Предмет психологии, ее связь с другими науками
Библиографическое описание:Былда, Л. М. Предмет психологии, ее связь с другими науками / Л. М. Былда. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2467/ (дата обращения: 07.01.2023).
Психология (psyche – душа, logos – учение) – одна из основных наук о человеке. Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности развития и функционирования личности.
Психология возникла еще в Древней Греции, на рубеже VII–VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задумываться о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Естественно, что интерес к душе, ее роли в поведении человека люди проявляли и до этого времени. Однако именно на рубеже VII–VI вв. до н.э. возникла научная психология, целью которой было изучение душевной жизни, психики человека и животных при помощи объективных методов, с проверкой и доказательством полученных фактов. Эти методы изменялись со временем, появлялись все более объективные способы изучения познавательных процессов, личности людей, однако сама задача разработки объективного и доказательного подхода к фактам душевной жизни отличает научную психологию от житейской, которая не ставит перед собой цели получить точные и проверенные данные.
Еще одним важным отличием научной психологии от житейской является обобщенность полученных данных, их отнесенность к большой группе живых существ, например к млекопитающим, детям дошкольного возраста, взрослым людям, в то время как житейская психология свои суждения относит преимущественно к одному человеку, при наблюдении за которым и сделаны соответствующие выводы.
Кроме того, научная психология обязана быть беспристрастной, объективной, а житейская и не скрывает своей субъективности, так как выводы обычно делает конкретный человек на основании своего опыта, своих симпатий и антипатий, стереотипов. Так, хорошие врачи, наблюдательные соседи могут сделать правильные выводы о состоянии и переживаниях окружающих, однако эти данные отличаются от научных психологических знаний своей конкретностью и субъективностью, а значит, не могут быть доказательными, не могут обобщаться.Поэтому в житейской психологии практически исключена передача знаний от одного человека другому, хотя заразить своим эмоциональным отношением к определенным людям или событиям, безусловно, можно. В то же время в научной психологии такая передача не только возможна, но и обязательна. Обсуждение результатов наблюдений и обмен материалами — важный элемент научных конференций, дискуссий; передача знаний происходит и в процессе обучения психологии.
Сложность передачи житейских психологических суждений связана не только с их субъективностью и конкретностью, но и с тем, что часто такие знания, а тем более способы их получения не осознаются (или не полностью осознаются). Например, выстраивая отношения с разными людьми, мы можем не до конца понимать, почему с одними настойчивы и капризны, а с другими вежливы и послушны, почему в одном случае стремимся выглядеть процветающими, успешными, а в другом – озабоченными и страдающими. Однако столь разные стратегии поведения свидетельствуют о существовании представлений о внутреннем состоянии партнера по общению, его стереотипах, ценностях. Ведь именно совпадение нашего поведения, внешнего вида, речи с настроением и ожиданиями того человека, с которым мы общаемся, и обеспечивает наиболее полную реализацию наших желаний.
Однако в жизни мы можем и ошибаться, не учитывать каких-то изменений в состоянии окружающих, приписать им свои переживания или отождествлять с определенной группой людей, от которой они существенно отличаются. Всех этих ошибок помогает избежать научная психология, у которой имеются более совершенные методы исследования психики.
На протяжении веков предмет психологии и методы исследования душевной жизни существенно изменялись. Особенно большое значение для объективного исследования психики имело появление экспериментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, динамику их становления.
Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми разными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки. В Античности уровень развития философских знаний главным образом и влиял на психологию и проблемы, которые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем в психологии, к возникновению вопросов о природе психики человека, содержании его души, к тому, что на долгое время главным стал вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике человека. Связь с философией была и остается одним из важным факторов для психологии, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то усиливаясь (как в середине XX в.).
В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабело, однако в Новое время практически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц даже стремился раскрыть «первоэлементы психики», «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.
С этого времени математика стала играть большую роль в психологическом знании, способствуя ее превращению в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и психическому развитию как таковому (например, развитию логического мышления).
Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образованию биологом и врачом, одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период – в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама и др.), которые были не только философами и психологами, но и врачами.
В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельм-гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии – психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии.
Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в Античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одними из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.
Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бессмысленным, по существу, вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией – биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы — у философии.
Литература:
М 299 Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с. ISBN 978-5-7695-5702-6.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ. Шпаргалка по общей психологии
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.
Слово «психология»
Отметим основные этапы развития психологии как науки.
I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).
II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).
III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.
На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.
Таким образом, сформировались основные принципы психологии:
1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;
2) изучение психических явлений в развитии;
3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
2) научиться управлять ими;
3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;
4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;
5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Предмет изучения бихевиоризма
Предмет изучения бихевиоризма Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно
Предмет изучения медицинской психологии
Предмет изучения медицинской психологии Психология – это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую, изучающую отдельные психические процессы, и частную
2.3. Предмет и задачи психологической антропологии
2.3. Предмет и задачи психологической антропологии В 1954 г. американский исследователь Дж. Хонигман попытался дать целостное представление о школе «Культура и личность», которая к этому времени уже пережила пик своей популярности. Главную задачу исследователей этой школы
Предмет лингвистической психотерапии и ее задачи.
Предмет лингвистической психотерапии и ее задачи. Психотерапия – одна из наиболее бурно и стремительно развивающихся сфер современной психологии. Ее предметная область чрезвычайно широка и неоднородна, а концептуально-теоретические основы и практические приложения
Лекция 1.
Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологииЛекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает
8.1. Предмет и задачи криминальной психологии
8.1. Предмет и задачи криминальной психологии Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного
1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые
Предмет и задачи психологии как науки
Предмет и задачи психологии как науки Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание — а значит, всякое, даже наивное познание — психических
ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные
Предмет изучения
Предмет изучения Не многие области человеческой культуры обладают такой глубиной, силой и продолжительностью воздействия, как искусство. Статуи Фидия, картины Рафаэля, трагедии Шекспира, симфонии Бетховена, лирика Пушкина пережили и еще переживут века. Трудно измерить
Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Глава 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ Поведение как психологическая категория и как свойство индивида Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение» • Определение понятияПоведение как психологическая категория и как свойство индивидаОсновной задачей данного раздела
7 перспектив современной психологии
Когда дело доходит до применения психологии в терапевтических условиях, существует больше школ мысли, чем вы можете предположить на первый взгляд. Помимо стандартных упоминаний Фрейда и Юнга, о которых известно большинству людей, на самом деле существует семь психологических точек зрения (в современной психологии), каждая из которых имеет свои преимущества и способы применения в терапии. Ни один из них не обязательно лучше другого. Каждый из них может быть более подходящим в других ситуациях, чем другие. Эти взгляды представляют современный спектр психологии, но, несомненно, будут пересмотрены и дополнены в ближайшие десятилетия, поскольку мы будем вносить изменения в то, как мы живем.
1. Психодинамическая перспектива
Психодинамическая перспектива уходит корнями в работу Зигмунда Фрейда. Этот особый взгляд психологии заключается в том, что бессознательный разум отвечает за большую часть нашего поведения в настоящем. Утверждается, что это имеет свои корни в нашем развитии в раннем детстве и любых травмах, которые мы можем испытать или не испытать из-за дисфункционального характера нашего воспитания. Отсюда произошли самые ранние формы терапии беседой, известной как психодинамическая терапия. Это исследует ид, эго и суперэго. По сути, это включает в себя установление связи между вашим подсознанием и вашими действиями, которая распространяется на ваши эмоции, отношения и модели мышления. Это очень долгосрочный подход к терапии, и хотя он не как , распространенный сегодня, он все еще может быть полезным терапевтическим подходом, который может помочь в лечении депрессии, беспокойства, расстройств пищевого поведения, злоупотребления психоактивными веществами и множества других состояний.
2. Поведенческая перспектива
Как следует из названия, поведенческая психология фокусируется на выученных формах поведения, которые мы приобретаем через окружающую среду, группу сверстников или любые другие внешние стимулы. Этот подход был основан на работе Эдварда Торндайка и Джона Б. Уотсона. Бихевиоризм отличается от большинства других точек зрения в этом списке, поскольку он фокусируется на наблюдаемом поведении, а не на нашем эмоциональном ландшафте. Таким образом, поведенческая терапия представляет собой ориентированный на действия подход к психическому здоровью. Он более активен и практичен по сравнению с другими терапевтическими моделями. В поведенческой среде вы не будете говорить о своих эмоциях или копаться в своей психике, а вместо этого сосредоточитесь на том, как вы можете изменить свои реакции на определенные ситуации и модели вашей жизни, которые вызывают у вас стресс. Поведенческая терапия наиболее эффективна для лечения фобий, расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, СДВГ, ОКР и многого другого.
3. Когнитивная перспектива
Когнитивная перспектива, пожалуй, наиболее распространена сегодня из всех перечисленных здесь. Он возник в 1960-х годах и фокусируется на психических процессах, таких как память, мышление, решение проблем, язык и принятие решений. Все это формирует модель, которая сегодня стала когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). В некотором смысле когнитивно-поведенческая терапия представляет собой гибрид поведенческой терапии, поскольку она побуждает вас находить практические, основанные на навыках решения ваших текущих проблем. Под руководством вашего терапевта вы определите негативные модели и узнаете, как они негативно влияют на вас. Оттуда вы изучите способы замены этих старых самоограничивающих убеждений и способов действий поведением, которое более полезно и полезно для вашего общего роста. Было показано, что КПТ эффективна при лечении таких состояний, как депрессия, биполярное расстройство, тревога, фобии, расстройства пищевого поведения и бессонница.
4. Биологическая перспектива
Биологическая перспектива в меньшей степени связана с прямым терапевтическим подходом и больше связана с изучением того, как наши гены могут влиять на наше поведение. Такими переменными, которые могут влиять на то, как мы взаимодействуем с миром, являются хромосомы, гормоны и мозг. Этот подход больше фокусируется на коллективном поведении, которое мы демонстрируем, и на том, почему определенные состояния могут развиваться в макромасштабе, а не в отношениях между клиентом и терапевтом. Например, в одном исследовании изучались последствия снижения уровня тестостерона у отцов новорожденных сразу после их рождения. Это двоякое явление: мужчины ищут новых партнеров (измена), а также становятся менее агрессивными, что полезно при рождении новорожденного ребенка.
5. Кросс-культурная перспектива
Кросс-культурная область психологии – это новая отрасль, которая набрала обороты за последние двадцать лет. Название довольно буквальное, поскольку оно исследует, как разные культуры могут влиять на то, как люди думают, действуют и чувствуют. Опять же, как и в случае с биологической точки зрения, это не имеет прямого отношения к какому-либо терапевтическому подходу, а вместо этого представляет собой набор руководящих принципов, которые можно использовать в качестве дополнительного наложения, чтобы помочь определить направление сеанса, где это необходимо, или помочь добавить некоторый контекст. . Это полезно, например, если вы приходите на терапию и принадлежите к культуре, которая носит коллективистский характер и, возможно, опирается на строгую патриархальную иерархию. Это часто может быть проблемой для людей, живущих в западных странах и являющихся потомками иммигрантов в 1-м поколении, которые все еще придерживаются обычаев своей первоначальной родины. Это приводит к столкновению культур в смысле индивидуалистического — западного — подхода, отвечающего более консервативным коллективистским идеалам.
6. Эволюционная перспектива
Эволюционная психология – это еще одно направление, основанное на исследованиях. Он фокусируется на том, как теория эволюции объясняет наши психологические процессы. Таким образом, эта точка зрения предполагает, что определенные поведенческие реакции существуют как пережитки, которые когда-то были необходимы в недавнем прошлом и которые мы, возможно, уже переросли. Основные принципы этой ветви мышления гласят: ваш мозг — это средство, с помощью которого вы получаете инструкции вести себя в зависимости от окружающей среды. Нейронная схема в вашем мозгу помогает вам решать проблемы, и эта схема создавалась в результате естественного отбора на протяжении многих поколений. Большая часть вашего психологического поведения определяется вашим подсознанием, а ваш разум основан на адаптивных изменениях, которые впервые произошли в эпоху плейстоцена.
7. Гуманистическая перспектива
На гуманистический подход большое влияние оказали работы Абрахама Маслоу и его иерархии потребностей. Эта модель подчеркивает роль мотивации в вашем мыслительном процессе. Таким образом, психологи, работающие в этой области, в первую очередь озабочены тем, что заставляет людей расти, меняться и реализовывать свой уникальный потенциал. Таким образом, гуманистическая терапия направлена на понимание вашего мировоззрения в связи с вашей системой ценностей. Но в более широком смысле этот подход также фокусируется на том, как вы можете развить самопринятие, чтобы вы могли преодолеть прямую или косвенную критику со стороны других. В некотором смысле, речь идет о повышении самооценки и о том, чтобы стать больше самим собой. Некоторые из таких методов лечения, которые включают гуманистический подход, включают гештальт-терапию, в которой упор делается на ролевые игры, и клиент-центрированную терапию, также известную как личностно-ориентированная терапия. Гуманистический подход может помочь в следующих состояниях: травма, трудности в отношениях, психоз и депрессия.
В течение века психологи боролись за то, чтобы понять разум.
Один из самых печально известных психологических экспериментов, когда-либо проводившихся, касался тщательно спланированной формы жестокого обращения с детьми. Исследование основывалось на простой схеме, которая сегодня никогда не будет одобрена или профинансирована. В 1920 году два исследователя сообщили, что они неоднократно пугали ничего не подозревающего младенца, которого стали называть Маленьким Альбертом, чтобы посмотреть, можно ли его обусловить, как собак Павлова.
Психолог Джон Уотсон из Университета Джона Хопкинса и его аспирантка Розали Рейнер рассматривали свою лабораторию как шаг к укреплению отрасли естественных наук, способной предсказывать и контролировать поведение людей и других животных.
Сначала 9-месячный мальчик, известный как Альберт Б., спокойно сидел, когда исследователи поместили перед ним белую крысу. Два месяца спустя на испытаниях один исследователь представил грызуна, и как только ребенок протянул руку, чтобы погладить его, другой ученый встал позади Альберта и лязгнул молотком по металлическому стержню. Их цель: выяснить, можно ли приучить ребенка ассоциировать эмоционально нейтральную белую крысу со страшным шумом, подобно тому, как русский физиолог Иван Павлов обучал собак ассоциировать бессмысленные щелчки метронома с радостью от кормления.
Собаки Павлова пускали слюни при одном звуке метронома. Точно так же Маленький Альберт в конце концов заплакал и отшатнулся при одном только виде белой крысы. Условный страх мальчика не ограничивался грызунами. Он расстроился, когда ему подарили другие пушистые вещи — кролика, собаку, шубу и маску Деда Мороза с пушистой бородой.
В сомнительном эксперименте, опубликованном в 1920 году, исследователи приучили младенца по прозвищу Маленький Альберт бояться различных пушистых животных и предметов. ВатсонВажнейшие детали эксперимента с Маленьким Альбертом остаются неясными или спорными, например, кем был ребенок, были ли у него какие-либо неврологические заболевания и почему мальчик был исключен из эксперимента, возможно, его матерью, прежде чем исследователи попытались обратить его вспять. выученные страхи. Также неясно, испытал ли он какие-либо долгосрочные последствия своего опыта.
Хотя экспериментальная психология зародилась в Германии в 1879 году, печально известное исследование Уотсона предвещало беспорядочный, спорный подход к «науке о нас», который разыгрывался в течение последних 100 лет. Враждующие научные племена, вооруженные противоречивыми представлениями о том, как люди думают и ведут себя, боролись за господство в психологии и других социальных науках. Некоторые добились большого влияния и популярности, по крайней мере, на какое-то время. Другие трудились в относительной безвестности. Конкурирующие племена редко объединяют усилия для разработки или интеграции теорий о том, как мы думаем или почему мы делаем то, что делаем; такие усилия не привлекают особого внимания.
Но Уотсон, у которого была вторая карьера успешного менеджера по рекламе, знал, как привлечь к себе внимание. Он был пионером области, получившей название бихевиоризма, изучения внешних реакций людей на определенные ощущения и ситуации. В науке Уотсона учитывалось только поведение. Незаметные мысли его не касались.
В честь нашего 100-летнего юбилея мы рассказываем о некоторых из крупнейших достижений науки за последнее столетие. Чтобы увидеть расширенную версию этой истории, посетите Век науки: наука о нас.
ПОДРОБНЕЕ
Несмотря на то, что бихевиоризм занял центральное место — Уотсон написал книгу-бестселлер о том, как воспитывать детей на основе принципов обусловленности, — некоторые психологи обращались к психической жизни. Американский психолог Эдвард Толман пришел к выводу, что крысы изучали пространственное расположение лабиринтов, создавая «когнитивную карту» своего окружения (SN : 29.03.47, стр. 199 ). Начиная с 1910-х годов гештальт-психологи изучали, как мы воспринимаем целое иначе, чем сумму его частей, например, в зависимости от точки зрения, видим кубок или профили двух лиц на переднем плане рисунка (9).0012 ВН: 18.05.29, с. 306 ).
А начиная с начала 20-го века, Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, оказал большое влияние на лечение психологических заболеваний своими работами на такие темы, как бессознательные конфликты, неврозы и психозы ( SN: 7/9 /27, стр. 21 ). Клиницисты-фрейдисты руководили составлением первой официальной системы классификации психических расстройств Американской психиатрической ассоциации. Более поздние издания психиатрической «библии» отказались от концепций Фрейда как от ненаучных — он основывал свои идеи на анализе себя и своих пациентов, а не на лабораторных исследованиях.
Вскоре после того, как взошла интеллектуальная звезда Фрейда, взошла и звезда психолога Гарвардского университета Б. Ф. Скиннера, который мог проследить свою академическую родословную до бихевиоризма Уотсона. Поместив крыс и голубей в кондиционирующие камеры, известные как ящики Скиннера, Скиннер изучил, как время и уровень поощрений или наказаний влияют на способность животных обучаться новому поведению. Например, он обнаружил, что регулярное поощрение ускоряет обучение, тогда как прерывистое поощрение вызывает поведение, которое трудно исправить в лаборатории. Он также вызвал полемику, назвав свободную волю иллюзией и вообразив утопическое общество, в котором сообщества распределяли вознаграждения, чтобы произвести благовоспитанных граждан.
Идеи Скиннера и бихевиоризм в целом утратили популярность к концу 1960-х ( SN: 11.09.71, стр. 166 ). У ученых появилась идея, что вычисления или статистические расчеты в мозгу могут способствовать мышлению.
Психолог Б. Ф. Скиннер (крайний слева) изучал, как награды и наказания формируют новое поведение у голубей и других животных. Изобретение Скиннера, которое не использовалось для исследований, — кроватка с климат-контролем для младенцев. Science History Images/Alamy Stock PhotoВ то же время некоторые психологи подозревали, что человеческие суждения основываются на ошибочных умственных способностях, а не на компьютерной обработке данных. Исследования якобы безудержных недостатков в том, как люди принимают решения индивидуально и в социальных ситуациях, получили известность в 1970-х годах и остаются популярными сегодня. В последние несколько десятилетий противоположное направление исследований показало, что вместо этого люди выносят правильные суждения, используя простые эмпирические правила, адаптированные к соответствующим ситуациям.
Начиная с 1990-х наука о нас разветвилась в новых направлениях. Был достигнут прогресс в изучении того, как эмоциональные проблемы развиваются на протяжении десятилетий, как думают люди в незападных культурах и почему в Соединенных Штатах неуклонно растет смертность, связанная с отчаянием. Научное внимание также было перенаправлено на поиск новых, более точных способов определения психических расстройств.
Получите отличную научную журналистику из самого надежного источника с доставкой прямо к вашему порогу.
Подписаться
Эти проекты не объединяет единая теория сознания и поведения. На данный момент, как написали в 2017 году социальные психологи Уильям Суонн из Техасского университета в Остине и Джоланда Джеттен из Университета Квинсленда в Австралии, возможно, ученым следует расширить свои взгляды, чтобы «засвидетельствовать многочисленные поразительные и изобретательные способы, которыми человеческий дух утверждает себя». ».
Подпишитесь на последние новости журнала Science News
Заголовки и резюме последних статей Science News, доставляемые на ваш почтовый ящик
Революция и рациональность
Сегодняшний акцент на изучении мыслей и чувств людей, а также их поведения можно проследить до «когнитивной революции», которая началась в середине 20-го века.
Появление все более мощных компьютеров мотивировало идею о том, что сложные программы в мозге управляют «обработкой информации», чтобы мы могли понимать мир. Эти нейронные программы, или наборы формальных правил, обеспечивают основу для запоминания того, что мы сделали, изучения родного языка и выполнения других умственных действий, утверждало новое поколение когнитивных и компьютерных ученых (9).0012 Сб: 26.11.88, с. 345 ).
Экономисты адаптировали подход когнитивной науки к своим потребностям. Они уже были убеждены, что люди рассчитывают затраты и выгоды от каждой сделки максимально корыстным образом — или должны делать это, но не могут из-за ограниченности человеческого разума. Финансовые теоретики поверили последнему аргументу и начали создавать формулы затрат и выгод для инвестирования денег, которые слишком сложны для того, чтобы кто-то мог их придумать, а тем более рассчитать самостоятельно. Экономист Гарри Марковиц стал лауреатом Нобелевской премии по экономическим наукам в 1919 г. 90 за его набор математических правил, введенный в 1952 году, для распределения денег инвестора по различным активам, при этом больше денег идет на лучшие и более безопасные ставки.
Но в 1970-х годах психологи начали проводить исследования, подтверждающие, что люди редко думают в соответствии с рациональными правилами логики, любимыми экономистами. Психологи Дэниел Канеман из Принстонского университета, получивший в 2002 году Нобелевскую премию по экономическим наукам, и Амос Тверски из Стэнфордского университета основали эту область исследований, которая сначала называлась эвристикой (имеется в виду умственные упрощения) и предубеждениями.
Амос Тверски (слева) и Даниэль Канеман (справа) начали популярное направление исследований в 1970-х годах, направленное на выявление путей, по которым человеческие решения оказываются ошибочными. что может иметь тяжелые последствия. Например, за столами для игры в блэкджек люди делают ставку на банкротство, основываясь на том, что они легко помнят — крупных победителях, — а не на подавляющем большинстве проигравших. Экономист из Чикагского университета Ричард Талер применил эту идею к изучению финансового поведения в XIX веке.80-е годы. Он был удостоен Нобелевской премии по экономическим наукам 2017 года за вклад в область поведенческой экономики, которая включала предыдущие исследования эвристики и предубеждений. Талер отстаивал практику подталкивания, когда правительство и частные учреждения находят способы подтолкнуть людей к принятию решений, которые считаются отвечающими их интересам.Лучше подтолкнуть, утверждают экономисты-бихевиористы, чем оставить людей наедине с их потенциально пагубными умственными способностями. Подталкивания использовались, например, для автоматического включения сотрудников в планы пенсионных накоплений, если они не отказались от участия. Эта тактика направлена на предотвращение задержек в накоплении денег в лучшие годы работы, которые приводят к финансовым проблемам в более позднем возрасте.
Еще одна тактика подталкивания пытается уменьшить переедание сладостей и другой нездоровой пищи, а также, возможно, рост числа случаев ожирения, путем перепроектирования столовых и продуктовых магазинов таким образом, чтобы овощи и другие питательные продукты было легче увидеть и достать.
По мере того, как подталкивание становилось все более популярным, исследования Канемана и Тверски также стимулировали рост противоположного исследовательского лагеря, основанного в 1990-х годах психологом Гердом Гигеренцером, ныне директором Центра Хардинга по изучению рисков при Потсдамском университете в Германии ( ВН: 13.07.96, с. 24 ).
В 1990-х годах психолог Герд Гигеренцер и его коллеги начали исследование простых, но эффективных способов принятия решений. Франц Иоганн Моргенбессер/Flickr (CC BY-SA 2.0)Гигеренцер и его коллеги изучают простые эмпирические правила, которые, будучи ориентированными на важные сигналы в реальных ситуациях, замечательно работают для принятия решений. Их подход основан на идеях о принятии решений в организациях, которые выиграл экономист Герберт Саймон 19-го века.78 Нобелевская мемориальная премия по экономическим наукам ( СН: 21.10.78, стр. 277 ).
В реальном мире люди обычно обладают ограниченной информацией и имеют мало времени для принятия решений, утверждает Гигеренцер. Точные риски не могут быть известны заранее или рассчитаны на основе того, что произошло в прошлом, потому что множество взаимодействующих факторов могут вызвать неожиданные события, например, в жизни человека или в мировой экономике. В условиях такой неопределенности простая, но мощная тактика принятия решений может превзойти массовые расчетные операции, такие как инвестиционная формула Марковица. Используя данные фондового рынка США за 40 лет для прогнозирования будущих доходов, одно исследование показало, что простое равномерное распределение денег между 25 или 50 акциями обычно приносит больше денег, чем 14 сложных инвестиционных стратегий, включая стратегию Марковица (9).0012 SN Онлайн: 20.05.11 ).
В отличие от процедуры Марковица, разделение средств поровну между различными покупками распределяет инвестиционные риски, не принимая случайные и случайные финансовые модели в прошлом за удачные ставки.
Гигеренцер и другие исследователи влиятельных эмпирических правил придают особое значение обучению населения статистической грамотности и эффективным стратегиям мышления, а не схемам подталкивания. Они утверждают, что предполагаемые эффекты подталкивания часто бывают слабыми и недолговечными. Также могут возникнуть непреднамеренные последствия, такие как сожаление по поводу того, что принята стандартная ставка инвестиций в сберегательный план компании, потому что она оказывается слишком низкой для пенсионных нужд. «Подталкивать людей, не обучая их, означает инфантильность общества», — писал Гигеренцер в 2015 году9.0003
Побуждены причинить вред
Примерно 50 лет назад, когда начались исследования иррационального принятия решений, появилась и область исследований с особенно тревожными последствиями. Социальные психологи помещали добровольцев в экспериментальные ситуации, которые, по их мнению, обнажали человеческую слабость следовать за толпой и подчиняться авторитетам. Когда еще свежи воспоминания о нацистской кампании по уничтожению евреев в Европе, два таких эксперимента прославились тем, что продемонстрировали очевидную легкость, с которой люди подчиняются гнусным приказам и злоупотребляют властью.
Во-первых, психолог из Йельского университета Стэнли Милгрэм сообщил в 1963 году, что 65 процентов добровольцев подчинялись требованиям экспериментатора и подвергали невидимого человека, который на самом деле работал с Милгрэмом, электрическим током, который, по их мнению, был все более мощным и, возможно, смертельным, в качестве наказания за ошибку. тесты на запоминание слов. Это широко разрекламированное открытие, казалось, обнажило пугающую готовность обычных людей выполнять приказы злых властей ( SN: 20.08.77, стр. 117 9).0013).
Тревожным продолжением работы Милгрэма стал Стэнфордский тюремный эксперимент 1971 года, который психолог Филип Зимбардо остановил через шесть дней из-за эскалации хаоса среди участников. Студенты колледжа мужского пола, назначенные играть охранников в смоделированной тюрьме, все чаще издевались над мнимыми заключенными, раздевая их догола и отказывая им в еде. Студенческие «заключенные» стали замкнутыми и депрессивными.
Зимбардо утверждал, что экстремальные социальные ситуации, такие как принятие роли тюремного охранника, подавляют самоконтроль. По его словам, даже кроткие студенты колледжа могут стать резкими, когда одеты в униформу охранников и дают волю своим заключенным сверстникам.
Добровольцы, участвовавшие в экспериментах Стэнли Милгрэма по подчинению властям, думали, что бьют током людей, допустивших ошибку в тесте, таких как сидящий здесь мужчина, который на самом деле работал с Милгрэмом. Милграм. Из фильма «Послушание », распространяемого издательством Alexander Street Press. Когда студенты колледжа взяли на себя роли охранников (слева) и заключенных (справа) в Стэнфордском тюремном эксперименте 1971 года, группа погрузилась в хаос в течение нескольких дней. ЗимбардоПроекты Милгрэма и Зимбардо содержали человеческую драму и конфликты, которые имели широкое и длительное общественное признание. В телевизионном фильме 1976 года, основанном на эксперименте Милгрэма, под названием The Tenth Level снялся Уильям Шатнер. В фильме 2010 года, вдохновленном Стэнфордским тюремным экспериментом и названном просто « Эксперимент », снимались лауреаты премии «Оскар» Эдриан Броуди и Форест Уитакер.
Несмотря на продолжительное культурное влияние экспериментов с подчинением властям и тюрьмами, некоторые исследователи подвергают сомнению выводы Милгрэма и Зимбардо. Милгрэм провел 23 эксперимента по послушанию, хотя только один из них был опубликован. В целом, добровольцы обычно наносили самые сильные удары током, когда их поощряли идентифицировать себя с научной миссией Милгрэма по пониманию человеческого поведения. Никто не последовал приказу экспериментатора: «У тебя нет другого выбора, ты должен продолжать».
Школы мысли
Исследователи использовали множество часто противоречащих друг другу, иногда взаимодополняющих подходов к изучению человеческого мышления и поведения.
1899 — Фрейдийский психоанализ : Изучение и лечение бессознательных психологических конфликтов
1912 — Гестальт -психология: Изучение единых восприятий, а не их части
1913 — предсказание и управление поведением человека
1938 — B. F. Skinner’s behaviorism : Study of behaviors conditioned by rewards and punishments
1956 — Cognitive revolution : Study of the mind using artificial intelligence and computers
1971 — Heuristics and biases (Канеман и Тверски) : Изучение иррациональных, ошибочных решений
1999 — Экологическая рациональность (Гигеренцер) : Изучение того, как умственные ярлыки работают в правильных условиях
2010 — СТРАННОЕ/межкультурное движение : Изучение мышления людей, не принадлежащих к западным культурам их действия, утверждали психологи С. Александр Хаслам из Университета Квинсленда и Стивен Райхер из Университета Сент-Эндрюс в Шотландии спустя 40 лет после знаменитого исследования послушания. Вместо того, чтобы слепо следовать приказам, добровольцы Милгрэма сотрудничали с экспериментатором, когда считали участие важным с научной точки зрения — даже если, как многие позже сказали Милгрэму, они не хотели наносить удары током и после этого чувствовали себя плохо.
Данные об этническом геноциде 1994 года в африканской стране Руанда подтверждают пересмотренный взгляд на эксперимент Милгрэма ( SN: 19.08.17, стр. 22 ). За 100 дней члены большинства населения Руанды хуту убили около 800 000 этнических тутси. Исследователи, которые позже изучили данные правительства Руанды о виновниках геноцида, подсчитали, что только около 20 процентов мужчин хуту и гораздо меньший процент женщин хуту серьезно ранили или убили по крайней мере одного человека во время кровавого эпизода. Большинство хуту отвергли давление со стороны политических и общественных лидеров, призывавших присоединиться к резне.
Ни заключенные, ни охранники Зимбардо не принимали пассивно отведенные им роли. Заключенные сначала бросили вызов охранникам и восстали против них. Когда заключенные узнали от Зимбардо, что им придется лишиться всех денег, которые они уже заработали, если они уйдут до окончания эксперимента, их солидарность резко упала, и охранники подавили их сопротивление. Тем не менее, большинство охранников отказывались тиранически владеть властью, предпочитая жесткую, но справедливую или дружественную тактику.
Во втором тюремном эксперименте, проведенном Хасламом и Райхером в 2001 году, охранникам разрешили разработать свои собственные тюремные правила, а не заставили заключенных чувствовать себя беспомощными, как это сделал Зимбардо. В стремительной цепочке событий вспыхнул конфликт между одной группой охранников и заключенных, которые сформировали общинную группу, разделяющую власть, и другой группой — охранниками и заключенными, которые хотели установить авторитарное правление. Боевой дух в коллективе быстро падал. Хаслам прекратил эксперимент через восемь дней. «Именно распад групп и возникающее в результате чувство бессилия создают условия, при которых тирания может восторжествовать», — заключил Хаслам.
Эксперименты Милгрэма и Зимбардо подготовили почву для дальнейших исследований, утверждающих, что люди не могут контролировать определенные вредные установки и поведение. Тест скорости, с которой люди определяют положительные или отрицательные слова и изображения после того, как им показывают белые и черные лица, стал популярным как маркер бессознательной расовой предвзятости. Некоторые исследователи считают этот тест окном в скрытые предубеждения, и обучение скрытым предубеждениям стало обычным явлением на многих предприятиях. Но другие ученые задаются вопросом, действительно ли это связано с лежащим в основе фанатизмом. Точно так же угроза стереотипов, идея о том, что люди автоматически действуют в соответствии с негативными представлениями о своей расе, поле или других чертах, когда им тонко напоминают об этих стереотипах, также привлекла академических сторонников и критиков.
Диагностическое расстройство
С 1952 по 1980 год Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам , или DSM, разделяло психические заболевания на менее изнурительные неврозы и более изнурительные психозы. Другие состояния были сгруппированы в психосоматические заболевания, расстройства личности и проблемы с мозгом или нервной системой. Авторы обновления, опубликованного в 1980 году, DSM-III, хотели, чтобы психиатрия стала биологической наукой, поэтому они сделали упор на лекарства, а не на психотерапию для лечения психических расстройств.
В 2010 году ученые, недовольные часто нечеткими, основанными на симптомах определениями психических расстройств в DSM, взбунтовались и попытались определить психические состояния на основе показателей мозга и поведения. Один из таких подходов включает все еще предварительную оценку восприимчивости к психическим заболеваниям в целом, называемую p-оценкой. Считается, что эта оценка отражает «интернализирующую» склонность человека к развитию тревожности и расстройств настроения, «экстернализирующую» склонность, такую как злоупотребление наркотиками и нарушение законов, а также склонность к бреду и другим формам психотического мышления. Исследователи надеются в конечном итоге использовать баллы p для оценки того, насколько хорошо психотерапия и психоактивные препараты лечат и предотвращают психические расстройства. — Брюс Бауэр
Улучшение жизни и увеличение продолжительности жизни
Кризис общественного здравоохранения стимулировал сотрудничество между дисциплинами внутри социальных наук и даже за их пределами, редко достигаемое в прошлом веке. После длительного периода увеличения продолжительности жизни продолжительность жизни американцев в последние годы сократилась из-за передозировок наркотиками и других «смертей от отчаяния» среди бедных и представителей рабочего класса, страдающих от потери работы и туманного будущего.
Экономисты, психологи, психиатры, социологи, эпидемиологи и врачи начали изучать потенциальные причины недавней потери продолжительности жизни, стремясь остановить растущую волну преждевременных смертей.
Два экономиста из Принстонского университета, Энн Кейс и Ангус Дитон, подчеркнули эту тревожную тенденцию в 2015 году. Проанализировав статистику смертности в США, Кейс и Дитон обнаружили, что смертность среди белых неиспаноязычных людей среднего возраста резко возросла, начиная с конца 1990-х годов. . В частности, белые люди из рабочего класса в возрасте от 45 до 54 лет все чаще напивались до смерти алкоголем, умирали от передозировок опиоидами и совершали самоубийства.
Потеря работы, вызванная сокращением добычи полезных ископаемых и перемещением производственных предприятий за границу, высокими расходами на здравоохранение, распадом семей и другими стрессами, сделали больше людей, чем когда-либо, подверженными смерти от отчаяния, утверждают экономисты. Аналогичная тенденция спровоцировала смертность среди чернокожих городских жителей в 19-м веке.70-х и 1980-х годов.
Если Кейс и Дитон были правы, то исследователям срочно нужно было найти способ измерить отчаяние ( СН: 30.01.21, стр. 16 ). Их усилиями руководили две большие идеи. Во-первых, не думайте, что депрессия или другие диагнозы связаны с отчаянием. Вместо этого относитесь к отчаянию как к унылому состоянию ума. Трагические жизненные обстоятельства, не зависящие от человека, от внезапной безработицы до потери близких из-за COVID-19, могут спровоцировать деморализацию и горе, которые не имеют ничего общего с существовавшей ранее депрессией или любым другим психическим расстройством.
Во-вторых, изучите людей на протяжении всей их жизни, чтобы понять, как развивается отчаяние и провоцирует раннюю смерть. Например, разумно задаться вопросом, чаще ли опиоидная зависимость поражает молодых людей, которые с детства испытывали отчаяние, по сравнению с теми, кто впервые столкнулся с отчаянием в прошлом году.
Одна предварительная шкала отчаяния состоит из семи индикаторов этого состояния, включая чувство безнадежности и беспомощности, чувство нелюбви и частое беспокойство. Эта шкала показала себя многообещающей как способ выявления тех, кто, вероятно, думает или пытается совершить самоубийство, а также злоупотребляет опиоидами и другими наркотиками.
Смерти от отчаяния относятся к более широкому общественному здравоохранению и экономическому кризису, заключил в 2021 году комитет Национальной академии наук, инженерии и медицины, состоящий из 12 членов. С 1990-х годов передозировки наркотиков, злоупотребление алкоголем, самоубийства и состояния, связанные с ожирением, вызывали По данным комитета, погибло почти 6,7 миллиона взрослых американцев в возрасте от 25 до 64 лет. Вопрос о том, редко или часто связано ожирение с отчаянием, остается открытым.
Членовредительство
Социологи изучают причины роста числа «смертей от отчаяния» в Соединенных Штатах и возрастающую роль передозировок наркотиками по сравнению со злоупотреблением алкоголем и самоубийствами.
Смертность от отчаяния в США, 1900–2017 гг., с поправкой на возраст
Т. ТиббитсИсточник: Объединенный экономический комитет Конгресса США, 2019 г. Пандемия COVID-19 еще больше усугубила эту тенденцию смертности, потому что люди с сопутствующими заболеваниями были особенно уязвимы для вируса.
Возможно, результаты с такими тревожными последствиями для общественного здравоохранения могут стать основой для политики, которая станет вирусной в лучшем смысле этого слова. Программы профилактики ожирения для молодежи, расширение лечения наркомании и прекращение потока нелегальных опиоидов в Соединенные Штаты станут началом.
Что бы ни решили политики, наука о нас прошла долгий путь от Уотсона и Рейнера, внушающих крысиные страхи ничего не подозревающему младенцу.