатом деятельности. В случае с творчеством, цель – предмет искусства. Не обязательно шедевр. Композитор пишет музыку, чтобы получить гармоничную последовательность звуков, которая будет высоко оценена его коллегами и слушателями. Или которую можно будет продать.

Чтобы рисовать на занятиях по арт-терапии, не нужно быть художником. Тут даже азы художественного образования не нужны. Потому что цель – не получить картину, а самореализоваться, сублимировать деструктивные желания. В зависимости от конкретного упражнения зачастую у человека нет необходимости задумываться о сочетании цветов. Он проецирует, преображает и перерабатывает свои эмоции.

Арт-терапевт не оценивает результат деятельности пациента. Для него не важно, насколько красивой получилась картина или скульптура. Важна степень раскрытия личности. По результату деятельности пациента специалист понимает, насколько тот осознал свою проблему и насколько он ее решил для себя.

Принципы терапии искусством

Прежде чем мы разберем конкретные виды и методы арт-терапии, определим ее концептуальный базис. Это установки, которые лежат в основе всех методик художественной терапии и во многом применимы к психологии в целом(4):

  • Свободное творчество. Ребенку не нужно спрашивать у терапевта, как правильно делать, или как нужно делать. Здесь не может быть плохого или неправильного результата. Неважно, насколько результат эстетичен. Ребенок делает так, как хочет. Результат отражает его актуальное состояние, с которым работает специалист.
  • Преодоление барьеров. В первую очередь это стеснение. Специалист поможет сделать первый шаг. В дальнейшем ему необходимо научиться самостоятельно преодолевать сдерживающие факторы. Это и правда сложно – раскрываться перед другими людьми. Но в арт-терапии это проще, потому что упражнения легко воспринимать как игру.
  • Осмысление результатов. Не только специалист оценивает результат деятельности пациента. Он и ребенка учит понимать, какой во всем этом заложен смысл. Потому что смысл всегда есть. Просто он не всегда очевиден.
  • Постижение себя. Этот принцип еще называют «инсайтом». Специалист лишь направляет пациента, но не решает его проблему. Ребенок делает это сам. В этом конечная цель любой психологической практики – осознание и принятие необходимости перемен. И не нужно стесняться того, что это трудно. Это действительно трудно, для всех.

Есть методики, которые применяют только со школьниками, другие разработаны специально для студентов. Существуют специализированные курсы для людей пожилого возраста. Разница в упражнениях определяется разницей в восприятии, обусловленной спецификой социальной роли. Но базис неизменен, как и цель – избавиться от стресса, психологических зажимов, депрессий, неуверенности.

Виды арт-терапии

Художественная терапия включает десятки методик, их число постоянно растет. Мы перечислим те, которые применяются как минимум двадцать-тридцать лет и эффективность которых подтверждена экспериментально в рамках научных исследований.

Куклотерапия

Метод разработан канадским психологом Мэри Райт в начале XX века. В Советском Союзе основоположниками направления стали Ирина Медведева и Татьяна Шишова, которые практикуют и сейчас. Этот вид художественной терапии применяются для детей и взрослых с равной эффективностью.

Как понятно из названия, здесь используются куклы, имитирующие людей. Специалист разрабатывает сценарий, пациент отыгрывает определенную роль. Иногда отступление от роли допустимо. Цель куклотерапии – выработать умение правильно реагировать на определенные жизненные ситуации и избавиться от связанных с ними психологических барьеров.

Методика имеет игровую форму, поэтому проста в реализации и легко увлекает. С развитием сценария нарастает эмоциональная напряженность. В финальном акте эмоции достигают пика и выплескиваются в форме смеха, плача или другой реакции. Таким образом устраняются негативные переживания и снимаются психологические блоки.

Кукла выступает в роли посредника между психологом и пациентом. Так ребенку проще воспринимать указания специалиста. И это отлично работает не только с детьми. Цель – убрать негативные переживания, дать новый позитивный опыт для той же ситуации. Это позволяет устранить конфликтность и нерешительность, нормализовать социальное взаимодействие.

  • Инструменты метода: пальчиковые куклы, марионетки, бумажные и тканевые, традиционные, ростовые, слепленные из пластилина.
  • Когда применяется: при поведенческих нарушениях и нарушениях психофизического развития, при аутизме, умственной отсталости, слуховых, зрительных и речевых дисфункциях, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.

Фототерапия

Относительно новый метод, в основе которого – концентрация на фотографии. Фотографии делятся на два типа – подготовленные заранее и сделанные пациентом только что. Акцентируя внимание человека на деталях, специалист оценивает его эмоциональное состояние. Фотографии привязываются к определенным событиям.

На фотографиях может быть изображено что угодно, это зависит от методики конкретного специалиста. Чаще всего фотографируются явления природы и бытовые ситуации, люди. Есть упражнения, на которых фотографируется пациент (это практики для взрослых). За сеанс делается несколько фото. Арт-терапевт, обращая внимание пациентана те или иные нюансы кадра, фокусирует его на приоритетных психологических проблемах.

Обычно комбинируются разные типы фотографий. Пиковой точкой занятия становятся фото, сделанные пациентом. Они говорят о человеке не меньше, чем картина, нарисованная его рукой. Фототерапия имеет яркую творческую составляющую, поэтому терапевту относительно легко направить размышления человека в нужное русло. Практика работает начиная с подросткового возраста.

  • Инструменты метода: заранее подготовленные и свежие фото, газетные вырезки, коллажи из журналов, цифровые архивы.
  • Когда применяется: проблемы в отношениях с другими людьми, включая повышенную конфликтность, низкую социальную адаптивность, сложности при контактах с представителями противоположного пола, семейные проблемы.

Изотерапия

Самый первый вид арт-терапии, именно с него начал Адриан Хилл. До сих пор остается наиболее популярным за счет мощного творческого ядра, простоты реализации и универсальности. В процессе занятия пациент рисует. Что рисовать – говорит арт-терапевт. Но как это рисовать – человек определяет сам.

Например, концептуальную значимость имеет выбор красок. Яркие и сочные тона говорят о положительном настрое, а пастельные – о тонком мировосприятии и высокой чувствительности. Работа с любым пластичным материалом стимулирует фантазию, направление которой во многом задается подсознательными мотивами. Среди этих мотивов и импульсов в большинстве случаев кроется источник проблемы.

Важно, чтобы человек не был ограничен в палитре. Специалист предоставляет ему десятки цветов и показывает, как их смешивать, чтобы получать новые тона. Обычно результатом занятия становится один рисунок. В финале курса из них составляется коллаж, который дает наглядное представление о личностном развитии пациента и позволяет четко, по шагам проанализировать пройденный им путь.

  • Инструменты метода: акварель, гуашь и другие виды красок. Максимальное разнообразие цветов.
  • Когда применяется: агрессивность, раздражительность, подавление негативных эмоции, неспособность самостоятельно сублимировать их в позитивном ключе, комплексы, семейные проблемы, трудности в самореализации, низкая самооценка, хронический стресс, фобии.

Игротерапия

Еще один универсальный метод, который чаще используется в рамках групповой арт-терапии. В сравнении с изотерапией игротерапия еще проще с точки зрения реализации. Основной инструмент – настольная игра. Какая именно – зависит от проблемы и индивидуальных особенностей пациента.

В групповых курсах часто применяется что-то простое и эффективное, например – шарады или Дженга. Существуют сотни настольных игр разной степени сложности и глубины погружения, которые можно применять для задач игротерапии.

Настольные РПГ считаются высшим пилотажем среди арт-терапевтов. Это может быть классика вроде D&D или что-то специализированное, например – «Мир Тьмы». Преимущество таких игр в том, что они позволяют смоделировать абсолютно любые условия. Буквально скопировать конкретные жизненные ситуации из реального мира в мир вымышленный. И если персонаж игрока справится с проблемой, то и сам игрок сможет это сделать. Это практики для подросткового возраста и старше.

В игротерапии не используется только один тип ролевых настольных игр – те, где между игроками создается намеренная конфронтация. Например, «Мафия» и ее вариации. Такие игры создают конфликтные ситуации даже среди здоровых людей и в дружеской компании. Арт-терапевт не может управлять ходом такой игры, хотя реакции участников максимально наглядны и дают бесценные сведения для анализа.

  • Инструменты метода: различные настольные игры, от Алиаса до ролевых систем вроде GURPS.
  • Когда применяется: индивидуальная и групповая терапия широкого спектра психологических расстройств, включая низкую социальную адаптивность, агрессивность, социальные фобии, тревожность, отставание в развитии. Игротерапия применяется в комплексном лечении заикания и других нарушений речи.

Песочная терапия

Вербально-невербальная комбинированная практика художественной терапии, основанная на взаимодействии пациента с песком. Невербальный этап включает создание из песка заданной или произвольной композиции. Вербальный этап – анализ и обсуждение композиции с арт-терапевтом.

Песочная терапия не всегда подразумевает лепку из песка. Песок может быть сухой, человек будет просто выводить из него узоры на поверхности. Здесь существенную роль играют тактильные ощущения. Исследования показывают, что прикосновение песка к ладоням дает успокаивающий эффект и нормализует работу нервной системы(5).

В песочной терапии со взрослыми людьми чаще всего применяется очищенный морской или речной песок. Если проводится арт-терапия с детьми, предпочтительнее использовать кинетический песок. Это формовочный песок, который состоит на 98% из песка и на 2% из полимера. Он лучше держит форму и меньше липнет к рукам.

Помимо тактильных ощущений песок обеспечивает концентрацию на конкретной задаче. Методика сочетает мелкую моторику и воплощение фантазии в конкретных образах. Из всех видов арт-терапии песочная терапия дает самый быстрый релаксационный эффект.

  • Инструменты метода: обычный или кинетический песок.
  • Когда применяется: раздражительность, тревожность, СДВГ, сниженная концентрация внимания, ухудшение памяти на фоне хронического стресса, низкая самооценка, личностные комплексы, психологические травмы.

Музыкотерапия

Исторически терапия музыкой появилась еще в начале XIX века. Но как самостоятельный психотерапевтический метод её начали применять только во второй половине века двадцатого. Сотрудники Гарвардского университета многие годы изучают музыкотерапию(6). Выделено два типа воздействий гармоничных звуковых вибраций на организм человека – физиологические и психологические.

Музыка меняет сердечный ритм, может устранять спазмы, способствует миорелаксации, комплексно влияя на двигательную активность. На уровне психологии музыкальные композиции вызывают определенные ассоциативные связи. Когда пациент рассказывает арт-терапевту о своих ассоциациях, специалист выстраивает модель миропонимания и мироощущения человека. Это позволяет выявить подсознательные проблемы.

Музыкотерапевтические методы делятся на две группы – активные и пассивные. Пассивный метод – это когда ребенок слушает определенные композиции. Активные методы включают пение, игру на музыкальных инструментах, разработку пациентом собственной композиции.

  • Инструменты метода: музыкальные композиции, музыкальные инструменты.
  • Когда применяется: стресс, тревожность, агрессивность, депрессия, когнитивный диссонанс, сниженная память, интеллектуальная и физическая работоспособность.

Классификация средств и практик арт-терапии

Метод терапии искусством подбирается под человека. Существует масса авторских практик, которые могут быть не менее эффективны, чем проверенные временем методики Хилла, Наумбург, Медведевой и Шишовой. Все они градируются по четырем классификационным группам признаков. Комбинация отдельных признаков на основе первичного анализа состояния человека позволяет определить практику, оптимальную в его случае.

  • По виду искусства. Основной и самый сложный в определении критерий. Кому-то подойдет изотерапия, а кто-то начнет раскрываться только взяв в руки песок. Иногда игра на музыкальном инструменте безо всякой предварительной практики может давать ошеломляющие результаты. Зачастую может потребоваться экспериментирование с разными видами искусства.
  • По вовлеченности в процесс. Типичные психологические практики основаны на пассивности пациента. В арт-терапии тоже есть пассивные методы, например – прослушивание музыки и рассматривание фото. Но есть и активные – танцы, настольные игры. Порой вовлеченность в процесс возрастает с течением курса.
  • По числу участников. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Как и в случае с вовлеченностью, порой арт-терапевт начинает с частного подхода, а затем постепенно вводит ребенка в группу. Но это не всегда необходимо. Порой человеку проще сделать правильные выводы и озвучить их наедине со специалистом, которому он доверяет.
  • По длительности курса. Нет курсов, включающих всего одно занятие. Специалисту нужно наблюдать состояние ребенка в динамике, подмечать перемены и эффективность методов, по необходимости перманентно корректировать их. Самые короткие курсы длятся не менее 1 месяца. Продолжительные занимают до 2 лет.

Отдельным блоком идет арт-терапия для педагогов. Это обучающие курсы, которые помогают учителям и преподавателям освоить специализированные прикладные методики. Такие методики позволяют упросить и ускорить усвоение материала обучающимися.

Примеры упражнений

Повторимся, терапия искусством включает колоссальное разнообразие прикладных средств и методик. Есть типовые упражнения, есть адаптивные и авторские. Ниже в качестве примера мы приведем несколько популярных упражнений, которые были разработаны основоположниками арт-терапии и сегодня используются по всему миру.

Упражнение «Аватар»

Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.

Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой. Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным.

Упражнение «Коробка счастья»

Цель: выявить сильные и слабые стороны личности ребенка, определить его приоритеты и устремления. Одна из самых эффективных и универсальных практик, которая подходит для всех возрастов.

Ход работы: методика реализуется в двух вариантах. В обоих случаях перед ребенком ставится картонная коробка, а вокруг раскладываются либо предметы, либо карточки с написанными на них словами (качества, цели, общие отвлеченные понятия). Ребенку дается ограниченное время, чтобы он положил в коробку, скажем, десять предметов. Иногда это упражнение дается как домашнее задание. По предметам, которые сложены в коробку, арт-терапев определяет личностные черты и актуальное состояние своего пациента.

Упражнение «Арт-клякса»

Цель: определить психологическое состояние ребенка и его мироощущение. Упражнение чаще всего используется для первичного анализа.

Ход работы: ребенок делает кляксу на листке бумаги красками, цвет не имеет значения. Затем листок сворачивается пополам, чтобы клякса отпечаталась симметрично на двух сторонах. Арт-терапевт спрашивает у ребенка, что он видит. Технически это упражнение – упрощенный вариант теста Роршаха.

Упражнение «Лепка ситуации»

Цель: понять, что волнует ребенка в данный момент. Что для него важнее всего прямо сейчас. Одно из самых простых и вариативных упражнений.

Ход работы: арт-терапевт дает ребенку набор с пластилином разных цветов и просит слепить ситуацию. Ситуация задается, исходя из анамнеза. Например, специалист может попросить ребенка слепить папу и маму или своих друзей в детском саду. Цвета, размеры и форма фигур определяют отношение ребенка к конкретным людям из его окружения.

Упражнение «Мандала»

Цель: комплексный самоанализ. Это одно из самых первых упражнений изотерапии, одно из самых популярных и самых эффективных. Существует множество авторских вариаций. Задача – получить изображение, которое характеризует не самого ребенка, а его актуальное состояние.

Ход работы: ребенок получает лист бумаги и письменные принадлежности. В классическом варианте дается один обычный карандаш, в усложненных авторских вариантах может использоваться целый набор цветных карандашей. Задача – нарисовать мандалу (арт-терапевт предварительно в общих чертах разъясняет, что это такое, круг с произвольным рисунком внутри). Мандалу можно рисовать не на бумаге, а на песке, или лепить из гипса, пластилина. Это универсальная практика, позволяющая при специализированном анализе выявить практически все грани личности и определить весь спектр психологических проблем.

Упражнение «Ловец снов»

Цель: вскрыть подсознательные психологические проблемы. Одно из самых индивидуализированных упражнений. От арт-терапевта требуется значительный опыт и мастерство интерпретации.

Ход работы: специалист дает подростку произвольный набор предметов. Это могут быть веточки, нитки, перья, пластиковые трубочки, бумага. Возможен вариант, когда во время совместной прогулки человек сам собирает нужные предметы. Задача – сделать из этих предметов ловца снов. По форме ловца, использованным материалам и узорам арт-терапевт определяет истинные мотивы и устремления подростка, выявляет его комплексы и скрытые фобии.

Заключение – насколько эффективна арт-терапия

Мета-анализ специализированных исследований показал, что практически в 100% случаев арт-терапия дает статистически значимый результат(7,8). Эти практики эффективны, они помогают избавиться от многих психологических проблем. Зачастую арт-терапия выступает составной частью комплексного лечения.

Сложнее всего – найти специалиста. Недостаточно пройти онлайн-тренинг по арт-терапии, чтобы действительно помогать людям. Специалистов по данному направлению готовят высшие учебные заведения, где в рамках обучающего курса назначается обязательная практика. Выпускник получает не просто диплом и теоретическую подготовку, у него уже есть реальный опыт. Также целесообразно изучить отзывы об арт-терапевте на специализированных ресурсах и уже тогда принимать решение.

Ссылки на упомянутые исследования:
  1. Art Therapy for Children: How It Leads to Change, Diane Waller.
  2. American Art Therapy Association. Research.
  3. Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents: A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change, Liesbeth Bosgraaf.
  4. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика, Кьелл Рудестам.
  5. Sympathetic overload: what is it and what can you do to fix it? Sydney Holistic Dental Centre.
  6. Healing through music, Beverly Merz.
  7. Systematic review and economic modelling of the clinical effectiveness and cost-effectiveness of art therapy among people with non-psychotic mental health disorders, Uttley L.
  8. Effectiveness of Art Therapy With Adult Clients in 2018 — What Progress Has Been Made? Dafna Regev.

Психология искусства и эстетики – Психология

Введение

Психология искусства и эстетики – это изучение восприятия и переживания изобразительного искусства, музыки, кино, перформансов, литературы, дизайна и окружающей среды. Искусство есть человеческий феномен, и поэтому эстетика есть в основе своей психологический процесс. Психологическая эстетика развилась из изучения эстетики такими философами, как Баумгартен и Кант. Именно Густав Т. Фехнер (см. Основополагающие работы) вывел эстетику из области созерцательных размышлений, разработав строгие процедуры изучения искусства. Он подверг убеждения, полученные из философских работ, таких как золотое сечение, эмпирическому исследованию. Исследователи обращаются к множеству психологических тем, таких как зрительное и слуховое восприятие, знания и память, предпочтения и эмоции, используя различные подходы, от экспериментальных и физиологических методологий до качественного анализа и современных методов визуализации. Кроме того, исследователи эстетики сравнивают искусствоведов с новичками, разрабатывают модели эстетических реакций на произведения искусства и смотрят, как люди воспринимают искусство в музейной обстановке. Хотя эстетика традиционно была тесно связана с красотой, сегодня исследования охватывают те произведения искусства, которые вызывают негативную реакцию, и даже те, которые предназначены для оскорбления. Литература, включенная в эту статью, сосредоточена на классических текстах, в которых предлагались оригинальные теории, концепции или дискуссии, связанные с психологией искусства и эстетики, а также на более поздних работах, в которых предпринимались попытки пересмотреть предыдущие работы и стимулировать текущие дебаты. Порядок изложения основан больше на сходстве (или контрасте) между различными источниками и на развитии идей, чем на строгой хронологии. В первом разделе представлены основные чтения. Затем следуют статьи, которые содержат общие обзоры и представляют формальные модели, объединяющие многие аспекты психологии искусства и эстетики. Затем исследуются основные черты связанных с искусством стимулов и посредников эстетического опыта. В следующих широких разделах описывается литература о поиске смысла во время эстетических переживаний, влиянии личностных характеристик, таких как художественные знания и личность, на восприятие и интерпретацию искусства, а также о переживании эстетических эмоций. За этими разделами следуют описания трех новых областей психологической эстетики, а именно нейроэстетики, эволюционной эстетики, психологии фотографии и музейных исследований. Наконец, представлена ​​психологическая эстетика в контексте образования и культуры.

Фундаментальные работы

В этом разделе рассматривается фундаментальная литература, отражающая историю и современное состояние психологии искусства и эстетики. Фехнера 1876 часто связывают с основанием психологии искусства и эстетики. Это послужило катализатором для работ будущих ученых, таких как Arnheim 1954, который помещает изучение эстетики в контекст гештальт-психологии, и Gombrich 1960, который рассматривает эстетику в контексте общей психологии.

Берлин 1971 и Kreitler and Kreitler 1972 — основополагающие работы, которые возродили эту область в 1970-х годах, создав многочисленные проверяемые гипотезы, особенно те, которые касаются свойств, присущих стимулу. С этого периода исследования в области психологии эстетики выросли как с точки зрения количества исследователей, занимающихся этой областью, так и с точки зрения определения фразы «психология эстетики» и того, что изучается под ее рубрикой. Winner 1982 и Solso 1994 отражают исследования, проведенные в 20 веке. Лочер и др. 2006 связывает стипендию до и после рубежа 20-го века. Tinio and Smith 2014 представляет собой введение в эту область и представляет собой широкое представление текущих проблем и будущих направлений психологии искусства и эстетики.

  • Арнхейм, Р. 1954. Искусство и визуальное восприятие . Беркли: ун-т. Калифорнийской прессы.

    Закладывает основу своей гештальт-психологии искусства. Основное внимание уделяется тому, как значение и выразительность произведения искусства вытекают из его композиционной структуры и динамического взаимодействия между различными функциями. Таким образом, даже самые сложные переживания в конечном счете проистекают из конфигурации композиционных элементов.

  • Берлайн, Д. Э. 1971. Эстетика и психобиология . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    В книге представлены наиболее важные идеи Берлайна, такие как то, как психологические явления, включая эстетические реакции, основаны на физиологических процессах, центральным из которых является возбуждение. Берлайн вводит свою концепцию «коллативных переменных», которая относится к свойствам стимула, которые влияют на возбуждение и которые, в свою очередь, влияют на гедонистическую ценность стимула.

  • Фехнер Г. Т. 1876. Школа эстетики . Лейпциг: Breitkopf & Härtel.

    Эта работа ознаменовала переход от философского подхода к эстетике к более экспериментальному подходу. Фехнер открыл не только совершенно новый подход к концептуализации эстетики, но и, в значительной степени опираясь на свой опыт в области психофизики, представил новые количественные методологии, которые обеспечили больший экспериментальный контроль при изучении вопросов эстетики.

  • Гомбрих Э. Х. 1960. Искусство и иллюзия: исследование психологии изобразительного изображения . Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет. Нажимать.

    Гомбрих прямо подчеркивает важность психологии в изучении эстетики и искусства, особенно изобразительного искусства. Автор углубляется в такие давние вопросы, как роль подражания природе в искусстве. Гомбрич утверждает, что художники создают, используя то, что они знают, а затем сравнивают это творение с тем, что они видят.

  • Крейтлер Х. и С. Крейтлер. 1972. Психология искусства . Дарем, Северная Каролина: Duke Univ. Нажимать.

    Крейтлер и Крейтлер представляют когнитивную теорию эстетики, основанную на идее о том, что стимул, такой как произведение искусства — изобразительное искусство, поэзия, танец и архитектура, — а также структура и характеристики его соответствующих компонентов стимулируют определенные когнитивные процессы, которые производят художественный опыт.

  • Лочер П., К. Мартиндейл и Л. Дорфман. 2006. Новые направления в эстетике, творчестве и искусстве . Амитивилль, Нью-Йорк: Бэйвуд.

    Эта книга посвящена эстетике изобразительного искусства; креативность; когнитивная психология музыки, литературы и изобразительного искусства; и влияние аффекта и личности на творчество и эстетический опыт. Это отличное введение в эту область.

  • Сольсо Р. Л. 1994. Познание и изобразительное искусство . Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт.

    Введение в когнитивную психологию изобразительного искусства с использованием исследований в области науки о зрении, психофизиологии, нейронауки и моделирования нейронных сетей. Обращается к таким явлениям, как фигура-фон, воспринимаемый контраст, визуальная двусмысленность, иллюзии и визуальная перспектива, а также к факторам, связанным с наблюдателем, таким как память и опыт в искусстве.

  • Тинио, П. П.  Л. и Дж. К. Смит. 2014. Кембриджский справочник по психологии эстетики и искусства

    . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Эта основополагающая работа дает прекрасный обзор текущих проблем и будущих направлений психологии искусства и эстетики. Темы включают: концепции, теории и методы; перспективы и подходы к искусству и эстетике; исследуемые объекты и среды; и современные проблемы и дебаты.

  • Виннер, Э. 1982. Изобретенные миры: Психология искусств . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т. Нажимать.

    Winner рассматривает обе стороны темы, от создания искусства до его восприятия, и книга охватывает изобразительное искусство, музыку, литературу и поэзию. Темы исследуются с разных точек зрения. Например, глава об аудитории или воспринимающем искусство включает точки зрения Фрейда, Фехнера, Берлайна и Айзенка.

вернуться к началу

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Психологические художественные принты, подходящие к любому интерьеру

Графический дизайн

Цитаты

Painting

Philosophy

Digital

Quote

Success

Typography

Psychologist

Therapy

Motivation

Mind

Abstract

Mental

Writer

Therapist

Inspiration

Life

3280

Художественный принт «Колесо эмоций»

by Zapista

28,00 $ 23,80 $

1012

Художественный принт «Колесо ощущений»

by Lindsay Braman

$16.00$13.60

237

Therapy Art Print

by Ilaria Urbinati

$16. 00$13.60

8

Emotion-Behavior Wheel Art Print

by Lindsay Braman

$16.00$13.60

501

Emotion Wheel Wheel Art Print

от Bumbleb

$ 15,00 $ 12,75

1

Carl Jung 2 Art Print

от Кевина Сторрара

$ 16.00 $ 13.609

.0005

2

Be Kind To Your Mi Art Print

by Kate&Ollie

$15.00$12.75

12

Rupture & Repair — Psychology Art — Relationships & Attachment Art Print

by Lindsay Braman

$16.00$13.60

3

Бодипозитив против диетической культуры HAES Education Heath Плакат для нейтрального веса Офисная версия 1 Художественная печать

Линдси Браман

16,00 $ 13,60 $

32

Гигиена сначала в области гигиена с гигиенами. Кодекс когнитивных искажений. Художественная печать «Руководство по когнитивным искажениям».0004 от Eliecollinsart

$ 15,00 $ 12,75

166

ЗДОРОВЫ

Линдсей Браман

16,00 $ 13,60 $

0

Художественная печать Mental Health

Deira

15,00 $ 90,73 4

5

5

50135 A Compassionate Anatomy of a Help Rejecting Complainer Art Print

by Lindsay Braman

$16.00$13.60

0

Liminal Pool Art Print

by Kelsey Smith

$18.00$15.30

3

Wheel Of Emotions Art Print

от Lilyas20

$ 15,00 $ 12,75

94

Это должно быть Place Art Print

By Artisanal Allure

$ 16,00 $ 13,60

8

$ 16,00 $ 13,60

9000 8

$ 16,00 $ 13,60

8

. 0005

Spanish Emotion Wheel en Espanol Art Print

by Lindsay Braman

$16.00$13.60

3

Ouroboros Ornata Art Print

by Dekora

$17.00$14.45

14

Rainbow of Emotional Regulation — Social Emotional Learning Учебное пособие Наглядное пособие Art Print

Линдси Браман

16,00 $ 13,60 $

0

Иерархия потребностей Маслоу0005

от lilyas20

$ 15,00 $ 12,75

79

УЧЕБНО Новые способы справиться с художественным принтом

от Lindsay Braman

$ 16,00 $ 13,60

0

55 $ 13,60

0
9

55, а не то, что стало мне. — Carl Jung Art Print

By Bob Davies

$ 15,00 $ 12,75

0

Все эмоции являются действительными арт -печати

By Plant Kinds

$ 17,00 $ 14,45

8
9

9000 $ 17,0135 Это должно быть Place Art Print

от Artisanal Allure

$ 16,00 $ 13,60

173

Как (хорошо) травматическая терапия. Печать

от Доктора Мельфи

$ 15.00 $ 12,75

0

Колесо чувств и эмоций Винтажный художественный печать

от Bramcry

$ 15,00 $ 12,75

0
9000

$ 15.000005

Boundaries Mental Health Reminder for Counselors Art Print

by Lilyas20

$15.00$12.75

41

It’s What’s On The Inside… Art Print

by FreshCutIdeas

$15.00$12.75

20

Wheel of Feelings and Emotions Art Print

by Bramcrye

15,00 $ 12,75 $

11

Искусство из «Принципов света и цвета» Эдвина Д. Бэббита, 1878 г. Art Print

от Maria Popova

$ 20,00 $ 17,00

10

Психоделическая медитационная искусство, любовь, психология, ретро, ​​Lino Cut Art Print

от Inktally

$ 15,00 $ 12,75

1

9000 4 $ 15,00

от Plant Kind Monds

$ 17,00 $ 14,45

62

Black Rorschach Inkblot Art Print

от Annartshock

$ 15,00 $ 12,75

43

$. 0005

от Luxorama

$ 18,00 $ 15,30

0

Лесные лесные цветы.

от Lilyas20

15,00 $ 12,75 $

22

Психология Валентина: заработанная безопасная привязанность Art Print

от Линдси Браман

16,00 $ 13,60 $

7

Periodic Table of Emotions Art Print

by Zapista

$28.00$23.80

23

I Lobe You Art Print

by Blue Specs Studio

$15.00$12.75

The Resort Sale

Up to Скидка 40% на одежду, сумки, товары для детей, технику, канцелярские товары

Купить распродажу ко Дню президента

НОВАЯ коллекция для дома: Mix It Up

Откройте для себя полные коллекции, включающие предметы интерьера, постельное белье, столешницы и многое другое, чтобы создать свое пространство свежо и захватывающе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts