Что такое гуманистическая психология: Гуманистическая психология: понятие, основные идеи, теории

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. А. Леонтьев

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. п. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг., полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. п., в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

В це­лом Г. п. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. п. (А. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др.) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г.  п. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. п. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

Г. п., опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос. -ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. п. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др.). Идеи, близ­кие Г. п., со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Г. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

Воз­ник­но­ве­ние Г. п. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. Г. п., явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг., в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т.  п.

Гл. об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. п. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. п., и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. п. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. п. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

Что Такое Гуманистическая Психология (2021) Это Интересно

В различных источниках количество принципов и их описание несколько отличается, но обычно выделяют

5 основных положений гуманистической психологии:

Человек непрерывно находится в процессе движения, его личность и характер не являются единожды сформированным в детстве комплексом, а развиваются на протяжении всей жизни. В основе поведения лежат не внешние стимулы или бессознательные импульсы, а собственная воля человека, из чего следует, что он ответственен за качество изменений в своей жизни и реализацию наибольшего количество своих возможностей. Идеалом в представлении гуманистов является человек, стремящийся максимально полно воплотить заложенный в нем потенциал, сделать каждый момент своего бытия насыщенным, а свою жизнь – наполненную смыслом. Люди, отказывающиеся от развития, роста, становления, выбирают трагичную судьбу, они предают свою человеческую природу, лишают себя возможности пожить подлинную жизнь.

Принцип становления

Каждый человек обладает присущим только ему набором черт, качеств и особенностей. Каждая личность имеет уникальный опыт проживания своей жизни, событий, эмоций и мыслей. И именно личный опыт каждого отдельного человека является самым достоверным источником информации при изучении его психической реальности. Поэтому гуманисты, в противовес стремлению естественно-научного подхода получить объективные данные, предлагают использовать метод самонаблюдения.

Уникальность личности

Человек представляет собой целостную систему, единую структуру, которая не сводится к сумме отдельных компонентов. Мысли, эмоции и опыт присущи личности и не могут существовать отдельно от нее. Однако личность представляет собой нечто качественно большее, чем совокупность мыслей, эмоций и опыта. Таким образом, даже самое объективное и точное изучение каждого компонента в отдельности, не способно дать понимание того, как устроено психическое пространство человека.

Холизм

Гуманисты убеждены в том, что природа человека в сущности хороша, или, по крайней мере, нейтральна. Человек всегда стремится к лучшему, а жестокое, алчное и любое другое поведение, которое можно отнести к негативному и асоциальному, возникает вследствие фрустрированных потребностей индивида. В каждом человеке уже с рождения присутствует потенциал для роста и развития, задатки и возможности, ожидающие своего воплощения. А человеческие пороки и разрушительные тенденции исходят не от природы человека, а являются реакцией на образ жизни и нереализованность истинных потенций.

Гуманизм

Фрейд основывал свою концепцию на изучении людей с патологиями и психическими расстройствами, а бихевиористы во многом опирались на опыты с животными. Гуманисты призывают исследовать психически здоровых и стремящихся к самоактуализации людей для того, чтобы в основе учения были знания о норме и здоровье, понимание истинной природы человека, а не отклонений от нее.

Акцент на психическом здоровье

Почему гуманистическая психология является специальностью, которую следует учитывать

Гуманистическая психология является одним из многих направлений психологии. Это тот, который рассматривает человека в целом и рассматривает положительные ресурсы, которыми обладает каждый человек, чтобы жить полной жизнью. Я не знал, что я психолог-гуманист, пока не начал изучать концепции и ценности, присущие его практике. Это произошло много лет назад, когда я учился в аспирантуре по программе консультирования и начал читать работы Кларка Мустакаса, Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. То, что они сказали, соответствовало моим убеждениям и тому, как я работала с детьми в качестве учителя и надеялась служить школьным консультантом.

Гуманистическая психология вышла на передний план в середине 20 -го -го века, когда психоанализ, акцентирующий внимание на внутренних психических состояниях человека, и бихевиоризм на влиянии окружающей среды, казались несовместимыми с современной реальностью жизненного опыта. Очевидно, мне так казалось. Психологи-гуманисты, такие как Кларк Мустакас, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, заметили, что большинство людей действуют целостно с позитивными намерениями и заинтересованы в продвижении для себя и других. Эти идеи соответствуют моему опыту. И мне посчастливилось учиться, а затем работать вместе с Кларком Мустакасом.

Гуманистическая психология основана на предположении, что каждый человек уникален, и его следует принимать и уважать за его или ее индивидуальные качества и характеристики. Каждый человек представляет собой смесь биологии, прошлого и настоящего опыта, а также разнообразных способностей и неиспользованных ресурсов для реагирования на жизненные обстоятельства. Каждый человек придает личное значение людям и событиям, которые происходят в его или ее жизни, и делает выбор, основанный на субъективном восприятии жизни. У каждого человека есть потенциал и возможность для роста и изменения.

Гуманистическая психология исходит из того, что рост неизбежен, потенциал можно реализовать и можно достичь счастья. В подлинных отношениях, которые ценят подлинность, честность и сочувствие, часто с психологом-гуманистом, активы человека расширяются, и может произойти трансформация. Психологи-гуманисты способствуют росту за счет повышения осведомленности и самопонимания, интеграции тела и разума и сосредоточения внимания на благополучии.

Психолог-гуманист сотрудничает с клиентом, который верит в ресурсы человека для исцеления и здоровья. Клиницист-гуманист сосредотачивается на настоящем, способствуя исследованию текущей и предшествующей связи с мыслями, поведением, ощущениями и эмоциями, которые могут служить препятствиями для участия человека в жизни. Психологи-гуманисты интегрируют современные модели лечения, которые соотносятся с его принципами и ценностями.

Психологи-гуманисты привержены социальным изменениям и остаются бдительными и красноречивыми в вопросах социальной справедливости, особенно с маргинализованными группами населения. Забота и уважение — это право каждого.

Если эти идеи и практики находят отклик у вас во время чтения и вызывают у вас интерес, возможно, вам подойдет гуманистическая психология. Поскольку самосознание и понимание ресурсов, которыми вы обладаете, так важны, изучая гуманистическую психологию, вы узнаете о своем собственном потенциале. В Мичиганской школе профессиональной психологии вы участвуете в основной курсовой работе по научным основам поведения, экзистенциальной философии и современным клиническим подходам, а также обширным исследованиям человека, повышению креативности, а также обогащению и усилению отношений. Вы можете не только стать лучшей версией себя, но и научиться проявлять лучшее в других.

 

  Д-р Дайан Блау, доктор философии, президент MSP

Справочник по гуманистической психологии

Э. Марк Стерн

Предисловие

Джон Васконселл os

Предисловие к первому изданию

Кирк Шнайдер, Фрейзер Пирсон

Предисловие ко второму изданию

Кирк Шнайдер, Фрейзер Пирсон

Введение ко второму изданию

Дональд Мосс

Глава. 1, Корни и генеология гуманистической психологии

Юджин Тейлор, Фредерик Мартин

Глава. 2. Гуманистическая психология на перекрестке

Илен Серлин, Элеонора Крисуэлл

Глава 3, Гуманистическая психология и женщины

Луи Хоффман, Хизерлин Клир-Хоффман

Глава. 4, Гуманистическая психология и мультикультурализм

Амедео Джорджи

Глава. 5, Поиски Психеи

Кирк Шнайдер

Гл. 6, Новое открытие благоговения: новый фронт в гуманистической психологии, психотерапии и обществе

Томас Сас

Гл.

7, Человек как моральный агент

Дональд Полкингхорн

Глава. 8, Самость и гуманистическая психология

Луи Хоффман, Шэрон Стюарт, Лиза Микс

Глава. 9, На пути к устойчивому мифу о себе: экзистенциальный ответ постмодернистским условиям

Марк Пилисук

Глава. 10, Гуманистическая психология и экология

Марк Пилисюк

Гл. 11, Гуманистическая психология и мир

Рут Ричардс

Гл. 12, Два благородных восстания: творчество и гуманистическая психология

Том Грининг

Глава. 13, Стать аутентичным: экзистенциально-гуманистический подход к чтению литературы

Эд Менделовиц

Глава. 14 Феллини, Фред и Джинджер: имагология и мир постмодерна

Брент Роббинс, Сьюзен Гордон

Гл. 15, Гуманистическая нейропсихология: значение нейрофеноменологии для психологии

Надер Шабаханги

Гл. 16, Гуманистический уход за престарелыми: к новой концептуальной основе для старения

Юджин ДеРобертис

Глава. 17, На пути к гуманистически-культурной модели развития

Кристофер Анстус

Гл. 18, Когнитивная наука и технологическая культура: гуманистический ответ

Фредерик Верц

Глава. 19, Гуманистическая психология и традиция качественных исследований

Скотт Черчилль

Глава. 20, Введение в феноменологические исследования

Дэвид Ренни, Ринат Ниссам

Гл. 21, Метод обоснованной теории и гуманистическая психология

Кларк Мустакас

Глава. 22, Эвристические исследования

Рут Джоссельсон

Глава. 23, Нарративные исследования и гуманизм

Стэнли Криппнер

Гл. 24, Методология исследования в свете постмодерна

Роберт Эллиот

Гл. 25, Герменевтический дизайн эффективности в одном случае: обзор

Кирк Шнайдер

Гл. 26, Обновление гуманизма в психотерапии: обсуждение за круглым столом

Альфрид Лангле

Гл. 26 Intro

Alfried Langle, Jurgen Kriz

Ch. 26 Европейская терапия

Лилиан Комас-Диаз

Ch. 26 Мультикультурная терапия

Роберт Столоров

Гл. 26 Психоанализ

Брюс Вампольд

Гл. 26 Research

Дэвид Элкинс

Ch. 26 Исследования и обучение

Стивен Хейс

Гл. 26 ACT/Когнитивно-поведенческая терапия

Кирк Шнайдер, Альфрид Лангле

Гл. 26 Резюме и заключение

Боб Эдельштейн

Гл. 27, Фреймы, установки и навыки экзистенциально-гуманистического психотерапевта

Морис Фридман

Гл. 28, Терапия как встреча с Я-Ты

Барри Дункан

Глава. 29, Личность терапевта: путь одного терапевта к отношениям

Клемонт Вонтресс, Лоуренс Эпп

Гл. 30, Экзистенциальное межкультурное консультирование: мужество быть экзистенциальным консультантом

Лорен Мошер

Глава. 31, Лечение безумия без больниц

E. Mark Stern

Глава. 32 Трепет исходит от костей

Аль Махрер

Глава. 33, Если вы готовы пережить эти волнующие моменты

Ларри Лейтнер

Глава. 34, Конструктивистские подходы к терапии

Миртл Хири

Гл. 35, Гуманистический взгляд на тяжелую утрату

Джон Роуэн

Гл. 36, Экзистенциальный анализ и гуманистическая психотерапия

Эрнесто Спинелл

Глава. 36, Ответ Джону Роуэну

Морин О’Хара

Глава. 37, Преобразующая роль гуманистической психологии в мире, которому угрожает опасность

Артур Бохарт

Глава. 38, Гуманистическая экспериментальная терапия в эпоху управляемого ухода

Кирк Шнайдер

Глава. 39, Экзистенциально-интегративный подход к эмпирическому освобождению

Конни Фишер

Гл. 40, Совместное исследование как подход к оценке личности

Дж. Пирсон, Орах Круг, Трой Пивоварски

Глава. 41, Развитие психотерапевтического мастерства: Образцовые программы экзистенциально-гуманистического обучения

Элеонора Крисвелл, Илен Серлин

Глава.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts