беседа | это… Что такое беседа?
ТолкованиеПеревод
- беседа
(в психологии) — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии ({{}}социальной, медицинской, детской и др.).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- беседа
— в психологии — метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования — от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического.
1) введение в эксперимент — привлечение к сотрудничеству;
2) беседа экспериментальная — в ходе коей проверяются рабочие гипотезы;
3) интервью.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:
базар, балаканье, богоглаголание, богогласие, болтание, болтовня, диалог, зюканье, интервью, каляканье, коллоквиум, консультация, общество, переговоры, политбеседа, радиобеседа, разговаривание, разговор, речь, собеседование, совещание, тары-бары, телебеседа, толкование, щебетание, щебетанье
- бегство от свободы
- беседа клиническая
Полезное
Метод беседы в психологии/Саморазвитие psychologypro.ru
Главная » Саморазвитие
Опубликовано
Обычный разговор “по душам” всегда считался прекрасным способом поднять настроение, рассказать о проблемах и, по возможности, получить ценный совет. В психологии метод беседы является одним из лучших способов получить информацию о клиенте. В процессе коммуникации от собеседника можно узнать важные для специалиста данные. Для этого психологи используются множество приемов, созданных специально для работы в рамках консультативной или диагностической работы.
Что собой представляет метод беседыЛюбая беседа подразумевает диалог двух людей. Когда в процессе общения, один человек выясняет проблему или личностные особенности и травмы другого человека, такое взаимодействие можно назвать методом беседы. Причем, обычным разговором его назвать сложно. Во время общения с клиентом психолог наблюдает за его поведением, дыханием, позой и другими невербальными знаками, которые о многом могут рассказать, даже если сам реципиент при этом будет молчать. Преимущества метода беседы:
- возможность задать вопросам последовательность и “подтолкнуть” клиента на то, чтобы он сам пришёл к правильному ответу
- возможность проверить достоверность сказанной информации с помощью невербального языка (поза, движение частей тела, мимика).
Недостатки метода беседы:
- время, затраченное на поиск и выведение фактов на чистую воду
- отсутствие необходимой компетенции у специалистов.
Здесь важно понимать, что метод беседы не идеален. Не многим психологам удается сразу расположить к себе клиента и заставить его довериться, рассказать о сокровенном, а порой и о таких вещах, в которых самому страшно признаться.
Однако, в последние пару десятилетий представители разных направлений психологии активно используют беседу, как один из самых эффективных методов терапии.
От обычного разговора беседа в психологии отличается тем, что перед встречей с клиентом психолог тщательно готовится ко встрече:
- продумывает различные аспекты проблемы, о которой пойдет речь
- подбирает важные факты, обдумывает цели разговора,
- определяет хронологию общения и последовательность вопросов
- определяет место и обстановку, в которой будет проходить беседа (обстановка должна быть спокойной и располагающей к разговору).
В зависимости от цели, которой необходимо достичь во время терапии, беседу можно разделить на несколько видов.
- Интервью. Такой формат беседы предполагает прямой опрос собеседника. В психологии принято различать несколько видов интервью:
- свободного формата — легкое общение без привязки к деталям, но с общей программой и целью.
- стандартного формата — беседа, которая имеет четкую тактику, заранее планируется, имеет план и даже последовательность вопросов и возможных ответов респондента
- частично-стандартный формат — беседа, при которой соблюдается процесс подготовки и стратегия, но психолог выбирает более свободную тактику ведения общения.
- экспериментальная. Используется специалистами в исследовательских работах с реципиентами, знающими, что принимают участие в эксперименте. Такой метод часто помогает подтвердить или опровергнуть различные психологические гипотезы.
- Диагностическое интервью. Это самый распространенный вид беседы в практике психологов. Метод диагностики позволяет получить различные данные о свойствах личности и особенностях психики собеседника. С помощью такого типа исследования можно использовать различные тесты и опросники, позволяющие лучше увидеть картину проблемы человека в целом.
- Терапевтическая беседа. В основном, такой метод общения нужен специалистам, чтобы оказать клиенту психологическую помощь. Считается, что это один из самых сложных видов беседы. Её суть заключается не только в том, что психолог помогает человеку осознать глубинные корни проблемы, но и проработать эту проблему, восстановив при этом целостность личности. Терапевтическая беседа также может быть и краткосрочной. Например, такой формат используют специалисты телефона доверия, когда помощь нужна срочно и быстро.
- Клиническая беседа. Формат общения, при котором психолог старается получить из общения максимум информации об особенностях человека, его биографии, работе его сознания и бессознательного. Название этого формата происходит исходя из помещения, в котором происходит беседа — то есть, в клинике, во время консультации и под наблюдением специалиста.
Существует два варианта проведения беседы:
- Управляемая, во время которой психолог активно участвует в общении и устанавливает эмоциональный контакт с клиентом
- Неуправляемая. При таком формате психолог дает собеседнику высказать все накопившиеся проблемы и обиды, которые его беспокоят. Задача специалиста в этот момент не вмешиваться и слушать.
Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:
- содержание беседы нужно готовить заранее
- перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
- вопросы должны быть понятны клиенту
- в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
- прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
- любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.
Выделяется два стиля ведения разговора:
- Рефлексивный стиль. Заключается в участии специалиста в беседе. Используется в том случае, если клиент не идет на контакт он замкнут, неразговорчив, либо имеет травмы. При беседе психолог старается использовать уточняющие вопросы, следя за реакцией клиента
- Нерефлексивный стиль. В этом формате психолог, наоборот, почти не взаимодействует с клиентом и позволяет ему самостоятельно найти ответы на тревожащие его вопросы.
При проведении метода беседы, стоит помнить и о фразах, которые за одну секунду могут разрушить всю выстроенную заранее тактику коммуникации. Такие фразы принято называть барьерами общения. Их стоит внести в “стоп-лист”, чтобы никогда не употреблять во время беседы с клиентом:
- Говорите четче, повторите ещё раз — приказ или указание
- Смотрите, не пожалейте об этом — угроза или предупреждение
- Успокойтесь и тогда я вас выслушаю — шантаж, попытка торговаться
- Вы поступили неправильно, не стоило этого делать — чтение нравоучений
- Попробуйте сделать иначе. Вам следует поступить по-другому — рекомендации
- Вы поступили глупо — осуждение, обвинение
- Вы большой молодец, вы правы — похвала и лесть
- Вы не лучше других — уничижение
- Как вы могли? Вы всё испортили — ругательство
- Теперь ясно, зачем вы это сделали — интерпретация
- Не переживайте, многие так ошибаются — успокоение
- Кто вам сказал, что так можно поступать? — допрос
- Давайте сменим тему, выбросьте это из головы — отвлечение от проблемы
Эти фразы запрещены в кругу психологов не просто так. Они способны отвлечь человека и сбить его с толку. В ответ это может вызвать раздражение, тревогу и даже попытку защититься от специалиста.
Впрочем, такая реакция возможна и при стандартном методе беседы. Всё зависит от особенностей психики человека. Задача психотерапевта — свести все негативные реакции на вопросы к минимуму.
Главное — это умение специалиста слушать.
Слушание — процесс, требующий постоянного контроля. Психологу важно обращать внимание на ответы собеседника, проявить сочувствие, а заодно ещё и зафиксировать результаты беседы. Поэтому психологи, чтобы не упустить важные детали в процессе активного слушания, используют диктофоны и записывают весь разговор.
Чтобы метод беседы успешно состоялся, психолог должен обладать важными компетенциями и свойствами личности:
- владеть приемами слушания
- уметь мыслить критически
- уметь точно считывать вербальные и невербальные сигналы собеседника
- уметь быстро и правильно формулировать вопросы
- стрессоустойчивость и способность долго вести разговор
- внимательность к настроению и состоянию собеседника.
Лишь обладая этими качествами психолог может успешно проводить метод беседы и за один раз сочетать несколько её форм и техник. А значит, быстрее и эффективнее помочь собеседнику разобраться в его проблеме.
Искусство хорошей беседы — Кори Советник
Если вы хотите улучшить отношения дома, на работе, в школе – вам нужно научиться лучше общаться. Советник из Брисбена Кори Хьюман предлагает способы помочь вам развить искусство хорошего разговора и отношений!
Хотя люди общаются ежедневно, эффективное общение не всегда бывает легким.
В Деловом Словаре дается следующее определение коммуникации:
«Двусторонний процесс достижения взаимопонимания, в котором участники не только обмениваются (кодируют-декодируют) информацией, новостями, идеями и чувствами, но также создают и разделяют смысл. В общем, общение — это средство соединения людей или мест».
Хорошие коммуникативные навыки важны не только в деловом мире, но и для развития и поддержания здоровых отношений в подростковом и взрослом возрасте.
Человеческое взаимодействие начинается и поддерживается посредством общения, а содержательные разговоры составляют основу всех дружеских и романтических отношений. Способность эффективно общаться имеет решающее значение для социального успеха человека (Laugeson, 2013, стр. 51).
Как овладеть искусством хорошей беседы
Учитывая важность общения в отношениях, вот несколько рекомендаций, которые помогут вам овладеть искусством хорошей беседы:
- Торговая информация — Беседа предназначена для обмена информацией; поэтому хороший разговор — это тот, в котором происходит обмен информацией. В таком контексте один человек рассказывает другому что-то о себе, а другой в ответ отвечает, рассказывая что-то о себе (Laugeson, 2013, стр. 54). В хорошем разговоре обычно равный обмен информацией 50-50, иногда это может быть 40-60 или 60-40 в зависимости от обстоятельств, однако каждый участник разговора должен чувствовать, что у него есть равные возможности поделиться своей информацией (Чуа, Н.Д.).
- Найдите общие интересы — Цель любого хорошего разговора состоит в том, чтобы участники нашли общий интерес для обсуждения. Чтобы разговор был интересным, участвующие стороны должны иметь точки соприкосновения, чтобы все шло гладко. Общий интерес — важный элемент для разговора и дружбы (Laugeson, 2013, стр. 54 и 55).
- Спросите человека о себе — В процессе общения обычный способ обмена информацией — это задавать другому человеку вопросы о себе и делиться соответствующей информацией о себе (Laugeson, 2013, стр. 57). Если вы хотите овладеть искусством хорошего разговора, очень важно искренне интересоваться человеком, с которым вы разговариваете — люди быстро понимают, если вы искренне не заинтересованы в них или теме их разговора. Задавая вопросы, убедитесь, что вопросы имеют цель (Чуа, Н.Д.).
- Слушать – Некоторым людям с социальными проблемами трудно научиться слушать. Одна из самых больших проблем заключается в том, что у человека, с которым вы разговариваете, может сложиться впечатление, что вы не заинтересованы ни в нем, ни в обсуждении. Спросите себя: Каковы мои вербальные и невербальные сообщения и как их воспринимают люди? (Laugeson, 2013, стр. 64). Консультанты могут помочь людям, которые борются в этой области, лучше узнать об их навыках слушания и о том, как правильно их использовать в разговоре. Часть обучения консультанта состоит в том, чтобы уметь слушать и помогать другим научиться слушать с пониманием и целью.
- Зрительный контакт — Не менее важно смотреть на человека, с которым вы разговариваете, так же важно отводить взгляд на короткое время, чтобы не смотреть на него во время разговора. Опять же, консультант может помочь, научив правильно пользоваться зрительным контактом на сеансах консультирования (Laugeson, 2013, стр. 65).
- Воспитывайте другого человека – В разговоре всегда ищите способы сделать так, чтобы другой человек выглядел и чувствовал себя хорошо – не бойтесь хвалить там, где это необходимо. Сегодня многие люди не осознают своих способностей, поэтому постарайтесь помочь людям, с которыми вы разговариваете, осознать свои способности и сильные стороны (Чуа, Н.Д.).
- Хорошие границы тела — Помните о личном пространстве. Если вы стоите слишком близко или слишком далеко от человека, с которым разговариваете, может возникнуть неловкое чувство. Общее правило состоит в том, чтобы стоять на расстоянии вытянутой руки от человека, с которым вы разговариваете; если есть сомнения, консультант может предоставить обратную связь по этим вопросам, не вызывая смущения (Laugeson, 2013, стр. 67).
- Уважайте, не критикуйте и не осуждайте – В разговоре уважайте точку зрения друг друга. Можно высказывать свое мнение, но при этом не навязывать его собеседнику. Уважение выбора и мнений друг друга без критики или осуждения важно для обеспечения хорошего и содержательного разговора. Каждый имеет право на собственное мнение и точку зрения (Чуа, Н.Д.).
Хороший разговор: чего не делать!
Наряду с некоторыми важными аспектами, о которых следует помнить, следует также помнить о некоторых важных «нельзя», если вы хотите стать более опытным в разговоре.
- Не зацикливайтесь на разговорах — Одна из самых больших социальных проблем в разговоре — это когда одна сторона доминирует и не дает другим возможности высказаться (Laugeson, 2013, стр. 69). Не забывайте слушать!
- Не становись интервьюером — Хотя задавать вопросы важно, если один человек постоянно задает вопросы, не давая при этом некоторых ответов на свои вопросы, другой человек может почувствовать, что его допрашивают. Это становится односторонним стилем разговора, и обе стороны изо всех сил пытаются найти общие связи, на которых они могут построить дружбу (Laugeson, 2013, стр. 71).
- Не повторяйтесь – Остерегайтесь «слишком сосредоточиться» на темах, которые вас интересуют. И постарайтесь не повторяться слишком часто, так как это может привести к тому, что слушатель потеряет интерес к разговору (Лаугесон, 2013 г., стр. 73).
- Не говорите слишком лично в первом разговоре — Будьте осторожны, не делитесь слишком большим количеством личной и частной информации во время первого разговора с человеком (Laugeson, 2013, стр. 75).
Чтобы вести содержательную беседу, требуются навыки, практика и иногда даже руководство.
Осознайте себя и свой стиль ведения беседы, помните об этих правилах ведения беседы, и если вам трудно вести по-настоящему значимые беседы, запишитесь на прием к консультанту, который поможет вам овладеть искусством хорошей беседы.
Автор: Corey Human, B Th (с отличием), M Counselling, Dip Работа с молодежью, Dip Молодежное правосудие, Dip Couns, Dip Пятидесятническое богословие, Dip Министерство. Член PACFA и CCAA.
Кори Хьюман имеет почти 20-летний опыт консультирования подростков, взрослых, пар, родителей и семей на английском и африкаанс. В консультировании и обучении отношений его цель состоит в том, чтобы предоставить каждой паре инструменты, которые помогут им самим, когда они доходят до конфликтных точек в своих отношениях.
Чтобы записаться на прием, попробуйте онлайн-бронирование. Кроме того, вы можете позвонить в M1 Psychology Brisbane по телефону (07) 3067 9129
. http://www.businessdictionary.com/definition/communication.html Каждый раз, когда мы встречаемся с другом, мы делимся историями своей жизни, от обыденных до глубоких. Обмен историями — и особенно секретами — в первую очередь помогает создать дружеские отношения. Теперь новое исследование дает некоторые интригующие идеи о том, как запустить этот процесс и поддерживать его — о том, как лучше всего вести разговоры, превращать знакомых или даже незнакомцев в новых друзей, а новых друзей — в доверенных лиц на всю жизнь. Еще в 2014 году пара психологов опубликовала ставшее уже классическим исследование о пассажирах пригородной зоны Чикаго, которое показало, что, хотя наш инстинкт состоит в том, чтобы игнорировать незнакомцев, мы счастливее, когда общаемся с ними. Важно отметить, что это верно как для интровертов, так и для экстравертов. Исследователи также обнаружили, что нежелание пассажиров заводить разговор с незнакомцем было связано с ошибочным убеждением, что незнакомцы не захотят с ними разговаривать. В 2021 году группа, в которую входил Николас Эпли, один из авторов первоначальной статьи, опубликовала очень похожие результаты исследования пассажиров поездов в районе Лондона. Ясно, что это явление относится и к британцам. Итак, продолжайте, в следующий раз, когда вы будете с незнакомцем, почему бы не попробовать завязать разговор — возможно, все пройдет лучше, чем вы думаете. Наше предпочтительное личное пространство — дистанция, которую мы хотели бы сохранять между собой и тем, с кем мы общаемся, — зависит от пола, культуры, контекста и знакомства, а также Covid-19. Пандемия 19 тоже оказывает влияние. Исследование, проведенное в 2017 году, в котором приняли участие почти 9 000 человек из 42 разных стран , выявило большие географические различия, особенно между тем, что исследователи назвали «контактными культурами» (Южная Америка, Ближний Восток и Южная Европа) и «неконтактными культурами» (Северная Европа). , Северная Америка, Азия), где люди предпочитают стоять дальше друг от друга. Так что культурный фон человека, с которым вы разговариваете, безусловно, стоит иметь в виду, если вы не хотите, чтобы он чувствовал себя некомфортно. Исследование также показало, что женщины из большинства стран предпочитают больше места, чем мужчины. А в 2021 году небольшое исследование в США показало, что предпочтительные личные расстояния, о которых эти участники сообщали до пандемии, во время нее росли как в реальности, так и виртуально. Мы привыкли давать другим людям более широкое место. Это исследование показывает, что с Covid-19инфекции продолжаются, мы все еще хотим этого. Мы хотим глубоких и значимых отношений с другими, и мы знаем, что обмен сокровенными историями может их создать. Но как скоро после встречи с кем-то мы должны отказаться от светской беседы? Согласно исследованию 2021 года, в котором снова участвовал Эпли и провел Майкл Кардас, ответ таков: сразу. Участники этого исследования переоценили, насколько неловким может быть глубокий разговор с незнакомцем – и недооценили, насколько незнакомцы будут заинтересованы в их откровениях. И хотя участников ожидал, что предпочтет поверхностный разговор глубокому разговору с незнакомцем, но это было не так. Глубокие разговоры заставили их чувствовать себя более связанными. Вас беспокоит фраза «О, мне нравится твое платье!» или даже «У тебя отличное чувство юмора!» может показаться неискренним или слишком личным и вызвать неловкость, а не чувство товарищества? Что ж, не делает — таков посыл еще одного нового исследования с участием Эпли, также опубликованного в 2021 году. Более ранние исследования показали, что комплименты сближают как незнакомцев, так и друзей. Это также ничего не стоит ни с финансовой точки зрения, ни с точки зрения усилий. И все же эта работа, проведенная Сюань Чжао на участниках в США, постоянно обнаруживала, что пары друзей недооценивают положительный эффект комплиментов, сделанных друг другу — они меньше оценивало результирующие чувства тепла у получателя, а больше оценивало, насколько неловко будет чувствовать себя получатель. Эта ошибочная точка зрения, по-видимому, имела последствия в реальном мире: участники также сообщали, что обычно говорят меньше комплиментов, чем, по их мнению, они должны или даже хотели бы говорить. Что, если вы не до конца поверите в сделанный вами комплимент? «Люди могут неохотно льстить другим неискренними комплиментами, потому что они переоценивают вероятность того, что их неискренность будет обнаружена», — пишут исследователи. Другими словами, делайте это в любом случае — есть вероятность, что они примут ваш комментарий за чистую монету. Один из самых позитивных выводов, о которых я когда-либо сообщал, заключался в следующем: другие люди любят нас больше, чем мы думаем. Таков был вывод исследования незнакомцев, которых объединили в пары для коротких бесед. После этого они оценили, насколько им нравятся их партнеры и насколько, по их мнению, они нравятся своим партнерам. И они постоянно недооценивали, насколько они понравились — они произвели лучшее первое впечатление, чем они думали. Более того, чем застенчивее человек, тем больше «разрыв в симпатиях». Так что не позволяйте беспокойству о том, как вы могли наткнуться на нового знакомого, помешать вам начать первоначальный разговор; они, вероятно, хотят поговорить снова, чем вы можете предположить. Как овладеть искусством беседы согласно психологии