Бихевиоризм психология: Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли.

Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма. В качестве эмпирического доказательства он приводил лабораторный пример с детьми и кроликом. В первом опыте, когда дети пытались погладить животное, они получали разряд электрического тока и плакали.

Во время второго опыта дети, увидев кролика, сразу начинали плакать, потому что вспоминали боль от тока. Однако экспериментатор давал им вкусную еду (мороженое, шоколад и тд), а кролик находился на безопасном расстоянии. Постепенно это расстояние сокращалось, а экспериментатор предлагал им все больше и больше сладостей. В конце опыта дети уже снова не боялись кролика, брали его на руки и спокойно гладили.

Бихевиоризм стал ответом на кризис субъективной психологии, в пользу нового направления сыграла и промышленная революция. Однако, несмотря на огромную популярность бихевиоризма в американской психологии, многие исследователи отнеслись к нему с сомнением. В частности, оставался открытым вопрос целостности поведения людей и животных, который позднее пытались решить необихевиористы

.

< Бессознательное

Булимия (нервная) >

Популярные термины

    Бихевиоризм

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Как избавиться от неосознанных разрушительных установок, которые мешают нам жить счастливо и реализовать себя? На решение этой задачи нацелен метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). В память о ее основателе Аароне Беке публикуем статью о том, как работает КПТ.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»
    • Как провести 8 Марта оригинально и с удовольствием: 9 способов
    • Эмоциональное истощение: 8 вопросов для диагностики и 4 совета для исцеления
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Что делать с чувством пустоты внутри?»
    • Выражайте благодарность и находите компромиссы: как сохранить страсть в долгом браке — 11 советов коуча
    • Избегание, агрессия, пессимизм: 22 признака депрессии, которые легко пропустить, — чек-лист
    • Независимость или самопожертвование: о гранях женской любви рассказали актрисы сериала «Содержанки»

    Сегодня читают

    • Газлайтинг на работе: как распознать и защититься
    • 4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать
    • «Я устала бороться за место под солнцем. Как вернуть желание жить?»
    • «Кто виноват в разрушении семьи: я или супруг, не желающий решать проблемы?»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Психологический словарь: бихевиоризм

    ПСИХОЛОГИЯ

    Стимул, реакция, эксперимент, десенсибилизация — собрали для вас краткий словарь бихевиориста

    Бихевиоризм
    (англ. behavior — поведение)

    Бихевиористское течение предполагало, что психологии следует отойти от изучения психологических процессов, поскольку они, по мнению бихевиористов, не могут наблюдаться научными методами, быть строго фиксируемыми и экспериментально подтверждаемыми. Вместо этого предлагалось сосредоточиться на объективных причинах поведения человека, на том, как влияют на него внешние стимулы — явления и предметы.

    Согласно этой позиции предметом наблюдения должно было стать поведение человека и внешние факторы, влияющие на него. Вкратце бихевиоризм можно охарактеризовать как перенос «условных рефлексов» Павлова в область психологии личности. Фундаментом, на котором была выстроена теория, стал распространившийся в то время материализм.

    Именно на стыке XIX—XX вв.еков психологи начали проводить эксперименты, многие из которых впоследствии стали классическими. Психология становилась эмпирической, а не чисто умозрительной наукой, что и послужило подспорьем в развитии бихевиористского течения.

    Необходимо признать, что в развитии психологии бихевиоризм сыграл очень большую роль, заложив основы будущих когнитивной психологии, рационально-эмоционально-поведенческой терапии и собственно необихевиоризма, используемого сегодня, например в области педагогики и коррекции поведения.

    Основная концепция

    Согласно бихевиористической теории человеческое поведение определяется внешней средой по принципу «стимул реакция».

    Стимул здесь — наблюдаемый извне раздражитель, действующий на человека, а реакция — это его движение при совершении действия, вызываемое стимулом. Стимулами могут быть зрительные раздражители, звуки, изменения среды — влажности или температуры, — но не чувства человека или его желания.

    Поскольку стимул и реакция объективно связаны, предполагалось, что, выявив их связи, станет возможным моделировать человеческое поведение, не вдаваясь в подробности психологических процессов.

    Внутренние же процессы, по мнению бихевиористов, — не более чем добавочные явления, эпифеномены. Они находятся вне причинных связей и таким образом не могут влиять на человека. Внимания, по мнению классического бихевиоризма, достойны лишь подлинные, объясняемые причинно-следственными связями «действительные явления» — феномены.

    История

    Основы учения заложили Джон Уотсон в своей статье 1913 года «Бихевиоризм», предлагавшей приступить к реформированию психологии в точную науку, и его современник Торндайк, открывший сыгравшие важную роль в формировании концепции закон упражнения и закон эффекта, проводя эксперименты на животных.

    Хотя в Советском Союзе бихевиоризм считался одним из «буржуазных искажений психологии», большое влияние на него оказали опыты и эксперименты таких ученых, как Павлов и Сеченов.


    Эдвард Ли Торндайк, Джон Бродес Уотсон

    Именно им он обязан определением поведения как объективно наблюдаемой системы реакций организма на различные стимулы.

    Во второй половине ХХ века Беррес Фредерик Скиннер открыл принцип оперантного обусловливания, согласно которому условные рефлексы могут образовываться не только путем подкрепления стимула, но и подкреплением возникающей на него реакции. Скиннер был последовательным бихевиористом и отвергал роль мыслительных механизмов в психологии, но при этом его влияние на современников было настолько велико, что в 1972 году Американская психологическая ассоциация признала его наиболее выдающимся психологом ХХ века, поставив впереди Зигмунда Фрейда.

    Незадолго до этого, в 1969 году, Альберт Бандура предложил свою теорию социального научения, включающей в список мотивов, формирующих человека, наравне с внешними влияниями среды также и когнитивные и внутренние факторы. Именно тогда начался закат классического бихевиоризма и переход его методов в разряд не более чем одного из инструментов практикующего психолога.

    Пять определений из словаря психолога-бихевиориста

    (Важно помнить, что в других течениях психологии те же слова могут иметь другое значение.)

    Поведение — основа действий человека, формируемая из комплекса взаимодействий «стимул — реакция» (S>R). Поведение, согласно бихевиористам, определяется внешними факторами и тем, как отвечает на них человеческий организм. Личность, по мнению этой теории, — не более чем набор поведенческих реакций.

    Стимул — наблюдаемый внешний раздражитель, оказывающий воздействие на человека, формируя его реакции и через них — поведение. Подлежит корректировке путем введения новых стимулов или замещения реакций на существующие.

    Реакция — то, как организм человека отвечает на внешние стимулы. Движение или действие, вызываемое тем, что действует извне человека. Путем подкрепления можно редактировать связки «стимул — реакция», добиваясь коррекции поведения человека.

    Эксперимент — опытное, воспроизводимое выявление связей между стимулами и ответными действиями тела. Бихевиоризм известен своими экспериментами, многие из которых, например знаменитый «Маленький Альберт» Уотсона и Розали Рейнер, были позже признаны выходящими за рамки этики.

    Десенсибилизация — для бихевиориста — процесс выработки новой связки «стимул — реакция» или изменения работы уже существующей. По сути — выработка у человека условного рефлекса. В современном необихевиоризме — создание связки между ситуацией стресса и расслаблением.

    Автор: Олег Уппит

    ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?

    Live-курсы

    от 1 месяца
    Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

    Подробнее

    Курсы в записи

    от 1 месяца
    Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

    Подробнее

    К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

    Бихевиоризм | психология | Британика

    Б. Ф. Скиннер

    Посмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Леонард Блумфилд
    Похожие темы:
    кондиционирование поведение теория стимул-реакция необихевиоризм целенаправленный бихевиоризм

    Просмотреть весь связанный контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    бихевиоризм , очень влиятельная академическая школа психологии, которая доминировала в психологии между двумя мировыми войнами. Классический бихевиоризм, распространенный в первой трети 20 века, занимался исключительно измеримыми и наблюдаемыми данными и исключал идеи, эмоции, рассмотрение внутреннего психического опыта и деятельности вообще. В бихевиоризме организм рассматривается как «отвечающий» на условия (стимулы), устанавливаемые внешней средой и внутренними биологическими процессами.

    Доминировавшая ранее школа структурализма, рассматривавшая психологию как науку о сознании, опыте или разуме; хотя телесные действия не исключались, они считались значимыми главным образом в их отношении к психическим явлениям. Таким образом, характерным методом структурализма была интроспекция — наблюдение и отчет о работе собственного ума.

    More From Britannica

    мотивация: бихевиоризм

    Ранние формулировки бихевиоризма были реакцией американского психолога Джона Б. Уотсона на интроспективные психологии. В Behaviorism (1924) Уотсон писал, что «бихевиоризм утверждает, что «сознание» не является ни определяемым, ни пригодным для использования понятием; что это просто другое слово для «души» более древних времен.

    Таким образом, над старой психологией доминирует тонкий вид религиозной философии». Уотсон считал, что бихевиоризм «попытался дать новый, чистый старт в психологии, порвав как с текущими теориями, так и с традиционными понятиями и терминологией» (с Психология с точки зрения бихевиориста , 3-е изд., 1929). Самоанализ должен был быть отброшен; только такие наблюдения должны были считаться допустимыми, которые могли быть сделаны независимыми наблюдателями одного и того же объекта или события — точно так же, как в физике или химии. Таким образом, психология должна была стать «чисто объективной экспериментальной ветвью естествознания». Какими бы абстрактными ни казались эти предложения, они оказали революционное влияние на современную психологию и социальные науки, а также на наше представление о самих себе.

    Объективистские наклонности Уотсона были предвосхищены многими событиями в истории мысли, и его работа олицетворяла сильные тенденции, которые зарождались в биологии и психологии с конца 19 века.

    Таким образом, стремление Уотсона «похоронить субъективный предмет» получило широкую поддержку. В период с начала 1920-х до середины века методы бихевиоризма доминировали в психологии США и имели широкий международный резонанс. Хотя главные альтернативы бихевиоризму (например, гештальт-психология и психоанализ) отстаивали методы, основанные на экспериментальных данных, даже эти альтернативы соответствовали объективистскому подходу, подчеркивая необходимость объективной проверки гипотез, основанных на опыте.

    Период 1912–1930 годов (приблизительно) можно назвать периодом классического бихевиоризма. Уотсон был тогда доминирующей фигурой, но вскоре многие другие начали работать, внося свои собственные систематические изменения в разработку программы. Классический бихевиоризм был посвящен доказательству того, что явления, которые ранее считались требующими интроспективного изучения (такие как мышление, образы, эмоции или чувства), могут быть поняты с точки зрения стимула и реакции. Классический бихевиоризм далее характеризовался строгим детерминизмом, основанным на вере в то, что каждая реакция вызывается определенным стимулом.

    Производная форма классического бихевиоризма, известная как необихевиоризм, развивалась с 1930 до конца 1940-х годов. При таком подходе психологи попытались перевести общую методологию, предписанную Уотсоном, в детальную, основанную на экспериментах теорию адаптивного поведения. В эту эпоху доминировали теоретики обучения Кларк Л. Халл и Б. Ф. Скиннер; Мысль Скиннера была прямым потомком интеллектуального наследия Уотсона и стала доминирующей в этой области после середины 1950-х годов. Среди других важных бихевиористов были Кеннет В. Спенс, находящийся под влиянием Халла; Нил Миллер, заявивший, что нейробиология является наиболее продуктивным направлением психологических исследований; когнитивный теоретик Эдвард К. Толмен; и Эдвин Р. Гатри. Толмен и другие добились либерализации строгой бихевиористской доктрины. Позиция по отношению к объективизму осталась принципиально той же, даже при допущении существования промежуточных (то есть ментальных) переменных, принятии вербальных отчетов и разветвлении на такие области, как восприятие.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Естественным результатом бихевиористской теории стала поведенческая терапия, получившая известность после Второй мировой войны и направленная на изменение наблюдаемого поведения, а не мыслей и чувств пациента (как в психоанализе). При таком подходе считается, что эмоциональные проблемы возникают в результате ошибочных приобретенных моделей поведения или неспособности научиться эффективно реагировать. Таким образом, целью поведенческой терапии, также известной как модификация поведения, является изменение моделей поведения. См. также кондиционирование .

    Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Жаннетт Л. Нолен.

    Что такое бихевиоризм? — Explore Psychology

    by Kendra Cherry

    (последнее обновление: 1 декабря 2021 г.) . Согласно этому подходу к психологии, именно наше взаимодействие с окружающей средой определяет то, чему мы учимся, кто мы есть и как мы действуем.

    Бихевиоризм приобрел известность в начале 20 века. В то время психологи стремились сделать психологию более научной и эмпирической наукой.

    В этой статье рассказывается, что такое бихевиоризм, как он работает и как он используется до сих пор. В нем также обсуждается история бихевиоризма и его вклад в психологию.

    Содержание

    Что такое бихевиоризм?

    Определение: В своей основе бихевиоризм можно определить как изучение наблюдаемого поведения. Центральная идея бихевиоризма состоит в том, что все действия приобретаются посредством процессов обусловливания.

    • Бихевиоризм предположил, что психология должна быть наукой о наблюдаемом поведении . Бихевиористы считали, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что происходит внутри разума, психология должна сосредоточиться на влиянии окружающей среды, вызывающем поведение.
    • Бихевиоризм предположил, что обучение и поведение являются результатом ассоциаций стимул-реакция . Поведение можно объяснить, глядя на эти заученные ассоциации, а не сосредотачиваясь на внутренних событиях внутри человеческого разума.

    Влияние бихевиоризма было сильнее в середине 20 века, чем сегодня. Однако поведенческие концепции и теории остаются важными в таких областях, как образование и психотерапия.

    История бихевиоризма

    Более ранние школы мысли были сосредоточены либо на выявлении структур человеческого разума (структурализм), либо на понимании того, как функционирует разум (функционализм). Однако бихевиористы считали, что психология должна сосредоточиться только на том, что можно наблюдать, чтобы сделать психологию более научной дисциплиной.

    Под влиянием работ русского физиолога Ивана Павлова психолог Джон Б. Уотсон начал использовать концепцию классической обусловленности для описания того, как и почему люди учатся. Уотсон считал, что этот процесс обусловливания может объяснить многое в человеческом поведении.

    «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой особый мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу — доктором. , адвокат, художник, купец-главнокомандующий и да, нищий и вор.

    Джон Б. Уотсон

    Хотя большинство экспертов не согласились бы с утверждением Уотсона, многие из первых стойких бихевиористов считали, что обусловленность может объяснить все реакции обучения и поведения.

    Современные бихевиористы признают, что не все человеческие мысли, обучение и поведение можно объяснить процессом обусловливания, однако подход Уотсона оказал значительное влияние на область психологии.

    Бихевиоризм помог сделать психологию более экспериментальной и научной дисциплиной.

    Важные концепции

    Двумя наиболее важными концепциями бихевиоризма были классическая обусловленность и оперантная обусловленность.

    • Классическое обусловливание — это процесс обучения, в котором формируется ассоциация между естественным стимулом и ранее нейтральным стимулом. Как только эта ассоциация установлена, нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызывать условную реакцию.
    • Оперативное обусловливание — это процесс обучения, который включает либо поощрение, либо наказание за поведение. Подкрепление делает более вероятным повторение поведения в будущем, тогда как наказание снижает вероятность повторения поведения.

    Другие ключевые концепции бихевиоризма включают:

    • Формирование: Формирование — это процесс, который включает вознаграждение за все более близкое приближение к цели, пока не будет достигнуто целевое поведение.
    • Обобщение стимула: Обобщение стимула происходит, когда учащийся применяет то, что он узнал в отношении одного стимула, к аналогичному стимулу.
    • Приобретение: Приобретение является ранней частью процесса обучения, когда впервые получен ответ.

    Важные мыслители бихевиоризма

    Что такое психология? Исследование через…

    Пожалуйста, включите JavaScript

    Что такое психология? Изучение концепций

    Было несколько ключевых людей, которые сформировали историю и практику бихевиоризма. Некоторые из этих мыслителей включают:

    • Иван Павлов : Иван Павлов был русским физиологом, который первым обнаружил и описал условный рефлекс.
    • Джон Б. Уотсон : Джона Б. Уотсона часто называют «отцом бихевиоризма». Хотя его работа была влиятельной, она вызывала споры и ставила множество этических проблем. Он провел эксперимент с Маленьким Альбертом, классический психологический эксперимент.
    • Б. Ф. Скиннер : Б. Ф. Скиннер был влиятельным мыслителем, ответственным за введение оперантного обусловливания и графиков подкрепления.
    • Эдвард Торндайк : Эдвард Торндайк представил психологический принцип, известный как закон эффекта. В соответствии с этим принципом ответы, которые производят удовлетворительный эффект, с большей вероятностью повторятся в будущем. И наоборот, реакции, вызывающие нежелательные последствия, с меньшей вероятностью повторятся в будущем.
    • Кларк Халл : Кларк Халл был психологом, который использовал теорию побуждений для объяснения обучения и мотивации. Согласно этой теории, депривация создает потребности и влечения, которые затем приводят к поведению. Поскольку это поведение целенаправленно, оно само по себе важно для выживания.

    Важные события бихевиоризма

    • 1863 – опубликована книга Ивана Сеченова « Рефлексы мозга ». Сеченов ввел понятие о тормозных реакциях в центральной нервной системе.
    • 19:00 – Иван Павлов начал изучать слюнную реакцию и другие рефлексы.
    • 1913 – опубликована книга Джона Ватсона « Психология с точки зрения бихевиориста ». В статье изложены многие основные положения бихевиоризма.
    • 1920 – Уотсон и ассистент Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент «Маленький Альберт».
    • 1943 — Опубликованы « Принципы поведения » Кларка Халла.
    • 1948 — опубликован Б. Ф. Скиннер Walden II , в котором он описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.
    • 1959 — Ноам Хомский опубликовал свою критику бихевиоризма Скиннера «Обзор вербального поведения».
    • 1971 — Б. Ф. Скиннер опубликовал свою книгу « Beyond Freedom and Dignity », в которой утверждал, что свобода воли — это иллюзия.

    Влияние бихевиоризма

    Бихевиоризм был главной силой в психологии в первой половине 20 века и сыграл важную роль в становлении психологии как науки, а не как философского занятия.

    Однако важно отметить, что поведенческая школа мысли имеет некоторые недостатки.

    • Он игнорирует внутренние состояния : Бихевиоризм может быть полезен для понимания определенных типов обучения, но он не учитывает важные элементы, такие как эмоции, настроения и мысли.
    • Это не объясняет все типы обучения : Это также не объясняет обучение, которое происходит без ассоциации, подкрепления или наказания.

    Хотя бихевиоризм уже не является доминирующей силой, как когда-то, он по-прежнему играет важную роль в современной психологии.

    Ряд важных терапевтических методов был получен из поведенческих принципов, в том числе:

    • Экономия символов
    • Терапия отвращением
    • Моделирование
    • Анализ поведения
    • Систематическая десенсибилизация в области психологии поведения
    • 7 эти многочисленные практические приложения. Такие методы помогают людям научиться новому поведению и устранить нежелательное или нездоровое поведение.

      Резюме

      Бихевиоризм сегодня не так доминирует, как в середине 20-го века. Тем не менее, он по-прежнему остается влиятельной силой в психологии.

      Помимо психологии, дрессировщики животных, родители, учителя и многие другие используют основные поведенческие принципы, чтобы научить новых моделей поведения и предотвратить нежелательные.


      Вопросы для изучения бихевиоризма

      Кто был основателем бихевиоризма?

      Джон Б. Уотсон считается основателем бихевиоризма. Хотя он не претендовал на звание основателя этой школы мысли, а его академическая карьера была относительно недолгой, он внес важный вклад в бихевиоризм, который помог утвердить бихевиористские позиции и теории.

      «Уотсон заслуживает той славы, которую он получил, поскольку он впервые убедительно обосновал естественнонаучный (бихевиористский) подход и, что важно, заставил людей обратить на него внимание», — предположил Джон С. Мэлоун в статье, опубликованной в журнале The New York Times. журнал Поведенческий аналитик.

      Что такое радикальный бихевиоризм?

      Радикальный бихевиоризм считал, что поведение должно быть единственным предметом психологической науки. Б. Ф. Скиннер, самый известный бихевиорист наряду с Уотсоном, был сторонником радикального бихевиоризма. Он признавал существование внутренних психических событий, таких как мысли и чувства, но считал, что лучше изучать только то поведение, которое можно наблюдать.

      В чем заключался эксперимент Маленького Альберта?

      Так называемый эксперимент «Маленький Альберт» был исследованием, проведенным Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер. В эксперименте они использовали классическое обусловливание, чтобы научить младенца (его имя Альберт) бояться белой крысы, сочетая вид животного с громким, пугающим звуком. Ребенок не только научился бояться белой крысы; он также обобщал страх и боялся подобных белых предметов.


      Источники:

      Мэлоун Джей Си. Действительно ли Джон Б. Уотсон «нашел» бихевиоризм? Анальное поведение . 2014;37(1):1-12. Опубликовано 15 марта 2014 г. doi:10.1007/s40614-014-0004-3

      Павлов И.П. Работа пищеварительных желез. Лондон: Гриффин; 1897.

      Скиннер Б.Ф. За гранью свободы и достоинства. Нью-Йорк: Кнопф; 1971,

      Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers; 1930.

      Уотсон Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиористов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts