Психологические особенности детей 3-4 лет
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.
Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении,уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
- Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
- Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
- В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
- Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.
Чувства непроизвольны — легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.
Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:
— стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого
— ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.
В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.
СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ
— Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
— Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
— Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.
— Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.
— Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет
Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания
Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.
Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.
Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)
Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.
В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.
Родителям в данный период не стоит:
• Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)
• «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).
• Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)
• Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)
• Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?
— Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.
— Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.
— Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».
— Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.
— Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
— Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.
— Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.
— Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.
Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.
СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.
Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.
АДАПТАЦИЯ
Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.
В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.
При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».
Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:
- Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.
- О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!
«Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» — разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?
Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.
- Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
- Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.
- Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях
Педагог-психолог
МДОБУ «ДСКВ № 10»
Ребенку 3 года ✔️ Что должен уметь ребенок
Когда ребёнку исполняется 3 года — и родителей, и самого малыша ждут грандиозные перемены. Это и знаменитый кризис трёх лет, и возможное знакомство с детским садом, и впервые по-настоящему осмысленное поведение.
Темпы развития детей индивидуальны. Некоторые трёхлетки уже бойко разговаривают, проявляют интерес к учёбе и стремятся к полной самостоятельности. Другие дети в этом же возрасте развиваются не так активно, но это вовсе не отклонение. Однако общие нормы того, что должен уметь ребёнок в 3 года — существуют. И если вы беспокоитесь, своевременно ли развивается ваш малыш — ориентируйтесь на эти нормы и, скорее всего, вы убедитесь, что с вашим ребёнком всё в порядке!
Содержание:
- Основные умения ребёнка в 3 года
- Физическое развитие: основные показатели
- Рост и вес
- Физические умения
- Двигательные навыки
- Развитие мелкой моторики
- Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
- Нормы развития речи
- Навыки общения и эмоциональная сфера
- Умственное развитие
- Когнитивное развитие
- Самостоятельность, навыки самообслуживания
- Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
- Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
- Как помочь ребёнку развиваться правильно?
Основные умения ребёнка в 3 года
Prostock-studio/Shutterstock. com
Что ребёнок должен уметь в трехлётнем возрасте — базовые нормы:
- понимать простые причинно-следственные связи, например «упал в лужу — испачкался»;
- начинать стремиться к самостоятельности: стараться одеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
- активно пополнять словарный запас, использовать в речи сложные предложения, например: «Мы не пошли гулять, потому что на улице шёл дождь»;
- знать основные цвета и слова, которые эти цвета обозначают;
- распознавать препятствия на местности — например, ступеньки, бордюры — и преодолевать их;
- уметь проявлять эмоции и контролировать эмоции, проявлять эмпатию;
- понимать значение слов «моё» или «его/её»
- играть в ролевые игры — например, «учительница-ученик», «врач-пациент».
Физическое развитие: основные показатели
Prostock-studio/Shutterstock.com
Физическое развитие ребёнка оценивают по трём основным критериям: росту и весу, физическим умениям, двигательным навыкам.
Рост и вес
Рост и вес двух детей в возрасте трёх лет может значительно отличаться — эти физические параметры зависят от наследственных факторов и, в меньшей степени, от пола ребёнка и его образа жизни. В педиатрии «золотой серединой» для веса трехлётки считается 15 килограммов, для роста — 95 сантиметров.
Если рост вашего малыша меньше эталонных 95 сантиметров на 10% — это не повод для беспокойства, а, вероятнее всего, личная особенность развития. Но если рост вашего сына или дочери в 3 года меньше 85 сантиметров, стоит задуматься об исключении негативных факторов: попробуйте наладить режим питания крохи и организовать для ребёнка разумные физические нагрузки, предварительно проконсультировавшись с врачом.
В параметрах веса для ребёнка трёх лет допускаются отклонения в 20% в обе стороны от 15 килограммов. Если вес малыша меньше 12 или больше 18 килограммов — возможно, понадобится пересмотреть режим питания с учётом рекомендаций детских врачей.
Физические умения
Prostock-studio/Shutterstock.com
Основные физические навыки трёхлетки:
- достаточно хорошо ориентируется на местности, помнит знакомые маршруты;
- сам рисует и делает простые аппликации;
- умеет кататься на трёхколесном велосипеде:
- отлично хлопает в ладоши и топает ногами;
- с помощью родителей собирает достаточно сложные конструкторы, также с посторонней помощью складывает многосоставные пазлы.
Двигательные навыки
Prostock-studio/Shutterstock.com
К трём годам двигательная активность ребёнка заметно развивается даже по сравнению с периодом в несколько предшествующих трёхлетию месяцев. Основные двигательные навыки малыша в три года:
- удерживает равновесие, стоя на одной ноге;
- без помощи поднимается и спускается по ступенькам;
- играет в разные игры с мячом;
- бегает, редко спотыкаясь и падая;
- повторяет простые танцевальные движения: подпрыгивает, поднимается на носочки.
Развитие мелкой моторики
Prostock-studio/Shutterstock.com
Мелкая моторика трёхлетки становится всё более совершенной. У ребёнка развиваются прежние умения и появляются новые:
- с удовольствием повторяет упражнения из пальчиковой гимнастики;
- подкрепляет речь жестами, а если малыш эмоциональный — жесты могут быть очень активными;
- возводит из кубиков строения разных размеров и конфигураций;
- учится владеть ножницами, может вырезать из бумаги простые фигуры;
- умеет лепить из пластилина простые конструкции: жгутики, шарики;
- уверенно захватывает и удерживает предметы;
- открывает неплотно закрученные крышки на бутылках.
Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
Prostock-studio/Shutterstock.com
Слух трёхлетних детей требует особенно внимательного отношения. В этом возрасте дети часто простужаются, что может привести к отиту и, как следствие, к нарушению слуха.
Чтобы не навредить слуху ребёнка — обязательно учите его дышать носом, а не ртом, вовремя лечите насморк и старайтесь избегать резких перепадов температуры.
Зрение у трехлётних детей ещё недостаточно острое по сравнению с ребятами старшего дошкольного возраста. Полностью зрение формируется только к 6-7 годам. Не стоит пытаться научить ребёнка читать как можно раньше — детское зрение готово к чтению только в возрасте пяти лет. Показывать трёхлетке книжки, конечно, можно, но в книгах обязательно должен использоваться крупный шрифт. Чтобы сохранить хрупкое детское зрение, сократите контакт ребёнка с телефоном, компьютером, телевизором.
В 3 года осязание у детей развито хорошо: они различают холодную и горячую воду, тёплый и холодный ветер, шершавую и гладкую поверхность. Вкусовые рецепторы у трёхлетнего ребёнка развиты так же, как у взрослого. Он различает сладкий, горький, кислый и солёный вкус, отдавая предпочтение сладкому.
Нормы развития речи
Prostock-studio/Shutterstock.com
У трёхлетнего ребёнка уже довольно богатый словарный запас: не меньше 1000 слов. Чистота речи в этом возрасте ещё не безупречна: малыш может коверкать слова и затрудняться с правильным произнесением отдельных звуков. Трёхлетка уже способен в простой форме рассуждать об увиденном предмете или событии.
Ребёнок в 3 года не говорит или мало говорит: что делать?
Речевые навыки у малыша в три года достаточно развиты, чтобы уметь объясниться с другими людьми. В норме ребёнок к возрасту трёх лет владеет следующими речевыми навыками:
- понимает заданные вопросы и отвечает на них;
- хорошо знает свои имя и фамилию;
- речь становится связной, напоминая рассказ: одно предложение следует из другого;
- описывает увиденную картинку, обращая внимание на детали;
- пересказывает короткие сказки и истории.
Дети, которые почти или совсем не разговаривают в трёхлетнем возрасте встречаются довольно часто. Известный российский педиатр Евгений Комаровский советует родителям, чьи дети в 3 года ещё не говорят, обратить внимание на тип упорного молчания: молчит ли ребёнок оттого, что не понимает речь окружающих, или малыш всё понимает, но ничего не говорит?
Если ребёнок демонстрирует признаки понимания, не используя слова — возможно, молчаливость — его личная особенность. Трёхлетние молчуны, согласно статистике педиатров, чаще встречаются среди мальчиков — на одну не разговаривающую девочку приходится четыре таких мальчика. По данным той же статистики, не меньше 7% детей в возрасте трёх лет совсем не говорят.
В любом случае, если трёхлетний ребёнок совсем не говорит — необходимо посетить с ним педиатра. По результатам осмотра врач порекомендует способы решения проблемы или направит к профильным специалистам.
Навыки общения и эмоциональная сфера
Prostock-studio/Shutterstock.com
Малыш в три года нуждается в общении со сверстниками больше, чем прежде. Ребёнок уже учится управлять эмоциями и пробует решать конфликты мирным путём. В то же время трёхлетка испытывает острую потребность проявлять своё «Я», что приводит к капризному поведению по отношению к родителям и другим близким людям. Ближе к четырём годам ребёнок начинает понимать чужие эмоции, учится владеть собой и чрезмерные капризы сходят на нет.
Эмоциональная сфера трёхлетних детей активно развивается: они начинают фантазировать. Ребята с самым богатым воображением даже удивляют окружающих историями собственного сочинения. В норме эмоционально развитый малыш в 3 года стремится повторять понравившиеся действия за другими людьми, умеет выражать симпатии и антипатии.
Умственное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.comВместе с кризисом трёх лет приходит и возраст «почемучки». Ребёнок расспрашивает взрослых обо всём на свете, сравнивает ответы, делает выводы.
Темпы умственного развития у разных детей могут отличаться в зависимости от личных способностей ребёнка и от вовлечённости взрослых в процесс развития. Интеллектуальное развитие в трёхлетнем возрасте считается нормальным, если малыш умеет:
- различать 4-8 цветов;
- рассматривать предмет не только целиком, но и замечать детали;
- не отвлекаться слишком часто, концентрироваться на одном занятии;
- строить несложные планы, например: «утром мы пойдём в садик, а вечером ты заберёшь меня домой»;
- считать до пяти;
- находить отгадки на детские загадки;
- оперировать понятиями «больше-меньше» и находить другие отличия между предметами;
- запоминать простые стихи и песни;
- отличать друг от друга базовые геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат — и называть их.
Когнитивное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
В когнитивные навыки детей входит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. На скорость когнитивного развития влияет исследование ребёнком окружающего мира: чем больше малыш взаимодействует с разными предметами и чем больше наблюдает разных явлений — тем лучше развиваются когнитивные способности.
Трёхлетним детям важно познавать мир на практике, поэтому так важно подкреплять личный опыт малыша объяснениями взрослого. Например, разъяснять разницу между противоположными понятиями («узкая тропинка-широкая дорога»), поощрять желание ребёнка анализировать ситуации и события, акцентировать внимание на конкретных деталях предметов.
В возрасте трёх лет ребёнок с помощью восприятия составляет представление о свойствах предметов. Он учится сравнивать размеры и формы предметов, знает назначение разных вещей и правильно их использует.
Внимание малыша становится устойчивым: он сосредотачивается на интересном занятии на 10-20 минут, не выпускает из поля зрения несколько предметов одновременно. Но и отвлекается трёхлетка всё ещё достаточно легко.
Память в три года непроизвольная: ребёнок запоминает интересную для него информацию, а выучить что-то специально малышу пока нелегко.
Хотя ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи — его мышление ещё ограничено настоящим временем. Трёхлетний малыш оценивает ситуацию «здесь и сейчас», но по мере познания мира способности ребёнка к анализу постепенно развиваются. В 3 года дети особенно ярко чувствуют радость первооткрывателя, и чем больше событий происходит вокруг юного исследователя — тем лучше развивается его мышление.
Самостоятельность, навыки самообслуживания
Prostock-studio/Shutterstock.com
Маленьким детям ещё не под силу обслужить себя полностью, но к трём годам ребёнок уже должен владеть некоторыми навыками самообслуживания:
- раздеваться и одеваться с небольшой посторонней помощью;
- обуваться или хотя бы пробовать самостоятельно надевать обувь;
- умываться и чистить зубы;
- пользоваться столовыми приборами;
- выполнять простые бытовые просьбы: убрать игрушки, положить вещь на место, поставить чашку на стол.
Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
Prostock-studio/Shutterstock.com
Малыш становится очень подвижным, и важно придерживаться режима дня, чтобы у ребёнка хватало сил. Конечно, режим ребёнка, который ходит в садик, будет отличаться от режима крохи, не посещающего дошкольное учреждение, но примерный распорядок дня для трёхлеток может быть таким:
07.00 | Подъём |
07.30 | Гигиенические процедуры, зарядка |
08.00 | Завтрак |
08.30 | Развивающие игры и занятия, помощь в быту |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
12.30 | Дневной сон |
15.00 | Пробуждение |
15.30 | Полдник |
16.00 | Подвижные и развивающие игры |
18.00 | Прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 | Спокойные занятия |
20. 30 | Гигиенические процедуры |
21.00 | Ночной сон |
⠀
Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.
Уход за малышом в 3 года — проще ухода за младенцем, но пока ребёнку требуется ещё достаточно много помощи в самообслуживании.
Как организовать правильный уход за трёхлетними детьми:
- Следите за режимом сна малыша. Он должен спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днём, желательно в одно и то же время.
- Разнообразьте питание. Включайте в рацион 4-5 раз в неделю молоко, яйца, творог нежирные сорта мяса и рыбы. В ежедневном меню должны быть овощи, фрукты, хлеб и масло.
- Напоминайте крохе о необходимости вовремя умываться, мыть руки и чистить зубы.
- Помогайте ребёнку поддерживать порядок в его комнате, просите о посильной помощи в быту.
- Закаливайте сына или дочь с помощью обтирания, солнечных и воздушных ванн.
- Следите за тем, чтобы малыш достаточно двигался: играл в подвижные игры, делал зарядку.
Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Признаки, которые могут указывать на проблемы с развитием малыша:
- он не заинтересован в общении — ни со взрослыми, ни с другими детьми;
- не играет с игрушками, не проявляет любопытства в отношении незнакомых предметов;
- не узнает даже хорошо знакомые предметы;
- не может даже минимально контролировать проявление эмоций;
- не понимает речь окружающих.
Если вы замечаете за своим ребёнком похожие признаки — обратитесь к педиатру.
Как помочь ребёнку развиваться правильно?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Помогать трёхлетке развиваться можно и нужно — несмотря на стремление к самостоятельности, дети в этом возрасте охотно принимают помощь от взрослых. Особенно, если эта помощь преподнесена в форме игры.
Как помочь трёхлетним детям развивать важные навыки и умения в соответствии с рекомендациями педагогов:
- Просите ребёнка подробно рассказать, как прошёл его день. Этот приём тренирует память лучше, чем специальные развивающие игры.
- Сдерживайтесь в предложении помощи. Чем меньше помощи со стороны — тем быстрее трёхлетка обучится самостоятельности.
- Используйте пальцы на руках, чтобы научиться считать в пределах пяти, а чуть позже — и до десяти.
- В игрушках отдавайте предпочтение пирамидкам, кубикам, пазлам — они отлично формируют навыки внимательности, усидчивости и пространственного мышления.
- Если нет противопоказаний по здоровью — приобщайте сына или дочь к спорту. Особенно хорошо подойдёт плавание — универсальный способ для поддержания здоровья, формирования красивой осанки, укрепления всех групп мышц.
Не беспокойтесь за развитие и безопасность ребёнка, особенно, когда он находится вдали от вас или дома. Три года и поход в детский сад — отличный повод купить малышу первые GPS-часы. С ними и приложением «Где мои дети», вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.
Игры
Prostock-studio/Shutterstock. com
Игра — самое важное занятие для трёхлетнего малыша. В этом возрасте ребёнок получает удовольствие исключительно от процесса, не ставя цели научиться новому. Зато родители могут предложить сыну или дочери те игры, которые помогут детскому развитию.
Примеры развивающих игр для трёх лет:
- Игры с водой. Малыши очень любят контактировать с водой — помогите крохе создать собственный водный мир. Можно включить в игру миски, стаканы, дуршлаг, пульверизатор и показать, как играть с водой с помощью этих предметов. Водные игры развивают воображение, координацию, мелкую моторику.
- Пальчиковые игры. Занятия с элементами пальчиковой гимнастики, как никакие другие, развивают мелкую моторику.
- Лепка из пластилина или солёного теста. Лепка помогает развивать творческие способности и мелкую моторику.
- Игры с кубиками разных форм и размеров. Во время строительства из кубиков развивается скорость реакции, малыш запоминает цвета и формы, учится сравнивать предметы и осваивает счёт.
- Пазлы и мозаики. Начиная с простых вариантов, переходите к более сложным с большим количеством деталей. Пазлы и мозаики формируют умение концентрироваться, развивают воображение и мелкую моторику.
Ещё одна особенность данного периода развития ребёнка — кризис трёх лет. Это непросто. Но его нужно пережить, проявляя терпение и помогая малышу развиваться. А когда трудности останутся позади — ребёнок станет отличным собеседником, партнером для игр и лучшим другом для своих родителей!
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 5 / 5. Подсчет голосов: 4
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
вех развития для 3-летних | Понятно
В течение этого года дети внезапно превращаются из малышей в дошкольников. Но они не приобретают все дошкольные навыки сразу или даже с одинаковой скоростью. Если у вас есть трехлетний ребенок, вы можете задаться вопросом, на что способны большинство детей в этом возрасте.
У Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) есть список вех, который он обновил со многими изменениями в 2022 году. Агентство перенесло некоторые вехи в разные возрастные диапазоны, что вызывает сомнения у некоторых экспертов.
Приведенные ниже вехи CDC помогут вам узнать, чего ожидать. Если ваш ребенок не встречает достаточное количество из них, это может указывать на возможные задержки в развитии.
Вы также можете узнать больше о:
- Как развиваются координация и двигательные навыки в разном возрасте
- Как развиваются социально-эмоциональные навыки в разном возрасте
Социально-эмоциональные вехи
- минут после 10 спадов 10
- Замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы играть
- Разговаривает с вами в беседе, используя не менее двух двусторонних обменов
- Спрашивает «кто», «что», «где» », или вопросы «почему», например «Где мама/папа?»
- Говорит, какое действие происходит на картинке или в книге, когда его спрашивают, например, «бегает», «ест» или «играет».
- Называет имя, когда его спрашивает знакомый человек. большую часть времени
- Копирует круг, когда вы показываете им, как
- Избегает прикосновения к горячим предметам, таким как плита, когда предупреждается
- Нанизывает предметы вместе, например, большие бусы или макароны
- Надевает одежду без посторонней помощи, например, свободные штаны или куртку
- Использует вилку
К концу этого года дети обычно задают много вопросов «почему».
К 4 годам дети обычно говорят достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять, что они говорят.
Если ваш ребенок не достигает многих вех, это может указывать на задержку развития.
Признаки и симптомы
- Каковы основные этапы развития малыша?
- Каковы признаки беспокойства по поводу развития в детском возрасте?
- Как родители могут способствовать эмпатии у малышей?
- Малыши могут поделиться?
- Как малыши справляются с конфликтами?
- Могут ли малыши помогать по дому?
- Почему малыши пугаются?
- Сколько слов нужно услышать детям?
- Могут ли родители обнаружить дислексию у малыша?
- Раздача вещей другим в форме игры.
- Бывают приступы гнева.
- Проявите страх перед незнакомцами.
- Проявите привязанность к знакомым людям.
- Участвуйте в притворной игре, например, кормите куклу.
- Цепляйтесь за воспитателей в новых ситуациях.
- Укажите, чтобы показать что-то другим.
- Исследуйте в одиночку, но в присутствии родителей или опекунов.
- Копировать другие.
- Проявляйте волнение, находясь рядом с другими детьми.
- Выражайте неповиновение, например, когда вам говорят ничего не делать.
- Играйте в основном вместе с другими детьми, но начните вовлекать других в такие игры, как погоня.
- Укажите пальцем, чтобы привлечь внимание и показать человеку, чего он хочет.
- Произнесите несколько отдельных слов, включая «нет», и, в конце концов, сформируйте предложения из двух-четырех слов.
- Понимать назначение обычных предметов, таких как телефоны, щетки и ложки.
- Показать возможность указывать на определенные части тела.
- Писать самостоятельно.
- Выполняйте одношаговые словесные просьбы без жестов («сесть») и, в конце концов, двухшаговые команды.
- Укажите на вещи или картинки, когда их называют, в том числе в книгах, и сами начните называть их.
- Узнавать имена знакомых людей.
- Повтор слов, подслушанных в разговоре.
- Находите вещи, даже если они спрятаны под двумя или тремя крышками.
- Начните сортировать формы и цвета.
- Закончите знакомые предложения и рифмы.
- Играйте в простые выдуманные игры.
- Стройте башни из 4 и более блоков.
- Начните отдавать предпочтение доминирующей руке.
- вы уходите (если у него тревога разлуки)
Вехи языка/коммуникации
Когнитивные вехи (обучение, мышление, решение проблем)
Вехи физического развития
Все дети развиваются по собственному расписанию. Но если после трехлетнего возраста ваш ребенок не может делать многие из этих вещей, важно выяснить, почему. Поговорите с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка о возможностях оценки поддержки специального образования в вашей местной школе.
Посмотрите вперед на вехи развития для 4-летних.
Основные выводы
Похожие темы
Расскажите нам, что вас интересует
Об авторе
Об авторе
Аманда Морин — бывший директор «Руководства для родителей по специальному обучению» и «Руководства по всему» идейное лидерство в Understood. Как эксперт и писатель, она помогала создавать Understanded с первых дней его существования.
Малыши | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
В раннем детстве годовалые и двухлетние дети демонстрируют ряд новых навыков и личностных качеств и начинают самоутверждаться, делая первые попытки стать независимыми, даже если они остаются рядом со своими родителями или опекунами. Также можно ожидать, что они будут закатывать истерики, когда эти заявки будут отклонены.
На этой странице
Каковы основные этапы развития малыша?
В этот период большинство детей делают свои первые шаги, прежде чем подниматься по лестнице и начинать бегать. Они начинают сами раздеваться, есть из посуды и пить из чашек, бросать мяч (или что еще под руку), чертить прямые линии и круги.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американской академии педиатрии, от годовалых и двухлетних детей также можно ожидать проявления большинства следующих социальных и когнитивных навыков, хотя каждый ребенок развивается по-разному и может достичь некоторых вехами раньше или позже, чем другие, и все же считается, что они находятся в здоровом развитии:
Социальное развитие
Когнитивное развитие и коммуникативные навыки
Каковы признаки беспокойства по поводу развития в детском возрасте?
Если ребенок в позднем ясельном возрасте неуверенно ходит, копирует других, выполняет простые инструкции или усваивает новые слова, ограничен менее чем 6 словами, не проявляет способности указывать на знакомые предметы и людей, не замечает, когда опекун уходит или возвращается, или теряет навыки, которые у него когда-то были, родитель или опекун должны назначить скрининг развития у своего педиатра.
Как родители могут способствовать эмпатии у малышей?
Эмпатия включает в себя понимание того, что может чувствовать другой человек, а затем ощущение или воображение подобной эмоции. Исследования показывают, что дети явно проявляют эмпатию примерно к 18 месяцам, часто предпринимая действия, чтобы помочь взрослому, который, кажется, борется с задачей, или утешая родителя или опекуна, которые кажутся грустными или расстроенными. Для детей, которые могут быть очень чувствительными, принятие чужих эмоций может быть легким, даже если иногда это подавляющее; исследования показывают, что для других детей родители, которые открыто и часто говорят об эмоциях, могут помочь им развить более высокий уровень эмпатии — наряду, конечно же, с моделированием эмпатии дома.
Малыши могут поделиться?
Да, даже если это сложнее, когда они устали или перегружены. Исследования показывают, что до двухлетнего возраста дети делятся своей едой с другими, даже с незнакомцами, и даже если они сами голодны. Психологи-эволюционисты считают, что «альтруистическая передача пищи» является ключевым поведением, которое отличает людей от других приматов, способствует сплочению группы и, в более широком смысле, успеху сообщества и вида.
Как малыши справляются с конфликтами?
Детский возраст уже давно известен как «ужасные двойки», потому что дети в этом возрасте часто с трудом справляются со своими эмоциями и поведением. Но это также этап, когда дети начинают играть друг с другом, и недавние исследования показали, что, вопреки их репутации, малыши уважают и одобряют честную игру. Наблюдая притворные сцены, в которых одна марионетка побеждала в конфликте, потому что другая марионетка уступала ей дорогу или иным образом уступала ей, малыши сообщали, что марионетка-победитель им понравилась больше. Но когда марионетка-победитель заканчивала конфликт, отталкивая другую марионетку с дороги, победитель не нравился малышам больше.
Могут ли малыши помогать по дому?
Они, конечно, могут попробовать, и если они проявят интерес, родители должны позволить им (в разумных пределах). Многочисленные исследования показывают, что практически все малыши, наблюдающие за тем, как родители или опекуны выполняют работу по дому, делают жесты, чтобы помочь или подражать им. Исследователи считают, что это желание помочь почти универсально, но многие родители по ошибке не позволяют этого, часто потому, что считают, что малыш может пораниться, создать дополнительную работу для взрослого или просто замедлить процесс. И когда родители действительно просят малышей помочь, они часто вербуют их обещанием вознаграждения, подавляя их инстинкт вносить свою лепту только для того, чтобы быть полезными.
Почему малыши пугаются?
Страх не является врожденным у людей, считают многие исследователи (исключением может быть страх перед такими существами, как пауки и змеи), а приобретается, как правило, в позднем младенчестве и раннем детском возрасте. Большинство детей в первую очередь боятся незнакомцев, незнакомых мест или отъезда родителей или опекунов. Некоторые страхи обусловлены — например, «нападение» агрессивной, чрезмерно восторженной или ласковой собаки. Другие страхи усваиваются на примере, например, наблюдение за испуганной реакцией родителей на кровь.
Сколько слов нужно услышать детям?
Исследования уже давно показали, что между детьми, которые в раннем возрасте слышат больше слов дома, и теми, кто этого не делает, возникают значительные различия в возможной успеваемости. Более поздние исследования показывают, что различия могут быть огромными: некоторые взрослые используют всего 400 слов за 90-минутный период с ребенком, в то время как другие используют до 9000. Но из этих исследований выявилось еще одно ключевое отличие: важность разнообразия слов, которые слышит ребенок. Дети, чьи родители или опекуны использовали более широкий набор слов, включая трудные слова и даже бессмысленные слова, позже, по-видимому, имели преимущество в учебе, даже если они не слышали самого большого количества слов.
Могут ли родители обнаружить дислексию у малыша?
Дислексия, сопровождающаяся трудностями с точным распознаванием слов, а также плохим декодированием и правописанием, встречается у 10–15 процентов детей.